Кто такой сатана на самом деле. Сатана, господь и сакральный смысл трех глав книги иова

Кто такой дьявол? Падший ангел, впавший в гордыню и поставивший себя вровень с Богом. Он утратил своё ангельское достоинство и был наказан Господом. Тот создал ад и отправил туда смутьяна. С тех пор дьявол искушает людей и сбивает их с пути истинного. Он всегда желает человеку лишь зла и ведёт к погибели. В соответствии со Священным Писанием все грехи идут от дьявола. Но любой смертный может покаяться перед Создателем, а вот падший ангел лишён покаяния, так как его падение означает смерть. А после смерти покаяние невозможно.

Разные народы по-разному называли отступника. Поэтому имена дьявола чрезвычайно разнообразны. Самых распространённых насчитывается 77. Мы же рассмотрим наиболее известные и дадим им краткие характеристики.

Сатана – одно из самых популярных имён дьявола. Упоминается как в Ветхом, так и Новом Завете. Согласно Библии, Иисус Христос сказал о Сатане: «Я видел его, спадшего с неба, как молнию». Апостол Павел утверждал, что Сатана может внешне преображаться, а слугами его являются злобные поднебесные духи. Христос полностью победил Сатану, взяв на себя человеческие грехи и восстав из мёртвых. Все, кто искренне верит в Господа, являются победителями дьявола.

Левиафан – морское чудище, упоминаемое в Ветхом Завете и отождествляемое с дьяволом. Его часто изображали в виде многоголового морского чудовища, источающего зло и ненависть к людям.

Люцифер – означает «светоносный» и является синонимом падшего ангела. С дьяволом стал отождествляться христианской церковью в XVII веке. Римляне называли Люцифером планету Венеру, точнее, утреннюю звезду. А вечернюю звезду называли Веспер. В древности не знали, что это одна и та же планета.

Вельзевул – в христианской религии злой дух, являвшийся подручным дьявола. Затем это имя стали отождествлять с самим князем тьмы. Упоминается в Ветхом Завете как божество, которому поклонялись филистимляне.

Мефистофель – князь тьмы в мифологии, относящейся к эпохе Возрождения. С конца XVI века становится литературным персонажем. Наибольшую популярность приобрёл после философской драмы Гёте «Фауст».

Воланд – данное имя происходит от древнего скандинавского бога Велунда. В языческой мифологии считался богом-кузнецом. У христиан приобрёл бесовские черты и превратился в дьявола. Писатель Булгаков воспользовался этим именем, назвав им повелителя тьмы в своём произведении «Мастер и Маргарита».

Помимо этого, имена дьявола включают в себя: Жестокий ангел, Злой дух, Искуситель, Князь тьмы, Лукавый, Отец лжи, Дракон, Чёрт. Это всё касается христианской культуры. В других же культурах князя тьмы называли иными именами, что никак не меняло его зловещей сути.

Адрамелах – дьявол древних шумеров. Ему приносили в жертву детей, сжигая их перед бронзовой скульптурой.

Аполлион – в греческой мифологии ангел смерти. Отождествлялся с князем тьмы.

Алух – считался богом смерти у цивилизации майя. Всегда изображался с черепом вместо головы. Согласно мифологии обитал в подземном мире.

Бафомет – сатанинское божество. Во время суда над тамплиерами выяснилось, что те поклонялись Бафомету на своих тайных ритуалах. Это послужило одной из причин обвинения тамплиеров в ереси.

Валаам – индийский дьявол, олицетворявший жадность и алчность.

Вил – бог ада у древних кельтов.

Койот – так индейцы Северной Америки называли дьявола до появления европейцев.

Маммон – демоническое существо, отождествляемое с князем тьмы.

Манту – бог ада у древних этрусков.

Молох – имя дьявола у финикийцев.

Риммон – дьявол у сирийцев. Долгое время считался нечистой силой в Дамаске.

Самну – имя дьявола у народов, населявших Центральную Азию.

Тянь-мо – китайский князь тьмы. Олицетворял жадность и страсть.

Шайтан – таким именем арабы называли и называют дьявола.

Эмма-О – правитель ада у японцев.

Приведённые выше имена дьявола являются лишь малой толикой всех имён падшего ангела. Но они самые распространённые и наиболее известные. В принципе, совсем неважно, как называть князя тьмы. Главное, понимать его суть и осознавать то зло, которое исходит от него .

Христианский мир разделён на два царства: небесное и подземное. В первом правит Бог, ему подчиняется свита ангелов. Во втором узды правления принадлежат Сатане, который распоряжается бесами и чертями. эти два противоположных мира ведут борьбу за человеческие души. И если про Господа нам известно многое (из церковных проповедей, Библии, рассказов набожных бабушек), то про его антипода стараются лишний раз не вспоминать. Кто он? И как его правильно называть: Дьявол, Сатана, Люцифер? Попробуем приподнять занавес над непостижимой тайной.

Кто такой Сатана?

Исследователи утверждают, что поначалу он был величественным ангелом Денницей, венцом красоты и мудрости. Неся на себе печать совершенства, в один прекрасный день он возгордился и возомнил себя выше Господа. Это сильно разгневало Создателя, и он свергнул строптивца и его последователей в кромешную тьму.

Кто такой Сатана? Во-первых, он начальник всех тёмных сил, противник Бога и главный искуситель людей. Во-вторых, он является воплощением мрака и хаоса, цель которого - совратить истинных христиан с праведного пути. Для этого он является людям в разных обличиях и сулит несметные богатства, славу и успех, прося взамен, по его словам, самое малое - вечное владение душой.

Часто дьявол не сам искушает праведников, а посылает своих земных помощников, которые при жизни стали соратниками тёмных сил: ведьм и чёрных магов. Его главная цель - порабощение всего человечества, свержение Бога с престола и сохранение собственной жизни, которая, согласно легендам, будет отнята после второго Пришествия Христа.

Ранние упоминания в ветхозаветных текстах

Сначала появилось понятие «Сатанаил», означающее некую тёмную силу. Пришло из древних мифов, в которых эта материя описывается как главный противник бога-демиурга. Впоследствии образ формировался под влиянием иранской мифологии и зороастризма. К этому добавились представления людей о злых силах и демонической тьме: в результате мы получили полное и достаточно точное представление о том, кто такой Сатана и что ему от нас нужно.

Интересно, что в ветхозаветных текстах его имя - нарицательное, обозначающее врага, отступника, неверного, клеветника, который выступает против Бога и его заповедей. Именно так он описан в книгах Иова и пророка Захарии. Лука же указывает на Сатану как на персонификацию зла, вселившуюся в предателя Иуду.

Как видим, в раннем христианстве дьявола не считали конкретной личностью. Скорее всего, это был сборный образ всех человеческих грехов и земных пороков. Люди считали его Вселенским злом, способным поработить простых смертных и полностью подчинить их своей воле.

Отождествление в фольклоре и быту

Часто люди отождествляли дьявола со змеем, беря за основу рассказы из Книги Бытия. Но на самом деле эти предположения не имеют основы, так как на страницах упомянутого источника гад - типичный трикстер, мифологический архетип, наделённый негативными человеческими Несмотря на это, поздняя христианская литература считает змея аналогом Сатаны или, в крайнем случае, его посланником.

В фольклоре его также часто называют Вельзевулом. Но исследователи утверждают, что это ошибка. И приводят неоспоримые факты: в Библии Вельзевул упоминается только в Евангелиях от Матвея и Марка - в качестве «бесовского князя». Что касается Люцифера, так он не упоминается ни в Ветхом, ни в Новом Завете. В более поздней литературе таким именем называют некого падшего ангела - демона планеты.

С точки зрения ортодоксального христианства, настоящим спасением от пут дьявола станет искренняя молитва. Сатане же религия приписывают силу, которую он берёт от Всевышнего и обращает ему во вред, парадоксально являясь частью божьего замысла. Эти противоречия нередко приводят христианскую философию в тупик.

Более поздние упоминания

В Новом Завете Сатана предстаёт в роли обманщика и притворщика, который скрывается под личиной Это волк в овечьей шкуре - утверждается в Деяниях святых апостолов и во втором послании Павла. Наибольшее развитие образ получил в Апокалипсисе, где он описан как конкретная персона - глава царства мрака и пороков, порождающий потомство. Сын Сатаны, Антихрист, тут является также полностью сформированным образом, играющим определённую роль: противостояние Христу и порабощение людей.

В последующей мистической, а также христианской апокрифической литературе Сатана приобретает конкретные черты и линию поведения. Это уже личность, что является врагом рода людского и главным антагонистом Бога. Несмотря на порицание во всех религиях мира, он - неотъемлемая часть вероучения, отправная точка сравнения добра и зла, некий критерий человеческих поступков и мотивов. Без его существования мы бы никогда не смогли стать на праведный путь, поскольку не умели бы отличить светлое от тёмного, день от ночи. Вот почему существование дьявола - важная часть высшего божественного замысла.

Обличья Сатаны

Несмотря на неоспоримые точки зрения, споры и суждения, дьявола называют по-разному. В ряде учений его имя изменяется в зависимости от того образа, в котором он предстаёт перед человечеством:

  • Люцифер. Это Сатана знающий, несущий свободу. Является в обличии интеллектуального философа. Сеет сомнения и побуждает спорить.
  • Белиал. Зверь в человеке. Внушает желание жить, быть самим собой, пробуждает первобытные инстинкты.
  • Левиафан. Хранитель тайн и психолог. Побуждает людей заниматься магией, поклоняться идолам.

Эта теория, которая также заслуживает право на существование, позволяет нам лучше понять, кто такой Сатана. Согласно ей, это определённый порок, с которым борется человек. Он также может предстать перед нами в женском образе Астарты, толкая на прелюбодеяние. Сатана - это также Дагон, обещающий богатство, Бегемот, склоняющий к обжорству, пьянству и праздности, Аббадон, призывающий уничтожать и убивать, Локи - символ коварства и лжи. Все эти особы могут быть как самим дьяволом, так и его верными слугами.

Знаки дьявола

Самый священный - змея. Капюшон можно лицезреть на многих египетских росписях и фресках. Это символ расширения сознания, а змея, принимающая позу нападения, свидетельствует о воспарении духа. Другие символы говорят следующее:

  • Пентаграмма, направленная вниз. Символизирует самого Сатану.
  • Простая пентаграмма. Больше используется колдунами и ведьмами для совершения обрядов.
  • Эмблема Бафомест. Знак Сатаны, начертанный на его библии. Это перевёрнутая пиктограмма в виде козлиной головы.
  • Крест Беспорядка. Древний римский символ, означающий отречение от христианских ценностей божественной сущности Христа.
  • Гексаграмма. Она же «Звезда Давида» или «Печать Соломона». Самый сильный знак Сатаны, что используется для вызова злых духов.
  • Знаки зверя. Во-первых, это число Антихриста - 666. Во-вторых, к ним также можно отнести три латинские буквы F - она по счёту шестая в алфавите, и три переплетённых кольца, образующие шестёрки.

На самом деле символов Сатаны очень много. Ними также являются козлиная голова, череп и кости, свастика и другие древние знаки.

Семья

Жёнами дьявола считаются так называемые демоницы, каждая из которых имеет собственную сферу влияния и является незаменимой в аду:

  • Лилит. Главная жена Сатаны, первая супруга Адама. Является одиноким путникам в образе красавицы-брюнетки, после чего безжалостно их убивает.
  • Махаллат. Вторая жена. Заведует легионами злых духов.
  • Аграт. Третья по счёту. Сфера деятельности - проституция.
  • Барбело. Одна из самых красивых. Покровительствует вероломству и коварству.
  • Елизаздра. Главная советница дьявола по кадрам. Отличается кровожадностью и мстительностью.
  • Нега. Демоница эпидемий.
  • Наама. Искусительница, которую вожделеют все смертные мужчины.
  • Прозерпина. Покровительствует разрушениям, стихийным бедствиям и катастрофам,

У дьявола есть и другие жёны, но перечисленные выше демоницы наиболее могущественные, поэтому знакомы многим народам мира. От которой из них родится сын Сатаны - неизвестно. Большинство исследователей утверждают, что матерью Антихриста станет простая земная женщина, но очень грешная и порочная.

Главная книга дьявола

Рукописная библия Сатаны создана на рубеже XII-XIII веков. Как свидетельствуют источники, написал её монах под диктовку якобы самого дьявола. Рукопись содержит 624 страницы. Она поистине огромна: размеры деревянных обложек - 50 на 90 сантиметров, вес библии - 75 килограмм. На изготовление манускрипта ушло 160 шкур, содранных с ослов.

Так называемая библия Сатаны содержит Ветхий и различные назидательные рассказы для проповедников, разные формы заговоров. На 290-й странице нарисован сам дьявол. И если легенда о монахе - выдумка, то «сатанинское изображение» - факт. Несколько страниц перед этим граффити залиты чернилами, последующие восемь вовсе удалены. Кто сделал это - неизвестно. Самое интересное, что «бесовская рукопись», хоть и осуждалась церковью, но никогда не была запрещена. Несколько поколений послушников даже изучали по её страницам тексты Святого Писания.

С исторической родины - чешской Праги - манускрипт в качестве трофея в 1649 году увезли с собой шведы в Стокгольм. Теперь только работники здешней Королевской библиотеки, надев на руки защитные перчатки, имеют право листать страницы нашумевшей рукописи.

Церковь дьявола

Её создал 30 апреля 1966 года американец Антон Шандор ЛаВей. Основанная в Вальпургиеву ночь, церковь Сатаны провозглашала себя антиподом христианства и носителем зла. Печать Бафомета - символ сообщества. Кстати, оно стало первой официально зарегистрированной организацией, которая поклонялась культу дьявола и считала сатанизм своей идеологией. ЛаВей являлся так называемым Верховным жрецом вплоть до своей смерти. Кстати, он также написал ещё одну Сатанинскую библию современного варианта.

Церковь Сатаны принимает в свои ряды всех желающих, достигших совершеннолетия. Исключение - дети уже задействованных активных участников, так как они с младых лет понимают сатанинские практики и учения. Жрецы проводят чёрные мессы - пародию на церковное богослужение, а также практикуют сексуальные оргии и жертвоприношение. Основные праздники сообщества - Хэллоуин и Вальпургиева ночь. На широкую ногу также отмечают посвящение новых членов в тайны дьявольского культа.

Как уберечься от влияния Сатаны и его слуг

Церковь даёт два практических совета, которые помогут спасти душу от дьявольских козней. Во-первых, следует противостоять соблазнам, и в этом поможет молитва. Сатане трудно бороться с чистыми намерениями, искренностью, которую мы вкладываем в основу обращения к Господу. Не нужно при этом ничего просить, кроме сил и одновременно благодаря за ещё один прожитый день и те мелочи, которые сделали его неповторимым и красочным.

Во-вторых, нужно максимально приблизиться к Богу. Священники советуют посещать воскресные и праздничные службы, поститься, научиться быть доброжелательными и честными по отношению к другим людям, не нарушать заповеди, бороться с пороками, отвергать искушения. Ведь каждый шаг, сделанный по направлению к Господу, одновременно удаляет нас от Сатаны. Служители Церкви уверены: следуя их рекомендациям, каждый человек способен совладать с бесами, живущими внутри, тем самым сохранить свою душу и обрести заслуженное место в райских садах.

Имя "Сатана" происходит от древнееврейского слова, означающего "противостоять". В ранних книгах Ветхого Завета, записанных еще до вавилонского пленения (т. е. до VI века до н. э.), слово satan употребляется в значении "противник". В эпизоде, повествующем о путешествии Валаама, Ангел Господень "стал... на дороге, чтобы воспрепятствовать (satan) ему" (Числ. 22:22). При этом слово satan вовсе не обязательно относилось к сверхъестественному противнику. Так, филистимляне отказались принять помощь Давида, опасаясь, что в сражении он переметнется на сторону врага и станет их satan, т. е. противником (1 Цар. 29:4).

Слово "сатана" в более привычном нам значении появляется в двух более поздних фрагментах, написанных после вавилонского пленения. Здесь сатана (satan) - это ангел, принадлежащий к окружению Иеговы и выступающий в роли обвинителя грешников перед Богом. В Книге пророка Захарии, приблизительно датирующейся концом VI века до н. э., описано видение, в котором первосвященник Иисус предстает пред судом Божьим. По правую руку от Иисуса стоит сатана, "чтобы противодействовать ему", т. е. выступать в роли обвинителя. В этом фрагменте дан лишь намек на то, что сатана относится к своей задаче чересчур ревностно:

Бог упрекает его за попытку обвинить праведного человека (Зах. 3:1-2).

В первых двух главах Книги Иова, созданной приблизительно на сто лет позднее, чем Книга пророка Захарии, сатана по-прежнему остается обвинителем грешников, но здесь его злонамеренность уже вполне очевидна.

Здесь повествуется о том, как сыны Божий, и среди них сатана, предстают перед Иеговой. Сатана сообщает, что "ходил по земле и обошел ее", и, по замыслу автора книги, эти слова должны были прозвучать зловеще: ведь в функции сатаны, очевидно, входил розыск неправедных людей. Затем Иегова восхваляет Иова как безгрешного и богобоязненного человека; сатана же возражает на это, что Иову нетрудно быть богобоязненным, ибо он счастлив и богат. В качестве испытания Иегова позволяет сатане убить детей и слуг Иова и уничтожить его скот. Однако, несмотря на все эти бедствия, Иов отказывается проклясть Бога, философски заявляя: "Господь дал, Господь взял; да будет имя Господне благословенно!" Но сатана, не довольствуясь этим, коварно советует Иегове: "...кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости и плоти его, - благословит ли он Тебя?" Иегова позволяет сатане поразить Иова проказой, но Иов остается верен Господу.

Уильям Блэйк. Сатана осыпает бедами Иова

В этом эпизоде сатана проявляет твердую решимость подорвать веру Иова в Бога и выступает в качестве непосредственного исполнителя кар, обрушившихся на Иова. Однако он действует в полном согласии с указанием Бога и, как представляется, выполняет полезную функцию. Он стремится вскрыть греховность, от природы присущую всякому человеку. Но позднее, по-видимому, из-за столь ожесточенного рвения сатана опротивел Богу не меньше, чем людям. В 1-й Книге Еноха, не вошедшей в Ветхий Завет, но оказавшей влияние на ранних христиан, появляется целая категория - сатан, которых вовсе не допускают на небеса. Енох слышит голос архангела Фануила, "отгоняющего сатан и запрещающего им представать перед Господом и обвинять обитателей земли". В этой же книге фигурируют "карающие ангелы", по-видимому, тождественные сатанам. Енох видит, как они готовят инструменты для казни "царей и владык земли сей, дабы уничтожить их".

На основе этого представления о неумолимом ангеле, обвиняющем и карающем людей, со временем развился средневековый и современный христианский образ Дьявола. Когда Ветхий Завет впервые перевели на греческий язык, слово "satan" передали как "diabolos" - "обвинитель", с оттенком значения "ложный обвинитель", "очернитель", "клеветник"; от этого слова и возникло имя "Дьявол".

Поздние иудейские авторы тяготели к разграничению доброго и злого начал и представляли Иегову абсолютно благим Богом. Поступки Иеговы в некоторых библейских эпизодах казались им совершенно невероятными, а потому были приписаны некому злому ангелу. Первая версия повествования о том, как Давид исчислил народ Израиля и тем самым навлек на израильтян Божью кару, содержится во 2-й Книге Царств (24:1), которую датируют началом VIII века до н. э. Здесь мысль о проведении переписи внушает Давиду сам Иегова. Но пересказывая тот же эпизод в 1-й Книге Паралипоменон, автор IV века до н. э. перекладывает ответственность за этот поступок с Бога на Сатану:

"И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян" (1 Пар. 21:1). Это - единственный в оригинальном тексте Ветхого Завета случай употребления слова "Satan" как имени собственного.

В еще более поздних иудейских текстах и в христианском учении образ Сатаны становится все отчетливее. Сатана постепенно набирает силу, превращаясь в великого противника Бога и человека и почти (но не до конца) выходя из-под власти Господа. Многие задавались вопросом, почему сатана - первоначально полезный, хотя и довольно неприятный прислужник Иеговы, - в конце концов лишается милости Господа и становится Его врагом. Один из возможных ответов на этот вопрос дает легенда о так называемых Хранителях, зерно которой содержится в Книге Бытие. Когда род людской умножился на земле, "сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал". В те времена "были на земле исполины", и дети, которых рождали от ангелов дочери человеческие, были "сильные, издревле славные люди". Возможно, этот фрагмент всего лишь служил объяснением преданий о древних великанах и героях; однако, вольно или невольно, следующий стих связал его с воцарением зла на земле: "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время". Именно поэтому Бог решил устроить великий потоп и истребить человечество (Быт. 6:1-5).

Несколько аллюзий на эту историю можно обнаружить в других книгах Ветхого Завета, однако первая полная (хотя и более поздняя) версия появляется только в 1-й Книге Еноха, во фрагментах, относящихся, по-видимому, ко II веку до н. з. "И случилось так, что, когда род человеческий умножился, стали рождаться в те дни у людей дочери красивые и прекрасные. И ангелы, сыны неба, увидели их и возжелали их, и сказали друг другу: пойдем, выберем себе жен среди дочерей человеческих, и пусть родят нам детей". Эти ангелы принадлежали к чину Хранителей, не ведающих сна. Предводителем их был либо Семьяза, либо, согласно другим фрагментам, Азазель. Двести Хранителей снизошли на землю - на гору Гермон. Там они взяли себе жен "и начали входить к ним и предаваться с ними скверне". Они научили своих жен чародейству и волшебству, а также передали им знания о целебных свойствах растений. Азазель научил мужчин делать оружие - мечи, ножи, щиты. Кроме того, он познакомил людей с порочным искусством косметики.

Смертные женщины стали рождать от Хранителей детей - могучих исполинов, которые со временем съели все запасы пищи. "И когда люди больше уже не могли прокормить их, исполины обратились против них и пожрали человечество, и начали они предаваться греху с птицами и зверями, пресмыкающимися и рыбами, и пожирать плоть друг друга, и пить кровь".

Тогда Бог послал архангела Рафаила, чтобы тот заключил Азазеля в пустыне вплоть до дня Страшного Суда, на котором он будет осужден на вечный огонь.

Остальные Хранители были принуждены смотреть на то, как ангелы убивают их детей. Затем Бог велел архангелу Михаилу сковать Хранителей и заточить их в ущельях земли вплоть до дня, когда они будут ввергнуты в огненную бездну на вечную муку. Из тел мертвых исполинов изошли демоны и поселились на земле, где обитают и до сих пор, сея повсюду зло и разрушения.

В одном фрагменте сочувственно предполагается, что грех, совершенный ангелами, объяснялся не столько похотью, сколько жаждой семейного уюта, которого, в отличие от людей, небожители были лишены. Это - первый намек на сложившееся позднее предание о зависти, которую стали питать к человеку некоторые ангелы. Бог говорит ангелам, что им не дано жен и детей, поскольку они бессмертны и не нуждаются в продолжении рода. Но в позднейшие эпохи возобладало представление о том, что зло, кровопролитие и запретные искусства появились на земле из-за того, что было совершено чудовищное преступление против законов Природы. Плотский союз ангельского, божественного начала со смертным, человеческим, породил на свет чудовищ - исполинов. Не исключено, что на основе легенды о Хранителях возникли средневековые поверья о сексуальных связях между ведьмами и Дьяволом. И, по существу, вся эта легенда оказывается как бы дьявольской пародией на главную мистерию христианской веры - мистерию нисхождения Бога к смертной женщине и рождения Спасителя.

Некоторые отцы церкви, в том числе Августин Блаженный, отвергали легенду о Хранителях и связывали происхождение зла с восстанием верховного архангела, который взбунтовался против Бога, обуянный гордыней.

Подтверждение этой версии они находили в знаменитом фрагменте из Книги пророка Исайи, в действительности представляющем собой пророчество о плачевной судьбе царя Вавилонского:

Люцифер - денница Зари.

"Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божих вознесу престол мой и сяду на горе в сонм богов, на краю севера; и взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней" (Ис. 14:12-15).

Так зародилось христианское предание о попытке Дьявола сравняться с самим Богом и об изгнании мятежника с небес. Такая версия ответа на вопрос, почему раннебиблейский сатана-обвинитель лишился милости Иеговы, оказывалась особенно удачной, поскольку согласовалась с тенденцией позднеиудаистских и христианских авторов возвысить изначальный статус Сатаны едва ли не до положения независимого божества. При этом утверждалось, что до падения мятежный архангел носил имя Денница, а после падения стал зваться Сатаной.

Процитированный фрагмент из Книги пророка Исайи связан, возможно, с легендой об обитавшем в Эдеме прекрасном утренней звезды, облеченном в сверкающие самоцветы и яркий свет. Обуянный безумной гордыней, он дерзнул бросить вызов самому Богу. "Денница, сын зари" в древнееврейском оригинале звучало как Хелель бен Шахар, т. е. "дневная звезда, сын зари".

Древние евреи, арабы, греки и римляне отождествляли утреннюю звезду (планету Венеру) с божеством мужского пола. По-гречески ее называли "phosphoros" (Фосфорос), а по-латыни - "lucifer" (Люцифер); оба эти названия означают "светоносец". Высказывалась гипотеза, что легенда о Люцифере основана на том, что утренняя звезда - последняя из звезд, видимых на рассвете. Она словно бросает вызов восходящему солнцу, из-за чего и возникло предание о мятежном утренней звезды и о постигшей его каре.

Легенды о Люцифере и Хранителях связывают происхождение зла с падением небожителей, поддавшихся греху гордыни или похоти и осужденных на наказание в аду. Эти две легенды естественным образом объединились:

Хранители стали считаться приспешниками Люцифера. Намеки на такую трактовку содержатся уже в 1-й Книге Еноха. В одном из фрагментов ее говорится, что Хранители были совращены сатанами, которые сбили их с пути истинного и привели на путь греха; в другом месте Азазель, предводитель ангелов-отступников, описан как "звезда, упавшая с неба" К I веку н. э. Люцифер, Сатана и Хранители объединились в рамках единого предания, к которому была добавлена история об Эдемском . Во 2-й Книге Еноха сказано, что архангел Сатанаил пытался уподобиться Богу и соблазнил Хранителей восстать вместе с ним. Все они были изгнаны с небес, и Сатанаил, желая отомстить Богу, искусил Еву в Эдеме. Согласно апокрифическому тексту "Жизнь Адама и Евы" ("Vita Adae et Evae"), Сатана был изгнан из сонма ангелов из-за того, что ослушался Бога и не пожелал поклониться Адаму. Михаил сказал ему, что Бог разгневается на него за это, но Сатана ответил: "Если станет он гневаться на меня, то я поставлю престол свой выше звезд небесных и буду подобен Высочайшему". Узнав об этом, Бог низверг Сатану и его приверженцев на землю, а Сатана в отместку соблазнил Еву. Здесь представление об обуявшем Дьявола грехе гордыни совмещено с легендой о зависти ангелов к человеку.

В Книге Бытие нет ни единого намека на то, что змей, искусивший Еву, был Дьяволом ; однако христианские авторы, как правило, утверждают, что это был либо посланец Дьявола, либо сам Дьявол в обличье . На этом основании святой Павел разработал основополагающую христианскую догму, состоящую в том, что грехопадение Адама предало все последующие поколения людей во власть Дьявола и обрекло их на грехи и ; но затем Бог послал Своего Сына на землю, чтобы освободить людей от этой кары. Если Адам, ослушавшись Бога, сделал людей смертными, то Христос, добровольно приняв , даровал людям жизнь вечную: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15:22).

Иисус и его ученики, очевидно, верили, что Дьявол имеет власть над миром сим - или, по крайней мере, над мирской суетой, роскошью и гордыней. В Евангелии от Матфея повествуется о том, как Дьявол, искушая Христа в пустыне, показал Ему "все царства мира и славу их" и произнес слова, которые затем легли в основу сатанизма: "...все это дам Тебе, если падши поклонишься мне" (Матф. 4:8-9). В параллельном эпизоде Евангелия от Луки Дьявол особо оговаривает, что ему дана власть над всеми царствами мира сего:

"Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее" (Лука 4:6). Иисус называет Дьявола "князем мира сего" (Иоан. 12:31, 14:30, 16:11), а святой Павел - "богом века сего" (2 Кор. 4:4). Гностики позднее истолковали эти фрагменты на свой лад: они утверждали, что Дьявол правит миром сим потому, что именно он сотворил его, тогда как Бог чужд человеку и далек от происходящего на земле.

Другая поздняя тенденция в формировании образа Дьявола заключалась в отождествлении его с Левиафаном - чудовищным первозданным драконом или змеем, некогда вызвавшим на бой Иегову. Исайя говорит, что Бог поразит "левиафана, прямо бегущего, и левиафана, изгибающегося" (Ис. 27:1). Не исключено, что предание о победе Иеговы над Левиафаном связано с вавилонскими и ханаанскими . В Вавилоне ежегодно праздновали победу бога Мардука над великой Тиамат, которая пыталась свергнуть богов и занять их место. В ханаанском Ваал убивает морского дракона Лофана (Itn), или Левиафана:

"Когда ты поразил Левиафана, скользкого, (И) положил конец извивающемуся, Тирану семиглавому..."*.

В Откровении Иоанна Левиафан и Дьявол - обуянные гордыней и заслужившие суровую кару противники Бога, - отождествляются друг с другом. Является огромный дракон о семи головах. Хвост его совлекает с неба третью часть звезд и низвергает их на землю. "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним". Затем с неба раздается торжествующий голос: "...низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь". И голос этот возглашает горе живущим на земле, "потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени" (Откр. 12:3-12).
В этом грандиозном видении объединены почти все основные мотивы позднейшего христианского представления о Дьяволе: "сатана", обвиняющий людей перед Богом; война на небесах, в которой Господне воинство возглавляет архангел Михаил; низвержение Денницы-Люцифера с небес; падшие ангелы (падшие звезды) - его приспешники; семиглавый дракон Левиафан; и, наконец, вера в то, что мстительная ярость Дьявола обрушилась на землю. Не вполне ясно, относилось ли описание Дьявола как "обольстителя" к эпизоду с Эдемским змеем, однако многие поколения христиан, читавшие этот фрагмент Книги Откровения, почти наверняка отождествляли "древнего змия" с искусителем Евы.

Именно христиане возвеличили Дьявола, почти уравняв его в правах с Богом.

Убежденные в безупречной благости Бога, они тем не менее чувствовали пугающую близость великого сверхъестественного Врага, квинтэссенции всего мирового зла. Падение Дьявола католики стали объяснять грехом гордыни; эта версия стала ортодоксальной и остается таковой по сей день.

В Средние века и на заре Нового времени Дьявол почти для каждого христианина оставался устрашающе реальным и близким. Он фигурировал в народных сказках, театральных постановках и рождественских пантомимах; священники то и дело поминали его в своих проповедях; зловещим взглядом он следил за прихожанами с церковных фресок и витражей. И приспешники его были повсюду - невидимые для простых смертных, всеведущие, злобные и коварные.

Зло по-своему притягательно, и чем большей силой наделялся Дьявол в воображении людей, тем более привлекательным становился этот образ.

Дьявола, как и Бога, обычно изображали в облике человека, и в восстание верховного архангела против Бога христиане не в последнюю очередь верили потому, что эта легенда затрагивала некие потаенные струны человеческого сердца. Люцифер воспринимался как мятежный человек, а гордыня, как ни странно, представлялась более достойной причиной падения ангелов, нежели похоть, обуявшая Хранителей. В результате образ Дьявола приобрел романтические черты. В "Потерянном рае" Мильтона этот величайший из мятежников предстает как бесстрашный, волевой решительный бунтарь, не пожелавший склониться перед превосходящей его силой и не смирившийся даже после поражения. Столь мощный образ поневоле внушал восхищение. Учитывая, насколько великолепны и грандиозны были дьявольская гордыня и могущество, неудивительно, что в некоторых людях пробуждалось желание поклоняться именно Дьяволу, а не Богу.

Люди, поклоняющиеся Дьяволу, не считают его злым. То сверхъестественное существо, которое в христианстве выступает в роли Врага, для сатаниста является добрым и милосердным богом. Однако слово "добрый" применительно к Дьяволу в устах его приверженцев отличается по смыслу от традиционного христианского понимания. С точки зрения сатаниста, то, что христиане считают добром, на самом деле - зло, и наоборот. Правда, отношение к добру и злу у сатаниста вес же оказывается двойственным: например, испытывает извращенное удовольствие от сознания того, что он творит зло, но при этом убежден, что его действия на самом деле праведны.

Поклонение Дьяволу как доброму богу естественным образом влечет за собой веру в то, что христианский Бог-Отец, ветхозаветный Господь, был и остается богом злым, враждебным человеку, попирающим истину и мораль. В развитых формах сатанинского культа Иисус Христос также порицается как злая сущность, хотя в прошлом секты, обвинявшиеся в дьяволопоклонстве, далеко не всегда разделяли это мнение.

Утверждая, что Бог-Отец и Бог-Сын, создатели иудейской и христианской морали, в действительности являются носителями зла, сатанисты, разумеется, приходят к отрицанию всего иудейско-христианского нравственного закона и основанных на нем правил поведения. Приверженцы дьявола в высшей степени озабочены чувственными наслаждениями и мирскими успехами. Они стремятся к власти и самоутверждению, удовлетворению плотских желаний и чувственных страстей, к насилию и жестокости. Христианское благочестие с его добродетелями самоотречения, смирения, душевной чистоты и непорочности представляется им безжизненным, блеклым и вялым. Они от всего сердца готовы повторять вслед за Суинберном: "Ты победил, о бледный Галилеянин, - и мир утратил краски от дыханья твоего".

В сатанизме, как и во всех формах магии, любые действия, традиционно осуждаемые как порочные, высоко ценятся за их особые психологические и мистические эффекты. По мнению дьяволопоклонников, достичь совершенства и божественного блаженства возможно, например, посредством экстаза, в который приводят себя участники сексуальной оргии (нередко включающей извращенные формы секса, гомосексуализм, мазохизм, а подчас и каннибализм). Поскольку христианская церковь (в особенности - римско-католическая) воспринимается как отвратительная секта приверженцев злого божества, то следует пародировать и профанировать ее обряды. Тем самым сатанисты не просто выражают свою преданность Дьяволу, но и передают в распоряжение Сатаны ту силу, которая заключена в христианских обрядах.

Поделись статьей с друзьями!

    https://сайт/wp-content/uploads/2011/10/satan-150x150.jpg

    Имя "Сатана" происходит от древнееврейского слова, означающего "противостоять". В ранних книгах Ветхого Завета, записанных еще до вавилонского пленения (т. е. до VI века до н. э.), слово satan употребляется в значении "противник". В эпизоде, повествующем о путешествии Валаама, Ангел Господень "стал... на дороге, чтобы воспрепятствовать (satan) ему" (Числ. 22:22). При этом слово satan вовсе не...

(и христианстве в том числе) главный антагонист небесных сил вообще, и Бога в частности. С арамейского и древнего иврита данное слово переводится как «противник» или «клеветник». Наиболее распространенными и известными синонимами Сатаны являются Дьявол, Люцифер и Вельзевул. Впрочем, как в Библии, так и в жизни часто встречаются и другие его имена - Отец лжи, Лукавый, Древний Змий.

Что такое сатана? Он является наиболее полным олицетворением зла, намеренно и осознанно толкающего человека на путь духовной гибели. Любопытно, что в наиболее древних рукописях Древнего Завета данное слово пишется с маленькой буквы и является именем нарицательным - как прилагательное. И только с книги Захария речь идет о конкретной сущности, обладающей этим именем.

Как он появился

Как появился Сатана? Если рассматривать происхождение данной сущности, то наиболее справедливо будет использовать другое его имя - Люцифер. Светоносный, если вас интересует перевод (или Несущий свет). И, да - изначально ангел. Историю с Адамом и Евой пересказывать не будем, лучше остановимся на её последствиях. Итак, первая пара людей была изгнана из Рая на землю, а Люцифер - в Ад. Желающие более подробно разобраться в данном вопросе с удивлением узнают, что последовал он туда не в одиночку - за предводителем пошла примерно треть личного состава ангелов. Падшие, как их стали называть потом, обрели сущности демонов, бесов и чертей - согласно окружающей обстановке. В апокрифах Писания приводится факт того, что еще треть ангелов взяла нейтралитет и не приняла ни одну из сторон конфликта. Их также изгнали - но только с Небес и до Страшного Суда.

Немного истории

Что такое сатана, сатанизм? Некие подобия культа сатанизма появились практически сразу же после образования наиболее распространенных мировых религий. Об этом свидетельствуют данные Синей книги, обнаруженной в Древнем Ираке. С распространением по Европе христианства стало увеличиваться и число соответствующих сект. Например, германский император Герих IV не только сам принимал участие в древних аналогах черных месс, но и супругу свою активно пытался к этому делу привлекать. Потом появилась Инквизиция, и всем настоящим сатанистам небо показалось с овчинку. Простых людей и дворян за обычный и ничем не подтвержденный донос тащили на костер - что уж говорить о реальных культах, пусть и разрозненных. С эпохой Возрождения дела стали идти попроще, и властьимущие потянулись к запретному. Например, при Людовике XIV практически открыто существовала сатанинская ложа. Кстати, считается, что именно на это время приходится большее число человеческих жертвоприношений служителями данного культа.

И пришел Кроули

Шло время, умами человечества завладевали новые идеи, разрабатывались новые философские концепции. Одними из наиболее интересных в рамках данного материала могут рассматриваться труды Алистера Кроули (создатели сериала «Сверхъестественное» тоже, видимо, их читали). По сути своей человек занимался оккультизмом в довольно широком смысле этого слова. Ни в одном его труде не мелькал термин "сатанизм" - всё-таки даже в конце 19 века за такое можно было получить массу неприятностей. Но общая концепция и философия его трудов стала краеугольным камнем, на котором впоследствии еще один очень предприимчивый человек поднимет немало денег.

Ла-Вей как основатель современного сатанизма

В современном мире можно говорить о том, что сатана - это Антон Шандор Ла-Вей. Он основатель современного сатанизма и Церкви Сатаны, автор сатанинской библии и вообще крайне харизматичная личность. На своих лекциях в Америке собирал стадионы, консультировал (в самых широких смыслах этого слова) Мэрилин Монро и, по слухам, других представителей американской послевоенной элиты. И если Кроули можно было назвать философом, то Ла-Вей в первую очередь - удачливый бизнесмен. Да, он систематизировал работы Алистера и прочие материалы, придав им в своих трудах единое направление и суть. Да, он основал Церковь Сатаны в Вальпургиеву ночь 1966 года. Но в суровом мире капитализма на одной идеологии далеко не уехать. Как не прискорбно это говорить, но любая церковь в первую очередь заботится о собственном благосостоянии, а не о душах прихожан. И Церковь Сатаны в этом смысле не стала исключением - организация Ла-Вея приносила не просто хорошие, а очень хорошие деньги. Кстати, приносит и сейчас, но об этом чуть ниже. Ну а у сестер Норн вышла очень удачная шутка - 29 октября 1997 года Ла-Вей скончался в больнице Святой Марии. Последователи пытались изменить дату смерти, чтобы она выпадала на Хэллоуин, но не вышло - концу жизненного пути основателя не удалось придать мистический оттенок.

Церковь Сатаны

Как было сказано выше, организация, созданная Ла-Веем, прекрасно чувствует себя по сей день. Это и есть церковь Сатаны. Масса прихожан, участие в общественных мероприятиях, самым значимым из которых можно назвать установку статуи Бафомета высотой порядка трех метров в центральной части Детройта. Текущий глава - Питер Гилмор, в перерывах недурственно музицирует в дэт-металл группе Acheron (угадайте тематику песен с трех раз). Три основных праздника: два общих для всех - Вальпургиева ночь и Хэллоуин, один сугубо персональный для каждого послушника - день приобщения к тайне культа. Лавочки с перевернутыми крестами и соответствующей литературой, регулярные службы, которые являются искаженными копиями католических, - вполне стандартный набор любой церкви, стремящейся побольше вытянуть из прихожан денег.

Знак Люцифера

Знак Сатаны известен с давних времен. Это пентаграмма. Многие «борцы со злом» воспринимают за неё обыкновенную викторианскую пентаграмму с одним лучом вверху. На самом деле это не так - как раз правильная сатанинская пентаграмма в верхней своей части имеет два луча, а в нижней один (фото этого знака вы можете увидеть ниже). В неё легко вписывается изображение головы Бафомета - одного из материальных воплощений Сатаны в нашем мире. Два верхних луча - рога, нижний - борода, боковые - уши. И уж ни в коей мере не является сатанинским знаком перевернутый крест - достаточно вспомнить, что апостола Петра распяли именно на такой конструкции, так что символом сатанизма это быть никак не может.

Черная библия

Библия Сатаны - это основной труд Ла-Вея, которому он посвятил всю свою жизнь. Разбита на четыре основных тома - книги Сатаны, Люцифера, Велиала и Левиафана соответственно. Главная книга сатаниста может быть с легкостью найдена в Сети, в том числе и на русском языке. В труде отрицается ряд христианских заповедей, в частности прощение врагов, довольно сильный упор делается на эгоистичные стремления людей. Можно прочитать данную книгу и с удивлением узнать, что многие привычки самого обычного человека вполне соответствуют тому, что автор называет сатанизм. Не для слабой и неустойчивой психики - скажем сразу, поддающимся внушению людям такую литературу лучше не читать. Остальным же вполне рекомендовано - банально для ознакомительных целей. Для социопатов вообще настольная книга.

Молитва Сатане

Классическим примером, известным из голливудских фильмов, может служить «Отче наш» на латыни, прочитанный задом наперед. Более подробные материалы по данной тематике можно найти в трудах Ла-Вея, но важно понимать, что современный сатанизм существует меньше века, так что говорить о том, что молитва Сатане едина для всех, не приходится. Быть может, в подвалах Ватикана и есть более древние источники, но для простого смертного доступ туда закрыт.

Невеста Сатаны

Еще одна не менее известная всем поклонникам данной тематики процедура - принесение в жертву девственницы. Она невеста, будущая жена Сатаны. Считается, что в знак благодарности можно в ответ получить силу, власть и прочие приятные вещи. Документально достоверных подтверждений данной процедуры не сохранилось, так как и подтверждения того, что жена Сатаны существует. Так что оставим рассмотрение данного факта на усмотрение писателей и сценаристов фильмов ужасов.

Сатана в человеческом обличии

И коль уж мы заговорили о фильмах, то нельзя пройти мимо серии картин «Омен». Антихрист пришел в наш мир, человек Сатана рвется к власти, чтобы уничтожить всё человечество в огне ядерной войны. Оригинальная, но спорная концепция - одержимость Сатаной не встречается в заслуживающих доверие источниках любого срока давности. Демоном различной силы - сколько угодно, а вот самим Люцифером - нет. Что касается процедуры призвания Сатаны в наш мир или в человеческую оболочку, то в Сети на эту тему также можно найти массу «полезной и абсолютно достоверной» информации. Конечно, сатанизм и демонология имеют довольно большие области пересечения, но объясните - зачем вызывать самого главного? Для покупки продуктов в магазине вполне хватает общения с продавцом, и только в самых спорных случаях в дело вступает директор - надеемся, пример понятен?

Сатанизм в России

Кто такой Сатана? Известны ли факты поклонения ему в России? Тема интересная и довольно обширная. Начнем с самого главного - официального представительства Церкви Сатаны на территории нашей страны и стран бывшего СССР не зарегистрировано. Но природа не терпит пустоты - например, на просторах рунета находится портал наиболее крупной организации аналогичного типа. Официально зарегистрированной, если что, со своей печатной продукцией и журналами периодического издания - за весьма солидные деньги, кстати. Собирают деньги на постройку собственного здания, но что-то подсказывает, что дело не выгорит. У нас не Детройт, так что цепь «случайных» пожаров может преследовать строительство с момента его начала. Да и прихожан православные активисты могут быстренько отучить от походов в «сие богопротивное место» - в общем, дальше сайта деятельность как данной организации, так и остальных её аналогов вряд ли пойдет.

Кто такой сатана и как он воспринимается современной молодежью? Что касается такого явления, как подростковый сатанизм, то в настоящее время это чистой воды хулиганство - административно или уголовно наказуемое. Принесение в жертву домашних животных, вандализм в отношении памятников и церквей - всё это можно смело описать одной поговоркой - «дурная голова рукам покоя не дает». Да, на соответствующий черный "прикид" и пентаграммы в самых неожиданных местах "клюют" девушки «легких моральных взглядов», оргии с алкоголем и наркотиками привлекают многих. Но что мешает заниматься тем же самым, но в менее экстремальной обстановке - совершенно непонятно.

Как распознать сатаниста

Теперь вам известно, кто такой сатана. Но возникает вопрос, как распознать сатаниста? Никак, если он вам сам не захочет об этом рассказать. Выше было сказано, что встречаются резвящиеся на кладбищах подростки, но это к настоящему сатанизму не имеет никакого отношения. И уж понятное дело, что никогда человек с такой идеологией не опустится до человеческого жертвоприношения; сатанизм - это философия, а не образ жизни. Она учит, как ставить и достигать цели в своей жизни, как относиться к друзьям и к врагам, как преодолевать жизненные неурядицы. А про расчленение кошек и принесение девственниц в жертву - в другой раздел. Очень многие люди, случайно прочитав сатанинскую библию, могут с удивлением для себя узнать, что они живут по её заветам. Другие идут к этому сознательно и выбирают данную философию из-за того, что принцип "ударили по одной щеке - подставь вторую" откровенно не для них. Но никаких специальных меток, татуировок, обязательных к ношению элементов одежды или украшений у сатанистов нет и никогда не было.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Дьявол – религиозно-мифологический персонаж, верховный дух зла, властелин Ада, подстрекатель людей к совершению греха. Также известен как Сатана, Люцифер, Вельзевул, Мефистофель, Воланд; в исламе – Иблис. Младший дьявол в славянской традиции зовётся чёрт и ему подчиняются бесы, в английском и немецком языке бесы – синоним дьявола, в исламе младшие дьяволы называются шайтаны.

История возникновения веры в дьявола

Вера в дьявола является важнейшей составной частью вероучения христианства, иудейства, ислама и ряда других религии.

Вера в дьявола – дело не только истории. Вопрос о существовании дьявола стал предметом дискуссии, которая проводилась и проводится теологами. Также этот вопрос поднимался во время публичных выступлений руководящих церковных деятелей, которые, как правило, отстаивают учение о реальном существовании дьявола как личностного существа, оказывающее огромное влияние на все происходящее в мире. Ссылкой на дьявола, на сатану, «нечистую силу» как виновников всех мировых бедствий выгораживали действительных виновников бедствий. Поэтому необходимо рассказать о том, как возникла вера в дьявола, какое место она занимает в системе некоторых религиозных учений. Вера в существование злых сверхъестественных существ (чертей, бесов) столь же древнего происхождения, как и вера в существование добрых – богов.

Для ранних форм религии характерны представления о существовании в природе множества невидимых сверхъестественных существ – духов, добрых и злых, полезных и вредных для человека. Считалось, что от них зависит его благополучие: здоровье и болезнь, удачи и неудачи.

Вера в духов и их влияние на жизнь людей и сейчас еще составляет важнейший элемент некоторых религий. Вера в добрых и злых духов, характерная для первобытных религий, в процессе эволюции религиозных верований приняла характер веры в богов и бесов, а в некоторых религиях, например в зороастризме, — представлений о борьбе злого и доброго начал в природе и обществе. Доброе начало представляет творец неба, земли, человека, ему противостоят, бог злого начала и его помощники. Между ними идет постоянная борьба, которая в будущем должна завершиться кончиной мира и поражением злого бога. Эта система оказала огромное влияние на христианство и иудейство. В процессе изменений, происходивших на протяжении тысячелетий в человеческом обществе, менялись и религиозные веровании, складывалась система идей и представлений современных религий. Современные религии часто включают в измененном виде и многое от первобытных верований, в частности веру в добрых и злых духов.

Конечно, в современных религиях вера в добрых и злых богов сильно отличается от веры первобытного человека, но истоки этих представлений, несомненно, следует искать в верованиях далекого прошлого. «Дальнейшей переработке» подверглись и представления о добрых и злых духах: на основе этих представлений в изменившихся общественных условиях, с образованием в обществе социальной и политической иерархии, возникла вера в главного доброго бога и его помощников, с одной стороны, и главного злого бога (сатану) и его помощников – с другой.

Если вера в духов возникла стихийно как одна из ранних форм религии, то вера в дьявола в процессе эволюции религии в значительной мере явилась результатом

творчества церковных организаций. Одним из главных первоначальных источников учения иудаизма, христианства и ислама о боге и дьяволе явилась Библия. Как библейский бог стал главным богом этих религий, так и дьявол, о котором говорится в Библии, стал рядом с богом, а злые духи первобытных религий – плоды народной фантазии – стали чертями, домовыми, водяными и т.д. Однако стоит заметить, что большую роль в создании образа дьявола. Вера в дьявола занимает существенное место в христианской теологии. «Церковь не могла обойтись без сатаны, как и без самого бога, была кровно заинтересована в существовании нечистой силы, ибо без сатаны и сонма его слуг невозможно было бы держать верующих в повиновении ». Вера в дьявола как реальное существо – источник всего зла в мире, оказывающее влияние на жизнь отдельных людей и всего человечества, проповедуется церквами всех религий ныне так же, как сотни лет назад.

Дьявол в христианстве

В Ветхом Завете

В своём первоначальном значении «сатана» – имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В качестве имени определённого ангела Сатана впервые появляется в книге пророка Захарии (Зах. 3:1), где Сатана выступает обвинителем на небесном суде.

Согласно христианской традиции, Дьявол впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея, обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены «ходить на чреве» и питаться «прахом земным» (Быт 3:14-3:15).

Библия описывает Сатану также в образе Левиафана. Здесь он – огромное морское существо или летающий дракон. В ряде книг Ветхого Завета сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника (см. Иов. 1:6–12). В книге Иова Сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинён Богу и является одним из его слуг (бней Ха-Элохим – «сынов Божьих», в древнегреческой версии – ангелов) (Иов. 1:6) и не может действовать без его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю (Иов. 1:15-17), а также влиять на атмосферные явления (Иов. 1:18), насылать болезни (Иов. 2:7).

В христианской традиции к Сатане относят пророчество Исаии о царе Вавилона (Ис. 14:3-20). Согласно трактовке, он был сотворён как ангел, но возгордившись и пожелав быть равным Богу (Ис. 14:13-14), был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы», отцом лжи, человекоубийцей (Ин. 8:44) – предводителем мятежа против Бога. Из пророчества Исаии (Ис. 14:12) взято «ангельское» имя Сатаны – הילל, переводимое как «Светоносный», лат. Люцифер).

В Новом Завете

В Евангелии Сатана предлагает Иисусу Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её» (Лк. 4:6).

Иисус Христос говорит людям, желавшим Его смерти: «Ваш отец – диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и

отец лжи» (Ин. 8:44). Иисус Христос видел падение Сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18).

Апостол Павел указывает место обитания Сатаны: он «князь, господствующий в воздухе» (Еф. 2:2), его слуги – «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные» (Еф. 6:12). Также утверждает, что сатана способен внешне преображаться (μετασχηματίζεται) в ангела света (άγγελον φωτός) (2Кор. 11:14).

В Откровении Иоанна Богослова Сатана описывается как дьявол и «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем» (Откр. 12:3, 13:1, 17:3, 20:2). Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами Сатаны». Будет низвержен на землю в битве с архангелом Михаилом (Откр. 12:7–9, 20:2,3, 7–9), после того как Сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов (Откр. 12:4–9).

Иисус Христос полностью и окончательно победил Сатану, взяв на себя грехи людей, умерши за них и воскресши из мертвых (Кол. 2:15). В Судный день Сатана сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, после чего будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет (Откр. 20:2–3). Через тысячу лет он будет освобожден на короткое время и после второй битвы навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное» (Откр. 20:7–10).

Вера в дьявола в Коране и исламе

Ислам возник в начале VII в. н. э. В доисламских религиозных верованиях арабов занимала большое место вера в духов – джиннов, добрых и злых. Известный советский арабист Е. А. Беляев пишет: «…Почти повсеместной была вера в джиннов, которых арабская фантазия представляла в виде разумных существ, созданных из бездымного огня и воздуха. Эти существа, как и люди, делились на два пола и наделялись разумом и человеческими страстями. Поэтому они часто покидали безлюдные пустыни, в которые поместило их воображение арабов, и вступали в общение с людьми. Иногда от этого общения получалось потомство…»

Домусульманская вера в существование джиннов вошла и в вероучение ислама. О них и их деятельности говорится в Коране – священной книге ислама – и в преданиях. Одни из джиннов, согласно Корану, предали себя Аллаху, а другие от него отступились (LXXII, 1, 14). Число джиннов очень велико. Кроме Аллаха, джиннами распоряжается царь Сулайман (Соломон): по повелению Аллаха «делают они ему, что он пожелает» – алтари, изображения, чаши, цистерны, котлы (XXXIV, 12).

В период, предшествовавший исламу, среди арабов получили распространение религии соседних народов, главным образом христианство и иудаизм. Многие библейские рассказы, например о сотворении мира и человека (об Адаме и Еве и другие), в несколько измененном виде вошли в Коран, некоторые персонажи Библии фигурируют и в Коране. Среди них Муса (Моисей), Харун (Аарон), Ибрахим (Авраам), Дауд (Давид), Исхак (Исаак), Иса (Иисус) и другие.

Общности мусульманских религиозных представлений с библейскими способствовало то обстоятельство, что, как отмечал Энгельс, основное содержание религиозных и племенных традиций древних евреев и древних арабов «было арабским или, вернее, общесемитическим»: «еврейское так называемое священное писание есть не что иное, как запись древнеарабских религиозных и племенных традиций, видоизмененных благодаря раннему отделению евреев от своих соседей – родственных им, но оставшихся кочевыми племен».

Весьма сходна с библейской и демонология Корана. Наряду с армией джиннов в вероучении ислама занимает место глава демонов Иблис. Все зло в мире происходит от него. По учению Ислама, «когда появился Адам, аллах приказал ангелам поклоняться ему. Повиновались все ангелы, кроме Иблиса (искаженное diabolos), дьявола (шейтана, от “сатана”; заимствовано из иудаизма). Иблис, созданный из огня, отказался поклониться тому, кто сотворен из праха. Аллах проклял его, но он получил отсрочку, которая будет длиться до страшного суда. Он использует эту отсрочку, чтобы совращать людей начиная с Адама и Евы. В конце времен он вместе с демонами, которые ему служат, будет низринут в ад».

В исламе дьявол оказывается то единым существом, почти равным богу противником, а то совокупностью подчиненных духов тьмы. «Образ дьявола, как и образ Магомета, стоит в центре религиозного сознания».

С верой в демонов связана и вера в «одержимость» ими людей. Ислам, подобно иудаизму и христианству, пропагандирует дикарские представления о бесах, вселяющихся в людей, и об их изгнании служителями Аллаха. «Народные верования приписывают демонам как на Востоке, так и на мусульманском Западе злые дела. Как в период христианского средневековья, из одержимого (маджнун) изгоняют злого духа. Заклинания, амулеты и талисманы служат для того, чтобы отогнать или умиротворить эти силы тьмы, которые особенно опасны для жизни во время родов и для новорожденных».

Таким образом, в исламе, как и в иудаизме и христианстве, вера в доброго бога неразрывно связана с верой в злых духов – бесов и дьявола.

В славянской мифологии

В пантеоне славянских богов злые силы представлены несколькими духами, единого бога зла нет. После прихода христианства у славян синонимом слова дьявол становится слово бес, которым с XI века на Руси христиане начали собирательно обзывать все языческие божества. Выделяется младший дьявол – чёрт, которому подчиняются бесы. Словом бес переводилось в Библии греч. δαίμον(демон), однако, в английской и немецкой Библии оно переводилось словом дьявол (англ. devil, нем. teufel), и является иноязычным синонимом беса поныне.

В христианской народной мифологии сложились давние и устойчивые представления о внешнем виде чертей, точнее их телесного образа, так как черти – ещё и злые духи. В представлениях о чёрте сохранились остатки индоевропейской мифологии, с наложением более позднего христианского представления, что все языческие божества являются демонами и олицетворяют злое начало, и смешались с иудеохристианскими представлениями о Дьяволе и падших ангелах. В представлениях о чёрте прослеживается сходство с греческим Паном – покровителем скотоводства, духом полей и лесов, и Велесом (прибалт. Вяльном). Однако христианский чёрт, в отличие от своих языческих прототипов, не является покровителем скотоводства, а является вредителем людям. Черти в поверьях принимают вид животных старого культа – козлов, волков, псов, воронов, змей и т. д. Считалось, что черти имеют в целом человекоподобную (антропоморфную) внешность, но с добавлением некоторых фантастических или чудовищных деталей. Наиболее распространённый облик идентичен изображению античных Пана, фавнов и сатиров – рога, хвост и козлиные ноги или копыта, иногда шерсть, реже свиной пятачок, когти, крылья летучей мыши и т. п. Нередко их описывают с горящими как угли глазами. В таком виде черти изображены на многочисленных картинах, иконах, фресках и книжных иллюстрациях как в Западной, так и в Восточной Европе. В православной агиографической литературе черти описываются преимущественно в виде эфиопов.

Сказки повествуют, что чёрт служит Люциферу, к которому мгновенно летает в преисподнюю. Он охотится на людские души, которые обманом, введением во грех, или договором пытается получить у людей, хотя в литовских сказках такой сюжет единичен. При этом чёрт обычно оказывается одурачен героем сказки. Одно из известных древних упоминаний о продаже души и изображение персонажа содержит Гигантский кодекс начала XIII века.

Сатанизм

Сатанизм – это не однородный феномен, а понятие, которым обозначается несколько разнородных культурных и религиозных явлений. Хорошим аналогом для понимания этого явления может служить протестантизм. Протестантов в принципе тоже не существует в природе: люди, относящие себя к этой ветви христианства, будут либо лютеранами, либо баптистами, либо пятидесятниками и так далее.

Мы можем говорить минимум о пяти терминах, которые употребляются при попытке дать определение сатанизму. За исключением самого понятия «сатанизм», это: антихристианство, дьяволопоклонство (или дьяволопоклонничество), викка, магия и даже неоязычество в целом. Где-то между этими понятиями, которые мы опишем, и находится «реальный» сатанизм.

Дьяволопоклонство

Термином «дьяволопоклонство» обозначают поклонение Сатане в том виде, в котором этот образ зафиксирован в христианстве, прежде всего средневековом. Исследователи такое поклонение силам зла не обозначают понятием «сатанизм». Поклонение дьяволу – это в каком-то смысле одна из христианских инверсий. В любой системе ценностей есть место антиценностям – тому, что в христианской цивилизации мы называем грехами, в современной этике – проступками, ошибками, а в современной глубинной психологии – «страшным и темным» бессознательным. В любой из этих систем возможна инверсия, когда антиценности занимают место ценностей.

Человек смотрит на дуалистическую картину мира и приходит к выводу, что он не хочет быть «хорошим», и по ряду причин – эстетических, биографических, психологических и так далее – его привлекает мир антиценностей. Но антиценности можно взять только из мира, где они созданы, и в этом плане дьяволопоклонник, хоть он и не христианин, существует в христианской системе мысли. Он может признавать ряд христианских догматов, но в его сознании они мутируют. Например, он может считать, что дьявол в конце концов победит, и тогда мы можем говорить о скрытом зороастризме в его очень упрощенном варианте. Но важно понимать, что логика дьяволопоклонства – это логика христианского мировоззрения, вывернутого наизнанку.

Викканство

Викка – это самостоятельная традиция, которую могут неверно обозначать термином «сатанизм» и часто путают с неоязычеством вообще. Ее основатель, Джеральд Гарднер, реформировал европейскую ведовскую и магическую традицию, связанную с ковенами, переформулировав ее в стандартизированный комплекс, замешанный на религиозном политеизме. Когда викканский жрец и жрица обращаются к богу и богине, они допускают существование магии как управления сверхъестественными силами. Викка – это в первую очередь религия и во вторую – магические практики. Виккане могут поклоняться разным богам, которые олицетворяют силы природы, какие-то способности человека или функции мира. Но при этом виккане будут стараться сохранить гармонию и не станут поклоняться только темным силам.

Антихристианство

Костяк антихристианства составляют люди, с точки зрения которых христианство не может дать ничего хорошего. Христианские ценности их не устраивают. Бога в том виде, как его описывает христианская традиция, нет. Но антихристианство – это не атеизм, а именно попытка указать на негативную роль христианства в истории или современном мире и в силу этого отказаться от христианского мировоззрения и мира христианских ценностей.

Образ Сатаны / дьявола, который выражает в антихристианстве отказ от христианских ценностей, на самом деле не аффилирован с христианским учением. В данном случае люди, используя разработанный традицией язык, называют свои личные представления христианскими терминами «дьявол» и «сатана». Это могут быть темные боги, темные силы, духи. Например, для мира сериала «Зачарованные» эта ситуация не будет казаться странной или нелогичной: в нем есть ангелы, есть демоны и нет Бога, потому что в этом мире он совершенно не нужен.

В случае антихристианства речь не идет о христианской инверсии. Смысл этого движения заключается в проповеди идеалов абсолютной свободы, в том числе от этики. Упрощая, можно сказать, что именно из антихристианства вырастает то, что мы сегодня можем определить как сатанизм. Но в сатанизме к идеалам антихристианства добавляется представление о действенности магии. Хотя сказать, что все сатанисты – маги, нельзя, антихристиане-сатанисты вполне могут заниматься магическими практиками (в отличие от последователей new age, которые верят в магию, но сами ее почти никогда не практикуют) и опираются здесь на гигантское наследие сначала герметической, а потом оккультной европейской традиции.

Церковь Сатаны

Антон Шандор ЛаВей, основатель Церкви Сатаны, предпринял попытку коммерциализировать сатанизм и развить его по образцу уже существующей на тот момент интересной религиозной традиции – викки, описанной выше.

ЛаВей увидел потенциал сатанизма как религии и создал свой «коммерческий» вариант. Прежде всего, речь идет о Church of Satan – Церкви Сатаны с первоначальным центром в Сан-Франциско, которой в 2016 году исполняется 50 лет. Во многом, конечно, это проект артистический. Так, известные деятели культуры являются членами церкви, например певец Мэрилин Мэнсон.

После открытия Церкви Сатаны количество сатанинских организаций стало расти. Но реально существующие известные сатанинские организации – это организации либо коммерческие, либо артистические, либо полукриминальные, каковым был Храм Сета Майкла Аквино, и, конечно, во многом атеистические. Огромное количество атеистов с хорошим чувством юмора, с идеей бросить вызов общепринятым идеалам организуют сатанинские храмы и вступают в полемику на рынке религиозного дискурса – прежде всего в США.

«Сатанинская Библия» и тексты Алистера Кроули

Текстологическая традиция сатанизма фиксируется вокруг двух полюсов. Первый – это тексты Алистера Кроули. Можно сказать, что фигура Кроули существует в формате «маг, оккультист, в каком-то смысле еще и сатанист». То есть утверждать, что Кроули прежде всего сатанист, нельзя: это будет просто неточно. При этом и сатанистом Кроули был не в значении «дьяволопоклонник», а именно в своем уважении к идеалу абсолютной свободы, который для Кроули выражен в образе не только Сатаны, но и в целом темного демонического начала. Демонология Кроули и сам он – это отдельная огромная тема, далеко не полностью совпадающая с сатанизмом и современной культурой.

Второй полюс – это тексты Антона Шандора ЛаВея. Прежде всего это «Сатанинская Библия», которую многие неоправданно называют «черной», но у ЛаВея есть и другие тексты, менее известные. «Сатанинская Библия» ЛаВея – это своеобразный, возможно, даже поэтический взгляд на мир, проповедующий ценность абсолютной свободы во вполне антихристианском, хотя и не слишком жестком отрицании ценностей христианского мира. В ней есть заповеди, истории – все, что должно быть в тексте, который полагается считать священным. Хотя, поскольку ЛаВей задумывал церковь как отчасти коммерческий, отчасти артистический проект, особого почитания по отношению к «Сатанинской Библии» у сатанистов обычно нет.

Помимо этого, существует большое количество оккультных текстов, которые часто выступают в качестве «подложки»: от «Практической магии» Папюса до «Учения и ритуала высшей магии» Элифаса Леви. Это большой комплекс литературы. Есть и современная литература – разнообразные учебники по черной и белой магии, в том числе на русском языке. Нельзя сказать, что весь этот литературный комплекс люди, которые себя идентифицируют в качестве сатанистов, серьезно изучают.

Трансформация образа в культуре

Первые сохранившиеся изображения Сатаны относятся к VI веку: мозаика в Сан Апполинаре Нуово (Равенна) и фреска в церкви Бауит (Египет). На обоих изображениях Дьявол представляет собой ангела, по своему виду принципиально не отличающегося от других ангелов. Отношение к Сатане резко изменилось на рубеже тысячелетий. Это произошло после Собора в Клуни в 956 году и выработки методов, привязывающих верующих к их вере с помощью воздействия на воображение и запугивания (еще Августин рекомендовал изображать Ад «для воспитания невежд»). В целом до IX века Дьявол, как правило, изображался в человекоподобном образе; в XI начал изображаться получеловеком-полуживотным. В XV-XVI вв. художники во главе с Босхом и ван Эйком принесли в образ Дьявола гротеск. Ненависть и страх к Сатане, которые внушала и которых требовала церковь, требовали изображать его отвратительным.

С XI в. в Средневековье сложилась ситуация, знаменуемая созданием достаточных условий для формирования культа дьявола. Мощным катализатором, реализующим эти условия, стали средневековые дуалистические ереси. Начинается «эпоха дьявола», знаменуемая решительным переломом в развитии европейской религиозности, пик которой приходится на ХVI век – время повальной народной демономании и ведовства.

Тяжкая жизнь простолюдина Средних веков, зажатого в тиски между гнетом баронов и гнетом церкви, гнала в объятия Сатаны и в глубины магии целые классы людей, ищущих облегчения своим бесконечным бедствиям либо мщения – найти хоть и страшного, но все же помощника и друга. Сатана злодей и изверг, но все же не такой, каков был для средневекового мещанина и виллана барон. Нищета, голод, тяжкие болезни, непосильная работа и жестокие истязания всегда были главными поставщиками рекрутов в армию Дьявола. Известна секта лоллардов, проповедовавших, что Люцифер и мятежные ангелы были изгнаны из царства небесного за то, что потребовали от деспота-бога свободы и равенства. Лолларды также утверждали, что архангел Михаил со своей свитой – защитники тирании – будут низвергнуты, а люди, повиновавшиеся царям, осуждены навеки. Террор, обрушенный на дьявольское искусство законами церковными и гражданскими, только обострял жуткое очарование дьяволизма.

Эпоха Возрождения разрушила каноническое изображение дьявола в виде безобразного чудовища. Демоны Мильтона и Клопштока сохраняют и после падения немалую долю прежней своей красоты и величия. XVIII век окончательно очеловечил Сатану. П.Б. Шелли по поводу влияния, оказанного поэмой Мильтона на мировой культурный процесс, писал: «Потерянный рай» привел в систему современную мифологию… Что касается Дьявола, то он всем обязан Мильтону… Мильтон убрал жало, копыта и рога; наделил величием прекрасного и грозного духа – и возвратил обществу.

В литературе, в музыке, в живописи началась культура «демонизма». С начала 19 века Европа увлекается его противобожественными обликами: появляется демонизм сомнения, отрицания, гордости, бунта, разочарования, горечи, тоски, презрения, эгоизма и даже скуки. Поэты изображают Прометея, Денницу, Каина, Дон-Жуана, Мефистофеля. Люцифер, Демон, Мефистофель становятся излюбленными символами творчества, мысли, бунта, отчужденности. Сообразно с этой смысловой нагрузкой Дьявол становится красавцем в гравюрах Гюстава Доре, иллюстрирующих «Потерянный Рай» Мильтона, позднее – в картинах Михаила Врубеля… Распространились новые стили изображения Дьявола. Один из них – в амплуа кавалера галантной эпохи, в бархатном колете, шелковом плаще, шляпе с пером, при шпаге.