Конструктивное взаимодействие. Семинар "конструктивное взаимодействие"

Разработка группового занятия по психологии, профориентации, предпрофильной подготовки для обучающихся 9-10-х классов

Разработала: педагог-психолог МБОУ «Ново-Ямская СОШ» Старицкого района Тверской области

Степанова Татьяна Владимировна

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное- не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам,

и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности человека. Правильно сделанный старшим подростком выбор –это начало пути к успеху, к самореализации,к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Поэтому с 2005 года в рамках предпрофильной подготовки для 9-х классов проводятся профориентационные занятия (один раз в неделю в течение года).

Занятия эти состоят из трёх блоков, каждый из которых имеет свои задачи и, при необходимости, могут проводиться отдельно.

В задачи первого блока занятий входит подготовка детей к самостоятельному и осознанному выбору профессионального пути, знакомство с ошибками выбора. В задачи второго блока входит изучение своих личностных особенностей, склонностей, интересов и соотнесение их с требованиями к конкретным профессиям. В основном, во втором блоке идёт психодиагностическая работа.И в задачи третьего блока занятий входит знакомство с рынком труда, с учебными заведениями,с правилами поступления в вузы и сузы, устраивания на работу,с правилами составления резюме, с профессиями, недавно появившимися на рынке труда и т.д.

Эти занятия призваны помочь школьникам в нелёгкий переходный период, так как многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Также ребята на этих занятиях учатся видеть свои сильные и слабые стороны, конструктивно общаться с людьми и развивают навыки рефлексии.

Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики, тренинги. Занятия должны проводиться не реже одного раза в неделю, в специально оборудованном помещении, где есть возможность участников рассадить в круг. Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников « обратной связи».

Тема занятия: «Конструктивное взаимодействие. Жизненные приоритеты».

Цели и задачи : формирование навыков конструктивного взаимодействия, осмысление своих жизненных ценностей и приоритетов, помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии, развитие рефлексии.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Разминка.

Цели:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- настрой на работу;

-сплочение коллектива;

-получение информации о простейших профессиональных намерениях .

2.1. « Счёт до 10». Дети сидят в кругу,их задача досчитать до 10, не договариваясь между собой. Как только сказали любое число одновременно, счёт начинается сначала. Даётся несколько попыток. В конце занятия можно повторить это упражнение, чтобы посмотреть на уровень сплочённости в конце занятия.

2.2. « Пересадка по интересам».

Ведущий говорит фразу «Пересядьте те, кто…»:

Готов продуктивно работать на занятии;

У кого карие глаза;

У кого хорошее настроение;

Кто хочет работать в Старицком районе;

В Москве;

Кто хочет получать много денег;

Кто хочет работать в школе;

Кто хочет получить высшее образование;

Кто интересуется машинами;

Кто не хочет идти работать;

Кто выбирает профессию, как у родителей;

Кто ещё не выбрал профессию;

Кто хочет быть начальником;

Кто хочет стать известным и крутым и т.д.

Вывод :

-О чем позволило задуматься данное упражнение? Что нового для себя открыли?

3. Основная часть.

3.1. Вступительное слово. Постановка целей .

Цитата дня (на доске):

« Нельзя вести домашнее хозяйство, не подходя к плите. Нельзя поймать рыбу на удочку, не забросив крючок. Нельзя достичь своей цели, не прилагая усилий».

Журналистка Кэти Селигман

(Мнения детей о высказывании).

У каждого человека и у взрослого и у ребёнка –есть удивительная возможность мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право выбирать какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька-это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу «лестницей желаний». Нарисуйте её в своих тетрадях. Покажите. Поднимите вверх.

Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно. Можем ошибаться можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того,как вы будете вести себя по отношению к другим людям. Которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд или идти рядом.

Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удаётся достичь желаемых результатов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учёта своих способностей и возможных препятствий.

Жизненный план-это представление о желаемом образе жизни.

Сегодня поговорим о жизненных приоритетах, мотивах.

3 .2. Работа с притчей.

В одной стране, неважно какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, только спустя годы узнали. Что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью…С какой как вы думаете?...Она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

- Как вы думаете, многого ли достигла в жизни эта старушка?

-каков был её путь по лестнице жизни?

-каковы были её жизненные ценности?

-давайте пофантазируем, представителем какой профессии была она?

(Вывод : неважно какая профессия у человека, главное идти с людьми по жизненной лестнице, не толкаясь, не спихивая вниз, а идти рядом, помогая, когда это необходимо, нести свет, добро).

3.3. Упражнение «Мнения о жизни».

В этом упражнении речь пойдёт о различных представлениях, о жизненном пути и таких его важных составляющих, как работа и свободное время, мастерство и удача.

Я подготовила для вас листок «Мнения о жизни» (см. приложение), на работу с которым у вас есть 15 минут. Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Попытайтесь вместе определить, какие высказывания верны, а какие- ошибочны. При этом имейте в виду, что к числу верных можно отнести только три высказывания.

Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы могли вместе обсудить упражнение.

Какие три высказывания вы определили, как верные? Обоснуйте.

Итог:

-понравилось ли упражнение?

-какое влияние на формирование ваших взглядов оказала ваша семья?

-задумываетесь ли иногда о своем будущем?

-с кем говорите об этом?

-есть ли у вас пример взрослого человека, умело и счастливо управляющего своей жизнью?

3.4.Упражнение «Состязание мотивов».

Выбирая род деятельности, профессию, каждый руководствуется личными мотивами. Посмотрите на список мотивов (приложение) и выберите наиболее значимый для каждого из вас мотив выбор профессии, т.е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. А теперь попробуйте найти 3-4 профессии, которые наилучшим образом соответствуют вашему мотиву. Теперь в парах обсудите свои решения и помогите увеличить список профессий или родов деятельности, которые хорошо подходят к мотивам.

Итог: высказывают мнения по упражнению.

4 . Подведение итогов занятия .

- Часто можно слышать «Я ещё не выбрал профессию», «не определился», «я ещё не нашёл себя». Психолог Томас Сас заметил: «Найти себя невозможно -себя можно только создать».

-Занятие хочется закончить притчей:

«Нанял барин двух приказчиков-Василия и Петра. Через месяц выдаёт им плату: Василию 5 рублей, а Петру-3 рубля.

Возмутился Пётр:

Я и моложе, и выше, и проворнее, чем Василий. Да и семья у меня больше. Так почему же мне меньше платите?

Ухмыльнулся барин:

Видишь обоз за околицей? Узнай кто такие.

Быстро вернулся Пётр:

Из Рязани будут…

А куда направляются?

Снова быстро вернулся Пётр:

В Саратов едут…

А что везут?- интересуется барин.

Вернувшись, Пётр доложил:

Рожь и пшеницу.

Позвал барин Василия:

Там обоз идёт,узнай, кто такие.

Возвращается Василий:

Это хозяин, обоз рязанский будет. В Саратов на базар везут рожь и пшеницу. Есть ещё и овёс. Собираются продать там по сорок копеек за пуд. Я с ними сторговался по тридцать. Будем покупать или пусть далее едут?

Барин многозначительно посмотрел на Петра.

(Важно, чтобы с данных занятий дети уходили с некоторыми вопросами и внутренними размышлениями, поэтому данную притчу можно не обсуждать и не комментировать).

На отрезке самоопределения при помощи магнитов покажите,где находитесь вы.

Надеюсь, что сегодняшнее занятие будет ещё одной ступенькой к самоопределению.

До новых встреч.

Приложение

Мнения о жизни.

1. Родители –мои лучшие консультанты по выбору профессии, так как только они знают обо всех моих талантах.

2. Я буду неудачником. Если выберу менее престижную профессию, чем мой отец.

3.Решающими условиями при выборе профессии являются возможность зарабатывать, возможность развиваться и отсутствие кризисов.

4.Профессиональное мастерство зависит в первую очередь от того, доставляет ли эта деятельность мне удовольствие.

5. Частые смены профессии указывают на недостаток навыков.

6. «Всяк сверчок знай свой шесток». Если вы ограничите своё честолюбие целями, принятыми в вашей семье, вы избежите профессиональных неудач.

7.Важнейшими условиями профессионального успеха являются хорошие оценки и диплом.

8. Большинство людей используют лишь небольшую часть своих талантов.

9. «Человек предполагает, а Бог располагает». Не стоит планировать слишком много, так как судьба всегда может вмешаться в наши решения.

10.Кто мало занимается в школе, на работе также будет мало делать.

11. На работе-главное зарабатывать деньги. Для удовольствия существует свободное время.

12.Если человек точно знает, чего он хочет, ему не нужно планировать своё будущее.

13. Удача- важнейший залог успеха.

14. Тяжело работать, если тебе не сопутствует удача.

Состязание мотивов.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3.Возможность продолжать учёбу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Хороший заработок.

6.Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Лёгкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9.Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15.Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, лёгкая, спокойная профессия.

Анализ процессов глобализации достаточно четко обозначил тенденцию изменения традиционного распределения ролей в управленческих взаимоотношениях государства и бизнеса. Большой бизнес с подконтрольного со стороны государства объекта постепенно превращается в субъект, который начинает влиять на межгосударственные отношения, социально-экономические процессы, международную и региональную политику и т.д., используя для этих целей все свои преимущества. Вполне вероятно, что в не очень далеком будущем крупный бизнес в лице транснациональных и трансрегиональных корпораций может стать доминирующим фактором в развитии как мирового, так и регионального хозяйства, осуществляя при этом латентное управления органами государственной и региональной власти, а также политическими партиями и общественными организациями. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вышеуказанными тенденции развиваются в условиях пассивного участия в них самого общества, которое фактически является сторонним наблюдателем. Причина кроется в том, что на сегодня гражданское общество, способное четко и недвусмысленно сформулировать приоритеты своих интересов с их постановкой как перед государством, так и перед бизнесом, в Украине отсутствует.

Учитывая возрастающую сложность взаимоотношений общества, государства и бизнеса, подходы к построению работоспособного механизма их взаимодействия необходимо искать на основе создания конгруэнтной системы интересов всех трех субъектов взаимодействия, реализуя при этом принципы их взаимной социальной ответственности. Решение этой проблемы возможно только на основе фундаментальных принципов системного подхода к управлению сложными социально-экономическими системами. При этом следует исходить из позиции, что в триаде «общество-государство-бизнес" главную роль играет общество, как сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с множеством их связей, отношений и взаимодействий.

Важной подсистемой общества является государство, как его образ организации, как управляющая подсистема общества. Как субъект управления государство реализует свои полномочия через законодательные, исполнительные и судебные органы. Бизнес же является центром, подсистемой общества, осуществляет производство различных товаров, продуктов и услуг, необходимых для нормального устойчивого развития общества и удовлетворения разнообразных потребностей всех его членов.

Многие исследователи в последние годы выражают и обосновывают точку зрения о нарастании кризисных явлений во взаимоотношениях государства и крупного бизнеса. Не допустить перерастания этих явлений в системный кризис возможно только на основе объективного учета свойств целенаправленной системы, а именно свойства самосохранения, стремление системы и ее подсистем обеспечить собственное выживание. Здесь уже необходимо рассматривать не государство и бизнес как таковые, а представителей органов власти и τοπ-менеджеров бизнес-структур. В этом случае именно эта цель, то есть самосохранения, становится первичной.

В случае же развития тенденций усиления противостояния крупного бизнеса и властных структур само понимание сторонами катастрофичности последствий должно способствовать формированию новых механизмов их взаимодействия, которые исключили бы саму возможность возникновения системного кризиса.

Учитывая, что государство и бизнес являются элементами сложной социально-экономической системы - общества в целом, то разумные формы компромиссных отношений между ними могут быть найдены только на основе признания приоритета общесистемных целей и интересов. В общесистемных целях должны быть на компромиссной основе отражены как интересы бизнеса, так и интересы государства и общества.

К сожалению, в Украине общесистемная стратегическая цель, которая однозначно воспринималась и признавалась бы всеми тремя рассматриваемыми субъектами отношений, до настоящего времени не сформулированы. В наиболее общем виде такую цель относительно современного украинского общества, на наш взгляд, правомерно сформулировать следующим образом: сохранение целостности общества как единого социального организма на основе формирования рыночной экономики, динамично развивается и направлена на повышение качества жизни населения и сближения условий его жизнедеятельности с ведущими развитыми странами мира.

Транслируя указанную главную цель развития общества на более низкие этажи управленческой иерархии, можно говорить о том, что:

1) государство как субъект управления, выражая интересы общества, должен консолидировать усилия всех хозяйствующих субъектов на государственном и региональном уровнях для достижения главной цели, стоящей перед обществом в целом;

2) региональные органы власти в качестве главной цели социально-экономического развития своего субъекта государства могут ставить задачи повышения конкурентоспособности экономики и рост на этой базе благосостояния его жителей;

3) любая социально-ответственная бизнес-структура в качестве стратегической цели должна ставить задачу достижения долгосрочных конкурентных преимуществ, позволяющих обеспечить устойчивое развитие и повышение уровня и качества жизни, как сотрудников своего предприятия, так и населения местного сообщества, на территории которого она функционирует.

Исходя из вышесказанного подхода, само общество как объективно системообразующий элемент должен решать задачу создания условий для эффективного совместного функционирования и развития государства и бизнеса в интересах общества, то есть для достижения главной цели его развития. А для этого необходимо, чтобы общество, с одной стороны, формировало целевые ориентиры развития государства и бизнеса, а с другой - осуществляло непрерывный достаточно жесткий контроль за деятельностью как государственных органов власти, так и за деятельностью бизнес-структур. Очевидно, что ни бизнес, ни государственные органы власти автономно вряд ли смогут рационально решить эту задачу с системных позиций. Скорее всего, оба эти субъекты общества в свободном, бесконтрольном режиме будут пытаться решать общесистемные задачи, исходя из собственных объективно существующих интересов, что подтверждается мировым опытом и отечественной практикой последних лет.

Таким образом, речь идет о необходимости формирования каких-то консолидированных структур, представляющих различные компоненты гражданского общества, которые могли бы оказать существенное влияние на функционирование как органов власти, так и бизнес-формирований, осуществляя при этом цементирующий влияние на их взаимоотношения, направленные на выработку единых позиций по решению проблемных ситуаций в развитии общества в целом. Речь идет о том, что гражданское общество может значительную часть своих интересов и полномочий делегировать негосударственным некоммерческим организациям, которые могут способствовать выстраиванию отношений государства с бизнесом, используя принципы социальной ответственности. На наш взгляд, обеспечить производительную участие общества в решении вышеуказанных проблем возможно только на основе реанимации системы социального партнерства

Социальное партнерство - это конструктивное взаимодействие организаций трех общественных секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор), выгодно каждой из сторон и обществу в целом и направлено на решение социальных проблем . Чаще всего социальное партнерство сводится к решению экономических проблем общества, в социально-трудовой сферы. Имеются в виду отношения между работниками и работодателями или отношения между государством (так называемый первый сектор) экономики в лице органов его власти, предпринимателями (второй сектор) и профессиональными союзами. Более правильной представляется точка зрения о том, что методы социального партнерства могут применяться не только в трудовых отношениях, но и в тех областях, где интересы различных социальных групп пересекаются.

Идеология социального партнерства основывается на том, что бизнес, власть и общественные организации, представляющие интересы местной общины и наемных работников, должны взаимодействовать и строить свои отношения, исходя из необходимости обеспечения:

а) социальной стабильности и порядка в обществе;

б) устойчивого и динамичного развития экономики;

в) правовой защиты и реализации основных прав и свобод личности;

д) условий гармоничного развития человека.

Очевидно, что специфика субъектов этих трехсторонних отношений претерпевает существенных изменений при переходе от высших ступеней иерархии управления страной в целом на уровень государства и регионов, а дальше на уровень региональных общин.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в украинской практике взаимодействия бизнеса и органов власти третья сторона трипартизму - структуры или организации, представляющие общество, - как таковые отсутствуют. Ведутся научные дискуссии и живо обсуждаются назревшие прикладные проблемы о направлениях развития и оптимизации взаимоотношений бизнеса и власти на государственном и региональном уровнях с выделением различных типов, видов, способов и моделей такого взаимодействия. Так, Ю. Фридман, понимая под моделью взаимодействия власти и бизнеса совокупность сложившихся на определенной территории формальных и неформальных норм, правил и практик их взаимодействия, выделяет четыре типа отношений и взаимодействия :

1) модель патронажа (административного давления на бизнес)

2) модель "приватизации власти" большим капиталом;

3) модель подавления (использование властью в отношения с бизнесом репрессивного аппарата)

4) модель партнерства (компромисса).

В современных условиях в большинстве украинских регионов доминирующей должна стать партнерская система взаимодействий, отличительными особенностями которой являются:

Обмен ресурсами как основа взаимоотношений. Бизнес получает "особые условия" (освобождение от региональных налогов и другие льготы) и доступ к дополнительным экономических ресурсов (дешевые кредиты и надежные гарантии по ним, участие в федеральных программах), а представители власти могут рассчитывать на финансирование бизнесом программ социального и экономического развития региона, на участие регионального бизнеса в реализации приоритетных национальных проектов и т. д.;

Отказ бизнеса от борьбы за власть. Речь идет не только об отказе бизнес-сообщества от претензий в борьбе за контроль над всеми структурами региональной власти, но и о эффективную поддержку бизнесом согласованной модели власти в регионе;

Эффективность бизнеса как условие консенсуса бизнеса и власти. Неэффективен бизнес не "вписывается" ни в какую модельную конструкцию, используемую регионами, и тем более в модель партнерских отношений;

Совместная разработка комплексных программ социального и экономического развития региона. Бизнес с самого начала своего функционирования в регионе должен четко осознавать стратегические цели и задачи развития региона для выработки эффективных моделей ведения бизнеса.

Одной из самых серьезных проблем дальнейшего позитивного развития рассматриваемых отношений является недостаточная разработка инструментальных форм взаимодействия субъектов экономического пространства региона (государственных и региональных органов власти и бизнес-субъектов). Сейчас основным инструментом согласования интересов есть и или соглашение о принципах взаимодействия. Целью таких соглашений является установление партнерских отношений власти и бизнеса и повышение социальной ответственности бизнеса. Предметом соглашений являются мероприятия, направленные на достижение баланса интересов, взаимной заинтересованности сторон и информационной открытости (например, публичное сообщение рейтинге качества взаимодействия компаний и власти, позволит компаниям позиционировать себя как социально ответственных, а региональным властям - оценивать уровень взаимодействия с бизнесом).

При последнем тылу отношений органы власти и бизнес выступают как участники "общего дела". В рамках экономики "общего дела" орган власти выступает как "партнер-координатор", непосредственно участвует в решении проблем бизнеса. Целевые установки бизнеса носят социально ответственный характер. Он выступает как «партнер», ориентированный не только на прибыль, но и для решения общих местных проблем. Правила взаимодействия определяются в ходе статусных торгов о целевых учреждения муниципальной экономики как экономики "общего дела". Основным предметом этих торгов является определение соотношения бизнес-целей и социальных задач в рамках этой экономики "общего дела". Интерес органов власти в процессе торга заключается в том, что, используя обмен взаимными обязательствами, региональные и местные органы власти не просто имеют возможность расширить крайне скудные источники выполнения своих социально-экономических функций, но и преодолеть бюджетные ограничения своей деятельности. Согласие же бизнеса на неявный контракт с органами власти обусловлена его особым интересом к участию в подобных торгах по двум причинам:

1) получение доступа к реальным ресурсов (в аренду, собственности и т.п.);

2) достижение более устойчивого положения и снижения политических рисков.

Важное значение во взаимодействии органов власти и бизнеса на уровне региона имеет институт социальной ответственности бизнеса. В реальной действительности происходит активное формирование устойчивых социально приемлемых стандартов поведения бизнес-структур в духе социальной ответственности, поддерживаемых органами власти и самоуправления. При этом именно на местном уровне особое значение приобретает необходимость учета интересов власти, бизнеса и населения. К сожалению, в этих отношениях активными сторонами выступают только органы власти (региональные и местные) и бизнес (большой и малый), а население остается в качестве пассивного наблюдателя.

В этой связи все более актуальным становится задача выстраивания достаточно жестко упорядоченных отношений между взаимодействующими сторонами, и, прежде всего, разграничение сфер ответственности государства и бизнеса.

Однако и здесь представители крупного бизнеса язык ведут о разграничении своих полномочий и ответственности только с государством как субъектом управления. Третья же сторона - само общество - остается в стороне. В то же время если рассматривать государственную власть как форму организации эффективной системы управления обществом, то, следовательно, само общество в лице организаций, которые представляют его, а не государство должно оформлять заказ, давать поручения государственным органам власти на оптимизацию их взаимоотношений с бизнесом, направленных на улучшение условий жизнедеятельности всех членов общества.

Следует констатировать, что в силу несформированности и неразвитости институтов гражданского общества на современном этапе его развития выполнять эту важную роль общество в нашей стране еще не готово.

Максимальный эффект воздействия общества на позитивное взаимодействие властных структур и бизнеса может быть достигнут при системном подходе, который предусматривает формирование определенных консолидированных структур, представляющих различные слои и категории населения общества. Среди общественных структур, осуществляющих взаимодействие с бизнесом и властью, наиболее значительный потенциал влияния на них, включая экспертные возможности, имеет институт общественных палат. Однако этот потенциал пока не раскрыт. Дело в том, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Украины, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Украины, конституционного строя Украины и демократических принципов развития гражданского общества Украины. Пока еще действенные механизмы согласования общественно значимых интересов не разработаны. При этом, в законе об общественном плату бизнес, как субъект согласования этих интересов, совершенно не обозначен. Однако, на наш взгляд, это не значит, что институт общественных палат должен исключить бизнес из сферы своего влияния.

Общественные палаты работают на государственном и региональном уровнях, пока остается вне зоны целенаправленной и постоянной общественного внимания. Представляется, что по крайней мере повседневную жизнь граждан должно быть под контролем общества, поэтому целесообразно наделить этими полномочиями Совета по социальной политике, создаваемые на региональном уровне, имеют общественный статус и призваны выполнять функции влияния на формирование социальной политики и реализацию программ социального инвестирования региональных общин.

Учитывая возрастающую сложность взаимоотношений общества, государства и бизнеса методические подходы к разработке механизма их конструктивного взаимодействия должны основываться на наш взгляд, на следующих выходных принципах (установках):

Конгруэнтности системы интересов всех трех субъектов взаимодействия;

Социальной ответственности интересов всех трех субъектов взаимодействия;

Социального партнерства;

Признание в системной триаде "общество-государство-бизнес" главенствующей роли общества и, следовательно, приоритета общественных целей, то есть общества в целом.

Исходя из вышеизложенного, под механизмом взаимодействия бизнес-структур, органов власти и общества понимается совокупность субъекта (органа) управления, самих субъектов взаимодействия, средств, способов и методов, с помощью которых они влияют друг на друга и на объекты социальной сферы соответствующего административно-территориального образования конкретной социально-экономической системы (страна в целом, регион, региональная община) для наиболее эффективного достижения целей и целей. При таком подходе в механизме взаимодействия правомерно выделить несколько блоков (рис. 4.5):

Блок 1 является субъектом (органом) управления взаимодействием;

Блок 2 является совокупностью субъектов взаимодействия, то есть органов власти (самоуправления), бизнес-структур и организаций, представляющих интересы жителей, проживающих на данной территории;

Блок 3 является банком накопления информации о возможных способах, средствах и методах воздействия субъектов на объект управления, то есть проблемные ситуации;

Блок 4 включает в себя объекты воздействия, то есть весь перечень наиболее острых социальных проблемных ситуаций территориального образования;

Блок 5 е результирующим органом контроля, оценивает функционирование механизм) "в целом.

Рис. 4.5. Механизм взаимодействия бизнес-структур, органов власти и общества

На наш взгляд, блочная структура механизма конструктивного взаимодействия общества, государства и бизнеса будет единственной на уровне страны в целом, регионов и региональных общин. Однако, структура каждого из блоков механизма для любого из субъектов взаимодействия будет разной для каждого из трех уровней управленческой иерархии. Естественно, что и алгоритмы функционирования предлагаемого механизма взаимодействия на уровне страны в целом, региона, региональной общины будут существенно отличаться друг от друга.

В качестве субъекта (органа) управления мы предлагаем создавать трехсторонние комиссии по типу комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Вышеуказанные комиссии действуют на основе заключенных соглашений между представителями органов власти, профсоюзов и работодателей на уровне страны в целом (генеральное соглашение), области (отраслевые), территории (специальные) и отдельных организаций (так называемые коллективные договоры).

В блоке 3 предлагаемого механизма накапливается информация о возможных способах, методах и средствах взаимодействия трех указанных субъектов между собой, а также воздействия на объекты управления, то есть на различные социальные проблемные ситуации, требующие разрешения (блок 4). Естественно, что количество и сложность социальных проблемных ситуаций, требующих решения в ближайшей перспективе, несоизмеримы по мере перехода от региональных общин в регион, а затем и к стране в целом. Если у местных властей часто основными являются экологические проблемы и проблемы предоставления социальной помощи низкообеспеченных категориям населения, то на уровне страны в целом основными становятся сложные проблемы модернизации всех сфер жизнедеятельности общества.

Разнообразие проблемных ситуаций требует разнообразия способов, методов и средств по их решению. Необходимо создание со стороны органов власти такой ситуации, при которой у бизнеса появлялся бы собственный интерес к вложениям в крупные социально-экономические проекты, необходимые стране для успешной модернизации, прежде всего, экономики. И ресурсов нужно для решения огромного количества проблемных ситуаций немало, при этом речь идет не только о финансовых ресурсах, но и об интеллектуальном, человеческий капитал. Очевидно, что обеспечить конструктивное взаимодействие всех трех сторон только административными, командными методами невозможно, необходимо максимально широко использовать экономические и социально-психологические методы.

Блок 5 представляет орган контроля, в который входят представители всех трех субъектов взаимодействия, и который должен оценивать степень реализации запланированных мероприятий по каждой проблемной социальной ситуации. Важная роль в этой группе отводится представителям гражданского общества (хотя она достаточно значима, безусловно, и на стадии оценки остроты той или иной проблемы, а также выделенных на ее решение ресурсов). Особую социальную значимость приобретает проблема контроля на муниципальном уровне. Если на уровне страны у нас существуют и относительно эффективно действуют достаточно крупные представители общества (например, общественная палата, объединения профсоюзов и т.д.), то на региональном уровне таких мощных общественных структур нет. Именно на местном уровне могут и должны быть выработаны механизмы общественного контроля, эффективного участия общественности в управлении территориями.

Одна из главных целей педагога дополнительного образования - это помочь ребенку адаптироваться в окружающей среде, научить жить со сверстниками и окружающими людьми без лишних ссор и конфликтов, быть тактичным и общительным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие конструктивного взаимодействия обучающихся

в условиях совместной деятельности.

Но единое миру спасение

Доброта, доброта, доброта.

Е.Стюарт

В начале учебного года в процессе формирования учебных групп перед педагогами дополнительного образования встает проблема: как из детей разного возраста, пришедших из разных школ с разными способностями и характерами создать сплоченный коллектив.

Коллектив – высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе.

Очень важно, чтобы в группах сложились добрые бесконфликтные отношения между обучающимися с первых дней обучения. Это позволит в будущем детям более успешно осваивать программные знания, добиваться более высоких результатов. В процессе обучения дети вступают в интерактивное общение: они не только обмениваются информацией, но и вступают в совместную деятельность, учатся, проводят совместно досуг, отдыхают.

Одна из главных целей педагога дополнительного образования - это помочь ребенку адаптироваться в окружающей среде, научить жить со сверстниками и окружающими людьми без лишних ссор и конфликтов, быть тактичным и общительным. При этом важно, чтобы педагог постоянно склонял детей к взаимопониманию, в сложных ситуациях вызывал у них потребность договариваться. Для укрепления сплоченности коллектива, взаимной симпатии его членов необходимо ставить учащихся в такие условия, чтобы они оказывали различные услуги преподавателю и друг другу, проявляли искреннее внимание, заботу, дарили добро.

Особую роль в интерактивном общении детей играют неформальные лидеры. Это личности, которые в силу своего общественного положения выступают организаторами различных видов деятельности. И хорошо если они обладают притягательностью, обаянием, умением понять другого человека, готовностью не только сочувствовать, но и сопереживать и, что значительно труднее, радоваться успехам других. Лидеры, обладающие такими чертами характера, оказывают значительную помощь педагогу в формировании коллектива. Если нет такого лидера, то педагог должен взять ведущую роль на себя и воспитывать у актива группы и каждого его члена эти черты.

В первую очередь педагог должен помочь ребенку познать самого себя: вглядеться в свой внешний облик, задуматься о собственном характере и поведении, осознать свою значимость для окружающих. С этой целью на одном из первых занятий можно провести игру на знакомство: «Расскажи мне о себе», «Сундучок». (Методику игры см. В.И. Максакова «Организация воспитания младших школьников») В процессе игры дети активнее знакомятся друг с другом, ведь о себе рассказывает каждый; подчеркивая свою индивидуальность, ребенок понимает насколько уникален и интересен другой. На протяжении учебной деятельности личностно-ориентированный подход способствует тому, что ребенок осознает, что его ценность определяется не столько тем, какое изделие он смог изготовить, но и тем насколько он интересен для окружающих, что он хорошего способен сделать для людей.

Наиболее продуктивно взаимодействуют дети, если на занятиях создана атмосфера сотрудничества, в этом случае дети легко идут на компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя.

Для подлинно дружеских отношений важно, чтобы партнеры находились примерно на одном уровне развития, чтобы у них у них было примерное равенство достоинств и недостатков. Мы склонны подсознательно выбирать не столько самых умных и красивых, сколько тех, кто также умен и красив, как мы.

Тренинговое упражнение «Место за партой». После окончания занятия, происходит обсуждение, формулируются правила:

  1. Необходимо держать дистанцию.
  2. Просьба отличается от требования.
  3. Спокойный тон лучше крика.
  4. Красивый исход.
  5. Ищите сходство.

Без взаимопонимания не может быть ни настоящего товарищества, ни дружбы, ни успешной совместной работы.

Дружной может стать группа в том случае, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в группе доброжелательная атмосфера, если каждый стремится понять себя и другого. Для этого можно предложить выполнить какое-либо задание в парах, в группах (составить кроссворд, выполнить общую творческую работу, поиграть в игру «Общение»).

Развитие у детей умения сотрудничать и в то же время быть самостоятельными происходит благодаря созданию особого контекста всей жизни творческого объединения. Этот контекст создается демократизмом отношений между взрослыми и детьми, организацией разнообразной, интересной совместной деятельности, гуманистическими ценностями. Воспитание у детей жить вместе и быть самостоятельными осуществляется и продолжается и вне занятий: на праздниках, во время экскурсий и прогулок, поездок за город, на соревнования и т.д. Дети легко сближаются и идут на контакт в неформальной обстановке. Проведение праздников, конкурсов, день именинника, поездки на природу, совместные походы в кино, в музей способствуют раскрепощению ребенка.

Психолог, проводя тестирование обучающихся на предмет комфортности их пребывания на занятиях, констатирует повышенный уровень тревожности у некоторых воспитанников, а отсюда – агрессию, конфликты, проблемы в учебе у потенциально способных детей. Усугубляет ситуацию усиливающая тенденция падения интереса к знаниям, как непреходящей ценности, снижение познавательной активности, снижение заинтересованности родителей в процессе воспитания детей.

Выступление психолога

Конфликты бывают горизонтальными (между равными по иерархическому уровню людьми – между воспитанниками) и вертикальными (между педагогом и обучающимися). Конфликты возникают на деловой и личной основе. Деловой конфликт исчезает, как только решается проблема. Он носит конструктивный характер и стимулирует развитие коллектива. Личный конфликт обычно значительно продолжительнее. Он является следствием психологической несовместимости. Они могут быть явными открытыми и неявными.

Какие ассоциации возникают у вас при слове «Отверженный»?

В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает их второстепенная роль в группе, другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания воспитанников и педагога, занять лидерскую позицию, что, не умея при этом себя вести в соответствии со своими притязаниями, добиваются внимания «со знаком минус» – становятся объектом насмешек и презрения. Этих ребят часто называют аутсайдерами, изгоями, и вот эта самая отверженность -–явление, к сожалению, частое и трудно поправимое.

Одним из наиболее ярких примеров взаимодействия отверженного с коллективом является сюжет сказки Ганса Христиана Андерсона «Гадкий утенок». Я хотела бы вам немного напомнить эту сказку, а вернее, один ее эпизод. (Зачитать начало сказки до того момента как утенок решается уйти с птичьего двора).

Итак, у нас есть герои сказки: гадкий утенок, мама, братья и сестры, обитатели птичьего двора.

Сейчас мы попробуем погрузиться в этот сказочный мир, но для начала нам необходимо разделиться на четыре подгруппы: «гадкий утенок», «мама», «братья и сестры», «птичий двор». Каждая группа получает листы с заданием. На выполнение задания отводится 10 минут. Участники фиксируют свои мысли на бумаге, представители озвучивают свои варианты.

Теперь мы сравним то, что нам предложила каждая группа: «птичий двор» и «гадкий утенок»; «мама» и «братья и сестры». Мы с вами видим, что не все предложения и варианты готов принять утенок, возможно у него и мыслей таких не было. А теперь посмотрим, что предлагает нам птичий двор – социум и почему этого не принимает утенок. Причина здесь очевидна – различие ценностных приоритетов. Какие же выводы можно сделать? Чтобы адаптироваться «гадкому утенку», стать своим, ему необходимо, принять, правила, требования «птичьего двора», которые не всегда совпадают с ценностями, существующими в ближайшем окружении - семье.

И наша с вами задача, работая в дополнительном образовании, с первых дней пребывания детей в творческом объединении обучать их правилам общения и взаимодействия. Во многом зависит отношение ребенка к окружающим и от его внутреннего состояния, от самооценки. Низкая самооценка затрудняет контакты с людьми. Можно сказать, что это тоже явилось причиной непринятия гадкого утенка птичьим двором.

Нельзя забывать, что ученика нельзя принудить «быть хорошим». Хорошим он может сделаться только сам. Важно стремиться не к беспрекословной дисциплине – тишине и порядку, а к дисциплине творческой, направленной на овладение знаниями, умениями и навыками.

Очень важное качество педагога – умение видеть в проступке не хулиганство, а ребячьи далеко не всегда правильные, но вполне понятные мотивы: проявить себя перед товарищами, дать выход накопившейся энергии. Не следует резко и бестактно пресекать нарушения дисциплины. Нельзя становиться на одну ступеньку с нарушителями дисциплины. Окрики, постоянные одергивания вносят в работу раздражительный тон, изматывают и педагога и воспитанников.

Давайте попытаемся вместе разработать правила педагога для предупреждения конфликтных ситуаций.

  1. Правильно сформулировать цель воспитания.

Нередко педагог видит главную задачу воспитания на занятиях в пресечении нарушений дисциплины. А ведь первая задача воспитания – создать все необходимые условия для успешной работы, учебы, общения воспитанников.

  1. Учитывать при работе с детьми их индивидуальные особенности.

Один ребенок быстро овладевает новыми знаниями, другой медленно; один предпочитает незнакомую работу, связанную с преодолением трудностей, другой, наоборот, любит выполнять однообразные, хорошо знакомые обязанности. Одному перед началом работы, следует сказать об ответственности, а другого успокоить. Проступок одного можно разбирать в коллективе, с другим лучше беседовать с глазу на глаз. Дети отличаются один от другого и своей коммуникабельностью.

  1. Педагог должен расширять кругозор, ярко проводить занятие, давать задания, способные заинтересовать обучающихся, вовлечь их в коллективные творческие дела.

Все это поможет отвлечь детей от конфликта, будет способствовать разрешению спорных вопросов, работа в группах, в парах поможет лучше узнать друг друга.

  1. Проведение занятий в игровой форме.

Дидактические игры, игровое моделирование ситуаций поможет ребенку легче вступать в контакт с другими детьми и педагогом.

5. Правильная стимуляция школьников поощрением и наказанием. Недопустимо, например, поощрять и наказывать только за результат действия, игнорируя его мотивы. Если ребенок не проявил трудолюбия, прилежания, его не следует благодарить за успехи в учебе. Напротив, выполнение трудного задания новичком даже на троечку должно сопровождаться похвалой.

  1. Первое замечание провинившемуся всегда следует делать с глазу на глаз.

Несоблюдение этого правила быстро создает дурную репутацию учителю, приводит еще к более серьезным нарушениям дисциплины.

  1. Опора педагога в работе на неформальное объединение воспитанников.

Никакие официальные отношения не в состоянии регламентировать множество ситуаций, ежедневно возникающих в работе с детьми. Педагог не способен регулировать огромное количество мелких и крупных ситуаций общения школьников. Это и приводит к спонтанному формированию неформальной структуры коллектива. Неформальная группа стремится добиться поддержки педагога. Педагог, в свою очередь, добивается согласования интересов группы с требованиями всего коллектива.

  1. Организация досуговой деятельности.

Организация досуговой деятельности, игры, общение в неурочное время способствует формированию сплоченного коллектива, поможет ребятам наладить дружеские контакты.


    - (ГЧП) совокупность форм средне и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Содержание 1 История 2 Понятие государственно частного партнёрства … Википедия

    Государственно частное партнёрство (ГЧП) совокупность форм средне и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Содержание 1 История 2 Понятие государственно частного… … Википедия

    ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - (Great Britain) Общие сведения Официальное название Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (англ. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). Расположена у северо западного побережья континентальной Европы. Площадь… … Энциклопедия стран мира

    ОППОЗИЦИОНАРНОСТЬ - это целенаправленная активность субъектов политики, которая направлена на выражение и достижение целей и задач, обусловленных определенным неприятием ими официальной направленности, порядка и уклада социально политической и экономической… … Политическая психология. Словарь-справочник

    - (1927 1994) Белорус. сов. прозаик и ученый литературовед, более известный произв. др. жанров (воен. прозы, публицистики). Род. в с. Конюхи (Копыльского р на Минской обл.ныне Беларусь), во время войны был в подполье, рядовым в партизанском отряде …

    Бывший заместитель председателя Моссовета; родился в 1947 г. в г. Риге; окончил Латвийский государственный университет в 1970 г., Военно политическую академию им. Ленина в 1979 г., кандидат философских наук, доцент; с 1970 г. по 1980 г.… … Большая биографическая энциклопедия

    Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого (1993 1995), второго (1995 1999) и третьего (с декабря 1999 г.) созывов, заместитель председателя Государственной Думы третьего созыва, член депутатской группы "Регионы… … Большая биографическая энциклопедия

    Народный депутат СССР (1989 1991), участвовал в деятельности Межрегиональной депутатской группы, группы "Союз", депутатской группы коммунистов, группы "Конструктивное взаимодействие"; родился в 1938 г.; в 1991 г. был… … Большая биографическая энциклопедия

    Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва (1993 1995), являлся членом депутатской группы "Новая региональная политика", членом Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике; родился 24… … Большая биографическая энциклопедия

    - (04.10.1924 15.05.2001) спец. в обл. политол., социол. и права; д р юрид. наук. Род. в Баку. Участник Великой Отеч. войны. Окончил юрид. ф т Азерб. гос. ун та (1949), асп. Ин та права АН СССР (1952). Работал зав. редакцией в Политиздате (1952… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Московский городской суд в системе органов государственной власти РФ. История и современность , Егорова Ольга Александровна, Пчелинцева Людмила Михайловна, Серков Петр Павлович. В данном научном издании публикуются доклады участников четвертой межрегиональной научно-практической конференции, организованной и проведенной Московским городским судом и…
  • Эффективные формы и приемы работы с семьей. Родительские собрания. ФГОС , Матушкина Светлана Евариевна. В пособии представлены разнообразные формы, методы, приемы работы с семьей и сценарии родительских собраний, актуализирующие проблемы родительской компетентности, направленные на…

Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на «ты», сказать: «А вот это не твоего собачьего ума дело», — и ваш партнер смягчится, как ошпаренный.

М. Жванецкий

Следует отметить, что практика взаимодействия в противоречивых ситуациях - соревнованиях, конфликтах, спорах, диспутах - сформировала и конструктивные традиции деятельности. Именно так, например, возникает специфический принцип «негативного сотрудничества»: «Агонистический принцип - это принцип борьбы при соблюдении определенных норм и правил, принцип честного соревнования, достойного ведения дискуссий, диалогического спора, предполагающего уважение к оппоненту. Соблюдение этого принципа предполагает спор, но не личную ссору, борьбу по правилам, но не
грубую агрессивность, соревнование, но не бесстыдную конкуренцию, уважение человеческого достоинства оппонента или противостоящей коалиции и отрицание всякого антигуманизма в диалогическом взаимодействии» (Буш, 1985, с. 261-262).

Однако, как уже отмечалось, приемы конструктивного взаимодействия в конфликте менее очевидны, сколь бы парадоксальным это ни казалось.

Традиции классиков в этой области - Аристотеля, Шопенгауэра, Повар- нина - продолжены современными исследователями. В качестве примера фундаментальных исследований в этой области можно привести работы Ф. ван Еемерена и Р. Гроотендорста. Согласно их точке зрения, «каждый речевой акт имеет своей целью коммуникативный эффект, предполагающий понимание сказанного со стороны слушающего, и интеракциональный эффект, достижение которого означает, что слушающий примет речевой акт или определенным образом отреагирует на него»; тем самым «каждый речевой акт накладывает на человека, который его совершил, определенные обязательства» (ван Еемерен, Гроотендорст, 1992, с. 29). «Общий принцип коммуникации», обеспечивающий, по мнению авторов, всю вербальную коммуникацию, звучит следующим образом:

Будь ясным, честным, эффективным и точным», что подразумевает соблюдение следующих принципов: 1) «Не совершай непонятных речевых актов»; 2) «Не совершай неискренних речевых актов»; 3) «Не совершай избыточных речевых актов»; 4) «Не совершай бессмысленных речевых актов»; 5) «Не совершай речевых актов, которые не связаны соответствующим образом с предшествующими речевыми актами» (там же, с. 50-53).

Кроме того, из этих общих постулатов авторы выводят конкретные правила аргументативной дискуссии, являющейся, по их мнению, речевой коммуникацией, цель которой - содействовать разрешению спора, или конфликта во мнениях. Всего авторами сформулировано 10 правил дискуссии, а также описаны типичные ошибки, возникающие в связи с их нарушениями.

Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия - это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 8.3 и 8.4), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.

Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации. К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации - «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации. Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующей проработкой и т.

д. (Дерманова, Сидоренко, 1996).

Таблица 8.3. Конструктивный спор по Кратохвилу. Стиль спора

(цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 210)

+
1. Конкретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и сейчас» Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу
2. Вовлеченность Обе увлечены, наносят и получают сильные «удары» Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д.
3. Коммуникация Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь» Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум»
4. «Честная игра» Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место
Таблица 8.4. Конструктивный спор по Кратохвилу. Результат спора (цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 211)
+
1. Информативность Что-то узнал или получил, научился чему-то новому Не узнал ничего нового
2. Отреагирова- ние Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось
3. Сближение Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены
4. Улучшение Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить

В эффективной реализации конфронтации Сидоренко различает следующие стадии: сообщение о своих чувствах, вызванных действиями партнера; усиление послания (в случае неэффективности первой попытки); выражение пожелания или просьбы; назначение санкций; реализация санкций (Сидоренко, 1997).

Психологическое противостояние, помимо конфронтации, контраргументации, конструктивной критики, включает в себя приемы «психологической самообороны» и др. К техникам психологической самозащиты автор относит «технику бесконечного уточнения», «технику внешнего согласия» и «технику испорченной пластинки», когда участник общения в ответ на не устраивающие его действия партнера задает уточняющие вопросы, соглашается, не меняя своей позиции, повторяет одно и то же и т. д. (Сидоренко, 1995, с. 95-101).

К приемам конструктивного взаимодействия в конфликте мы вернемся при обсуждении проблем их разрешения.