Энергетическое машиностроение. Тяжелое машиностроение

Томский политехнический университет приглашает школьников 11-х классов, учащихся последних курсов колледжей и техникумов, а также выпускников прошлых лет принять участие в Политехнической олимпиаде, которая будет проходить в населенных пунктах стран СНГ.

Участие в олимпиаде – реальная возможность оценить свой уровень знаний, получить высококвалифицированную консультацию по вопросам поступления от представителя ТПУ для более эффективной подготовки к вступительным испытаниям в лучший инженерный вуз России.

Просим будущих участников заполнить форму добровольной регистрации .

Места проведения Политехнической олимпиады школьников в 2019 году:

НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ СРОКИ МЕСТО КОНТАКТЫ
Аксу 27-29 марта 2019 г.,
с 13-00
г. Аксу, гостиница Азия Пласт,ул. Набережная д. 51 8-923-487-22-23 (WhatsApp)
Алматы 1-3 апреля 2019 г., с14-00 Центр международного образования «ZStarKZ World education»
Адрес: г. Алматы, 8 микрорайон, ул. Шаляпина, 31а
4-6 апреля 2019 г., с14-00 Лицей №134, ул. Жарокова, 24 8 952 150 0306
26-30 марта 2019 г.,
с10-00
КазНУ пр. Аль-Фараби, 71 ( 8 952 897 8786,
8 747 958 4992
Астана 18-21 марта 2019 г.
с 15-00
Астана, ул.Сейфуллина, 31 8-952-889-2063 (WhatsApp)
Бишкек 26-28 апреля 2019 г. г. Бишкек, УВК школа-гимназия № 12, Чуй проспект, 56 8-923-504-1033
8-903-955-1236
Душанбе 17-20 апреля 2019 г. Центр международных образовательных программ, ул. М.Турсунзаде, 47 8-923-503-4589
Жезказган 1-2 апреля 2019 г.,
с 9-00
Организационное собрание -
31 марта в 12-00

КГУ СОШ № 4, ул.Алашахана,15 8-913-808-6878 (WhatsApp)
Караганда

22-27 марта 2019 г.,
с 10-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв")

Карагандинский коммерческий колледж,
бульвар Мира, 50

8-964-932-2615,
8-701-183-2528

3-5 апреля 2019 г., с 9-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв")

Образовательнй центр "Знание без границ", ул.Гоголя 34а, Б.Ц. "Prime"

8-913-808-6878 (WhatsApp),
8-777-354-7411

6-8 апреля 2019 г., с 9-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв")
Международная Бизнес-Академия КУБУП, ул.Тулепова,12, КУБУП 8-913-808-6878 (WhatsApp),
8-777-354-7411
Курчатов 03-05 марта 2019 г. Средняя школа № 3, ул. Олимпийская, 3 8-913-808-6878 (WhatsApp),
8-777-354-7411
Павлодар 25-28 марта 2019 г., с 9-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв")

Павлодарский нефтегазовый колледж, ул. Лермонтова, 92/1

8-999-495-3065 (WhatsApp)
Петропавловск 6-7 апреля 2019 г., с 9-00

Школа при Церкви Частная средняя школа в честь Сергея Радонежского,
ул.Ауэзова, 198

+77073404134
(доступен с 5 по 7 апреля)
Риддер 22-24 марта 2019 г., с 9-00 КГУ "Школа-лицей №1", ул.Кирова, 90 8-777-906 4541,
e-mail: [email protected]
с.т. 8-906-959-9822
Рудный 21-26 апреля 2019 г. уточняется
Семей 21-25 марта 2019 г., с 10-00 8-903-914-2354 (WhatsApp)
24-25 марта 2109 г., с 10-00
(Олимпиада студентов "Прорыв")
КГУ СШ №9, ул. Дастенова, 49а 8-903-914-2354 (WhatsApp)
Степногорск 7 микр., здание бывшего детского сада (маг. Тонапо)
(вход со стороны магазина), офис 202
8-952-889-2063 (WhatsApp)
Талдыкорган 23-25 марта 2019 г., с 9-00 ТОО «Политех», ул. Джунгарская, 1

8 952 897 8786,
8 747 958 4992

Тараз март-апрель 2019 г. место уточняется
Ташкент 14-18 апреля 2019 г. г. Ташкент, ул. Университетская, д.2
Усть-Каменогорск 25-27 марта 2019 г., с 9-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв" )

ННУ УМЦ «Перспектива», ул. Серикбаева, 37, офис 105 8-771-512-6791,
e-mail: [email protected]
с.т. 8-906-959-9822
28-30 марта 2019 г., с 9-00
(бакалавриат/ специалитет,
Олимпиада студентов "Прорыв")

ФБПО "Светоч", ул.Головкова д.30 8-705-448-2223
e-mail: [email protected]
с.т. 8-906-959-9822
Худжанд 15-16 апреля 2019 г. Школа № 15, ул. Бободжона Гафурова 8-923-503-4589
Шымкент 24-26 марта 2019 г., с 9-00 КИШ (Казахская интеллектуальная школа) «Байкерек»,
ул. Т. Рыскулова, д. 141
8-701-830-0170
8-852-161-9997
27-29 марта 2019 г., с 9-00 Образовательный центр ТОО «Контакт»
на базе средней школы № 1, ул. Рыскубекова, д. 1
8-701-830-0170
8-852-161-9997
Экибастуз 23-24 марта 2019 г. Центральная городская библиотека, ул. М. Жусуп, 51

Уважаемые участники Политехнической олимпиады, следите за обновлениями на этой странице, список мест проведения олимпиады будет уточняться и дополняться!

Энергети́ческое машинострое́ние - отрасль тяжелого машиностроения , производящая первичные двигатели и связанные с ними аппараты и устройства для выработки энергоносителей (водяного пара, газа), являющихся рабочими телами тепловых двигателей. К основным видам изделий энергетического машиностроения относятся паровые, гидравлические, газовые турбины, оборудование для атомных и геотермальных электростанций, парогазотурбинные установки, двигатели внутреннего сгорания (кроме автомобильных, самолетных, тракторных, локомотивных, которые выпускаются соответствующими отраслями промышленности), локомобили, газотурбинные компрессоры и нагнетатели, парогенераторы, паровые котлы, оборудование промышленной и коммунальной энергетики, тягодутьевые машины. Энергетическое машиностроение также производит автоматические устройства, регулирующие процессы горения топлива и питание котлов, подачу газа в газовые турбины, давление в паровых магистралях, температуру перегретого пара, число оборотов турбоагрегатов.

Энергетическое машиностроение играет ведущую роль в создании технической основы энергетики . С точки зрения конструктивных особенностей энергооборудования энергетическое машиностроение состоит из производства машин и теплообменной аппаратуры. Производство машин, в свою очередь, подразделяется на изготовление двигателей лопаточного (паровые, гидравлические и газовые турбины) и поршневого типа (двигатели внутреннего сгорания, локомобили).

Промышленное производство энергетического оборудования отдельных видов возникло в конце 18 века. Паровые машины и котлы выпускались с 1780-х годов в Великобритании, гидротурбины - с 1830-х годов во Франции, двигатели внутреннего сгорания - с 1880-х годов во Франции и Германии, паровые турбины - с конца 19 - начала 20 веков в Великобритании. С начала 19 века в России начали выпускаться паровые машины и котлы, в конце 19 - начале 20 веков было освоено промышленное производство двигателей внутреннего сгорания. Петербургский металлический завод в 1907 году изготовил первую паровую турбину мощностью 200 квт. Однако потребности в энергооборудовании в значительной степени удовлетворялись за счет импорта, в частности 92% паровых турбин для электростанций ввозилось из-за границы (1916).

Становление отечественной отрасли энергетического машиностроения связано с осуществлением плана ГОЭЛРО . В годы индустриализации были построены и реконструированы многие машиностроительные заводы, производящие энергооборудование. В советское время действовали крупные специализированные предприятия турбостроения: Ленинградский металлический завод, Невский завод, Свердловский турбомоторный завод, Харьковский турбинный завод, Калужский турбинный завод. Энергооборудование для атомных электростанций выпускали Ижорский завод, Волгодонский завод атомного энергетического машиностроения, Подольский машиностроительный завод; котельное оборудование - завод «Красный котельщик» (Таганрог), Барнаульский и Бийские котельные заводы, Белгородский завод энергетического машиностроения; дизели - завод «Двигатель революции» (Горький), «Русский дизель» (Ленинград).

пара, газа и др.), являющихся рабочими телами тепловых двигателей. Основная продукция : паровые, гидравлические и газовые турбины , оборудование для атомных и геотермальных электростанций, парогазотурбинные установки , двигатели внутреннего сгорания (кроме автомобильных, самолетных, тракторных, локомотивных, которые выпускаются соответствующими отраслями промышленности), локомобили, газотурбинные компрессоры и нагнетатели, парогенераторы , паровые котлы , оборудование промышленной и коммунальной энергетики, тягодутьевые машины и др. Энергетическое машиностроение также производит автоматические устройства, регулирующие процессы горения топлива и питание котлов, подачу газа в газовые турбины, давление в паровых магистралях, температуру перегретого пара, число оборотов турбоагрегатов и т. п.

Экономическое значение Энергетическое машиностроение характеризуется его ролью в создании технической основы энергетики. С точки зрения конструктивных особенностей энергооборудования Энергетическое машиностроение состоит из производства машин и теплообменной аппаратуры. Производство машин, в свою очередь, подразделяется на изготовление двигателей лопаточного (паровые, гидравлические и газовые турбины) и поршневого типа (двигатели внутреннего сгорания, локомобили).

Промышленное производство энергетического оборудования отдельных видов возникло в конце 18 в. Паровые машины и котлы выпускались с 1780-х гг. в Великобритании, гидротурбины - с 1830-х гг. во Франции, двигатели внутреннего сгорания - с 1880-х гг. во Франции, Германии, паровые турбины - с конца 19 - начала 20 вв. в Великобритании.

С начала 19 в. в России стали выпускаться паровые машины и котлы. В конце 19 - начале 20 вв. освоено промышленное производство двигателей внутреннего сгорания. Петербургский металлический завод в 1907 изготовил первую паровую турбину мощностью 200 квт. Однако специализированных предприятий Энергетическое машиностроение не было. Потребности в энергооборудовании в значительной степени удовлетворялись за счет импорта, в частности 92% паровых турбин для электростанций ввозилось из-за границы (1916).

Развитие Энергетическое машиностроение в СССР связано с осуществлением плана ГОЭЛРО . В годы индустриализации машиностроительные заводы, производящие энергооборудование, были реконструированы, расширены и специализированы; построены новые. Наиболее крупные специализированные предприятия турбостроения: производственного объединения «Ленинградский металлический завод», «Невский завод», «Турбомоторный завод» (Свердловск), «Харьковский турбинный завод», Калужский турбинный завод. Энергооборудование для атомных электростанций выпускают производственное объединение «Ижорский завод», Волгодонский завод атомного энергетического машиностроения, Подольский машиностроительный; котельное оборудование - производственное объединение «Красный котельщик» (Таганрог), Барнаульский и Бийские котельные заводы, Белгородский энергетического машиностроения и др.; дизели - горьковский завод «Двигатель революции», ленинградский «Русский дизель» и др.

Среди достижений советского Энергетическое машиностроение - создание энергетического оборудования со сверхкритическими параметрами пара - давлением 24 Мн/м 2 и температурой 560°С, энергоблоков мощностью 300, 500, 800 и 1200 Мвт в одном агрегате; изготовлена одновальная паровая турбина мощностью 800 Мвт, рассчитанная на параметры пара 24 Мн/м 2 и 545 °С для Славянской ГРЭС (1970); создана (1964) крупнейшая в мире радиально-осевая гидротурбина мощностью 508 Мвт (Красноярская ГЭС); сконструирована (1977) гидротурбина мощностью 640 Мвт (Саяно-Шушенская ГЭС); выпущена газотурбинная установка мощностью 100 Мвт (1968); освоено производство (1951) теплофикационных турбин мощностью 100, 215, 300 Мвт; созданы турбины для Костромской ГРЭС мощностью 1200 и 500 Мвт для высокоманевренного энергоблока, рассчитанная на давление пара 13 Мн/м 2 и температуру 510°С. Динамика производства основных видов энергетического оборудования отражена в табл. 1.
Табл. 1. - Выпуск основных видов энергооборудования в СССР

Машиностроение - «кит», на котором стоит по большей части вся промышленность практически любой страны, в этом числе и России. Для такого крупного государства как наше машиностроение является отраслью, определяющей уровень и пути развития всей экономики.

Специальность машиностроение делится на авиастроение, судостроение, автомобилестроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и даже производство сельскохозяйственной техники.

Прежде чем окончательно остановить свой выбор на профиле машиностроения или технологии машиностроения следует проанализировать свои желания и возможности.

Необходимо оценить умения в математике и физике, необходимо осознать, насколько интересно будет посвятить большую часть времени процессу черчения.

Поступив на первый курс института или техникума, первым делом начинающий машиностроитель приступит в изучению начертательной геометрии, сопромата, теормеха, теплотехники, физики.

После первого курса отчисляются студенты, не выдержавшие испытание линейки и карандаша, поэтому чтобы не потерять впустую год своей жизни стоит уделить внимание особенностям выбранной специальности, сделав выводы.

Если сопромат, черчение и физика – не являются словами, вызывающими страх и трепет, можно смело подавать документы в машиностроительный вуз.

Технология машиностроения специальность

Специальность технология машиностроения в общероссийском классификаторе специальностей обозначена под кодом 151901, по окончанию вуза дает право носить статус инженера, открывает перспективы по различным направлениям.

Технология машиностроения специальность техник, техник-технолог машиностроения – специалист, который контролирует качество производимой предприятием продукции и отвечает за выполнение всех связанных с этим необходимых расчетов. А вот станочник стоит за станком и вручную вытачивает детали.

Существует должность оператора станка ЧПУ, где сотрудник только задает команду программе, а уже она делает всю работу автоматически.

Инженер по наладке и испытаниям следит за исправностью оборудования на предприятии, несет ответственность за планировку и проведение ремонта, осуществляет помощь станочникам в настройке станков, а также ведет расчет рекомендуемых настроек станков. Кроме того, за инженером закреплена обязанность, заключающаяся в оформлении технической и нормативной документации по оборудованию, которое попадает в его зону ответственности.

Специальность "Технология машиностроения" помимо прочего изучает методы усовершенствования деталей и оборудования. Все это обязанности инженера-конструктора. Многие промышленные предприятия имеют свое конструкторское бюро, в котором инженеры-конструкторы отвечают за изобретение новых видов конструкций для машиностроения.

Технология машиностроения специальность СПО

Закончив специальность 15.02.08 технология машиностроения, кстати, это можно сделать как после средней школы, так и после основной, на руках останется диплом среднего профессионального образования. Специальность технология машиностроения – колледж или машиностроительный или металлургический техникум – учебные заведения, которые позволяют получить желаемое образование.

Учебная практика по специальности технология машиностроения

Во время практики учебное заведение предоставит возможность ознакомиться с будущей профессией вплотную. Лицом к лицу студент на втором курсе столкнется со слесарным делом, а на третьем курсе пройдет механическую практику, где впервые станет за станок, попробует то, с чем придется иметь дело всю жизнь.

Машиностроение специальность - ВУЗы

Известно, что существует общероссийская классификация специальностей, согласно которой код специальности машиностроение – 150700. Окончить обучение по профилю можно в любом технологическом вузе. Пятерку самых престижных вузов в машиностроении открывает Московский технологический университет (МИРЭА , МГУПИ , МИТХТ ). Следующую позицию в рейтинге занимают Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ ) и Московский государственный технологический университет «СТАНКИН ». На этом варианты для поступления по специальности машиностроение не ограничиваются. Почти каждый город может похвастаться наличием технического вуза.

Особенность состоит в специфике каждого региона. Так, в Сибири в машиностроительных вузах делают упор на сферу добывающей и обрабатывающей промышленности, а, например, Центральный федеральный округ ориентирован на конструирование и эксплуатацию машин в авиастроении, создании космической техники, двигателестроении, автомобилестроении, станкостроении. Одним словом, в каждом регионе - собственная специфика.

По окончании четырех курсов обучения, сдачи госэкзаменов и, традиционно, защиты выпускной работы студент получает диплом о присвоении ему квалификации бакалавра. При желании возможно продолжать повышать уровень своего образования в магистратуре.

Работа по специальности машиностроение

Освоив специальность машиностроение, «кем работать?» возникает правомерный вопрос у каждого выпускника. Преимущество образования в сфере машиностроения в наличии огромного количества вакансий в любом городе, лишь бы были знания и желание работать по специальности. Кроме того, особенностью такого технического образования является то, что выпускник машиностроительного вуза без преувеличений сможет работать в совершенно разных сферах и направлениях из-за огромной базы полученных знаний и широкого круга изученных дисциплин.

Выпускники бакалавриата найдут себе работу в должности технолога, техника или младшего инженера на предприятиях машиностроительного комплекса. По большей части отвечают они за безопасность на предприятии, контролируют соблюдение технологий, руководят работой младших сотрудников, отвечают за соблюдение всех норм и регламентов на предприятии, ответственны за ремонт оборудования.

Специальность машиностроение довольно общее понятие, поэтому вопрос о зарплате довольно неоднозначен. Как известно, отрасли промышленности в России находятся на разных этапах развития, в соответствии с этим и заработные платы на предприятиях кардинально разные.

В России сегодня наиболее оплачиваемым трудом является сфера добывающей промышленности (нефтяная и газовая). Надежду на успешную карьеру и достойную оплату труда дают автоконцерны, где выпускники могут занимать должность механика или наладчика оборудования.

Работа по специальности технология машиностроения

Специальность достаточно перспективна, предлагает массу возможностей для реализации, так как связана с изобретением новых методик, внедрением новейших технологий на предприятии и с разработкой усовершенствованных деталей и оборудования.

Основными профессиями для выпускника, окончившего машиностроительный институт по специальности технология машиностроения, являются профессии инженера-технолога, инженера-конструктора, мастера, начальника цеха или производства, менеджера по продаже инструмента и оборудования, и многие другие.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупноэнергетического, подъемно- транспортного оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления.

Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции.

Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири — Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово. В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Производство оборудования для нефтяной и сложилось в нефтедобывающих и газодобывающих районах — Урал, Поволжье, Северный Кавказ, в Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение представлено производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно располагается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются Санкт-Петербург и Таганрог (завод «Красный котельщик», который выпускает половину всех паровых котлов страны). Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной энергетики определило производство оборудования для атомных электростанций. В Санкт- Петербурге выпускаются атомные реакторы; крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

Предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования работают в Коломне, Воронеже, Новосибирске.

Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), которые специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских, ледоколов-атомоходов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск. В этих центрах производятся лесовозы.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река — море» и т.д. Речные суда производятся в Волгограде, Тюмени, Тобольске, Благовещенске.

Железнодорожное машиностроение: Коломна, Новочеркасск (Северо-Кавказский район), Муром (Нижегородская область), Меди ново (Калужская область), Демидово.

Вагоностроение (для производства вагонов необходимо также древесное сырье): Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Брянск, Тверь, Мытищи, Абаканский вагоностроительный завод (Хакасия).

Общее машиностроение

Включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой отраслей промышленности.

Как правило, предприятия этих отраслей размешаются в районах потребления продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы. Предприятия этой группы широко размещены по территории России.

Среднее машиностроение

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости — это приборостроение, производство средств вычислительной техники, электротехническая промышленность. Оно размещается там, где имеются квалифицированные кадры. Включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперированным поставкам: автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение , где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6 т) выпускают Московский (ЗИЛ) и Нижегородский заводы, малой грузоподъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане: КаМАЗ — Набережные Челны.

Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса — в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили-в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили — в Серпухове. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган).

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.

Среди факторов, влияющих на размещение предприятий станкостроения, главным образом выступает обеспеченность отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами, инженерно-техническим персоналом. Большое развитие станкостроение получило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися районами станкостроения Центра, Москвы и Северо-Запада (Санкт-Петербург), станкостроение получило развитие в Поволжском и Уральском районах.

Продукция приборостроения отличается небольшой материалоемкостью и энергоемкостью, но для ее производства требуется высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому около 80% выпуска товарной продукции сосредоточено в европейской части России, в крупных городах (Москве и Московской области, Санкт-Петербурге).