Дифференциация звуков СЬ — Щ в слогах с разными гласными звуками. Логопедическое занятие на тему "Дифференциация С' – Щ" (в устной и письменной речи) Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик»

Щ – СЬ №1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ

ЩА – СЯ СЯ - ЩА АСЬ – АЩ АЩ - АСЬ

ЩУ – СЮ СЮ – ЩУ ЯЩ – ЯСЬ ЯСЬ - ЯЩ

ЩЁ – СЁ СЁ – ЩЁ ОСЬ – ОЩ ОСЬ - ОЩ

ЩИ – СИ СИ - ЩИ ЕЩ – ЕСЬ ЕСЬ - ЕЩ

ЩЕ – СЕ СЕ - ЩЕ УСЬ – УЩ УЩ – УСЬ

ЩА – СЯ – ЩА СЯ – ЩА – СЯ СЯ – СЯ – ЩА ЩА – ЩА – СЯ

ЩУ – СЮ – ЩУ СЮ – ЩУ – СЮ СЮ – СЮ – ЩУ ЩУ – ЩУ – СЮ

ЩЁ – СЁ – ЩЁ СЁ – ЩЁ – СЁ СЁ – СЁ – ЩЁ ЩЁ – ЩЁ – СЁ

ЩИ – СИ – ЩИ СИ – ЩИ – СИ СИ – СИ – ЩИ ЩИ – ЩИ – СИ

ЩЕ – СЕ – ЩЕ СЕ – ЩЕ – СЕ СЕ – СЕ – ЩЕ ЩЕ – ЩЕ – СЕ

АСЬ – АЩ – АСЬ АЩ – АСЬ – АЩ АСЬ – АСЬ - АЩ АЩ – АЩ - АСЬ

ЯСЬ– ЯЩ – ЯСЬ ЯЩ – ЯСЬ – ЯЩ ЯСЬ – ЯСЬ – ЯЩ ЯЩ – ЯЩ - ЯСЬ

ОСЬ – ОЩ – ОСЬ ОЩ – ОСЬ – ОЩ ОСЬ – ОСЬ – ОЩ ОЩ – ОЩ - ОСЬ

ЕСЬ - ЕЩ – ЕСЬ ЕЩ – ЕСЬ – ЕЩ ЕСЬ – ЕСЬ – ЕЩ ЕЩ – ЕЩ - ЕСЬ

УСЬ – УЩ – УСЬ УЩ – УСЬ – УЩ УСЬ – УСЬ – УЩ УЩ – УЩ - УСЬ

ЮСЬ – ЮЩ– ЮСЬ ЮЩ – ЮСЬ– ЮЩ ЮСЬ – ЮСЬ– ЮЩ ЮЩ – ЮЩ -ЮСЬ

Щ –СЬ №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ

Лес – лещ Роса – роща

Сели – щели Плюс – плющ

Пласт – плащ Вес – вещи

Писать – пищать Хвост - хвощ

Вещество, существо, сообщение, носильщик, стекольщик, сварщик, обещание, совещание, освещение, просвещение, спящий, блестящий, висящий, отстающий, строящий, хвостище, усищи, носище, сгущенный, настоящий, восхищение.

Дайте полные ответы на вопросы:

Что делает стекольщик?

Чем вытаскивают гвозди?

Что делает носильщик?

Кто защищает родину?

Что делают из свиной щетины?

Слова для справок: клещами, носит вещи, солдаты, вставляет стекла, щетки.

Щ – СЬ №3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ

У Сени ящик. Сима варит щи. В сетях караси и лещи. Возле села роща. Осенью созревают овощи. В норе пищат лисята. На стене висит плащ. В сенях пищит щенок. У Сони щетка. У Васи клещи. Носильщик несет пассажиру вещи. Стекольщик режет стекло. На осине щегол. Был сильный мороз, щипал щеки и нос. Пролетел сверкающий самолёт. Соня собирает в роще щавель. Свиная щетина идет на щетки. В костер подбросили сухие щепки. В сетях билась зубастая щука. Часовщик починил испорченные часы. Чистильщик вычистил щеткой сапоги. В роще защелкал голосистый соловей. Сеня часто навещает больного товарища. В классе рассказывали сказку про Кощея Бессмертного.

Шура и Миша – товарищи. Они нашли щенка. Щеночек был маленький и жалобно пищал. Детям стало жаль щенка. Они взяли щеночка домой. Дома они положили в ящик ваты, а потом уложили в ящик щеночка. Зоя и Валя напоили щеночка молоком и он скоро уснул в ящике.

Щ – СЬ № 4 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ТЕКСТЕ И ПОСЛОВИЦАХ

Я возвращался с охоты и шел по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил свои едва прораставшие крылышки. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал свое детище. Каким громадным чудовищем должна была казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И все-таки он не усидел на ветке… Я поспешил отозвать смущенного пса и ушел. Я восхищался героизмом маленькой пташки.

Пословицы:

На то и щука в море, чтоб карась не дремал.

Всякой вещи своё место.

Не учи козу: сама с воза стащит.

Друзья узнаются в несчастье.

Гостю щей не жалей, а погуще лей.

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище. (Кот)

Щ – СЬ №5 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ

Летит, пищит, Я, как зонт, не промокаю, Хвостик из кости,

Ножки длинные тащит. От дождя вас защищаю А на спинке щетинка.

Случай не упустит - И от ветра вас укрою. (Щетка)

Сядет и укусит. Ну так что же я такое?

(Комар) (Плащ)

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

Трех неприятных вещей Смех для злодея – помеха.

Боится Бессмертный Кощей: От добрых и ласковых слов

Во-первых – бесстрашного взгляда, Кощей разреветься готов,

Смелых Кощею не надо. И нет ни желанья, ни радости

А также – веселого смеха, Устраивать прежние гадости.

Щ – СЬ №6 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ

1)Притащили мы в грозу Расшвыряла часть вещей,

Щуку тощую в тазу. Пролила кастрюлю щей,

Щекотали щуку щепкой, А потом как даст «леща»!

Прищемили хвост прищепкой. Мы помчались, трепеща,

Мыли щеки щуке щеткой, На щеколду дверь закрыли,

Довели ее щекоткой. Щели щебнем завалили,

Щука – щетку за щетину, Удивляясь сообща:

Отщипнула половину, Сколько слов на букву Щ!

2) Месяц заблудился СОВЕСТЬ

У косматой чащи. Я кошку выставил за дверь,

Рогом зацепился Сказал, что не впущу.

За сучок торчащий… Весь день ищу ее теперь,

Понял, что попался… Везде ее ищу.

И над спящим лугом Из-за нее вторую ночь

До утра качался, Все повторяется точь-в-точь,

Бледный от испуга. Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову.

Упражнение 1.

Произносить (повторять) предложения.

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусё­нок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь в шкаф. В пру­ду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На оси­нах щеглы. Овощи созревают летом и осенью.

Упражнение 2.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал,

Ещё бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пёс -

Настоящий! (А Барто)

Упражнение 3.

Рыбалка

Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить рыбу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и карась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щепки. Дядя Семён ещё удит.

Упражнение 4.

Произносить (повторять) текст.

В мороз береги щёки и нос

Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще. В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был сильный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Сеня не тёр. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Вася увидел, что щека у товарища побелела.

Три щёку, Сеня!

У меня руки не двигаются, замёрзли, - говорит Сеня. Вася стал тереть товарищу щёку варежкой. И щека покрас­нела.

Упражнение 5.

Щегол Фома

Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку со щеглом. По­нравился щегол внуку, и он назвал его Фомой. Давал внук Фоме подсолнух. Щегол щёлкал семечки, но скорлупа была твёрдой. Щегол сердился. Зато ему нравились семена репея. Кот Васька пытался поймать щегла. Но Фому защищала клетка. Потом Васька свыкся с Фомой. А щегол постепенно перестал обращать на него внимание. Мы любили слушать щебет щегла.

Летом внук выносил клетку в сад. На клетку садились дру­гие щеглы. Подбирали семена. И попадались в ловушку. Фо­ма сердился на щеглов-новосёлов. Внуку они тоже не нравились. Пели хуже. Он дарил щеглов товарищам.

Раз Фома едва не попался. Соседская кошка подкралась к клетке. Фома привык к Ваське. Потому не обращал внимания на кошку. Но другие щеглы всполошились. И кошка не ус­пела схватить Фому.

Анна Шматко, учитель-логопед

Сегодня Старичок Звуковичок расскажет интересную ис­торию про девочку Симу и ее щенка. (Показывает картинку «Девочка и щенок»)

У Симы был маленький щенок. Он был забавный и весе­лый. Сима ухаживала за ним: щеткой чесала шерсть, выводила на прогулку. Однажды щенок незаметно убежал из дома. Сима обнаружила, что ящик, в котором спал щенок, пуст. Она на­дела плащ и отправилась на поиски. Сима нашла скулящего щенка под кустом. Девочка завернула его в плащ и отнесла домой.

Задание 1. Беседа по картинке «Девочка и щенок».

Вопросы к ребенку:

Как звали девочку?

Кто у нее был?

Как девочка ухаживала за щенком?

Что произошло со щенком?

Как поступила девочка?

Задание 2. Сравнительная характеристика звуков [щ] и [с’].

Педагог. Назови первые звуки в словах «Сима» и «щенок».

Ребенок. В слове Сима первый звук , в слове щенок - [щ].

Педагог. Звуки [щ] и [с’] какие? Ребенок. Это звуки согласные мягкие.

Педагог. В каком положении находятся язык и губы при произнесении этих звуков?

Ребенок. При произнесении звука [с’] губы растянуты в улыбке, кончик языка - за нижними зубами. Звук [щ] - губы вытянуты слегка вперед, широкий кончик языка за верхними зубами.

Задание 3. Игра «Поймай звук».

Я буду произносить звуки, слоги, слова, а ты хлопни в ладоши один раз, если услышишь слог со звуком [щ], и два раза - если со звуком [с’].

Звуки: [н], [ш], [щ], [к], , [м], [д], [п], [щ], [н], [с’], [т].

Слоги: ти - си - що - по - вы - ша - пи - си. Слова: щука, овощи, иветок, гусь, кисель, щенок, сила.

Сима и щенок вышли на прогулку. Девочка взяла с собой книгу, чтобы почитать. Щенок дернул за поводок, Сима споткнулась и уронила книгу. Когда девочка открыла книгу, оказалось, что слова рассыпались. Помоги Симе собрать слова - добавь звуки:

-сь или -щи : ве.., гу.., помо.., ло.., ово.., пла.., ры.., ле..;

добавь слоги -си или -щи : кле.., гу.., ово.., пла.., ло.., ве…

Задание 5. Игра «Подбери картинки». Перед ребенком картинки с изображениями девочки Симы и щенка, а также набор картинок с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [щ] или . Симе нужны предметы со звуком . Ребенок должен правильно их распределить.

Задание 6. Игра «Закончи предложение».

У лисы маленький… (лисенок).

Письмо опускают в почтовый… (ящик).

Наступила хмурая… (осень).

Для дождливой погоды мама купила синий… (плащ).

Сеня косит… (сено).

Малыш помогает маме нести тяжелые… (вещи).

Задание 6. Повторение словосочетаний с четким прогони- риванием звуков [щ] и [с’]: бегущий босиком, летящий гусь, освещенный поселок, семена щавеля, синий плащ, цветущий василек, щупальца осьминога.

Задание 7. Повторение чистоговорок с четким произнесени­ем всех звуков:

ща - ща - ща - Соня нам несет леща;

си - си - си - вещи унеси;

щу - шу - щу - воду в ванну напущу;

се - се - се - бантик синий на косе;

щи - щи - щи - ели кислые щи;

сю - сю - сю - соком Васю угощу;

ще - ще - ще - будет дождик гуще.

Задание 8. Повторение скороговорок с четким произнесени­ ем всех звуков.

Тащу - не дотащу,

Боюсь, не вытащу.

Гостю щей не жалей,

А погуще лей.

Серебром замощу

И ребяток пущу.

У меня пропал носок

Утащил его щенок.

У осы не усы,

Не усищи, а усики.

Угощение для нас:

Щука, овощи и квас.

Задание 9. Повторение стихотворных текстов.

На скамейку я встаю,

Ящик еле достаю,

Открываю ящик -

Голубой, блестящий.

Щука проглотила щетку,

Щетка ей щекочет глотку.

«Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?»

В роще и чаще

Ищите почаще

Чернику, щавель

На щи и кисель.

Щетка в ящике лежит.

Щенок к ящику бежит.

Он ищет ее тщательно

И стащит обязательно.

Щегол в гнезде щеглят считал,

Щегол считалку щебетал:

«Щегленок - раз, щегленок - два».

Счастливей в роще нет щегла!

Сосать сосульку - вот беда! -

Нам строго запрещается.

Но почему она тогда

Сосулькой называется?

Цели: развитие мелкой моторики, различение в стихотвор­ном тексте звуков [щ] или [с’].

Утята

Раз, два - шли утята. Поочередно сгибаются все

Три, четыре - за водой. пальцы правой, а затем левой

А за ними плелся пятый, рук, нанимая с большого.

Позади бежал шестой. Со звуков «Пи-пи-пи» рит­ мично

А седьмой уже отстал. сгибать и разгибать пальцы

А восьмой уже устал. обеих рук.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался,

Громко-громко запищал:

"Пи-пи-пи!" - "Не пищи!

Мы тут рядом, поищи!"

Дифференциация звуков [л] и [в]

На лугу паслась лошадь. Она ела вкусную и сочную траву. Вдруг из леса выскочил голодный волк. «Я тебя съем», - сказал он лошади. А лошадь ответила: «Я согласна, но если ты ответишь на все мои вопросы верно». «Давай быстрее свои вопросы, а то я очень голоден!» - закричал волк.

Лошадь. Первый вопрос: с каких звуков начинаются слова «лошадь» и «волк»?

Волк. Конечно, со звука [в].

Лошадь. А вот и нет. Они начинаются с разных зву­ков.

Педагог. Помоги волку определить первый звук в этих словах.

Ребенок. Слово «лошадь» начинается со звука [л], а слово «волк» - со звука [в].

Лошадь. Второй вопрос: чем похожи и чем отличаются звуки [л] и [в]?

Волк. Да ничем они не отличаются.

Лошадь. Неправда, у них есть сходство.

Педагог. Помоги волку определить, чем похожи эти звуки.

Ребенок. Они согласные твердые звонкие.

Волк. Ура! Теперь я могу тебя съесть!

Лошадь. Нет. При произнесении этих звуков есть и раз­личия.

Педагог. Когда произносится звук [л], губы открыты, зубы видны, кончик языка упирается в верхние зубы, воздуш­ная струя уходит по бокам языка. А когда произносится звук [в], нижняя губа подтянута к верхним зубам, верхняя слегка приподнята, поэтому верхние зубы видны, нижние за­крыты нижней губой; язык принимает положение следующего гласного; воздушная струя идет через рот.

(Ребенку предлагается четко произнести звуки, определить различия)

Лошадь. Не смог ты, волк, правильно ответить на мои вопросы. Ничего не поделаешь, придется тебе убраться подоб­ру-поздорову.

Педагог. И убежал волк в лес без добычи. Вот какая умная оказалась лошадь.

Цель: выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов.

Материал: карточки с буквами «л» и «в».

Ребенок поднимает карточки с буквами «л» или «в» в со­ответствии с услышанным звуком.

Звуки: [к], [п], [в], [с], [л], [м], [в], [ч], [л], [ц], [в], [к], [л], [м].

Слоги: та - ва - но - ло - ку - лу - зы - вы - со -ло - да - ва - но.

Слова: мыло, книга, сова, ложка, ваза, кино, пила, внук, пол, дом.

Задание 2. Игра «Собери слова».

Цели: различение звуков [л] и [в] в слогах; формирование навыков звукового анализа слова.

Добавь слоги -ла или -ва : со.., кук.., иг.., бук.., коро.., рука.., пи.., ска.., дро.., шко.., мет.., тык…

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различение звуков [л] и [в] в слоговых цепочках:
ла - ва - ла ва - ла - ва

лу - ву - лу ву - лу - ву

ло - во - ло во - ло - во

лы - вы - лы вы - лы - вы

Задание 4. Игра «Разложи картинки».

Цель: различение звуков [л] и [в] в словах.

Перед ребенком разложены картинки, которые он должен разобрать в две стопки: со звуком [л] - в дну стопку, со звуком [в] - в другую.

Изображения на картинках: ландыш, пила, вагон, сова, ла­донь, ваза, василек, лапша, лошадь, звонок, вата, вода, ложка, тыква.

Задание 5. Многократное произнесение слов с четким про говариванием звуков [л] и [в]: вал, волна, слова, влага, владе­лец, владыка, власть, вклад, вкладыши, Клава, лавка, голова, халва, слава, плотва, овал, вокзал, водолаз, волнение, волос, волынка, волк.

Задание 6. Повторение словосочетаний с постепенным ус­ корением темпа и контролем произнесения звуков [л] и [в]: высокий вал, волнистые волосы, вялый василек, волчья стая, голодный волк, платье с воланами, плывущая лодка, голубые волны, белая вата, умная голова.

Задание 7. Повторение чистоговорок с четким произнесени­ ем всех звуков:

ла - ва - ла - Клава Павла позвала;

лы - вы - лы - Клава вымыла полы;

ло - во - ло - Клава вымыла стекло;

лу - ву - лу - стол поставили в углу.

ем звуков [л] и [в].

В кладовой лук и салат.

Клава сидела на лавке.

Павел поехал на вокзал.

Клава поставила бутылку на полку.

У Милы волнистые волосы.

Алла купалась в ванной.

У волка клыки.

Волк спит в логове.

У совы теплое дупло.

Володя посетил выставку.

Задание 9. Повторение стихотворных текстов с четкой ар­ тикуляцией всех звуков.

Кипятила Клава молоко.

Молоко кипятить нелегко.

Внимательно Клава глядит,

Когда молоко закипит.

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Булавку искать было лень,

Искала булавку весь день.

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не любила.

Что ты плачешь, наша Мила?

Я выплакиваю мыло.

Клала Клава лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

Молоток стучал, стучал,

Гвозди в доску забивал.

Белка по елке ловко скакала,

Много всего в дупло натаскала.

Загадки

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ежик.)

Сидит на ложке,

Свесив ножки. (Лапша.)

Задание 10. Пальчиковая игра.

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотвор­ном тексте звуков [л] и [в].

Капитан

Я плыву на лодке белой Концы пальцев направить вперед,

По волнам прижать руки ладо­ нями друг

с жемчужной пеной. к другу, слегка при­ открыв.

Я - отважный капитан, Показывать, как лодка плывет по волнам.

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся, Скрестить руки, соединив ладони

Тоже ветра не боятся. тыльной стороной, и помахать

пальцами, сжаты­ ми вместе.

Лишь пугает птичий крик Выпрямленнымиладонями с пальцами,

Стайку золотистых рыб. прижатыми друг к другу, изобразить рыбок.

И, объездив чудо-страны, Сложить ладони лодочкой.

Посмотрев на океаны,

Путешественник – герой,

К маме я вернусь домой.

Е. Савельева

Дифференциация звуков [л] и [л’]

Две подружки, Лена и Лана, ходили в зоопарк. Там они видели много разных животных. Девочкам очень понравилось в зоопарке. По дороге домой Лена и Лана решили зайти к Старичку Звуковичку. Он был рад их видеть. Девочки стали рассказывать о своей экскурсии в зоопарк. «Какие животные вам больше всего понравились?» - спросил Старичок Звуко­вичок. «Нам понравились животные, в названиях которых есть звуки [л] и [л’]. Отгадай, что это за звери?» - ответили по­дружки. Старичок подумал и сказал: «Наверное, это лиса, волк, лев, олень, крокодил, слон, белка, лось, лошадь, козел». Лена и Лана рассказали Старичку Звуковичку, что в зоопарке были и птицы, в названиях которых есть звуки [л] и [л ’ ]. Какие это птицы? «Павлин, сокол, дятел, иволга, ласточка, голубь, галка, соловей, лебедь», - ответил Звуковичок. Девочки были довольны своей экскурсией.

Задание 1. Игра «Поймай звук».

Цель: различение звуков [л] и [л’] в ряде звуков, слогов, слов.

Старичок Звуковичок решил тоже поиграть с девочками.

Я буду называть ряд звуков, слогов и слов, а вы будете хлопать в ладоши один раз, если услышите звук [л], и два раза, если услышите звук [л’].

Звуки: [м], [н], [л], [с], [л’], [к], [л’], [в], [т], [л], [б], [п], [л’], [н].

Слоги: то - ко - ло - ня - ля - су - лю - да - ла - де - ле.

Слова: лето, река, лужа, книга, салат, колобок, лента, окно.

Задание 2. Игра «Сравни звуки».

Цель: определение сходства и различия между звуками [л] и [л’].

Педагог. Лане больше нравился звук [л], а Лене - звук [л’]. Девочки спорили, чей звук лучше. Старичок Звуковичок заметил, что у этих звуков больше сходства, чем отличий. Давай попробуем это определить.

Ребенок. Сходства два: эти звуки согласные звонкие. Отличие одно: звук [л] - твердый, а звук [л’] - мягкий.

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различениеи автоматизация звуков [л] и [л’] в слогах.

Девочки больше не спорили, а стали вместе петь песенки
с их любимыми звуками. Давай споем песенки с подружками:
ля - ля, ла - ла - ла лу - лу, лю - лю - лю

ла - ла, ля - ля - ля лю - лю, лу - лу - лу

лё - лё, ло - ло - ло ле - ле, лэ - лэ - лэ

ло - ло, лё - лё - лё лэ - лэ, ле - ле - ле

Задание 4. Игра «Собери слова».

Цель: различение звуков [л] и [л’] в слогах.

Старичок Звуковичок подобрал слова с любимыми звука­ми Ланы и Лены. Он очень спешил, чтобы подарить их де­вочкам. Но по дороге зацепился за камень, упал, и слова все рассыпались. Помоги Звуковичку собрать слова, добавь слоги:

-ла или -ля : цап.., пи.., си.., пу.., Ва.., смо..;

-лы или -ли : кораб.., сто.., по.., родите.., мете.., каче.., карусе.., уг..;

-лок или -лёк: уго.., васил.., моты.., коте.., узе.., пото.., стре.., ку…

Задание 5. Игра «Подарки».

Цель: различение звуков [л] и [л’] в словах.

Материал: картинки с изображениями предметов, в назва­ниях которых есть звуки [л] и [л’] (лопата, кукла, лейка, лилия, тюльпан, клоун, колесо, клюква, коляска, лента, апель­син, яблоко, слива, клубника, лыжи, велосипед, самолет, пла­ток).

Старичок Звуковичок решил сделать Лане и Лене подарки. Но задумался, потому что Лана любит предметы со звуком [л], а Лена - со звуком [л’]. Помоги Старичку выбрать подарки.

Задание 6. Игра «Добавь словечко».

Цель: различение и автоматизация звуков [л] и [л’] в сло­вах.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке… (лапу). А. Барто

На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет). С. Маршак

Рыщет волк в густом лесу,

Ищет кумушку-… (лису). С. Маршак

Ну и платье! Сплошь иголки!

Его носят вечно… (елки). В. Кремнев

А возле этой елки

Бродили злые… (волки). А. Барто

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой… (мыли). С. Маршак

Елка, елочка,

Колкая… (иголочка). М. Ивенсен

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая… (лисица). В. Голяховский

Задание 6. Повторение чистоговорок с четким произнесени­ем всех звуков:

ла - ла - ла - Лана в лодочке плыла;

ля - ля - ля - вышла Лена на поля;

ло - ло - ло - Лана вымыла стекло;

лю - лю - лю - Лену я люблю;

лы - лы - лы - Лана вымыла полы;

ли - ли - ли - у Лены лилии.

Задание 6. Повторение словосочетаний с четким произне­сением всех звуков: львиная лапа, ловкие пальцы, атласная лента, соленое масло, стеклянный стол, зеленая клумба, белая глина, долгий полет, лесная улитка, платье из льна, смелый летчик, желтый клен, легкий платок, пластиковое блюдце, большая елка.

Задание 7. Повторение предложений с четкой артикуляцией всех звуков.

Из крана льется холодная вода.

Лена и Слава гуляли по кленовой аллее.

Мила поливала лилии из лейки.

Алла лежала на пляже.

Клава мыла блюдо.

Лева сидел на стуле.

На улице шел холодный ливень.

Галя и Павел ходили в лес за малиной.

Клава положила на стол лимоны.

Лампа стоит на столе.

Задание 8. Повторение скороговорок, четверостиший с чет­ким произнесением всех звуков.

Вуголок Алена села,

У Аленки много дела.

Хвали халву, нахваливай.

Клала Клава лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не любила.

Вова увидел Леву,

Лева удивил Вову.

Дед Данила делил дыню.

Лента со стола упала,

Долго ленту я искала.

Тюлень

Спит на льдине целый день

Толстый маленький тюлень.

У ленивого белька

Голова бела, бела.

Волки

Вышли волки на охоту,

Ходят стаей по болоту,

Ищут легкую добычу.

Этот способ им привычен.

Задание 9. Пересказ с четким проговариванием всех звуков.

Тетя Валя позвала Лану и Лену обедать. Девочки вымыли руки и сели на стулья за большой овальный стол. Сначала Лана и Лена ели бульон с хлебом. После бульона тетя Валя подала им котлеты с подливкой. На десерт Лана и Лена съели малиновое желе и выпили клюквенный кисель.

Задание 10. Игра «Снежинки».

Цели: развитие умения согласовывать речь с движениями, дифференцировать звуки [л] и [л’].

Снежинки

На полянку, на лужок Ребенок легко бегает.

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки, Ребенок приседает.

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок, Ребенок легко бегает,

Завертелся наш снежок. кружится и приседает.

Кружатся снежинки, Ребенок кружится.

Белые пушинки.

Полетели, понеслись Побежали по кругу и присели.

И под елкой улеглись.

Тихо спят снежинки, Присели, сложили

Белые пушинки. ладошки вместе и закрыли глазки.

11. Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик».

Пальчик Пальцы сжаты в кулаки, а

пальчик-непоседа, большие двигаются в ритм словам.

Где ты бегал? Где обедал?

- Я с мизинцем ел малинку, Поочередно на обеих руках

С безымянным ел калинку, соединять с большим пальцем

Ел со средним землянику, остальные, начиная с мизинца.

С указательным - клубнику.

Дифференциация звуков [л’] и [й]

Задание 1. Спой песенки.

Послушай, какую сказку мне рассказал Старичок Звуковичок.

Жили-были две подружки – Ляля и Яна. Девочки очень любили петь песни. Ляля пела: «Ля-ля-ля». Подними язычок за верхние зубки и спой так же: «Ля-ля-ля».

А теперь спой так: «Ле-ле-ле, лё-лё-лё,ли-ли-ли, лю-лю-лю».

Яна пела и такие песни: «Я-я-я, е-е-е, ё-ё-ё, ю-ю-ю».

Спой песенки Яны.

Задание 2. Игра «Угадай, кто «поет».

Цель: различение звуков на слух.

Я буду петь песенки девочек, аты угадай, чью я песенку спела:

Ля-ля, я-я, е-е, ле-ле, ю-ю, лю-лю;

Ай-ай, аль-аль, оль-оль, ой-ой (и т.д.).

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различение звуков в слогах.

ля - ля, ля - ля - ля аль - аль, аль - аль - аль

ле - ле, ле - ле - ле оль - оль, оль - оль - оль

лю - лю, лю - лю - лю уль - уль, уль - уль - уль

лё - лё,ле - лё - лё иль - иль, иль - иль - иль

ли - ли, ли - ли - ли ель - ель, ель - ель - ель

Задание 4. Игра «Кому подарить эти картинки?»

Педагог расставляет на столе игрушки или картинки с изоб­ражениями лисенка и ежика, объясняя ребенку, что лисенок любит звук [л’], а ежик - звук [й]. Затем педагог показывает картинки, а ребенок определяет заданный звук в слове и кому подарить данную картинку.

Цель: выделение звуков [л’] и [й] в названиях предметов, изображенных на картинках.

Материал: картинки с изображениями предметов, в назва­ниях которых есть звуки [л’] и [й] (елка, юбка, юла, ягода, мальчик, яблоко, дельфин, фасоль, пальма, пальто).

Задание 5. Игра «Сочини чистоговорку».

Педагог предлагает ребенку образец сочинения чистоговорки: трехкратно повторяется первый слог в слове, обозначающем данную картинку, например «я-я-я - яблоко». Затем педагог показывает картинки, а ребенок сочиняет чистоговорки.

Цель: автоматизация звуков в чистоговорках.

Материал: картинки с изображениями предметов.

Ли-ли-ли - лист, я-я-я - яблоко, ли-ли-ли - лимон, ё-ё-ё - ёжик, ю-ю-ю - юла, ли-ли-ли - лиса, ля-ля-ля - лягушка, ли-ли-ли - лицо, я-я-я - ягода, е-е-е - енот.

Задание 6. Игра «Сосчитай предметы до пяти».

Цель: согласование числительных с существительными.

Материалы: картинки с изображениями (лилия, поезд, ель, печенье, блин, яблоко, ягода, лебедь, дельфин, лев).

Посмотри на картинку. Представь себе, что таких предме­тов пять, и сосчитай их. Например: один палец, два пальца, три пальца, четыре пальца, пять пальцев.

Задание 7. Повторение словосочетаний с четким произне­сением всех звуков: липкий клей, белая лента, зеленая майка, солю пельмени, клею пленку, колючий ежик, высокая ель, вкусный бульон, лью воду, поливаю лилии, железная лейка, веселый почтальон, большой дельфин, любимый йогурт.

Задание 8. Повторение предложений с четким произнесени­ ем всех звуков.

Юля и Лиля гуляли по кленовой аллее.

Лиля поливала из лейки тюльпаны и лилии.

Колючий ежик жил в еловом лесу.

Яна наливает сливовый кисель в стакан.

Лиля нарисовала белую лилию.

Лена и Оля купили леденцы.

Галя и Коля любят кататься на льду.

Лева лепит из пластилина.

Коля льет молоко в блюдце.

На тополе молодые клейкие листочки.

Мы склеили листики клейкой лентой.

Задание 9. Запоминание скороговорок, пословиц и погово­ рок.

Еле-еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

Мы ели ершей у ели.

Их еле-еле у ели доели.

Ямку покопай-ка,

Ямку закопай-ка.

Коля колья колет.

Поля поле полет.

Поля поле полет.

Коля колья колет.

Ехали мы, ехали,

До ели доехали,

Ель объехали

И домой поехали.

Дед Данила делил дыню:

Дольку - Диме, дольку - Дине.

Лена, Леня и Альбина

Лепят льва из пластилина. А. Герасимова

Где песня льется,

Там легче живется.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Задание 10. Пересказ.

Новый год

На Новый год дети нарядили зеленую елку яркими иг­рушками. Когда пришел Дед Мороз, дети прочитали ему свои любимые стихотворения. Дед Мороз раскрыл свой вол­шебный красный мешок и раздал детям подарки: Егорке достались колючий резиновый еж и яркий попугай, Рая получила плюшевую обезьянку, Юля - разноцветную юлу и новое платье, Емельяну достался мягкий серенький зай­чик. Дети угостили Деда Мороза чаем с печеньем. Только чай был холодный, чтобы дед Мороз не растаял, а пече­нье - белое, как снег зимой. Веселый получился Новый год у малышей!

Задание 11. Упражнение для развития умения согласовы­вать движения с речью.

Задрожали ветви елей. Выполнять вначале правой рукой,

Мы в восторге от качелей, затем - левой, а далее – двумя руками:

Мы летаем вверх и вниз. от за­ пястья кисти рук с прямыми пальцами

Вместе с нами веселись. поднимать вверх, а затем, слегка согнув

Т. Сиканева пальцы, мягко опускать вниз.

1. С прямыми слогами.

Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка, ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, посёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено, семена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.

2. С обратными слогами.

Лещ, вещь, овощ, плащ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, навесь, авось, злюсь, карась, брысь, брось, колосья.

3. Слова со звуками щ и с.

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, сгущенный, щурился, блестящий, настоящий, освещение, восхищение, светящийся.

Упражнение . Составить предложения по картинкам.

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусёнок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь в шкаф. В пруду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают летом и осенью.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал,

Ещё бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пёс -

Настоящий!

(А. Барто.)

Рыбалка

Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить рыбу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и карась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щепки. Дядя Семён ещё удит.

В мороз береги щёки и нос

Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще. В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был сильный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Сеня не тёр. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Вася увидел, что щека у товарища побелела.

Три щёку, Сеня!

У меня руки не двигаются, замёрзли, - говорит Сеня.

Вася стал тереть товарищу щёку варежкой. И щека покраснела.

Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке,

Третий год ему пошёл,

А он боится кошки.

А Маша не боится

Ни кошки, ни щегла.

Щеглу дала напиться,

А кошку прогнала.

(А. Барто.)

Щегол Фома

Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку со щеглом. Понравился щегол внуку, и он назвал его Фомой. Давал внук Фоме подсолнух. Щегол щёлкал семечки, но скорлупа была твёрдой. Щегол сердился. Зато ему нравились семена репея. Кот Васька пытался поймать щегла. Но Фому защищала клетка. Потом Васька свыкся с Фомой. А щегол постепенно перестал обращать на него внимание. Мы любили слушать щебет щегла.

Летом внук выносил клетку в сад. На клетку садились другие щеглы. Подбирали семена. И попадались в ловушку. Фома сердился на щеглов-новосёлов. Внуку они тоже не нравились. Пели хуже. Он дарил щеглов товарищам.

Раз Фома едва не попался. Соседская кошка подкралась к клетке. Фома привык к Ваське. Потому не обращал внимания на кошку. Но другие щеглы всполошились. И кошка не успела схватить Фому.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ - Ш

ща - ша щу - шу щи - ши ше - ще
ша - ща шу - щу ши - щи ще - ше
ащ - аш ющ - юш ещ - еш
аш - ащ юш - ющ еш - ещ

Ща - ша

гуща - туша пищать - лишать чаща - чаша трещать - решать роща - пороша щавель - шалфей помещать - помешать обещать - мешать навещать - вешать укрощать - украшать

Щё - шё

щёлк - шёлк щётка - шёрстка щёки - шёпот лущёный - тушёный мощёный - гашёный

Щу - шу

пищу - пишу угощу - укушу щука - шубка прощу - прошу помещу - спешу

Щи - ши

пищи - пиши защита - зашита плащи - наши трещи -реши лещи -ерши вещи -ваши

Ще - ше

щепка - шейка ищет - пишет вращение - решение щебет - шелест пуще - тише

Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.

Суши мокрые вещи. Паша идёт в рощу. У Гриши щенок. У Даши болит щека. Саша щёлкает орехи. Щёки у Маши розовые. Сук под Мишей затрещал. Щи да каша - пища наша. Мы наловили лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Хороша уха из щуки и ершей. Тётя Даша угощала Машу. Ты ведь обещал не мешать. На площади шумит народ. Мы рвали щавель и шалфей. Птичка верещала, думать мне мешала. Мы решили возвращаться. Шелестит листва, и ще-бечут птицы. В реке только ерши, а в озере только лещи. Ищешь, ищешь - не найдёшь, не разыщешь - так пойдёшь. Под кувшинками в тиши ходят важные лещи.

Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

У шуба толстая.

Вышел из рощи на шоссе.

Не любит, чтобы её чесали

В роще

Миша и Паша - хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Щенок бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался и запищал. Мише и Паше было смешно.

Ледоход

Шура и Маша пошли на реку. Они смотрели ледоход. Трещал лёд. Стоял страшный шум. Мощная сила ломала льдины. Почему-то маленький щенок побежал к реке. Шу-ра кинулся и оттащил щенка. Щенок пищал, но Шура его не слушал. Шура и Маша потащили щенка домой.

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.

Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно рас-топырил едва прораставшие крылышки.

Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким гро-мадным чудовищем должна была ему казаться собака! Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел йа ветке...

Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой пташки. (По Я. С. Тургеневу.)

Дифференциация Щ-Сь

  • Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.
    Послушай загадку.

    - Из горячего колодца через нос водица льётся (чайник).
    - Мне неженки - сандалии доверчиво сказали:
    «Боимся мы щекотки большой сапожной …» (щётки).
    Выделение первых звуков в словах – отгадках. Уточнение произношения, артикуляции.
    С и Щ
  • Характеристика звуков. Сравнение. Назвать сходство, отличие.
  • Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).
    Измени слово так, что бы в нем звук
    С заменил звук Щ
  • Отгадайте загадку:


Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука).


Сейчас мы отправимся на озеро и узнаем кое-что о щуке.

Картинка

Физкультурная пауза.

ЩА – ЩА – ЩА

(3 хлопка,

Коля ходит без плаща

шаги на месте)

СИ-СИ-СИ

(3 хлопка,

Ты скорее унеси

руки в стороны)

ЩИ – ЩИ – ЩИ

(3 хлопка,

Щиплем щавель мы на щи

присесть, встать)

СОК – СОК – СОК

(3 хлопка,

Тянем свой носок

руки на пояс, поднимать ноги)

Закрепление звука [Щ] чистоговорки:

АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?

УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.

ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.

ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ, ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ: наш малыш в плаЩе.

ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.

Скороговорки

Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Ты нас, мама, не ищи: щиплем мы щавель на щи.

Игра «Большущие слова». Доскажи словечко

У кошки – усы, а у тигра – усиЩи.

У птички глаза, у дракона – глазиЩи.

У гномика дом, у КаЩея – домиЩе.

В баночке сомик, а в речке – сомиЩе.

Если большие, значит – зубиЩи.

Ими скрежеЩет злюЩий волчиЩе.

А динозавр здоровуЩим хвостиЩем

ТЩетно в пеЩере сметает пылиЩу.

Выучить стихотворение со звуком [Щ].

Помощник Щен

ПомоЩь требуется Жучке:

У ЩИПЦОВ сломались ручки.

В ЩЁТКЕ вылезла ЩЕТИНА.

Жучка иЩет в роЩе сына.

У собаки сын – ЩЕНОК.

ТаЩит ЩЕПОК он мешок:

От жары рассохся дом,

ЩЕЛИ ЩЕН закроет в нем.

Взял ЩЕНОК ЩИПЦИ и клеЩи,

Починил все в доме веЩи,

Для борЩа почистил овоЩи…

«Ну, какое ты сокровиЩе!-

Не нахвалится им Жучка. -

Вот тебе ЩЕРБЕТА кучка.

Ведь за помоЩь, без сомнения,

Ты достоин угоЩения!»

Работа с перфокартами
- давай вместе вставим буквы и посмотрим, что обозначают эти слова? (Профессии).

Точильщик точит ножи.
Часовщик чинит часы.
Чистильщик чистит обувь.
Дрессировщик дрессирует зверей.
Продавщица продаёт овощи.
Стекольщик вставляет стекло.
Скрипач играет на скрипке.


- У каких звуков мы с вами побывали в гостях?
- Чему мы научились? (Четко произносить и различать звуки С-Щ).