Условия, влияющие на размещение предприятий машиностроения в россии. Машиностроение


Введение

Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения

Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ и краткая экономическая характеристика его развития

1 Тяжёлое машиностроение

2 Общее машиностроение

3 Среднее машиностроение

4 Приборостроение

Современные проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса

Заключение

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ


Машиностроительный комплекс - составная часть единого народнохозяйственного комплекса страны.

Машиностроительный комплекс - важнейший комплекс, играющий огромную роль в воспроизводственном процессе, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою структуру, специализацию внутри её и отличительные особенности.

Этот комплекс играет большую роль в жизни общества. Вся история человечества неразрывно связана с использованием различных машин. В настоящее время нет такой отрасли народного хозяйства, в которой не использовались бы машины и механизмы самых широких масштабов. Они являются важнейшими компонентами в нашей жизни. С использованием машин и механизмов человек облегчает свой труд, меньше тратит на него времени.

Благодаря машиностроительному комплексу мы экономим свое время и получаем наиболее эффективные товары, с помощью которых осуществляем различные потребности.

Машиностроительный комплекс влияет на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общего производства. Только в результате насыщения всех отраслей народного хозяйства высокопроизводительными машинами, внедрения комплексной механизации и автоматизации производства можно добиться повышения производительности труда и расширения выпуска различной продукции.

Важность машиностроительного комплекса в жизни людей обуславливает необходимость совершенствования приборов и механизмов, инструментов и машин.

В данной контрольной работе будет отражена не только территориальная структура, факторы и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ, но и охарактеризовано его современное состояние, перспективы развития и размещения.


1. МЕСТО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ХОЗЯЙСТВЕ РФ. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗМЕЩЕНИЯ


Машиностроительный комплекс - составная часть единого народнохозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

-создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

-является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

-обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

-выступает как районообразующий фактор;

-является отражением степени развития производительных сил в регионе;

-дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.

Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится примерно 25% стоимости произведенной продукции и примерно 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондовой ёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения. Таким образом, машиностроение представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс относится к сложным, многоотраслевым комплексам, включающим компоненты, представленные на рисунке 1.


Рис. 1. Компоненты машиностроительного комплекса


Машиностроение - ведущая отрасль промышленности. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг, а также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Малая металлургия представлена литьем узлов, деталей, заготовок для производства машин, металлургическим производством для машиностроительных заводов.

Машиностроительный комплекс делится на четыре группы:

-тяжелое машиностроение - эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство металлургического, горнорудного, подъёмно-транспортного оборудования, энергоблоков, других крупногабаритных, металлоёмких изделий.

-общее машиностроение - характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Общее машиностроение включает транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (без лёгкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

-среднее машиностроение - отличается малой металлоемкостью, но повышенной энергоемкостью и трудоемкостью. Среднее машиностроение включает производство автомашин, тракторов, станков, машин и оборудования средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства.

-приборостроение - характеризуется наименьшей металлоемкостью, наибольшей трудоемкостью, потребностью в высококвалифицированных кадрах. Приборостроение - группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов.

Машиностроительный комплекс - важнейший комплекс, играющий огромную роль в воспроизводственном процессе, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою структуру, специализацию внутри её и отличительные особенности. Развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народнохозяйственного комплекса.

Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроительного комплекса:

-природные условия, география природных и сырьевых ресурсов;

-объемы капитальных вложений, источники финансирования;

-специализация и уровень развития хозяйств экономических районов;

-базовый уровень развития науки и техники;

-пути сообщения и транспортная сеть;

-трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации;

-формы организации производства;

-масштабы, структура и география потребления продукции;

-транспортабельность сырья и готовой продукции;

-экологическая обстановка в регионе.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшими является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд факторов таких как:

-Наукоёмкость. Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

-Металлоёмкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

-Трудоёмкость. С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

-Близость потребителя. Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

-Военно-стратегический аспект - можно вынести как отдельный фактор географического размещения машиностроения. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Машиностроение - составная часть машиностроительного комплекса, объединяющая ряд отраслей и подотраслей, выпускающих разнородную продукцию для производственной и непроизводственной сфер и населения; характеризуется свойственной ей отраслевой структурой.

Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Ее формирование происходит под влиянием экономических, организационных и технических факторов:

-уровень развития науки и техники в стране;

-темпы развития отраслей народного хозяйства;

-материальный и культурный уровень населения страны;

-место страны в системе международного разделения труда;

-уровень специализации и кооперирования.

Важнейшие особенности в машиностроительной промышленности, оказывающие влияние на размещение предприятий по территории страны, формируются также под воздействием принципов и факторов:

-разнообразность и сложность изделий, технологических процессов;

-использование продукции машиностроения не ограничивается одним районом;

-более дешёвая перевозка металла для машиностроительных заводов, чем перевозка готовых изделий;

-широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны, так и в отношении зарубежных стран;

-возможность использования отходов металла машиностроительных заводов в районах развитого машиностроения (вторичное использование);

-необходимость определенного уровня культуры производства, наличия лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями;

-тяготение заготовительных предприятий к источникам сырья; сборочных - к потребителю; механических - к комплексу факторов;

-меньшая степень влияния природной среды, наличия воды и др.;

-широкое использование различных форм специализации;

-более эффективные специализация и кооперирование предприятий внутри района.

По степени влияния определенных факторов на размещение предприятий машиностроения по территории страны они условно делятся на следующие группы:


Таблица 1

Группы предприятий машиностроения

ГруппаПринцип размещения группыХарактеристикаГруппа 1Отрасли, размещающиеся в районах металлургических базПодъемно-транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение. Производство характеризуется небольшими сериями или единичными экземплярами. Продукция металлоемкая, но малотрудоемкая.Группа 2Отрасли, размещающиеся в районах потребления продукцииОборудование для нефтяной, химической промышленности. Строительные, дорожные, сельскохозяйственные машины. Производство характеризуется большими объемами. Продукция средней металлоемкости. Транспортабельна.Группа 3Отрасли, размещающиеся в центрах, с наличием квалифицированных кадровАвтомобиле и тракторостроение, дизелестроение, оборудование для легкой, пищевой и полиграфической промышленности. Производство продукции массовое, характеризуется высокой трудоемкостью и фондоемкостью.Группа 4Отрасли, размещающиеся в районах высокой технической культуры (наличие НИИ, экспериментальных баз)Радиотехническая и электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электропромышленности. Для продукции характерна высокая трудоемкость, малая металлоемкость.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Машиностроение — главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% и примерно столько же от общей численности занятых в экономике. Аналогичные показатели для НИС, для других развивающихся стран доля промышленности — 15-20%, в НРС — менее 10%. Ведущие тенденции — рост объема производства при углублении специализации и кооперации различных машиностроительных отраслей, расширение сфер использования, улучшение потребительских свойств конечной продукции. Особенностью машиностроения развитых стран является растущее многообразие продукции машиностроения, ее высокое качество и конкурентоспособность. Доля машиностроительной продукции в экспорте Японии составляет 65%, США, Германии, Швеции — 45-48%.

Машиностроение принято делить на следующие подразделения: общее машиностроение (производство средств производства и станкостроение), электротехника и электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Полный объем тяжелого машиностроения (горно-шахтное, металлургическое, научно-прессовое оборудование и др.) представлен в ведущих развитых странах. Лидерами в станкостроении являются Япония, Германия, США, Англия, Швеция и Швейцария. На долю развивающихся стран приходится менее 10% выпуска станков (Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Индия).

Из недр электротехнической промышленности быстро выдвинулась электронная индустрия, являющаяся в настоящее время наиболее динамичной отраслью, продукция которой используется во всех сферах (ежегодно реализуется продукции на более чем 1 трлн. долл.). В объеме производимой продукции на долю электронных машин и ПК приходится около 50%, электронных компонентов (микросхемы, диски, процессоры и т. п.) — 30%, бытовой электроники — 20%. Электроника развивается в направлении миниатюризации изделий, повышения их надежности, долговечности и качества. В разработке новых процессоров, микросхем и компьютерных систем, а также программного обеспечения лидерами являются США и Япония. В производстве комплектующих и бытовой электроники заметную роль играют Республика Корея, страны Юго-Восточной Азии.

Транспортное машиностроение развивается в направлении совершенствования конструкций, повышения экономичности двигателей и уменьшения токсичности выбросов, использования новых материалов, компьютеризации обслуживания и управления, повышения надежности и безопасности. В производстве автомобилей ведущими компаниями являются: «Дженерал Моторс» (около 9 млн. автомобилей в год), «Форд» (7 млн.), «Тойота»
(5 млн.), «Фольксваген» (4,5 млн.), «Нисан» (3 млн.), «Фиат» (2,8 млн.). Из развивающихся стран собственное автомобилестроение налажено в Южной Корее, Бразилии, Турции и Индии. Быстрыми темпами растет автомобилестроение в Китае.

В мировом судостроении и производстве железнодорожного подвижного состава наряду с развитыми странами все более заметную роль играют развивающиеся страны. В судостроении на долю Японии и Ю. Кореи приходится более 50% мировой сборки морских судов.

Крупнейшей авиакосмической промышленностью (по объему производимой продукции и технологических разработок) располагают США (около 75% производства авиатехники развитых стран) и Россия. Из других стран авиакосмическим производством выделяются Франция и Англия.

Факторы размещения машиностроения

Машиностроительный комплекс (МК) представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей машиностроения, специализирующихся на производстве средств транспорта, военной техники и оружия, средств производства и различных предметов потребления. МК чрезвычайно сложен по своей структуре и состоит более чем из 70 отраслей, которые выделяются в зависимости от назначения производимой продукции, но сходны по технологии и используемому сырью.

Машиностроение — ведущий комплекс промышленности, обеспечивающий оборудованием все другие комплексы. В 2007 г. на вид экономической деятельности “Производство машин и оборудования” пришлось 6% объема отгруженных товаров собственного производства страны, здесь было занято 1,1 млн. чел. или 1/10 всех занятых в промышленности, функционировало более 22 тыс. предприятий или более 5% предприятий обрабатывающих производств.

Машиностроение — одна из отраслей отечественной промышленности, значительно пострадавшая от экономического кризиса. Основные причины кризиса отечественного машиностроительного комплекса:

  • демилитаризация экономики;
  • возросшая в 1990-е гг. конкуренция зарубежных средств производства и предметов потребления;
  • резкое сужение рынка сбыта продукции отрасли в самой России и в остальных странах — основных ее потребителях;
  • прогрессирующий моральный и физический износ оборудования машиностроительных предприятий.

Начиная с 1999 г. положение в отечественном МК стало улучшаться. В развитии машиностроения приоритетными являются два основных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для , легкой промышленности, медицинской техники и оборудования. Второе — развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.

Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Почти 90% продукции МК производится в европейской части России. В Сибири и на Дальнем Востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий МК в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.

Находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку.

Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию . Специализация — сосредоточение на производстве отдельных видов продукции или услуг. Она бывает предметная (выпуск определенных конечных видов продукции — машин, оборудования), подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций), технологическая (производство литья, заготовок) и функциональная (ремонт). Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, находящихся на близком расстоянии, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др., интегрируя размещение взаимодействующих между собой предприятий.

Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров в размещении таких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная и др.

Отрасли машиностроения, как крупные потребители металла (сырья), имеют широкие связи прежде всего с . Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.

Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией.

Отрасли машиностроения

Отрасли машиностроения в зависимости от особенностей производимой продукции и факторов размещения предприятий делят на пять групп.

Тяжелое и энергетическое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и малой трудоемкостью. Продукция производится в незначительных количествах, иногда поштучно. Оно включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов.

Предприятия этой группы ориентированы на металлургические базы. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или узкоотраслевым потреблением, располагаются в районах их потребления.

Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центре (Электросталь), Поволжье (Сызрань), Восточной Сибири (Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре).

Горно-шахтное оборудование выпускают на предприятиях, расположенных в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение развивается в центрах с высокой культурой производства. Паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин, а Екатеринбург — еще и теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают на Северном Кавказе (Волгодонск) и Северо-Западе (Колпино). Производство паровых котлов организовано в Подольске, Белгороде, Таганроге и Барнауле.

Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускаются небольшими сериями и размещаются вне металлургических баз. Крупными производителями являются Центральный (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземный (Воронеж), Поволжский (Ульяновск), Западно-Сибирский (Новосибирск) районы.

Транспортное машиностроение занимается производством различных видов транспортных средств — автомобилей, железнодорожного подвижного состава, судов.

Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного типа автомобилей. Грузовые автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегрузные автомобили — Поволжского района (Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные — в Поволжье (Тольятти), микролитражные — в Серпухове, Набережных Челнах. Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыно), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллейбусный завод.

В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.

В последние годы появились новые предприятия по сборке автомобилей из иностранных комплектующих. На Северном Кавказе в Ростове было осуществлено производство корейской Daewoo, в Калининграде на судостроительных заводах “Балтика” и “Янтарь” осуществляется сборка другой южно-корейской марки автомобилей Kia, в Елабуге — General Motors. Во Всеволожске (Ленинградская область) завершено строительство завода Ford.

Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования и т. д. Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и Заволжье.

Железнодорожное машиностроение состоит из локомотивостроения и вагоностроения, которое исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центр, Санкт-Петербург), а затем переместилось к металлургическим базам.

Локомотивостроение включает производство тепловозов и электровозов. В Центральном районе организовано производство тепловозов (Коломна) и маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром), на Северном Кавказе (Новочеркасск) — электровозов.

Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение, учитывая не только наличие металла, но и древесного сырья. В отрасли сложилось четкое разделение труда: грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей — в Твери; саморазгружающиеся — в Калининграде; изотермические — в Брянске; трамвайные — в Усть-Катаве (Челябинская обл.) и Санкт-Петербурге; для метрополитена — в Мытищах, Санкт-Петербурге; электропоезда — в Демихово (Московская область).

Судостроение делится на морское и речное. Размещение морского судостроения отражает такие особенности отрасли, как специализацию и связанное с ней внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование, обеспеченность трудовыми ресурсами. Основной район морского судостроения и судоремонта сложился на Балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Астрахани, Владивостоке; судоремонта — в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.

Размещение речного судостроения отражает роль отдельных водных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Лене (Усть-Кут Иркутской обл.), Амуре (Благовещенск). В речном судостроении видное место должно занять производство судов типа “река-море” и пассажирских теплоходов.

Сельскохозяйственное машиностроение занимается выпуском различных видов техники для сельского хозяйства. В большинстве случаев к нему относится и производство тракторов. Продукция отличается сравнительно низкой металлоемкостью и малой транспортабельностью, поэтому главным фактором размещения является потребительский, а для тракторостроения также важна близость металлургических баз.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, учитывая специфику сельского хозяйства данной территории и развито во всех экономических районах. Так, зерновые комбайны производят заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска, т. е. в пределах основного ареала зернового хозяйства России. В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы Воронежа, Сызрани, Кургана, Омска, Новосибирска, Рубцовска.

Тракторостроение ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 1930-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, в последующие годы — во Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности выпускаются трелевочные тракторы в Петрозаводске, промышленные — в Чебоксарах.

Станкостроение и точное машиностроение занимается производством различных видов станков, приборов, аппаратов, электронной техники. Это наиболее трудоемкие в машиностроении производства, требующие к тому же высокой квалификации работников. Большое значение имеет также близость научных и конструкторских центров. Поэтому предприятия размещаются, как правило, в районах с высокой технической культурой. Станкостроение в своем размещении ориентируется на крупные города, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. Главными центрами являются Москва, Коломна, Дмитров, Егорьевск (Московская область), Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Уфа. Электротехнику выпускают в Саранске, Чебоксарах, Новосибирске. Важным центром электронной промышленности является Зеленоград.

Металлообработка — особая отрасль машиностроения, которая занимается ремонтом машин и оборудования, а также производством металлических изделий и конструкций. Предприятия этой группы небольшие, а выполняемые операции не отличаются технической сложностью и наукоемкостью. Поэтому размещение отличается повсеместностью, так как главным фактором является потребительский.

Машиностроение территориально организуется в виде определенных сочетаний разных предприятий, связанных между собой в производственном отношении. В целом предприятия МК размещаются повсеместно, однако наибольшая их концентрация характерна для старопромышленных районов европейской части России — Центрального, Приволжского, Уральского (табл. 3.5). За их пределами выделяются Санкт-Петербург и Новосибирск.

Территориальная специализация машиностроения Российской Федерации*

Федеральные округа** Специализация машиностроения
Центральный Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное) Производство оборудования для легкой, химической и нефтехимической промышленности. Станкостроение. Сельскохозяйственное машиностроение. Точное и сложное машиностроение. Электроника
Приволжский Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, речное судострое-ние). Производство оборудования для нефтяной и газовой, нефтеперерабатывающей промышленности, химии органического синтеза, целлюлозно-бумажной промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
Уральский Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное). Оборудование для металлургической промышленности, горно-шахтное оборудование, оборудование для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефте-химической промышленности. Энергомашиностроение. Станкостроение
Северо-Западный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Энергетическое машиностроение. Производство оборудования для отраслей лесопромышленного комплекса
Южный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Производство оборудования для пищевой промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
Сибирский Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, железнодорожное машиностроение). Про-изводство горно-шахтного оборудования
Дальневосточный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт, авиационная промышленность)

Отраслевая структура машиностроения России

Машиностроительный комплекс – это сложная система взаимосвязанных отраслей и предприятий. В его составе выделяют около $20$ крупных межотраслевых комплексов и более $100$ отраслей и подотраслей. Подход к делению может быть различным. Ведь каждая из этих составляющих включает в себя целый комплекс отраслей. Кроме того машиностроение тесно связано с другими производствами системой межотраслевых связей. Большинство эконом-географов выделяют в составе рассматриваемого комплекса следующие отрасли: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; производство оборудования для нефтяной, нефтеперерабатывающей и химической промышленности; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин и оборудования; машиностроение для легкой и пищевой промышленности, радиотехника и радиоэлектроника, аэрокосмический комплекс .

Каждая из этих отраслей имеет свою специфику и, соответственно, свои принципы размещения предприятий. Материалоемкие отрасли ориентируются на сырьевую базу – металлургию. Для трудоемких отраслей требуется наличие большого количества высококвалифицированных кадров рабочей силы. Автомобилестроение зависит от транспортно-географического положения, и возможности кооперирования с другими предприятиями.

Поэтому мы рассмотрим географию основных отраслей российского машиностроения более подробно

Территориальная структура основных отраслей машиностроения

Машиностроительный комплекс является одним из наиболее распространенных в территориальном отношении производств. Он занимал важное значение еще в $ХІХ$ веке. Именно наличие и уровень развития машиностроения предопределяло не только уровень развития экономики страны, но и степень экономической и политической независимости России на мировой арене.

Но если в одних районах он имеет доминирующее значение, то в других он служит для удовлетворения внутренних потребностей населения и местной промышленности, дополняет промышленный комплекс регионов.

Исторически сложился дисбаланс в размещении хозяйственных объектов между восточными и западными районами России. Это имеет отношение и к машиностроению. Около $80$% машиностроительных предприятий находится в западной (европейской) части страны. Их удельный вес в объеме машиностроительной продукции выше. Но в восточных экономических районах складываются условия, способствующие развитию новых, современных наукоемких автоматизированных производств. Зачастую выгоднее построить новое предприятие, чем перепрофилировать старое производство, налаживая под него новую инфраструктуру.

Тяжелое машиностроение

Эта группа отраслей производит примерно $60$% продукции машиностроительного комплекса. Она отличается высокой металлоемкостью, энергоемкостью и малой трудоемкостью. В тяжелое машиностроение входят: производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых и кузнечнопрессовых станков и устройств, морских и речных судов большого водоизмещения, железнодорожных локомотивов и вагонов. Как правило, все предприятия этой отрасли – имеют полный цикл, тоесть они самостоятельно осуществляют изготовление и сборку деталей, узлов и выпуск готовой продукции.

Предприятия тяжелого машиностроения тяготеют к металлургическим базам. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, которые выпускают изделия крупных габаритов (или эти изделия сложно транспортировать), располагаются в районах их потребления.

Производство металлургического оборудования находится поблизости центров металлургии России: Екатеринбург, Орск, Электросталь, Сызрань, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

Заводы, выпускающие горно-шахтное оборудование , расположены в главных угольных районах страны: Прокопьевск, Кемерово, Черемхово, Красноярск, Екатеринбург, Копейск.

Производство оборудования для предприятий нефтяной и газовой промышленности развивается в нефте- и газоносных районах Урало-Поволжья, Северного Кавказа, Западной Сибири.

Благоприятные условия для развития энергетического машиностроения сложились в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры высококвалифицированной рабочей силы: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Волгодонск, Колпино. Металлоемкие производства тяжелых станков и кузнечнопрессового оборудования размещены как поблизости металлургических предприятий, так и вне металлургических баз. Крупные производители этой отрасли находятся в Коломне, Иваново, Воронеже, Ульяновске, Новосибирске.

Размещение предприятий железнодорожного локомотивостроения связано с историей формирования железнодорожной сети России и представлено в таких центрах, как Санкт-Петербург, Коломна, Брянск, Людиново, Муром, Новочеркасск.

Судостроение характеризуется повышенной металлоемкостью. Поэтому предприятия располагаются ближе к металлургическим базам. Но учитывается также и географический аспект – необходим выход к морю или к судоходной реке. Основные предприятия российского морского судостроения и судоремонта находятся на балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград), и в крупных портовых городах Севера и Дальнего Востока (Архангельск, Мурманск, Северодвинск, Астрахань, Владивостоке, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский).

Сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отвечает за выпуск сельскохозяйственной техники и оборудования для нужд АПК. Поэтому предприятия располагаются ближе к местам потребления готовой продукции и развиты во всех экономических районах.

Зерноуборочные комбайны производятся в Ростове-на-Дону, Таганроге, Красноярске. В Центральном районе выпускают льноуборочные, картофелеуборочные, силосоуборочные машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске, Рубцовске.

Общее машиностроение

Предприятия общего машиностроения производят все необходимое технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности.

Заводы этой отрасли дают примерно $25$% общего товарного объема машиностроительной продукции. Предприятия этой группы ориентируются на потребителя и широко распространены по территории России.

Среднее машиностроение

К отрасли среднего машиностроения относятся заводы, выпускающие автомобили, самолеты, металлорежущие станки, тракторы, оборудование и приборы для легкой, пищевой, полиграфической и медицинской промышленности. Они обеспечивают примерно $15$% продукции машиностроения. Предприятия ориентированы на трудовые ресурсы, возможности кооперирования, поэтому они размещены в крупных машиностроительных центрах России.

К отраслям среднего машиностроения принадлежат предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК). Основные районы развития ВПК – Урал и Центральная Россия. Ныне, в связи с конверсионными процессами и переориентацией военной доктрины России, предприятия среднего машиностроения, их научный потенциал шире используются для удовлетворения мирных нужд и интересов экономики и населения.

Автомобилестроение

Автомобилестроительные предприятия имеют четкую специализацию на выпуске определенного типа автомобилей. Изначально автомобильные заводы размещались в районах развитого машиностроения. Это такие центры, как Москва, Нижний Новгород, Ярославль. Позже на базе этих предприятий автомобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье.

Возникли заводы-филиалы крупнейших предприятий. Например московский «ЗИЛ» имеет филиалы в Смоленске, Рославле и Ярцево (Смоленская область), Мценске, Петровске и Сердобске (Пензенская область), в Пензе, Рязани, Екатеринбурге.

Грузовые автомобили (много- и среднетоннажные) производятся в Москве, Брянске, Нижнем Новгороде, Ульяновске и Набережных Челнах.

Производство легковых автомобилей размещено в Нижнем Новгороде, Москве, Ижевске Тольятти. Автобусы выпускаются в Ликино, Голицыне, Павлове, Кургане, Краснодаре. В Энгельсе работает завод по производству троллейбусов . В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.

Аэрокосмическое производство

Россия – космическая держава с развитым аэрокосмическим производством. Именно СССР был первым государством, выведшим на околоземную орбиту искусственный спутник Земли, первый пилотируемый космический корабль.

Россия имеет собственные космодромы в Плесецке и Капустином Яру. Но запуск космических кораблей чаще осуществляется с космодрома Байконур (Казахстан).

Авиастроение представлено заводами гражданской и военной авиации конструкторских бюро Туполева, Яковлева, Ильюшина, Сухого. Основные центры авиастроения (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Самара, Омск, Ульяновск) размещены с учетом близости научных центров, энергетических баз, квалифицированных кадров и с учетом национальной безопасности.

Станкостроение

Эта отрасль сформировалась в старых, традиционных машиностроительных центрах. Размещение станкостроительных заводов ориентируется на трудовые ресурсы, на наличие научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров. Ведущие районы станкостроения России: Уральский, Центральный, Поволжский. В последнее время налаживается производство станков с программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов.

Приборостроение наиболее развито в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Смоленске.

Важнейшие задачи современного машиностроения России:

  • ликвидация дисбаланса в производстве между Западом и Востоком;
  • развитие экономики (и машиностроения в особенности) в восточных районах;
  • развитие трудоемких отраслей в европейской части страны и материало- и энергоемких производств в Сибири и на Дальнем Востоке;
  • переориентация производственных мощностей военно-промышленного комплекса на мирные интересы страны и населения;
  • повышение конкурентоспособности российского машиностроения на мировом рынке;
  • увеличение в российском экспорте доли машиностроительной продукции.

И очень важной составляющей экономики страны. Большинство самых крупных предприятий этой отрасли были построены в советский период. По имеющимся официальным данным, на данный момент в России действую порядка двух тысяч средних и крупных предприятий машиностроения, к которым относятся в том числе и предприятия металлообработки.

Центры машиностроения в России

Одним из наиболее значимых сегментов машиностроительной промышленности страны является оборонно-промышленный комплекс, ежегодный объем выручки которого превышает шестнадцать миллиардов долларов.

Однако важность этого сектора экономики связана не только с объемом годовой выручки, но и с тем количеством политических и научных связей, которые создаются благодаря военно-техническому сотрудничеству. Сегодня у России имеются договоренности о сотрудничестве с более, чем восьмьюдесятью странами. Самыми крупными партнерами являются Китай, Индия, Аргентина, Венесуэла, Индонезия и Вьетнам.

Крупнейшие центры машиностроения в России, которые задействованы в производстве военной техники, - Нижний Тагил, где расположен "Уралвагонзавод"; на котором производят известные автоматы Калашникова; Нижегородский машиностроительный завод, на котором производят различные виды боеприпасов.

Тяжелое машиностроение России

К тяжелому машиностроению относят также и судостроительную отрасль, которая считается одной из самых технологичных и наукоемких. На более чем тысяче предприятий, задействованных в производстве судов, обеспечивается полный производственный цикл от разработки прототипов до внедрения самых современных систем электроники и радиоразведки.

Если немного расширить круг предприятий, задействованных в той или иной степени в производстве продукции для судостроения, то их число вырастет до четырех тысяч. Такое увеличение числа происходит за счет включения конструкторских бюро, занимающихся разработкой высокотехнологичных комплектующих и сложной электроники двойного назначения.

Крупнейшими центрами тяжелого машиностроения России являются такие морские города, как Санкт-Петербург, Северодвинск и Калининград. Кроме того, важные для отрасли предприятия находятся в Нижегородской области.

Автомобильная промышленность

Но машиностроение в стране имеет не только военное назначение, важное место занимает также и гражданское автомобилестроение, которое представлено тремя крупнейшими предприятиями отрасли: АвтоВАЗом, КАМАЗом и крупным машиностроительным концерном ГАЗ, к которому относятся двенадцать предприятий, с одной из самых широких географий машиностроения в России.

Однако большинство из предприятий, относящихся к названным корпорациям, переживают продолжительный кризис последние десять лет, вызванный падением спроса на их продукцию. В свою очередь, падение спроса на продукцию отечественного автомобилестроения вызвано усилившейся конкуренцией на этом рынке.

В период с 2000 по 2010 год в стране были построены многочисленные заводы, выпускающие продукцию под такими брендами, как Nissan, Opel, Kia, Volvo Truc и Ford.

Однако иностранные производители приходят на российский рынок не только через строительство собственных заводов, но и через инвестиции в уже имеющиеся предприятия и покупку акционных долей. Например, крупным акционером КАМАЗа является компания Daimler.

Авиационная промышленность России

Отрасли машиностроения в России представлены в том числе и авиационной промышленность, которая, как и кораблестроение, требует серьезных научных, человеческих ресурсов и сильной производственной традиции.

Все мощности авиастроительной промышленности страны разделены между двумя государственными корпорациями: Объединенной авиастроительной корпорацией и Оборонпромом.

В первой сосредоточены ресурсы и предприятия, задействованные в производстве самолетов, в том числе и всех необходимых комплектующих, а также авионики. В состав этого акционерного общества входят двадцать предприятий, производящих как военную и гражданскую продукцию, так и продукцию двойного назначения, а ее крупнейшим предприятием является "Компания "Сухой"".

В состав Оборонпрома входят предприятия, на которых разрабатываются и производятся вертолеты и комплектующие. Главный офис находится в Москве, но учитывая то, что ей принадлежит корпорация "Вертолеты России", то можно смело говорить об общероссийском значении компании.

Ракетостроение и космическая отрасль

В современном мире сложно представить какую-либо экономику, обходящуюся без таких средств связи, как скоростной интернет и стабильная сотовая связь. Многие процессы в мировой экономике основаны на быстром обмене данными между хозяйственными субъектами, находящимися на огромном удалении друг от друга.

Ракетное машиностроение России обеспечивает ей лидирующие позиции на международном космическом рынке и позволяет ежегодно выводить на орбиту десятки спутников для международных заказчиков.

Крупнейшими предприятиями отрасли являются "РКК "Энергия"" и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, занимающиеся разработкой и производством ракет-носителей, с помощью которых обеспечивается бесперебойное снабжение МКС и доставка к ней космонавтов.

Сельскохозяйственное машиностроение

Тяжелое машиностроение России представлено также и производством без которой невозможно представить эффективного использования огромных земельных и климатических ресурсов страны.

Одним из лидеров не только российского, но и мирового сельскохозяйственного машиностроения считается предприятие "Ростсельмаш", расположенное в Ростове-на-Дону.

Кроме того, машиностроения России расположены в Челябинске и Чебоксарах. Другое важное предприятие, занимающееся производством оборудования для хранения, очистки и сортировки зерна, находится в Воронеже и называется "Воронежсельмаш".

Машиностроительный комплекс - это объединение нескольких отраслей машиностроения, взаимосвязанных между собой различными факторами. Этот комплекс обеспечивает машинами самого разного рода и порядка как другие отрасли производства конкретной страны и зарубежья, так и жителей этой страны. Соответственно, этот комплекс является очень важным для каждой страны - чем лучше он функционирует, тем меньшей является зависимость экономики от импорта. Каждый машиностроительный комплекс обладает самыми разнообразными характеристиками, отличительными чертами, в его состав могут входить разнообразные отрасли, в различных процентных соотношениях распределяясь по разным регионам. Соответственно, вам необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как функционирует этот комплекс на территории Российской Федерации. На самом деле у этого комплекса имеются свои интересные характеристики и особенности, которые и будут описаны в данной статье.

Мировое машиностроение

Однако, несмотря на то что данная статья в целом будет посвящена именно Российской Федерации, необходимо сначала рассмотреть машиностроительный комплекс в мировом масштабе. В конце концов, российский комплекс является составляющей частью мирового, причем, как вы сможете вскоре убедиться, очень внушительной и важной частью. Первое, на что стоит обратить внимание, - это то, что машиностроительная отрасль является лидером среди всех остальных отраслей по общей стоимости выпускаемой продукции. Если речь идет о высокоразвитых странах, то там в сфере машиностроения может быть занято около двадцати пяти процентов людей, работающих в какой-либо промышленности. При этом доля продукции может составлять до сорока процентов. Естественно, в каждой стране свои показатели, и здесь речь идет о самых высокоразвитых в экономическом плане странах. Однако любое государство стремится в первую очередь развивать именно машиностроение, потому что этот комплекс может очень сильно повлиять на экспорт. В качестве примера можно взять Японию, где невероятно хорошо развит машиностроительный комплекс. И доля общей стоимости экспорта всей продукции, приходящаяся именно на продукцию машиностроительной отрасли, там составляет около шестидесяти процентов. Собственно говоря, ориентирами в этой области могут служить Япония, США и Германия - именно эти три страны являются лидерами по общей стоимости продукции, а также они являются лидерами по процентному соотношению машиностроительных товаров к общему объему производства. Вы уже знаете, что в Японии на машиностроение приходится 60 процентов производства, в то время как в США и Германии этот процент приблизительно равняется сорока.

Введение в российское машиностроение

Как вы уже могли понять, машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, в которых осуществляется деятельность по производству и ремонту самых разнообразных машин. Имеются в виду далеко не только автомобили, но и любое другое оборудование. Естественно, несложно догадаться, что в Российской Федерации данный комплекс является одним из ведущих. К сожалению, процент продукции, приходящийся на машиностроение, очень далек от тех показателей, которые демонстрируют лидеры рынка, о которых уже было сказано выше. Если говорить более конкретно, то машиностроительный комплекс России обеспечивает лишь двадцать процентов общей продукции страны. Однако причина кроется не в том, что этот сектор в России слаб - причина заключается в большом разнообразии продукции в РФ. Подтвердить это помогут статистические данные о количестве людей, работающих в машиностроении. На 2016 год в России числилось около 50 тысяч машиностроительных предприятий. На них было на тот момент занято более трех с половиной миллионов человек. Если брать соотношение с общим числом людей, занятых в какой-либо отрасли промышленности в стране, то получается около одной трети, то есть 30-35 процентов, приходящихся именно на машиностроение. Соответственно, из этого можно сделать вывод, что машиностроительный комплекс России хоть и не является столь определяющим, как в Японии, Германии или Соединенных Штатах Америки, однако при этом остается очень важным для страны в целом.

Состав комплекса

Далее необходимо более детально разобрать состав комплекса в России. На самом деле сделать это довольно трудно, он очень крупномасштабен. Отрасли машиностроительного комплекса поодиночке перечислять нет смысла - этого не делают даже в учебных материалах. Чаще всего их объединяют в характерные группы, имеющие какие-либо общие черты и особенности. Конкретные названия отраслей обычно включаются лишь в специализированной литературе. Итак, на какие же группы разделяют отрасли машиностроительного комплекса России? В первую очередь, это тяжелое и энергетическое производство. Сюда можно отнести такие отрасли, как производство энергетического оборудования, производство горного оборудования, производство подъемно-транспортного оборудования, вагоностроение, турбиностроение, атомное производство и многие другие. Естественно, это не единственная группа, на которую стоит обратить внимание. Второй группой является станкостроение. Здесь самой выдающейся отраслью, на которую стоит ориентироваться, является производство станков - каждая отрасль будет описывать, какие именно станки в ее рамках производятся. Третья группа - это транспортное производство. Сюда относятся, например, автомобилестроение и судостроение, а также авиационная отрасль и даже ракетно-космическая. Следующая группа - сельскохозяйственное производство. Здесь имеется также немало разнообразных отдельных отраслей, таких как сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Также в отдельную группу выделяют машиностроение для легкой и пищевой промышленности - со своими подразделениями и отраслями. Ну и, конечно же, очень часто выделяется еще и группа точного машиностроения. Сюда относятся отрасли приборостроения, производство электротехники и так далее. Естественно, в различных источниках можно найти различное разделение отраслей на группы, но эти шесть групп встречаются повсеместно и считаются основными. Что ж, теперь вы знаете достаточно про отрасли машиностроительного комплекса России - пришло время перейти к рассмотрению его значения.

Значение комплекса

Каково же значение машиностроительного комплекса для Российской Федерации и ее экономики? На самом деле машиностроение играет очень важную роль в жизни России, о чем можно судить по статистической информации, предоставленной ранее, однако стоит более точно определить, какое значение имеет данный комплекс для экономики страны. Во-первых, машиностроительный комплекс обеспечивает техникой и оборудованием все другие комплексы, действующие на территории страны, благодаря чему они имеют более высокую эффективность, а также не приходится тратить лишние деньги на импорт заграничного оборудования. Соответственно, от уровня развития машиностроительного комплекса зависит и уровень развития всех других отраслей в стране, поэтому прилагается максимум усилий для того, чтобы этот комплекс в России не терял уровень, а только постоянно его набирал. Стоит также обратить особое внимание на то, что именно в машиностроительном комплексе осуществляется внедрение большей части новейших научно-технических достижений. Также не стоит забывать о гонке вооружений - в условиях современного мира безопасность страны (особенно такой страны, как Россия) выходит на первый план, а машиностроительный комплекс напрямую обеспечивает обороноспособность. Отдельно стоит упомянуть, что машиностроение, несмотря на то что оно составляет лишь двадцать процентов общего объема производства в стране, является самым крупным комплексом. Таким образом, его значение для России является очень высоким. Теперь вы знаете состав машиностроительного комплекса РФ и его значение для страны и ее экономики. Но это еще не вся информация, которую вы можете получить.

Технологический процесс

Если вы рассматриваете машиностроение, то вам обязательно необходимо обратить внимание и на технологический процесс производства, так как он является очень важным элементом общей картины. В случае с машиностроительным комплексом технологический процесс чаще всего подразделяется на три этапа - заготовку, механическую обработку и сборку. В некоторых случаях количество этапов может сокращаться - причиной этому является то, что зачастую конкретная машина или конкретный тип оборудования не производится полностью на одном заводе. Соответственно, один завод осуществляет подготовку одних деталей, другой - других, а третий осуществляет сборку готовой продукции. Это одна из отличительных черт машиностроительного комплекса России, так как тут очень сильно развиты движения специализации и кооперирования. В рамках специализации происходит распределение ответственности между различными заводами, а в рамках кооперирования - дальнейшее сотрудничество между этими заводами для достижения совместной цели. Это ключевые факторы машиностроительного комплекса Российской Федерации.

Технологические особенности: специализация

Специализация и кооперирование - это то, на что необходимо обратить особое внимание при изучении машиностроения в России. Развитие машиностроительного комплекса в этой стране было бы очень сильно затруднено, если бы не использование этих факторов. Итак, первая особенность, о которой пойдет речь, - это специализация. Как уже было сказано ранее, она представляет собой распределение обязанностей между различными предприятиями, то есть производство на конкретном предприятии определенных деталей или запчастей. Однако даже специализация имеет свои виды, которых насчитывается целых четыре. Первый - это предметная специализация, в рамках которой производятся готовые изделия. Это значит, что на заводе создаются целые готовые к использованию самолеты, станки, компьютеры и так далее. Второй - это подетальная специализация, здесь уже на одном заводе производятся конкретные части готового продукта. Третий - это технологическая специализация, в рамках которой не создаются даже детали, а выполняются лишь отдельные операции технологического процесса. Ну и четвертый вид - это функциональная специализация, которая находится немного в стороне от первых трех. Суть ее заключается в том, что завод, который производит автомобили, не только занимается их изготовлением, но также берет на себя ответственность за их продажу или предоставление определенных услуг, связанных со своей специализацией.

Технологические особенности: кооперирование

Как вы уже могли понять, кооперирование представляет собой производственные связи между несколькими заводами, каждый из которых выполняет определенную роль в производственном процессе, что приводит к совместному изготовлению готовой продукции. Что касается классификации кооперирования, то здесь все гораздо проще, по сравнению со специализацией. Кооперирование может быть либо внутриотраслевым, либо межотраслевым. В первом случае между собой кооперируют предприятия, относящиеся к одной отрасли либо (что более актуально в данном случае) к одному межотраслевому комплексу, а во втором - соответственно, относящиеся к разным отраслям и разным межотраслевым комплексам.

География комплекса

География машиностроительного комплекса России является довольно сложной, так как страна имеет очень большие размеры. Однако сразу же стоит отметить, что около 90 процентов всех предприятий, работающих в машиностроительном комплексе, располагаются на западе, в европейской части страны. Самым насыщенным в данном плане является Центральный федеральный округ - там сосредоточено большое количество предприятий, относящихся к различным отраслям. Больше всего там представлены следующие отрасли: авиакосмическая, автомобильная, железнодорожная, станкостроительная, электронная, а также отрасли производства оборудования для нефтехимической промышленности, точного и сложного машиностроения и производства сельскохозяйственной техники. Естественно, это далеко не все отрасли, представительства которых там можно найти, но именно эти являются самыми выдающимися. Естественно, география машиностроительного комплекса не ограничивается только Центральным федеральным округом. Хотя, стоит признать, он играет ведущую роль в машиностроении в Российской Федерации.

Что же насчет других округов? Какие там представлены отрасли, составляющие машиностроительный комплекс? Размещение производства за пределами Центрального округа является насыщенным также в Приволжском округе (авиакосмическая и целлюлозно-бумажная промышленность, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, сельскохозяйственное машиностроение и автомобилестроение) и в Уральском округе (многие отрасли такие же, как в Центральном округе, но также имеются предприятия, занимающиеся производством горно-шахтного оборудования и энергомашиностроением). В Северо-западном округе характерным является энергомашиностроение, судостроение и производство оборудования для лесной промышленности, в Южном округе - судостроение, производство оборудования для пищевой промышленности и сельскохозяйственное машиностроение, в Сибирском округе - авиакосмическая промышленность, производство железнодорожного транспорта и горно-шахтного оборудования, а в Дальневосточном округе - авиастроение и судостроение.

Проблемы комплекса

Каким бы ни было эффективным машиностроение в России, проблемы машиностроительного комплекса все же остаются актуальными. И все они вытекают из распада СССР и происходят из начала девяностых. Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе машиностроение было на невероятно высоком уровне, однако, когда СССР распался, весь машиностроительный комплекс просто развалился вместе с ним. Причина заключалась в том, что качество продукции очень заметно снизилось, поэтому все большая и большая доля машиностроительной продукции в России приходилась на импорт. А самое главное - развал Советского Союза нарушил кооперирование - различные элементы производственного процесса оказались в разных странах и не могли продолжать сотрудничество, из-за чего эффективность производства резко упала. На сегодняшний день, естественно, состояние комплекса значительно улучшилось - были построены новые заводы и предприятия, на них активно ведется производство, постоянно идет поиск более выгодных и эффективных производственных связей, так что проблемы комплекса уменьшаются с каждым днем.

Машиностроительный комплекс в школе

Однако данная статья - это не первое место, где человек должен узнавать про машиностроительный комплекс России. 9 класс школы - вот, где впервые детям рассказывают о том, как обстоят дела с машиностроением в стране. Сейчас проходят работы по реформированию образования. Естественно, это влияет на то, как дети познают машиностроительный комплекс. География (9 класс) - раньше каждый знал, что именно тогда на этом уроке можно будет узнать о машиностроении. Сейчас это уже не обязательный факт. Однако при этом ни на грамм не снизилась важность, которую составляет для страны местный машиностроительный комплекс. 9 класс школы не должен ограничивать учеников в получении данной информации. Но не все еще потеряно. К счастью, везде можно найти учебники, в которых до сих пор рассказывается про машиностроительный комплекс. Урок 9 класса сохранился на бумаге, и там вы можете узнать о том, насколько великим был машиностроительный комплекс в СССР, и как Россия постепенно возвращает былое величие в этой сфере деятельности. Но и в данной статье в деталях было описано абсолютно все, что вам необходимо знать о машиностроительном комплексе в России - а эта информация является обязательной для каждого человека, который хочет обладать нормальным кругозором и считаться образованным. Ведь Российская Федерация до сих пор остается одной из сильнейших держав во всем мире, несмотря на серьезный удар в виде распада СССР.