Сказка танины достижения. Урок по литературному чтению валентина осеева "танины достижения"

ЛЕКАРСТВО

СТОРОЖ

ОТОМСТИЛА

Катя подошла к своему столу и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе растеклись лужицы бурой воды.

– Алёшка! – закричала Катя. – Алёшка!.. – И, закрыв лицо руками, громко заплакала.

Алёша просунул в дверь круглую голову. Щёки и нос у него были перепачканы красками.

– Ничего я тебе не сделал! – быстро сказал он.

Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.

– Я тебе отомщу! – кричала со слезами Катя.

Алёша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.

– Заплакала!.. Из-за каких-то красок заплакала!

– Ты у меня тоже заплачешь! – кричала Катя. – Ещё как заплачешь!

– Это я-то заплачу? – Алёша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх.

– А ты сначала поймай меня!

Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алёша упал.

Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.

– Алёша! – кричала она. – Алёша!

Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на неё.

– Встань! Встань!

Но Алёша втянул голову в плечи и зажмурился.

– Не можешь? – кричала Катя, ощупывая Алёшины коленки. – Держись за меня. – Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги. – Больно тебе?

Алёша мотнул головой и вдруг заплакал.

– Что, не можешь стоять? – спросила Катя.

Алёша ещё громче заплакал и крепко прижался к сестре.

– Я никогда больше не буду трогать твои краски… никогда… никогда… не буду!

Что произошло между братом и сестрой?

Почему Катя передумала мстить брату?

Почему Алёша заплакал?


В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили – игрушек хватало на всех.

– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.

– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

Почему мальчику стало скучно?

Что надо делать с игрушками: играть в них или сторожить, никому не давая?



Расскажи, много ли у тебя игрушек. Как ты с ними играешь? Даёшь ли ты свои игрушки другим ребятам?


У маленькой девочки заболела мама. Пришёл доктор и видит – одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своём стульчике и командует:

– Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

– А куклу? Где моя кукла? – кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

– Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

Почему рассказ называется «Лекарство»?

Убираешь ли ты свои игрушки?

Как ещё ты помогаешь маме?


Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

– Ну, какие ваши достижения? – спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется всё то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

– Ну, какие ваши достижения?

– Таня мыла посуду и разбила чашку, – сказала бабушка.

– Гм… – сказал отец.

– Папа! – взмолилась Таня. – Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

– Хорошо! – засмеялся папа. – Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

Что такое достижения?

Назови свои достижения.

Для самостоятельного чтения дошкольникам подойдут короткие рассказы Валентины Александровны Осеевой. А ещё не умеющим читать ребятам их прочитают взрослые.

У Валентины Осеевой много интересных книг, в том числе коротких рассказов, рассчитанных на маленьких слушателей. Маленькие рассказы легче воспринимаются современными детьми. Они лучше запоминаются. Их можно пересказать. Короткие рассказы хороши для освоения разных приёмов работы с текстом.

Но приятнее всего посидеть рядом с мамой, читающей книжку.

Рассказы Валентины Осеевой

Чего нельзя, того нельзя

Один раз мама сказала папе:

И папа сразу заговорил шепотом.

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

Бабушка и внучка

Мама принесла Тане новую книгу.

Мама сказала:

– Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

– Садись, бабушка! - сказала Таня. – Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

– Вот какие умницы вы у меня!

Три сына

Было у матери три сына – три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей – трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

Танины достижения

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

– Ну, какие ваши достижения? – спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

– Ну, какие ваши достижения?

– Таня мыла посуду и разбила чашку, – сказала бабушка.

– Гм... – сказал отец.

– Папа! – взмолилась Таня. – Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

– Хорошо! – засмеялся папа. – Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

Кто всех глупее?

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой и сильный. Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня – хозяйка, трогать её нельзя. Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

– Чего же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

– Я не такая глупая, как ты, – отвечает Барбосу утка.

– Есть глупее меня, – говорит пёс и на Таню показывает.

Услыхала Таня.

– И глупее меня есть, – говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

Сторож

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили - игрушек хватало на всех.

– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.

– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

– Дели по одному, – строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

– Ровно? – спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

– Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку черного хлеба...

Регулярное чтение коротких рассказов подготавливает имеющих "клиповое" внимание дошколят к восприятию большего количества информации в школе.

Тема: В. Осеева «Танины достижения»

Цель : -познакомиться с произведением писательницы, пересказать подробно содержание произведения/эпизода свободно лил по готовому плану/ инсценирование; -читать вслух правильно,сознательно и выразительно; чтение по ролям;-писать творческие работы с помощью рисунков/аппликаций/фотографий(с помощью учителя)

Ресурсы: учебник,проектор,картины,цветная бумага,листы А-4,стикеры

Ход урока

I. Начало урока

1.Создание положительного эмоционального настроя урока

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Н. Борбат

2. Актуализация жизненного опыта.

Задание №1(К) -Ребята, покажите с помощью жестов и мимики,чем вы любите заниматься в свободное время,что у вас лучше всего получается. Назовите ассоциации к слову "Достижение"

II. Середина урока

Задание №1(К) - Ребята,сейчас познакомимся с творчеством В.Осеевой, просмотрим видеоролик. -Кто догадался по названию произведения,о чем или о ком будет рассказ?

(Д) Учитель читает вслух правильно и выразительно.

Задание №2(И)- Выберите незнакомые для понимания слова .

Задание №3(И)- Прочитаем рассказ по "цепочке" -Назовите героев рассказа.-Кого и за что наказал папа? Найдите в рассказе объяснение слову достижение

(К) Знакомство с понятием «образ, персонаж».

Задание №4 -А сейчас прочитаем по ролям .

Задание № 4(П )- Ребята,а сейчас проведем работу по парам. Возьмите интервью у одноклассников на тему "Мои достижения"парную работу . - Молодцы, вы успешно выполнили задание,а теперь,давайте,проведем физминутку

Физминутка

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Задание №5(Г) -Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Разыграйте этот эпизод по картинке

Задание №6(И) Творческая работа.-Ребята, у вас на столах есть бумаги,пожалуйста,каждый из вас сейчас выполнит такую работу,напишите список своих достижений,а кто может нарисуйте какие достижения у вас есть. "Я мою посуду..." "Помогаю братику выполнить домашнее задание..."А теперь поменяйте свои списки друг с другом о,оцените своих одноклассников с помощью смайликов. Отлично!

III. Конец урока

1.Итог урока

Персонаж это-....Персонаж встречается...в произведениях

2.Домашнее задание. Подобрать пословицы о труде, хороших,добрых делах

Рефлексия:

Достигли ли цели урока?

Какие затруднения возникли?

А сейчас я предлагаю оценить свои знания полученные на уроке (Цветок «Где Я?»)

Записывают на стикерах свои впечатления и наклеивают на соответствующий лепесток.

Марусина Елена
Конспект занятия «Продукты питания». Пересказ рассказа В. Осевой «Танины достижения»

Цель : расширять и активизировать лексический материал по теме.

Задачи :

Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по ролям;

Закреплять умение строить сложноподчиненные предложения;

Активизировать словарь по теме;

Учить детей отвечать полным предложением.

Оборудование : предметные картинки с изображением продуктов питания , частей суток, отделов магазина, мяч.

Ход занятия.

1. Игра «Части суток»

Беседа с детьми.

Назвать, как называется прием пищи утром? Днем? После тихого часа? Вечером?

Вспомнить, что едят на завтрак, обед,ужин?

2. Игра с мячом «Как готовим?» .

Дети должны подобрать правильный глагол к существительному; кишу-варим, блины- печем, котлеты- жарим.

варить - жарить - печь, солить - мариновать);

3. Д/и «В магазине» (по сюжетным картинам)

Чтобы купить котлеты я пойду… (в мясной отдел) .

Чтобы купить торт я пойду….(в кондитерский отдел) .

Чтобы купить молоко…Чтобы купить хлеб….Чтобы купить рыбу…Чтобы купить картофель….Чтобы купить колбасу…

4. Чтение рассказа В . Осеевой «Танины достижения »

4. Беседа по рассказу

Как звали девочку в рассказе ?

Что делал папа каждый вечер?

Как папа объяснил Тане, что такое достижения ?

Какая беда однажды приключилась с Таней?

Кого Таня обвинила в своем горе? Вы согласны с этим?

Как бы вы поступили в такой ситуации?

5. Физкультминутка

Правой рукою чищу картошку,

Мелко нарежу лук и морковку.

В горсть соберу, накрошу очень ловко,

Горсткой рукою горстку риса помою.

Сыплю в кастрюлю рис левой рукою,

Правой рукою возьму поварешку,

Перемешаю крупу и картошку .

Крышку возьму я левой рукою.

Плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит.

Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.

6. Повторное чтение рассказа .

7. Пересказ рассказа детьми по ролям .

8. Итог занятия

Какие достижения есть у вас ?

Публикации по теме:

Конспект занятия в подготовительной группе «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» Конспект в подготовительной группе пересказ К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта. Цель: Связная речь:.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Продукты питания» Цель: дать детям понятие, какие продукты питания нужны человеку, стимулировать позновательно-речевую ативность детей на занятии. Задачи:.

Конспект открытого занятия по лексической теме «Продукты питания» Цель: формирование лексико-грамматических категорий. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Активизировать предметный словарь по теме «Продукты.

Конспект занятия «Продукты питания. Работа повара» Тема: «Продукты питания. Работа повара» Цель: познакомить детей с продуктами питания (молочными, мучными, мясными, рыбными, их значением.

Конспект занятия «Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)» Цель: формирование навыков пересказа короткого текста с использованием фланелеграфа с картинками. Основные задачи: - развивать творческую.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе с использованием ИКТ «Профессия повар. Продукты питания» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе с использованием ИКТТема: Профессия повар. Продукты питания. Программные задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Продукты питания» © Журнал для работников образования «Метод-сборник», www.metod-sbornik.ru, E-mail: [email protected] НОД по развитию речи Тема «Продукты.

Все кроме меня после окончания курсов сделали правильный выбор - они пошли работать на частные компании. Я же решила устроиться ближе к дому, чтобы присматривать за детьми. Моя старшая дочь к этому времени вышла замуж и не жила с нами.

Устроившись работать в районный детский сад, я очень скоро поняла, что нас такой бухгалтерии не учили на курсах. Учёт, учёт и ещё раз учёт, остатки продуктов в холодильнике должны быть подсчитаны в граммах. Детский садик огромный, образцово показательный, я одна, а зарплата очень скромная.


На работе я судорожно пыталась понять, как это всё устроено, и блефовала перед заведующей - делала вид, что у меня всё под контролем. А дома до поздней ночи что-то считала и считала.

За этими титаническими усилиями по выживанию я не заметила, что мои дети стали прогуливать школу и не только.
Этот период их жизни пусть они сами опишут в своих воспоминаниях. Можно только сказать, были слёзы и страх за их будущее.

Посмотрев на нездоровый блеск в моих глазах и моё утомлённое тело, наша соседка Рита предложила мне другую работу. Её знакомая, Белла, открывала маленький магазин по продаже компакт дисков в кинотеатре «Ударник».

Белла по образованию была музыкант, но долгое время заведовала Домом грампластинок на ул. 26 Бакинских комиссаров, у неё были связи и по долгу службы и просто потому, что она была яркой личностью. Очень подходящее для нее прозвище - « Ангел на помеле». Люди одновременно тянулись к ней и старались быть подальше от нее.

В магазине мы работали втроём: Рита в маленьком зальчике продавала нелицензионные КД, а мы с Беллой сидели в крошечной комнатке позади. КД продавались на ура, была только одна забота - вовремя пополнять полки.

Для Беллы главное были не деньги, ей нравилось организовывать и она любила общаться. Курила она очень много и любила хорошего качества вино, которое покупалось каждый день с утра. Комнатка не проветривалась, и мы целый день сидели в табачном дыму.

Беллиными знакомыми были поставщики дисков и любители дисков, эстрадные певцы, желающие продать свои диски, и просто друзья. Все обязательно подолгу сидели в комнатушке. Я сидела с Белой за одним длинным столом, присматривалась и прислушивалась.

Молодые люди, поставщики и любители, приезжали на мерседесах и с телохранителями. Почему-то было много физиков, которые торговали металлами.

Очень часто приходил за дисками и поговорить первый переводчик лучших тогдашних голливудских фильмов. Когда он пришёл первый раз, я узнала его по голосу. Уникальный переводчик, с бесстрастным никогда не актёрствующим голосом за кадром.

Как-то эстрадный певец, имя которого я забыла, влетел в нашу комнатку, ему срочно нужен был кэш - он перепродавал самолёт. Бела открыла сейф и тут-же выдала деньги.

Пока мы занимались своим делом, шла война за подвал «Ударника». Под кинотеатром был просторный подвал, в котором находился кафетерий. Там переодически происходили разборки с перестрелками, два раза с летальным исходом. В такие моменты нам приходилось закрывать магазин.

Мой муж, настрадавшись и пронесшись через Анголу, Намибию и Южную Африку, нашёл наконец работу в Свазиленде. Он вызвал нас к себе, мне как раз к этому времени удалось получить заработанные им в Анголе деньги. Это было 6000 долларов, на большую часть этих денег мы купили три билета до Свазиленда. И в августе 93-его мы прибыли в город Манзини, а уже через четыре месяца отправились на машине в сказочное путешествие в Кейп Таун. Дочери было 13 лет, сыну 17.