Проблема гармонизации развития личности в психолого-педагогической литературе. Что означает гармоничное развитие личности

Этапы развития личности – одна из самых интересных и популярных тем. Это связано с желанием личности узнать что-то сокровенное о себе и стать кем-то еще более продвинутым. Когда мы читаем об этапах развития, мы определяем свое место в этой жизни, и смотрим на близлежащую перспективу.

Это может быть промежуточная ступень, между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся...

Правила внутренние или в отношении к самому себе разделяются на правила образования нравственного и правила образования телесного. Задачей первых есть: развить волю, умственные способности (обдуманность и деятельность). Воля бывает на различных ступенях развития, смотря по тому, над какой частью человека она преобладает.

Три главные момента ее владычества суть: преобладание над телом, преобладание над чувствами и над разумом. В каждый момент ее преобладания она сливается в одно с той частью...

Этапы развития личности человека.
Развитие человека продолжается уже не одну тысячу лет, и нет никаких оснований считать современного человека более интеллектуальным, чем были его далекие предки. То есть физиологически мозг человека за последние несколько тысяч лет сложнее не стал.

И в то же время несомненен успех человеческой цивилизации в общественной организации, что привело к созданию общественных структур обще планетарного масштаба.

Объединение людей в коллектив, процесс достаточно...

Приведем только один классический пример использования этой возможности – генетическую "классификацию личностей", предложенную еще в 1920 г. А.Ф.Лазурским12. Наполненная богатейшим эмпирическим материалом, эта классификация содержит четкие принципы разделения индивидуальных типов и групп людей, а также критерии, оценки уровней их личностного развития.

Таких критериев существует четыре. В них сочетаются признаки развития познавательной и мотивационной сфер человека, их многоплановости и...

Рассмотрим выделенные Эриксоном психосоциальные стадии развития личности, стадии жизни.

1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия - от рождения до конца первого года - соответствует оральной стадии, по Фрейду.

В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы - способность...

Личностным здоровьем называют состояние личности, при котором осуществляется её устойчивый рост.

Нужда человека в самоактуализации характеризует...

Созревание человека, как личности зависит от внешних и внутренних условий. Внутренние условия развития личности – это личностное здоровье, являющееся залогом пассивного роста, а также потребность человека в самоактуализации, влияющая главным образом на активный личностный рост.

Давайте рассмотрим подробнее, каждое из вышеперечисленных условий:

Личностным здоровьем называют состояние личности, при котором осуществляется её устойчивый рост.

Нужда человека в самоактуализации характеризует...

Все ищут хороших отношений. И если мы готовы показать пример дружелюбия, взаимоуважения и любви, все примут нашу философию и купят наш товар.

И основа хороших отношений - это благодарность. Есть взаимоблагодарность - есть отношения, нет взаимоблагодарности - это уже начало войны...

Причем, если благодарность испытывается к человеку за его хороший поступок по отношению к нам, это не культурная благодарность, а животно-рефлексорная. Настоящая благодарность - это благодарность за беспокойства...

1

В статье рассматриваются теоретические основания концепции гармоничного развития личности. Понятие «гармония» характеризует предельное состояние отношений: природное – культурное (социальное); объективное – субъективное; социальное – индивидуальное. Проблема гармонизации в плане отношения «природного – социального» состоит в том, что возможны неблагоприятные для социализации сочетания врожденных свойств психодинамики. В отношении «объективное – субъективное» одна из важнейших проблем – теоретическое осмысление творческого потенциала формирующейся личности. В аспекте отношения «социальное – индивидуальное» гармоничное развитие предполагает достижение единства внешней стимуляции и внутренней мотивации. Понятие «гармоничное развитие личности» реализуется в представлениях о целях воспитания и стратегиях индивидуального развития. Существуют три основных варианта понимания ценности гармоничного развития: «успех», «общественная польза», «самореализация». Возможность и условия реализации гармоничного состояния определены характером связей природных и социальных свойств индивида. В статье формулируются методологические принципы гармонизирующей стратегии воспитания. В их числе: самоценность гармоничного развития, опора на психодинамические свойства индивида и его включенность в процесс становления собственной индивидуальности.

индивидуальность

субъектность

самореализация

гармоничное развитие

1. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности / В.Н. Колесников. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996. - 224 с.

2. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): пер. с нем. / К. Лоренц. - М.: Прогресс,Универс, 1994. - 269 с.

3. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

4. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

5. Нескрябина, О. Ф. Индивидуальность: на границе Реального и Идеального / О. Ф. Нескрябина. - Красноярск: СибЮИ, 2001. - 160 с.

6. Русалов, В. М. Вклад биологической теории индивидуальности в решение проблемы социального и биологического в человеке / В. М. Русалов // Биология в познании человека. - М.: Наука, 1990. - С. 109-125.

«Гармония» относится к числу наиболее общих понятий, в которых издревле выражалось представление людей об устройстве мира и месте в нем человека. Идеал гармоничного развития глубоко укоренен в европейской культуре и демонстрирует многообразие форм - от античной калокагатии до российского образа интеллигентного человека. «Гармония» соединяет идею рационально устроенного мира с высшей способностью человека - способностью эстетического переживания. Объяснение красоты через категорию гармонии в антропологическом измерении отображает суть отношений чувств и разума человека. В самом общем значении гармония может быть представлена двумя основными вариантами состояний - согласованностью частей и их компенсаторностью. Дисгармония фиксирует состояние несоразмерности и декомпенсации.

Переходя с уровня «микрокосм - макрокосм» на бытийный уровень «человек - общество» гармония преобразуется в предельное состояние отношений: природного - культурного (социального); объективного - субъективного; социального - индивидуального. «Предельное состояние» означает, что в данных отношениях чаще реализуется проблемное противоречивое единство, а гармония существует как вектор возможных и желательных изменений.

В пространстве ценностных измерений «гармония» предстает в виде целей воспитания и выборе стратегий личностного развития. В современном мире меняется представление о целях и средствах гармоничного развития. Данные изменения, на наш взгляд, нуждаются в осмыслении.

В статье предпринята попытка рассмотреть проблему гармоничного развития в единстве методологического и аксиологического аспектов. Ставится задача выявить основные смыслы гармоничного развития, определить, в какие педагогические стратегии должно воплотиться знание о возможностях достижения гармонии личности.

Идеал гармоничного развития выражает гуманистическую систему ценностей. В рамках данной культурной матрицы смысл идеи гармоничного развития относительно постоянен в разные исторические периоды и подразумевает внутреннюю и внешнюю устойчивость, ясность, «симметрию»; соразмерность мира человека миру внешнему. Большей семантической определенности на этом уровне абстракции достичь не удается, о чем, в частности, свидетельствует опыт осмысления категории гармонии в теории эстетики. Обычно гармоничное развитие подразумевает всесторонность, т.е. развитие всех основных - физических, нравственных, интеллектуальных, эстетических - способностей личности. Судя по размешенным в интернете материалам и практическим предложениям, данное представление является господствующим в профессиональной среде педагогов-психологов.

В разных культурных контекстах идеалу гармоничного развития придавались своеобразные оттенки смысла в зависимости от ценностных оснований стремления к гармонии. Отчего, в свою очередь, зависит выбор конкретных целей и средств формирования гармоничной личности.

Логически возможны и фактически реализуются три основных варианта ценности гармоничного развития. Назовем эти ценности «успех», «общественная польза», «самореализация».

Первый вариант по сути своей прагматичен, т.к. гармоничное развитие представляется важной составляющей жизненного успеха. С позиции такого понимания актуальность проблемы гармоничного развития обусловлена ростом общественной потребности в конкурентоспособных личностях, поскольку динамичный и сложный мир предъявляет высокие требования к социальной адаптации индивида. Конкретные развивающие стратегии в этом случае строятся в зависимости от представлений субъектов воспитательного процесса о характере социального «заказа» и от амбиций «заказчиков», коими являются родители и воспитатели. Существует опасность, что данная идеология может породить завышенные притязания и обернуться перенапряжением физических и психических сил воспитуемого, что важно понимать, поскольку в современном российском обществе вариант «успех» пользуется особой популярностью.

Второй вариант: гармоничное развитие подчинено цели более «высокой», чем индивидуальное благополучие. Этой целью выступает общественное благо. В данном случае существует опасность невнимания к индивидуальным различиям при определении конкретных целей и методов воспитания. Данная концепция гармоничного развития исторически и логически связана с парадигмой социологизма. Последняя предполагает, что единая система воспитательных воздействий должна давать одинаковые результаты. И наоборот, общая конечная цель воспитания реализуема через единую педагогическую систему.

Третий вариант представляет собой воплощение идеи самореализации личности. В этом случае гармоничность понимается как максимально возможная реализация индивидуальных задатков. Данное представление смыкается с понятием о самоактуализации А. Маслоу . Оно реализуется в определении и осуществлении индивидуализирующего подхода к формированию личности.

Данная версия гармоничного развития в идеале является предпочтительной, однако и она имеет внутренние ограничения. Рассмотрим одно из них. Концепция самоактуализации, как известно, имеет практическое воплощение в субъектцентрированной педагогике и психотерапии. Ее важнейшим принципом является создание условий для формирования поведения, свободного от гнета внешних требований, ограничивающих творческие устремления личности. Данная ценностная установка, на наш взгляд, исходит из предположения, что в природе человека заложено естественное стремление к самореализации, которое не требует развития навыков подчинения своим собственным волениям. Другими словами, самореализация не требует развития способности к самоконтролю. Однако это предположение вряд ли обоснованно.

Гармония внутренних устремлений и внешних социальных требований не является предустановленной, но она есть необходимое условие для самореализации личности в социальной среде. В индивиде изначально нет мотивации на самоконтроль, на сдерживание своих телесных импульсов, биологических мотиваций, эмоций. К. Лоренц обосновал данный вывод в отношении агрессивного поведения человека . Самоограничение первоначально возникает в результате подкрепления мотивации одобрения со стороны старших - первый уровень развития морального суждения по Кольбергу. Прежде чем научиться самодисциплине и самоконтролю, индивид должен постичь науку подчинения внешним требованиям. Если нет этого умения, то и способность к самоконтролю оказывается несформированной.

Рассмотренные подходы к гармонизации личности могут вполне продуктивно сосуществовать. Но при условии, что отношения между разными педагогическими стратегиями будут осознаны. Если же процесс протекает стихийно, без должной рефлексии, то это может привести к непоследовательности и к тому, что из разных стратегий будут взяты не сильные, а их слабые стороны.

Положительным свойством варианта «самореализация» является установка на самоценность гармоничного развития, его субъектную значимость. Что отличает его от прагматичного подхода, в соответствии с которым детская игра, или какая-либо другая деятельность, рассматривается преимущественно в качестве средства формирования полезных социальных навыков. Ранний возраст - не просто база для дальнейшего роста способностей и характера. Детство есть, прежде всего, время жизни, время, которое человек помнит и считает своим самым ценным достоянием.

Стратегия самореализации утверждает субъектность как участие в создании собственной индивидуальности. Можно думать, что с момента своего появления мышление обладает таким качеством, как креативность. Она выражается не только в детском творчестве: языковом, изобразительном или игровом. Креативность проявляется в решении поведенческих задач, результаты которых, закрепляясь в привычках, создают неповторимый рисунок человеческой индивидуальности.

Разнородность влияний и требований внешней среды является стимулом когнитивной активности. В условиях противоречивых установок ребенок нередко вынужден решать поведенческие задачи. В процессе таких решений развиваются мыслительные способности, вырабатываются навыки саморегуляции, формируются черты характера. Однако конкретные механизмы данных процессов ускользают от анализа.

В современной науке утвердилось представление о человеческой индивидуальности как органической системе, что означает неоднозначность уровневых связей и относительную самостоятельность элементов . В методологическом плане онтология органической системы выражается в вероятностном характере прогнозов относительно личностного развития, сделанных на основе знания о природных задатках индивида. Эти принципиальные положения, однако, еще не вполне конкретизированы.

Важнейшей проблемой современного психологического знания продолжает оставаться характер связей психодинамических свойств и личностных качеств индивида. Психодинамика или темперамент считается ответственной за стилевые, т.е. формальные характеристики поведения. При этом далеко не всегда понятно, как сказываются эти характеристики на содержательной стороне поведения и на формировании характера или личности. (В данном контексте понятия «характер» и «личность» синонимичны).

Остается нерешенным вопрос о связи нейродинамических свойств и темперамента. В учении о темпераменте признается практически бесспорным, что темперамент является наследуемой характеристикой психики. Однако по определению темперамент проявляется во внешних чертах поведения человека, следовательно, в становлении темперамента значительную роль может играть научение, поскольку темперамент не сводится к простым рефлекторным формам реагирования. Механизм связи генотипа и фенотипа для свойств темперамента, видимо, до конца еще не ясен.

О недостаточности наших представлений, касающихся свойств темперамента и их системных отношений, косвенно свидетельствует различие списка черт детского и взрослого темпераментов, а главное - отсутствие обоснования данных различий. Еще не так давно господствовало мнение о том, что не бывает плохих и хороших темпераментов. Согласно этой схеме каждый тип темперамента обладает «положительными» и «отрицательными» свойствами, обеспечивая преимущества в каких-то определенных типах психической активности. Например, считалось, что слабая психическая выносливость положительно коррелирует с повышенной сенситивностью и тем самым компенсируется. Таким образом, природе человека приписывалась некая «предустановленная гармония».

Сегодня можно считать установленным, что связи внутри системы свойств темперамента неоднозначны и, следовательно, возможны разные их сочетания. Поэтому существует вероятность соединения у одного индивида свойств, неблагоприятных с точки зрения социальной адаптации. Более или менее благоприятными могут быть как психические, так и соматические индивидуальные данные. Соотношение нейродинамики и психодинамики, с одной стороны, и психодинамики (темперамента) и личности - с другой... имеет прямое отношение к выявлению возможностей и определению способов индивидуальной стратегии гармоничного развития.

Достижение гармонии в системе «темперамент - личность» является психолого-педагогической проблемой. Для ее решения необходимо создание оптимальных условий для развития желательных физических и психодинамических качеств и коррекции и компенсации качеств неблагоприятных. При этом следует исходить из той предпосылки, что полная компенсация далеко не всегда возможна, а это значит, что люди имеют разные стартовые условия для осуществления своих индивидуальных и социальных целей. В ценностном аспекте данная ситуация оборачивается проблемой применения единых норм и требований к индивидам с разными врожденными свойствами.

В качестве выводов из предшествующего анализа сформулируем методологические основания, на которые должна, по мнению авторов, опираться концепция гармоничного развития личности. Они в основном могут быть сведены к следующим положениям:

Во-первых, теория гармонизации опирается на принцип соответствия воспитательных воздействий природным индивидуальным задаткам ребенка. Гармонизация в качестве психологической стратегии должна присутствовать уже на ранних этапах жизнедеятельности, поскольку индивидуальные задатки начинают проявляться в раннем онтогенезе.

Во-вторых, принцип гармонического развития предполагает выработку индивидуальной стратегии воспитания, учитывающей не только эффективность, но и психологическую цену полученных результатов.

В-третьих, принцип гармонизации требует при определении педагогической стратегии учета особенностей и результатов саморазвития ребенка.

Стремление к гармонии природного и культурного в осуществлении воспитательного процесса - одна из основных тенденций развития современной психологии и педагогики. Но самое главное, что в системе факторов гармоничного развития присутствует активность самой личности, и этому реальному обстоятельству требуется адекватное теоретическое признание.

Рецензенты:

Кудашов В.И., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Любимова Н.Н., Нескрябина О.Ф. ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11735 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Вырастить ребенка непростая задача. А воспитать гармоничную личность — главная цель многих мам и пап. Вот только четкого рецепта для этого нет. Каждый ребенок это личность и требует индивидуального подхода к воспитанию.

В последние десятилетие, все больше родителей задумываются об интеллектуальном развитие своих детей. Популярность различных методик раннего развития растет. Все чаще малыши в 2-3 года умеют читать и считать, чуть старше свободно пользоваться смартфоном или планшетом, говорить на 2-х языках. Занимаясь интеллектуальным развитием не стоит забывать и о духовном. Походы в театры, на выставки и просто семейные прогулки в парке окажут не меньшее воспитательное действие на ребенка.

Личность определяется различными качествами, мыслями, эмоциями, чувствами и убеждениями. Не стоит пренебрегать ни одной из этих составляющих. Развитие интеллекта — это самое простое, достаточно следовать определенной методике, а вот воспитание гармоничной личности — сложный процесс.

Порой мы сами, взрослые, не гармоничны. Мы часто нервничаем и переживает, жалуемся и раздражаемся. Поэтому гармоничное развитие ребенка нужно начинать с себя. Влияние родителей на детей является одним из самых мощных. То как общаются в семье, а так же члены семьи с окружающими, определяет каким будет социальное взаимодействие ребенка во взрослой жизни. Дети бессознательно копируют близких им взрослых.

Мама это самый близкий человек для ребенка. Именно ей предстоит научить ребенка понимать свои эмоции. Научить маленького человека определять радость, злость, счастье, тревогу, страх, волнение. Чаще обсуждайте с ребенком свои эмоции, играйте в ролевые игры и скоро малыш начнет понимать свои.

Развить уверенность в себе ребенку поможет уверенное поведение родителей. Взрослые бывают либо слишком строги, либо пытаются излишне контролировать ребенка. Оба этих варианта в поведении родителей неправильны — дети быстро начинают понимать, что они ничего не могут сами, не зачем даже пытаться. У таких родителей вырастают безвольные дети, часто попадающие под плохое влияние.

Для того, что бы развить уверенность в себе, предоставляйте ребенку выбор, когда это возможно. Говорите ему, что вы в него верите и у него все получится, давайте не сложные задания, с которыми он может справиться без вашей помощи. Когда малыш станет уверенней, усложняйте задачу (пусть выбирает уже не из двух, а из трех четырех вещей и т.д.).

Для развития полноценной личности необходима психологическая грамотность. Сейчас существует множество книг про воспитание детей. Но написанное в них необходимо не только знать, но и применять на практике. А так же выбрать одну стратегию и придерживаться её.

Прочитайте книгу . С её помощью вы сможете достичь гармонии в своей жизни, а так же в семье.

Одна из главных задач родителей — объединить и связать все составляющие и добиться гармоничного развития личности. Маленький ребенок следует за нами, он впитывает как губка всю окружающую информацию и копирует наше поведение. По началу мы выбираем книги и мультфильмы для своего ребенка, лепим и рисуем с ним, выбираем секции и кружки. Но очень скоро наступит момент, когда ребенок сможет сам определить, что его больше привлекает и выбрать свой путь. Не мешайте ему в этом. Пусть он достигнет гармонии в своем собственном понимании.

Коренная реформа образования и воспитания - важное направление государственной политики. Повышение уровня образования и воспитания является основной задачей педагогов, так как умственное развитие и развитие личности влияют на уровень культуры, мировоззрение и интеллект человека. С первых шагов по пути независимости придается большое значение возрождению и дальнейшему развитию духовности, совершенствованию системы национального образования, укреплению его национальной основы, повышению их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени, т. к. по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальные ценности, повышать национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе.

Главной целью и движущей силой реализуемых преобразований является человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. Важным условием развития является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий. Мы ставим перед собой цель - создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, в полной мере отвечающими требованиям XXI века .

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia - согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой. Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее. Встает вопрос: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека? Психолог С. Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Известный философ В. П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность. Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же, однако, проявляется это влияние? Укажем на несколько положений .

Первое. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные опыты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали, что обезьяна развивается только по «биологической программе» и не в состоянии усваивать речь, навыки прямохождения, труда, нормы и правила поведения. Ее развитие ограничено биологическими возможностями, и за пределы этих возможностей она выйти не может.

Ребенок же, наряду с биологическим созреванием, оказывается в состоянии овладевать многим из того, что биологически в нем не «запрограммировано»: прямой походкой, речью, трудовыми навыками, правилами поведения, т. е. всем тем, что в конечном итоге делает его личностью. Второе. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т. д. Третье. Не меньшее значение имеет также то, что биологически человек имеет весьма большие возможности к развитию, что свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12 %.

Наконец, четвертое. Нельзя не учитывать, что биологическое может проявляться в развитии личности самым неожиданным образом. Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания .

Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как существенный фактор развития и формирования личности. Однако, признавая роль этих трех факторов - среды, биологических задатков (наследственности) и воспитания - в развитии человека, существенно важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы.

Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Более того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в состоянии обеспечить решение тех сложнейших задач, которые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни.

Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание. То же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы эти задатки проявились, нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности.

Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И. М. Сеченов писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова, и только 1/1000 зависит от индивидуальности». Все это позволяет сделать важнейший вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека, и формируются его личностные качества .

Важность данного понятия заключается в том, что воспитание обществом гармонично развитой личности, привитие ей общественных норм, правил, ценностей, обычаев и традиций является важным фактором развития гармоничного общества в целом. Гармонично развитая личность (в широком понимании этого термина) есть один из краеугольных камней мировоззрения человека. Он может послужить своеобразным базисом, над которым с течением времени надстраиваются прочие моральные принципы человека, определяющие его взаимоотношения с окружающими его людьми, и именно поэтому правильный выбор в данном случае чрезвычайно важен.

В психологии трактовка понятия «личность» неоднозначна. Так, Э. В. Ильенков считал, что для того, чтобы понять, что такое личность, надо исследовать организацию «совокупности человеческих отношений», их «социально-исторический, а не естественно-природный характер». О взаимоотношении общества и личности, о самостоятельности последней высказывался выдающийся русский педагог и мыслитель К. Д. Ушинский: «Правильно развитый человек и именно будет находиться в таком истинном отношении к обществу: он не утратит в нем своей самостоятельности, но и не оторвется от него своей самостоятельностью. Аристотель очень метко говорил, что человек, не нуждающийся в обществе людей, - не человек, он или животное, или бог. К этому, однако же, следовало бы прибавить, что человек, не выносящий в обществе своей самостоятельности, равняется нулю, стоящему с левой стороны цифр, а человек, не признающий в обществе ничего, кроме своей собственной мысли, желает один быть единицей, с тем, чтобы все другие оставались нулями, с правой стороны единицы. Дело же воспитания в этом отношении состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества... Общество есть соединение самостоятельных личностей, в котором по принципу разделения труда сила общества увеличивается силой каждого и сила каждого силой общества» .

Воспитание современной молодежи должно быть ориентировано на формирование в их сознании стремления к самосовершенствованию, к определенной жизненной цели. В выборе жизненного пути ведущую роль играет мировоззрение. Под мировоззрением понимают систему взглядов человека на общество, природу и самого себя. Мировоззрение формируется в процессе практической деятельности и познания. Само собой разумеется, что при так называемых начетнических знаниях, то есть основанных на механическом, некритическом усвоении, у человека не вырабатывается научное мировоззрение, и знания остаются мертвым грузом. Когда же человек старается понять жизнь, осмыслить ее, тогда практический опыт и теоретические знания служат в качестве кирпичиков при построении научного мировоззрения.

Мировоззрение, представляет собой обобщенную систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде. Мировоззрение личности, являясь обобщением знаний, опыта и эмоциональных оценок, определяет “идейную направленность всей ее жизни и деятельности. Известно, что индивид сначала чувственно познает мир, затем на основе приобретенных знаний формируется индивидуальное мировоззрение (сознание мира), на основе которого формируется сознание самого себя. Все приобретенные знания о мире объединяется и формируется целое мировоззрение.

Расширение научного мировоззрения студентов влияет на развитие личности, что дает положительные педагогические результаты, а усвоение будущими специалистами общечеловеческих ценностей в процессе формирования у них научного мировоззрения служат основой формирования духовности.

Итак, формирование гармонично развитой, самостоятельно мыслящей свободной личности - это основная цель воспитания в современном демократическом обществе. Какими бы моральными нормами, правилами и установками государство и общество не влияло на индивидуум, т. е. на социальную единицу - личность, истина заложена лишь в внутри ее самой. Только от выбора самой личности зависит выбор ее пути, ее гармония с окружающим миром, ее созидательная роль и полезность обществу.

Формирование гармонично развитой личности.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

Неизменный факт в нашем изменяющемся обществе то, что музыкальное развитие детей в системе дополнительного образования является центром, ядром созидания и воспитания личности будущего, она служила и будет служить для того, чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание личности.

Среди исследователей феномена творчества существуют две точки зрения: одни полагают, что обучить творчеству невозможно, другие утверждают, что творчеству можно научиться. Профессор В.Г.Максимов придерживается взгляда, что обучить творчеству невозможно, но это вовсе не значит, что не нужно содействовать его формированию и развитию. Он утверждает, что без определенных задатков педагога невозможно ожидать от него творческого подхода к профессии. Должны присутствовать такие качества, как любовь к детям и к своему делу, высокая нравственная и эстетическая культура, искусство владения словом, особая чуткость и внимание к миру детских переживаний чувств. Эти качества составляют ядро личности педагога-мастера, которое делает человека личностью и профессионалом.
Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов - раскрыть эти способности, развить их. Однако "разбудить" способности ребенка - не значит открыть какой-то клапан и дать простор природе человека. Способности формируются постепенно в процессе активной деятельности на занятиях музыкального воспитания. В ее обеспечении велико значение целенаправленной системы педагогических воздействий, достаточно гибких, тонко учитывающих особенности детей. Творческие задатки обучающегося проявляются в его инициативности, активности и самостоятельности.

Творчество предполагает стойкий познавательный интерес к музыке. Развивать это качество необходимо в рамках занятий, используя систему специальных заданий, причем особое внимание должно уделяться умению обучающегося высказывать свою точку зрения, находить объяснения к прослушиваемым музыкальным произведениям и формировать таким образом личностное отношение к содержанию музыки. Такой процесс сугубо индивидуален, как и само творчество.

Творческий процесс в широком смысле слова - это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей.

Как же научить ребенка мыслить творчески? Давайте прислушаемся к советам В.А.Сухомлинского. "Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на занятиях о предмете изучения все, что вы знаете, под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал". "...Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание, прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка".

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В связи с этим повышается роль музыкального воспитания как условие для формирования творческой, гармонически развитой личности.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка отводится семье. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача педагога – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Это посещение театров концертов, коллективный просмотр музыкальных телепередач, празднование «Дней рождений» и других семейных праздников, на которых звучала бы музыка. Это позволит развить интерес к музыке, ее лучшее понимание и восприятие. Многие дети переживают информационную ненасыщенность. Им хочется много знать, всё интересно, они желают активно участвовать во всем. Это значит – желают проявить себя. Такая позиция формирует трудоспособность. А для этого следует педагогу и родителям создавать условия, констатировать результаты, стимулировать участие.

Главное в воспитании гармонически развитой личности – создание условий для саморазвития человека.

1. Интерес к самому себе.

Ребенок должен научиться ставить себе вопросы и отвечать на них. Он должен научиться любить себя в хорошем смысле слова: кто я? Какой я? Чего хочу? Что могу? Что для этого я умею? Что необходимо для того, чтобы этого достичь? Пробудить интерес к постановке этих вопросов к самому себе, не испытывая при этом вины и страха, боязни и неуверенности, могут и должны воспитательные мероприятия.

2. Самопризнание себя как личности.

Задача педагога – помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ему, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приведет любого ребенка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.

3. Управление самим собой.

Управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказам. Управлять самим собой – это еще и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Это способствует воспитанию воли, характера.

4. Уважение чужого мнения.

Через воспитательные мероприятия формировать культуру общения, развивать коммуникативные умения. Учиться формировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый имеет право на ошибку. Воспитывать терпимое отношение к разным людям, вещам и взглядам. Помочь детям преодолевать трудности общения.

5. Эмоциональная устойчивость.

Развивать положительные эмоции и управлять отрицательными эмоциями. Учить вызывать одни и избавляться от других.

Вызывать:

Умение прощать;

Не таить в себе обиду;

Не растить в себе желание отомстить, наказать.

Важное умение – это умение управлять своим страхом. Научиться создавать вокруг себя ситуации, способствующие возникновению определенных эмоций.

6. Мотивация действий и поступков.

Отношение ребенка к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Стимулом проявления положительной мотивации являются индивидуальные мотивы:

Заинтересованность;

Далеко идущие перспективы;

Вера в собственные силы;

Положительные эмоции.

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является музыка. Возможности его заложены в специфике музыки, которая отражает действительность в звуковых образах и воплощает в себе творчество композитора, слушателя, исполнителя, и, обладая исключительной эмоциональной насыщенностью, оказывает сильное воздействие на человека, глубоко проникает в тонкие душевные пласты его личности. В процессе активного, созидательного освоения музыкального искусства раскрывается творческий потенциал ребенка. В психологии выделяют две формы творчества детей - воспроизводящее творчество и творчество изобретательное. Следует отметить, что такое деление условно, ибо в искусстве творческом является не только сочинение, но и исполнительство, и восприятие. Поэтому важно понимание творчества как неотъемлемой части любой музыкальной деятельности учащихся на занятии.

Для развития творческого потенциала учащихся в процессе музыкального воспитания и формирования гармонически развитой личности, необходимо поддерживать стойкий, познавательный интерес к музыке.