Портал образования. Консультация для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников Театральная деятельность детей с нарушениями речи

Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников

Подготовила:

Жукова М. А.

педагог-психолог

Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик.

В психологии, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

Особая роль в создании положительного эмоционального фона принадлежит специально организованной театральной деятельности. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Специально организованную театрализованную деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методов и методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме.

Основные функции специально организованной театрализованной деятельности:

Катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

Регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

Коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Методы, входящие в специально организованную театрализованную деятельность: сказкотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, игротерапия, арт – терапия и др.

Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления, развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия (В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова). Как писал Б. М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Принципы коррекционной работы с детьми, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)

Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы.

1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.

2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:

Театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

Детского и взрослого искусств;

Театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;

Ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;

Специально организованной и самостоятельной деятельности.

5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

Ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;

Побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;

Самостоятельный поиск решения творческих задач.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

Игры в кукольный театр;

Игры - драматизации;

Игры - представления (спектакли) .

Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль - та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Творческая игра - драматизация является условием, в котором развивается коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков, формируется умение показать своё отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а так же формирование чувств партнера, то есть умение действовать совместно с другими детьми.

Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности :

Искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка;

Под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т. е. негативные чувства превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию (Л. С. Выготский)

Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

Снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;

Раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

Развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);

Преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

Включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.

Применение специально организованной театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1.Театрализованная деятельность способствует развитию:

Психофизических способностей (мимики, пантомимики);

Психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

Речи (монолог, диалог);

Творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2.Специально организованная театрализованная деятельность, являясь совокупностью коррекционных методов и методик, повышает эффективность коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников и может быть использована в деятельности всех педагогов ДОУ.


Шарикова Марина Константиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Г.о. Балашиха "Детский сад комбинированного вида №54 "Чиполлино"
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 21.01.2017
Раздел: дошкольное образование

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрализованная деятельность. Главной целью театрализованной деятельности является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Кроме того развиваются познавательные способности, произвольная регуляция деятельности, эмоционально - личностная сфера. Развиваются эстетические способности. Возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, у детей появляется мотив быть, как настоящие актеры – интересными, запоминающимися в своей роли, понятными. Они включаются в работу: они с удовольствием занимаются над коррекцией речи с логопедом, над своей ролью с воспитателем, пение и танец отрабатывают с музыкальным руководителем. Однако, неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности при ориентировке в пространстве, недостаточная скоординированность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности, нечёткая дифференцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, недостаточность фон етико- фон ематического восп риятия, н е с ф о р м и р о в а н н о с т ь целенаправленной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, свойственные детям с общим недоразвитием речи (ОНР), в различной степени влияют на их игровую деятельность. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; де т я м с п о в ы ш е н н о й в о з буд и м о с т ь ю н е х в ат а е т в н и м а н и я, сосредоточенности. Все эти факторы необходимо учитывать при организации игр для детей с ОНР. (Общее недоразвитие речи - различные сложные
речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)). Игра является основной деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Д л я д е т е й с о б щ и м н е д о р а з в и т и е м р е ч и, о б у ч а ю щ и х с я в специализированных группах, игровая деятельность сохраняет своё значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Особая роль уделяется игровым упражнениям на сочетание слова и движения. Это игры со словами и движениями, подвижные музыкальные игры, диалогические игры с жестикуляцией. Театрализованная сюжетно – тематическая форма игр давала возможность детям почувствовать себя уверенно и свободно, способствовала развитию двигательных навыков, речевой моторики, темпа и ритма речи, слухового внимания. Детям становится интересно, когда они сами превращаются в сказочных героев. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть роль. Всему этому способствуют театрализованные игры. Театрализованная игра имеет коррекционную направленность и рассматривается как организация совместной игровой и речевой деятельности, в процессе которой ребенок создает образ действием, словом, что дает возможность активно развивать его речь. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок - игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объёме овладеть творческим процессом. Одна из ведущих ролей принадлежит педагогу. Речь педагога служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как педагог говорит, действует за персонажей. Стараются чувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Театрализованные игры включают в себя все виды театра, доступные детям (настольный театр, театр на фланелеграфе, би-ба-бо, пальчиковый) и другие виды театров, в которых чётко фиксируются различные ситуации и разыгрываются сценки. Большое значение придаётся оформлению театрализованных игр, обсуждению вместе с детьми атрибутов игры, костюмов. Последние особенно важны для детей с ОНР, у которых слабо развито воображение: они помогают «входить в образ». Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и педагогам. В театрализованных играх используется музыка, которая подчёркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. Движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т.д.) - с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх. Создание спектакля с детьми - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Успешность и результативность спектакля зависит от сотрудничества многих специалистов д/с и, конечно же, участия родителей. Ведь подготовка, как в настоящих театрах: костюмы, грим, декорации, бутафорские атрибуты, шумовые фоны, светотехнические эффекты и т.п. А главное – настоящее актерское волнение… В ходе подготовки к спектаклю, мы старались соблюдать несколько основных правил:
 В работе над спектаклем важно не перегружать детей, предоставить возможность всем детям попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.  Работа над спектаклем начинается со знакомства с пьесой. В каждом спектакле обязательно присутствуют музыкальная и хореографическая части. Первое прочтение пьесы должно быть эмоционально насыщенным, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе.  Следующий этап – пробы детей на различные роли и распределение ролей. Чаще взрослые видят ребенка в той или иной роли, но и детям надо дать возможность по своему желанию выбрать роль, чтобы он перевоплотившись в героя, проиграл небольшой этюд.  В спектакле должны принять участие все дети группы без исключения. В результате этого дети ждали каждой репетиции с нетерпением, работали с желанием и радостью. После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми над образом, отдельными эпизодами, картинами, спектаклем в целом. Заключительный этап – генеральная репетиция. Премьера (для детей и педагогов ДОУ) - это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Повторный показ – для родителей актеров, гостей. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. В конце представления детей нужно наградить. Это могут быть цветы, сувениры, диплом юного актера. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Обязательно нужно создать фотогалерею, видеозаписи. Так может начаться одна из интереснейших страниц в судьбе ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. П р и м е н е н и е те ат р а л и з о в а н н о й де я тел ь н о с т и о к а з ы в а е т положительное влияние в коррекции эмоционально-личностной сферы у детей с ОНР. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение); овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи. Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность до ш кол ь н и ко в явл яютс я э ффе к ти вн ым ср едство м ко р р е к ц и и коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР и может быть рекомендована в работе не только с детьми, имеющими отклонения, но и с детьми с нормативным развитием. Список рекомендуемой литературы:  Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.  Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М.,1983.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.  Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизации // Театр и образование:сб. научных трудов. М., 1992.  Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. Красноярск, 1999.  Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985.  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.  Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.
 Чурилина Э.Г.Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1983.  Шилгави В.П. Начнем с игры. М., 1980.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Золотые правила поведения актеров:  Говорить негромко (не кричать);  Ходить спокойно (не бегать);  Помнить для чего мы находимся в зале (не отвлекаться);  Смело показывать свои способности;  Заботиться друг о друге (не обижать);  Помогать друг другу (не смеяться);  Внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).

Разделы: Работа с дошкольниками

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей нами была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Общее недоразвитие речи у детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения средств общения. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную сферу ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. Театрализация педагогического процесса в детском саду привлекательна и тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, студии, салона и т.д.

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия.

Как писал Б.М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

  • игры в кукольный, теневой, пальчиковый театры;
  • игры – драматизации;
  • игры – представления (спектакли).

Драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Ролевой диалог является частью непосредственной образовательной деятельности, введением в тему создаёт предпосылку для создания проблемной ситуации и одновременно способствует развитию навыков диалогической речи, как основы коммуникации.

Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:

  1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
  2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
  3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

В логопедических группах нашего учреждения обучаются дети с речевыми проблемами. Для определения начального уровня речевого развития используются следующие методы:

  • метод вопросно – ответных форм (диалог);
  • метод пиктограммы;
  • метод эмпатии;
  • пересказ;
  • поиск рифмы;
  • игровые методы (доскажи словечко и др.).

С помощью них выявляется начальный уровень будущего воспитанника нашего дошкольного учреждения. Как правило, общий уровень развития детей, приходящих в логопедические группы невысок. В работе с воспитанниками большое внимание уделяем театрализовано – игровой деятельности, коррекции их речевых и коммуникативных навыков.

Театрально – игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящей и синтезирующей в себе театрально – игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая развитию не только мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.

В работе используем такие методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка:

  • театрализованные игры – этюды;
  • речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;
  • игры – драматизации;
  • игры в кукольный театр;
  • занятия по сценической речи;
  • метод пантомимы;
  • инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;
  • обогащение зрительного театрального опыта;
  • изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.

Одним из методов, которые применяем в работе с детьми, являются театрализованные игры. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная, фольклорная или художественная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из которых, в свою очередь, подразделяются на несколько видов).

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образов животных, людей, литературных и фольклорных персонажей: ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, кукольный (бибабо), пальчиковый, театр игрушек, кукол, картинок.

Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи, словарного запаса, грамматического строя и др.) с другой.

Поэтому считаем необходимым, использовать театрализованную деятельность в работе с детьми с ОНР.

Дети с удовольствием участвуют в играх – драматизациях. Стараемся находить индивидуальный подход к детям, учитывая их интересы, желания, умения и навыки.

Основными принципами театральной игры являются:

  • Специфичность данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
  • Комплексность (взаимосвязь театральной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка).
  • Импровизационность (театрализованная игра рассматривается, как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению).
  • Интегративность (целенаправленная работа по развитию театрально-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс).

Подводя итог работы, хочется сказать, что мы учим ребёнка быть коммуникативным, обучаем его грамотно строить свою речь, выражать мысли, думать об окружающих его событиях, явлениях, людях, уметь слушать и слышать людей.

Активно проводим в детском саду работу с родителями: собрания, консультации, семинары, открытые занятия, конкурсы, семейные олимпиады, фольклорные праздники, викторины, спартакиады, КВН. Ежедневно задаем родителям домашнее задание по изучаемым темам для закрепления с детьми пройденного материала. Ведь работа по коррекции речи ребенка невозможна без постоянных упражнений и родители оказывают неоценимую помощь в нашей совместной работе.

В дальнейшем мы продолжим начатую работу по данной тематике т.к. она чрезвычайно актуальна.

«Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специализированной группы»

Для того чтобы найти подход к ребенку, необходимо изучить его, любить и уважать его настолько, чтобы отдавать ему все самое лучшее, что имеешь в душе. Любовь ребенка состоит из доверия и веры. Его привлекают внешние проявления, приветливый взгляд, ласковая улыбка, но привязывает каждодневное поведение. Дети моей группы с удовольствием идут в детский сад, значит им здесь хорошо и уютно. И это меня радует, ведь в настоящее время не каждый ребенок чувствует себя комфортно дома.

Главной целью своей деятельности, как воспитателя группы компенсирующей направленности, считаю создание оптимальных условий для всестороннего развития детей с тяжёлыми нарушениями речи, устранение или компенсацию дефекта и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи, а так же охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Тактика и стратегия моей работы как воспитателя группы компенсирующей направленности определялась все эти годы федеральной, региональной, городской политикой в области образования, нормативными документами детского сада, в частности, образовательной программой детского сада и ежегодно разрабатываемой мною рабочей программой. Свою работу планирую с учетом Федеральных государственных требований, основной общеобразовательной программы детского сада, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы. Совместно с логопедом планируем работу по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму.

Основную общеобразовательную программу детского сада реализую по основным направлениям: познавательно - речевому; физическому; художественно - эстетическому; социально - личностному.

Качество образования детей оценивается через реализацию системы мониторинга.

В познавательно-речевом развитии акцент делаю на развитие у ребенка любознательности, инициативности, связной речи, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиску ответов на возникающие вопросы в решении проблемных ситуаций.

Для удовлетворения познавательных потребностей детей использую разнообразные формы организации работы непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками, а так же различные методы и приемы такие как: развивающие игры, занятия - сомнения где совместно с детьми осуществляем поиск истины («Тает - не тает», «Летает - не летает» и др.), игры - путешествия в «Грибное царство», занятия - диалоги проводятся по типу беседы, выбирается актуальная и интересная тематика, игры-инсценировки, создание проблемных ситуаций, познавательные беседы «Как маскируются животные», «Кто как зимует», наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира «Путешествие в осенний лес», знаково-символические обозначения ориентиров, создание ситуаций проектирования (метод проектов - каждая лексико-тематическая неделя являлась минипроектом по углубленному изучению данной темы.)

Для обогащения словаря, развития произносительных навыков, грамматического строя - читаем книги, прослушиваем аудиозаписи, используем разнообразные звукоподражательные игры и упражнения, скороговорок, чистоговорок, загадок, разучивания стихотворений и т.п. Побуждаю детей к речевому общению между собой и взрослыми через игру: «Задай вопрос», «О чём хочешь узнать». Использую в своей работе карточки-схемы для описания предметов по методике Воробьёвой. Знакомлю детей с фольклором народов Среднего Урала (мифами, легендами, сказками).

Особое внимание уделяю развитию мелкой моторики, использую комплексный подход, т.е. развиваю руку в разных видах детской деятельности через активное использование пальчиковой гимнастики, массажа, пальчиковых игр и разнообразных заданий.

Для развития у детей представлений об основных физических явлениях организую детское экспериментирование. Обеспечиваю условия для развития у детей элементарных географических представлений. В группе подобрали совместно с детьми и родителями коллекцию «Камни Урала», литературу о нашем городе, наборы открыток. В работе использую: энциклопедию, набор открыток, иллюстрации, д/и.

Специфика патологии развития детей с речевыми нарушениями отражается на качестве усвоения ими математических знаний. Моя работа в данном направлении направлена на то, чтобы воспитать интерес к самому процессу познания, преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений.

Огромную роль в развитии имеет развивающая среда, которая позволяет детям проявлять инициативу и любознательность получать новые знания. Мною подобраны дидактические игры «Славянская игра», «Палочки Кьюзинера», «Блоки Дьенеша», «Фразовый конструктор», головоломки, задания на смекалку, задачи-шутки, «Времена года» и сделала альбомы, картинный и дидактический материал, комплексы артикуляционных и пальчиковых гимнастик, игр с воздухом и т.д.

Целью работы в направлении преодоления общей соматической ослабленности и замедленного развития локомоторных функций детей с нарушением речи стала охрана жизни и здоровья детей их физическое развитие.

Для её реализации в группе для свободного пользования оборудовала уголок активности, который постоянно обновляется, подобрала иллюстративный материал для ознакомления и приобщения к здоровому образу жизни, изготовила нетрадиционное оборудование.

Оздоровительную работу в группе построила по 3-м направлениям: закаливание (составила график проведения закаливающих мероприятий в зависимости от времени года, все виды закаливания проводятся с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей организма), лечебно - профилактическая работа , физкультурно - оздоровительная работа.

В непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности с детьми, на прогулках кроме развития психофизических качеств детей формирую потребности в ежедневной двигательной активности: побуждаю старших детей самостоятельно организовывать подвижные игры, продумывать варианты игр, комбинировать движения, поддерживаю интерес к физической культуре и спорту. Наряду с традиционными формами были включены и нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми: «игровые дорожки», гимнастика после дневного сна; туристско-эколого-краеведческие походы, использую климатические условия, особенности сезона, природные факторы оздоровительный «час» - основой его организации является «игровой момент», «час» двигательного творчества, динамический «час» - состоящий из оздоровительной разминки и тренировки определенного вида физических умений и навыков, «День здоровья» в разных видах («Праздник Молока»)

Система здоровьесберегающих мероприятий позволила реализовать главную потребность детей - потребность в движении. Формированию здоровьесберегающей компетентности дошкольников способствуют закаливание и лечебно-профилактические мероприятия: воздушные и солнечные ванны, обширное умывание, полоскание рта, профилактика нарушения осанки, плоскостопия, фитотерапия, ароматерапия, психогимнастика, коррегирующие и логоритмические гимнастики.

Совместно с музыкальным руководителем один раз в неделю проводим занятия по ритмике, а утренняя гимнастика проводится с элементами логоритмики.

Разработана и реализуется комплексно-целевая программа «Здоровый малыш», целью которой является: сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание основ культуры здоровья и осознанного отношения к собственному здоровью, формирование потребности в разнообразной двигательной активности.

Таким образом, все вышеперечисленные формы физкультурно-оздоровительной работы способствуют формированию у детей осознанного отношения к собственному здоровью, организации оптимальной двигательной активности.

Мониторинг уровня здоровья показывает, что постоянная работа по сохранению физического и психического здоровья детей помогла мне достичь хороших результатов.

Для создания условий, обеспечивающих право воспитанников реализовать собственные цели самостоятельно использую различные способы мотивации детей на деятельность: игровые мотивации, сюрпризные моменты, включение игровых и сказочных персонажей, использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию, использование художественного слова (рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.), обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности, групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп, предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров и т.д.), поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.

Помимо индивидуальных работ организовывала групповые коллективные выставки с детьми, в том числе и для оформления художественной галереи в детском саду («Бабочки и мотыльки», «Осенний пейзаж», «Зимняя сказка», «Весеннее настроение» и др.) , привлекая детей к созданию коллективных композиций, в совместной деятельности, обучаю детей способам взаимодействия друг с другом.

В группе придаю важное значение развитию самостоятельной художественной деятельности, для этого имеется ИЗО-уголок с необходимым оборудованием, позволяющим детям самостоятельно заняться любым видом изобразительной деятельности, дидактическими играми на развитие сенсорных, творческих, креативных способностей, а так же материал для реализации своего собственного замысла (краски, восковые мелки, пластилин, гуашь, маркеры, цветные карандаши, листы бумаги).

Для знакомства и привития интереса детей к народному творчеству мною была собрана и оформлена папка, в которой подобран материал о народных промыслах Урала.

Используя нетрадиционные формы организации обучения, знакомлю детей с различной техникой изображения (пальчиковая живопись, монотипия, рисование сухими листочками и др.).

Тематика НОД по конструктивной деятельности согласуется с содержанием работы учителя-логопеда. Синтез речевой и продуктивной деятельности (единство содержания, задач, форм и методов работы) ставит детей с тяжёлым нарушением речи в условия, побуждающие их общаться, ориентироваться на действия и высказывания сверстников, налаживать диалог, принимая позицию партнёра.

Ведущим условием реализации содержания образования детей дошкольного возраста является освоение детьми социального опыта совместной деятельности со сверстниками, взрослыми и установление отношений, которые основаны на чувстве общности и доверия, и которые учитывают собственные интересы и интересы других (детей, взрослых).

В своей деятельности я практикую такие методы как: общение взрослых и детей, положительные формы общественного поведения, беседы на этические темы: «Минутки вежливости», «На кого мы хотим быть похожими», «Учусь прощать», «Зачем нужен друг», задачи на решение коммуникативных ситуаций, придумывание историй, сказок, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, просмотр телепередач, видеофильмов, рассматривание альбомов «Моя семья», «В гостях у бабушки», сюжетно-ролевые игры.

Таким образом, созданные условия обеспечили развитие социальной компетентности воспитанников, что проявилось в успешном, активном, результативном установлении отношений с разными людьми, понимании ребенком своих чувств, желаний, действий.

Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специализированной группы»

Проанализировав исходную ситуацию и проведя обследование речи в своей группе, я пришла к выводу, что помимо занятий с логопедом, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы преодолению общего недоразвития речи.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью) .

Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из цели, я выделила следующие задачи : развитие речи детей и коррекция её нарушений; развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность; развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы.

Предполагаемый результат: дети хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики; играют в пальчиковые игры; показывают эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами; произносят одну и ту же фразу с разными и интонациями, разной силой голоса; двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке; умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.

Я создала специально организованную предметно-пространственную среду для этого: систематизировала материал по лексическим темам, создала библиотеку детской художественной литературы, подобрала картотеку стихов, словесных и театрализованных игр, оборудовала театрализованный уголок в группе для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, бутафория разработала цикл сценариев, тематических вечеров, спектаклей.

Любые действия в жизни детей совершаются естественно и оправданно. Я развиваю эту способность при помощи упражнений и этюдов близких и понятных детям, например этюды - «Ссора», «Обида», «Встреча». Умение общаться с людьми развиваю при помощи этюдов на вежливое поведение: «Просьба», «Благодарность», «Разговор по телефону». С помощью мимики и жестов разыгрываем этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Гордость».

Мои дети любят играть в пантомимы, например: «Вырастили репку», «Кот крадётся за птичкой - не поймал » нежится, жмурится, потягивается.

Игры на развитие выразительной мимики: «Сердитый гном», «Грязная рубашка». Речевые игры и упражнения, которые я использую в работе с детьми, направлены на развитие дыхания, умение владеть речевым аппаратом, правильной артикуляцией, четкой дикцией и разнообразной интонацией. В этом направлении я также включаю игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие сказки и рассказы.

В коррекционной работе с детьми ТНР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица ребенок легче раскрепощается, общается с партнером, развивает память и интеллект, способствует правильному грамматическому письму.

Создание спектакля с дошкольниками очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Мои дети с удовольствием берут в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывают о своих мыслях, кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Так же на выбор художественных произведений влияет тематический принцип подбора лексики для коррекционной деятельности. Например, в сентябре при прохождении темы «Овощи» предлагаю игру «Огород», а во втором периоде при прохождении темы «Дикие животные» мы разыгрываем сказку «Лиса и заяц» и т.д.

В конце года на заключительном представлении дети награждаются дипломами юного актера.

Благодаря театрализованным играм у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества, как в воображаемых ситуациях, так и реальных. Кроме того театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития. В группе сложилась традиция - театрализованная пятница и дети с нетерпением ждут этого дня.

В результате целенаправленной работы наблюдается ежегодная положительная динамика развития детей.

Взаимодействие с родителями осуществляется в разнообразной деятельности:

В познавательной - круглый стол, семинары-практикумы, консультации и др., открытые мероприятия, но наиболее продуктивными считаю практикумы, мастер-классы, деловые игры, дни открытых дверей, выставки сотворчества детей и родителей, на которых, в непринуждённой обстановке родители на практике знакомятся с методами и приёмами по преодолению того или иного затруднения в развитии и воспитании своих детей.

В трудовой - участие в акции «Участок нашей мечты», изготовление игрушек «Подарки для Деда Мороза» и др. Также дети совместно с родителями принимают участие в таких народных праздниках, как «Рождество», «Масленица», «Колядки», а кции «Помогите птицам!» изготовление кормушек, «Берегите ель!» (изготовление листовок), посадка саженцев «Аллея выпускников».

В досуговой - стал традиционным ежегодный конкурс, в котором с интересом принимают участие родители, совместная встреча родителей и детей «День Матери» , «День Земли», «Праздник цветов»; спортивный праздник «Папа и я - лучшие друзья» и т.д.

В нашей группе есть свои традиции в течение многих лет мы совместно с родителями и детьми один раз в квартал выезжаем на базу отдыха «Бодрость», где проводятся спортивные соревнования и развлечения. В преддверии 9 мая с детьми ходим к обелиску для проведения занятия по патриотическому воспитанию и возложению цветов и др.

В рамках образовательного проекта «Организация предшкольного образования» для родителей была организована и проведена дискуссия «Образовательные достижения детей» .

Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует: повышению уровня педагогической грамотности, расширению педагогического кругозора, активному участию родителей в деятельность дошкольного учреждения.

С родителями и детьми поддерживаем дружеские взаимоотношения и после того как дети уходят в школу. Ребята приходят в гости, играют с детьми, рассказывают о своей школьной жизни. Встречая родителей, в беседах они делятся успехами своих детей и проблемами.

Основной целью всех форм и видов взаимодействия с семьей стало установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателем, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

На протяжении последних трёх лет осуществлялось взаимодействие с субъектами ЕОК: детской библиотекой, городским музеем (выставки, экскурсии), станцией юных натуралистов (экскурсии, беседы, конкурсы - ежегодные призовые места, участие в эко - акциях), со станцией юных техников (участие в конкурсах организованных СЮТ, детской музыкальной школой (концерты, прослушивание детей).

Современные информационно-коммуникативные технологии использую и для самообразования и саморазвития. Через интернет знакомлюсь: с опытом коллег. Использую мультимедийные презентации во время родительских собраний, практикумов, дискуссий с родителями.

Использую технологии музыкального воздействия в качестве вспомогательного средства для: снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, физ. минутках, концертах организованных в группе детьми, театральных постановках, мини-этюдах, в момент разучивания танцев к праздникам.

Таким образом, вся представленная работа помогла достичь положительных результатов в воспитательной работе, а положительная динамика показателей развития индекса здоровья, мониторинга достижений детей по направлениям развития говорят об эффективности проводимой работы.

Августа Гаврилова
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»

Март 2015 года

Театрализованная деятельность детей ,

как средство преодоления речевых нарушений

Творчество делает жизнь ребенка

богаче, полнее, радостнее.

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателями детского сада , являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка.

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения - одна из главных задач, стоящих перед воспитателями дошкольных учреждений. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование разных видов искусства.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для

детей , он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра…

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

По мнению Л. С. Выготского, проблемы в развитии речи у ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей, когда нарушается «нормальное врастание ребенка в культуру» .

Дети с нарушениями речи - это дети , имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны , они могут проявляться в нарушении произношения , грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Любое нарушение речи в той или иной степени, как правило, отражается на деятельность и поведение ребенка .

Речевые нарушения , возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми оказывает воздействие на эмоциональную и познавательную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

В основу её заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, развития коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения, развития диалогической и монологической речи, обогащения словаря.

(Овладение выразительными средствами общения : вербальными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;

обогащение словаря : образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.)

Она даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.

Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов .

Из этой основной цели вытекают следующие задачи :

развитие речи детей и коррекция ее нарушений ;

развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы ;

обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности , эмоционально-личностной сферы;

развитие эстетических способностей.

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях .

Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д. Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Развитие диалогической и монологической речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата , умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали : речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина, настольный театр , теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении . Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие, как на речевую деятельность , так и на эмоциональную сферу ребенка.

В режиссерских играх, к которым относятся настольный театр игрушек и картинок , стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр , театр на фланелеграфе ) ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного) . Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируем го действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра , его разыгрывают.

Игры драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо . Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику) . Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети - артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. «Высший пилотаж» в театральной деятельности - участие детей в представлениях . Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды . Для них необходим разнообразный дидактический материал : костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

Театрализованные игры дают возможность детям перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка , и костюмы, и декорации, а главное слово. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Театрализованные игры проходят поэтапно.

На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря ним движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата , правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.

На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, за тем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр .

На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности - драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров : настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры.

Театрализованная игра вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость, удивление и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е. умения держать себя в обществе.

Театрализованная деятельность – это мостик , который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность дает возможность использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи , ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.