Умение слушать: простые правила эффективной коммуникации.

6.1. Слушания в процессе общения.

6.2. Слушания как активный процесс.

6.3. Нерефлексивное слушания.

6.4. Рефлексивное слушание.

6.5. Как научиться правильно слушать.

Слушания в процессе общения

Слушания являются одним из основных звеньев процесса общения. От его эффективности зависит эффективность общения.

Оно эффективно тогда, когда идет непрерывное оценивания сказанного собеседником и вами. Необходимо уметь также "слушать" самого себя.

Любая деловая беседа должна вызвать у участников интерес. Интерес - это эмоциональное проявление познавательных потребностей личности. Он вызывает внимание, активное мышление. Если вам удается удержать интерес собеседника к разговору, к данной теме, то его непроизвольное внимание постепенно перейдет в послепроизвольное.

При этом необходимо помнить, что в диалоге, при непосредственном слуховом восприятии собеседника, уменьшается значение слов, увеличивается роль ситуации, мимики, тестов, интонации, поэтому речь, звучащая, является простой, доступной.

Но существуют нормы внешнего проявления чувств в деловом общении. Сдержанность в интонациях, силе голоса, в мимике и жестах влияет на собеседника сильнее, чем несдержанные восклицания, громкий голос, чрезмерная жестикуляция.

Слушания как активный процесс

Зарубежные психологи классифицируют процесс слушания так: слушания для удовлетворения своих интересов и потребностей (бытовая разговор, кино, театр, теле- и радиопередачи)

Слушания как процесс обучения;

Слушания как процесс, в ходе которого одновременно происходит анализ и оценка услышанного;

Слушания - тяжелая работа, которая поглощает столько же энергии, как и язык.

"Слышать" - физически воспринимать звук (на привычные звуки человек даже не реагирует: постоянный шум машин для жителя города или природные звуки для сельского жителя).

"Слушать" - воспринимать звуки определенного содержания, включает в себя волевой акт и высшие мыслительные процессы.

Человек быстро привыкает к шуму. Но шум вызывает стресс, который влияет на деятельность, в частности, умственную. В шумных условиях мы думаем и принимаем решения медленнее, делаем больше ошибок.

Слушания - это активный процесс, который становится возможным в результате разной скорости устной речи и умственной деятельности слушателя. Обычно люди говорят со скоростью 125 слов в минуту, а человек может воспринимать речь со скоростью до 400 слов в минуту. Такая разница между скоростью речи и возможностями умственной деятельности может стать причиной невнимания, особенно когда говорят медленно или неинтересно.

Чтобы услышать, выслушать, необходимо заплатить вниманием.

Слушания - активный процесс и в том смысле, что мы разделяем с собеседником ответственность за общение. (Один из философов-то сказал: "Правду могут высказать двое - один говорит, другой слушает»).

Слушания - активный процесс и в том смысле, что оно требует некоторых навыков, способностей.

Внешним бессознательным проявлением внимательного слушания является соответствующая поза: повернуться лицом к тому, кто говорит, и установить с ним визуальный контакт.

Слушать и воспринимать означает не отвлекаться, поддерживать постоянное внимание, постоянный визуальный контакт и использовать позу как средство общения.

Поза может выражать не только желание, но и нежелание слушать и общаться. Если собеседник немного наклонился вперед и одобрительно смотрит на вас, этим он говорит: "Я весь - внимание». Если же он небрежно развалился в кресле, то он явно не заинтересован в общении. Скрещенные на груди руки означают, как правило, оборону, то есть нежелание общаться на эту тему. Если собеседник малоподвижный, к тому же еще и не смотрит на того, с кем говорит, то скорее всего, он уже давно думает о другом.

Стиль слушания отражает нашу личность, характер, интересы, манеру говорить и слушать, индивидуальность. По результатам данных врачей-психологов, самыми распространенными ответами являются реакции-оценки, менее распространенными (по силе реакции) есть ответы-объяснения, поддержка, уточнения. Отзывчивость или понимания встречаются довольно редко.

Стиль слушания определяется также служебным положением. Обычно внимательнее слушают тех, кто занимает более высокую должность.

Стиль слушания определяется тем, кто наш собеседник: мужчина или женщина.

Как отвечать на обвинения

Отношения между людьми, увы, или к счастью, мало изменились за тысячелетия. Способы защиты от обвинений разработаны еще Аристотелем. Данные приемы сформулированы с учетом его рекомендаций.

1. Прием «Ну и что?»

Признать, что действительно, происшествие имело или имеет место, но оно не такое страшное (вредное и т.п.), как это изображает оппонент. Или оно не имеет таких размеров, таких последствий и т.п. Или же: «Да, это было некрасиво (малодушно, несправедливо и т.п.), но зато...» и покажите, что, поступив плохо, вы избежали худшего зла или ваш поступок привел к таким последствиям, которые вполне его оправдывают.

2. Прием «Роковая случайность».

Объяснить свой поступок стечением обстоятельств, которые вынудили вас поступить против желания. Или вы сделали (поступили) так по ошибке, нечаянно.

3. Прием «Я не хотел этого!»

Поступок оказался именно таким помимо вашей воли. Хотели одного, а получилось другое. Вы сами при этом пострадали.

4. Прием «Сам не лучше!»

Обратите внимание на самого обвинителя, утверждая, что прежде он сам или кто-то из его единомышленников делал нечто подобное. Этот прием нейтрализует впечатление от обвинения, но может породить новую волну упреков и накалить обстановку.

5. Прием «Вы сами виноваты!»

Показать, что в том, что вы так поступили или поступаете, виноват сам обвинитель. Например, если человека обвиняют в том, что он не выполнил работу в срок, он может вернуть обвинение, напомнив, что обвинитель позже обещанного предоставил для этого материалы и, следовательно, сам виноват в том, что так получилось.

6. Прием «Я стал другим».

В ответ на воспоминание о вашем некрасивом поступке можно спокойно заметить, что это было давно, с тех пор вы во многом изменили свои взгляды, научились чему-то.

Трудно сказать, будет ли иметь смысл продолжать полемику после нейтрализации обвинений, но репутацию, скорее всего, удастся сохранить.

Таким образом, очевидно, что знание важнейших логических и психологических аспектов спора, владение стратегией и тактикой ведения спора позволяет уверенно чувствовать себя грамотно действовать в любом виде спора.

Кто говорит – тот сеет, кто слушает – тот собирает жатву

(французский лексикограф)

В этом лаконичном высказывании – один из секретов общения.

Умение слушать – своего рода искусство, которым владеют не все. Плохо слушающий:

4. думает о своем;

5. возражает собеседнику, не дослушав;

6. перебивает;

7. договаривает за собеседника;

8. мученически терпит, когда собеседник выскажется;

9. равнодушен к предмету разговора.

Не умея слушать, мы теряем доверие и расположение собеседника, который мог бы стать нашим товарищем, другом или деловым партнером.

Что же дает умение слушать в общении, в частности, в деловом? Оно позволяет понять собеседника, получить от него полную информацию, воспринять советы и предложения, сделать общение комфортным для собеседника и, следовательно, произвести на него хорошее впечатление.

Полноценное, продуктивное слушание требует определенных сознательных усилий, которые со временем становятся навыками. По сути, умение слушать означает умение общаться.

Учитесь слушать — это важнейшее условие правильного понимания точки зрения собеседника, а в целом — залог успешной деловой коммуникации. Настоящее «искусство слушать» проявляется в том, что слушающий:

  • всегда воздерживается от выражения своих эмоций во время того, как говорящий излагает информацию;
  • «помогает» говорящему ободряющими жестами (кивками), улыбкой, краткими репликами, ненавязчиво, но так, чтобы он продолжал беседу.

Статистика утверждает, что 40 % рабочего времени современных администраторов посвящены слушанию, тогда как на речь тратится 35 %, на чтение — 16 %, на письмо — 9 % служебного времени. Однако действительно умеют слушать лишь 25 % менеджеров.

На умение слушать влияет все: личность человека, его , интересы, пол, возраст, конкретная ситуация и т.д.

Помехи слушанию

В беседе создаются помехи слушанию:

Внутренние помехи — неумение отключить свои мысли, которые кажутся гораздо значительнее и важнее, чем то, что прямо сейчас говорит партнер; попытка вставить свою реплику в монолог говорящего, чтобы создать диалог; мысленная подготовка ответа (обычно возражения);

Внешние помехи слушанию, например собеседник говорит недостаточно громко или вообще шепотом, обладает яркими манерами, которые отвлекают от сути его речи, монотонно «бубнит» или, наоборот, «глотает» слова, говорите акцентом, вертит в руках посторонние предметы, беспрерывно поглядывает на часы, суетится и т.п. К внешним механическим помехам можно отнести: шум транспорта, звуки ремонта, постоянное заглядывание в кабинет посторонних, телефонные звонки, а также некомфортные условия в помещении (жарко или холодно), плохую акустику, неприятные запахи; отвлекающую внимание окружающую обстановку или пейзаж, плохую погоду; даже цвет стен в помещении играет важную роль: красный — раздражает, темно-серый — угнетает, желтый — расслабляет и т.д.

Виды слушания

Американские исследователи общения выделили четыре вида слушания:

Направленное (критическое) — слушающий сначала критически анализирует получаемое сообщение, а потом старается его понять. Это полезно в тех случаях, когда обсуждаются различного рода решения, проекты, идеи, мнения и т.д., так как позволяет отобрать самую полезную с заданной точки зрения информацию, однако малоперспективно тогда, когда обсуждается новая информация, сообщаются новые знания, потому что, настраиваясь на отторжение информации (а именно это подразумевает критика), слушающий не сможет сосредоточить свое внимание на том ценном, что в ней содержится; при таком слушании интерес к информации отсутствует; о

Эмпатическое — слушающий больше «считывает» чувства, а не слова. Это эффективно, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции, но малоперспективно, если говорящий вызывает своими словами отрицательные эмоции;

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней. Это полезно в ситуациях, когда партнер стремится выразить свою точку зрения, отношение к чему-нибудь, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает отрицательные эмоции; когда ему трудно выразить словами то, что его волнует или он застенчив, неуверен в себе;

Активное (рефлексивное) слушание характеризуется установлением обратной связи с говорящим посредством: расспрашивания — прямого обращения к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов; перефразирования — высказывания той же мысли другими словами, чтобы говорящий смог оценить, правильно ли его поняли; отражения чувств, когда слушающий основное внимание уделяет не содержанию сообщения, а чувствам и эмоциям, которые выражает говорящий; резюмирования — подведение итога услышанного (резюме), что дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты.

Как стать идеальным бизнес-слушателем

Не прерывайте и не перебивайте своего собеседника . Дайте возможность человеку закончить свою мысль. Тишина заставляет человека продолжать говорить. Выслушивайте клиентов, и они, чтобы заполнить тишину, будут продолжать отвечать на заданный вопрос.

Не посматривайте на часы . Если хотите узнать, который час, сделайте это незаметно, иначе собеседник воспримет этот жест как отсутствие интереса к нему и желание поскорее от него освободиться.

Не заканчивайте предложение за своего собеседника . Терпеливо дождитесь, чтобы собеседник высказал свою мысль до конца, не перебивайте его нетерпеливым: «Это вы уже говорили», что может отбить у человека всякое желание продолжать общение с вами.

Задав вопрос, дождитесь ответа . Даже если возникшая после вопроса пауза затянулась, все равно не соблазняйтесь ответить вместо собеседника. Пауза — это знак того, что ваш партнер в данный момент обдумывает вопрос, готовит ответ на него. Пауза, может быть, вас и нервирует, но если вы задали вопрос, имейте терпение дождаться ответа.

Ваша поза не должна быть развязной и «закрытой» от собеседника . Не разваливайтесь на стуле, сядьте прямо, можно слегка наклониться вперед. Это покажет вашу заинтересованность в беседе.

Не ведите переговоры, если вы себя плохо чувствуете. При плохом самочувствии сложно сосредоточиться на другом человеке и показать собеседнику, что вы его слушаете. Лучше перенести встречу.

Поддерживайте постоянный визуальный контакт . Даже если вы внимательно слушаете собеседника, но при этом не смотрите ему прямо в глаза, он сделает вывод, что вам неинтересно, поэтому вы витаете в мыслях далеко от него и его проблемы.

Разворачивайтесь к собеседнику лицом . Неэтично беседовать с человеком, находясь по отношению к нему боком или спиной, а липом к компьютеру или к чему-то еще. Обязательно развернитесь к собеседнику всем корпусом, одного поворота головы недостаточно.

Кивайте . Это очень эффективный способ показать собеседнику, что вы его слушаете и понимаете. Однако, кивая чересчур усердно, вы передаете собеседнику сигнал, что ваше терпение закончилось и ему пора заканчивать беседу.

Установите вербальную обратную связь. Реплики вроде «Да, конечно, это интересно...» и т.п. призваны вербально подтвердить, что вы слушаете собеседника. Это очень важно для поддержания контакта.

Не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Если вам что-то не ясно, вы не уверены, что правильно поняли собеседника, задайте уточняющие вопросы. Так вы произведете впечатление человека, старающегося не упустить важные моменты беседы. Существует множество уточняющих вопросов: «Вы имеете в виду, что...», «Правильно ли я вас поняла...», «Поясните, пожалуйста...», «Вы хотите сказать...» и др.

Не поддавайтесь соблазну опровергать новую для вас информацию. Люди предпочитают спорить. Если вы услышали от собеседника то, что не соответствует вашим убеждениям или отличается от ваших представлений, не накидывайтесь на него и не обороняйтесь, отстаивая свою точку зрения. Лучше просто спросить: «Откуда у вас такие сведения?», «Почему вы так считаете?», «Чем объясняется ваша позиция?»

Избегайте синдрома: «А у меня...» Клиент может рассказывать о чем угодно, не надо пытаться произвести на него впечатление своим «еше более крутым» личным опытом, перехватывая у него инициативу. Клиент, после того как его перебили, может вообще замолчать и закрыться.

Делайте пометки. Это имеет следующие преимущества: вы подавляете в себе импульс прервать говорящего; вы на бумаге можете отреагировать на возможную начинающуюся у вас злость и успокоиться для вашего ответа в дальнейшем; уже при слушании вы сможете отделить важное от второстепенного; действительно войти во все существенные проблемы, что особенно важно, когда придет ваша очередь говорить; ваш партнер по переговорам сделать вывод, что к нему серьезно относятся, если делают для себя заметки во время выступления.

Умение слушать собеседника

Успешность во многом зависит не только от умения передать информацию, но и от умения ее воспринять, т.е. слушать.

Один мудрый человек сказал, что у нас два уха и один рот и использовать их нужно именно в этой пропорции, т.е. слушать в два раза больше, чем говорить. На практике получается наоборот.

Представление о том, что слушать можно по-разному, а «слушать» и «слышать» -- это не одно и то же, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания. Все обладатели здоровых и работоспособных органов слуха могут слышать, но для того, чтобы научиться слушать, нужна тренировка.

Неумение слушать — основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. При кажущейся простоте (некоторые думают, что слушать — значит, просто помалкивать) слушание — сложный процесс, требующий значительных психологических энергозатрат, определенных навыков и общей коммуникативной культуры.

В литературе выделяется два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание - это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму типа «Да!», «Ну-и-ну!», «Продолжайте», «Интересно» и т.д.

В деловом, как и в любом другом общении, важно сочетание нерефлексивного и рефлексивного слушания. Рефлексивное слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа: «Я не понял», «Что Вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточним это» и т.п.

Перефразирование — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Ключевые фразы: «Как я понял Вас...», «Вы думаете, что...», «По Вашему мнению...».

При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, Вы чувствуете...», «Вы несколько расстроены...» и т.д.

При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувства говорящего, для чего используются фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...». Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.

Типичные ошибки слушания

Рассеянное внимание. Существует ошибочное мнение, что можно делать два дела одновременно. Например, писать отчет и слушать своего коллегу. Время от времени можно кивать, изображая внимание смотреть в глаза собеседнику. Но внимание сосредоточено на отчете, и человек лишь смутно представляет себе, о чем говорит собеседник. Избежать ловушки рассеянного внимания можно путем расстановки приоритетов: выбрать то занятие, которое важнее.

Отсеивание происходит в тех случаях, когда заранее составляется мнение о том, что пытается сказать собеседник. В результате внимание обращается лишь на ту информацию, которая подтверждает первое впечатление, и отбрасывается все остальное, как не имеющее отношение к делу или незначительное. Избежать этой ловушки можно только в том случае, если подходить к любой беседе непредвзято, не делая никаких исходных предложений и выводов.

Перебивание собеседника во время его сообщения. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, а мужчины — женщин. При перебивании нужно постараться тут же восстановить ход мыслей собеседника.

Поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает, что же собеседник пытался сказать на самом деле.

В процессе активного слушания нужно:

  • оставаться непредвзятым. Любые комментарии, особенно критического характера, усиливают нежелание собеседника говорить о глубоко затрагивающих его проблемах. Это затруднит и идентификацию его действительных чувств, мотивов и потребностей;
  • изучать выражение лица собеседника, его жесты и позу, выявляя степень его правдивости;
  • обращать внимание на тон сообщения. Любое несоответствие между содержанием и формой может указывать на глубоко спрятанные чувства;
  • слушать не только слова. Важные части сообщения часто передаются паузами, выделением слов и колебаниями. Длинные паузы и повторения выдают тревогу;
  • облегчить задачу сдержанным, застенчивым или немного косноязычным собеседникам, вставляя в их монологи подбадривающие комментарии, такие, как «понимаю», «конечно». Одновременно улыбаться, смотреть на собеседника и принимать заинтересованный вид;
  • попытаться поставить себя в положение собеседника, взглянуть на ситуацию его глазами и услышать все его словами;
  • проверить свое понимание услышанного при помощи вопросов: «кто?», «что?», «когда?», «где?», «почему?», «как?»;
  • использовать прием, носящий название ПИН, для получения дополнительных идей, информации и комментариев. Это значит, что нужно начинать с Позитивных моментов предложения собеседника, затем находить Интересное и только потом обращаться к Негативным аспектам его идей.

Формирование коммуникативных навыков требует и времени, и терпения.

НАТА КАРЛИН

В нашем мире умению говорить правильно и красиво, уделяется масса внимания. Организованы курсы и тренинги, выпущено множество познавательных программ, которые способствуют развитию дара речи, учат правильным оборотам и умению высказывать свои мысли. Однако мы забываем о том, что в человеческом общении важно не только говорить, не менее значимо – слушать и слышать собеседника.

Умение слушать других считается одним из проявлений культуры, хорошего воспитания и самодостаточности. Человек, внимательно слушающий собеседника, заставляет испытывать его положительный эмоции, такие как:

  • Приятное волнение;
  • Ощущение собственной важности и нужности.

Слушая собеседника, вы даете ему почувствовать себя счастливым, таким образом, выражая свою поддержку, и его искусству оратора.

Человек, умеющий внимательно слушать, узнает много нового, обдумывает и составляет в голове правильный, логический ответ на свои вопросы. Эта способность помогает добиться в социуме уважения, а в карьерном росте значительных высот. Если вы научитесь «не отключать» свой мозг в тот момент, когда вам что-то рассказывают, не думать о посторонних вещах, вы поймете, что через человеческое общение познается мир с его плюсами и минусами.

Как развить в себе умение слушать и понимать людей?

Вы не перебиваете человека, смотрите ему в глаза и делаете вид, что слушаете. Однако вы ловите себя на мысли, что не понимаете, и не осознаете слов, сказанных им. Поэтому запомните правила, которые помогут вам развить в себе умение слушать и слышать собеседника:

Тренировка

Умение слушать начинается с введения мозга в состояние, близкое к ощущениям младенца. Он воспринимает окружающие звуки, оценивая их и деля на хорошие и плохие. Его внимание концентрируется на всех звуках, с целью извлечь из этого важную для себя информацию, и воспользоваться ей в будущем. Тренируйтесь оценивать слова, которые вы слышите от собеседника, выделяя самое важное и отметая ненужное.

Сознание

Старайтесь, чтобы все, что повествует вам человек, ведущий с вами беседу, доходило до вашего сознания. Слушайте активно, подключая к этому процессу не только физиологические способности организма к слуху, но и процесс восприятия и осмысления информации.

Выслушивайте до конца

Не старайтесь перебивать человека в тот момент, когда он говорит что-то не так. Расставляйте у себя в голове «галочки» на тех моментах, где вам требуется уточнение, опровержение или дополнительный вопрос. Не вступайте в полемику до тех пор, пока не дослушаете то, что вам хочет рассказать собеседник. Понимайте слова, которые он произносит, и подтекст, с которым говорит.

Лучше выслушать до конца и понять, чем перебить, устроить скандал и обидеть человека незаслуженно.

Сопереживание

Во время беседы с человеком, мысленно ставьте себя на его место. Постарайтесь «влезть в его шкуру» и пережить те ощущения, которые он испытывает. Прочувствовав человека, вы поймете истинный смысл его слов, точнее уловить ту цель, которую он преследует, беседуя с вами. Психологи шутят, что для того, чтобы слышать человека у нас есть одно ухо, а для того, чтобы понимать смысл его слов – другое.

Стиль общения у каждого человека особенный. Образованные и тактичные умеют формулировать фразы, выстраивать логичное повествование, и рассказывать так, что поневоле можно заслушаться. Но не все мы одинаковы, иногда приходится слушать того человека, который вам приятен, но даром общения наделен в меньшей мере. Тогда судите не то, как правильно говорит человек, а то, что он старается вам сказать. Избавляйтесь от сознания собственного превосходства над собеседником. Концентрируйтесь на содержании беседы.

Критика

Не думайте о других проблемах во время разговора, даже в том случае, если вы считаете тему разговора не интересной. Извлекайте рациональное зерно из каждой беседы. Случается так, что в обычной беседе, можно найти что-то важное и познавательное. Критически оценивайте то, что вам говорят, но ловите суть беседы и ищите центральные моменты.

«Галочки»

Как уже говорилось выше, ставьте «галочки» на тех моментах в общении, которые требуют развернутого ответа или дополнительной информации. Но не позволяйте вашим мыслям уйти от темы разговора. Не формулируйте ответную речь в момент, когда собеседник еще говорит. Концентрируясь на правильном ответе, вы упускаете кульминацию беседы, и дальнейшее развитие темы.

Оптимизм

Если вы вступаете с человеком в разговор с целью узнать интересное и полезное для себя, подразумевается, что вы полны оптимизма и желания слушать собеседника. Старайтесь найти ту ниточку, которая связывает вас с этим человеком в данный момент, и не упускать ее из виду на продолжении общения. Почувствовав внутреннюю взаимосвязь, вам станет приятным тот разговор, в который вы вступили.

Мысли

Выбрав тему беседы, не отступайте от нее, не отвлекайтесь на обдумывание мелочей, которые в данный момент вам не нужны. Ухватив нить нужной информации, мыслительный процесс сконцентрируется на основной теме беседы. Тогда вы легко сможете увязать все полученные от человека факты с той картиной, которую «рисует» вам мозг.

Напрягайте мозг

Если перед вами стоит цель – повысить мозговую активность, начинайте познание материала с азов. Только после этого приступайте к сложным задачам. Теперь, ища ответа у собеседника на сложный вопрос, вы сможете построить логическую цепочку из полученной информации, где каждое звено будет на своем месте.

Синестезия

Это сложное слово объединяет возможность человеческого мозга концентрировать и обрабатывать информацию, полученную из нескольких источников. Мы общаемся с миром посредством 5 каналов связи: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкусовых рецепторов. Подкрепляйте полученные в беседе данные другим каналом связи.

Воображение

Развитие умения слушать невозможно без работы воображения. Ученые выяснили, что слушаем мы левым полушарием мозга, однако в процессе осмысления полученной информации, в работе задействован весь мозг. Поэтому, слушая собеседника, рисуйте перед собой картины того, о чем он рассказывает. Пусть это касается лекции, которую читает преподаватель, «напишите» в голове формулу, которая изображена на доске. Вы сможете связать воедино слова, которые он произносит, значение символов и запомнить это уравнение.

Открытость

Не уходите от проблемы, которая вам неприятна в словах оратора. Несогласие вы выразите позже. А пока выслушивайте точку зрения человека, сравнивайте аргументы, ищите смысл между строк и расставляйте приоритеты. Уважайте чужую точку зрения, она имеет право на жизнь так же, как ваша собственная.

Скорость мыслительного процесса

Задействуйте . Пока оппонент говорит, вы можете оценить его слова, предвидеть дальнейшее развитие монолога, обобщить факты, взвесить все «за» и «против», и сформулировать ответ.

Рассеянность

Люди, страдающие отсутствием концентрации внимания, одни из самых плохих собеседников. Если вы чувствуете свой недостаток, не думайте о нем в процессе общения. Если вы не будете заострять внимание на том, что сейчас ваш мозг «отключится» от темы разговора, и вы этого боитесь, то этот факт не свершится. Этот недостаток поддается «лечению» – забудьте о нем, и предайтесь беседе с интересным человеком.

Перерыв

Скорее, это касается деловых переговоров. Нельзя же, попросить лектора прерваться на 5 минут для того, чтобы мозг отдохнул, и с новой силой взялся за усвоение информации. В деловой беседе такой ход возможен. Слушайте собеседника до тех пор, пока чувствуете, что в состоянии воспринимать информацию, исходящую от него. Как только вы начинаете отвлекаться от темы беседы, делайте перерыв. Десяти минут вполне достаточно.

Разговорное общение

Добивайтесь совершенства в умении правильно изъяснять свои мысли и грамотно формулировать фразы.

Учитесь у них быть интересным и строить правильный монолог. Совершенствуя это умение, вы сможете быть таким же интересным собеседником, которого с удовольствием станут слушать, не перебивая.

Поза

Удобное положение тела при общении гарантирует 50% успеха. Если вы сидите на твердой низкой табуретке, то через несколько минут ваши мышцы «воспротивятся» такому положению тела. Вы станете отвлекаться на свои ощущения дискомфорта, и беседа зайдет в тупик. Человек поймет, что вы его не слушаете, и просто прекратит повествование. Расположитесь с удобством (возможным в конкретной ситуации), и приготовьтесь к беседе.

Здоровье

Большое значение для способности восприятия информации, имеет физическое и духовное здоровье слушателя. Если вы находитесь в хорошей физической форме, спокойны и готовы к общению, то слушать вам будет не только интересно, но и приятно.

Тест «Какой я слушатель?»

Ответьте на все вопросы «да» или «нет». Каждый положительный ответ – 1 балл.

  1. Я улавливаю мысль, и дальше слушать мне не интересно.
  2. Жду окончания повествования.
  3. Сосредотачиваю внимание на теме разговора.
  4. Ищу подтекст.
  5. Перебиваю, но только для того, чтобы уточнить детали или поддакнуть.
  6. Завожу разговор на другую тему, если эта мне неинтересна.
  7. Подмечаю .
  8. Не считаю нужным .
  9. Извлекаю рациональное зерно из любой беседы.
  10. Выслушиваю до конца даже тогда, когда не согласен с оппонентом.
  11. Обдумываю ответ во время монолога партнера.
  12. Не вслушиваюсь в пространные повествования собеседника.
  13. Выделяю только нужное и важно для меня.
  14. Слушаю из вежливости.
  15. Отождествляю себя с оратором.
  16. Перебиваю в тот момент, когда не согласен с человеком.
  17. Чаще киваю головой в знак согласия.
  18. Четко и правдиво отвечаю на поставленный вопрос.
  19. Люди любят со мной разговаривать.
  20. После речи собеседника высказываю свою точку зрения.
  21. Не разговариваю с незнакомцами.
  22. Стараюсь не отводить взгляда от глаз собеседника.
  23. Принимаю точку зрения оппонента, но имею свою собственную.
  24. Делаю вид, что слушаю, пока скучаю.
  25. Обдумываю решение проблемы в тот момент, когда человек еще говорит.
  26. Понимаю, что смысл сказанного для каждого человека может быть свой.
  27. Поправляю ошибки собеседника (смысловые и фонетические).
  28. Не слушаю тех, кто недостоин моего внимания.
  29. Получаю удовольствие от разговора с людьми.
  30. Я больше слушаю, а меньше говорю.

Посчитайте количество баллов:

От 25 до 30 – отличный слушатель.

От 20 до 24 – хороший слушатель, но нужно совершенствовать это умение.

От 10 до 14 – плохой слушатель.

До 9 баллов – анализируйте свои ошибки, иначе люди откажутся общаться с вами.

1 марта 2014

Эффективность деловой коммуникации зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника или оратора. Умение слушать – залог эффективной коммуникации и необходимое условие правильного понимания позиции партнера. В общем плане слушание – это процесс восприятия, осмысления и понимания идей и мыслей партнера по коммуникации. Это умение сосредоточится на речи собеседника или оратора, способность выделить из его сообщения не только идеи и мысли, но и эмоции говорящего.

Виды слушателей и слушания

Существуют разные типы слушателей. Одних заставляют слушать внешние обстоятельства, например приказ начальника. Другие вступают в этот процесс из простого любопытства. Но и в том и в другом случае слушатель не будет иметь глубокого делового интереса в процессе коммуникации и, следовательно, не будет испытывать внутренней мотивации и ответственности за эффективность слушания. В связи со сказанным всех слушателей по ответным реакциям можно разделить на следующие основные виды.

  • Равнодушный слушатель не интересуется тем, о чем идет речь. Весь его вид говорит о том, что ему безразлично, о чем говорит собеседник: потухший взгляд, маска уныния или, напротив, блаженное выражение лица, вызванное собственными размышлениями и отнюдь не по поводу содержания речи говорящего.
  • Слушатель-соглашатель легко принимает идеи говорящего, но так же легко от них отказывается, на самом деле лишь делает вид, что согласен с говорящим. На самом деле, так как его интерес не задет, он желает побыстрее закончить общение.
  • Конфликтный слушатель демонстрирует конфликтное поведение: может выкрикивать с места, задавать провокационные вопросы и т.д. Конфликтное отношение проявляется также в мимике и позе слушателя.
  • Конструктивный слушатель. Основная его установка – понять чужое мнение. Он задает вопросы, но не с целью "утопить" говорящего, а для того, чтобы выяснить детали, найти точки соприкосновения или разногласия, что способствует появлению атмосферы доверия и взаимопонимания.

В данном разделе, поскольку речь идет об умении слушать, мы будем говорить о конструктивном слушателе, т.е. о мотивированном слушателе, внутренне заинтересованном результатами деловой коммуникации. В этой связи сразу же отметим, что важным условием эффективного слушания является личная заинтересованность в получении информации от собеседника или оратора.

В литературе различают два основных вида слушания: нерефлексивное (пассивное ) и рефлексивное (активное) .

  • 1. Нерефлексивное слушание (умение "правильно молчать") характеризуется минимальным вмешательством в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Такое слушание особенно полезно в том случае, когда собеседник обеспокоен чем-то, испытывает настоятельную потребность немедленно высказаться, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму, например: "продолжайте", "да-да", "я Вас слушаю" и т.д.
  • 2. Рефлексивное слушание состоит в умении так организовать свое поведение, чтобы услышать другого человека и понять его. Рефлексивное слушание предполагает активную обратную связь слушателя с партнером по общению и связано с пониманием смысла сообщений. Выяснить подлинное значение сообщения помогают различного рода ответы и реплики со стороны слушателя. Например: "Что Вы имеете в виду?", "Вероятно, Вы думаете, что...", "Как я Вас понял...", "Можем ли мы сказать, что..." и т.д.

В деловой коммуникации важно использовать как нерефлексивное, так и рефлексивное слушание.

Слагаемые умения слушать
  • Дайте понять собеседнику, что вас интересуют его мысли; что его мнение важно для вас; что вы доверяете ему.
  • Не прерывайте и не перебивайте собеседника, выслушайте его до конца. Может быть самая интересная и необходимая информация содержится именно в заключительной части выступления вашего партнера.
  • Слушайте активно, задавайте уточняющие вопросы, если вам что-то неясно или вы не уверены, что правильно поняли собеседника. Но, задав вопрос, дождитесь ответа. Не уподобляйтесь тем, кто, задав вопрос, сам же на него и отвечает.
  • Установите вербальную обратную связь. "Да-да", "Понятно", "Конечно" и т.д. – все это вербальная реакция, подтверждающая, что мы слушаем нашего собеседника. Она приобретает особое значение при общении по телефону.
  • Не смотрите па часы, слушая собеседника. В крайнем случае сделайте это незаметно. Иначе этот жест может быть интерпретирован как отсутствие интереса к собеседнику и как желание поскорее от него избавиться.
  • Не торопитесь опровергать новую для вас информацию. Если вы услышали от собеседника что-то не соответствующее вашим убеждениям или отличное от ваших представлений, не стремитесь сразу возражать, отстаивая свою точку зрения. Лучше просто спросите: "Откуда у Вас такие сведения?", "Почему Вы так считаете?" и т.п.
  • Получите подтверждение того, что вы правильно поняли сказанное. С этой целью спросите у собеседника: "Вы считаете, что...", "Правильно ли я Вас понял, что..." и т.д.
  • Примите соответствующую позу. Не разваливайтесь на стуле, сидите прямо, наклонитесь слегка вперед. Наклон вперед свидетельствует о заинтересованности человека.
  • Повернитесь лицом к собеседнику и развернитесь корпусом к нему. Беседовать с собеседником, повернувшись к нему боком или спиной, а лицом к компьютеру, просто неприлично.
  • Поддерживайте визуальный контакт. Если вы внимательно слушаете собеседника, но при этом смотрите куда-то, но только не на него, он сделает вывод, что вам неинтересно.
  • Кивайте – это весьма эффективный способ показать собеседнику, что вы его слушаете и понимаете. Но не надо кивать слишком часто, ибо в этом случае можно сделать вывод, что ваше терпение закончилось и ему пора закругляться.

Приведенные слагаемые умения слушать не исчерпывают весь набор правил эффективного слушания. У различных авторов встречается разная комбинация этих правил, а также указываются рекомендации, вовсе не вошедшие в приведенный список. В качестве примера приведем "золотые правила" слушания, которые рекомендуют А. Бишоф и К. Бишоф .

  • 1. Слушая собеседника, смотрите ему в глаза и произносите "мгм". Как пишут авторы, это "мгм" – один из важнейших сопроводителей разговора. С помощи его и других звуков можно показать внимательность к собеседнику. "Это называют принимающим, понимающим слушанием".
  • 2. Исключите всяческие помехи. Надо начать с поиска подходящего помещения, а закончить созданием атмосферы, в которой проходит разговор.
  • 3. Дождитесь, когда собеседник скажет все, что хотел, только потом отвечайте. Не прерывайте собеседника. Этого требует хотя бы простая вежливость. Когда вы его прерываете, тем самым даете ему понять, что остальное вас уже не интересует.
  • 4. Не позволяйте словам-раздражителям отвлекать вас.
  • 5. Проверьте, все ли вы правильно поняли. При этом не надо повторять услышанное, а пытаться сформулировать собственными словами то, что услышали. Удобно вводить ваши замечания следующим образом: "Правильно ли я понял, что...?", "Вы считаете, что...", "Похоже, что Вы хотите...", "То, что Вы сказали, я понимаю так..."
  • 6. Проявите способность к эмпатии (умению сопереживать другому). Высокое искусство слушать называется активным слушанием. Целью должно быть понимание ощущений, чувств собеседника.
  • 7. Умение слушать помогает решать проблемы. Если к вам пришел сотрудник (подчиненный) со своей проблемой, и у вас достаточно терпения выслушать его, тогда не вы решаете проблему, а собеседник сам придет к верному решению. Внимательно слушая, вы мотивируете собеседника.
Типы вопросов для эффективной деловой коммуникации

В процессе деловой коммуникации могут возникать такие ситуации, когда предоставленной информации оказывается недостаточно. Если необходимо знать больше или прояснить смысл сказанного, вы задаете вопросы. Как уже отмечалось, наиболее эффективной формой коммуникации является диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы. В разных обстоятельствах употребляются различные типы вопросов. В литературе по деловому общению приводятся некоторые типы вопросов, помогающие получить нужную информацию.

  • Открытые вопросы – наиболее эффективны для ведения диалога и помогают получить максимум информации. Это вопросы типа: что?, кто?, как?, сколько?, почему? На открытый вопрос нельзя ответить словами "да" или "нет", они требуют какого-то пояснения. Такие вопросы задают, когда нам нужны дополнительные сведения или когда мы хотим выяснить мотивы и позицию собеседников. Основанием для таких вопросов является позитивная или нейтральная позиция собеседника по отношению к нам.
  • Закрытые вопросы рекомендуются не для получения информации, а для получения подтверждения согласия или несогласия с высказанной позицией. Закрытые вопросы требуют ответа "да" или "нет". Например, "Справитесь ли Вы...?", "Сделаете ли Вы...?", "Вы выполнили...?" Закрытые вопросы способствуют созданию напряженной атмосферы в беседе, поэтому такие вопросы нужно применять со строго определенной целью. При постановке подобных вопросов у собеседника складывается впечатление, будто его допрашивают. Поэтому закрытые вопросы нужно задавать только в тех случаях, когда мы хотим быстрее получить согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности.
  • Информационные вопросы относится к вопросам открытого типа, и их следует строить так, чтобы они способствовали получению информации, способную заинтересовать различных участников общения и сгруппировать вокруг себя различные мнения. Если вопрос закрытый, т.е. ответ рассчитан на "да" или "нет", он свертывает диалог и его нельзя считать информационным. Например, вопрос типа "Какие меры Вы приняли, чтобы повысить производительность труда?", относится к информационным, а вопрос "Вы действительно думаете, что приняли все меры?" к таковым не относится.
  • Зеркальные вопросы используются для того, чтобы обеспечить непрерывность диалога. Технически зеркальный вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенной собеседником для того, чтобы заставить его увидеть свое утверждение как бы со стороны. Например:
  • – В ближайшее время я не могу завершить эту работу.
  • – Не можете завершить?
  • – Сейчас у меня нет для этого времени.
  • – Нет времени?

Зеркальный вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений, создавать в беседе моменты, придающие диалогу новый смысл.

  • Переломные вопросы удерживают беседу в строго установленном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Подобные вопросы задают в тех случаях, когда уже получено достаточно информации по одной проблеме и хочется "переключиться" на другую.
  • Вопросы для обдумывания вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Цель этих вопросов – создать атмосферу взаимопонимания.
  • Риторические вопросы не дают прямого ответа, так как их цель – вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы. Задавая риторический вопрос, говорящий надеется "включить" мышление собеседника и направить его в нужное русло.
Коммуникативные барьеры при слушании

Умение слушать предполагает знание коммуникативных барьеров, которые возникают в процессе слушания и способствуют их преодолению. К коммуникативным барьерам, мешающим эффективной коммуникации, относятся самые различные трудности и помехи восприятия речи говорящего: отвлечение внимания; высокая скорость умственной деятельности (мы думаем быстрее, чем говорим); антипатия к чужим мыслям; избирательность внимания; потребность в реплике.

М. И. Тимофеев выделяет следующие барьеры, мешающие эффективному слушанию:

  • 1. Трудность в сохранении внимания в течение долгого времени слушания.
  • 2. Установки и убеждения. У всех взрослых есть некоторые стереотипы, установившееся взгляды и убеждения. Большинство людей обладает врожденной способностью искажать информацию таким образом, чтобы она соответствовала их представлению о мире. Этот процесс называется "избирательным восприятием" и сопутствует слушанию.
  • 3. Отношение говорящего к человеку. Симпатии и антипатии к человеку всегда окрашивают воспринимаемое нами в позитивные или негативные тона.
  • 4. Настрой на тему, как на трудную, ставит подсознательный барьер у слушающего.
  • 5. Настрой на тему, как не новую.
  • 6. Оценка внешнего вида собеседника. Предубеждение к речи из-за того, что не нравится внешний вид собеседника, его одежда, манеры, голос.
  • 7. Отвлечение внимания. Это происходит всегда и самопроизвольно, мысли уходят в сторону:
    • из-за нерешенных проблем, собственных забот;
    • увиденного или услышанного;
    • возвращения к ранее сказанному;
    • подготовки вопроса к говорящему;
    • планирования своего выступления.

Можно добавить и другие факторы, мешающие слушать и делающие коммуникативный процесс менее эффективным:

  • отсутствие терпения: желание поскорее высказать свои собственные, как нам кажется, замечательные мысли;
  • леность мышления: не хочется утруждать себя вниманием к чужим мыслям, особенно если человека беспокоят свои проблемы;
  • отсутствие интереса: содержание речи говорящего либо сложно для восприятия, либо мысль не нова и т.д.;
  • негативная установка против говорящего ("Что нового может сообщить мне этот человек...");
  • поспешные выводы: прослушав лишь начало речи говорящего, слушатель сразу выносит категорическое суждение ("Ну, это мне уже давно знакомо...");
  • отрицательное эмоциональное состояние: неуравновешенность, возбужденность, раздраженность и т.п.;
  • обдумывание собственной речи или ответа: в то время как собеседник нам что-то говорит, мы заняты своими мыслями, обдумываем наш ответ, выступление и т.д.

Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего собеседника, можете быть уверены в том, что людям приятно с вами общаться. И конечно, умение слушать является залогом вашего успеха в бизнесе и любой жизненной ситуации.

  • См.: Лтватер И. Я вас слушаю: пер. с англ. М.: Экономика, 1984.
  • Бишоф А., Бишоф К. Секреты эффективного делового общения. М. : Омега-Л, 2012.
  • См.: Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу. ЛГУ, 1991; Мицич Я. Как проводить деловые беседы. М.: Экономика, 1987.
  • См.: Тимофеев М. //.Деловые коммуникации: учеб. пособие. М.: РИОР: ИНФРЛ-М, 2011.