Стоит ли читать «Девушку, которая искала чужую тень» — продолжение «Миллениума. Рецензия на фильм «Девушка, которая застряла в паутине»: самая безликая Лисбет Саландер из всех Что случилось после смерти Ларссона

Всемирно известным профессором Болдером успешно ведутся разработки по созданию искусственного интеллекта. Благодаря упорному труду, ему наконец-то удаётся достичь поставленной цели. Для того чтобы мир познакомился с инновационными разработками профессора, он просит помощи у известного журналиста Микаэля Блумквиста для публикации своих научных работ.

Чтобы собственные научные достижения обезопасить от банального воровства, Болдер нанимает одного из лучших в мире хакеров – девушку, которую зовут Лисбет Саландер. Молодая девушка – превосходный специалист в области современных компьютерных технологий. Ей подвластен взлом практически любой защиты. Кроме того, Лисбет прекрасно справляется с защитой данных, размещённых в глобальной сети. Именно ей выпадает шанс ознакомиться со всей информацией, которая хранится на портале национальной безопасности США.

Журналист и девушка-хакер начинают действовать сообща. У них появляется реальный шанс разоблачить преступную группировку, которая называется «Пауки». При этом эта криминальная группа грозит не только Лисбет и Микаэлю, но и всем жителям Стокгольма. Чтобы узнать, чем закончится кинокартина «Девушка, которая застряла в паутине», смотрите и покупайте билеты в кино онлайн на нашем сайте.

Мнение

Что касается технической стороны вопроса, художественный фильм «Девушка, которая застряла в паутине» получился интригующим и динамичным с первой до последней секунды просмотра. Чтобы особо не напрягаться при его просмотре не стоит обращать внимание на диалоги главных героев – они второстепенны и не несут практически никакой смысловой нагрузки.

По сути, у режиссера Федерико Альвареса («Не дыши», «Зловещие мертвецы: Чёрная книга», сериал «От заката до рассвета») получился типичный экшн. Местами он действительно завораживает так, что зритель начинает с интересом вникать в происходящие события. Картинка вполне качественная, что заставляет задуматься о хорошо проделанной операторской работе.

Режиссёр Федерико Альварес – мастер создавать жуткую атмосферу в своих кинолентах. Конечно, ожидать от ленты сверхмощных эмоций не стоит. Местами она действительно интересна, а в некоторых моментах обнаруживаешь стандартные клише. Однако, если есть желание хорошо провести вечер четверга и попытаться сравнить первую часть этой истории со второй (в прошлый раз главных героев играли другие актёры), то добро пожаловать в кинотеатры Уфы.

Лисбет Саландер боялась, что её чувства вернутся и что она снова почувствует ту боль, когда она видела его в компании с Эрикой Бергер на канун Рождества. Она понимала это, понимала, что скорее всего симпатия постепенно возникала, но не хотела ничего предпринимать. Ей совершенно не хотелось его выгонять, бывало у неё появлялись мысли об его переезде к ней, но что-то останавливало её. Скорее всего, «это что-то» были Эрика Бергер или Моника Фигуэрола. Она не хотела об этом думать. Когда Микаэль упоминал их имена, Лисбет раздражалась. Она понимала, что это ревность, но ничего не могла с собой поделать.
Что со стороны Микаэля, то он привязался к Лисбет всего лишь за месяц. Он думал, что знаком с ней уже целую вечность, что знает все её недостатки и повадки. Эрика Бергер заметила, что Микаэля постоянно нет в редакции, но он работает, правда у Лисбет Саландер. Это настораживало её. Они не были в одной постели уже больше полутора месяца. Возможно, это и её решение. Она оправляется после тяжёлого для неё времени в компании своего мужа Грегера Бекмана. Но она старалась не задумываться об этом. Моника Фигуэрола часто звонила Микаэлю и предлагала отвлечься от его работы и от Лисбет Саландер и наконец встретиться, но тот любезно отказывался, обещая в скором времени позвонить ей и предложить встречу. Микаэль сам не понимал, почему ради Лисбет он отказывается появляться в редакции и стоит против встречи с Моникой. Хотя он знал, что это связано с Саландер - он боялся, что она снова исчезнет, и Микаэль уже её не найдёт.
Лисбет вспоминала иногда Мириам Ву. Она всё ещё была в Париже, но на последней встрече говорила, что вернётся в Стокгольм. Почему-то Саландер не слишком скучала по ней и постепенно забывала её образ. Проходили дни, и Лисбет всё реже и реже вспоминала её. Скорее всего, всё её внимание переключилось на Микаэля.

Был холодный январь. Прошёл ровно месяц с убийства Рональда Нидермана, с суда и с тех пор, как Микаэль посещал Лисбет Саландер. Калле Блумквист был для Лисбет что-то вроде будильника - он приходил около одиннадцати часов утра, тем самым будив Лисбет и в одиннадцать уходил.
Двадцатого января он пришёл снова. Микаэль Блумквист открыл дверь, даже не задумываясь, что она закрыта. Для него она всегда была открыта. Он вошёл и невинно огляделся. Лисбет вышла и поприветствовала его кривой улыбкой.
- Привет, Салли, - Микаэль немного смутился её одежде. Она была в серой свободной майке и в нижнем белье. Видимо, она встала только-только. - Я пойду заварю кофе.
- Мм, - Лисбет потянулась и ушла в душ. Она усмехнулась. - Ты сегодня рано.
Микаэль удивлённо проводил её взглядом и посмотрел на свои наручные часы. На часах показывало 9:03. Он в недоумении поднял брови - обычно в это время он только встаёт.
- Чёрт. Я даже не заметил. Видимо, я уже автоматически к тебе иду. Зайти позже?
- Нет, - твёрдо сказала Лисбет Саландер из ванной.
Микаэль Блумквист улыбнулся и прошёл на кухню. Там он сделал кофе и включил свой ноутбук. Через пятнадцать минут вышла Лисбет в рваных джинсах и серой майке. Она села поодаль стола, на диван и села за уже включённый ноутбук. Микаэль сначала украдкой посмотрел на неё, но потом устремил свой взгляд на Лисбет и долго смотрел на неё.
- Прекрати пялиться, - улыбаясь, сказала Лисбет. Микаэль немного смутился и на какое-то мгновение оторвал от неё взгляд, но затем снова посмотрел.
- Я хочу запомнить твой образ. Если ты вдруг снова исчезнешь. Мне не хочется забывать тебя, - спокойно сказал он.
Она холодно посмотрела на него, но ничего не ответила. Микаэль Блумквист продолжал в упор смотреть на Саландер, но она уже ничего не говорила. Через несколько минут Блумквист произнёс:
- Ты красивая.
Лисбет посмотрела на него и не знала, что ей делать. Прошло чуть больше минуты, когда она всё ещё смотря на него, улыбнулась. Потом она встала, подошла к нему, обхватила руками его голову и поцеловала. Микаэль очень удивился её внезапному ходу, но не стал сопротивляться. Она обвила руками его шею, а он без особого труда подхватил её за ноги и потащил в спальню.
Этой ночью Микаэль остался у Лисбет.

На утро Микаэль проснулся от запаха дыма и увидел, как Лисбет лежала, держа в руке сигарету и выдыхая табачный дым.
- Доброе утро, - он ей улыбнулся.
- Привет.
Наступила небольшая пауза, как вдруг Лисбет спросила:
- Хочешь знать, почему я на два года исчезла из твоей жизни?
Микаэль вытаращил глаза на неё - он никогда не думал, что она захочет говорить с ним об этом. «Да, Лисбет действительно непредсказуемая девушка», - подумал Калле Блумквист.
Он кивнул Лисбет.
- Я поехала к тебе на Беллмансгатан в канун Рождества по очень важному делу. Мне... Я хотела выразить то, что чувствовала к тебе. Я купила тебе подарок. Но увидела как ты и эта сраная Эрика Бергер над чем-то смеялись и обнимались. Мне было больно. Никогда я, чёрт возьми, не чувствовала такой обиды, - она сделала небольшую паузу. - Ведь тогда я первый раз в своей жизни влюбилась.
- Влюбилась в меня? - Микаэль был ошарашен.
Лисбет посмотрела на Микаэля как на идиота. Ей хотелось сказать «Нет, чёрт побери, в Эрику Бергер», но она сдержалась. Лисбет была в ярости, но казалась невозмутимо спокойной.
- А теперь у тебя кроме Бергер появилась Фигуэрола, - насмешливо добавила Лисбет.
Микаэль вспомнила о Монике и об Эрике и понял, сколько уже боли испытала за свою короткую жизнь Лисбет Саландер. Ему вдруг стало нестерпимо жаль её.
- Нет, - твёрдо сказал Микаэль. - Теперь я с тобой.
Саландер посмотрела на него и криво улыбнулась. Она чувствовала сомнение в его голосе, но ей хотелось ему верить. Она задумалась и поняла, что уже второй раз она является инициатором их отношений - первый раз в Хедестаде и второй раз сейчас, спустя два года. Насколько же был чертовски привлекателен Калле Блумквист, раз он позволил Лисбет так открыться перед ним.
Лисбет Саландер поняла, что её чувства возвращались с быстрой скоростью к Калле Блумквисту, но она не боялась теперь, как боялась в тот раз. Она рассказала ему обо всём и ей стало гораздо легче. Теперь ей хотелось только его общества, разговоров с ним. Внезапно Лисбет захотела снова работать с Микаэлем, снова стать его напарницей, снова жить с ним в одном домике и вместе раскрывать дело. Они умели это и доказали. Вместе.

Днём Лисбет и Микаэль были погружены в развлекательное чтение статей и комментариев людей о Веннерстрёме - они вспомнили прошлое. Микаэль держал Лисбет в объятиях, положив руку на дальнее от него её плечо. Она никак на это не реагировала, но в душе ей было приятно, ей не хотелось уходить от него никуда.
Лисбет нагнулась, чтобы взять кофе со стола, и Микаэль в очередной раз увидел через топ голову её огромного дракона, наводящего на людей необычное таинственное ощущение. Он провёл мизинцем по краям татуировки. Лисбет от неожиданности еле заметно вздрогнула.
- Почему ты сделала эту татуировку? - спросил Микаэль у неё, когда она снова была у него в объятиях.
- Были свои причины. Тебе не нравится?
Микаэль Блумквист покачал головой.
- Нет, очень нравится. Она красивая. Как и ты.
Лисбет улыбнулась - ей нравилось, когда её называли красивой, что было и так редко. А слышать это от Калле Блумквиста было ещё более приятно.
- Многих она пугает. Многих пугает моя внешность. Мой пирсинг, татуировки, одежда, даже мои небольшие тоннели в ушах отпугивают людей, - она посмотрела Микаэлю прямо в глаза. - Но мне наплевать.
Микаэль смотрел на неё и опять закивал.
- А мне ты нравишься такой, какая ты есть, - он улыбнулся той невинной улыбкой, которую Саландер ненавидела и любила в одно и то же время. Эта самая улыбка растопила её когда-то. Микаэль не знал, что сказать ещё - он видел, что Салли ждёт продолжения его речи, и это заставило его задуматься. - Ты действительно занимаешь в моём мире и моей жизни особое место, - наконец сказал он и снова улыбнулся. - Спасибо тебе, - это было последнее, что он сказал.
Теперь был его момент ждать её ответа.
Лисбет не находила, что ей ответить. Она внезапно вспомнила, как она сидела у себя дома, ещё на Лундагатан, и размышляла о её чувствах. Она вспомнила, что именно эти слова она тогда и хотела от него услышать. Лисбет хотела, чтобы он продемонстрировал свою любовь к ней - и он это сделал. Теперь был её черёд.
Она улыбнулась ему - криво, но искренне улыбнулась. Микаэль любил, как она улыбается. В её глазах он тогда мог видеть хоть какой-то отблеск огонька.
Лисбет отвела взгляд от Микаэля и тупо уставилась в пустоту, при этом улыбаясь. Она почувствовала себя такой счастливой, какой не чувствовала никогда. Посмотрев на Микаэля снова, она вытянула шею к нему, одной рукой обвила его шею, притянула к себе и поцеловала в губы. Микаэль почувствовал прикосновение маленькой серёжки на её губе на своих губах.

Шведский писатель Стиг Ларссон без преувеличения известен во всем мире, как автор трилогии Миллениум о журналисте Микаэле Блумквисте и девушке-хакере Лисбет Саландер . В родной Швеции он прославился своими исследованиями об ультраправых экстремистах и неонацистах.

Стиг Ларссон (Stieg Larsson ) родился 15 августа 1954 года в Вестерботтене, на севере Швеции. Детство Стиг провел у деда, отца матери, в деревне, поскольку семья была небогата и не могла себе позволить время на воспитание сына в Обществе всеобщего благополучия. Мужчины в семье Ларссонов всегда отличались своеволием и упрямым характером. Дед за критику нацистского режима угодил в годы Второй мировой войны в концентрационный лагерь, отец был активным участником профсоюзного движения. Стиг также пошел по этому пути и активно интересовался политикой, симпатизируя левым.

Стиг с раннего детства отличался любовью к чтению и был заядлым посетителем библиотеки. После окончания школы попытался поступить на журналистский факультет, но не прошел из-за низких отметок. Но как говорится, не везет в учении, повезет в любви. В этом же году на митинге против войны во Вьетнаме он познакомился с молодой, энергичной девушкой Евой Габриэльссон (Eva Gabrielsson ), которая стала его спутницей жизни, хотя официально они так никогда и не были расписаны. Ева работала архитектором, а Стигу удалось устроиться в Шведское агентство новостей на место графического редактора.

Стиг Ларссон всегда интересовался темой ультраправых, нацистов и расистов, а когда в 1995 году его знакомый попросил помочь в финансировании газеты Экспо , разоблачающих деятельность ультраправых, Ларссон помогал ему не только деньгами, но и в качестве литературного негра , то есть писал черновики статей на заданные темы. Когда в 1999 году Ларссон попал под сокращение, он тут же был назначен главным редактором Экспо .

Будущий писатель, всегда был страстным читателем, напирая особым образом на детективные романы и научную фантастику. Он два года возглавлял Скандинавское общество научной фантастики, но сам взялся за перо только в конце 90-х годов. По воспоминаниям коллег свои первые два романа он сжег, поскольку они ему не нравились. К моменту создания первого романа из серии Миллениум , по рассказам близких в голове Ларссона существовали наброски персонажей, которых он с блеском воплотил в своих популярных романах.

Коллеги также рассказывают, что идея написать детектив началась с шутки. Ларссону намекнули, что было бы интересно написать роман о постаревших героях популярного французского комикса Тинтин . Будущий писатель задумался. Однако действительно работа закипела, когда Ларссон попробовал таким же образом состарить знаменитую шведскую героиню детских романов Пеппи Длинныйчулок - так возникла Лисбет Саландер . По воспоминаниям Евы Габриэльссон работа над первым романов из Миллениума началась во время совместного отпуска, который они проводили вместе на Стокгольмском архипелаге.

Все три романа были написаны необычайно быстро, примерно на роман приходилось 9 месяцев непрерывной работы. А если учесть, что каждый роман был объемом более 600 страниц, в день надо было в чистую написать не меньше 2,5 страниц. Ларссон был настолько увлечен написанием романов, что все свободное время проводил за компьютером. В апреле 2004 года он подписал издательский контракт на первые три книги, которые были практически закончены.

Наследники его творчества утверждают, что он написал примерно половину четвертого романа, но поскольку до сих пор наследники не могут разделить права на доработку или печать имеющихся рукописей, серия Миллениум ограничена тремя книгами.

Популярность романов Стига Ларссона столь велика и уникальна, а его книги бьют все рекорды продаж по всей Европе и Америке, обогнав даже сверхпопулярные триллеры Дэна Брауна. По сюжету первых трех романов были сняты популярные фильмы в Швеции, а затем Дэвид Финчер поставил римейк с Дэниэлом Крэйгом и Руни Мара в главных ролях.

О творчестве

Микаэль Блумквист

Микаэль Блумквист (Mikael Blomkvist ) родился 18 декабря 1960 года в Борлене. Микаэль был поздним, но не единственным ребенком в семье Курта и Анники Блумквист. Обоим супругам исполнилось по тридцать пять, когда родился первый ребенок, а спустя три года у Микаэля появилась сестра Анника. Курт часто бывал в командировках, чего требовала его профессия - установщик промышленного оборудования. Анника почти все время проводила дома, поскольку была домохозяйкой.

К моменту рождения младшей Анники семья Блумквист перебралась на постоянное место жительства в Стокгольм. Микаэль мало чем отличался от своих сверстников. Он учился в школе в Броме, а затем ходил в гимназию на Кунгсхольмене. В юношестве он увлекался музыкой, сколотил рок-группу Bootsrap, одну из песен которой даже попала в эфир на радио в 1979 году.

У Микаэля была заветная мечта побывать в разных экзотических странах, чтобы заработать денег на поездку, он работал после окончания гимназии контролером метро. Путешествовал он по Австралии, Таиланду и Индии, а после возвращения его привлекла профессия журналиста, но поступить на обучение в университет ему удалось только после окончания сроков военной службы, проходившей в Лапландии.

В настоящее время Микаэль Блумквист работает профессиональным журналистом, отчего его вряд ли можно назвать богатым.

Подобно своему создателю Стигу Ларссону, Блумквист отвратительно питается (один фастфуд) и злоупотребляет кофе, но в отличие от автора Блумквист держит себя в форме, регулярно бегает по утрам. Он соглашается, с тем, что его считают аполитичным , гораздо больше его привлекают детективы и современная музыка.

Особое место в его жизни занимают женщины. Особое место среди них занимает Эрика Бергер, с которой на протяжении многих лет Микаэль сохраняет удивительно хорошие взаимоотношения. Блумквист был женат на Монике Абрамсон, и у них родилась единственная дочь - Пернилла.

Взаимоотношения с Лисбет Саландер пробуждают в Микаэле отцовские чувства, которые он мало проявлял, когда был женат и воспитывал собственную дочь.

В случае с Блумквистом Стиг Ларссон поступил аналогично как и с Лисбет. Если главная героиня была продолжательницей Пеппи Длинныйчулок, то Блумквист стал взрослым продолжение другого известного шведского героя - Калле Блумквиста. Историю о юном детективе поведала известная Астрид Линдгрен, а очевидная связь подсказана автором, как самой фамилией, так и историей, когда Микаэлю удалось совершенно случайно разоблачить банду грабителей банков, за что он получил прозвище Калле Блумквист.

Микаэль Блумквист работает журналистом в журнале Миллениум, в честь которого и была названа серия, символизировавшая новый подход к журналистике, новый стиль в профессиональной этике и гражданскую позицию. Ларссон использует художественный роман для декларации собственных принципов - независимости прессы, даже от полиции, критичность по отношению к любой форме власти, но в основе критики должны лежать конституционные основы.

Блумквист - талантливый журналист, но достаточно острый оппонент, отчего на него подают в суд в первой книге трилогии, но ему удается справиться благодаря своему таланту.

В российском прокате идет фильм «Девушка, которая застряла в паутине» о подвигах хакерши Лисбет и ее старого приятеля, журналиста Микаэля Блумквиста. Это, как можно догадаться из названия, сиквел «Девушки с татуировкой дракона», только вместо Дэвида Финчера в режиссерском кресле оказался уругвайец Феде Альварес, на счету которого мощный триллер «Не дыши». В роли хакерши выступила бравая англичанка Клэр Фой (сериал «Корона»), а самого Блумквиста сыграл аутентичный швед Сверрир Гуднасон (от призрака Дэниела Крейга, исполнившего эту роль в первой части трилогии, отделаться будет тяжело). «Коммерсантъ Стиль» поговорил со шведским актером Сверриром Гуднасоном


- Итак, каково это - быть в шкуре персонажа, который с нами уже довольно долгое время?

Да, это как Гамлета играть, ведь его тоже другие актеры раньше играли. Хотя это не такая уж редкость в нашей профессии.

- В этом сложность роли?

Нет, сложность роли в том, чтобы сделать ее правдоподобной. Правдоподобной и живой. Но, конечно, я очень уважаю всех, кто играл ее до меня. Микаэль Блумквист был моим близким другом. Так что немного странно перенимать эту роль от него, но все равно очень увлекательно.

- Смерть Микаэля как-то повлияла на вашу роль?

Он умер до того, как я даже узнал об этом проекте. Мы вместе работали над «Серьезной игрой», которую сняла Пернилла Аугуст. Он был отличным парнем.

- Как вам работалось с Феде Альваресом?

У него есть ясное видение того, что он хочет сделать, и он по-доброму направляет тебя. И еще он очень умный. Учитывая его бекграунд и то, какие фильмы он делал, Феде принес очень многое в этот проект. Он знает, как добавить напряжение, как снять настоящий экшн.

- Блумквист - журналист, а вы, готовясь к роли, как-то погрузились в эту профессию?

Нет, разве что я постоянно раздавал интервью журналистам. (Смеется.) Так вас и изучал.

- А какой он журналист? Расскажите про него!

Он журналист-следователь, который стремится докопаться до истины.

Вы упомянули, что Блумквиста выгоняют из его издания. Отражает ли фильм в каком-то роде те изменения, которые происходят в издательском бизнесе и журналистике?

Да, теперь все стало кликбейтом, так? А Блумквист - журналист другой закалки. Он расследует и ищет правду, а это уже больше не продается. Так что да, отражает.

Критики говорят, что Микаэль Блумквист - это повзрослевший Калле Блюмквист из книжек Астрид Линдгрен. Слышали ли вы о таком сравнении и как вы думаете, оно имеет основание?

Я думаю, что он получил свое прозвище, когда был начинающим журналистом и раскрыл несколько банковских ограблений, а Калле Блюмквист - это персонаж книг Астрид Линдгрен, который был в своего рода секретном обществе вроде шпионов. Так что в этом всем есть определенный черный юмор: персонажи детских книжек становятся частью сказок для взрослых.

- А вы читали эти книги?

Да, ведь я живу в Стокгольме, где они и были написаны. Так что я их прочитал, когда они только вышли, и я живу с этой вселенной уже довольно долго.

Вы сказали, что прочитали все книги серии, а книга, по которой снят фильм, это первая, которую написал не Стиг Ларссон («Девушка, которая застряла в паутине» - роман шведского журналиста и писателя Давида Лагеркранца, продолжающий трилогию «Миллениум» Стига Ларссона.- «Коммерсантъ Стиль»). Заметили ли вы какие-то отличия в развитии Микаэля Блюмквиста? Или он мог бы написать ее?

Я думаю, что Давид проделал прекрасную работу по удержанию персонажей в этой вселенной, и мне кажется, что читатели довольны.

А какие отношения в этом фильме складываются между Микаэлем и Лисбет? Как они изменились со времени первого фильма?

Микаэль и Лисбет очень важны друг для друга, но в начале этой истории они не виделись три года. Жизнь Микаэля при этом немного пошла по наклонной. Его выгоняют из журнала, и он пьет чуть больше, чем следует. А потом она появляется и просит его о помощи, это придает ему новые силы. Мне кажется, они чувствуют друг друга и оба ищут правду и справедливость.

- Расскажите, как вам работалось с Клэр Фой, которую мы все знаем как королеву?

Да, она прекрасная актриса. И она очень сфокусированна и обаятельна. Она заботится обо всех вокруг, и с ней ты чувствуешь себя на площадке как дома.

Насколько Клэр была поглощена своей ролью? Я помню, что разговаривал с Нуми, когда она играла эту роль, она говорила, что даже когда камеры были выключены, она продолжала действовать как Лисбет Саландер. А что с Клэр?

Наверное. Хотя она сама вам должна ответить на этот вопрос. Играла она очень убедительно.

- Можете ли вы сказать нам, иностранцам, есть ли что-то такое в скандинавских триллерах, чего мы не понимаем?

Хм, я даже не знаю, я думаю, что некоторые из них похожи на оперу. Я думаю, что скандинавская ментальность в совокупности с преступным миром - это и есть выигрышная комбинация.

Сегодня в прокат выходит продолжение трилогии о хакере Лисбет Саландер и журналисте Микаэле Блумквисте. Впрочем, слово «продолжение» – определение только наполовину верное. Трилогия «Миллениум», написанная в начале двухтысячных, увидела свет уже после смерти автора и буквально взорвала литературные (и не только) круги. Разумеется, следом за книгами последовали экранизации – шведская киносерия воспроизвела на экране все три романа Ларсона, а вот в случае с американским ремейком все ограничилось фильмом, основанным на первой книге.

Впрочем, какой именно вклад , который обычно отличается сильным авторским видением, внес в ремейк, судить сложно – большую часть времени « » с и напоминала покадрово переснятый шведский фильм, хотя стиля и роскошной картинки ленте было не занимать (технический «Оскар» тому подтверждение). Так или иначе, дальше первого фильма в Голливуде дело не пошло, а потому было решено сосредоточиться на создании новой картины, снятой по мотивам четвертого романа о Лисбет Саландер. Тут стоит сказать, что писал его не Ларсон, а коллега писателя Давид Лагеркранц . Книгу, к слову, раскритиковала и шведская пресса, и вдова Стига Ларсона. Факт не то чтобы особенно имеющий отношения к экранизации, но определенно настораживающий.

Итак, Лисбет Саландер и Микаэль Блумквист (здесь их играют звезда « » и ) по-прежнему живут в Стокгольме и продолжают заниматься своими делами: хакерством и журналистскими расследованиями. В какой-то момент к Саландер обращается запуганный спецслужбами ученый, потерявший доступ к своей сверхмощной программе, оставшейся в Агентстве Нацбезопасности США. Он уже попросил помощи у Службы государственной безопасности Швеции, но все же сомневается в компетентности агентов, а потому решает пойти к независимому эксперту, то есть Лисбет, заодно приведя с собой маленького сына. Саландер соглашается, быстро смотрит видео на Youtube и за минуту хакает АНБ.

Американский агент по ту сторону океана (), а именно в Мэриленде, в это же самое время не успевает вырубить сервера, понадеявшись на свои авторитет и прокаченные скилы, а потому спустя несколько часов злой как черт прилетает в Швецию, чтобы забрать назад чудо-программу, способную дать управление ядерными ракетами половины мира. Впрочем, за зашифрованным диском начинают охотиться уже и служба безопасности Швеции, и некие «Пауки» – сеть преступников, готовых на все ради достижения своей цели.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Главная проблема « » – отсутствие атмосферы (из скандинавского здесь только снег и вышеобозначенный Стокгольм, хотя «ремейканизация» очевидна и герои чаще говорят об Америке и Сан-Франциско) и наличие множества сценарных дыр и просчетов. На протяжении всего фильма в руках Лисбет и ее друзей оказывается волшебный ключ от всех дверей – героиня может угнать любую машину, хакнуть что угодно, уйти из-под носа у преследователей и при этом даже не особо пострадать (практически не влияющие на способность к перемещению огнестрелы не в счет – невероятно, но факт). Иными словами, весь фильм является иллюстрацией принципа deus ex machina, который реализуется даже без особых ухищрений.

«Девушка, которая застряла в паутине» не работает и в жанровых рамках: Лисбет упорно не убивает тех, кто хочет убить ее. При том, что авторы сменили героям бэкграунд и попытались сделать непростое прошлое персонажей главной интригой фильма, этот вопрос даже с точки логики остается открытым. То ли Саландер не желает марать руки (мотивация и моральные ориентиры при этом остаются как бы за кадром – она прекрасно справляется с тыканием электрошокером связанным мужикам в причинные места), то ли ее такое поведение попросту прописано авторам и дает им возможность еще сильнее затянуть повествование. Ради чего это происходит – тоже непонятно: несмотря на то, что «Девушка, которая застряла в паутине» невероятно стильно снята, экшен-эпизодов в ней не так много. Да, местечковые заварушки случаются регулярно и бодро, придраться к этому пункту сложно, но катарсиса, к которому так настойчиво и долго ведут создатели, не происходит – все силы заканчиваются примерно на половине пути.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Картина эксплуатирует дешевые подставы, которые задевают как зрителей, так и самих героев. Иногда такая рекурсия и «подстава в подставе», когда персонажи обманывают друг друга, прекрасно срабатывает в рамках фильма, но чаще все же дает сбой. Бросается в глаза и разница между Лисбет и Микаэлем – в оригинале персонажи тоже были слишком разными, чтобы «монтироваться» друг с другом, но в новом фильме существует какой-то катастрофичный разрыв – Саландер, которую играет 34-летняя Фой, выглядит заматеревшей героиней, способной удержать на своих хрупких плечах всю тяжесть мира, а 40-летний Сверрир Гуднасон – не более, чем маленьким невинным мальчиком на побегушках. Он по сути и исполняет именно такие функции – между героями нет диалога, они не работают в команде, а просто взаимодействуют в рамках одного кадра, и то с большой натяжкой.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Напряженность в отношениях Лисбет и Микаэля тоже выглядит надуманной – о том, что между героями что-то было зритель узнает на середине фильма и как бы между прочим. При этом не стоит забывать, что речь идет о ключевых фигурах, которым просто противопоказано быть настолько обезличенными. Остальные персонажи и вовсе выглядят законченными идиотами – тщеславными и самовлюбленными: американский агент бросает через плечо что-то про привилегии, а затем вляпывается так, что мало не покажется. Кроме того, лента , снявшего напряженный триллер « » переполнена символами, которые зачастую выглядят пустышками, а законы физики в ленте работают через раз.

«Девушка, которая застряла в паутине» невероятно уместно смотрится в эпоху #Metoo и всколыхнувших общественность секс-скандалов. Но первоначальная идея Ларсона о том, что Лисбет Саландер представляет собой защитницу обездоленных и героиню, наказывающую мужчин, которые плохо обращаются с женщинами (тема вообще неплохо развита в скандинавской литературе и кинематографе), здесь уходит немного в другую сторону. Во главу угла ставится мотив отказа от родственных связей и травм, с которыми это так или иначе связано – неважно, является ли подобное решение (или даже отрешение) причиной или последствием.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Но и здесь сценарий способен подкинуть подлянку. «Хорошо, что они оба мертвы», – безапелляционно отрезает Лисбет, говоря об отце и сестре, но ее подруга тут же находит в мусоре такой несентиментальной героини старую фотографию, на которой Саландер запечатлена именно с сестрой (). Да, такие эпизоды немного перебиваются пронзительными пассажами, вроде монолога маленького мальчика о том, что прошлое может заставить тебя исчезнуть, но все равно портят итоговое впечатление от просмотра.

Устрашающий грим Лисбет носит лишь однажды: понятно, что дальше у нее просто нет времени на такие мелочи, но пафосность подобных жестов зашкаливает. Создатели в самом деле вытягивают визуал: на полную мощность работают и вступительные титры, и невероятно кинематографичный взрыв в квартире Саландер, и другие эпизоды. Но в остальном фильм скорее статичен, чем динамичен.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Картина действительно работает на зрителя, но при этом выдает тот факт, что авторы перестарались: макияж и одежда сестры Лисбет Камиллы идеальны и гармоничны, закон кармы работает без сбоев и вызывает глубокое чувство удовлетворения, а сама Саландер не встречает на своем пути к финальной цели практически никакого сопротивления, за исключением пары моментов.

Темы терроризма и работы спецслужб здесь сводятся на нет, попытки Блумквиста порассуждать, тварь он дрожащая или право имеет, – тоже. Создатели в принципе сдвинули Микаэля куда-то на периферию, но из-за этого внезапно провал баланс между героями. В оригинале именно они уравновешивали друг друга. В «Девушке, которая застряла в паутине» роль противовеса для Лисбет отведена ее сестре Камилле. Но это противостояние, даже несмотря на кровные связи, не выглядит напряженным, в нем нет искры: только холод. Отчасти – оттого, что героини и сами измождены, они устали от той жизни, которую ведут и от собственного прошлого. Отчасти – из-за того, что химия между персонажами отсутствует как класс: все персонажи «Девушки, которая застряла в паутине» разрозненны и обособленны, они привыкли действовать в одиночку и сражаться сами за себя. Отчасти – и это самое фатальное и самое обидное одновременно – из-за того, что картинка в случае с новым фильмом франшизы сильнее, чем обычно, превалирует над содержанием.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Трейлер фильма «Девушка, которая застряла в паутине»