Методика проведения экскурсии. Виды экскурсий

Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта Мишина Лариса Александровна

10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий

Экскурсия – это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.

Можно выделить несколько основных признаков экскурсии :

1) наличие экскурсионной группы;

2) наличие профессионального экскурсовода;

3) наличие определенной темы;

4) наличие определенной задачи и цели;

5) знакомство с объектами (в соответствии с определенной темой) в движении или при остановках.

Главным признаком экскурсии является единство показа объектов экскурсии и грамотного и интересного рассказа экскурсовода . Только при объединении этих двух условий экскурсия будет полной и интересной, а экскурсанты останутся довольны.

Классификация экскурсий представляет собой разделение их на типовые группы, подгруппы и виды. Классификация экскурсий по признакам помогает подготовить наиболее эффективную и интересную программу, в зависимости от ее целей и аудитории, дает возможность экскурсоводу правильно подобрать план экскурсии, тон подачи информации.

В своей общей массе экскурсии можно разделить по нескольким признакам.

1) обзорные;

2) тематические, которые, в свою очередь, могут подразделяться на исторические, литературные, природоведческие, военно-исторические и др.

По составу участников экскурсии делятся на экскурсии для:

1) взрослых;

3) местных жителей;

4) иногородних;

5) иностранцев.

По месту проведения экскурсии бывают:

1) городские;

2) загородные;

3) музейные;

4) производственные;

5) религиозные (экскурсии в монастырях, церквях).

По способу передвижения экскурсии бывают:

1) пешеходные;

2) транспортные;

3) комбинированные.

На практике чаще всего используется классификация по признакам.

Существует еще несколько классификаций экскурсий.

1. Классификация по степени увлеченности экскурсией . Сущность этой классификации заключается в делении всех участников экскурсий на определенные группы, в зависимости от их отношения к экскурсии, как к виду услуг. Этот вид классификации включает три основные категории экскурсантов. В первую категорию экскурсантов входят любознательные люди, которые хотят знать «все обо всем», и экскурсоводы должны рассказать им все самое новое и интересное, не забывая о мелких подробностях. Это самые активные участники экскурсий. Они постоянно задают вопросы и требуют на них полных и развернутых ответов. В эту группу могут входить люди, различные по уровню дохода, образованию и возрасту. Но все они сходны в одном – в своем желании получать знания, их привлекают любые темы экскурсий. Во вторую категорию могут быть отнесены люди, которые имеют широкий круг знаний и проявляют определенный интерес к одной из областей знаний, например, к литературе XVII в. Чаще всего эта группа ставит перед собой задачу пополнить свои знания по интересующей теме, поэтому такие люди выбирают конкретную тему экскурсии и относятся к информации довольно серьезно. Работа с участниками этой группы требует постоянного расширения и углубления экскурсионной тематики. К третьей категории относятся люди, которые хотят заполнить свой досуг интересными мероприятиями без четко определенной цели. В ходе экскурсии в подобной группе происходит разделение: часть экскурсантов становится активными участниками мероприятия, другие не проявляют заинтересованности к речи экскурсовода.

2. Классификация по роду занятий (профессии) экскурсантов . Для проведения экскурсий для подобных групп должны учитываться профессиональные интересы каждой группы.

3. Классификация экскурсий по направленности на различные группы слушателей . Главное отличие экскурсий по данной классификации – это содержание мероприятия, зрительный и словесный материал, методика его преподнесения участникам. Нужно учитывать то, что люди различного возраста и разных профессий по-разному воспринимают и усваивают одинаковую информацию. Школьников, например, не заинтересует монотонный рассказ гида на тему, о которой они знают очень мало, в свою очередь, учителя и педагоги, воспитанные на научных трудах, не воспримут материал, изложенный в игровой форме, с использованием анекдотов и шуток.

Существуют также особенности проведения экскурсий для различных групп.

Всех участников экскурсий можно подразделить на:

1) участвующих в обычных экскурсиях , которые помогают расширить кругозор слушателей. Среди этой части экскурсантов создаются группы из молодежи, детей, городских и сельских жителей, отдыхающих на туристических базах, в гостиницах или путешествующих по туристическим маршрутам. Тема экскурсии должна заинтересовать любого слушателя из данной группы. Для этого необходимо продумать методику преподнесения информации в зависимости от группы слушателей. Комплектование групп производится по желанию самих участников;

2) участвующих в учебных экскурсиях , которые являются неотъемлемой частью учебного процесса. Подобные экскурсии помогают раскрыть темы, предусмотренные учебным планом. Учебные экскурсии проводятся для учащихся школ и вузов, а также для участников семинаров и курсов.

Экскурсии для сельского населения . Особенностью проведения названного вида экскурсий является то, что экскурсии проводятся между сельскохозяйственными работами. Именно поэтому такие экскурсии должны сочетаться с отдыхом. При подготовке данного вида экскурсий необходимо учитывать профессиональные интересы данной группы экскурсантов, а также тот факт, что сельское население часто плохо знает город и слабо ориентируется в нем. Экскурсоводы должны хорошо знать интересы сельских жителей, иметь представление об их культурной жизни и производственной деятельности.

Экскурсии для приезжих граждан (жильцы гостиниц, пансионатов, отелей). При проведении подобных экскурсий, экскурсоводы должны помнить, что большинство туристов приезжает в незнакомый для них город. Приезжающие хотят узнать о городе побольше нового и познакомиться с его достопримечательностями. Программа экскурсий должна включать любые виды экскурсии – музейные, литературные и т. д.

Экскурсии для отдыхающих в санаториях . Особенность этих экскурсий заключается в том, что все люди, приезжающие в санаторий, имеют различные проблемы со здоровьем. При подготовке экскурсии необходимо учесть, какой срок может вынести отдыхающий на свежем воздухе, какая эмоциональная и умственная нагрузка необходима для того, чтобы человек, находящийся в нездоровом состоянии, мог полноценно воспринимать информацию.

Экскурсии для молодежи . При подготовке таких экскурсий нужно учитывать, что молодежь наиболее активна. Экскурсия должна быть построена в форме диалога, чтобы все могли задавать вопросы. Информация должна преподноситься в живой, активной форме, должны учитываться специфические особенности молодого поколения. Часто в экскурсию добавляют несколько современных интересных фактов. Экскурсию можно провести на роликах или велосипедах.

Экскурсии для детей можно разделить на две группы:

1) школьные: урочные, внеурочные и внеклассные. Эти экскурсии носят обучающий характер. За знания, полученные на экскурсии, ученики часто получают оценку, которая заносится в журнал;

2) внешкольные. Могут носить игровой характер, связаны с общим обозрением интересующей темы.

Технология организации экскурсии включает в себя два основных этапа.

Первый этап – подготовка экскурсии . В данный этап включается:

1) выбор темы, целей и задач экскурсии;

2) изучение и выбор экскурсионных объектов;

3) разработка, уточнение и окончательное составление маршрута экскурсии;

4) изучение материалов по выбранной теме экскурсии;

5) разработка контрольного и индивидуального текста экскурсии;

8) составление технологической карты экскурсии;

9) проведение и утверждение пробной экскурсии.

Второй этап – проведение экскурсии – включает:

1) показ объектов экскурсии;

2) экскурсионный рассказ.

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Из книги Fast-менеджмент. Управлять – это просто, если знаешь как автора Нестеров Федор Федорович

Из книги Безопасность карточного бизнеса: бизнес-энциклопедия автора Алексанов А. К.

Виды мошенничества для кредитной организации - эмитента Утерянные/украденные карты (Lost/Stolen cards)Значительная часть утерянных или украденных карт впоследствии используется злоумышленниками для совершения преступлений. Этот вид мошенничества, имеющий более чем

Из книги СуперКлуб: pre-party автора Минаев Александр

Из книги Бизнес-тренинг: с чего начать, как преуспеть. Советы руководителям и тренерам автора Прокофьева Надежда Ильинична

1.1. Определение потребности организации в обучении. Виды обучающих программ, их особенности и назначение Нет предела совершенству! «Учиться, учиться и учиться» – этот лозунг не только не устаревает, но и становится с течением времени все более актуальным. В зависимости

Из книги Психология победы [Секреты подготовки олимпийских чемпионов и преуспевающих бизнесменов, или 24 часа в твою пользу] автора Кутовая Елена Ивановна

Из книги Любовь без границ. Путь к потрясающе счастливой любви автора Вуйчич Ник

Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации с уставным (складочным) капиталом, разделенным на доли (вклады) его участников. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и

Из книги Влияние и власть. Беспроигрышные техники автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта автора Мишина Лариса Александровна

8.6. Технология и организация питания туристов. Виды питания Услуги питания в туризме выступают как одни из главных, так как удовлетворяют физиологическую потребность туристов в пище. Однако процесс потребления пищи часто совпадает в туризме с процессом общения между

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

Глава 10. Проведение экскурсий 10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий Экскурсия – это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.Можно выделить несколько основных признаков

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

10.2. Правила безопасности при проведении экскурсий При проведении экскурсий следует строго соблюдать правила безопасности.Рассмотрим некоторые из первоочередных мер, обеспечивающих безопасность туристов при проведении экскурсий:1) проведение перед экскурсиями

Из книги План полета: Как достичь высот, о которых вы даже не мечтали автора Трейси Брайан

10.3. Качество экскурсий Любая экскурсия должна соответствовать определенному уровню качества. На качество экскурсии может влиять:1) правильно (не правильно) выбранные цели и задачи экскурсии;2) доходчивость излагаемого материала;3) содержание экскурсии и т. д.Для того,

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Ключевые этапы подготовки Народная мудрость гласит: «Хорошее начало - полдела». Тщательная подготовка отличает профессионалов высокого класса и успешных людей в любой области. Если вы хотите попасть в их ряды, проверенный способ - составить свой личный контрольный

Слово «экскурсия» произошло от латинского слова «excursio» - поездка, в русском языке оно появилось в XIX веке. Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона. Экскурсия в современном понимании - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Сущность экскурсии можно определить так: экскурсия -- сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче. Функция в переводе с латинского означает: исполнение, круг деятельности, обязанность, роль. Функционировать - значит действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главное свойство. Диапазон достаточно широк. Почти в каждой экскурсии присутствуют познавательные, образовательные, информационные, воспитательные функции, функции научной пропаганды, организации культурного досуга и формирования интересов, расширение культурного кругозора и др.

Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения - от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствием хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

а) у автобусных - показ объектов при замедленном движении автобуса, показ объектов при остановке движения автобуса без выхода из него, показ объектов с выходом экскурсантов из него;

б) у музейных - знакомство материалами, расположенными на стендах;

в) у производственных - демонстрация действующих объектов.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином "гидизм". "Гидизм"" следует рассматривать как отрицательное явление, как результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида - это разные понятия.

Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в информационном обеспечении туристов.

Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями, историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснения, помогает экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, связанным с этим объектом. Таким образом, в процессе экскурсии экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения экскурсантов, а сообщаемые сведения благодаря наглядности хорошо запоминаются и способствуют расширению их кругозора.

Классификация экскурсий

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристических услуг. В настоящее время экскурсии классифицируются по:

2. Составу и количеству участников

3. Месту проведения

4. Способу передвижения

5. Продолжительности

6. Форме проведения

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

Обзорные экскурсии еще называют многоплановыми. В них используется исторический или современный материал. Строиться такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменитых событий и т.д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, стране в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития. В отличии от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой, прежде по своей структуре. В тоже время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в истории развитии, которые присущи определенному городу или стране. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей и поэтов и т.д.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой. Если экскурсия на архитектурную тему, то предметом показа могут быть старинные архитектурные сооружения, ансамбли.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, искусствоведческие, литературные, природоведческие, архитектурно-градостроительные.

2. По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых, студентов, школьников, пенсионеров и т.д. Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание экскурсий, методику и технику их проведения, а также их продолжительность.

3. По месту проведения экскурсии могут быть: городские, загородные, производственные, музейные.

По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

По продолжительности экскурсии бывают от одного академического часа (45 мин.) до суток. Краткосрочные туры (от 1 до 2 дней) часто называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено нескольких экскурсий разной продолжительности.

6. По форме проведения экскурсии подразделяются на следующие виды: экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха. Проводятся в лесу, в парке, в горах и.т.д. Экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения.

Экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификаций. Экскурсия учебная является формой обучения и повышения квалификаций экскурсионных работников.

Городская обзорная экскурсия представляет наибольший интерес для экскурсантов, так как позволяют за короткое время (обычно три часа) получить общее представление о городе, увидеть достопримечательные места, узнать этапы исторического развития и т.д. Все обзорные городские экскурсии сходны по структуре: каждая из них содержит несколько обязательных подтем, которые при расширении, углублении, включении новых объектов показа могут стать самостоятельными тематическими экскурсиями. Выбор из множества подтем основных, обязательных - сложная задача. В жизни города необходимо выделить именно те стороны, которые оказали решающее воздействие на его историческое развитие.

При выборе подтем обзорной экскурсии должны учитываться национальное своеобразие каждого города, особенности быта, архитектуры, искусства. Определение тематике - один из важнейших вопросов в разработке городской обзорной экскурсии. Многоплановый характер городской обзорной экскурсии вызывает определенные трудности в выборе объектов показа. В каждом достаточно крупном и старом городе встречаются и исторические, и архитектурные, и современные памятники. Многоплановый характер обзорной экскурсии, включающий различные подтемы, определяет сложные логические переходы от одной темы к другой. При помощи логических переходов экскурсовод в процессе рассказа должен связать памятники разных эпох и основные подтемы экскурсии в единое целое.

Структура городской обзорной экскурсии обычно начинается с краткого введения, затем следует основная часть, в процессе которой освещаются подтемы экскурсии. После знакомства с городом экскурсовод делает заключение и ответы на вопросы. Городская обзорная экскурсия - экскурсия высокой категории сложности и требует от экскурсовода разносторонних знаний, владения в совершенстве методическими приемами ее проведения. При проведении обзорной экскурсии широко применяется индуктивный метод изложения материала. Важно сразу же установить контакт с группой, заинтересовать экскурсантов. Городские обзорные экскурсии - самые посещаемые и в структуре экскурсионного обслуживания занимают большой удельный вес. Они проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории.

Экскурсии на исторические темы - из тематических экскурсий представляют наиболее многочисленную группу.

В тексте и методической разработке экскурсий на исторические темы должна быть отражена историческая эпоха путем краткой характеристики социально-экономических формаций, производительных сил и отношений, правильно освещены такие вопросы, как роль личности в истории, исторические события и явления в их причинно-следственной связи. Объектами исторических экскурсий могут быть памятники, памятные места и сооружения, связанные с историческими событиями в жизни страны, деятельностью исторических личностей и т.д.

В каждой исторической экскурсии обязательно должен присутствовать материал о современности. Экскурсовод обязан освещать исторические факты и события с позиций новейших достижений науки, делать экскурсию актуальной и современной.

Литературные экскурсии - обогащают человека духовно, доставляют ему эстетическое наслаждение. По месту проведения литературные экскурсии бывают городскими, загородными и по литературным заповедникам. Литературная экскурсия создается в том случае, если в городе достаточно объектов, связанных с жизнью и творчеством писателя и если в его произведениях описываются улицы, переулки, дома. При подготовке экскурсии работа начинается со сбора текстового материала, затем ведутся поиски объектов. Выявлять объекты не всегда просто, особенно если экскурсия посвящена писателям прошлого. В этом случае необходимо обращаться к справочникам, архивным материалам.

В литературные экскурсии часто в качестве объектов осмотра включаются памятники писателям. Показ памятников имеет свои особенности: важно раскрыть существенные стороны творчества писателя, т.е. показ памятника следует вести только в литературном плане. Объектами для показа обычно немного, а внешний облик зданий, где жили, работали писатели, издавались их произведения. Экскурсовод должен так показать эти памятные места, чтоб экскурсанты поняли и оценили их значение в жизни и творчестве писателя. При этом нельзя обойтись без наглядного материала, в частности фотоиллюстраций. На фотографиях и рисунках могут быть изображены памятные места, какими они были при жизни писателя, портреты писателя и близких ему лиц, сыгравших в его жизни определенную роль, иллюстрации к произведениям писателя.

Искусствоведческие экскурсии - в основу их классификации положены различные виды искусства: музыка, кино, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Они знакомят с произведениями изобразительного искусства, делятся на экскурсии с показом произведений живописи и т. д. Экскурсии с показом произведений живописи проводятся по картинным галереям и историко-художественным музеям. Большое значение в искусствоведческих экскурсиях имеет так называемая культура показа памятника. Здесь все важно: и правильное расположение группы и положение экскурсовода, и отточенность и четкость его жестов.

Экскурсионные группы создаются с учетом возрастных особенностей экскурсантов - для детей, молодежи и т.д. Экскурсии для детей школьного возраста делятся на две группы - школьные и внешкольные. Школьные экскурсии носят учебный характер, проводятся с целью углубленного изучения школьной программы. Внешкольные экскурсии организуются экскурсионными учреждениями и направлены на расширение кругозора детей и подростков. При показе объектов для школьной аудитории не следует давать искусствоведческий анализ и рассказать об особенностях стиля памятника, но необходимо подчеркнуть его красоту и величие. В экскурсиях для детей обязательно используются наглядные пособия. Они должны быть четкими, большого размера аккуратно оформлены. В ходе экскурсии предусматривается отдых, во время которого проводятся игры, викторины, исполняются песни. Экскурсии для детей выполняют не только познавательную, но и воспитательную функцию, причем воспитательных элементов в этих экскурсиях должно быть больше, чем в любых других. Особое значение имеют элементы ритуала: возложение цветов, минута молчания. При подготовке экскурсии для молодежи большое значение имеет вопрос об объеме экскурсионного материала. По объему этот материал должен быть меньше, чем для взрослых, но более живой, интересный, с элементами романтики. В экскурсиях необходимо использовать большое количество иллюстраций, выдержек из исторических документов и произведений художественной литературы.

Экскурсионный материал

Средствами, формами и методами экскурсионной деятельности экскурсоводы информируют, просвещают, помогают людям на практике удовлетворить их насущные потребности в знаниях. Структурными компонентами экскурсий являются: экскурсовод - экскурсионный объект -экскурсант. Проведение экскурсий не сводится лишь к передаче определенной суммы знаний и их донесению до экскурсантов, а предполагает их слияние с имеющимися у экскурсантов знаниями, с их собственным жизненным опытом, формированием у них определенных убеждений. Преимущество и сила методики экскурсионного воздействия заключатся в том, что полученная экскурсантами во время экскурсии информация в процессе усвоения корректируется, становится их собственностью.

Существует много различных видов информации: политическая, научная, художественная, техническая и т.д., которые связаны с пониманием и действуют на сознание человека. Если информация национально окрашена - она может воздействовать на сознание человека более эффективно. Широкое использование примеров ораторского мастерства, возможностей голоса, мимики, жестов позволяют усилить смысловое содержание информации. «Живое слово» является более оперативным путем донесения до экскурсантов фактов, комментариев, сообщений.

Работа экскурсовода также тесно взаимодействует с социальными, психологическими и педагогическими процессами. Это взаимодействие и определяет специфику методики деятельности. Изучение мотивов посещения людьми экскурсий позволяет полнее использовать потенциальные возможности экскурсовода. Исследования показывают, что чем выше заинтересованность экскурсанта, тем активнее он воспринимает информацию. Использование в экскурсиях неизвестной, но интересующей человека информации повышает к ней интерес. Непосредственное общение с экскурсантами, прямой контакт, возможность оценки реакции в общении с ними, квалифицированная подача материала, а также создание атмосферы взаимного доверия и доброжелательности - непременные условия успеха проведения экскурсии.

Другим условием эффективности экскурсии является достоверность информации. Любое искажение правды травмирует людей, приводит к утрате доверия, поэтому при подготовке и проведении экскурсии необходимо опираться на достоверность источников получения информации. Отбор фактов - основа каждого сообщения. Таким образом, экскурсия одновременно решает две задачи: несет людям знания и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения.

Каждая экскурсия имеет свою четко определенную тему на основе существующей классификации экскурсий. Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором. Тема тесно связана с целью экскурсии. Цель - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного осознания определенной тематики экскурсий. Тема экскурсии задается изначально, а к идее, как к общему главному выводу, автор экскурсии должны постепенно подвести экскурсантов путем активного побуждения у них восприятия действия, необходимо заставить каждого из них стать как бы участником события и самому осмыслить идею. В данном случае задача осознания экскурсантами идеи подчинена развитию действия.

Одной из специфических особенностей экскурсии являются зрительная и документальная основы. Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами - в композиции.

Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение подтем основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсий. Композиция есть организация действия и соответствующее расположение материала.

Вступление состоит из двух частей: организационной (представление экскурсовода, водителя - в автобусной экскурсии; фирмы, от которой экскурсия проводится; краткого инструктажа экскурсантов по правилам поведения и безопасности на маршруте) и информационной (краткое сообщение о теме, маршруте, протяженности и продолжительности экскурсии, времени и месте окончания). По времени вступление рассчитано на 5-7 минут.

Основная часть экскурсии предполагает основное действие во время проведения экскурсии, поэтому она должна содержать введение в тему, завязку, развитие (нарастание) действия, кульминацию и развязку. Введение в тему - это ввод в действие, краткий рассказ об эпохе, предшествующих событиях. Введение в тему обычно перерастает в завязку или непосредственно начало действия. Введение в тему и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Основная часть строиться на конкретных экскурсионных объектах, на сочетаниях показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, объединенных темой. Количество подтем экскурсий в среднем составляет от 5 до 12. Подтемы включают несколько вопросов и логически увязываются между собой в определенной дозировке по времени, в зависимости от значимости той или иной полтемы в данной экскурсии. При этом важным является подбор объектов таким образом, чтобы объекты помогали бы раскрытию содержания определенным путем.

В основной части подтемы должны быть подчинены строгой логичности, материал необходимо подбирать с учетом развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми « мостиками » (логическими переходами) с предыдущим и последующим.

Нарастание действия служит заодно введением в тему и завязкой и развивается по восходящей к кульминации и развязке. Не следует идти от эмоционально сильного построения подтем и показ более значимых объектов к менее значимым. В развитии действия надо стремиться к соучастию - это наивысший эмоциональный момент, требующий психологической готовности. Законченность каждой подтемы предлагает законченность композиции каждого отдельного вопроса, каждого эпизода. Развитие действия необходимо довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражает идея замысла экскурсии.

Кульминация - это точка, момент наивысшего напряжения фабульного (фабула - это цепь событий, о которых повествует экскурсия) действия. В центре кульминации лежит главное событие, главный экскурсионный объект. Если исходное событие в завязке и собственный ряд в основном развитии действия логично между собой сопряжены, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей экскурсии. Экскурсия же на маршруте должна подготовить экскурсантов к встрече с данным объектом. Кульминацией в экскурсии часто является финал. Он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как представляет собой наиболее важный момент для максимального проявления активности всех участников.

Особенности технологии, творческий характер работы увеличивают значение монтажа подтем при создании экскурсии. Для того чтобы экскурсия не распалась на отдельные эпизоды, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход, соответствующий данной экскурсионной теме. Заданный ход не только устанавливает динамику, направление развития сюжета экскурсии, но и является связующим моментом при соединении, т. е. при монтаже отдельных подтем. Удачно подобранные логические переходы в данном случае могут выполнять не только связующую роль, создающую ощущение целостности двух совершенно разных подтем, но и в отдельных случаях несут смысловое значение.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно занимает по времени в среднем 3-5 минут и состоит из двух частей:

1) итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии;

2) информация о других экскурсиях, расширяющих и углубляющих данную тему.

Экскурсия - результат двух важнейших процессов: ее разработки и ее исполнения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Создание экскурсионного продукта - сложный процесс, требующий активного участия менеджеров и экскурсоводов. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от их знаний, компетентности, степени практического опыта, усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы воздействия на экскурсантов.

Этапы разработки экскурсий:

1. Определение цели и задач экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы и составление библиографии.

4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута экскурсии.

7. Объезд или обход маршрута.

8. Подготовка контрольного текста экскурсии.

9. Комплектование «портфеля экскурсовода».

10. Определение методических приемов проведения экскурсии.

11. Определение техники проведения экскурсии.

12. Составление методической разработки.

13. Составление индивидуального текста.

14. Прием (сдача) экскурсии на маршруте.

15. Утверждение экскурсии в качестве турпродукта туристкой фирмы.

К разработке каждого этапа предъявляются определенные требования. Работа считается завершенной, когда будут подготовлены все необходимые документы.

Таблица 1.1. Документация, необходимая для экскурсионной темы

Название документа

Список литературы по теме

Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии

Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут

Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид объекта, его наименование, событие, с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники

Контрольный текст экскурсии

Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой для индивидуальных текстов

Индивидуальные тексты экскурсоводов

Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом, на основе контрольного текста. Дает характеристику объектов и событий. Содержит вступление, основную часть, заключение, логические переходы

Схема (карта) маршрута

На отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам

«Портфель» экскурсовода

Папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, другие наглядные пособия

Методическая разработка на тему

Рекомендации по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам

Материалы экскурсии

Материалы по теме: рефераты, справки, таблицы, цифровой материал, выдержки из документов, копии, цитаты из литературных произведений

Список экскурсоводов, которые допущены к проведению экскурсии по теме

Этот список пополняется по мере допуска к проведению экскурсии новых экскурсоводов

Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к такой форме и методу приобретения знаний, как экскурсия, а также совокупность методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп. Экскурсионная методика - это и умение производить определенную работу в соответствии с утвержденными правилами и требованиями.

Работники туристско-экскурсионных учреждений в своей деятельности должны исходить из того, что методика экскурсионной работы является частной методикой, т.к. она связана лишь с одной из форм распространения информации и знаний. Назначения экскурсионной методики состоит в том, чтобы помочь экскурсантам лучше усвоить содержание экскурсионного материала. Основой экскурсии является показ объектов. При неправильном отборе объектов и неумелом использовании методики показа может быть утеряно главное преимущество экскурсии перед другими формами воспитания - зрительные впечатления. Нельзя успешно провести экскурсию, подготовленную без учета методической оправданности использования конкретных приемов показа и рассказа.

Профессиональное мастерство экскурсовода находит свое выражение в отборе и практическом использовании объектов во время показа их экскурсантам. На экскурсионный показ может быть распространенно толкование, принятое в педагогике по вопросам эффективности и целесообразности демонстрации наглядных пособий. Эффективность демонстрации зависит: от правильного выбора демонстрируемых объектов, от того, что показывается и как показывается, а также от умения преподавателя сочетать свое словесное пояснение с демонстрируемым наглядным объектом.

Педагогическая наука считает целесообразным проводить демонстрацию наглядных пособий при наличии следующих четырех условий:

1. Когда наглядные пособия служат объектами непосредственного изучения и это дает возможность зрителям извлекать необходимые знания об их формах, свойствах и отношениях.

2. Когда наблюдаемый объект в сочетании с личным опытом зрителей помогает объяснить внутренние связи в явлениях, недоступных восприятию в момент наблюдения.

3. Когда демонстрируемый объект служит подтверждением (иллюстрацией) к рассказу.

4. Когда объект наблюдения является отправным пунктом для характеристики тех явлений и связей, которые до этого момента не были известны участникам наблюдения.

Названные условия имеют прямое отношение к экскурсионной практике в части организации показа объектов, их наблюдения, изучения и исследования под руководством экскурсовода. Необходимо иметь в виду, что экскурсионный процесс, его содержание и сама методика преподнесения материала по теме находится в зависимости от объектов. Экскурсоводу важно правильно организовать показ объектов, включенных в маршрут. Ему нужно исходить из того, что каким бы интересным ни был объект, его главная задача - достаточно полно раскрывать зрительно и подтверждать одно из положений темы. Неопытный экскурсовод может так расположить группу для наблюдения объектов, что выдвинутое им положение практически становится недоказуемым. Например, не стоит рассказывать группе об охране природы и показывать природные объекты (рощу, сад, зеленый бульвар) на фоне фабричной трубы, из которой идет густой дым и т.д. Каждый раздел экскурсионной методики имеет свои особенности, свое содержание. Умелое использование экскурсионной методики при наличии хорошего контрольного текста - это один из эффективных путей повышения действенности экскурсионной формы преподнесения информации, что должен учитывать в своей работе каждый методист и экскурсовод.

Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов: показа экскурсионных объектов и рассказа о них. Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами, одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно измениться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения. Такие же изменения происходят и с рассказом. Он может быть более или менее подробным, более или менее образным. Основные причины этих различий - в меняющемся содержании экскурсий в зависимости от особенностей аудитории; в обеспеченности данной темы объектами; в характере демонстрируемых объектов; в степени их сохранности; в объеме фактического материала, которым располагает экскурсовод; в сложностях наблюдения и понимания объектов экскурсантами.

Показ - это процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, памятником архитектуры или архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности объекта. Показ объектов является действием, занимающим главенствующее положение в экскурсии. Правильно отобранные объекты, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объекта под руководством квалифицированного специалиста. Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

Самостоятельного наблюдения экскурсантами объекта;

Ознакомления экскурсантов с экспонатами « портфеля экскурсовода » с целью дополнения зрительного ряда;

Показа под руководством экскурсовода (с применением определенных методических приемов показа).

Условия для показа:

Правильно выбранные точки показа;

Время, сезон, более выгодные для показа;

Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, не имеющих отношения к данной теме экскурсии;

Возможность передвижения экскурсантов в целях использования методического приема при показа объекта с разных точек обзора;

Умения и навыки экскурсовода;

Подготовленность экскурсантов к наблюдению объекта.

Экскурсия представляет собой органическое сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важного дополнения к этому уникальному в своем роде сочетанию - слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическое единство между тем, что получает экскурсант при наблюдении объекта, и пояснениями экскурсовода.

Рассказ - это условно принятое в экскурсионной деятельности название устной речи экскурсии, т.е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе (например: объект - историческое событие, с которым он связан; характеристика и анализ объекта; деятельность конкретных исторических лиц).

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи:

1) комментирует, поясняет, дополняет увиденное;

2) реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.

Рассказ - это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монолога. В ходе экскурсии происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений - к словесным оценкам и выводам.

Требования к рассказу: тематичность, сюжетность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

Экскурсия - это та золотая середина, где удается достигнуть оптимального сочетания между показом объектов и рассказом о них и о событиях, с ними связанных. Наиболее эффективно провести экскурсию позволяют методические приемы показа и рассказа. Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой - она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике.

Особенности показа в экскурсии: Активность осмотра. Целенаправленность изучение объектов - памятников истории и культуры, зданий, сооружений, памятных мест. Логическая последовательность. Показ каждого последующего объекта служит как бы ступенькой в раскрытии темы. Отсюда его строго определенное место в ряде показываемых объектов, в самом маршруте. Опережающая роль осмотра объектов. Показ в экскурсии в подавляющем большинстве случаев, как правило, предшествует рассказу. Зрительные впечатления рассказа служат как бы вступлением к нему.

Особенности рассказа в экскурсии: Зависимость от движения экскурсионной группы. Рассказ в экскурсии всегда подчинен ритму движения экскурсионной группы, маршруту этого движения. Поэтому текст, подготовленный для пешеходной экскурсии, не может быть использован на автобусной и наоборот. Подчиненность показу. Рассказ связан с объектами, расположенными на пути следования группы. Вне объектов нет экскурсионного рассказа, рассказ без показа является нарушением экскурсионного метода сообщения знаний, снижает качество экскурсии. Использование зрительных доказательств. Экскурсант при рассказе должен видеть сам объект или представлять его в реконструкции виде, при помощи материалов « портфеля» экскурсовода. В разных экскурсиях в зависимости от их характера, тематики и т.д. используются различные методические приемы показа и рассказа.

Показ и его основные приемы.

Предварительный осмотр. Используется, когда экскурсанты находятся у памятника и уже увидели его. Экскурсовод называет памятник. Он как бы приглашает экскурсантов быстро окинуть взглядом объект, познакомиться с его общим видом, выявить наиболее запоминающиеся детали. Для тех, кто видит памятник впервые, прием предварительного осмотра дает возможность совместить свое представление о памятнике, составленное на основе изображений его иллюстрациях в книгах или на открытках, с тем, что он наблюдает перед собой в данный момент. Предварительный осмотр даже в тех случаях, когда это природный объект, занимающий значительную площадь, продолжается не более полутора-двух минут. Перед его началом экскурсантам могут быть даны советы, которые направят их внимание на те или иные детали объекта.

Экскурсионный анализ. Дается анализ того объекта, который экскурсант видит перед собой в данный момент путем мысленного расчленения его на образующие элементы и изучения свойств. Анализ в экскурсии является одним из наиболее действенных приемов получения познавательных результатов. Существуют различные виды экскурсионного анализа. Среди них можно назвать: искусствоведческий - как прием показа произведений изобразительного искусства и архитектуры; исторический - как прием показа объекта (здания, сооружения), где происходили исторические события; естественнонаучный - как прием показа объектов природы. Одной из задач экскурсионного анализа является выработка у экскурсантов навыков самостоятельного анализа, умения расчленить объект на составные части, выявить наиболее важные признаки и в конечном счете правильно воспринять его сущность.

Зрительная реконструкция. Используется при показе памятных мест, где проходили военные действия, забастовки, митинг и т.д., а также мест, связанных с жизнью и деятельностью известных писателей, ученых, композиторов, художников. Этот прием может быть широко использован в экскурсиях, в которых ведется показ памятников архитектуры сооружений далекого прошлого. Прием реконструкции, или, как его еще называют прием восстановления, дает возможность мысленно восстановить памятное место, здание, сооружение в его первоначальном виде. Использования реконструкции предлагает наличие у экскурсовода точных знаний об объекте. И не только знания - экскурсовода должен зрительно четко представлять памятник в его первоначальном виде.

Локализация событий. Успех экскурсии во многом зависит от того, насколько конкретен показ, получили ли экскурсанты представление о том, где и как происходило событие, о котором идет речь. Важную роль в подобной конкретизации событий играет прием локализации. Он дает возможность ограничить внимание человека, приковав его к данной конкретной территории, именно к тому месту где это событие произошло.

Сравнение. Этот прием построен на сопоставлении различных событий, фактов, предметов или сопоставлении качеств, сторон одного объекта. В экскурсиях широко используются несколько видов сравнения: зрительное, словесное, сравнение демонстрируемого объекта с объектом, который известен всем, но находится, в другом городе, или с объектом, показанным в начале экскурсии. Этот прием дает возможность экскурсантам конкретно представить, величину объекта.

Рассказ и его основные приемы

Экскурсионная справка. Дается в связи с показом памятника и чаще всего при осмотре дополнительных объектов, когда выход из автобуса для детального ознакомления сними методической разработкой не предусмотрено. В экскурсионной справке излагаются основные данные объекте: его размеры, дата возведения, авторы и др. Экскурсионная справка напоминает по своей форме экскурсионную путевую информацию.

Описание объекта. В сжатой форме дается характеристика объекта, фактический материал основные события, связанные с ним, - несколько подробней. Используется этот прием при показе объекта на остановке из автобуса, без выхода экскурсантов. Время, отведенное на описание объектов на остановке из окна автобуса, без выхода экскурсантов. Время, отведенное на описание объекта, обычно не превышает двух-трех минут.

Объяснение. Представляет собой подробный рассказ об объекте. События, имеющие отношение к объекту, только излагается, но и объясняются. К примеру, рассказ о памятнике в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне экскурсовод, показывая памятник дает его характеристику, говорит о победе над фашизмом, ее значении. Этот прием наиболее часто используется в архитектурно-градостроительных, производственных и природоведческих экскурсиях.

Москва — один из самых противоречивых городов нашей страны. Знакомая и в то же время полная загадок, многоликая, разнообразная, непостижимая и вечно меняющаяся: пожалуй, ни один человек, даже если он является коренных москвичом, не может с полной уверенностью сказать, что он знает о столице России все. Изучать Москву с ее богатой историей и культурой можно бесконечно, каждый раз открывая для себя что-то новое. Поэтому проведение экскурсии по Москве отличаются величайшим разнообразием и любому человеку удастся найти для себя интересную тему для исследования.

Может показаться, что проведение экскурсий в Москве могут заинтересовать только гостей города. Но это далеко не так. Конечно, люди, впервые посетившие столицу, непременно захотят узнать историю многовекового города, в котором вершились судьбы России и происходили масштабные исторические события. Тем, кто приехал в Москву ненадолго, стоит принять участие в обзорной экскурсии на автобусе, ведь не каждому под силу самостоятельно составить маршрут и успеть увидеть все намеченные достопримечательности.

Кроме того, увлеченные своим делом гиды, проводящие экскурсии, долго и кропотливо отбирают только самую интересную информацию о городе, которую не так то просто найти в интернете или в литературе для туристов. Поэтому приняв участие в экскурсии в Москве , вы сможете узнать уникальные сведения, которые позволят познакомиться с удивительной историей столицы России.

    8 100 руб

    14 500 руб

    9 900 руб

    15 900 руб

Жителям Москвы тоже нелишним будет узнать что-то новое о знакомых с детства улицах, зданиях и памятниках. Поэтому даже коренным москвичам всегда интересно посещать экскурсии в Москве или ее пригородам: благодаря профессиональным экскурсоводам жители столицы непременно откроют для себя что-то новое.

Непременно стоит организовать обзорную экскурсию для школьников . Посещение исторических мест и знакомство с культурными достопримечательностями столицы дополнит школьную образовательную программу и пробудит у детей интерес к более подробному изучению истории России. Можно подобрать экскурсионную программу с учетом возраста школьников: профессиональные гиды способны заинтересовать даже самую младшую аудиторию, адаптировав экскурсию в Москве под особенности детского восприятия.

Обзорные экскурсии по Москве

Мы можем организовать самые разнообразные обзорные экскурсии в Москве , учитывая пожелания клиентов, а также время, которым они располагают.
Обзорные экскурсии на автобусе пользуются огромной популярностью. Такие экскурсии позволяют гостям столицы совершить первое знакомство со столицей, своими глазами увидеть основные достопримечательности и самые памятные места города. Красная площадь, Кремль, Воробьевы горы и открывающаяся с них великолепная панорама, храмы и монастыри, Софийская набережная и Манежная площадь — все это ждет тех, кто решит начать свое знакомство с красавицей-Москвой с обзорной экскурсии на автобусе.

Только во время обзорной экскурсии в Москве можно всего за несколько часов объехать самые главные места столицы и получить подробную, запоминающуюся информацию об истории этих мест и об их значении для каждого жителя России. Обзорная экскурсия позволяет получить первые впечатления от города и наметить дальнейший маршрут путешествия. За один день туристы смогут получить впечатление от сияющих на солнце куполов Храма Христа-Спасителя, увидеть живописный Новодевичий монастырь и прогуляться по Арбату. Обзорная экскурсия по Москве несомненно запомнится на долгое время и пробудит глубочайший интерес к истории и культурному наследию нашей великой страны.

Тематические экскурсии по Москве


Тем, кто уже знаком с основными достопримечательностями Москвы, принял участие в обзорной экскурсии и готов приступить к более глубокому исследованию тайн столичной истории , мы предлагаем проведение тематических экскурсии , посвященным тем или иным значимым местам города. Вы можете, например, совершить путешествие по монастырям и храмам Москвы, чтобы узнать их многовековую историю, познакомиться с великолепнейшей архитектурой и значимым духовным наследием.
Все любители литературы несомненно оценят экскурсии по памятным местам столицы, так или иначе связанным с творчеством великих русских писателей: М.А. Булгакова, А.С. Пушкина, Б.Л. Пастернака и многих других.

Во время такой экскурсии вы не только получите возможность познакомиться с тем, в каких условиях жили и творили любимые авторы, но и сможете узнать множество новых фактов их биографии. Такие экскурсии позволяют еще глубже проникнуться великим культурным наследие российских творцов и новыми глазами взглянуть на любимые литературные произведения.
Очень интересны тематические экскурсии, посвященные истории Москвы. Во время таких экскурсий вы сможете услышать увлекательные рассказы о легендарных деятелях прошлых эпох.

Продолжительность проведения экскурсии: 1час 20 мин

Минимальное количество: от 18 до 40 человек

Режим работы: по будням с 11:00 до 18-00

Адрес: г. Москва, ул. Пречистенка 12/2

Цена: от 14800 руб на группу до 18 школьников

Исторические экскурсии включают в себя посещение основных достопримечательностей, так или иначе связанных с деятельностью великих правителей, но и подробнейший рассказ об их вкладе в развитие нашей страны. Позвольте истории ожить перед вашими глазами! Во время исторических экскурсий туристы получают возможность ощутить все величие родной страны и осознать, какое влияние Россия оказала на всю мировую историю в целом.

Говоря о Москве, нельзя обойти вниманием многочисленные художественные музеи, в которых собраны настоящие сокровища мировой живописи и скульптуры. Третьяковская галерея , Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и многие другие музеи ждут всех тех, кто интересуется искусством и мечтает своими глазами увидеть многочисленные художественные шедевры. Экскурсовод расскажет историю создания произведений искусства и даст возможность узнать множество интересных фактов из биографии великих художников.

Перечислять возможные экскурсионные маршруты можно бесконечно, ведь Москва с ее многовековой историей и богатой культурой представляет собой поистине неисчерпаемый источник вдохновения для профессиональных гидов, которые постоянно придумывают для гостей и жителей столицы новые захватывающие экскурсии. Вы сможете познакомиться с историей Московского метро, побывать на знаменитых на весь мир московских киностудиях и фабриках, побывать в «нехорошей квартире» М.А. Булгакова... Среди огромнейшего выбора предлагаемых экскурсий любой человек найдет то, что вызовет у него живой интерес и обогатит новыми знаниями об истории Москвы и России.

Организация экскурсий в Москве

Мы занимаемся организацией однодневных и многодневных туров и обзорных экскурсий в Москве как для жителей столицы, так и для гостей города. Вы можете принять участие в уже существующих маршрутах либо заказать индивидуальный тур, который будет разработан с учетом всех ваших требований. На место проведения экскурсии по Москве все желающие доставляются на комфортабельных автобусах. Вести экскурсию будет профессиональный, опытный гид, который сможет ответить на все интересующие вас вопросы и поведает самую интересную информацию о культурных и исторических достопримечательностях Москвы. Кроме того, возможна организация обзорных экскурсий для иностранных туристов, которые хотят открыть для себя всю красоту и величие столицы России.

Наверное, в России нет более прекрасного, многогранного и значимого города, чем Москва. За свое долгое существование она видела немало счастья и горя, побед и поражений. Откройте для себя Москву, которую вы не знали, приняв участие в уникальных экскурсионных турах. После проведения экскурсий в Москве вы почувствуете еще более глубокую любовь к Родине и начнете еще сильнее гордиться великой историей Российского государства.

* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

В настоящем бизнес-плане рассматривается проект по осуществлению пешеходных экскурсий в городе с населением более 1 млн. человек. Проект представляет собой расширенный формат проведения мероприятий в формате “экскурсия + уличный спектакль”. Финансовые средства, необходимые для старта проекта, составят 49 тыс. руб. и будут использованы для закупки экскурсионного инвентаря, создание презентационных материалов, приобретение костюмов актеров и сценических атрибутов.

Прогнозируемый объем выручки в месяц при проведении одной экскурсии в неделю и участии в ней 15 экскурсантов составит 121,5 тыс. руб., чистая прибыль 81,5 - тыс. руб. Финансовый план рассчитан на трехлетний период деятельности. После этого планируется расширение видов экскурсий и обновление программы мероприятий. Проект потребует подготовительного этапа сроком 3 месяца, необходимого для написания сценария, проведения тестовых экскурсий и репетиций, а также создания рекламной продукции и предварительного наполнения соцсетей.

Таблица 1. Ключевые показатели проекта


2. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ

Городские пешеходные экскурсии - это набирающий популярность вид экскурсий, позволяющий участникам более глубоко погружаться в историю улиц, исследовать объекты и представлять себя участниками минувших событий. В отличие от автобусных экскурсий они позволяют прокладывать более маневренные маршруты и давать участникам логический и последовательный зрительный ряд. Длина таких маршрутов обычно не превышает 6 километров, продолжительность же составляет не более 3 часов. С точки зрения организации пешеходные экскурсии требуют гораздо меньше финансовых и временных затрат, так как отпадает необходимость заключать договор с транспортной компанией, согласовывать время движения с водителем и подгонять маршрут экскурсии под правила дорожного движения. В то же время создание пешеходного маршрута требует более продуманного сценария. Объекты показа должны находиться довольно близко друг к другу. От экскурсантов необходима физическая готовность, а от экскурсовода - умение держать темп и вовремя подгонять отставших от группы. Особенностью экскурсионного бизнеса в крупнейших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург является высокий уровень конкуренции. В других городах-миллионниках и региональных центрах с населением менее миллиона жителей, конкуренция не столь значительна, однако сразу выделиться на фоне действующих предложений довольно трудно.


Настоящим проектом предлагается организация мероприятий, формат которых будет сочетать экскурсию с тематическим спектаклем на тему истории города. Выбор данного формата был обусловлен высокой конкуренцией среди организаторов экскурсий. С одной стороны подобное мероприятие потребует больших временных и финансовых затрат на организацию, с другой стороны при хорошем позиционировании - привлечет внимание общественности и может стать одним из знаковых культурных событий в городе. Проект будет реализован собственными силами на базе имеющихся у организатора знаний по истории города и интереса к краеведению, наличия некоторых умений в данной области и сертификата о прохождении курсов для экскурсоводов, а также личных связей с творческими личностями города, которые будут привлечены к участию в спектакле в качестве партнеров.

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

На начальном этапе будет разработано два сценария экскурсий, каждый из которых будет включать небольшой 30-минутный уличный спектакль на тему экскурсии. Продолжительность одного из мероприятий составит 3 часа, другой - 2 часа 30 минут. Стоимость участия будет разделяться для детей и взрослых (см. Табл 1). Стоимость была определена с учетом анализа предложений конкурентов. Так, стоимость обычной пешеходной экскурсии варьируется от 400 до 650 рублей, стоимость автобусных экскурсий либо экскурсий с какими-либо дополнительными услугами, в том числе квестом, “вкусным перерывом” и т.д. составила от 1100 до 1500 рублей. Таким образом, 800-950 рублей - это, с одной более дорогой вариант по сравнению с обычными экскурсиями, но в то же время более выгодный на фоне аналогичных предложений.

Таблица 2. Описание товаров и услуг


Также отметим, что на старте проекта планируется провести две-три бесплатных экскурсии для привлечения внимания к проекту, когда экскурсанты сами определят уровень вознаграждения для гида. Помимо этого в бесплатном порядке экскурсантам будут доступны аудиоматериалы и фотоматериалы, предлагаемые экскурсоводом по ходу экскурсии, поощрительные призы за активность во время экскурсии (значки, сувениры, брелоки и прочее).

4.ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Целевой аудиторией проекта станет, с одной стороны, - возрастная аудитория, активно интересующаяся историей города (преимущественно женщины возрастом от 35-40 лет), с другой стороны - творческая молодежь от 18 до 30 лет, а также туристы и гости города. Процесс организации продаж и рекламы потребует реализации нескольких этапов.

    Подготовительный этап. На данном этапе за два месяца до начала продаж создаются страницы в социальных сетях “Вконтакте”, “Одноклассники” и Instagram, которые планируется использовать как генераторы основного потока в основной период работы. Сообщества наполняются тематическим контентом по истории города, производится предварительный набор целевой аудитории, публикуются рекламные сообщения о наборе пробных бесплатных экскурсий. Создается сайт-одностраничник с основной информацией о стоимости, времени проведения экскурсий, маршруте и контактами для предварительной записи. Происходит создание шаблонов и распечатка рекламных объявлений.

    Начальный этап. Проводятся две-три бесплатных экскурсии, во время которых производится фотосъемка, собираются отзывы участников, устраняются возникшие по ходу пробелы в организации. По возможности привлекается внимание интернет-СМИ и телевидения. Далее публикуются рекламные посты в популярные группы города в социальных сетях. Происходит активная раздача рекламных объявлений в посещаемых туристами местах.

    Основной этап. Текущая рекламная деятельность с использованием всех имеющихся каналов для выхода на целевую аудиторию. Параллельно происходит налаживание контактов с руководителями музеев, культурных и развлекательных учреждений, антикафе, которые могут размещать рекламу на собственных площадках, происходит раздача объявлений. В качестве дополнительных каналов притока клиентов также могут использоваться:

    собственный блог экскурсовода по истории города;

    партнерство с туристическими фирмами с передачей клиентов за процент;

    партнерство с информационными туристическими центрами (передача клиентов за процент, размещение рекламы или визиток).


В таблице 3 представлены примерные расходы на рекламные цели в основной период работы. Наполнение контентом групп в социальных сетях и обновление информации на сайте планируется организовать собственными силами. Заявки на участие в экскурсии будут приниматься в телефонном режиме, сбор оплаты будет осуществляться организатором перед началом мероприятия.

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

На начальном этапе проведение экскурсий-спектаклей планируется организовывать с частотой раз в неделю - по субботам или воскресеньям, в дневное время. Для создания спектаклей потребуется нанять актеров из числа добровольцев актерского кружка при одном из вузов города. Актерский состав включит пять постоянных актеров и трех человек, играющих либо эпизодические роли либо вызываемые на подмену. Для начала деятельности потребуется приобрести необходимый сценический и экскурсионный инвентарь. Расходы на эти цели составят около 39,2 тыс. рублей.

Таблица 4. Перечень необходимого оборудования и инвентаря

При проведении одной экскурсии в неделю с учетом участия в ней 10 взрослых экскурсантов при среднем чеке в размере 900 рублей, месячная выручка составит 81 тыс. руб. Такого плана планируется придерживаться в течение первого года работы. План на второй год работы составит 15 участников на экскурсию, т.е. 121,5 тыс. руб в мес. В дальнейшем при увеличении числа участников и организации двух экскурсий в неделю плановая выручка может быть увеличена в полтора-два раза.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Проект потребует подготовительного периода сроком 3 месяца, в течение которого создается маршрут экскурсии, сценарий спектаклей, организуются репетиции, подбор актеров и т.д. В отличие от многих стран мира в России лицензия на оказание экскурсионных услуг не требуется. Для того, чтобы деятельность осуществлялась в рамках правового поля необходима лишь регистрация ИП. Код деятельности по ОКВЭД - 79.90.22 “Деятельность самостоятельных экскурсоводов и гидов по предоставлению экскурсионных туристических услуг”. Срок оформления документов на регистрацию ИП составит около 3 дней. Госпошлина - 800 рублей. Наиболее целесообразная система налогообложения для данного вида бизнеса - упрощенная, где объектом налогообложения выступает доход 6%. Приведем и перечень документов, необходимых для ведения деятельности в рамках правого поля:

    договор на оказание услуг, где будут указаны все предложения экскурсий, свои обязательства и те моменты, за которые компания ответственности не несет;

    должностная инструкция для сотрудников. В ней подробно описываются служебные обязанности для каждой должности и план действий в случае возникновения внештатной ситуации;

    договора с сотрудниками. Не обязательно по ТК, но договорная основа должна быть зафиксирована;

    для сотрудников (желательно) - документ, который подтвердит статус преподавателя истории/культуры/филологии и т.д. либо право заниматься турбизнесом.


Дополнительно необходимо составить памятку для клиентов, правила безопасного поведения на маршруте и список возможных источников опасностей, с которыми можно столкнуться. Также в некоторых случаях экскурсоводам требуется аккредитация. Например, для проведения экскурсий иностранцам необходимо спецразрешение гособразца.

Команда проекта включит двух организаторов и одновременно исполнителей проекта в лице экскурсовода и руководителя театральной труппы, а также непосредственно актеров.

Экскурсовод. Это человек, обладающий историческим или филологическим образованием, знающий английский язык, увлекающийся краеведением и историей города, имеется сертификат о прохождении курсов экскурсовода от специализированного учебного центра, готовящего кадры для туристической отрасли. Личностные качества: коммуникабельность, грамотная речь, поставленный голос, креативность и находчивость, талант педагога и психолога, терпеливость.

Руководитель театральной труппы. Имеет опыт работы режиссером в студенческом театре, талант организатора, рекламщика, оформителя.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Актеры. Группа актеров из восьми человек (пять регулярных актеров, трое - на подмене), участники крупных театральных конкурсов, городских спектаклей, труппа при студенческом театре. Оплата труда актеров составит 500 рублей за спектакль. По опыту подобных проектов рекомендуется подбор запасной труппы на все роли (в случае болезни актеров, неявки на репетиции/спектакль по семейным или другим причинам и т.д.)

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план учитывает все доходы и расходы проекта. Стартовые вложения в проект составят 49 тыс. рублей. В расходы основного периода работы войдет оплата труда актеров - 22500 руб., расходы на рекламу и продвижение проекта. Подробный финансовый план проекта с учетом налоговых отчислений приведен в Приложении 1.

Таблица 5. Инвестиционные затраты проекта


Таблица 6. Расходы основного периода






8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Благодаря минимальным вложениям проект способен окупиться уже на второй месяц с момента начала продаж экскурсий. Годовой оборот проекта в первый год составит 972 тыс. руб., чистая прибыль - 521,8 тыс. руб. Рентабельность - 53%. Годовой оборот во второй год - 1458 тыс. руб, чистая прибыль - 978,2 тыс. руб., рентабельность - 67%.

9. РИСКИ И ГАРАНТИИ

Проект потребует минимальных вложений в открытие, полностью отсутствуют расходы на арендную плату и привязка к какой-либо недвижимости и материальным ценностям (продуктом выступает интеллектуальный и актерский труд) в связи с чем все финансовые риски минимальны. Большинство возможных трудностей могут быть связаны с внутренними проблемами - ошибками в организации, неверным продвижением, неправильным преподнесением информации экскурсантам и т.д. Предотвращаются эти риски, во-первых, путем тщательной подготовительной работы, которая должна включать написание качественного сценария экскурсии и спектакля, их тестовую “прогонку”. Во-вторых, Важен грамотный анализ рынка: мониторинг всех действующих предложений в сфере, ценовая и рекламная политика конкурентов, их методам сглаживания фактора сезонности и прочее. Ключевым же фактором для основного периода будет работа над повышением качества услуги, осуществление обратной связи с клиентами и реклама.

Существуют и внешние рисковые факторы - конкуренция, неблагоприятная ситуация в экономике страны, влияющая на платежеспособность населения и заставляющая отказываться от досуга и прочее. Для минимизации этих факторов необходимо качественное продвижение с первых дней существования проекта, а в перспективе - обретение статусности и признания мероприятия как значимого культурного события города, которое посещают представители средних и крупных компаний и которое активно советуют туристам и гостям города.


72 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 32071 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Хотите узнать, когда окупится бизнес и сколько реально вы сможете заработать? Бесплатное приложение "Бизнес-расчеты" уже помогло сэкономить миллионы.

Организацией и проведением экскурсии занимаются экскурсоводы, гиды-переводчики – специалисты, имеющие профессиональное туристическое образование, изучившие и освоившие экскурсионную теорию и практику.

Экс­курсионная теория – сумма теоретических поло­жений, которые служат основой экскурсионного дела, опре­деляют главные направления его развития и совершенство­вания. Экскурсионная теория включает такие понятия, как: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; осо­бенности показа и рассказа; экскурсионный метод; класси­фикация экскурсий; дифференцированный подход к экс­курсионному обслуживанию; методология и методика; эле­менты экскурсионной педагогики и логики; основы профес­сионального мастерства экскурсовода.

Экскурсионная теория находит свое отражение в такой системе знаний, как «Экскурсоведение ».

Экскурсоведение – комплекс идей, взглядов, положений, лежащие в основе экскурсионного дела в стране, а также это – учебная дисциплина, раскрывающая теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.

В законе РБ «О туризме» определено, что экскурсия – это туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, посещение физическими лицами, в том числе туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий.

Экскурсия – наглядный процесс познания окружающего нас мира . Особенность этого процесса состоит в том, что он связан с заранее подобранными объектами, которые изучают на месте их расположения. Любая обзорная или тематическая экскурсия – это целенаправленный, запрограммированный процесс восприятия окружающей нас действительности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений.

Основой экскурсии является наличие двух основных элементов показа и рассказа , определенное сочетание которых позволяет добиться эффективности экскурсии.

Важным качеством экскурсии является ее научный характер.

Задача экскурсии – способствовать распространению научных знаний, обеспечить высокий уровень изложения материала. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными современной науки. Все факты, события, теоретические положения, рассматриваемые на экскурсии, дают в научной трактовке, освещают с учетом достижений отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.



Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, его доступность по своему содержанию для данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.

Каждая экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний : о достижениях современной исторической науки, медицины, биологии, об исследовании космоса, об открытиях археологов, победах спортсменов, крупных изобретениях, новостях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, лекция экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом зрительно воспринимаемых объектов. Задача экскурсии состоит в том, чтобы не только сообщить аудитории определенные знания, но и вызвать у нее интерес к конкретной проблеме. Так, побывав на литературной экскурсии, некоторые ее участники в дальнейшем могут проявить интерес к конкретному писателю, поэту, будут читать специальную литературу, побывают на лекциях, других экскурсиях, близких к интересующей их теме, ознакомятся с экспозициями музеев и выставок. Экскурсия для многих людей становится началом работы по самообразованию.

В практической работе экскурсия выступает как форма воспитания и обучения, организации культурного досуга, распространения научных знаний, межличностного общения и др.

Крупный теоретик и организатор экскурсионного дела в бывшем Советском Союзе и современной России Б.В.Емельянов сущность экскурсии определил так : «это наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода .

Каждой экскурсии присущи определенные признаки , при отсутствии которых ее нельзя считать таковой. Б.В. Емельянов (1976) выделил семь обязательных для всех экскурсий признаков:

Протяженность по времени проведения от 1 академического часа (45 минут) до 1 суток;

Наличие экскурсионной группы (15–30 человек); ныне до 40-50 чел. (в зависимости от вместимости автобуса);

Наличие экскурсовода;

Целенаправленность показа экскурсионных объектов; наличие определенной темы;

Передвижение участников экскурсии по заранее спланированному маршруту;

Наглядность, зрительное восприятие, показ определенных объектов на месте их расположения;

Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Главным признаком экскурсии является экскурсионный метод.

Экскурсионный метод является основой экскурсионного процесса и представляет собой совокуп­ность способов и приемов сообщения знаний. Основу сово­купности составляют : наглядность; обязательное сочетание двух элементов – показа и рассказа; оптимальное взаимо­действие трех компонентов – экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объ­ектов по месту их естественного расположения. Комплекс­ный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсово­дом и усвоения этих знаний экскурсантами.