Контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве. Мобилизационный резерв это

Я работаю кадровиком на автопредприятии. В коллективе в основном мужчины, большая часть состоит у нас на воинском учете. Два молодых водителя планируют обратиться в военкомат, чтобы заключить контракт с Минобороны о пребывании в мобилизационном людском резерве. С такой ситуацией я сталкиваюсь впервые. Расскажите, пожалуйста, скажется ли как-то заключение этого контракта на работе сотрудников? Требуется ли что-то от кадровиков? Какие документы придется оформлять и как долго может продлиться процедура?

Для того чтобы ответить на ваш вопрос, в первую очередь нужно разобраться в том, что такое запас и какие установлены виды запаса.

В соответствии со ст. 51.2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) мобилизационный запас Вооруженных Сил РФ (далее – ВС РФ) создается для укомплектования соединений, воинских частей на период мобилизационного развертывания.

Запас состоит из:

1. Мобилизационного людского резерва.

Мобилизационный людской резерв (далее – резерв) – граждане, пребывающие в запасе и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве (далее – контракт о пребывании в резерве) . Это понятие введено 1 января 2013 г. Федеральным законом от 30.12.2013 № 288-ФЗ.

2. Мобилизационного людского ресурса.

Мобилизационный людской ресурс – граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва.

Ваши сотрудники, пребывающие в запасе ВС РФ, могут поступать в мобилизационные людские резервы ВС РФ. Делается это только на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве. Порядок поступления в резерв, пребывания в нем и исключения из него определяется Законом о воинской обязанности, другими федеральными законами, а также вступившим в силу 15 сентября 2015 г. Положением о порядке пребывания граждан РФ в мобилизационном людском резерве, утв. постановлением Правительства РФ от 03.09.2015 № 933 (далее – Положение о пребывании в резерве) , и иными НПА РФ.

Наша справка: состав запаса

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

Примечание:

  1. Все граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду. Имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения 50 лет, остальные – до 45 лет.
  2. Возраст установлен 30 сентября 2014 г.

Поступление и пребывание сотрудника в мобилизационном людском резерве можно разбить на несколько этапов, в каждом из которых в той или иной мере задействован и работодатель.

Этап 1. Подача работником заявления о желании заключить контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве

Работник, изъявивший желание заключить контракт, самостоятельно подает заявление в отдел по муниципальному образованию военного комиссариата субъекта РФ (далее – отдел военкомата) , где он состоит на воинском учете, или в воинскую часть (п. 9 Положения о пребывании в резерве) . Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и российское гражданство, а также другие документы, установленные Положением о пребывании в резерве.

Обратите внимание, два из подаваемых работником в военкомат документов должны оформить вы (работодатель). Это копия трудовой книжки и служебная характеристика с последнего места работы.

Документ 1. Копия трудовой книжки.

Сотрудник, ответственный в вашей организации за ведение трудовых книжек, на основании письменного заявления работника (пример 1) должен оформить копию его трудовой книжки. Срок – не позднее чем через три рабочих дня со дня подачи заявления (п. 7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225) . В этом же заявлении работник может указать на необходимость оформления служебной характеристики.

Пример 1. Заявление о выдаче копии трудовой книжки и служебной характеристики

Как сделать копию трудовой книжки?

Шаг 1. Сделать ксерокопии каждого листа подлинника трудовой книжки, в том числе титульного и оборотной стороны первого листа обложки, на котором могут быть сделаны заверяющие записи о внесенных изменениях и дополнениях.

Шаг 2. Листы нумеровать, прошить и скрепить печатью организации.

Шаг 3. На первом листе сделать надпись «Копия», а на последнем проставить:

  • заверительную надпись «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • расшифровку подписи (инициалы, фамилия);
  • дату заверения (п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительных документов. Требования к оформлению документов», утв. постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст) .

Пример:

Документ 2. Служебная характеристика.

Это официальный документ, содержащий отзыв о служебной, научной и иной деятельности работника, включающий оценку его деловых, психологических и моральных качеств.

Служебную характеристику пишут на бланке организации (учреждения) в произвольной форме от третьего лица. Ее текст, как правило, составляет руководитель структурного подразделения (непосредственный начальник), а утверждает – руководитель организации, скрепляя свою подпись печатью (пример 2) .

Обычно в тексте служебной характеристики условно выделяют три части:

  1. фамилия, имя и отчество работника, дата и место рождения; сведения об образовании (где, когда и какие учебные заведения закончил, ученая степень и звание); состав запаса (воинское звание запаса); занимаемая на момент написания характеристики должность и дата назначения на нее; другие должности в организации и прочие анкетные данные;
  2. оценка профессионального мастерства и компетентности; деловые (для руководителя) и личностные качества; опыт работы и практические навыки; работоспособность; полнота и качество выполнения должностных обязанностей; умение организовывать личное рабочее время и адаптироваться к нововведениям; психологические качества, взаимоотношение с коллегами и клиентами и т. д.;
  3. выводы и назначение характеристики.

Пример 2. Служебная характеристика для поступления в мобилизационный людской резерв

В тоже время...

…несогласие работника с содержанием служебной характеристики не может быть предметом индивидуального трудового спора, так как не затрагивает вопросы применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В то же время работник, который расценивает изложенные в служебной характеристике сведения как порочащие его честь и достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других СМИ, распространение в Интернете, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной (в том числе устной) форме хотя бы одному лицу.

Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться распространением таковых, если сообщившим их лицом были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы эти сведения не стали известны третьим лицам (абз. 2 п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц») .

Этап 2. Прохождение медицинского освидетельствования и комиссии по отбору кандидатов в мобилизационный людской резерв

При положительном рассмотрении заявления в отделе военкомата работник будет направлен на медицинское освидетельствование и комиссию по отбору кандидатов в резерв (далее – комиссия по отбору) . Медицинское освидетельствование и комиссию работник, как правило, проходит в помещениях отдела военкомата, куда его вызывают повесткой. Вручить ее могут как сотрудники отдела военкомата (военно-учетного стола), так и работодатель по поручению отдела военкомата (подп. «ж» п. 32 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719) .

На время медицинского освидетельствования и прохождения комиссии по отбору сотрудники освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка. Им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочные расходы (п. 1 ст. 7 Закона о воинской обязанности).

При этом воинские перевозочные документы для следования к месту заключения контракта предоставляются кандидату только один раз за время пребывания в запасе.

Для соблюдения этих гарантий вы должны на основании повестки издать приказ об освобождении сотрудника от работы с сохранением за ним места и возмещении расходов в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее – Правила компенсации расходов) (пример 3). В таком приказе работодатель дает руководителям структурных подразделений поручения по выполнению требований трудового законодательства.

Пример 3. Приказ об освобождении от работы с сохранением места постоянной работы

Этап 3. Заключение работником контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве

Работник, признанный комиссией по отбору соответствующим требованиям для зачисления в резерв, на основании предписания отдела военкомата будет направлен в воинскую часть для заключения контракта.

При этом первый контракт заключается на три года. Новый контракт может быть заключен на три года, пять лет либо на период до наступления предельного возраста пребывания в резерве (запас второго разряда).

На время исполнения обязанностей, связанных с заключением контракта, сотрудника освобождают от работы с сохранением за ним места и выплатой среднего заработка. Ему возмещают расходы, связанные с наймом жилья и командировкой.

Отдел военкомата обеспечивает кандидата воинскими перевозочными документами до пункта назначения и обратно. На основании предписания отдела военкомата (по аналогии с приказом в примере 3 ) работодатель издает приказ.

А что за это будет?

На работодателя возложена обязанность оповещать сотрудников о вызовах (повестках) в военкомат и обеспечивать возможность их своевременной явки в указанное военкоматом место, в том числе в период мобилизации.

Неоповещение работников руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу, о вызове их по повестке в военкомат, а равно необеспечение им возможности своевременной явки по вызову по повестке военкомата влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Этап 4. Привлечение резервиста к аттестации, сдаче квалификационного экзамена и военным сборам

Во время пребывания в резерве работник может быть привлечен к аттестации, сдаче квалификационного экзамена и военным сборам. Аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве. Резервист аттестуется за три месяца до истечения срока пребывания в резерве.

Квалификационный экзамен проводится для принятия решения о присвоении резервисту классной квалификации по соответствующей специальности. Такой экзамен резервисты сдают по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обратите внимание: работник вправе обратиться с заявлением о поступлении в резерв непосредственно в воинскую часть.

После рассмотрения кандидатуры заявителя командир части может направить его для проведения отбора и оформления документов в отдел военкомата, в котором этот работник состоит на воинском учете. На данного гражданина оформляется запрос на имя начальника отдела военкомата, который должен быть подписан командиром части.

Затем кандидат в резервисты проходит все установленные этапы поступления в резерв: рассмотрение вопроса в отделе военкомата, медицинское освидетельствование, комиссию по отбору, заключение контракта. Необходимо учитывать, что исполнение должностных обязанностей резервиста осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, а также с должностным регламентом.

Вы должны это знать

Расходы, понесенные организацией в связи с пребыванием их работников в мобилизационном людском резерве, компенсируются за счет средств федерального бюджета. Для этого вам следует обратиться в военкомат

Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.

Резервисты привлекаются к мероприятиям по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке в ходе военных сборов. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается резервист, не может превышать 24 месяцев.

На все эти периоды работодатель издает приказ по приведенной в примере 3 форме об освобождении сотрудника от работы с сохранением за ним места и средней зарплаты, а также о возмещении ему иных расходов (на наем жилья, проезд и командировку).

При этом все расходы, понесенные работодателем в связи с пребыванием работников в мобилизационном людском резерве, компенсируются за счет средств федерального бюджета. Для получения такой компенсации нужно обратиться в военкомат.

Работодателю необходимо знать и то, что сотрудники, пребывающие в резерве, имеют право получить профессиональное и дополнительное профессиональное образование в военных профессиональных образовательных организациях или военных организациях высшего образования без взимания с них платы за обучение (п. 5.2 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Резюме

Работодатель должен:

  • оформить документы, необходимые сотруднику для подачи заявления для заключения контракта;
  • предоставить предусмотренные законодательством гарантии и компенсации, в том числе освобождение от работы с сохранением должности и выплатой среднего заработка в определенные периоды, а также с возмещением установленных расходов.

В середине 2015 года в стране был подписан Указ Президента №370, определяющий создание мобилизационного резерва. В его исполнение чуть позже принято ПП №933, где утвержден порядок нахождения в составе резервистов. Данные нормативно-законодательные акты наряду с законом «О воинской обязанности» легли в основу мобрезерва и ресурса – образования, необходимого для решения задач во время войны или при возникновении сложных ситуаций.

Понятие мобилизационного людского резерва

Подобная служба в России впервые была создана еще во времена Александра II, который в XIX веке провел армейскую реформу. В Советский период организация данного формирования не намного изменилась, благодаря чему во времена ВОВ за короткий период была создана мощная армия. Немалое количество военнослужащих, было и в Афганистане. За невысокую дисциплину еще их принято называть «партизанами».

Безусловно, мобилизационный людской резерв вооруженных сил Российской Федерации отличается явными преимуществами. Если партизаны фактически относятся к гражданским лицам, которые являются патриотами, и готовы защищать свою Родину, однако, военному делу не обучены, то «резервные бойцы» не только имеют соответствующие знания, но и регулярно проходят спецподготовку. Резерв предназначен для увеличения ВЧ, соединений ВС РФ, иных формирований во время мобилизации, приведения в боевую готовность и войны.

Общие положения

С целью мобилизации войск и соответствующих формирований создается запас ВС, СВР, а также ФСБ. В него входит мобилизационный людской резерв и ресурс. Мероприятия по формированию резерва осуществляются за счет бюджета страны. Организационные моменты решают военные комиссариаты. Договор о пребывании в резерве заключается с гражданами, имеющими разные воинские звания. От этого фактора зависит предельный возраст резервиста: он варьируется от 42-х до 57-ми лет.

Положение о мобилизационном резерве содержит список бумаг, которые необходимо подать в военный комиссариат. Решение принимается в течение месяца. Если кандидат соответствует требованиям, начальник выдает предписание, с которым первый направляется в воинскую часть.

После заключения договора о мобрезерве резервист должен пройти аттестационные мероприятия и сдать экзамен на получение квалификации. Аттестация осуществляется за квартал до окончания действия договора, а экзамен - не меньше одного раза в 3 года.

При пребывании в людском резерве присваивается воинское звание и должность. Резервист обязан участвовать в мобилизационных мероприятиях и действиях иного характера, а также в боевой подготовке, при этом каждый месяц ему выплачиваются денежные средства и единовременные.

К месячным выплатам относятся следующие:

  • оклад;
  • коэффициент по району и надбавка за нахождение в определенных регионах;
  • средства за постоянное пребывание в резерве.

К единовременным причисляются выплачиваемые средства при составлении нового договора. Размер зависит от его срока и других моментов.

Важно! Размер ежемесячного оклада резервиста составляет не менее 10% от выплаты по приписанной должности и званию к ВЧ.

Помимо денег, резервисту предоставляется:

  • питание на время несения службы;
  • соответствующие вещи.

В подготовку резервиста может входить и получение разного бесплатного образования.

Конкретные детали того, как осуществляются сборы, общественности не разглашаются. Приказ Президента содержит пункты для, так называемого, служебного пользования. Сроки и время проведения мероприятий согласовываются в регионах отдельно. Порядок их осуществления установлен Законом «О воинской обязанности», а также Постановлением Правительства «О сборах». Они длятся не больше 2-х месяцев, а в целом, за период нахождения в запасе - 12-ти месяцев.

Участникам данных мероприятий гарантируется:

  • сохранение рабочего места;
  • выдача продуктов, вещей и финансовых выплат, согласно закону;
  • обязательное страхование жизни в случае получения ранения или болезни на время сборов;
  • зачет срока в несение службы.

К сборам в качестве резервистов не призывают следующих лиц:

  • женщин;
  • чиновников;
  • сотрудников ВС, ФСКН, ОВД и организаций УИС, пожарной службы;
  • работников ж/д и авиа транспорта, летного и плавающего состава;
  • педагогов;
  • рабочих на посевных;
  • студентов очников во время всего обучения, а также заочников в период подготовки к сдаче диплома;
  • многодетных отцов;
  • граждан, отсроченных от несения службы по тем или иным причинам;
  • лиц, прошедших ;
  • граждан, имеющих наказание, судимость или при наличии подозрения в преступлении;
  • лиц, пребывающих за границей.

Штатная численность мобилизационного резерва ВС РФ

Данная система возникла в 2015 году на основании Указа Президента. Он же решает вопрос с численностью мобилизационного резерва. Комплектация осуществляется территориально, то есть запаснику предстоит служить недалеко от места проживания. Главная цель заключается в том, чтобы завершить неразбериху с запасниками, а также при необходимости обеспечить точное увеличение армии в самые короткие сроки. Помимо мобилизации, резервисты могут быть задействованы в период кризиса, так как к ним относится не только армия, но и бывшие сотрудники ФСБ, так же как и СВР.

Точная численность мобилизационного резерва не разглашается в тех бумагах, которые предназначены для широкой публики, поэтому о реальной численности мобилизационного резерва и ресурса остается только гадать.

Порядок исключения из резерва

Исключение резервиста из состава резерва осуществляется по разным причинам. Помимо окончания срока, предусмотренного контрактом, к таковым относятся следующие моменты:

  • предельный возраст;
  • лишение звания;
  • негодность или ограниченная годность к несению службы (на основе ВВК);
  • выход из российского гражданства или получение иностранного;
  • появление причин для отсрочки службы.

Основаниями для исключения из мобрезерва до окончания срока договора являются нижеуказанные:

  • проведение мероприятий в штатном режиме;
  • неисполнение требований договора;
  • отказ в допуске к государственной тайне или его лишение;
  • служба в прокуратуре, судебном органе в качестве судьи или СК РФ.

Помимо этого, гражданин исключается из мобилизационного резерва в досрочном порядке и по собственной воле. В некоторых ситуациях ему потребуется возместить денежные средства, потраченные из бюджета на содержание и эксплуатацию техники, вооружения, тренажеров, с которыми проходило обучение, применяемых материальных запасов, а также содержание командиров. При этом определяют фиксированные суммы, а конечные значения рассчитываются с применением специальных формул. Это происходит при лишении звания, приговора суда о наказании, неисполнения договора и лишения в допуске к государственной тайне.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с пребыванием граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок поступления граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - граждане), в мобилизационный людской резерв (далее - резерв) в мирное время, пребывания в резерве, исключения из резерва, а также заключения контракта о пребывании в резерве (далее - контракт) и прекращения его действия.

2. Пребывание граждан в резерве предусматривает предназначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию и квалификационный экзамен, а также участие в мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки в ходе прохождения военных сборов.

3. Поступление граждан в резерв осуществляется путем заключения контракта.

II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия

4. Контракт заключается между гражданином и от имени Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командира (начальника) воинской части (далее - соответствующее должностное лицо) по форме согласно приложению.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может указать в контракте дополнительные обязанности граждан, заключивших в установленном порядке контракт (далее - резервисты), предусмотренные законодательством Российской Федерации.

5. Контракт вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом. О заключении контракта издается соответствующий приказ.

6. Срок пребывания гражданина в резерве устанавливается контрактом в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) и истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта.

В случае если истечение срока пребывания в резерве приходится на месяц, в котором отсутствует соответствующее число, указанный срок истекает в последний день этого месяца.

7. Контракт составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается заключившими его лицами. Подпись соответствующего должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части.

Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу резервиста, которое хранится в воинской части, второй экземпляр выдается резервисту.

Уведомление о заключении контракта направляется в отдел по муниципальному образованию военного комиссариата субъекта Российской Федерации (далее - отдел (муниципальный), в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где резервист состоит на воинском учете.

8. Запись о прекращении действия контракта с указанием даты и основания его прекращения производится в первом экземпляре контракта, находящемся в личном деле резервиста, соответствующим должностным лицом, скрепляется его подписью и гербовой печатью.

Уведомление о прекращении действия контракта направляется в отдел (муниципальный), в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где резервист состоит на воинском учете.

9. Гражданин, изъявивший желание заключить контракт, подает заявление в отдел (муниципальный) или в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где он состоит на воинском учете, или в воинскую часть.

10. В заявлении указываются:

а) фамилия, имя и отчество гражданина, число, месяц и год его рождения;

б) регистрация по месту жительства (пребывания);

в) военно-учетная специальность и воинская должность;

г) наименование федерального органа исполнительной власти, с которым гражданин намерен заключить контракт.

11. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство Российской Федерации, а также:

а) военный билет (военный билет офицера запаса);

б) анкету, заполненную по установленной форме;

в) автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;

г) копии трудовой книжки, документов, подтверждающих профессиональное или иное образование, заверенные в установленном порядке;

д) служебную характеристику с последнего места работы (учебы), в случае, если гражданин временно не работает, - из органа местного самоуправления по месту его жительства (месту пребывания);

е) заверенные в установленном порядке копии свидетельства о браке и свидетельства о рождении детей.

12. Перечень и форма дополнительных документов, представляемых гражданином, изъявившим желание заключить контракт, могут устанавливаться руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

13. Отдел (муниципальный), орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации принимают к рассмотрению поступившие заявления граждан.

Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим в резерв (далее - кандидат).

Отдел (муниципальный) оформляет на кандидата личное дело в порядке, определяемом для военных комиссариатов Министерством обороны Российской Федерации.

14. Начальник отдела (муниципального) рассматривает принятое заявление в течение месяца и принимает решение о проведении медицинского освидетельствования кандидата и рассмотрении его кандидатуры комиссией отдела (муниципального) по отбору граждан, поступающих в резерв (далее - комиссия по отбору кандидатов).

15. На начальника отдела (муниципального) возлагаются следующие обязанности:

а) организация оформления документов и подготовка запросов в органы государственной власти в целях проведения необходимых проверок;

б) организация взаимодействия с руководителями организаций (предприятий) по вопросам отбора и приема граждан в резерв (при необходимости);

в) организация работы комиссии по отбору кандидатов и утверждение ее решений;

г) организация направления граждан в воинские части для заключения контрактов.

16. Кандидат (при необходимости) проходит в установленном порядке процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

17. Определение соответствия кандидатов, отбираемых отделами (муниципальными), требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв, возлагается на комиссию по отбору кандидатов, назначаемую приказом начальника отдела (муниципального).

В состав комиссии по отбору кандидатов включаются должностные лица отдела (муниципального), в том числе врач-терапевт отдела (муниципального).

Председателем комиссии по отбору кандидатов приказом военного комиссара субъекта Российской Федерации назначается начальник отдела (муниципального).

В работе комиссий по отбору кандидатов могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.

18. Кандидат признается комиссией по отбору кандидатов соответствующим либо не соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв.

Копия решения комиссии по отбору кандидатов должна быть выдана гражданину по его просьбе в течение 3 дней со дня принятия решения.

19. Кандидат, признанный комиссией по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв, получает от начальника отдела (муниципального) соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта.

20. Кандидат, направленный в воинскую часть для заключения контракта, обеспечивается воинскими перевозочными документами до пункта назначения и обратно.

Воинские перевозочные документы для следования в воинскую часть в целях заключения контракта предоставляются кандидату в отделе (муниципальном) по месту жительства (пребывания), в органе федеральной службы безопасности, в соответствующем структурном подразделении Службы внешней разведки Российской Федерации один раз за время пребывания в запасе.

21. Гражданин, обратившийся с заявлением о поступлении в резерв непосредственно в воинскую часть, после рассмотрения его кандидатуры направляется для проведения отбора и оформления документов в отдел (муниципальный), где он состоит на воинском учете. На гражданина оформляется запрос на имя начальника отдела (муниципального), который подписывается соответствующим должностным лицом.

Отбор граждан для поступления в резерв из числа граждан, пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.

22. В связи с поступлением граждан в резерв на соответствующее должностное лицо возлагаются следующие обязанности:

а) заключение контрактов с учетом решения комиссии по отбору кандидатов;

б) организация работы аттестационной комиссии воинской части (далее - аттестационная комиссия) по определению соответствия кандидатов требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв.

23. Министерство обороны Российской Федерации организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по вопросам отбора и приема граждан в резерв.

III. Порядок аттестации резервиста и квалификационный экзамен

24. В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве проводится аттестация.

25. Основными задачами аттестации резервиста являются:

а) определение соответствия резервиста занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве;

б) подбор резервиста для назначения на воинскую должность и определение целесообразности заключения нового контракта;

в) представление резервиста к награждению ведомственными и государственными наградами Российской Федерации;

г) рассмотрение оснований при представлении резервиста к досрочному исключению из состава резерва.

26. Резервист аттестуется за 3 месяца до истечения срока пребывания в резерве.

27. На аттестуемого резервиста соответствующим должностным лицом составляется аттестационный лист.

28. Резервист должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

29. Соответствующее должностное лицо несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

30. Проведение аттестации, а также решение иных вопросов пребывания граждан в резерве в воинских частях (имеющих личный состав резерва) возлагаются на аттестационные комиссии.

В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрен резерв, вправе создать аттестационные комиссии в органах военного управления.

31. Аттестационная комиссия выносит по всем рассматриваемым вопросам заключения в письменной форме.

На заседания аттестационной комиссии в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые, и другие должностные лица.

32. Особенности организации и проведения аттестации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

33. Для решения вопроса о присвоении резервисту классной квалификации по соответствующей специальности проводится квалификационный экзамен.

34. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки профессиональных знаний и навыков резервиста.

Резервист сдает квалификационный экзамен по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года.

35. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам резервистов, порядок сдачи квалификационного экзамена резервистами и оценки профессиональных знаний и навыков, присвоения, изменения и лишения классной квалификации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

IV. Порядок исключения из резерва

36. Гражданин, подлежащий исключению из резерва, должен быть исключен из списков личного состава резерва воинской части в день истечения срока его контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 57 Федерального закона.

37. Исключение из резерва по основанию, предусмотренному пунктом 4 статьи 57 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Порядок представления резервиста к исключению из резерва и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

38. Пребывание в резерве оканчивается в день исключения резервиста из списков личного состава резерва воинской части.

Об исключении резервиста из состава резерва воинской части издается соответствующий приказ.

V. Порядок исполнения резервистами специальных и должностных обязанностей

39. Исполнение должностных обязанностей резервиста осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также должностным регламентом.

40. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.

41. Резервисты привлекаются к мероприятиям по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке в ходе военных сборов по планам подготовки соединений и воинских частей, в которые в соответствии с контрактом предназначаются.

Периодичность и продолжительность привлечения резервистов к указанным мероприятиям устанавливаются в соответствии с требованиями программ боевой подготовки, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

42. Резервист подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.

Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается резервист, не может превышать 24 месяцев.

43. В должностном регламенте резервиста указываются:

а) квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу пребывания в резерве, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

б) должностные обязанности, права и ответственность резервиста за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.

44. Результаты исполнения резервистом должностного регламента учитываются при включении его в кадровый резерв, при проведении аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности, а также при применении к нему мер поощрения.

45. Порядок разработки и утверждения должностного регламента устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Основа мобилизационных возможностей [ | ]

Мобилизационные возможности государства основываются на финансовых затратах производимых государством на следующие нужды :

  • создание золотовалютных резервов необходимых на поддержание экономики государства при военном положении;
  • создание продовольственных запасов;
  • создание резерва боевой техники, вооружения, военного имущества (боеприпасов, снаряжения, амуниции) и горюче-смазочных материалов;
  • периодическое обучение военнослужащих запаса и контроль за учётом военнообязанного контингента населения;
  • начальная военная подготовка в системе среднего и среднего специального образования;
  • подготовка и обучение офицеров запаса в гражданских вузах .

Факторы влияющие на мобилизационные возможности [ | ]

Мобилизационные возможности государства зависят от следующих факторов :

  • наличие тяжёлой промышленности и машиностроения;
  • наличие развитой транспортной структуры;
  • уровень экономического развития и тип экономики государства;
  • регулирующая роль государства;
  • количество населения государства;
  • уровень морально-психологической и общеобразовательной подготовки (грамотности) населения.

Критерии мобилизационных возможностей [ | ]

Людской ресурс [ | ]

Главным критерием мобилизационных возможностей государства является людской ресурс. Смысл критерия заключается в количестве населения, которое государство при необходимости, в состоянии мобилизовать в вооружённые силы .
Минимальный уровень мобилизационного потенциала государства для мирного времени, под которым понимается непосредственно численность личного состава вооружённых сил, составляет 0,5-1 % от общего числа населения государства. При данном показателе вооружённые силы в состоянии полноценно функционировать и развиваться, обеспечивая при этом внешнюю безопасность государства .
В случае начала широкомасштабных боевых действий, необходимый уровень мобилизационного потенциала государства оценивается от 10 до 20 % .

Военно-технический потенциал [ | ]

Под военно-техническим потенциалом подразумевается количество и качество боевой техники имеющейся в вооружённых силах.
Главными условиями наличия военно-технического потенциала считаются :

  • достаточное количество боевой техники (самолёты, вертолёты, корабли, танки, орудия, РЛС, ракетное вооружение и так далее);
  • качество боевой техники (соответствие современным требованиям, исправное состояние).

Сохранение военно-технического потенциала заключается в постоянной модернизации и разработке новых образцов вооружения, обслуживании боевой техники и создании запасов вооружения и боеприпасов к ним.

Военный бюджет [ | ]

В некоторых государствах основной упор делается не на содержание регулярных войск , а именно на систему подготовки резервистов, в которые вовлекается практически всё мужское население (милиционная армия). К примеру, в Швейцарии , по некоторым оценкам, вооружённые силы, насчитывающие 22 000 человек, способны за несколько часов мобилизовать в свои ряды 650 000 резервистов, а за двое суток - 1 700 000 резервистов .

Мобилизация резервистов [ | ]

В случае военной угрозы или начала войны, правительством объявляется частичная или всеобщая мобилизация и резервисты после их оповещения следуют в районы сбора, где под управлением представителей военного ведомства государства будут создаваться резервные воинские формирования .

В некоторых государствах в силу законодательства, массовая мобилизация резервистов может объявляться без введения военного положения и без наличия военной угрозы. Примерами таких массовых мобилизаций могут служить:

Бывают исключения в подходе к частоте мобилизации резервистов, когда она может начаться без всякой военной угрозы извне. К примеру в таких государствах как Израиль , кроме систематической переподготовки, резервисты совместно с регулярными войсками непосредственно участвуют в боевых действиях. На практике это заключается в том что любая крупная войсковая операция

Российская армия начала полномасштабное формирование мобилизационного резерва. Солдаты и офицеры запаса, заключившие с Минобороны контракт, должны будут каждый месяц посещать специальные занятия и ежегодно проходить военные сборы. Взамен государство гарантирует им ежемесячные выплаты и ряд компенсаций. В случае объявления особого периода резервистами доукомплектуют существующие части, их также используют для формирования новых. Военные эксперты считают, что реформа укрепит обороноспособность страны.

В Министерстве обороны «Известиям» рассказали, что c нынешнего года система мобилизационного резерва начинает работать в полном объеме на всей территории России. Необходимые нормативные акты для начала реформы уже приняты. Ранее ведомство провело эксперимент в отдельных регионах. Он продлился почти два года. Его результаты признаны успешными.

В 2015 году президент России подписал указ «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных сил РФ». Механизм привлечения россиян в новые структуры и условия заключаемых с ними контрактов описаны в законе «О воинской обязанности и военной службе». Там указано, что резервистами могут стать солдаты и офицеры запаса, прошедшие медкомиссию.

За формирование резерва отвечают военкоматы. Еще не все из них начали соответствующую работу. Однако, к примеру, набор желающих уже идет в Ростовской области - в военкомате города Новошахтинск военнослужащий запаса может заключить контракт на службу в резерве.

Для этого надо явиться в военкомат, имея при себе паспорт и военный билет, - рассказали «Известиям» в военкомате Новошахтинска. - Военнослужащий резерва должен учиться 2–3 дня в месяц и проходить ежегодные сборы длительностью от 20 до 30 дней.

Призвать на службу такого человека могут в любой момент: при объявлении особого или угрожаемого периода, в случае крупных учений, чрезвычайных ситуаций или просто острого дефицита военных специалистов в частях.

Вопрос о создании организованного мобилизационного резерва поднимался давно, - рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. - Новая система позволит подготовить и поддерживать в боевой готовности высококвалифицированные кадры, обеспечить быструю переброску личного состава на театры военных действий, где необходимо развернуть новые соединения, но местного мобресурса не хватает.

В частности, по его словам, новая система привлечения кадров увеличит обороноспособность Дальнего Востока. В частях этого региона есть техника, но существует дефицит кадров.

Оклад и деньги за постой

Поступающие в резерв солдаты и офицеры запаса подписывают контракт на три, пять или более лет. При заключении нового соглашения россиянин получает единовременную выплату: при трехлетнем сроке - в размере оклада, для пяти и более лет - в полтора раза больше.

Зарплата резервиста будет складываться из должностного оклада, выплат за звание и регионального коэффициента. Например, командиру взвода в звании старшего лейтенанта в центральной части России начислят 27,5 тыс. рублей. Командиру отделения в звании сержанта в Кемеровской области (региональная надбавка - 30%) - 25,3 тыс.

Правда, в полном объеме эти деньги выплачиваются только во время сборов. В остальной период, 11 месяцев в году, резервистам будут платить 12% от оклада. Старший лейтенант из Центральной России получит 3,3 тыс. рублей в месяц, сержант из Кемеровской области - 3,036 тыс. рублей.

Такой порядок выплат предусмотрен постановлением правительства России «Об установлении размера месячного оклада гражданам РФ, пребывающим в мобилизационном людском резерве, за исключением периода прохождения военных сборов» от 23 декабря 2015 года.

Во время сборов государство гарантирует резервисту сохранение средней зарплаты или стипендии. Также оно возьмет на себя расходы по найму жилья, командировочные, оплату проезда на сборы и возвращение домой.

Предусмотрены и надбавки за выслугу лет. Например, через три года после зачисления резервисты смогут дополнительно получать 10% от оклада. С годами выплаты будут увеличиваться. Максимальную надбавку - 50% - начислят после 20 лет непрерывного нахождения в резерве.

Как это работает

Резервиста припишут к конкретной воинской части или Центру обеспечения мобилизационного развертывания (ЦОМР), где он будет проходить сборы.

Есть такие понятия - текущий и временный некомплект (ТНК и ВНК), - рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. - К примеру, военнослужащий перевелся на другое место службы, а на его место еще никого не назначили. Это временный некомплект. Если человек заболел и уже не сможет выполнять свои обязанности - это текущий некомплект. ТНК и ВНК серьезно влияют на боеспособность воинской части. К примеру, в батальоне может не хватать командира роты, нескольких стрелков-пулеметчиков и механиков-водителей. Их отсутствие серьезно сказывается на способности батальона выполнять боевую задачу. Также есть должности, которые вводятся только в случае войны. К примеру, помощник пулеметчика или заряжающий миномета. В мирное время они не нужны, но в бою становятся критически важными.

Замещать ТНК и ВНК будут мобрезервисты, заключившие контракт с воинской частью. Другой их задачей станет восполнение потерь в военное время.

Базы хранения уходят в прошлое

Будут расформированы базы хранения и ремонта военной техники (БХиРВТ), где годами стоят танки, БТР и другая техника, предназначенная для комплектования частей в случае мобилизации. В Сухопутных войсках до недавнего момента существовало более 40 таких баз (14 из них - мотострелковые).

Сейчас к БХиРВТ приписывается мобилизационный резерв личного состава, - рассказал «Известиям» Виктор Мураховский. - Солдаты и офицеры запаса должны явиться на базу в случае объявления особого периода. Такая система имеет свои минусы. Например, есть вопросы по комплектованию и слаживанию частей, трудно найти специалистов ПВО, инженерных и танковых войск.

Кроме того, сейчас в штатном расписании БХиРВТ числится не более 10 человек. Такое количество личного состава не позволяло поддерживать технику в должном состоянии.

Реорганизация мотострелковых БХиРВТ уже началась. Около трети из них закрыты. К примеру, в Новосибирской области перестала действовать 103-я БХиРВТ. Об этом «Известиям» рассказали офицеры частей, служащих на Шиловском полигоне - там раньше располагалась база.

Воинская часть 30654 (она же 104-я БХиРВТ из города Бийска Алтайского края) и в/ч 92910 (245-я БХиРВТ из Лесозаводска Приморского края) в базе данных «СПАРК-Интерфакс» числятся как «не действующие». Это означает что части как юридические лица перестали существовать, а их банковские счета закрыты.

Новые центры для резервистов

В созданных на базе БХиРВТ ЦОМРах будут и хранить технику, и обучать резервистов. В случае необходимости центры преобразуют в «полнокровные» воинские части и соединения. Для ЦОМРов построят новую современную инфраструктуру.

В 2016 году Минобороны заключило контракт на проектирование новой БХиРВТ на Сахалине. Проект иллюстрирует, как может выглядеть Центр обеспечения мобилизационного развертывания.

В селе Дачное планируется построить военный городок. Там появится зона парковки площадью 700 тыс. кв. м, казарма для размещения 521 солдата и сержанта, штабное и учебное здания, склады для имущества и ракетно-артиллерийского вооружения, отапливаемые хранилища на 1,2 тыс. машино-мест. Будут оборудованы зоны хранения и ремонта техники.

Такая инфраструктура позволит в случае сборов разместить на базе батальон резервистов, провести учения и плановое обслуживание техники их силами.

В зарубежных странах есть аналоги создаваемой в России системы. Так, в США армия в случае возможной угрозы будет черпать личный состав из частей Национальной гвардии и армейского резерва. В Швейцарии организованный резерв составляет большую часть вооруженных сил - эти люди готовы по первому требованию прибыть в воинскую часть.