Отличия просветленных и спящих. Признаки скорого просветления

Информация о том, что просветленные люди живут среди нас, уже несколько лет волнует, пугает и восхищает человечество. Яркий пример просветленности - Далай-Лама.

Он, как и его просветленные соотечественники, отличается от обычных людей тем, что если посмотреть на него так называемым «тонким» (энергетическим) зрением, можно увидеть окружающую его необычную, не свойственную простым людям, светимость.

Приметы просветленности

У просветленных людей, по мнению эзотериков-исследователей, очень ровное и чистое энергетическое поле, дающее чистые, прямые лучи (как правило, разноцветные). Также известно, что просветленные люди, живущие в больших городах, вынуждены прятать свою светимость, чтобы их не узнавали.

Согласно мнению некоей группы мистиков, просветление не связано с доводами логики. Быть просветленным - означает покинуть границы физических и умственных возможностей. Физическое тело, не приспособленное к переменам такого рода, часто не выдерживает нагрузки, а явления, с которыми приходится столкнуться человеку, до такой степени мощны, что провоцируют расстройства психического и физического здоровья. Особенно сильно просветление влияет на качество сна: человек становится настолько осмысленным, что сон не может овладеть его телом.

Какой он, просветленный человек? Признаки, которые ни с чем не перепутать

В Тибете многократно были зафиксированы факты поглощения светом, но там подобные случаи - обыденное дело. Посредством многолетних медитаций тибетские ламы учатся отделять разум от тела. В итоге тело становится ненужным: разум забирает его с собой в вечность в виде абсолютной энергии.

В 60-х годах 20-го столетия один тибетский лама - человек, обладающий пробужденным, просветленным сознанием, обратился к близким с просьбой не беспокоить его и уединился в своей хижине на неделю. По прошествии этого срока изо всех щелей его домика «полился» радужный свет, а сам лама бесследно исчез.

Могут ли «отрицательные персонажи» достичь этого состояния?

Адольф Гитлер, который, по мнению отдельных исследовательских групп, владел навыками экстрасенса, не сомневался в том, что на планете существует место, называемое полой Землёй. Идея о существовании полой Земли, населённой существами, которых нельзя назвать людьми, действительно не раз обсуждалась в среде эзотериков. С этим утверждением полностью совпадают догадки российского исследователя оккультной магии немецких фашистов Сергея Зубкова.

Причиной расовых чисток, которые так любил проводить в Третьем рейхе Гитлер, учёный считает попытки нацистов привлечь внимание подземных «хозяев», которые должны были принять участие в переустройстве привычного нам мира.

Имел ли шансы Гитлер стать просветленным человеком? Если верить авторитетным эзотерикам, наличие паранормальных способностей - это ещё не просветление, а, скорее, продолжение игры, придуманной умом и эго. Правда, иногда игра переходит на новый уровень, то есть становится более утончённой (но не перестаёт быть игрой).

Но это ещё не вершина - это ум выстраивает перед стремящимся к Истинной реальности красивые препоны, заставляя его думать, что он почти у цели. Но если рядом с «игроком» нет настоящего наставника, его некому будет предупредить о том, что он заигрался.

Все эти игры и уровни, стадии пробуждения и просветления с точки зрения Безусловной Реальности - плод человеческого воображения, так как на пути к духовным вершинам нет ни игроков, ни спящих, ни заблудших, ни Абсолютной, ни относительной реальности. Информацию о стадиях просветления ум использует только для того, чтобы успокоить эго. А наиболее массовые способы приблизиться к Богу все сводятся к постепенной и не лишённой двойственности, тяжёлой ежедневной работе, на выполнение которой необходимо потратить много лет (или жизней).

Просветление не гарантирует физического здоровья

Как долго живут просветленные люди? Ответ на этот вопрос уже несколько веков повергает в шок учёных-материалистов.

Некоторые историки и психологи, отрицающие существование Истинной реальности, допускают, что просветленный человек вполне может быть социально адаптированным и успешным в профессиональной и финансовой сферах. Ведь идеальные во всех отношения люди не могут быть несчастливы в семейной и социальной жизни.

Главным лживым аргументом, никак «не вписывающимся» в эзотерическую картину мира, большинство материалистов считают тот факт, что просветленные люди, которые, казалось бы, стояли ближе всех к Божественным чудесам, становились жертвой земных болезней, от которых преждевременно умирали.

Земное тело - вещь хрупкая

Действительно, многие просветленные учителя умирали от рака и других неизлечимых заболеваний. Будда, например, скончался после нескольких месяцев мучений, вызванных отравлением. Его многочисленные последователи, наблюдая за страданиями своего Учителя, ожидали сначала чудесного выздоровления, а затем - воскрешения из мёртвых. Но чуда так и не произошло.

Кришнамурти в течение почти 40 лет мучила чудовищная мигрень, а Рамакришна страдал от параноидальных галлюцинаций, но умер от рака горла, когда тему было 45 лет. Свами Вивекананда был болен сахарным диабетом и умер в 38. Его вес на момент смерти составлял 120 кг.

Шри Свами Шивананда страдал от диабета и ожирения, а Шри Ауробиндо мучил туберкулёз и нефрит. Карлос Кастанеда скончался от рака печени, когда ему было 73.

Существует несколько мнений, объясняющих факты безвременного ухода великих Учителей. Наиболее соответствующими реальности считаются два объяснения, которые будут рассмотрены ниже.

Не предупрежден - значит, разоружен

Во-первых, скоропостижная смерть всех великих людей - результат безоговорочного служения другим людям. Отдавая все свои силы и знания страждущим, они забывали позаботиться о своих телах.

Во-вторых, ни в одном учении не упоминается о том, что просветление - это потрясение огромной силы, пронзающее мозг подобно разряду молнии. Лишь немногие просветленные люди находят в себе силы сохранить свой мозг от разрушения. В число «счастливчиков», как правило, попадают индивиды, которые систематически тренировали и использовали свои мыслительные способности: философы, математики, физики...

Согласно статистике, простой человек эксплуатирует свой мозг примерно на 5% от его потенциальных возможностей. Великий человек использует около 15% потенциала. А тот, кто использует 33%, то есть треть возможностей - сумеет пережить просветление.

Негласная статистика не менее неумолима: скоропостижная смерть настигает 90% людей, сумевших пережить просветление. А просветленные люди нашего времени, оставшиеся в живых (их 10%) никогда никому ничего не расскажут о пережитом, потому что их мозг уже им не подчинён, а значит, не может быть использован в качестве речевого механизма.

Об этих шокирующих подробностях, происходящих в течение многих веков, никто никогда не упоминал. Но ведь никто и не спрашивал...

Побочные эффекты

«Лучшие качества» просветленного человека делают его дальнейшее пребывание на Земле невозможным. Большое количество просветленными, в тот же миг умирают - от полученного опыта останавливается сердце и замирает дыхание. В живых остаются единицы, причём почти все из них в прошлом были либо лихими искателями приключений, либо владели опасными для жизни профессиями. Получая на протяжении своей прежней жизни некоторые дозы волнительных переживаний, они смогли справиться и с более сильным потрясением. Но даже если их сердца не остановились после случившегося, то тела, изменившись, подвергнутся страданиям.

Человеческое тело может функционировать нормально, когда находится в рамках своих возможностей. Но так как просветление - это выход за рамки, всё, что развито слабо, ломается. Ломается и тело, которое, к счастью, уже никогда не пригодится просветленному.

Настоящие Мастера молчат о своих достижениях

Наблюдательные люди заметили, что споры о сути просветления и способах духовных практик - удел новичков или тех, кто даже ещё не ступил на этот путь. Такое поведение опытные мистики называют игрой в религиозный практицизм, основанной на желании покрасоваться.

Какова причина возникновения подобных дискуссий и конфликтов? Опытные эзотерики утверждают, что, осознанно или нет, спорщики таким образом выражают свою неуверенность: "А правильный ли путь я выбрал?" Новички, болтая о «высоком», не подозревают, что это в них говорит отсутствие опыта и неуверенность в правильности жизненного выбора. Глаза просветленного человека излучают спокойствие и не оставляют сомнений в крепости его веры. Что касается веры новичка, то любой пример чужого негативного опыта может ослабить её.

Пытаясь доказать окружающим (а прежде всего - самим себе), что идут верным путём, многие новички начинают сомневаться ещё больше, и это сомнение порождает сначала агрессию, а после - фанатизм. А что потом? Защита своей веры становится делом чести и требует всё более и более радикальных мер, таких, например, как сжигание «еретиков» и «ведьм», запугивание сектами, «джихад» и так далее.

Что значит «просветленный»? Человек, желающий найти хорошего учителя, хотя бы однажды, но задавал себе этот вопрос. Как отличить настоящего, просветленного мастера? По его молчанию. Просветленный гуру никогда не ввяжется в спор о том, «чья вера правильнее», так как знает, что все пути просветления ведут к одному и тому же Богу, а следовательно - к одному и тому же результату.

Теория и практика просветления

Каждый из способов просветления предусматривает возможность получения секретных знаков и состоит из определённых стадий пробуждения. Что касается секретных знаков - неопытные ученики получают их от гуру, а люди, давно практикующие духовный путь, руководствуются ими, чтобы определить, не заблудились ли они в иллюзорных «дебрях» своего ума.

Тайные знаки разных школ отличаются между собой, поэтому сравнивать их бессмысленно. Это лишь своеобразные «зарубки», увидав которые, идущий поймёт, что он на правильном пути.

Люди, занимающиеся различными практиками, получают множество разнообразных, блаженных состояний (из которых складывается опыт), а также возможность видеть и слышать то, что сокрыто от простых людей, отправляться в тонкие миры и встречаться со святыми. Немало новичков, поддавшись соблазну, заставляют себя поверить в то, что они - уже просветлены и застревают на одном из этих этапов, очарованные своими же возвышенными переживаниями и раскрывшимися способностями.

Знающие о практической и веданты (Васиштхи), знают и о том, что человек, идущий по пути развития, может достичь состояния совершенно Просветленного, полупросветленного или непросветленного существа.

Обычных существ (включая людей), которые относительно Абсолютной Реальности «крепко спят», называют непросветленными.

Совершенно Просветленными йоги называют тех, кто, опираясь на личный опыт, познал себя как Абсолютную Реальность или укоренился в ней, достигнув самосознания. Люди, ощутившие себя слившимися с Богом и видящие реальность такой, какая она на самом деле, называются самадхами. Самадхами были Шива, Кришна и Аллах. Именно к этому, непередаваемому словами состоянию, стремятся все йоги.

Сахаджа-самадхами называют людей, живущих обычной жизнью, находясь в самадхи. Сахаджа-самадха вынужден высвобождать часть внимания и направлять его на выполнение ежедневных обязанностей и поддержание жизни в физическом теле.

Совершенно просветленные люди осознают Абсолютную реальность даже во время ночного сна. Во снах, наполненных Божественным сиянием, они способны путешествовать по тонким мирам, населённым богами.

Полупросветленными называют людей, прикоснувшихся к Абсолютной Реальности лишь на короткое мгновение и вернувшихся в своё обычное состояние. Некоторые полупросветленные способны абсолютно правильно воспринимать и понимать Истину, несмотря на то что их сознание ещё не полностью очищено.

Есть и такие индивиды, которые приняли Истину и понимают её суть, но необходимого опыта и переживаний им пережить не удалось. Не зная, что сознание не очистится, пока не успокоится ум, они занимаются тем, что спекулируют высказываниями просветленных мастеров. По мнению некоторых мистиков, это тоже неплохое начало пути. Проговаривая правильные утверждения немыслимое количество раз, они тем самым приближают очищение сознания и успокоение ума.

Просветленные люди нашего времени

Многие пользователи Глобальной сети интересуются: есть ли просветленные люди в России? Согласно сведениям, которыми располагают современные эзотерики, в 50-х годах прошлого столетия во всём мире (а значит, и в России) началось воплощение высокоразвитых душ на Земле. Причиной «высадки десанта» стала необходимость защитить независимую волю просветленных землян. Первая волна воплощений (дети Индиго) была закончена в 60-х годах 20-го века, вторая была произведена в период с 1980 по 1990-й (Кристаллические дети), прибытие третьей волны (рождение Радужных детей) происходит в настоящее время.

Две последние волны в большинстве своём - потомство повзрослевших Индиго. Родители-Индиго создают для своих отпрысков такие условия, при которых их врождённые интуитивные, телепатические и развиваются очень быстро. Многие дети уже обладают способностями к психокинезу (передвижению объектов, находящихся в непосредственной близости) и телекинезу (передвижению далеко расположенных объектов). Следующим этапом для них станет освоение технологий левитации, телепортации и умение пребывать сразу в двух местах в одно и то же время.

Чем отличается просветленный человек от непросветленного? Обычный, непросветленный человек, обладающий ограниченными знаниями, считает, что Вселенная бесконечна.

Просветленный, изменившийся человек, не видит Вселенной и понимает безграничность мудрости и знаний, которые он увидел внутренним зрением. Он также знает, что Вселенная имеет границы, а знания - безграничны.

Согласно информации, записанной в «Ведах», душа просветленного, осознав себя, уходит из материального (уже не нужного ей) тела или сжигает тело в огне теджаса (жизненной силы). По мнению людей, идущих по этому пути, просветленного человека видно сразу, потому что он постоянно говорит и пишет о том, что «пробуждение вне ума».

Согласно этому же источнику, существуют и другие люди, которые тоже говорят и очень много пишут о своих занятиях осознанностью и магией... заведомую ложь, потому что находятся внутри ума и не являются просветленными.

Как узнать просветленного человека? У любой школы, как известно, собственные методы просветления. Но каждый просветленный мастер открывает перед своими учениками одну и ту же Абсолютную Реальность (высшую духовную реализацию), достичь которой можно разными путями. Поэтому мастеру одной школы не дано заочно судить о степени просветления мастера другой школы. Только встретившись и поговорив (или помолчав), просветленные мастера могут ответить на этот вопрос.

Чем отличается просветление от духовного пробуждения

Новая глава из книги "Просветление за полчаса".

Обычно между этими двумя понятиями ставят знак равенства, но на самом деле есть отличия. Их мы и разберем.

Чем отличается просветление от духовного пробуждения

Желая пробуждения и осознания Истины,
ты чувствуешь себя вовлеченным в дела этого мира
и прилагаешь усилия, чтобы пробудиться
и познать себя как чистое свободное сознание.
Но вся эта вовлеченность в мирские дела,
как и все «твои» усилия просветлеть -
лишь часть сна, иллюзии, фильма жизни.
Это не то, что ты делаешь;
это то, что тебе снится.
Ты - не деятель.

Считая себя действующим существом, ты пытаешься выбраться из Сна Жизни, но действующее лицо является частью сна, а не частью Реальности, поэтому оно не может выйти за пределы сновидения, так же как персонаж в фильме не способен вылезти из экрана в реальную жизнь. Что бы ты ни делал как человек - это часть сценария, и ты всегда действуешь в его рамках, без исключения. Всё, что ты можешь делать как сознание - просто присутствовать, наблюдать, осознавать.

Увидев всё происходящее (включая «главного» персонажа) как своего рода сон, фильм, майю, ты начинаешь осознавать себя как чистое наблюдающее сознание, и тогда твой поиск закончен, нет больше ищущего, нечего больше искать и достигать в снящемся мире. Сон продолжается, персонаж добросовестно отыгрывает отведенную ему роль, но теперь ты не отождествлен с ним, ты - его наблюдатель, свидетель, присутствующее сознание, которое смотрит этот Фильм Жизни. И это огромная свобода.

На пути самопознания есть два этапа: духовное пробуждение и просветление. Это не одно и то же.

Духовное пробуждение означает разотождествление с телом-умом-личностью и всеми остальными вещами, которые ты почему-то считаешь собой. «Путь к просветлению лежит через разотождествление», сказал как-то Ошо, и это важный момент на пути самопознания.

Здесь пробуждение названо духовным только потому, что подразумевает отделение духа от материи - отделение чистого сознания от снящегося тела-ума. В духовных кругах есть привычка разделять духовное и материальное, и на данном этапе эта привычка полезна. При духовном пробуждении ты понимаешь, что не являешься телом, умом, личностью, именем и т.д., но у тебя, как правило, остается некоторое отождествление с душой - индивидуальным (но безличностным) сознанием, отдельным наблюдателем. Ты осознаешь свою духовную природу, но все еще остается некий безличный ты и некие безличные другие, такие же души, индивидуальные сознания. Это - духовное пробуждение. Это очень высокий уровень, но еще не совсем просветление, хотя часто его называют именно так.

Следует сказать, что духовное пробуждение не обязательно связано с религией , так как пробуждение происходит и вне религиозных практик. У людей со словом «духовность» часто ассоциируется святость, и духовными людьми обычно называют тех, кто является частью различных религиозных эгрегоров и ведет себя соответствующим образом. Но словосочетание «духовное пробуждение» в данном случае означает лишь пробуждение духа (души, Атмана, индивидуального чистого сознания) от сна ложных отождествлений, осознание своей нематериальной природы, и это далеко не всегда происходит в рамках религий.

Далее следует второй этап - просветление. Если духовное пробуждение еще как-то можно понять на уровне интеллекта, то с просветлением все гораздо сложнее, потому что просветление - это уже уровень недвойственности, осознание адвайты. При духовном пробуждении все еще есть некоторая двойственность и множественность - я, другие, другое. Просветление же подразумевает исчезновение иллюзии двойственности и множественности, а разделяющий ум этого понять не может, так как он функционирует только в рамках двойственности, которую сам же и создает.

На сайте я уже писал, что такое просветление, и мы также разбирали заблуждения о просветлении, здесь же коснемся самой сути.

Просветление - это исчезновение иллюзорного разделения на «я» и «не я», то есть исчезновение двойственности восприятия. Это осознание недвойственности, адвайты, глубокое озарение, что нет двоих. И тем более троих, четверых и дальнейшего множества. Это осознание приходит, когда ум перестает разделять единство на множество. Вначале исчезают отождествления с телом, умом, личностью, именем, ролями и т.д., а затем исчезает и тонкое отождествление с Атманом - индивидуальной душой, отдельным сознанием.

Конечно, мысли все еще возникают, и могут возникать привычные мысли, содержащие «я», «мне», «мое», «других» и «другое», но при этом осознаётся, что эти разделения нереальны, они - лишь видимость, которая исчезает так же быстро, как и появляется, не оставляя следов. Попытки обнаружить, что собой представляет это возникающее отдельное «я», неизменно приводят к осознанию, что нет никакого «я» - оно создается возникающей мыслью, и растворяется с исчезновением мысли. Это можно наблюдать, и такое наблюдение - отличная практика на пути духовного пробуждения. Можно даже сказать, что это практика высшего уровня.

Внимательное наблюдение приводит также к осознанию, что даже думающего нет: иллюзия думающего создается спонтанно возникающими мыслями о некоем якобы существующем мыслителе . Ты думаешь, что все эти мысли - хорошие и плохие, гениальные и глупые, красивые и уродливые - твои? Знаешь, что заставляет тебя считать их своими? Просто мысль, что они твои.

Поставь под вопрос реальность своего «я», мыслителя, исследуй его, и ты увидишь, что его никогда и не было на самом деле.

Тем, кто ищет практику для уничтожения (разоблачения) ложного я, можно порекомендовать технику стирания личности. Этот метод не для начинающих, так как обычно у новичка ум еще достаточно загрязнен повседневным мусором, чтобы всерьез заниматься самоуничтожением, поэтому на начальных этапах лучше очистить ум от мусора с помощью других практик. Те же, кто достаточно углубился в самопознание и близок к просветлению, смогут успешно растворять ложное я без всяких техник - просто наблюдая, как оно появляется и исчезает.

Во многих религиях считается, что человек достигший святости или просветления, обретший познание Бога, приобретает определённые силы и качества. В той или иной степени эти характеристики в разных религиях совпадают, но в наибольшей степени они рассматриваются в системе йоги ведической традиции.

"Тот, кого не могут затрагивать почести и оскорбления, потери и обретения, тот - мудрец из лучшей категории. Лучший из мудрецов способен без всяких колебаний дать полные ответы на вопросы, касающиеся реализации и самых возвышенных истин... Например, джняни, который осознал высшую сущность, приложив самые малые усилия, может продолжать придерживаться своего прежнего образа жизни, хотя его ум при этом уже неприступен, и его взгляды невозможно поколебать. Он напоминает мирского человека во всех делах. Как тогда он может быть оценен другими?
Но как бы там ни было, один джняни узнает другого сразу же, подобно тому, как эксперт может оценивать драгоценные камни с первого взгляда..." (Даттатрейя, "Трипура рахасья", гл.XXI).

Достигший просветления никогда не переживает ни гнева, ни алчности, ни зависти, ни страха. Он смотрит на всех как на воплощение Божественного. Просветленный всегда возвышен. Его ум очень тонок, ясен и остр, хотя он не считает себя ученым. Просветленного забавляет мирская серьезность людей, придающих большое значение уму и эго, хотя он относится к другим с состраданием. Он видит Божественность повсюду, даже там, где другим видна лишь обыденность. Он мыслит абстрактно, чисто, широко, масштабно, глобально, парадоксально. Там где другие видят грязь, просветленный видит незапятнанную чистоту. Там, где другие видят яд, он видит нектар. Там, где другие видят уродство, просветленный видит божественную красоту. Там, где другие видят недостатки, он видит игру Божественного во всем. Просветленный благословляет проклинающих его и молится за них, желая им счастья и удачи, поскольку он видит Божественный свет в каждом. Просветленный не ищет чужого внимания, богатства и славы, но он и не отрицает ничего, что приходит к нему само, без усилий, ведь он находится во всеприятии.

Достижение просветления не предполагает ни неадекватного поведения, ни экзальтированных состояний, ни громогласных заявлений миру (если на то нет особого благословения), ни изменения внешнего статуса или поведения, ни получения каких либо дополнительных привилегий или статусов, потому что истинная цель духовного искателя - не искать просветления для себя, а служить Божественной воле, проводить Божественную волю, служить делу просвещения, просветления и освобождения всех живых существ в сансаре. Напротив, даже достигнув какого либо уровня просветления, предписывается много лет хранить его в тайне или просто никак не выражать. Просветленному все равно, кто просветлен, а кто не просветлен. Он во всем видит только Бога везде и всегда и не видит вообще других людей, существ, самих по себе вне Бога. Для просветленного все просветлены и все есть одно, Единое.

"Мудрецы знающие себя, обретают бесстрашие, бесстрастие и сияют в собственном великолепии. Они всегда самодостаточны и внутренне находятся в удовлетворенном состоянии. Мудрец видит сознание как сущность всего, как вездесущего Бога всего сущего, бесформенного, но наполняющего собой все формы...
Для него даже камни становятся друзьями и деревья в лесу - родственниками; даже когда он живет посреди леса, животные становятся его знакомыми и родными. Отсутствие гармонии становится гармонией, печаль - великой радостью, и даже погруженный в интенсивную деятельность, он ощущает внутреннее молчание...
Он делает все и ничего. Он наслаждается, не пробуя удовольствия. Он - лучший друг любого. Он свободен от жалости к другим, но полон сочувствия. Свободный от стремлений, он кажется желающим чего-то. Он кажется счастливым или несчастным в соответствующих ситуациях.
Он не оставляет то, что естественно, и играет свою соответствующую роль в этой драме жизни.
Он сострадает печалящимсяи радуется со счатливыми, но ни то ни другое не загрязняет его сердца." (Йога-Васиштха, гл. 6.20.).

Просветление это не только знание - джняна, это еще и шакти - духовная сила, и просветленный это также тот, кто обладает шакти (шактиман).

Первая сила , которая появляется у просветленного, это сила мудрости (джняна шакти), благодаря ей он может проявлять ясность, давать ответы на любые вопросы, создавать философские системы и разъяснять их, видеть суть причин и следствий.

Вторая сила - это сила самоосвобождения, сила внутренней свободы (сватантрийя шакти), благодаря которой просветленный может освобождать свое сознание от любых энергий, связей, отношений, сохраняя его чистым, незапятнанным (нираджана). Сила внутренней свободы возникает благодаря силе мудрости и черпает свое вдохновение из брахма ахам бхавы - чистого пространства сознания просветленного.

Третьей силой просветленного является сила намерения (иччха шакти), благодаря которой он может из пустоты притягивать события, материализовывать вещи, воплощать задуманное (санкальпа сиддхи).

Четвертая сила - это сила управлять реальностью, сила божественного всемогущества, владычество просветленного (айшварья шакти), благодаря которой он влияет на грубые и тонкие миры.

Наконец, пятая сила - это способность действовать, совершать многообразные деяния (крийя шакти) - творить, поддерживать, разрушать, сокрывать, низводить божественное.

Если знаком просветления является испытание сахаджа-самадхи: непрерывное осознавание в бодрствовании, осознанность во сне со сновидениями и во сне без сновидений, то знаками окончательного освобождения является переживание в медитации пяти тонких пространств (Вьома-панчака), описываемых в Адвайя-тарака упанишаде:
- пространство без качеств (гуна-рахита-акаша);
- высшее пространство (парамакаша);
- великое пространство (махакаша);
- пространство семени элементов (таттва-акаша);
- пространство солнца (сурья-акаша).

Вопрос к Ошо:
Видит ли просветленный сны? Можете ли вы рассказать что-нибудь о качестве и особенностях сна просветленного человека?

Ответ:
Нет, просветленный человек не может видеть сны. И если вы очень любите смотреть сны, то никогда не становитесь просветленным. Берегитесь! Сновидение является частью сна. Самое главное, что для того, чтобы случилось сновидение, вы должны заснуть. Для того чтобы иметь обычные сновидения, вы должны заснуть. Во сне вы становитесь бессознательным. Когда вы бессознательны, случаются сновидения. Они случаются только при вашей бессознательности.

Просветленный человек сознателен даже во сне. Он не может стать бессознательным. Если вы даже дадите ему анестезирующее средство - хлороформ или что-нибудь вроде этого, - то спать будет только его периферия. Он остается сознательным; его сознание не может быть выведено из равновесия.

Кришна в Гите говорит, что пока все спят, йог бодрствует. Это не означает, что йоги ночью не спят; они также спят, но их сон имеет совершенно другое качество. Спят только их тела, и тогда их сон является прекрасным. Это отдых.

Ваш сон отдыхом не является. Он может быть напряженным, и утром вы можете чувствовать себя еще более измотанным, чем вы чувствовали себя вечером. Целую ночь спать, а утром чувствовать себя еще более уставшим - в чем дело? Вы - удивительное создание!
Вся ночь прошла во внутренней суматохе, во внутреннем беспорядке. Ваше тело не отдыхало, потому что ваш ум был слишком активным.

А активность ума должна вызывать напряжение в теле, потому что без тела ум не умеет действовать. Активность ума означает параллельную активность тела, так что всю ночь ваше тело находится в движении и является активным. Вот почему утром вы чувствуете себя уставшим, измотанным.

Что это значит для человека - стать просветленным? Это означает одно: теперь он является совершенно сознательным. Что бы ни происходило в его уме, он осознает это. А в тот момент, когда вы осознаете, некоторые вещи совершенно прекращаются. Они прекращаются всего лишь благодаря осознанности. Это подобно тому, что эта комната была темной, а вы внесли свечу: темнота исчезает. Ничто не исчезнет; эти книжные шкафы останутся на месте, и если вы сидите здесь, то вы останетесь сидеть. При внесении свечи исчезает только темнота.

Когда кто-то становится просветленным, то он приобретает внутренний свет. Этот внутренний свет есть осознанность. Благодаря этой осознанности исчезает сон - и ничего больше. Но благодаря тому, что сон исчезает, качество всего меняется. Теперь все, что бы он ни собрался сделать, будет сопровождаться его особой бдительностью, и то, что требует в качестве обязательного условия бессознательности, станет теперь невозможным. Он не сможет быть сердитым - и не потому, что он решил не гневаться; он не может быть сердитым. Гнев может существовать только тогда, когда вы бессознательны. Теперь бессознательности нет, так что для гнева нет базы, он невозможен. Он не может ненавидеть; ненависть существует только при наличии бессознательности. Он становится любящим - и не вследствие каких-то решений, принятых по этому поводу. Когда есть свет, когда есть сознание, любовь расцветает; это естественно. Сновидения становятся невозможными, потому что сновидения нуждаются, прежде всего, в бессознательности, а он не является бессознательным.

Ученик Будды, Ананда, который спал и жил с ним в одной комнате, как-то сказал ему: "Это удивительно; это очень странно. Ты никогда не двигаешься во сне". Будда всегда оставался всю ночь в одной позе. Он просыпался в той же позе, в которой засыпал, его руки оставались в точности в том же месте, куда он клал их вечером.

Вы, возможно, видели изображения Будды, показывающие его спящим. Его поза называется "позой лежащего". Он остается в этой позе всю ночь. Ананда наблюдал за ним в течение многих лет. Когда бы он ни взглянул на спящего Будду, тот был одним и тем же всю ночь. Поэтому Ананда спросил: "Скажи мне, что ты делаешь всю ночь? Ты остаешься в одной и той же позе".

Говорят, что Будда ответил: "Я только однажды вошел в свой сон, но тогда я еще не был буддой. Только несколькими днями ранее того дня, когда случилось просветление, я вошел в свой сон. Но тогда, внезапно, я стал осознающим и удивился: "Почему я двигаюсь?" Я двигался бессознательно, не отдавая себе в этом отчета. Но после просветления в этом уже не было необходимости. Если бы я хотел, я мог двигаться, но в этом нет необходимости. А тело является таким расслабленным..."

Сознательность проникает даже в сон. Но у вас может быть фиксированная поза всю ночь, и вы не будете просветленным. Вы можете практиковать это: это не трудно. Вы можете заставить себя; тогда через несколько дней вы будете в состоянии делать это. Но это не главное. Если вы видите Иисуса, шевелящегося во сне, то не думайте: "Почему он движется?" Это зависит от обстоятельств. Если Иисус движется во сне, то он делает это сознательно. Если он желает двигаться, он двигается. Что касается меня, то случилось как раз противоположное. Прежде чем прийти к осознанности, я всегда спал в одной позе всю ночь. Я не помню, чтобы я когда нибудь двигался. Но с тех пор я ворочаюсь всю ночь. Я пребываю в одной позе не более пяти минут. Я поворачиваюсь снова и снова. Я являюсь настолько сознающим, что, в действительности, это вовсе и не сон. Так что это зависит от обстоятельств. Но вы никогда не сможете сделать какой-либо вывод по наружному поведению. Это всегда возможно только изнутри.

Просветленный человек остается осознающим даже во сне, поэтому сновидения для него невозможны. Сновидения требуют бессознательности - это первое; кроме того, они требуют приостановленных, подвешенных переживаний - это второе. А для просветленного не существует ни приостановленных переживаний, ни незавершенных переживаний. Все завершено. Он съел свою пищу; теперь он больше не думает о пище. Когда он будет испытывать голод, он поест еще, но в промежутке у него нет никаких мыслей о пище.

Он принял ванну; теперь он не думает о завтрашней ванне. Когда придет время и если он будет жив, он примет ее. Если ситуация позволяет, это случится, но об этом нет никаких мыслей. Есть действия, но нет никаких мыслей вокруг них.

Что вы делаете? Вы все время вторично рассматриваете дело - все время вторично рассматриваете дело, которое будет совершаться завтра, как будто вы артист и должны завтра показать это кому-нибудь. Почему вы все рассматриваете повторно? Когда время придет, вы будете на нужном месте.

Просветленный живет моментом, действием, он живет так тотально, что у него ничто не остается незавершенным. Если что-то остается незавершенным, то оно будет завершаться во сне. Сновидение является завершением. Это происходит потому, что ум не может позволить чему-либо быть незавершенным. Если что-нибудь является незавершенным, то имеет место внутреннее беспокойство. Ум думает, как бы завершить дело. Тогда во сне вы завершаете его и тогда лишь чувствуете себя в покое. Даже если дело завершено во сне, для ума это является облегчением.

О чем ваши сновидения? Вы просто завершаете все незавершенные дела, которые не могли завершить днем. Днем вы, возможно, хотели поцеловать женщину, но не смогли сделать этого. Теперь вы поцелуете ее во сне, и ваш ум сможет расслабиться; напряжение снимается.

Ваши сновидения есть не что иное, как ваша незавершенность, а просветленный человек завершен. Что бы он ни делал, он делает это так целостно, так тотально, что ничто не остается приостановленным. Нет никакой необходимости в каких-либо сновидениях. Прекращаются сновидения ночью и рассуждения днем.

Это не означает, что он становится неспособным рассуждать. Он может рассуждать, если это необходимо. Если вы зададите ему вопрос, он тут же его обдумает, но в повторном его рассмотрении нет необходимости. Вы сначала думаете, а затем отвечаете, но его ответ и есть его думание. Он думает и отвечает. Так тоже не очень точно сказано, потому что в действительности здесь нет никакого промежутка. Это происходит одновременно. Он думает вслух, но нет никакого повторного рассмотрения, нет никакого обдумывания, нет никаких сновидений. Он живет свою жизнь. При наличии рассуждений и сновидений вы упускаете свою жизнь.

Вся слава Богу!

С благодарностью ко всем просветленным учителям!

Темы в статье:

  • Мифы о просветленных.
  • Можно ли определить просветление.
  • Есть ли стадии просветления.
  • Совершенно Просветленные, полупросветленные и непросветленные.
  • Воззрение, поведение и плод.
  • Отсутствие эмоций – миф.
  • Про чудеса и сидхи.
  • Уход мастеров.
  • Альтруизм и просветление.

Не знаю как у вас, а у меня одно время были определенные представления о том, кто такие просветленные мастера. Прямо вот я, не будучи сама просветленной, знаю точно какие они – что им свойственно, как они должны жить, что делать, о чем думать или не думать, какие у них ценности, чем должны заниматься в жизни, а чем не должны, что у них должно происходить, а чего нет…

Что там лукавить, у многих (кто интересуется саморазвитием и духовным ростом) есть определенные представления об этом, есть свои ожидания. Наслоения собственных проекций и отрывочной информации о жизни святых и о том, что такое просветление.

Например, в моей картине мира еще несколько лет назад просветленный человек – это просто образец человеческого совершенства во всех сферах жизни. Он должен состоять только из благородных и светлых качеств: любви, принятия, доброты, милосердия, сострадания, счастья, радости, позитива, честности. Он никогда не гневается и не ругается, никогда не грустит и не скорбит. Он все знает и всегда поступает правильно.

Это во всех сферах успешный и реализованный человек. Он материально благополучен, зарабатывает много денег. И все материальные блага у него должны быть в обязательном порядке и в избытке. Иначе, что это за реализация такая? У него либо нет семьи, и он не занимается сексом. Либо, другая крайность, у него все хорошо в отношениях – они у него идеальные. Идеальная семья, муж/жена, дети. Идеальные отношения со всеми. Он социально успешен. Ему везде сопутствует успех, чем бы он ни начал заниматься. Он должен быть полностью здоров до глубокой старости. А если и заболел, то должен сам себя легко исцелить. В его жизни после просветления все должно быть идеально и прекрасно. Сплошная белая полоса. Никакие проблемы и неприятности жизни больше его не касаются. Осталось добавить, что он писает нектаром, а какает цветами.

То, что многие просветленные были аскетами, вполне вписывалось в мою картину мира. Отрешается человек от всего и посвящает себя только Богу – это понятно. Меня ставило в тупик, что многие просветленные гуру умерли от рака, а Будда отравился, если я не ошибаюсь, грибами, и умер. «Если ты так близок к Богу, то почему с тобой это случилось?» – думала я.

Были еще и такие представления о просветленных: если ты полностью просветлен и реализован, то ты не должен зарабатывать деньги на распространении духовных знаний. Просветленный – это полностью альтруист. Все его мысли только о том, чтобы помочь людям. И вообще, есть такое мнение, что настоящий просветленный обязательно ДОЛЖЕН работать на благо общества и приносить людям пользу.

И такое мнение: все просветленные сидят в пещерах или монастырях и медитируют.

Ну вот, все мифы о просветленных, что я вспомнила. Предполагаю, что их может быть гораздо больше.

Конечно, все эти представления очень наивные и поверхностные. Я бы даже сказала – плоские! Хотя иногда вполне соответствуют реальности. Однако не всё так однозначно. Жизнь и опыт внесли свои корректировки, а если точнее, то полностью разрушили все мои представления о просветленных.


Во-первых, нужно понимать, что если ты сам не просветлен, то определить точно просветлен человек или нет ты не сможешь. Это все равно как человек, который ни разу не видел и не пробовал арбуз, не сможет определить спелость арбуза не только по внешнему виду, но и на вкус. Определить просветление может только тот, кто сам просветлен.

Представьте, что вы спите и вам снится сон, что вы проснулись. Вы встаете, видите, что ваш муж/жена уже проснулся/ась и пьет чай. Но через какое-то время вы пробуждаетесь уже на самом деле. Смотрите, а ваш супруг/супруга еще спит на своей половине кровати. Верно ли было ваше видение по отношению к реальности? Да, ваш муж/жена проснулся/ась в вашем сновидении, но в реальности вы оба спали.

Так и в случае с просветленными/пробужденными мастерами. Спящий человек не сможет понять кто перед ним. И всё, что люди могут делать – это только проецировать на просветленных свои идеи о пробуждении и просветлении. А то и вовсе, свои идеи об успешности и благополучии. Эго может видеть только другое эго. Помню, как об одном просветленном гуру шесть лет назад я говорила, что с таким эго, как у него, просветленных не бывает. А два года назад смеялась над собой и своей глупостью.

Более того, у каждой традиции свои критерии просветления. И несмотря на то, что все просветленные мастера всегда и везде открывают одну и ту же Абсолютную Реальность (апогей духовной реализации), их путь может иметь отличия. Поэтому даже мастер одной традиции не берется утверждать о просветлении мастера другой традиции заочно. Только непосредственно пообщавшись или помолчав вместе, такие мастера могут узнать об этом.

Если вы замечали, то спорят о просветлении и путях только новички в духовной практике или те, кто еще даже и не встал на духовный путь, а играется в духовный материализм.

Почему возникают споры и конфликты между практикующими из разных традиций и религий? Потому что, осознают они это или нет, но спорящие еще не утвердились в своем духовном пути, в Боге, у них нет своего опыта. Они слышат или видят отличия, и их вера начинает слабеть, закрадывается сомнение в правильности своего выбора. Им нужно доказать, прежде всего самим себе, что они сделали правильный выбор и идут верной дорогой. И чем больше сомнений внутри, тем больше агрессии снаружи. Так рождается фанатизм. Они начинают защищать свою веру и иногда очень радикально (крестовые походы, «джихад», сжигание ведьм и еретиков, запугивание «страшными» сектами, адом и т.д.).

Но настоящие мастера, просветленные гуру, святые – молчат. По молчанию вы узнаете мастера. Ни один просветленный не будет ввязываться в подобные споры и отстаивать какую-либо позицию и путь, если, конечно, таким образом не преподается какой-то урок. О чем спорить, если мастер любой традиции знает, что Бог для всех один. И все пути ведут к Одному и Тому же.

Ищущим полезно знать об уровнях и стадиях просветления.

С точки зрения Абсолютной Реальности нет ни стадий пробуждения, ни уровней, ни самого пробуждения, поскольку спящего и заблуждающегося тоже нет. Некому и незачем просветляться. Нет даже таких понятий как Абсолютная и относительная реальности. И это верно для высших путей (дзогчен, ати-йога, адвайта, лайя-йога). Но с точки зрения постепенных, двойственных путей эта информация не имеет смыла, поскольку пока не доступна пониманию. С точки зрения эго, относительной реальности, для успокоения ума и мотивации бывает полезно знать про стадии просветления. Тем более, что самые массовые духовные пути – это постепенные пути, где присутствует двойственность, и продвижение к Богу занимает несколько лет, а то и несколько жизней.

В каждой традиции есть свои стадии пробуждения и тайные знаки. Знаки обычно передаются от гуру ученику, и с помощью этих знаков садху (практикующий, идущий к Богу, ищущий просветления, духовной реализации) может определить, на какой стадии продвижения он находится. Ну и понять, не заблудился ли он в иллюзиях своего ума.

Из-за различий в методах и подходах эти знаки могут отличаться в разных традициях. Поэтому не имеет смысла сравнивать эти знаки. Тем более, что они только наметки на пути. Это как если один поднимается в гору через густой лес, а другой – по открытой местности, третий поднимается по отвесной скале, четвертый – на вертолете. В пути они встретят разные знаки. Но все они встретятся на одной и той же вершине. Так что сказать, кто на какой стадии находится, может только тот, кто уже на вершине и видит все возможные пути на эту вершину. Ну, или чтобы более-менее быть объективным – изучи хорошо все традиции и их критерии, чтобы иметь возможность авторитетно сравнивать их и выносить суждения.

Помню, мне писала одна девочка, увлеченная сахаджи-йогой, и спрашивала, поднялась ли у меня кундалини. Для нее это было важным критерием, поскольку в этой традиции поднятие кундалини – это один из признаков пробуждения. Но в адвайте-веданте признаки пробуждения совершенно другие. Поднятие кундалини само по себе – это еще не пробуждение.

В свое время я была очень очарована различными духовными опытами и переживаниями. И знаю, что таких людей очень много. Обычно практикующим очень нравится об этом рассказывать, слушать – а как это было у других, даже соревноваться… Практикуя различные практики, человек будет получать массу различных трансперсональных опытов и переживаний, очень тонких и красивых состояний, блаженства, видений, звуков, он может путешествовать в тонкие миры, встречаться с духами, святыми, могут открываться различные сверхъестественные способности и т.п… Велик соблазн решить, что это то, к чему ты стремился, и спутать с просветлением. Очень много ищущих, кто застревает на этом этапе, увлекаясь своими возвышенными переживаниями и способностями. Но каким бы красивым и волшебным ваш опыт ни был – это не есть высшая реализация. Какие бы способности у вас ни открывались – это еще не просветление. Это просто продолжение игры вашего ума и эго. Более тонкая и возвышенная, но игра, иллюзия. Поэтому в адвайте предлагается отбросить все ваши опыты и переживания, оставить все свои способности, все идеи о просветлении, отбросить все концепции о Боге. Любые построения ума только закрывают от нас Истинную реальность. И хорошо, если рядом есть мастер, который вам укажет на это.

В Йоге – Васиштхе (практическая философия йоги и веданты) говорят о том, что есть совершенно Просветленные, полупросветленные и непросветленные существа.

Непросветленные – это обычные люди и существа, которые еще крепко спят по отношению к Абсолютной Реальности.

Совершенно Просветленные – это те, кто, во-первых, осознал на собственном опыте, непосредственно познал себя как Абсолютную Реальность; достиг самосознания, укоренился в Абсолютной Реальности; находится все время в сахаджа-самадхи.

Самадхи – это полное слияние с Богом, соединение с Богом (Шивой, Кришной, Аллахом, Абсолютом…). Состояние, не передаваемое словами. То, к чему стремятся йоги.

Сахаджа – это постоянное и без усилий пребывание в изначальном состоянии.

Сахаджа–самадхи – соединение самадхи и обычной жизни. Когда «человек», находясь в самадхи, частично освобождает часть внимания на поддержание жизни в теле и на свои обязанности в этом мире. Сахаджа-самадхи медитация поддерживается сама по себе, являясь неотъемлемым свойством существования йога.

Во-вторых, совершенно Просветленный имеет чистое видение (все видит Богом, т.е. видит реальность такой, какая она есть), во время сна он также пробужден и осознает Абсолютную реальность, как и во время бодрствования. Его сны наполнены сиянием, Божественным светом. Он может путешествовать в тонкие миры сидхов, божеств и т.п.


Полупросветленные – это люди, которые пережили на короткое мгновение Абсолютную Реальность в непосредственном опыте, но потом вернулись в обычное состояние сознания сновидения. Однако, они полностью воспринимают и понимают Истину, но пока еще сильны тенденции ума, самскары и вассаны, эго. И у некоторых может присутствовать неверное понимание Истины. Однако со временем сознание очистится полностью, и человек станет совершенно Просветленным.

Есть еще и такие, кто понял и принял Истину интеллектуально, полностью с ней согласен, но прямого опыта и переживания Истины у них не произошло. Они часто спекулируют различными цитатами мастеров, своими формулировками, говоря об Истине (причем, об этом и не поспоришь с ними – все верно), но дальше этого дело не идет. Хотя, и это уже достижение – прекрасное начало, и пускай они проговаривают эти истины много раз, пока их сознание не будет очищено и ум не успокоится. Когда успокоится ум, тогда и случится подлинное переживание Истины. Но чтобы не заплутать в уловках своего ума, полезно помнить, что есть воззрение, а есть поведение и плод.

Воззрение – это то, во что мы верим, наше интеллектуальное понимание Истины, наши ценности.

Поведение – это когда мы на уровне поведения полностью соответствуем тому, во что верим. Например, если ты проповедуешь любовь, то будь добр, проявляй любовь ко всему на свете. Но дело в том, что не всегда это возможно. Скажем, вы всем сердцем понимаете и верите, что этот мир – иллюзия, однако если вас кто-то ударит, то вы чувствуете реальную боль, и можете обидеться и обозлиться. Это происходит, потому что ваше воззрение не стало плодом. Ваше интеллектуальное понимание не стало вашим опытом. Ваше знание еще не реализовано.

Плод – это реализация на собственном опыте твоей веры, твоего воззрения. Подлинное пребывание в Истине. И если садху (идущий по духовному пути) обрел плод, то он становится джняни – человеком знания. Говорят, что он реализовал Истину.

Просветленные существа всегда прибывают в Абсолюте, в Боге, если так можно это описать. По-сути, их уже нет для этой реальности, но зато теперь есть Абсолют. Их индивидуальных желаний больше не существует. Все, что теперь исходит из этих существ – это Божественная Игра Сознания. Их сознание и Сознание Абсолюта не отличны. Но поскольку кармические тенденции исчезают не у всех сразу (говорят, что колесо сансары продолжает вращаться еще какое-то время после пробуждения, как и колесо машины – после того, как вы нажали на тормоз, еще вращается по инерции), то многие продолжают жить, как и раньше, с радостью проигрывая все оставшиеся тенденции эго и тела, в котором находятся. Это простой человек хочет чего-то избежать в своей жизни и что-то реализовать. Что-то стремится изменить или исправить в себе и мире. Просветленные же не стремятся ни к чему и ничего не избегают. С радостью принимая участие в том, что приходит само по себе, и изживая свои кармические тенденции. Для них все приобретает одинаковый вкус.

  • Отсутствие эмоций – миф.
  • Просветление и социальный успех.
  • Про семью и отношения просветленных.
  • Пещера и уединение или социум?
  • Про чудеса и сидхи.
  • Уход мастеров.
  • Альтруизм и просветление.

и подписывайтесь!