Общество «Трезвение. Пенсии и социальные выплаты северянам Общины трезвости

1) Школа трезвости и трезвения при Марфо-Мариинской обители милосердия. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 34. Проезд до станции метро «Третьяковская» или «Полянка». Тел. 8-916-095-12-62. Акафисты и беседы после них 2 раза в неделю. Раз в месяц 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости и их родственников.

2) Школа духовного трезвения во имя Новомучеников и исповедников российских. Москва, Храм Воскресения Христова в Сокольниках, Сокольническая пл., д. 6. Проезд до станции метро «Сокольники». Тел. 8-915-140-90-61, 8-965-124-38-15. Акафист и занятия после него по суб-ботам. Используется опыт дореволюционной трезвенной работы, методы православной психотерапии, изучается святоотеческое наследие о трезвении.

3) Школа трезвения в честь иконы Божией Матери «Косинская». Москва, Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино, ул. Б. Косинская, д. 29. Проезд до станции метро «Выхино». Тел. 8-910-406-88-37. Акафист и занятия после него еженедельно. Периодически 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости. Индивидуальное консультирование родственников.

4) Братство Трезвости во имя свт. Николая Чудотворца. Москва, Храм Рождества Христова в Измайлово, Измайловский проезд, владение 28. Проезд до станции метро «Измайловская». Тел. 8-910-424-90-63; 8-910-408-29-63. Только профилактическая трезвенная работа: занятия с подрост-ками в воскресной школе, турпоходы, спортивные игры, концерты и пр.

5) Семейный клуб трезвости при Храме Всех Святых во Всехсвятском на Соколе. Москва, Ленинградский проспект, д. 73. Проезд до станции метро «Сокол». Тел. 8-916-093-75-63. Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи 5 раз в неделю.

6) Семейный клуб трезвости при Храме Девяти мучеников Кизических. Москва, Б. Девятинский пер, д. 15. Проезд до станции метро «Краснопресненская» или «Смоленская». Тел. 8-909-692-98-01; 8-916-093-75-63. Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи и молебны 1 раз в неделю.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

1) Братство трезвости в честь иконы «Неупиваемая Чаша». Московская область, Дмитровский район, село Озерецкое, Храм свт. Николая Чудотворца. Проезд до станции «Лобня» (Савеловское направление), далее автобусами №23 или 50 до села Озерецкое. Тел. 8-905-749-68-48. Акафист и занятия 1 раз в неделю. Регулярно 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости и их родственников. Есть возможность постоянного проживания страждущих при приходе для прохождения курса реабилитации.

2) Православный Клуб трезвости во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Московская обл, г. Клин, Храм Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе «Демьяново», пр. Танеева, д. 15, стр. 7. Проезд до станции «Клин» (Ленинградское направление) далее автобусами №5, 17, 18, 30, 40, 47 до остановки «Сквер Чайковского», далее по указателю «Усадьба Демьяново». Тел. 8-963-770-29-61, 8-903-687-35-99. Акафисты и занятия 2 раза в неделю. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников. Ведется профилактическая трезвенная работа.

3) Приходское братство трезвости «Трезвение» при храме Архангела Михаила города Талдома. Московская обл, г. Талдом, пл. Карла Маркса, д. 8. Проезд до станции «Талдом» (Савеловское направление). Тел. 8-926-111-50-80, 8-916-077-90-89. Акафист и встречи братства еженедельно. По мере необходимости проводится 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости и их родственников. Ведется профилактическая трезвенная работа. При храме также собираются группы анонимных наркоманов, алкоголиков и их родственников.

4) Общество трезвости святого праведного Иоанна Кронштадтского города Егорьевск. Московская обл, Егорьевский район, дер. Гридино, д. 155а, Храм Казанской иконы Божией Матери. Проезд от московской автостанции «Выхино» до города Егорьевск, далее автобусом №28 до дер. Гридино. Тел. 8-916-901-48-28. Ведется обширная профилактическая трезвенная работа. Общество окормляет реабилитационный центр «Чайка» для алкоголиков и наркоманов, работающий по системе «Монар» и принимающий лиц обоего пола в возрасте от 14 до 26 лет.

5) Семейная община трезвости «Вера». Московская обл, г. Коломна, Свято-Богоявленский храм, ул. Гончарная, д. 8. Проезд до станции «Коломна» (Казанское направление). Тел. 8-916-600-27-39. Акафист еженедельно. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников священником и православным психотерапевтом. Арт-терапия в группах.

6) Общество трезвости «Соратник» города Подольск. Московская обл, г. Подольск, ул. Б. Серпуховская, д. 93, Свято-Геогриевский храм. Проезд до станции «Кутузовская» (Павелецкое направление). Тел. 8-915-140-52-87. Акафист и встречи еженедельно. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников. Курсы по избавлению от табакокурения. При храме также собираются группы анонимных наркоманов, алкоголиков и их родственников.

7) Семейный клуб трезвости при Храме Пророка Божия Илии поселка Лесной. Московская обл, Пушкинский район, пос. Лесной. Проезд до станции «Зеленоградская» (Ярославское направление), далее авт. 38 до остановки «Улица Гагарина». Тел. . Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи клуба по субботам.

«Враг подступает - надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом - ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, в другую - добрые дела. Чаще креститесь! Крест - такой же замок, как на двери. »

Из наставлений святой праведной Матроны Московской

Из истории Общества трезвости

23 июля 1898 года с целью борьбы с пьянством было открыто Кожевническое отделение Первого Московского общества трезвости, правопреемником которого позднее стало Замоскворецкое общество трезвости.
«Для достижения этой цели, – говорилось в Уставе, – Общество… на основании существующих узаконенных с надлежащего разрешения подлежащих властей открывает и устраивает чайные столовые, клубы, лечебницы для алкоголиков, библиотеки, читальни, воскресные и вечерние школы или курсы для взрослых, лекции, чтения, концерты и т. п. учреждения, могущие создать трезвую обстановку или дать полезные и здоровые развлечения».

При Троицкой церкви в Кожевниках 2 февраля 1911 года было создано Братство трезвости во имя свв. мучч. Кира и Иоанна. Инициатором и председателем стал священник Александр Иванович Речменский. Почетными членами Братства были известные своей благотворительностью и меценатством предприниматели А.А. Бахрушин и Д.П. Бахрушин.

Общество» «Трезвение» во имя святой праведной Матроны Московской по благословению священноначалия начало свою деятельность 11 сентября 2015 года и является продолжателем этих традиций.

Наша жизнь

Индивидуальные консультации, для людей, страдающих от порочных зависимостей, и для их родственников.
Во время консультации людям даются подробные ответы на волнующие их вопросы, предлагаются конкретные пути решения проблемы, предоставляется возможность самим посетить ближайшие мероприятия Общества «Трезвение» и познакомится с его жизнью.

Совместная молитва

Мы на собственном опыте убедились, как важна молитва, посредством которой человек делается способным
противостоять злу и утверждаться в добре.
Наша совместная молитва это:

  • Ежедневное чтение Псалтыри;
  • Ежедневная молитва по соглашению;
  • Еженедельный водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»;
  • Еженедельное чтение акафиста перед чтимой иконой святой праведной Матроны Московской в больничном храме НИИ наркологии

Возрождение обетов трезвости

Обет — это обещание. Человек обещает Богу, что не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещает после особого молебна перед Крестом и Евангелием.

Группа трезвости для страждущих и их родственников

На еженедельных встречах за чашкой чая мы обсуждаем конкретные ситуации, делимся опытом, своей болью и радостями. С каждой такой встречи участники выносят что-то своё, частичку чужого опыта, который пригодится именно ему, именно сейчас.

Духовно-просветительская работа в клинике НИИ наркологии

Это регулярные беседы с больными о вере и Церкви, показ и обсуждение кинофильмов, проведение церковных праздников, подготовка больных к Таинствам и участию в богослужениях в больничном храме во имя святой праведной Матроны Московской.

Организация паломнических поездок

Паломничество по святым местам, которое мы организуем собственными силами, вызвано желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать, таким образом, Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение, попросить их помощи и заступничества.

Участие в восстановлении разрушенного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Ермово Переславского района Ярославской области


«Если на Вашу долю выпала честь строить дом Божий, примите это как великий Дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи тому простит Господь»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Российские общества трезвости

В XIX веке, с искусственным насаждением пьянства, в народе возникло стихийное движение за трезвость, которое было поддержано Русской Православной Церковью.

После подавления царизмом первого трезвенного движения 1858-1859 годов российские общества трезвости начали создаваться только в 1880-е гг., когда произошло утверждение капитализма в России, во время действия акцизной системы продажи алкоголя. Второе трезвенное движение в России (1880-е - начало 1917 г.) явилось одним из ответов российского традиционного, "крестьянского" общества на наступление капитализма, на ограбление и разрушение общества посредством возрастающего производства и продажи алкоголя. Одним из первых было Татевское общество трезвости при церковно-приходской школе села Татево Бельского уезда Смоленской губернии, созданное 5 июля 1882 г. замечательным русским педагогом Сергеем Александровичем Рачинским (1833-1902). Вместе со своими бывшими учениками - выпускниками школы и вышедшими из неё учителями - он принял в этот день в церкви торжественный обет трезвости сроком на один год. Впоследствии обеты ежегодно возобновлялись, число членов общества колебалось между 50 и 70 (кроме детей). Положение изменилось в 1888 г., когда круг членов общества начал заметно расширяться. Рачинский пишет: "В воскресенье, 25 сентября, ко мне пришли перед обедней семь крестьян, почти все мне незнакомые, из разных, отчасти отдалённых деревень, и решительно и настойчиво заявили желание присоединиться к нашему обществу". С этого дня не проходило почти ни одного воскресенья и праздника, чтобы к обществу не присоединились новые члены. За неполный год число членов возросло до 383. Кроме того, в течение 1888 г. под влиянием Татевского общества по инициативе молодых священников возникли самостоятельные общества в соседних приходах Травине и Шопотове, в с. Пречистом Духовщинского уезда; в соседнем с Татевом с. Меженинке и в с. Дровнине Гжатского уезда,44 т. е. всего в пяти сёлах. Как указывает историк православной педагогики И.В. Гусев, в 1889 г. С.А. Рачинский опубликовал второй отрывок "Из записок сельского учителя" с описанием опыта "Татевского общества трезвости" в "Русском Вестнике" (№8). В том же году статья была перепечатана в приложении к "Церковным ведомостям" (№ 34). На неё было много отзывов. Завязалась обширная переписка. "Пишут ко мне из всех краев России, люди всех возрастов и звания, люди всех степеней умственного развития, начиная от высокообразованных лиц, озабоченных подъемом нравственности в нашем простом народе, и кончая полуграмотными горемыками, одержимыми всеми степенями delirium tremens" - писал Рачинский в работе "Открытое письмо", опубликованное в приложении к "Церковным ведомостям" (1889. №50). В переписке, указывает Гусев, Рачинский давал практические советы по организации общества, обязанностях его членов, приводил форму книги трезвости Татевского общества и касался множества других вопросов. Сегодня мало кому из педагогов известно имя Сергея Александровича Рачинского. А между тем, по отзывам современников, "Рачинский - это имя мирового значения. Когда педагогическая мысль займется изучением его принципов, она, может быть, о нем первом скажет, что он был не педагог - переводчик западных идеалов на русскую почву, а творец самобытных русских идеалов просвещения"

Православная Церковь откликнулась на возраставшую угрозу пьянства и поддержала первые ростки трезвенного движения.

Рачинскому удалось осуществить часть своих планов - в 1898 году по его инициативе в России было открыто 25500 церковноприходских школ, а в 1905 году таких школ было уже 42 696, что составляло 46,5% по отношению к общему числу начальных школ в стране.

Также и Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ в России и положило начало грандиозному движению за трезвость в Русской Православной Церкви. В 1889 году появляется циркулярный указ Святейшего Синода от 10 августа, в котором, в частности, Епархиальным Преосвященным предлагалось "донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время, из какого числа лиц и в каких местностях Общества трезвости, и в чём обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население". После этого указа число приходских обществ трезвости в России стало быстро расти. К 1913 году существовало более двух тысяч обществ трезвости, в которых состояло около полумиллиона человек.

За короткий исторический период Русская Православная Церковь сумела создать всероссийскую комплексную систему воспитания народа в духе трезвости и благочестия на религиозно-нравственной основе. Эта система включала в себя:

1) непосредственную работу с семьями в обществах трезвости, братствах, попечительствах и других подобных им учреждениях;

2) разработку религиозно-нравственных, научных и организационных основ борьбы с пьянством в народном быту;

3) широкое издание религиозно-нравственной, научной и художественной литературы антиалкогольной направленности, выпуск журналов, газет и листовок, посвящённых этой проблеме;

4) организацию внебогослужебных проповедей, а также лекций, чтений и бесед, выявляющих вред пьянства и пользу трезвого благочестивого образа жизни;

5) открытие библиотек и специализированных книжных лавок, укомплектованных антиалкогольной литературой;

6) создание воскресных школ для членов общества и их детей, а также детских садов для самых маленьких членов семей трезвенников;

7) обучение желающих церковному и светскому пению;

8) устроение паломничеств, крестных ходов и прогулок с образовательными целями;

9) организацию здорового и нравственного досуга трезвенников;

10) создание противоалкогольных музеев и выставок;

11) организацию трезвенных чайных и столовых;

12) создание касс для оказания материальной помощи нуждающимся и бюро трудоустройства.

Отдельно обсуждалась проблема школьного алкоголизма и обсуждались меры отрезвления через воспитательную работу в школе. В церковно-приходских школах вводились специальные "уроки трезвости", создавались учебные пособия, написанные, в основном, священниками. Обсуждалась возможность проведения идеи трезвости в школьных курсах Закона Божия, русской и зарубежной словесности, отечественной и мировой истории, географии и даже математики. Предлагались соответствующие программы. Кадры для проведения этой работы готовились в духовных и учительских семинариях по всей стране. В середине 1890-х гг. введение в России казённой винной монополии и расширение продажи алкоголя принесло с собой усиление тяжких разрушительных последствий для народа. Ответом общества стало расширение сети трезвенных объединений. Многие молодые священники, в частности выпускники Петербургской духовной академии, явились последователями С.А. Рачинского. Одним из них был священник Александр Васильевич Рождественский (1872-1905), открывший 30 августа 1898 г. в Петербурге Александро-Невское общество трезвости при бесприходной церкви Воскресения Христова (Воскресенской) при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (Обводный канал, 116, у Варшавского вокзала). Уже в первый год в общество записалось 3204 человек. Вскоре общество стало своего рода центром методической и материальной поддержки для церковных обществ трезвости всей России. (47)

Число его членов значительно выросло. Так, в 1910 г. в него записалось 75889 человек, в т.ч. 35232 уплатили членские взносы. После кончины А.В. Рождественского с 1905 г. руководителем общества являлся протоиерей Пётр Алексеевич Миртов

Рисунок 3. П.А. Миртов принимает обет трезвости у фабричных рабочих. Петербург, 1907 г.

Трезвенное движение отошло на второй план общественной жизни в период революции 1905-1907 гг., но после её окончания оно стало вновь шириться. Так, в рапорте секретаря Екатеринбургской духовной консистории (декабрь 1910 г.) говорится следующим образом об обстоятельствах создания Нижне-Тагильского братства Животворящего Креста Господня, открытого 9 октября 1907 г. и занимавшегося среди прочего трезвенной работой:

"Конец 1905 года и весь следующий затем 1906 год ознаменовались колебаниями в народе веры и религиозно-нравственных устоев жизни. Явились неведомые учителя и начали развращать народ, отвлекать от церкви и духовенства. Агитаторы устраивали сходки и уловляли народ в свои сети, особенно молодёжь. Тёмной силе нужно было противопоставить силу Евангельского христиански-православного света, незаконным и злобным сборищам противопоставить законные и проникнутые христианской любовью собрания. Так возникло Братство, деятельность которого проявилась в религиозно-нравственных чтениях, в помощи членам Братства и их семьям в случаях оказавшейся нужды, а также благотворительностью всякого рода".

По рапортам духовных консисторий, направленным в ответ на упомянутый выше циркуляр Св. Синода № 8038 от 28 августа 1910 г., к началу 1911 г. в России насчитывалось 1767 церковных обществ трезвости. Динамика открытия обществ, отражённая в табл. 2, говорит о том, что рост числа вновь открываемых обществ стал заметным с 1908 г., а с 1909 г. движение стало массовым.

Отметим следующие закономерности. Трезвенное движение было по характеру культурническим, охранительным, т. е. направленным на положительное развитие в рамках существующего строя. Оно шло на подъём в период мирного развития, являясь целительным, терапевтическим ответом на вызовы приближающихся общественных кризисов, когда общество искало способы разрешения назревших проблем; или же было лекарством для выздоровления после уже происшедших тяжёлых общественных потрясений (проигранные войны 1854-1856 и 1904-1905 гг., революция 1905-1907 гг.). Спады или прекращение движения происходили тогда, когда на смену мирному, эволюционному развитию приходили революционные потрясения и войны, когда в обществе начинали преобладать насильственные, "хирургические" методы решения проблем.

На 1-е января 1911 г. в России (без Польши и Финляндии) насчитывалось 1873 общества трезвости, как религиозных, так и светских. В них числилось более 500 тыс. членов, т. е. больше, чем во всех революционных и буржуазных политических партиях, вместе взятых! Показательны география, социальный состав и идейная направленность обществ. Около трёх четвертей (74,5%) всех обществ находилось в сельских поселениях и только чуть более одной четверти (25,5%) - в городских. В сельских обществах преобладали крестьяне, в городских - рабочие. Большая часть последних была отходниками или недавними выходцами из села, сохранившими связь с деревней и крестьянское мироощущение. 1782 обществ (95,0%) были религиозными и лишь 91 общество (5,0%) было светским ("гражданским"). Из религиозных обществ трезвости 1771 (99,4% всех обществ) было православным (РПЦ), и лишь одиннадцать (0,6%) иными. Среди этих последних два неохристианских русских ("братцы", "трезвенники" - последователи проповедников И.А. Чурикова в Петербурге, И.Н. Колоскова и Д.Г. Григорьева в Москве), семь христианских латышских, одно католическое литовское, и одно общество трезвости Добрых храмовников "Благая весть" в Риге с неопределённой нами религиозной ориентацией. Таким образом, общества были преимущественно религиозными (95%), из них большая часть была православными (99,4%), и сельскими (74,5%), т. е. крестьянскими.

Приведённые данные говорят о том, что в трезвенном движении участвовала прежде всего передовая часть православного духовенства и крестьянства - основного "несущего" сословия страны, для которого последствия пьянства были неизмеримо тяжелее, чем для горожан.

Православно-крестьянский характер обществ трезвости был ещё более ярко выражен в Сибири. Здесь на 1 января 1911 г. насчитывалось 80 обществ трезвости, в т. ч. церковных или православных 78 (97,5%), гражданских или светских, два (2,5%); сельских обществ 71 (87,3%), городских 9 (12,7%).

Религиозные общества трезвости вели в основном религиозно-воспитательную и культурно-просветительную работу, светские общества - культурно-просветительную и научную. Православные общества возглавлялись приходскими священнослужителями - священниками и значительно реже - диаконами. (См. Рисунок 4.)

Рисунок 4. Основатель и руководитель в 1900-1910 гг. Свято-Никольского общества трезвости в фабричном с. Орехово, Покровского уезда, Владимирской губ., прот. Василий Матвеевич Рождественский. 51 1910 г.

Светскими обществами руководили, как правило, врачи, реже - правоведы, учителя, представители других интеллигентских профессий.

Целью участников движения было не только избавление от алкогольных бед, но и обретение достойного смысла жизни. В христианских обществах это была светлая жизнь по-Божески, по-христиански. Так, девиз устава Братства трезвости во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Волчинской церкви Брестского уезда Гродненской губернии гласил: "За Христом со крестом, трезвым путём мы пойдём к свету, к Истине!" (См. Рисунок 5).

Рисунок 5. Выход крестного хода московского Варнавинского народного общества трезвости для встречи Почаевской иконы Божией Матери. 1913 г.

Чувства и идеалы православных трезвенников хорошо передаёт стихотворение "Гимн трезвости", написанное около 1901 г. бывшим пациентом Московской Лечебницы для алкоголиков (руководитель - доктор А. М. Коровин) Плотниковым (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

Данный "Гимн трезвости" был положен на музыку и после исполнения на Первом Всероссийском съезде по борьбе с пьянством (декабрь 1909 - январь 1910 гг.) стал широко известен в трезвенных организациях России.(53)

В светских обществах трезвости сверхсмыслом было служение народу, Отечеству. Помимо этого эстонские, латышские общества работали во имя национального буржуазно-демократического возрождения, проводили большую культурную работу. У них были особенно широко распространены народные хоры, любительские драматические кружки и т. п.

Деятели обществ трезвости выступали за административные, экономические и культурные преобразованиям в рамках существующего строя. Например, в брошюре, выпущенной выборными (активистами, большинство из которых были рабочими) Всероссийского Александро-Невского братства трезвости, указывалось, что они смотрят на свою деятельность "не как на средство к политическим целям, а как на мирную, культурную работу". (54) Кроме того, православные и неоправославные трезвенники открыто выражали поддержку царю, уклонялись сами и предостерегали других от участия в революционном движении, как не приносящем, по их мнению, ничего, кроме бед. Так, 9 января 1905 г. в Петербурге неохристианский проповедник И. А. Чуриков не благословил своих последователей участвовать во всенародном шествии к Зимнему дворцу во главе с Гапоном, и трезвенники-чуриковцы не приняли участие в событиях "Кровавого воскресенья". (См. Рисунок 8.)

Рисунок 8. На беседе "братца" Иоанна Чурикова. Слева за кафедрой, с чёрной бородой, - И.А. Чуриков. Петербург, 1912 г.

11-15 июля 1914 г., в дни всеобщей забастовки в Петербурге, рабочие-члены петербургских православных Варгунинского и Серафимовского обществ трезвости вместо участия в забастовке совершили крестный ход в своём районе и пароходную паломническую поездку на остров Валаам.

В рассказе М. Горева "Социалист", помещённом в журнале Александро-Невского общества трезвости "Трезвая жизнь", молодой рабочий Семён, вступив в городе в общество трезвости, покончил с пьянством, улучшил материальное положение, зажил светлой, культурной жизнью. Но всё перечеркнул его уход к социалистам. За участие в организации забастовки Семён был уволен с завода и выслан в родную деревню. Обдумывая случившееся, он глубоко раскаивается.

Трезвенное движение 1880-х гг. - начала XX в. и его пик - 1907-1914 годы - были закономерным и необходимым этапом общественного развития.

Значительные результаты были достигнуты всего за семь лет, в 1907-1914 гг. Под влиянием народных действий общество и государство начали осознавать опасность алкоголизации и принимать действенные меры по её устранению. Это вело к постепенному духовному, физическому, хозяйственному и социальному оздоровлению России.

Начатая полезная, созидательная, мирная работа была прервана мировой империалистической войной и революцией 1917 г.

На этом дело трезвости не кончилось. На вызовы алкоголизации и разрушения общества новые поколения народов России - Советского Союза ответили трезвенными движениями и ограничительными антиалкогольными мерами советского периода. Движение существует и сегодня, хотя пока и неизмеримо менее широкое и влиятельное, чем в начале XX в. или в 1980-е гг. Действуют такие организации, как Союз борьбы за народную трезвость, Общероссийское общественное объединение "Организация Оптималист", Международная независимая организация трезвости, Всероссийское Иоанно-Предтеченское православное братство "Трезвение" и другие.

Сейас существует много методик избавления от зависимости. И если информация о системе «12 шагов» или медикаментозном отказе от алкоголя общедоступна, то что нам известно об опыте Православной церкви в избавлении от алкогольной и никотиновой зависимости?

Трезвенная деятельность РПЦ организована в форме приходских обществ трезвости – добровольных общественных объединений граждан, отказавшихся от алкоголя, табака или наркотиков. У общества трезвости есть руководитель – священник или мирянин. Общество трезвости действует на основании устава, где прописаны основные направления деятельности, цели и задачи, организационная структура, план мероприятий на год, порядок вступления в объединение трезвенников. Деятельность обществ трезвости осуществляется по благословению правящего архиерея. Помощь, оказываемая алкоголезависимым и их родственникам, абсолютно бесплатна.

Основная задача, которую ставит перед собой общество трезвости – это духовно-нравственное просвещение, без которого отрезвление человека просто невозможно. Духовная опустошенность, размытость нравственных ориентиров, потеря смысла своего существования – вот те причины, которые РПЦ считает основными источниками алкоголизации общества. «Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов» — говорится в «Основах социальной концепции РПЦ».

Работа обществ трезвости ведется по нескольким направлениям, о которых мы сейчас и расскажем.

  1. Совместная молитва.

Молитва является основой христианской жизни, с ее помощью в душе устанавливается живая связь с Богом. Многие общества трезвости регулярно проводят совместные молитвы перед иконой «Неупиваемая чаша», на которые собираются не только те, кто ведет борьбу со своими страстями, но и люди, уже давно ведущие трезвый образ жизни.

  1. Проведение индивидуальных консультаций с зависимым человеком

Перед тем, как пройти курс по избавлению от зависимости, человеку предлагают посетить индивидуальную консультацию. В ее процессе можно получить ответы на важные вопросы: какие пути решения проблемы предлагают общества трезвости; каковы результаты после прохождения подобных курсов. Важно, что консультантами выступают люди, которые сами прошли путь отрезвления и впоследствии дали обет трезвости. Именно они лучше других понимают, что тревожит человека, делающего первые шаги к исправлению. Какие сомнения и страхи его терзают, и как с этим бороться.

  1. Проведение бесед с «созависимыми»

«Созависимыми» называют родственников и близких пьющего человека, которым, как никому другому, нужна правильная помощь и поддержка. Близкие зависимого человека в своем стремлении помочь часто совершают ошибки, которые приводят к непоправимым результатам. А ведь именно близкие — своим примером, терпением и любовью — могут направить зависимого человека на путь исправления.

Во время бесед родственникам объясняют, что проблема зависимости – это проблема семейная. И решается она только совместными усилиями. Искать виноватого в пагубном пристрастии не имеет смысла: это не принесет положительного результата, а только усугубит положение человека, лишив его надежды на исправление. Бороться нужно не с человеком, а за человека.

Близким зависимого предлагают конкретные формы поведения, раскрывают принципы правильного общения и способы оказания необходимой помощи. А зачастую в обществах трезвости помогают и самим родственникам, потерявшим силы и веру в благоприятный исход.

  1. Курсы по избавлению от алкогольной и никотиновой зависимости

Курсы включают в себя 10 занятий продолжительностью 3 часа каждое, систему домашних заданий, тренингов и индивидуальной работы. За этот период человеку передается теоретический опыт и знания, достаточные для преодоления зависимости. Ведет курс священник, в процессе обучения привлекая специалистов из других областей.

Каждое занятие состоит из лекции, разбора домашних заданий и индивидуальной работы с каждым слушателем.

Что узнают слушатели курса от священника? В первую очередь, раскрываются механизмы социально-психологического программирования людей на зависимые формы поведения; подробно разбирается схема физиологического действия алкоголя на организм человека; рушатся алкогольные мифы, оправдывающие пьянство. Поднимаются темы греха и добродетели, ответственности перед собой и своей семьей. Прививается умение правильно оценивать свои поступки с нравственной точки зрения. И самое главное — слушателям объясняют, какими средствами человек может воспользоваться для исправления своей жизни. Одной из важных составляющих курса является ведение дневника – основного способа формирования личных трезвеннических убеждений.

Как правило, уже к 3-4 занятию у посещающих курс пропадает желание принимать алкоголь, к 5-6 занятию исчезает желание отравлять себя никотином.

  1. Реадаптация людей, окончивших курсы

После окончания курсов работа участника над собой продолжается. Следующим шагом на пути к исправлению становится обретение личного опыта трезвой жизни. Именно в этот период участнику программы особенно необходима поддержка, так как возвращение в прежнюю жизнь требует от него стойкости. Для этих целей всех «новичков», окончивших курс, объединяют с уже существующей группой, имеющей достаточный опыт трезвости. Руководит такой группой специально подготовленный человек, прошедший через подобные испытания, имеющий опыт трезвой и церковной жизни. Находясь в среде единомышленников, видя перед собой людей, уже прошедших путь исправления, «новичок» значительно легче адаптируется к повседневной жизни в новом, трезвом статусе.

  1. Совместная деятельность с выпускниками

Взаимоотношения между членами общества трезвости строятся на заботе о нуждах ближнего. Участники группы проводят трезвые праздники, организуют встречи для совместного пения, просмотра тематических фильмов, практикуют паломничество, занимаются делами милосердия и проч.

Статья составлена на основе книги Священника И.Бачинина «Как организовать общество трезвости при приходе».