Движение воды в океане — морские волны, цунами, приливы и отливы. Движение вод мирового океана
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • сформировать знания о видах движений воды в океане, в том числе о ветровых, цунами, приливно-отливных течениях;
  • развивать умение выделять причинно-следственные связи;
  • воспитание географической культуры и эстетического восприятия географических объектов.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Оборудование:

  1. Электронная презентация на интерактивной доске.
  2. Карта полушарий (физическая).
  3. Атласы.
  4. Раздаточный материал.

Методы: объяснительный рассказ учителя, самостоятельная работа, проблемное изложение.

Знать: виды волн, части волн. Причины образования волн.

Уметь: анализировать увиденное и услышанное, составлять причинно-следственные цепочки, работать с таблицами и схемами.

Ход урока

I. Организация класса.

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан

А сейчас внимание, проведем проверку изученного материала, часть, по желанию, пройдет тест, часть ответит у карты, но т.к. я вас не знаю, буду называть вас по журналу.

II. Тестирование по домашнему заданию (5 минут)

  1. Расставить океаны в порядке увеличение площади, начиная с самого маленького: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический.
  2. Самый глубокий океан: Северного Ледовитого, Тихого, Индийского, Атлантического.
  3. Море, практически, со всех сторон окружённое сушей: окраинное, материковое, межостровное, внутреннее.
  4. Самая наибольшая соленость наблюдается в: Красном море, Балтийском море, Персидском заливе, Средиземном море.
  5. Средняя солёность вод Мирового океана составляет: 28‰, 35‰, 37‰, 42‰.
  6. Какие океаны соединяются Беринговым проливом: Северный Ледовитый и Тихий, Атлантический и Индийский, Атлантический и Тихий, Индийский и Тихий.
  7. Марианская впадина является частью: Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого, Индийского океана.
  8. В каком океане наблюдается наибольшая площадь шельфа: Атлантическом, Северном Ледовитом, Тихом, Индийском.
  9. Самый крупный остров Земли: Мадагаскар, Новая Гвинея, Гренландия, Сахалин.

Мотивация.

УЧИТЕЛЬ: на экран проецирует картину И. К. Айвазовского «Чёрное море», читает стихотворение А.С. Пушкина (слайд 3)

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордо красотой…

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Какая тема объединяет картину и стихотворение? (волны).

Вы, наверное, и не догадываетесь, сколь глубоки и обширны ваши «научные» познания о морских волнах. Ещё 100 лет назад один большой насмешник, Кузьма Прутков, высказал не лишённую справедливости мысль: «Бросая в воду камешки, смотри на круги ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою».

  • А вы бросали камешки в воду?
  • Устраивали бурю в стакане?
  • А штормы в тарелке и настоящие ураганы в ванне? (слайд 4)
  • Какие вопросы у вас возникали?

Если не лениться наблюдать, как ведёт себя при этом вода, если задавать побольше вопросов, если стараться на них самому отвечать, то это будет не пустая забава, а самое настоящее научное исследование.

Какие же исследования мы сможем сегодня с вами провести?

  • ? Откуда берутся в море волны?
  • ? Почему движутся волны?
  • ? Какие они бывают?
  • ? Для чего нам необходимо изучать волны? (слайд 5)

Итак, запишем, число и тему урока!

II. Изучение нового материала. Ветровые волны.

Мировой океан находится в постоянном движении. Кроме волн, спокойствие вод нарушают: п/о, цунами, течения – все это разные виды движения вод в океане.

1) УЧИТЕЛЬ на экран проецирует рисунок волны. УЧЕНИКИ называют части волны и пробуют дать им определение. УЧИТЕЛЬ проверяет правильность ответов (слайд 6).

2) УЧИТЕЛЬ задаёт? Откуда берутся в море волны? – каждый, пожалуй, сразу даст правильный ответ: волны раскачивает ветер. Люди поняли это давно: не зря по углам старинных морских карт изображали Ветродуев (слайд 7).

Как они выглядели и для чего их помещали на карты? (ветры, обычно изображены как пухлые физиономии с раздутыми щеками – они дуют на море, как на тарелку с горячим супом)

3) А вот ещё один важный вопрос, ответить на который будет потруднее: как и почему движутся волны?

Чтобы в этом разобраться, поставим – как ещё раз известный всем опыт – бросим камешек в воду. По воде расходятся круги. Но это не вся, правда. Попробуем посмотреть всё как бы изнутри – представьте, что вы – дождевая капля, падающая в пруд. Вода только кажется мягкой и податливой. На самом деле там всё занято миллионами капелек, тесно прижатых друг к другу. Как вы вынуждены будете себя вести? УЧЕНИКИ моделируют ситуацию. (Чтобы отвоевать себе место, надо растолкать других).

В начавшейся давке и неразберихе всем каплям, которые нас окружают, остаётся одно: перекувыркнувшись, выбраться повыше, где на вас никто не будет давить. Но долго над водой держаться невозможно и под собственным весом вы начинаете опускаться, выталкивая другие капли подальше, сообщая всем о вашем прибытии, по воде идут волны, а круг от них всё шире. Так волна идёт к берегу, принеся ему весть, что в пруду стало одной каплей больше.

Итак, понаблюдаем, как двигаются волны из видеофрагмента. УЧИТЕЛЬ – как движется вода в волне?

ВЫВОД: (слайд 8)

каждая частичка, качнувшись вместе с волной, останется на том же месте. Волна не уносит с собой даже капли воды. Движутся лишь очертания волны. Волна – это лишь летящее известие, сообщение: «Где-то что-то произошло». Вспомните волны на пшеничном поле. Как и морские странницы, они пробегают всё поле от края до края, но ни один колосок не преодолевает этот путь вместе с волнами.

4) А знаете ли вы? От чего же зависит высота волны? УЧЕНИКИ с помощью текста стр. 97 или самостоятельно составляют причинно-следственную цепочку.

УЧИТЕЛЬ проецирует правильную схему. УЧЕНИКИ оценивают свои знания (слайд 9). Сила ветра, глубина моря, продолжительность ветра.

5) УЧИТЕЛЬ проецирует на экран картину Мальцева П. Т. «Морской берег» (слайд 10). Мы с вами видим уже вторую картину моря. Какие чувства они у вас вызывают? (Свежесть ветра, влажность воздуха). Этот ветер называется дневной бриз, от силы ветра зависит и силы волны (самая маленькая это штиль, шторм и самая разрушительная ураган).

ВЫВОД: причиной образования ветровых волн является ветер. Частицы воды в волне колеблются вертикально и перемещения воды при этом не происходит. Высота волны зависит от силы ветра, длительности его действия, глубины водоёма.

УЧИТЕЛЬ: обратимся к таблице «Виды волн». Можем мы начать её заполнение? (да). Заполняем.

Следующим видом движения воды в океане, цунами.

6) Цунами. (слайд 11).

1. Описание цунами - чтение отрывка… Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

2. Дети: – цунами

3. Понятие «цунами» чтение со слайда

УЧИТЕЛЬ: Вспомните причину их возникновения.

4. Причины образования (землетрясения) (слайд 12).

Почему слово цунами имеет японское происхождение? (часто здесь случаются)

Задание: что характерно для этого вида волн?

5. Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны - цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения.

Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии, на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние – в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.

6. География волн цунами – карта «Землетрясения» слайд – 13. Работа с картой: где на Земле возможны цунами?

7. Последствия цунами – слайд-шоу (до и после цунами) (слайд 14).

7) Приливы и отливы. УЧИТЕЛЬ:

ребята, я вчера читал о приключениях Капитана Врунгеля, но вот беда – кто - то вырвал пару страниц на самом интересном месте (слайд 15). Как вы думаете, что с ним могло приключиться? Если учащиеся затрудняются ответить, то предлагаю посмотреть еще сайд о приливах и отливах (слайд 16). Если отвечают, что это приливы и отливы, то по видеофрагменту прошу определить причину их вызывающую. (луна) (слайд 17).

Какую пользу можно извлечь человеку от этого природного явления? (слайд 18).

УЧИТЕЛЬ: вернитесь к таблице, заполните её.

Вернёмся ещё раз к таблице (слайд18). Какие виды волн есть в океане? Какие причины их вызывают? (правильное заполнение)

Подведём итог (слайд5).

Сумели мы понаблюдать за кругами на воде? Прав Кузьма Прутков?

III. Домашнее задание.

п. 19, пункт 4, 5 письменно.

Подобрать интересный дополнительный материал по теме урока.

IV. Закрепление знаний.

Сейчас каждый из вас может провести оценку полученных на уроке знаний.

УЧЕНИКИ самостоятельно работают с раздаточным материалом.

УЧИТЕЛЬ оказывает помощь тем, кто затрудняется.

  1. Таблица (заполните таблицу) (слайд 21)
  2. Кроссворд (решите кроссворд) (слайд 22)
  3. Тест (выполните тест) (слайд 23-24)

«За страницами учебника географии»

Проверка выполнения. На экран проецируются правильные ответы. Итог урока. В природе самое прекрасное – то, что ещё не познано. Так что ищите эту красоту и смелее спрашивайте. Хорошо заданный вопрос – это уже половина ответа. Всем спасибо за сотрудничество.

Дата___-

Предмет

География

Класс 6

Тема урока:

Движения воды в Океане

Общая цель:

сформировать представление о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия.

Задачи:

развивать у школьников умение критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать и использовать.

Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой).

Научить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации.

Конкретный результат обучения

    ученики знают :

    ученики умеют

a) Подход в преподавании / обучении

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; информационно-иллюстративный; демонстрационный; самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.

Источники:

карта океанов, карты атласа, контурные карты, презентация по теме урока, учебник для 6 кл.

Ход урока.

Организация работы на уроке/раздача карточек/

I. Оргмомент.

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан

Тестирование по домашнему заданию

Проверка тестирования и запись результатов в карточку

Критерии оценки: «5» - 16-18 б.

«4» - 13-15 б.

«3» - 9-12 б

Изучение нового материала

Содержание материала для уровня применения.

II.Стадия вызова

- Какие свойства воды обеспечивают возможность её движения?

(температура и солёность)

- О чём мы сегодня узнаем на уроке? ( читают стр.115 «Вы узнаете»)

- И так тема нашего урока:

«Движение воды в океане» - (зачитывают дети)

Учитель: Мировой океан находится в постоянном движении, наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия

Задание 1 По ходу изучения нового материала вы должны составить Опорный

конспект по представленному образцу

    Составьте классификацию движений воды в океане, исходя из причины их возникновения. Заполните схему.

Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Непонятная песня» на фоне слайд-шоу

Здоровьесберегающий стиль общения (ЗБТ)

... Клокочет, бушует, волнуется море

Сердито и грозно, седые валы

Как вихри летают на буйном просторе

И силятся сдвинуть крутые скалы.

Смотрите, смотрите - как грудью, могучей

Они, разъяренные бьют в берега!

Но вот на средину отхлынули тучей,

Как будто заслышав призванье врага.

Как будто меж ними затеялась ссора -

Ревут ураганом, громами гремят,

Понять невозможно их чудного хора,

Но, кажется, что-то они говорят…

Содержания материала для уровня понимания.

III. Стадия осмысления

Учитель : Так что же такое «Волна»?

Понятие - «Волна»- чтение с доски «Презентация»

Строение волны – рисунок 5.6., Геофокус

Разновидности волн

-ветровые волны (штиль, шторм) Ф+Ф( слайд- шоу)

Причины их образования (переменные ветры)

Высота волн - ( работа с текстом стр.74)

Описание цунами - чтение наизусть отрывка…

Эмоциональная разрядка (ЗБТ)

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?

Дети: - цунами

Понятие «цунами» чтение на стр

Строение волны – рисунок 75

2. Чем цунами отличается от штормовых ветровых волн?
Цунами - это волны, которые возникают в результате моретрясений, а ветровые волны – результат деятельности ветра. Цунами – это поступательное движение воды, а ветровые волны – колебательные.

3. Какое значение имеют океанические течения?
Океанические течения влияют на климат территории, Холодные течения приносят похолодание и сухость, а теплые – потепление и осадки. Также течения переносят органические вещества, способствуя их распределение их по океанах.

Задание 2 (работа в парах)

Представьте, что случилась авария на нефтеналивном танкере в районе экватора у восточных берегов Южной Америки. В результате аварии произошёл разлив нефти. В каких районах океана могут обнаружиться следы этой аварии? Для ответа используйте карту океанов в атласе.
Следы этой аварии могут обнаружиться в любой части океана, потому что течения разнесут нефть. Например, Северное пассатное течение перенесет нефть в течение Гольфстрим, то в свою очередь в Северо-Атлантическое, потом - в Канарское или в Норвежское. Южное пассатное течение перенесет нефть в Бразильское течение, потом в течение Западных Ветров и потом по южной части Тихого, Атлантического и Индийского океанов.

Содержания материала для уровня анализа и синтеза.

Задание3. Подпишите основные части волны на своих рисунках.

Скажите, а можно ли без приборов, находясь на берегу определить силу ветра? (Знакомство с определительной таблицей.)

При какой скорости ветра наблюдаются самые высокие и самые низкие волны?

Пользуясь таблицей, учащиеся определяют силу ветра, при которой наблюдаются самые высокие волны.

Штиль. Поверхность моря зеркально гладка. Скорость ветра менее 0,5 метра в секунду.

Задание. Используя определительную таблицу, определите силу ветра в стихотворении А.Фета.

Слайд № 8 (демонстрация стихотворения).

Свежеет ветер, меркнет ночь,

А море злей и злей бурлит,

И пена плещет на гранит -

То прянет, то отхлынет прочь.

Все раздражительней бурун;

Его шипучая волна

Так тяжела и так плотна,

Как будто в берег бьет чугун.

Учащиеся приходят к выводу, что сила ветра равна 5 баллам.

Результаты исследований (оценивает учитель)

Задание4 . Изучите Физическую карту полушарий ваших атласов, и попробуйте объяснить, почему образуются теплые и холодные течения?

Работая с атласом, учащиеся приходят к выводу. На планете существуют два потока течений: один теплый (легкие воды) - от экватора к полюсам – в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) - от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.

Задание 5 . Приливы и отливы.

Внимательно выслушайте рассказ, рассмотрите рисунок и назовите характерные черты описываемого движения.

Могучая грудь океана словно дышит, поднимаясь и опускаясь примерно через каждые шесть часов. Может стоять полное безветрие, а в положенную пору волны всё равно будут наступать на сушу, затопляя отмели и прибрежные камни, разбиваясь пеной у высоких скал. Пройдет ещё шесть часов, и океан начнет отступать от берега, оставляя на морском песке или гальке рачков, мелких рыбок, червей, водоросли.

Это явление называется приливы и отливы.

V. Подведение итогов урока.

Содержания материала для уровня оценки.

Поднимите руки те, ребята, которые получили сегодня за урок оценку «5», «4»

VI. Домашнее задание.

1. Найти дополнительную информацию по данной теме в Интернете или в библиотеке.

Составить словарь терминов по теме «Движение воды в океане»(АВ)

Результаты обучения для учеников (A)

    ученики знают : основные понятия урока; основные виды движения воды; причины возникновения; воздействия на природу и использованием человеком в хозяйственной деятельности.

    ученики умеют Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.

    Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

    Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

    Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.

Результаты обучения для учеников (B)

    ученики знают : основные понятия урока; основные виды движения воды; причины возникновения; воздействия на природу и использованием человеком в хозяйственной деятельности.

    ученики умеют Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.

    Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

    Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

    Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.

Результаты обучения для учеников (C)

    ученики знают : основные понятия урока; основные виды движения воды; причины возникновения; воздействия на природу и использованием человеком в хозяйственной деятельности.

    ученики умеют Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.

    Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

    Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

    Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.


Мировой океан находится в постоянном движении. Кроме волн, спокойствие вод нарушают течения, приливы и отливы. Всё это разные виды движения воды в .

Ветровые волны

Трудно себе представить абсолютно спокойную гладь океана. Штиль — полное безветрие и отсутствие волн на его поверхности - большая редкость. Даже при тихой и ясной погоде на поверхности воды можно увидеть рябь.

И эта рябь, и бушующие пенные валы рождены силой ветра. Чем сильнее дует ветер, тем выше волны и больше скорость их движения. Волны могут перемещаться на тысячи километров от того места, где они возникли. Волны способствуют перемешиванию морских вод, обогащению их кислородом.

Наиболее высокие волны наблюдаются между 40° и 50° ю. ш., где дуют самые сильные ветры. Эти широты моряки называют штормовыми или ревущими широтами. Районы возникновения высоких волн расположены также у американских берегов вблизи Сан-Франциско и Огненной Земли. Штормовые волны разрушают береговые постройки.

Самые высокие и разрушительные волны . Причина их возникновения - подводные землетрясения. В открытом океане цунами незаметны. У побережья длина волн сокращается, а высота растёт и может превышать 30 метров. Эти волны приносят бедствия жителям прибрежных территорий.

Океанические течения

В океанах образуются мощные водные потоки - течения. Постоянные ветры вызывают поверхностные ветровые течения. Некоторые течения (компенсационные) возмещают убыль воды, двигаясь из районов её относительного избытка.

Течение, температура воды которого выше температуры окружающих вод, называют тёплым, если ниже - холодным. Тёплые течения переносят более тёплые воды от экватора к полюсам, холодные - более холодные воды в противоположном направлении. Таким образом, течения перераспределяют тепло между широтами в океане и оказывают существенное влияние на климат прибрежных территорий, вдоль которых они несут свои воды.

Одно из самых мощных океанических течений - . Скорость этого течения достигает 10 километров в час, и оно перемещает 25 миллионов кубических метров л воды за каждую секунду.

Приливы и отливы

Ритмические поднятия и опускания уровня воды в океанах называют приливами и отливами. Причина их возникновения - действие силы притяжения Луны на земную поверхность. Два раза в сутки пода поднимается, покрывая часть суши, и два раза отступает, обнажая прибрежное дно. Энергию приливных волн люди научились использовать для получения электричества на приливных электростанциях.

Ветровые волны

Вода в океане находится в постоянном движении. Главная причина движения воды в Мировом океане – ветер.

Слабый ветер вызывает на воде рябь (см. Рис. 1). Рябь – мелкое волнение на поверхности водоема.

Рис. 1. Рябь на воде

При сильном ветре волны становятся больше и сильнее (см. Рис. 2).

Рис. 2. Большие волны

Рис. 3. Части волны

При подходе к пологому берегу, нижняя часть волны тормозится о грунт, верхняя часть волны движется быстрее, в итоге волна с брызгами и пеной разбивается о берег, такое явление называется прибой (см. Рис. 3, 4).

Рис. 4. Прибой

Для защиты от волн причалов, портов, пристаней, набережных сооружают волноломы (волнорезы), которые гасят энергию волн (см. Рис. 5).

Рис. 5. Волнорез

Цунами

Кроме ветра, причинами образования волн могут быть деятельность человека, движения земной коры, обвалы и оползни.

Цунами – гигантские волны, возникающие из-за столкновения литосферных плит (землетрясения) или извержения вулканов.

Ценами имеют огромную скорость, высоту и силу. Подходя к мелководью, высота цунами увеличивается до 30 метров! Цунами приводят к разрушениям, человеческим жертвам, затоплениям.

Приливы и отливы

Приливы (отливы) – систематические колебания уровня моря, вызванные силами притяжения Луны и Солнца.

Луна и Солнце действуют как магнит на воду. Самые высокие приливы возникают у восточных берегов Северной Америки – залива Фанди.

Течения. Причины возникновения течений

Течение – горизонтальное перемещение воды в океане. У течений нет четких границ и берегов, они представляют собой водные потоки (см. Рис. 1). Главная причина течений – ветер, особую роль играют постоянные ветры.

Рис. 1. Карта течений

Самое протяженное и мощное течение на Земле – течение западных ветров (см. Рис. 2). Его протяженность около 30 000 км.

Рис. 2. Течение западных ветров на карте

Виды течений

Течения по направлению бывают меридиональные и зональные.

По температурным характеристикам течения делят на:

2. Холодные

3. Нейтральные

Кроме ветра, на направление движения течений оказывает влияние вращение земли – сила Кориолиса (см. Рис. 3). Эти сила отклоняет течения в северном полушарии вправо, в южном – влево.

Рис. 3. Схема действия силы Кориолиса

Средняя скорость течения не превышает 10 м/c.

Примеры течений

Одним из мощнейших течений Земли является Гольфстрим (теплое течение) (см. Рис. 4). Это течение оказывает влияние на климат Европы, делая его более мягким и теплым. Гольфстрим переходит в Северо-Атлантическое течение. Крупнейшие течения: Лабрадор, Пассатные, Куросио и др.

Рис. 4. Гольфстрим и Лабрадор на карте

Течение западных ветров, о котором уже упоминалось, является холодным, оно переносит огромное количество воды и каждую секунду выносит около 200 тонн воды! Возникло оно из-за постоянных западных ветров.

Изучение и значение течений

О том, что вода в океане перемещается, людям было известно давно. Течения приносили различные предметы с отдаленных территорий. Например, в 1850 году у берегов Испании было обнаружено послание Колумба королеве, которое он отправил 385 лет назад. Оно было в бутылке и просмоленном бочонке.

Сейчас течения в океане изучают с помощью специальных судов, авиационной техники и снимков из космоса.

Значение течений :

1. Влияют на климат

2. Влияют на живых организмов

3. Перемешивают воду в океане

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

. Воды. Мирового океана находятся в постоянном движении. Среди видов движения вод выделяют волны и течения. По причинам возникновения волны разделяют на ветровые, цунами и приточно-отливные

Причиной ветровых волн ветер, который приводит вертикальный колебательное движение водной поверхности. Высота волн больше зависит от силы ветра. Волны могут достигать высоты 18-20 м. Если в открытом океане и вода подвергается вертикальных движений, то у берега она совершает поступательное движение, образуя прибой. Степень ветрового волнения оценивают по 9-балльной шкалеалою.

. Цунами - это гигантские волны, возникающие во время подводных землетрясений, гипоцентры которых расположены под дном океана. Волны, вызванные подземными толчками, распространяются с огромной скоростью - до 800 к км / ч.. В открытом океане высота незначительна, поэтому они не представляют опасности. Однако такие волны, набегая на мелководье, растут, достигая высоты 20-30 м, и обрушиваются на побережье, нанося ве ших разрушениявань.

Приточно-отливные волны связаны с привлечением водных масс. Мирового океана. Луной и. Солнцем. Высота приливов зависит от географического положения и расчлененности и конфигурации береговой линии. М. Максимальная высота приливов (18 м) наблюдается в заливе. Фандді.

Течения - это горизонтальные перемещения воды в океанах и морях определенными постоянными путями есть это своеобразные реки в океане, длина которых

достигает нескольких тысяч километров, ширина - до сотен километров, а глубина - сотен метров

По глубине расположения в толще воды различают поверхностные, глубинные и придонные течения. По температурным характеристикам течения разделяют на теплые и холодные. Принадлежность конкретной течения в теплые х или холодных определяется не их собственной температурой, а температурой окружающих вод. Теплой называют течение, воды которой теплее окружающие воды, а холодной - холодныхіші.

Основными причинами возникновения поверхностных течений являются ветры и разность уровней воды в различных частях океана. Среди течений, вызванных ветром, выделяют дрейфовые (вызванные постоянными ветрами) и ветровые и (возникают под влиянием сезонных ветровов).

Решающее влияние на формирование системы течений в океане имеет общая циркуляция атмосферы . Схема течений в. Северном полушарии образует два кольца. Пассаты вызывают пассатные течения, направляемых в еквато ориальних широт. Там они набирают восточного направления и движутся в западную часть океанов, повышая там уровень вод. Это приводит "к формированию сточных течений, движущихся вдоль восточных побережий ю терикив (Гольфстрим,. Куро-Сио,. Бразильская,. Мозамбикская, мадагаскарская,. Восток-ноавстралийська). В умеренных широтах эти течения подхватываются господствующими западными ветрами и направляются в восточной части океанов частейастина

вод в виде компенсационных течений движется до 30-х широт, откуда пассаты выгнали воду (Калифорнийский,. Канарское), замыкая южное кольцо. Основная масса воды, перемещенной западными ветрами, движется ся вдоль западных побережий материков в высокие приполярные широты (Североатлантический, пол-ничнотихоокеанська). Оттуда вода в виде сточных течений, которые подхватываются северо-восточными ветрами, направляет ться вдоль восточных побережий материков до умеренных широт (Лабрадорское,. Камчатская), замыкая северное кольцце.

В. Южном полушарии формируется только одно кольцо в экваториальных и тропических широтах. Основной причиной его существования является также пассаты. Южнее (в умеренных широтах), поскольку на пути вод, подхваченные них западными ветрами, нет материков, формируется круговая течение. Западных ветруів.

Между пассатными течениями обоих полушарий вдоль экватора формируется мижпасатиа противоток. В северной части. Индийского океана муссонный циркуляция порождает сезонные ветровые течения