Интонации голоса и характер его обладателя. Компоненты интонации

Глаза – это только часть решения. Сильный всплеск адреналина перед выступлением «заряжает» нас огромной физической энергией, которая может сыграть против нас, самостоятельно найдя себе выход. Мы дергаемся, прочищаем горло, суем руки в карманы, переминаемся с ноги на ногу, чешем голову, вертим в руках карандаш, проводим указательным пальцем по носу, скрещиваем ноги и т. д., но ничего не помогает. Однако копить энергию нельзя. Ее нужно использовать, или она использует нас.

Куда девать энергию? С помощью языка собственного тела дополнить свое выступление визуальной составляющей .

? Покажите физически, что Вы верите, что Вы преданы тому, о чем говорите

Манера выступления оратора воспринимается и оценивается аудиторией положительно, если она энергичная, достаточно напряженная и демонстрирует его уверенность.

Оратор не должен:

Выглядеть уставшим, спешащим, недовольным, чрезмерно возбужденным;

Демонстрировать беспомощность, нерешительность;

Извиняться перед аудиторией за свою миссию (Извините, что задерживаю вас…, Потерпите, я скоро закончу… и т. д.).

Рис. 7. Демонстрируйте энергичность и уверенность, говорите громче!

ГРОМКОСТЬ! Говорите громче обычного. Важно выбрать именно оптимальную для данных условий громкость: если оратор будет говорить слишком тихо, аудитория сочтет его неуверенным, если слишком громко – агрессивным. И того, и другого надо постараться избежать. Старайтесь говорить громче обычного, в большинстве случаев этого будет достаточно (рис. 7).

ТЕМБР! Не говорите монотонно. Монотонность противостоит выразительности. Для того чтобы избежать монотонности, интонацию речи надо изменять на протяжении всего выступления. Не сдерживайте свою интонацию, стремитесь высказываться энергично – и Ваша интонация будет естественной. Тембр голоса – его звуковая окраска, которая создает оттенки речи (оптимистичный, грустный, веселый). Меняйте и тембр голоса, понижая его перед важной частью выступления. Практика показывает, что голос с более низким тембром лучше воспринимается слушателем. Старайтесь говорить ниже обычного, чтобы в голосе появлялись грудные нотки.

ТЕМП! Используйте средний темп речи. Темп речи – число слов, произносимых в минуту. Оптимальный темп публичного выступления – 120 слов в минуту. Обычно чтение одной стандартной страницы, набранной 14 кеглем с одинарным межстрочным интервалом занимает 2 минуты.

Избегайте больших пауз. Они раздражают аудиторию, особенно подготовленную. Прежде чем излагать важную мысль, следует несколько понизить голос. Небольшие паузы нужны также до и после важных мыслей. Пауза «до » готовит слушателей к чему-либо важному, пауза «после» – заставляет анализировать.

? Совершенствуйте дикцию

Расставляйте акценты. Делайте правильные ударения на слогах. Не глотайте слова и окончания слов. Избегайте труднопроизносимых слов.

Есть старая легенда о знаменитом философе и ораторе Древней Греции Демосфене (ок. 384–322 гг. до н. э.), который от природы имел дефекты голоса и дикции.

Демосфен родился в семье богатого владельца мастерской по изготовлению ножей и мечей. В семь лет он остался без родителей. Однажды один из опекунов взял его с собой в суд послушать знаменитого оратора. Увидев, как толпа людей восторженно прославляла человека, умеющего красиво и убедительно говорить, мальчик решил стать оратором. Он забросил детские игры и упорно тренировался в произнесении речей.

Когда Демосфен вырос, выяснилось, что опекуны растратили все его наследство. Юноша подал на них в суд и выиграл дело. Правда, вернуть деньги не удалось, зато у него появился опыт, и он начал выступать с политическими речами.

Сначала слушатели осмеивали молодого оратора. У него был слабый голос, он картавил и смущался. Но Демосфен упорно добивался своего. Он уходил к морю и произносил свои речи при шуме бури и волн, набрав в рот камешки, чтобы избавиться от картавости, читал стихи, бегом поднимаясь в гору. Это помогло развить силу голоса…

Прошло время. Демосфен овладел ораторским искусством и стал любимцем афинян. Соотечественники ценили его за искренность, неподкупность и за то, что он отстаивал независимость и свободу Афин.

Из книги Прививка от стресса [Как стать хозяином своей жизни] автора Синельников Валерий

Из книги Искусство Быть Собой автора Леви Владимир Львович

ЛИЧНАЯ ИНТОНАЦИЯ – Доктор, а какие слова надо говорить, чтобы голова не болела?Если человек так верит, слова, действительно, могут помочь... Но, хорошо это или плохо, людей, столь верящих в волшебную силу слов, становится все меньше. Для того, кто верит в слова наивно, вопрос

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Голос D.O.R.E. - Как завязать разговор с девушкой своей мечты и не показаться полным идиотом? - Ничего не говорите, пусть начнет она. «Трасса 60». А напоследок я дам тебе замечательный инструмент постановки голоса в домашних условиях. Как ты видишь, он называется «голос Доры».

Из книги Аутотренинги автора Красоткина Ирина

ГОЛОС Запишите свое обращение к боссу на магнитофон и прислушайтесь к интонации.В голосе не должно быть никаких ноющих и заискивающих ноток. Не допускайте, чтобы вас жалели! Работайте над своим произношением и манерой говорить до тех пор, пока ваш голос не станет звучать

Из книги Как делать все по-своему автора Бишоп Сью

Громкость и интонация Слова, произносимые монотонно, вскоре утомляют, оставляя общее впечатление унылости от всего сказанного! В речи должны быть свет и тени, если вы хотите удержать внимание слушателей. Речь уверенного в себе человека течет, как поток, вызывая отклик в

Из книги Тайны женского мозга. Почему умницы способны на глупости автора Ризо Елена

Голос Это еще одна немаловажная деталь из списка женских секретов. Не только женщины любят ушами. Поверьте, для мужчин это также характерно. Если вы «промурлыкаете» любимому о визите к своей маме в будущую субботу, он непременно согласится. И дело не в словах, а в тембре и

Из книги Хочу говорить красиво! Техники речи. Техники общения автора Ром Наталья

2. Голос Научившись правильно дышать, мы можем приступить к постановке вашего голоса. Сила, объемность, звучность его зависят не от физических усилий, которые приводят в напряжение мышцы гортани и голосовые связки, а от правильного, активного речевого дыхания и умения

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

Голос Голос - это не только слова, которые мы произносим, но и тон. Иногда мне встречаются люди, которые постоянно произносят «да» или «мм». Меня это нервирует. Они словно поторапливают меня. Я не думаю, что эти люди в курсе, какое впечатление производят издаваемые ими

Из книги Другие женщины: эволюция женского начала. автора Левецкая Ольга

Из книги Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер] автора Нарбут Алекс

Интонация речи Самый легкий признак, по которому мы моментально распознаем изменение голоса – тон.Тон – это основа голосовой интонации. Тон бывает низким, высоким и средним.Когда люди выясняют отношения, они говорят «на повышенных тонах». Сообщая что-то тайное или

Из книги Друзья, соперники, коллеги: инструменты воздействия автора Гавенер Торстен

Интонация Во время погружения в гипноз вы должны произносить каждое предложение размеренным и спокойным тоном. Помните, как Эдди Мерфи в одном из фильмов пытался ввести себя в состояние абсолютного покоя. Так ничего не получится. Нужен такой голос, как, например, у

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Тон и интонация Есть люди, которые говорят монотонно. Но таких мало, да и они делают это не всегда.В большинстве случаев тон нашей речи постоянно «плавает» – мы то повышаем, то понижаем голос. Следуя за тоном собеседника, вы сможете укрепить раппорт и добиться от него

Из книги 10 способов стать убедительным автора Бьюзен Тони

Ваш голос Ваш голос излучается из самого удивительного и самого музыкального из всех инструментов, которые когда-либо были изобретены. Шедевр многогранности, одаренный миллиардом различных ликов, способный говорить на бесчисленных языках, подражать любому акценту,

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Из книги Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации автора Роудз Марк

Интонация Что касается интонации, она значительно зависит от культуры и традиций народа, на языке которого вы разговариваете. Даже в пределах английского языка интонация достаточно сильно различается, например, у британцев и австралийцев. Подумайте о том, как меняется у

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

Голос Исследователи из Калифорнийского университета Буженталь, Хенкер и Вален, обнаружили, что люди, уверенные в себе и чувствующие возможность управлять своей жизнью, демонстрируют большую уверенность и твердость в тоне своего голоса, чем в содержании сказанного в

Основную роль в интонации играет мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.

Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер

Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация является обяза-тельным признаком устной речи. На письме она в известной мере передаётся знаками препинания.

Интонация прежде всего является средством разграничения синтаксических единиц, поэтому она подробнее рассматривается в синтаксисе. В русском языке выделяется шесть основных типов интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр - слог, на который падает тактовое, фразовое или логическое ударение, а также предцентровую и постцентровую части, которые в некоторых случаях могут отсутствовать. Из множества типов интонации особенно выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания.

Что такое интонация? Виды интонации

Темп речи - это ее скорость. Быстрый темп свойственен обычно взволнованной речи, а медленный темп - торжественной.

В узком смысле интонация понимается как “движение голосового тона” и совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле термин “интонация” обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т. е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т. д.) и ритм.

Паузы - это перерывы в речи различной длительности. Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в речевые такты. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний: Казнить нельзя / помиловать и Казнить / нельзя помиловать.

Скрипник Я. Н., Смоленская Т. М.

Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!

Фонетика современного русского языка, 2010.

Мелодика речи служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от их мелодической стороны, то есть с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т. д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосо – вого тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с эмфатическим ударением).

Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт. Ласточка с весною в сени к нам летúт.

Что такое интонация? Виды интонации

Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации - это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, при – дыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий, расслабленный, напряженный и др. К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.

Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?

Кружок в детском саду умелые ручки Учебное заведение: МБДОУ. Детский сад №153 Наименование материала: методическая разработка Тема: План работы кружка "Умелые ручки" группе на 2015-2016...

Дайте определение понятию эстетического воспитания дошкольников... Дайте определение понятию эстетического воспитания дошкольников. Содержание и теория дошкольного образования в условиях внедрения федеральных государс...

Интонации голоса и характер его обладателя.

Речевых характеристик очень много, поэтому имеет смысл фокусироваться на наиболее информативных из них:

Тихий голос

Тихий голос может принадлежать человеку, уверенному в себе, который не видит необходимости доминировать в разговоре или привлекать к себе внимание. Тихий голос иногда указывает, наоборот, на нерешительность, отсутствие настойчивости. Часто таким голосом обладают люди высокомерные, вынуждающие своей манерой говорить прислушиваться к ним.
Каждый раз, услышав чей то тихий голос, не следует спешить с выводами. Лучше присмотреться к человеку и понять, чем обусловлен подобный голос, в каких ситуациях он используется.
В шумных местах человек, обычно говорящий тихо, вынужден начать говорить громче. Если этого не происходит, значит, ему не хватает наблюдательности, восприимчивости, возможно, он чрезмерно высокомерен.
Если в процессе общения человек говорит тихо, спокойно смотрит в глаза, его жесты неторопливы, то ситуация в целом для него комфортна. Тихий голос может сочетаться с нежеланием смотреть в глаза и суетливыми жестами. Значит, человек испытывает дискомфорт, возможно, ему не хватает уверенности в себе.
В любом случае стоит присматриваться к выражению глаз и жестам.

Громкий голос

Время от времени встречаются люди с громким голосом. Что кроется за этим? Для оценки значимости этого необходимо понять, в каких ситуациях человек говорит громко. Чаще всего громкий голос принадлежит людям, которые пытаются контролировать ситуацию и людей. Громкость несколько подавляет, а иногда даже пугает.
Поэтому люди, стремящиеся к доминированию, использующие авторитарный способ управления, часто пользуются этим приемом. В отдельных случаях манера громко говорить у человека может сочетаться с постоянным перебиванием собеседника. Это не только попытка установить контроль над ситуацией, но и свидетельство эгоизма и невоспитанности. Некоторые считают, что громкий голос отвечает уверенным в себе людям. Однако во многих случаях это не так. Скорее, громко говорят люди, желающие, чтобы на них обратили внимание. Другого способа привлечь к себе внимание они не знают, то есть речь идет о демонстративности поведения.
Иногда люди используют громкий голос для пущей убедительности. Подобная манера говорить действует на людей, но только на запуганных, слабых, неуверенных в себе или ленивых, предпочитающих, чтобы за них решения принимали другие.
Часто приходится наблюдать, когда громким голосом люди пытаются компенсировать маленький рост, плохое телосложение и т. д.
Порой манера громко говорить отражает нежелание проявлять внимание к собеседникам. Люди, уверенные в себе, прибегают к громкому голосу редко и к месту, чаще всего для определенного давления.

Быстрая речь

Надо различать постоянную быструю речь и реакцию на определенные обстоятельства. Замечено, что чаще всего люди с быстрой речью весьма активны и умеют, не задумываясь, принимать решения. Этому типу людей иногда не хватает осторожности, чрезмерная импульсивность приводит в некоторых случаях к поспешным выводам.
В отдельных случаях быстрая речь служит компенсацией неуверенности, желанием привлечь к себе внимание. И то и другое обусловлено низкой самооценкой.
Убыстренная речь может указывать и на ложь собеседника. Слова слетают с его губ быстро, так как он желает скорее освободить себя от ложной информации. Под потоком слов легче скрыть правду.
В подобных ситуациях надо обратить внимание на другие сигналы и понять, нет ли в них признаков волнения или неуверенности.

Медленная речь

Наиболее часто встречаются два следующих варианта. Медленно, спокойно и тихо говорят уверенные в себе люди. Медленно говорят и люди, находящиеся в состоянии дискомфорта, на что должны указывать другие сигналы.
Иногда в процессе разговора говорящий может замедлить свою речь, если он хочет подчеркнуть какой то важный момент, если его что то беспокоит или смущает, если он сочиняет или устал.
Глубоко задумавшиеся люди часто замедляют свою речь.

Запинающаяся речь

В речи некоторых людей много остановок и пауз. Медленная речь имеет свой ритм, в запинающейся речи пауза возникает чаще всего неожиданно, продолжительность пауз тоже меняется. Паузы могут быть вызваны неуверенностью, нервозностью, смущением. Иногда это указывает на неискренность. Но вероятна и обратная ситуация. Человек хочет высказаться более точно, он подыскивает слова, в результате возникает пауза.
Чтобы определить, чем обусловлена пауза, стоит присмотреться к языку тела. Человек может начать запинаться, если он взволнован или лжет. Желательно обратить внимание на его глаза, частоту дыхания, жесты. По этим признакам и надо судить о состоянии человека. Лгун будет не только запинаться, но и избегать взгляда собеседника, прикрывать ладонью рот или другие части лица.
Нервный человек сопровождает речь с паузами суетливыми движениями рук и ног. Если же человек всего лишь стремится точно выразить свою мысль, то его концентрированность должна проявиться в глазах и жестах.
Конечно, желание сконцентрировать свое внимание приводит к таким же паузам, которые часто возникают в речи очень болтливых людей. Но у последних пауза связана с потерей нити разговора, о чем очень выразительно говорят движения глаз.
В отдельных случаях медленная речь переходит в явное запинание, что, скорее всего, связано с большой нервозностью, а может быть, даже и с заболеванием.

Придыхание

Обычно мы не слышим в разговоре дыхание собеседника. Когда же это происходит, надо постараться выяснить причины. С сознательным придыханием чаще всего связывают сексуальный интерес. Но оно может быть обусловлено и другими причинами. Например, волнением, большой нагрузкой, недоверием, нервозностью или стрессом. Подсказку можно получить, обращая внимание, опять же, на язык тела. Обычно нервное состояние проявляется не только в неравномерном дыхании, но и в поведении, например в чрезмерном употреблении воды или преувеличенных жестах рук. Недоверие, как правило, сопровождается покачиванием головы или другими жестами.

Нытье

Чаще всего это один из способов манипулирования собеседником без помощи слов, прибегая к жалобным и протяжным звукам или даже рыданиям. Обычно роль нытиков играют ведомые. Им не хватает сил и уверенности в себе. Им хочется, чтобы о них заботились другие. Нытики хорошо чувствуют слабинку в другом человеке, поэтому по отношению к ним лучше сразу же занять определенную позицию.

Невнятная речь

Чаще всего невнятная речь обнаруживается у неуверенных в себе людей, не умеющих выражать свои мысли, тревожных, застенчивых или усталых. Люди с такой манерой говорить не являются лидерами, не стремятся к руководству, им не хватает жизнерадостности и энергичности. Для них характерны вялые движения, слабые рукопожатия, усталость от жизни.

Магия звука

Каждый должен знать, что не существует другого такого голоса, как у него; и если эта специфичность теряется, то возникает фальшь.
По голосу человека можно определить его характер, настроение и даже душевные свойства. Тембр голоса, как и неповторимый узор отпечатков пальцев, строго индивидуален, а в США, Англии и Италии запись голоса считается неоспоримым юридическим документом, подделать который невозможно.
Кому то от природы дается приятный голос, а кому то приходится жить с противным. Но всегда есть выход - над голосом можно работать. При умелом использовании речь и голос становятся мощным психологическим оружием, действующим на подсознание собеседника.
В настоящее время психологами выявлены основные эмоциональные реакции человека на различные вариации высоты и тембра голоса собеседника.
Высокий и звонкий голос ассоциируется с юностью, энергичностью и, увы, с незрелостью и неопытностью. По статистике женщин и (особенно) мужчин с таким голосом значительно реже назначают на солидные посты. Сделано интересное наблюдение: чем выше голос, тем ниже должность.
Более того, пронзительный, высокий звук прочитывается подсознанием как сигнал тревоги. Таким образом, длительно звучащий высокий голос вызывает у собеседника невольное чувство дискомфорта и уменьшает степень доверия к словам. Обладатель очень высокого голоса должен более чем кто либо другой обратить внимание на содержание и интонационную составляющую своей речи.
Обладателям низкого голоса повезло больше: такой голос ассоциируется с самодостаточностью, уверенностью, интеллектом. Человека с низким голосом окружающие воспринимают как знающего, более авторитетного. Чем ниже голос мужчины, тем сильней и надежней он выглядит в глазах женщины.
Один только низкий бархатный голос человека, которого мы никогда не видели, может вызвать сильнейшее чувство любви. Это обусловлено подсознательным считыванием генокода собеседника. Дело в том, что низкий голос обусловлен повышенным содержанием мужских половых гормонов в крови, следовательно, обладатель такого голоса более темпераментен. Именно поэтому женщина с низким грудным голосом, богатым интонациями, кажется мужчинам более сексуальной, чем обладательница монотонно звучащего тонкого голоска.

Роль интонации в актерском мастерстве очевидна, равно как и в ораторском искусстве. Правильность выделения слов в речи, их звучание и действие на публику, уже давно изучены, неоспорима. Попробуем разобраться более подробно в том, что такое интонация, какая бывает, где используется и т.д.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижение невозможно без выработки правильной интонации.

Правильная интонация: что это?

Немаловажное значение имеет и темп рассказа. А точнее – скорость воспроизведения монолога. Быстрый темп характерен для взволнованной речи. А вот медленный – для торжественной. Плавный переход от одной скорости к другой часто применяется в различных сферах. Конечно, интонация в русском языке невозможна без интенсивности (силы голоса). Это возможность либо придать рассказу эмоциональный окрас, либо наоборот – сбавить обороты. Первый случай наблюдается при высказывании таких эмоций, как испуг или радость. А вот снижение силы голоса характерно для выражения горестных чувств, утраты близких и т.п. Правильная интонация не возможна без логических пауз, которые просто необходимы для осмысления публикой сказанного оратором или актером. И последнее, чтобы качественно выражать свои эмоции различными средствами и видами интонации – важна хорошая дикция. Без нее невозможно ни одно выступление. Вообще, предполагает множество составляющих, как теоретическую подготовку, так и практику. Конечно, речь должна отличаться логической выразительностью, но не менее важна выразительность эмоциональная. Мысль, которую оратор не прочувствовал, не тронет зрителя, как бы не была отработана техническая интонация голоса.

Только при условии должной мыслительной оценки, выражения личного отношения к произносимому тексту можно заинтересовать слушателя. Ведь в этом случае отчетливо проявляются такие компоненты интонации, как эмоциональные ударения и продуманные паузы, обусловленные и настроением, и чувствами говорящего.

Несомненно, что пунктуация и интонация крепко взаимосвязаны. Стоит забыть о знаках препинания, как речь сразу становится монотонной, превращается в безжизненный серый монолит, который может лишь заставить слушателя зевать. А ведь основные функции интонации направлены на повышение интереса к рассказу, его дроблению на смысловые куски (т.н. синтагмы). Некоторые специалисты противопоставляют интонацию просодии. Обычному обывателю достаточно знать, что в отличие от оперирующей фразами интонации, просодия опирается на слоги. К основным элементам интонации обычно относятся: 1. Ударения. 2. Паузы. 3. Тембр. 4. Мелодика. 5. Темп. Однако в действительности все элементы интонации существуют в единстве. Только наука может для своих целей рассматривать отдельные компоненты. Стоит указать негативные примеры интонации. Так к типичным ошибкам обычно относятся как монотонность речи, так и слишком высокий (низкий) тон всего текста выступления, восходящая интонация в конце повествовательных предложений и недостаточная выразительность речи. Над подобными недочетами нужно упорно работать каждый день, особенно, если предвидятся постоянные выступления.

Школьные учебники выделяют такие виды предложений по интонации: невосклицательное и восклицательное. Для второго вида присуще выражение сильного чувства.

Многие ошибочно считают, что по интонации предложения бывают вопросительными, восклицательными и повествовательными. Однако это разделение проводится не по интонационному признаку, а по цели высказывания оратора. Известный исследователь великого и могучего языка Всеволодский-Гернгросс в своих работах на вопрос о том, какие бывают интонации, выделяет не менее 16 видов интонации. Среди них: пригласительная и сопоставительная, повелительная и звательная, убедительная и перечислительная, просительная и утвердительная, и др. Описывая определение интонации, этот ученый отмечает, что она является самой эфемерной составляющей красочной устной речи. При этом важнейшими акустическими характеристиками интонации являются мелодика, длительность и интенсивность.

Что же такое прекрасный голос ? Это свободный, яркий, льющийся голос, голос не хрипит и не сипит, виртуозное владение интонациями голоса, умение общаться и располагать к себе собеседника, хороший голос несет высокий уровень энергетики.

В общении с мужчиной говорите медленнее, ниже (слишком высокие тона голоса мужчины не понимают, не слышат, они их раздражают).

  • Гласные и согласные звуки –хорошая дикция.
  • Умение делать паузы.
  • Дыхание: умеете ли вы говорить на дыхании и владеете ли правильным дыханием.
  • Ударение: правильно ли вы ставите ударение в словах, во фразах.
  • Темп: можете ли вы владеть быстрым и медленным темпом голоса.
  • Ритм.
  • Интонация: насколько вы владеете различными интонациями.

Предлагаем комплекс упражнений на дыхание, которые помогают:

  • Вернуть голос, если вы ранее потеряли его;
  • Укрепить связки;
  • Избавиться от лор-заболеваний;
  • Сделать голос более глубоким, мягким, эластичным и ярким, чтобы он выходил из вас свободнее.


Если делать все упражнения правильно – дыхательная гимнастика заменяет занятия спортом. Т.е. физически вы будете уставать. Но если вы будете чувствовать себя расслабленными, значит, упражнения делаете неправильно.

Для детей эти упражнения тоже будут полезны (возраст детей строго после 5 лет – не перегружайте их голосовые связки!)

Основные правила этой гимнастики:

  • Плечи во время вдоха не поднимать. Плечи должны быть свободные.
  • Лучше делать перед зеркалом.
  • Вдох обязательно короткий, резкий и шумный. Он должен быть похож на «шмыг» носом. Плечи при этом не участвуют, работает только диафрагма. Делать 8 раз по 4 подхода каждое упражнение . После каждого подхода отдохнуть 5 секунд.
  • Этот легкий, короткий шмыг проникает в самую глубину наших легких, и легкие начинают хорошо работать, чистится весь организм, поднимаются ваши хронические заболевания. Если будет кашель, головокружение – это нормально.
  • Противопоказание: высокое давление. Начинайте слабо и только 1 подход.

Некоторые упражнения используются в «Дыхательной гимнастике Стрельниковой».

Упражнение №1 «Ладошки».

При резком вдохе (шмыге) сжимаем руки в кулаки, выдох тихий и небольшой.


Упражнение №2 «Погончики».

Стоя, руки вперед, пальцы растопыриваем и держим в напряжении. Делаем вдох/шмыг вниз.


Упражнение №3 «Насосик».

Движения вниз, словно мы держим насос в руках и накачиваем шины. Руки при этом свободны и расслаблены. Движение вниз – вдох/шмыг.


Упражнение №4 «Кошечка».

Исходное положение – стоя. Приседаем на поворотах и делаем хватательные движения руками, как кошка. На каждую сторону/поворот делаем резкий вдох/шмыг через нос.


Упражнение №5 «Обними плечи».

На шмыге мы себя закрываем, обнимаем плечи.

Упражнение №6. 2 в 1 «Нососик» + «Обними плечи».

Делаем насосик на шмыге, на втором шмыге – обнимаем плечи, немного отклоняясь назад.


Упражнение №7. «Повороты головой».

При выполнении этого упражнения плечи должны быть неподвижны. Шмыг на каждый поворот.


Упражнение №8 «Китайский болванчик».

Легкий наклон головы на каждый шмыг.


Наклоны головы вперед и назад на каждый шмыг. Назад сильно голову не запрокидываем. Увидели потолок – и хватит.


Упражнения на ноги.

  • Одна нога впереди, другая сзади. Получается, что мы приседаем на одну ногу и на другую. Две ноги сгибаются/приседают вместе, но корпус тела и центр тяжести переносится с одной ноги на другую. Переход с одной ноги на другую сопровождаем шмыгом. Затем меняем ноги и делаем 4 подхода на другую ногу. Расстояние между ног небольшое.


  • Упражнение «Рок-н-ролл». Одну ногу приподнимаем к локтю, при этом вторая слегка сгибается. Поднимаем ногу на каждый шмыг.


  • Делаем короткий шмыг, задерживаем дыхание. И на задержанном дыхании считаем восьмерками (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь). Выдох. Повторяем упражнение 8 раз по 4 подхода.

Упражнения на дикцию

Очень важно, что и как мы говорим. Чтобы нас было понятно и ясно слышно, помогает наш артикуляционный аппарат. Если мы им пользуемся правильно, и он у нас работает, тогда нас все понимают, нам легко говорить, и голос льется намного легче.

Но если артикуляционный аппарат очень вялый – страдает дикция. Предлагаем вам комплекс упражнений для работы с артикуляционным аппаратом.

Все упражнения делаем перед зеркалом, чтобы видеть свои ошибки, контролировать себя.

Каждое упражнение делать 10 раз и почаще. Первый результат вы увидите в течение недели – речь будет более четкой, ясной и приятной на слух.

  • Разогреем губы . Губы отвечают за четкость. Они держат звук. Причем так, как они направляют звук, так он и выходит. Это упражнение также для красоты вашего лица (рабочие мышцы и улучшается кровообращение), лицо будет более подтянуто.

Трубочка-улыбка-трубочка-улыбка…


Упражнение делаем активно, растягиваем улыбку до упора.

  • Делаем трубочку из губ и водим в стороны, влево и вправо.
  • Делаем круговые движения трубочкой по часовой стрелке, затем против часовой.
  • Натягиваем губы на зубы. Затем скатываемся и делаем как бы оскал. Повторили упражнение. Если вы под носиком почувствовали тепло, значит, упражнение делаете правильно, т.е. действительно разогревается артикуляционный аппарат. Если ничего не чувствуете, попробуйте делать упражнение более активно.


  • Упражнение для языка: покусывание языка, будто делаем отбивную. Покусали по бокам, пришла слюна, стало легче говорить, активизировалось кровообращение в языке, и голос сразу становится объемнее.


Бывает ситуации, когда вы говорите, у вас пересохло во рту, а водички попить рядом нет. Просто покусайте язычок, придет слюна, вам станет намного комфортнее разговаривать дальше.

  • Упражнение для языка: упираемся в левую, в правую щечку поочередно. Как бы толкаем язык, чтобы он вышел сквозь щеку. Упражнение предназначено для того, чтобы язык не был вялым и умел хорошо напрягаться.
  • Упражнение для языка: «Жало-Лопатка». Высовываем язык вперед и напрягаем его, затем расслабляем. Еще раз напрягаем и расслабляем.


  • Упражнение для нижней челюсти: чтобы челюсть свободно уходила вниз, и наш звук лился полноценно, со всем объемом, со всеми красками. Если у нас зажат голос, мы не сможем четко произносить гласные звуки, не донесем своих эмоций до собеседника (сексуально, интригующе, интересно, восторженно). Опускаем нижнюю челюсть и поворачиваем в сторону вправо-влево. Далее делаем упражнение по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Упражнение делаем аккуратно, чтобы не повредить челюсть. После упражнения делаем «полоскание» (надуваем щечки, как будто полощем зубы).


  • Упражнение для нижней челюсти: берем тыльную сторону ладошек и поглаживаем свои щечки. Вы увидите, насколько ваш рот может опуститься вниз. Например, проговорим фразу «Два сапога пара». Это упражнение можно делать до 30 раз или до того момента, как почувствуете, что ваша нижняя челюсть расслабилась.


  • Упражнение для лучшего звучания голоса. Работаем над гласными звуками (И, Э, А, О, У), они очень эмоциональные. Выдох-вдох через рот и тянем звук «И» на одном дыхании, насколько сможете (и-и-и-и…). Повторяем упражнение с остальными звуками в той последовательности, как написано выше.
  • Работает над согласными звуками. Звук «М» активизирует грудную часть тела и живот. Помычим на выдохе 3 раза (техника, как в предыдущем упражнении): тихо, средне и громко.
  • Звук «Р», чтобы голос звучал звонче и ярче. Техника выполнения та же. Давайте порычим снизу вверх (по нарастающей) и наоборот.

Упражнения на интонацию

Интонация очень важна, потому что когда мы говорим на одной ноте, наш голос звучит скучно, нас слушать неинтересно.

Всего известно более 100 различных интонаций в голосе человека. Но если вы будете владеть 10 интонациями и 10 эмоциями, это позволит вам быть яркими, конкурентноспособными и уверенными в себе.

  • Тон воина – это уверенный, руководящий тон голоса (например, тон учителя на уроке, начальника на работе). Он говорится твердо и очень уверенно. Таким тоном говорят о важных вещах.
  • Тон друга – более мягкий тон, звучание голоса выше. Звук добрый, мягкий, располагающий (как общение с друзьями).
  • Интонация старца – очень близка с другом, но старец говорит медленнее. Отсутствует эмоциональная окраска.
  • Интонация мудрец. Это тяжелый, низкий голос, почти шепотом. Каждое слово в нем очень важно. Паузы после каждого слова.


Находите новые для себя интонации и тренируйте дома. Не забывайте повторять блоки на тренировку вашего дыхания, дикции и интонации.