Гимназия медведниковых. Первое сентября по-имперски или «Куда отправляли своих детей родители до революции

Род Медведниковых берет начало с ХV века. По преданию, на берегах Дона в одной из станиц селились казаки (мои предки) по фамилии Медведь-Гора. Медведниковыми они стали позднее. При Иване Грозном, под предводительством атамана Ермака, Медведниковы приняли участие в первом походе на Сибирь.

Род Медведниковых берет начало с ХV века. По преданию, на берегах Дона в одной из станиц селились казаки (мои предки) по фамилии Медведь-Гора. Медведниковыми они стали позднее. При Иване Грозном, под предводительством атамана Ермака, Медведниковы приняли участие в первом походе на Сибирь. В 1595 году, после окончания второго похода и полного освобождения Сибири от татарского хана, Медведниковы остались обживать этот богатый край. Деловая хватка, предприимчивость дали себя знать. Одна ветвь Медведниковых осваивала золотые жилы по берегам рек, а другая занималась промыслом каланов, причем проникала на территории Аляски на байдарках летом и на собачьих упряжках зимой еще до появления в тех краях Витуса Беринга.

Василий Медведников являлся ближайшим сподвижником Григория Ивановича Шелехова, возглавлявшего операцию освоение островов архипелага, (северо-запад Америки), которые были открыты командором Чириковым еще в 1741году, но приступили к их освоению в 1790 году. После смерти Шелехова была организована новая Русско-американская компания. Во главе компании стоял Александр Андреевич Баранов, а одним из его ближайших помощников был Василий Медведников.

Постепенно русские укрепились на острове Ситха, расширяя промыслы и успешно торгуя с индейскими племенами тлинкитов. Василий Григорьевич Медведников был первым начальником крепости святого Михаила Архистратига в течение трех лет (1799-1802 г.г.). Однако в 1802 году индейцы-тлинкиты, улучив момент, когда в крепости осталось мало его защитников, большими силами штурмовали ее. Гарнизон крепости вместе с Медведниковым погиб. Сама крепость была захвачена и разграблена.

Медведников расширяли торговлю с Китаем, увеличивая промысел калана и стали одними из первых основателей Иркутска. Начинавшийся как маленький острог, он постепенно отстраивался и превратился в красивый большой город. Первыми купцами в Иркутске были Трапезниковы, Шелеховы, Баснины, Сибиряковы, Медведниковы и другие. Постепенно укрепляя связи, Медведниковы породнились с семействами Серебряковых и Шелеховых.

Не забывали Медведниковы вкладывать деньги в строительство храмов, богаделен, приютов. Иван Логгинович и его брат Логгин Логгинович прославились тем, что выполнили завещание матери Елисаветы Михайловны Медведниковой – дать возможность получать образование каждой девушке, особенно из числа сирот,- открыв в Иркутске в 1838 году Сиропитательный дом имени Елисаветы Михайловны Медведниковой для девушек, который стал первым учебным заведением для женщин в Сибири. При нем учредили банк, доходы которого шли на содержание дома; дом и банк были взяты под покровительство Государыни императрицы Марии Федоровны. За устроение Воскресенской церкви в Иркутске Иван Логгинович получил благословение Синода в лице Архиепископа Нила.

Он вел крупные торговые дела в Кяхте, участвовал в самых крупных ярмарках Европы и в 1834 году получил звание Почетного потомственного гражданина, а в 1839 году удостоен звания Советника коммерции. Награжден золотой медалью «За полезное» на Анненской ленте. Четыре года состоял в должности Головы города Иркутска. Вместе с супругой был принят Императрицей во дворце в Санкт-Петербурге. Награжден золотой медалью « За усердие» на Андреевской ленте. За пожертвование на устройство храма Владимирской божьей Матери и Усть-морской церкви вторично удостоен благословения от Синода в лице Архиепископа Нила. Награжден орденом Святой Анны 3-й степени.

В середине века Иван Логгинович переехал в Санкт-Петербург, а потом в Москву. За благотворительность, пожертвования и украшение храма Святого Иоанна Предтечи, а также за устройство при храме приходского попечительства для бедных, в котором он состоял Председателем, и за проявленное усердие в 1865 и 1867 годах удостоен благословения Синода. В 1887 году был пожалован в кавалеры Ордена Станислава Второй степени и Святого Владимира.

Иван Логгинович состоял действительным членом Православного Миссионерского общества и Общества содействия Русскому торговому мореходству. Заботливость Ивана Логгиновича носила самый теплый, задушевный и всеобъемлющий характер. Сам Государь Николай Павлович, желая воздать должную дань уважения Ивану Логгиновичу, повелел, чтобы звание почетного попечителя Иркутского Сиропитательного дома было наследственным в роду Медведниковых. Иван Логгинович скончался в Москве в 1889 году и погребен в Спассо-Андроньевском монастыре; надгробие на его могиле восстанавлено

В 1899 году скончалась вдова Ивана Логгиновича – Александра Ксенофонтовна; прах её покоится в склепе храма Поречье в г. Звенигороде. В 1900 году по завещанию Александры Ксенофонтовны Москва получила 5 миллионов рублей на содержание монастырей, церквей, лазаретов, больниц и гимназий.

В 1901 году в Староконюшенном переулке, где проживали Медведниковы в доме№ 18-20, была построена классическая гимназия, которая выделялась из ряда существующих в то время не только передовыми методами обучения, но и была оборудована прекрасными аудиториями, актовым залом, спортивным залом и ботаническим садом. Строил гимназию известный архитектор Кузнецов. Рядом с гимназией был построен корпус для педагогов. И хотя гимназия считалась престижной, в ней учились и бедные ученики, являющиеся стипендиатами семьи Медведниковых.

Род Медведниковых был большой и имел под Москвой несколько имений. Так, в имении моего деда Владимира Гавриловича в Глебове под Новым Иерусалимом (Поречье Звенигородского уезда) устраивались домашние спектакли. Репертуар был классическим: игрались пьесы Островского, Чехова, Гоголя. В них были заняты представители таких фамилий, как Любимовы, Рукавишниковы, Величкины, Дараган, Боголюбовы, Кураевы, Вышкевич, и, конечно, сами Медведниковы.

Вот этот дух жизнедеятельности и передавался учащимся гимназии, где успешно ставились пьесы 16-17 веков. В актовом зале гимназии неоднократно устраивались благотворительные концерты, участниками которых были известные актеры во главе со Щепкиным. Медведниковскую гимназию окончили такие видные впоследствии деятели культуры, как Завадский, Плятт, Балашов, Буковский и др.

В здании Благотворительного собрания в 1909-1910 г.г. проходили благотворительные концерты в дни юбилеев Медведниковской гимназии с участием известных певцов, в том числе, с участием Собинова.

В середине 19 века в селе Поречье по Москвой была построена больница для лиц духовного звания. В настоящее время в усадьбе располагается санаторий Академии наук. В 1903 году в районе Калужской заставы состоялось открытие больничного комплекса для неизлечимых больных. Прекрасное здание было построено архитектором Соловьевым. В архитектурный комплекс входило 2 храма: Тихвинской и Козельщанской Божьей Матери, причем храм Козельщанской Божьей Матери был единственным в Москве. В настоящее время Медведниковская больница носит название имени Святителя Митрополита Московского Алексия, а храм Козельщанской Божьей Матери в 1994 переосвящен в храм Святителя Алексия и открыт для больных и прихожан церкви. Оба храма и иконостасы были расписаны художником Пашковым в стиле 16 века.

С 1911 по 1914 годы велось строительство больницы для душевнобольных детей. Для этой цели был выделен участок земли за Даниловским кладбищем. Строительство поручили архитектору А.Ф.Мейснеру. Сейчас это детская психиатрическая больница № 6 (находится по адресу: 5-ый Донской проезд, д.21-а) – крупнейшее лечебное заведение страны. Руководит этой больницей главный врач – Кожевникова Валентина Юлиановна- энергичный, беспокойный труженик.

В 1914 году за Серпуховской заставой в районе Большой и Малой Тульских улиц был открыт Медведниковский лазарет. В 1916 году, 20 марта было совершено освящение храма в честь святого великомученика Пантелеймона. Храм небольшой, но устроен благолепно. В настоящее время следов лазарета и храма не осталось – они были разорены при советском режиме.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ Александры Ксенофонтовны Медведниковой (урожд. Сибиряковой)

В 1898 г. А.К.Медведникова пожертвовала:

а) 500.000 руб. на устройство больницы для хронических больных;

б) 100.000 руб. на пособия бедным в Иркутске;

Всего по оценке Московской Казенной палаты Медведникова оставила имуществ на 5,2 млн. руб. Из этой суммы:

2,3 млн. руб. – на благотворительные дела вообще,

2,9 млн. руб распределены самой завещательницей, в том числе:

552.261 руб – на поддержание церквей и монастырей;

713.441 руб. – на учреждение гимназии имени Медведниковых;

214.020 руб. – на школы и прочие учебные заведения;

На средства А.К.Медведниковой в 1903 г. открыта мужская гимназия в Москве, богадельня с больницей для лиц духовного звания в имении Поречье Звенигородского уезда, Московской губернии.

Пожертвования по духовному завещанию Московскому городскому общественному управлению в 1900г.:

а) 15.000 руб. на постройку здания мастерских в Алексеевской психиатрической больнице;

б) 25.000 руб. на содержание кровати в психиатрической больнице;

в) 1.000.000 руб. на устройство больницы для неизлечимых больных «христианского вероисповедания без различия звания, пола и возраста»;

г) 600.000 руб. на приют для идиотов и эпилептиков;

д) 300.000 руб. на богадельню для 30 стариков и 30 старух;

е) 100.000 руб. в пользу бедных христианского вероисповедания, проживающих в г. Москве.

Медведников Г. www.mko.ru

История возникновения гимназии такова. Александра Медведникова, вдова коммерции советника Ивана Медведникова, завещала огромные суммы на пользу людям. Среди других добрых дел еще при своей жизни дарительница обсуждала вопрос о создании хорошей школы. После ее смерти за это дело взялся ее душеприказчик Н.А. Цветков, который и стал учредителем гимназии. В своем ходатайстве об учреждении гимназии он поставил условие о присвоении этой гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых. Так гимназия стала памятником добрых дел.

В классах было но 47-50 учащихся. Гимназия находилась в Староконюшенном переулке (вблизи Арбата). Здание было специально построено для нее, и при этом была проявлена особая забота о здоровье учеников. При сооружении здания были приняты во внимание все основные требования школьной гигиены. При гимназии имелся обширный двор с двумя площадками для игр и физических упражнений, с горками и хоккейной площадкой. В каждом классе были поставлены измерительные линейки, с помощью которых определялся рост учеников, и в связи с этим они рассаживались за партами. Школьная мебель была не стандартной, а рассчитанной на каждого ученика.

Так же, как физическое развитие детей, было тщательно продумано и хорошо организовано их обучение. При гимназии имелись обширная библиотека и замечательные коллекции наглядных пособий. В основу преподавания были положены министерские указания и программы, но в них вносился ряд изменений и дополнений; так, например, курс естествознания был развернут, широко иллюстрирован (учащиеся довольно обстоятельно знакомились с анатомией и физиологией человека на разборном скелете, опыты ставились на подопытных животных).

Учителями применялись новые методы преподавания, так, в старших классах часто читались лекции, сопровождавшиеся показом наглядных пособий, что для того времени было редкостью. Наглядность в преподавании использовалась почти по всем предметам.

На физическое состояние учащихся обращалось особое внимание, врач наблюдал за здоровьем учеников. Спорт, гимнастика, подвижные игры были введены в обиход школьной жизни.

Большое внимание уделялось развитию духа товарищества и взаимопомощи, дружбы. Доносы, жалобы не поощрялись. Детям постоянно внушалась мысль, что позорно обижать младших и слабых. Более сильные в учении всегда помогали с самого первого класса слабым.

В то же время развивалась ответственность за себя, самостоятельность. Самостоятельное выполнение учебных заданий, забота о чистоте и опрятности, о своих вещах, учебных пособиях, классной мебели необходимы были для каждого гимназиста.

На снимках: Иван Логгинович и Александра Ксенофонтовна Медведниковы.

Глава из документальной повести «Мальчишки со Староконюшенного»

Я учился в 59-й московской школе, что в Староконюшенном переулке на Арбате. В истории отечественного образования нашей школе в начале прошлого, ХХ века выпала честь открыть новую страницу – стать первой в России средней общеобразовательной школой.

До октябрьского переворота 1917 года это была знаменитая, престижная, одна из лучших казённых в России Медведниковская гимназия. На старой фотографии на фасаде здания видна надпись: «Гимназiя имени Ивана и Александры Медведниковыхъ».
Великолепное здание, одно из лучших гимназических в Москве, построено по проекту архитектора-художника Ивана Сергеевича Кузнецова на участке в Староконюшенном переулке и на деньги, оставленные по духовному завещанию А. К. Медведниковой. Род купцов Медведниковых известен своими благотворительными делами.
Александра Ксенофонтовна была вдовой коммерции советника Ивана Логгиновича Медведникова. По рождению же она принадлежала к Сибиряковым, богатому и влиятельному сибирскому роду купцов, промышленников и меценатов, которые много способствовали экономическому и культурному развитию Восточной Сибири и Севера. С детства впитала традиции благотворительности. Эту замечательную женщину, получившую прекрасное образование, уважали и почитали как «человека высокой нравственности, одарённого недюжинным умом, сильной волей».
Её муж иркутский купец 1-й гильдии Иван Логгинович Медведников происходил из старообрядческого купеческого рода. Его предки Медведниковы, выходцы с Дона, из казаков, участвовали в покорении, а затем в освоении Сибири, добрались аж до Америки, были в числе первых русских поселенцев на Аляске и в Калифорнии. Иван Логгинович закупал и продавал пушнину, торговал с Китаем, откуда привозил чай и ткани, также занимался золотодобычей, стал золотопромышленником, учредил первый коммерческий заёмный банк в Иркутске, дававший населению кредиты под небольшие проценты. Согласно завещанию своей матери Елисаветы Михайловны на средства, оставленные ею, открыл сиропитательный дом (приют-школу для девочек-сирот), который содержался на доходы его банка. За это Иван Логгинович и Александра Ксенофонтовна Медведниковы были удостоены звания почётного гражданина Иркутска. Четыре года избирался городским головой Иркутска. Затем переехал, сначала в Петербург, потом в Звенигородский уезд Московской губернии. В Москве продолжал заниматься благотворительностью, жертвовал на храмы, больницы, помогал неимущим студентам и гимназистам.
Умер в 1889 году, супруга пережила его на десять лет.

В 1899 году по завещанию Александры Ксенофонтовны Медведниковой Москва получила более 5 миллионов рублей – по тому времени огромная сумма – на содержание церквей, монастырей, больниц, лазаретов и школ. Всем храмам Москвы и Иркутска единоразово было выдано по 100 рублей, монастырям – по 10 тысяч. Часть средств пошла на церковно-приходские школы. На Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект) был выстроен ставший её архитектурным украшением крупный благотворительный комплекс: больница для неизлечимых больных, оснащённая первоклассным медицинским оборудованием, при ней богадельня, две домовые церкви – Козельщанской иконы Божьей Матери и Тихвинской иконы Божьей Матери, а также докторский корпус, жилые квартиры для персонала, здание кухни, баня, прачечная. По сути это был один из первых хосписов в Москве, правда, тогда такого слова не знали. (После 1917 года Медведниковская больница и богадельня вошли в комплекс 5-й Градской больницы, которая с 1992 года стала называться больницей Святителя Алексия, её передали Московской Патриархии Русской Православной Церкви.)

Душеприказчик Александры Ксенофонтовны, старый друг семьи коллежский советник Николай Алексеевич Цветков решил, что лучшим способом увековечить память Медведниковых будет хорошая средняя общеобразовательная школа (гимназия), отвечающая современным передовым требованиям. По его представлениям и замыслу – это должна быть школа нового типа. Он и стал учредителем, а затем почётным попечителем такой школы.
9-я московская классическая гимназия имени Медведниковых была учреждена Высочайшим повелением Николая II 8 июня 1901 года. На торжественной церемонии при закладке здания в Староконюшенном переулке и освящении присутствовали высокие гости – московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной (зверски убитая большевиками в 1918 году, она в конце ХХ века канонизирована и причислена к лику православных святых), митрополит Московский и Коломенский Владимир. Не знаю, есть ли в России ещё школы, в освящении которых принимали участие святые. В основание здания положили памятную доску и несколько монет.
Упомянув одну святую, не могу не сказать о другой, жизнь которой непосредственно связана с нашим Староконюшенным переулком, с Арбатом. В красивом, украшенном резьбой, старинном двухэтажном деревянном доме-особняке № 30 по Староконюшенному переулку (ныне не сохранился, но я его помню) в годы моего школьного детства и отрочества – с 1942 по 1949-й – жила знаменитая московская старица Матрона. Слепая от рождения, а в 17 лет вследствие паралича ног утратившая способность ходить, она с детства была наделена чудесным даром духовного зрения и предсказания, провидения, а также даром исцеления и помощи людям, которые приходили к ней отовсюду. И при своей земной жизни, и сейчас прославленная и почитаемая в народе святая чудотворица Матрона Московская исцеляет людей и помогает всем, кто молитвенно и с верой обращается к ней.

Первое время Медведниковская гимназия проводила занятия в доме на Поварской улице, 40, а с 1904 года – уже в своём новом здании в Староконюшенном.
Гимназия имела большой, с огромными арочными окнами, украшенный лепниной актовый зал, классные комнаты с большими окнами и высокими потолками, лучшее по тому времени оборудование в предметных кабинетах и аудиториях (устроенных как университетские - амфитеатром), прекрасную библиотеку, хорошо оснащённые мастерские. Для неё была заказана специально сконструированная школьная мебель (мы ещё застали в классах кафедры для учителей). Любопытная деталь: воздух в здании принудительно прокачивался мощными вентиляторами с пылеосадочными камерами, эффективная вентиляция позволяла за час три раза обновить воздух в классах. В ненастные дни шинели гимназистов в раздевалке просушивались и подогревались тёплым воздухом, который поступал снизу сквозь решетчатый пол.
Младшие классы занимались отдельно от старших в примыкающем к основному зданию двухэтажном флигеле. В 4-м классе мы тоже учились в этом флигеле.
На верхнем, четвёртом этаже на средства иркутского земляка Медведниковых, купца, крупнейшего промышленника, владельца многих заводов, а позднее и банкира, владельца Московского Промышленного банка Николая Александровича Второва был устроен большой, хорошо оборудованный гимнастический зал. В этом великолепном спортивном зале проходили и наши уроки физкультуры и проводились баскетбольные и даже волейбольные соревнования на первенство города, такой там высоченный потолок.

Кстати, неподалёку, по другую сторону Арбата, в Спасопесковском переулке, Второв, обладатель самого большого состояния в России начала ХХ века, за деловую хватку прозванный «русским Морганом», в 1913-1915 годах построил для себя парадный дом. Этот роскошный особняк с полуротондой входа и парными античными ионическими колоннами считается выдающимся памятником неоклассического стиля. При советской власти второвский особняк отдали под резиденцию американского посла – ныне это известный «Спасо-Хаус».
В мае 1918 года 52-летний Николай Александрович трагически и загадочно погиб - по слухам, его застрелил побочный сын. На его похоронах рабочие несли венок с надписью: «Великому организатору промышленности». Сейчас в подмосковном городе Электросталь, название которому дал металлургический завод «Электросталь», построенный Второвым, одна из улиц носит его имя и поставлен памятник основателю города и выдающемуся русскому промышленнику.

Медведниковской гимназии было суждено явить собой новый тип отечественного образования – она стала первой в России средней общеобразовательной школой. Это заслуга учредителя Н.А. Цветкова и первого директора В.П. Недачина, которые мечтали, что по их образцу будет перестроена вся школьная образовательная система России. Они предложили свой образец.
В отличие от других классических гимназий в Медведниковской могли учиться дети разных сословий. Учредитель добился, чтобы гимназия была устроена «на особых началах». У неё был собственный устав, который значительно отличался от типового гимназического устава, своя учебная программа и даже свой особый штат. В учебной программе Медведниковской гимназии было сокращено преподавание древних языков, латыни и греческого, зато более широко вводились современные – французский, немецкий, английский, расширено изучение мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены. В её штат входили, в частности, преподаватели гимнастики, танцмейстер, а также врачи – педиатр, отоларинголог, окулист и дантист.
Кстати, зубной врач гимназии Лидия Александровна Тамбурер была близким другом семьи поэта Марины Цветаевой, жившей неподалёку – на Собачьей площадке. Юная Марина прозвала её Драконной, а много позже благодарно вспоминала о ней: «Это - наш общий друг: друг музея моего старого отца и моих очень юных стихотворений, друг рыболовных бдений моего взрослого брата и первых взрослых побед моей младшей сестры, друг каждого из нас в отдельности и всей семьи в целом, та, в чью дружбу мы укрылись, когда не стало нашей матери...». С Драконной было легко и светло, она помогала Марине пережить многие трудности и горести юности.
Интересно, что в педагогический совет гимназии входили и принимали в нём активное участие также родители.

При Медведниковской гимназии была создана подготовительная школа, в которую принимали детей 7–8 лет. Здесь их учили чтению, письму, иностранным языкам, Закону Божьему. Расписание было составлено так, чтобы уроки чередовались с часом подвижных игр. После подготовительного класса ученики поступали в первый гимназический класс. При этом все обязательно сдавали вступительные экзамены, потому что в гимназию поступали также дети с домашним обучением. В гимназических классах в середине дня вместо игр проводились уроки гимнастики или пения. В здании также были предусмотрены специальные залы для отдыха учеников в ненастную погоду.
Обучение в гимназии было платным, но часть учеников от платы освобождалась. Одно из главных условий, поставленных учредителем Н. А. Цветковым, – бесплатное обучение бедных детей в память благотворителей Медведниковых. По Высочайше утверждённому Положению о гимназии было установлено 30 стипендий имени Медведниковых. При этом гимназия, как и другие казённые учебные заведения, освобождала от платы за обучение детей преподавателей средних учебных заведений, а также 10 процентов «достойных из беднейших учеников». Общее число освобождённых от платы доходило до 120 человек, около 30 процентов от всех учащихся. Кроме того, гимназия выделяла из своих средств до тысячи рублей в год на пособия ученикам и предоставляла бесплатно горячие завтраки 40 гимназистам.
Великий русский певец Леонид Собинов, два сына которого – Борис и Юрий – учились в Медведниковской гимназии, давал благотворительные концерты в пользу её учащихся.

Первым директором Медведниковской гимназии стал статский советник Василий Павлович Недачин, человек с университетским образованием, широкого кругозора и либеральных взглядов. Вместе с попечителем Цветковым он заложил дух гимназии, демократический и либеральный. Медведниковская гимназия считалась передовой, одной из лучших в России, славилась своими преподавателями, среди которых были университетские профессора. Недачин был членом комиссии при Министерстве народного просвещения по разработке реформы средней школы. Василия Павловича уволили из директоров за слишком либеральные взгляды в 1912 году.

Весной 1918 года Медведниковская, как и другие гимназии в стране, была ликвидирована советской властью. Пришли другие времена, в которые история школы испытывала крутые повороты. Школа в Староконюшенном переулке неоднократно меняла свои названия и номера, а также методы обучения. 21-я советская трудовая школа (с гуманитарным циклом предметов); 106-я Объединённая школа; 9-я опытная школа МОНО; 20-я опытно-показательная школа имени Томаса Эдисона (?!); в 1925-1930 годах школа была фабрично-заводской семилеткой с химическим и административно-советским (?) уклоном. Образовательная вакханалия продолжалась до 1932-1934 годов, уровень школьного образования в стране упал. Тогда опомнились, вернулись к основам старой школы, предметному преподаванию, была восстановлена система классных уроков, главной фигурой в школьном образовании снова стал учитель. В 1933 году наша школа получила номер 59, который носит до сих пор. Одиннадцать лет – с 1943 по 1954, когда в городах проводилось раздельное обучение мальчиков и девочек, школа была мужской.

Такой была наша школа, предмет нашей любви и гордости, и её история. В 1952 году, когда отмечалось столетие со дня смерти великого писателя, непонятно почему школе присвоили имя Н.В. Гоголя. Могу предположить, как юмористически, а то и саркастически отнёсся к этой странной затее сам Николай Васильевич, кстати, один из моих самых любимых писателей.
В 2001 году наша школа отпраздновала своё столетие. К юбилею был выпущен нагрудный значок с изображением школы. Я бережно храню его.

У профессора МГУ Алексея Александровича Померанцева мне довелось увидеть и ознакомиться с удивительным фотоальбомом, изданным во Франции, в Париже. А рассказывал французский альбом, как это ни покажется странным, о нашей школе.
Оказалось, что первый директор Медведниковской гимназии В.П. Недачин и часть преподавателей не приняли советской власти и эмигрировали во Францию. Успели эмигрировать. Родной брат Недачина Николай Павлович, священник в Смоленской губернии, в 1918 году был расстрелян красными латышскими стрелками. В 1920-х годах в Париже Василий Павлович создал и стал директором известной Русской гимназии. Он собрал лучших русских педагогов-эмигрантов, привлёк бывших профессоров Московского университета и на французской земле возродил славные традиции Медведниковской гимназии. В этой парижской Русской гимназии учились дети многих известных эмигрантов. В 1926 году Недачин был избран председателем Союза русских преподавателей во Франции.
Тяжек и горек был хлеб русских учителей на чужбине. Всё же им удалось собрать средства и издать фотоальбом о Медведниковской гимназии как память об оставленной далёкой России, Москве, Арбате. Каким-то образом экземпляр уникального парижского издания оказался у московского профессора, выпускника Медведниковской гимназии Померанцева.
В.П. Недачин скончался в Париже в 1936 году, был похоронен на кладбище в Бийанкуре, впоследствии его прах перезахоронили в Ницце на русском кладбище Кокад.

Кстати, именем выпускника Медведниковской гимназии Алексея Александровича Померанцева в 1922 году, когда отмечалась 5-я годовщина Октября, был назван один из московских переулков между Пречистенкой и Остоженкой. Прапорщика Померанцева, избранного солдатами председателем полкового военно-революционного комитета, посчитали геройски погибшим во время октябрьских уличных боёв 1917 года в Москве. О бравом «красном» офицере в лайковых перчатках, который на виду и под пулями юнкеров раскрывал серебряный портсигар и закуривал папиросу, рассказывали легенды – об этом я читал в сборнике «Октябрь в Замоскворечье», издания 1957 года. В действительности он был тяжело ранен случайной пулей, его, потерявшего сознание, солдат на спине дотащил до госпиталя. Долго лечился, в полк уже не вернулся. На костылях пошёл в университет, очень хотел учиться. Когда через годы узнал о Померанцевом переулке, высовываться не стал, мол, вот он я – живой, сделал вид, что они – однофамильцы. Возможно, это спасло ему жизнь, воскресшие герои революции советской власти были не нужны. Революция, как это уже не раз бывало в истории, пожирала своих детей.
Алексей Александрович выучился, стал учёным-теплофизиком с международным авторитетом, крупным специалистом в области молекулярной физики, доктором физико-математических наук, профессором МГУ, был награждён орденом Ленина.
О том, что «прапорщик революции» и нынешний видный учёный – это один и тот же человек, выяснилось спустя несколько десятилетий. Но это уже совсем другая увлекательная история, которая и привела меня, журналиста «Известий», в квартиру старого профессора. Здесь неожиданно встретились два выпускника разных лет одной гимназии. Это сблизило нас, сделало «своими». Тогда-то Алексей Александрович вынес из соседней комнаты и доверительно показал мне парижский альбом, который открывался поразившей меня фотографией актового зала нашей школы с портретом в полный рост царя Николая II над сценой. Когда мы учились, этого портрета не было, а на сцене стояла грязная гипсовая статуя усатого истукана.

Кстати, раз заговорили об эмиграции, не могу не назвать одного знаменитого эмигранта. Это советский диссидент, политик и писатель Владимир Буковский, выброшенный из СССР и сейчас живущий в Англии. Во второй половине 1970 годов популярной в народе была ехидная частушка:
«Обменяли хулигана
на Луиса Корвалана.
Где б найти такую б...,
чтоб на Брежнева сменять?»
Поясню: в центральной партийной газете «Правда» Буковского обозвали «злостным хулиганом, занимающимся антисоветской деятельностью». Л.И. Брежнев – партийный и советский лидер того времени, его правление охарактеризовано выразительным и точным словом «застой», который приблизил неизбежный крах прогнившей советской политической и неэффективной плановой экономической системы, произошедший в начале 1990 годов. «Хулиган» же Буковский, которого обменяли на лидера чилийских коммунистов, учился в нашей 59-й школе. Он – тоже наш мальчишка со Староконюшенного!

Мы – дети Арбата. Мы росли в духовной ауре Арбата, которая создавалась многими поколениями самых образованных, интеллектуальных и творческих людей России, её духовной элиты. Эта незримая аура влияла на нас.

ОТ АВТОРА. В этой главе моей книги мне хотелось рассказать о замечательных людях, которые стояли у истоков создания школы, в которой я учился, заложили её дух и её традиции. В годы советской власти их имена были вычеркнуты из истории и преданы забвению. Сейчас наша благодарная память возвращает их. Я восхищаюсь этими выдающимися личностями и преклоняюсь перед ними.
Я СЧИТАЮ, ЧТО ШКОЛЕ В СТАРОКОНЮШЕННОМ ПЕРЕУЛКЕ НУЖНО ВЕРНУТЬ СЛАВНЫЕ ИМЕНА ИВАНА ЛОГГИНОВИЧА И АЛЕКСАНДРЫ КСЕНОФОНТОВНЫ МЕДВЕДНИКОВЫХ. Этим людям она обязана своим рождением и с их именем вошла в историю отечественного образования, как первая в России средняя общеобразовательная школа. Нормальные люди от своих родителей не отказываются. А на здании школы нужно установить памятную доску с их фамилиями и фамилиями учредителя школы Н.А. Цветкова и первого директора В.П. Недачина. Эти люди оставили на Земле добрый след, и мы не имеем права забывать их.

Я ОБРАЩАЮСЬ КО ВСЕМ ВЫПУСКНИКАМ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ № 59:
Друзья, поддержите идею возвращения нашей любимой школе её прежнего славного и гордого названия МЕДВЕДНИКОВСКОЙ. Думаю, что мой любимый писатель Н.В. Гоголь, чьё имя сейчас носит школа, поймёт и будет на то не в обиде. Нас, выпускников Медведниковской школы разных лет, много. Вместе мы – большая сила!


Гимназия Медведниковых (официальное название "9-я классическая гимназия Ивана и Александры Медведниковых) - среднее учебное заведение для мальчиков Российской империи, расположенное в Москве. В настоящее время - школа № 59 им. Н. В. Гоголя.

Иркутский купец Иван Логгинович Медведников активно занимался благотворительностью в Иркутске и в Москве, куда он переехал в 1850-е годы после непродолжительного пребывания в Петербурге. После его смерти в 1889 году вдова Александра Ксенофонтовна Медведникова продолжила благотворительность и, после выделения в завещании немалых сумм на конкретные цели (в том числе миллиона рублей на больницу для неизлечимо больных) завещала остальной капитал (несколько миллионов рублей) на благотворительные цели «по усмотрению» душеприказчика, коллежского советника Николая Алексеевича Цветкова.Цветков решил, что «лучшим способом увековечить её память будет дать русскому обществу такую школу, где бы серьёзность учения соответствовала возрасту, развитию и силам учащихся».

Он обратился с заявлением о намерении принести крупный дар И. и А. Медведниковых (450 тыс. руб.) Министерству народного просвещения на учреждение в Москве средней общеобразовательной школы (гимназии) нового типа.

По высочайшему повелению Николая II, гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых была учреждена 8 июня 1901 года. Открылась гимназия 2 октября 1901 года . Тогда же, в сентябре 1901 года, было заложено здание гимназии по адресу Староконюшенный переулок, дом 18 (по другим источникам, закладка произошла 12 мая 1902 года - нынешний район Арбат. Новое здание строилось по проекту художника-архитектора И. С. Кузнецова и было закончено в январе 1904 года. До этого занятия происходили в помещении на Поварской улице, 40.

Проект И. С. Кузнецова включал обширные залы и коридоры, высокие потолки, эффективную вентиляцию с пылеосадочными камерами, способную трижды обновить воздух в классах в течение каждого часа, большой гимнастический зал (построенный на деньги промышленника Н. А. Второва, земляка Медведниковых).Строительство обошлось в 300 тысяч рублей.

Оборудование гимназии также проводилось по последнему слову техники: шинели гимназистов просушивались и подогревались в раздевалке; для гимназии была заказана специально сконструированная школьная мебель, оборудованы мастерские. Общие затраты составили 1 миллион рублей.Гимназия поначалу существовала при поддержке московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.Н. А. Цветков и первый директор гимназии Василий Павлович Недачин сумели создать новый тип гимназического образования в России, рассчитывая, что по образцу Медведниковской гимназии будет перестроена вся школьная система.

Количество часов на изучение древних языков было сокращено, зато обязательным стало изучение новых: французского, немецкого, английского, расширилось преподавание мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены. В штат гимназии вошли преподаватель гимнастики, педиатр и дантист. Всем ученикам предлагались горячие завтраки. Родители учеников участвовали в работе педагогического совета.Предварительной подготовке учеников к поступлению в гимназию способствовала устроенная при ней особая подготовительная школа с трехлетним курсом, в которую принимались дети в возрасте 7–8 лет. Ребят учили чтению, письму, иностранным языкам, Закону Божьему.

Расписание было построено таким образом, чтобы уроки чередовались со специальным часом для подвижных игр. После подготовительного класса ученики поступали в первый гимназический класс. При этом обязательно сдавали вступительные экзамены, потому что поступали и дети, бывшие на домашнем обучении. В гимназических классах вместо специального часа подвижных игр в середине дня полагались уроки гимнастики или пения. Заканчивалась учёба в три часа дня, но многие ученики приходили и вечером: на факультативы или просто поиграть на школьном дворе, который зимой становился катком, а летом - площадкой для спортивных игр.

В самом здании были предусмотрены специальные залы для отдыха в ненастную погоду.Плата за обучение составляла 300 рублей в год, но некоторые ученики были от нее освобождены. Одним из главных условий, поставленных Н. А. Цветковым, было бесплатное обучение беднейших детей в память покойных благотворителей Медведниковых. По Высочайше утвержденному Положению об учреждении гимназии было установлено 30 стипендий имени Медведниковых .

С течением времени при гимназии были учреждены ещё четыре именные стипендии. При этом гимназия, как и все другие казённые учебные заведения, освобождала от платы за учение всех детей преподавателей средних учебных заведений, а также 10% «достойных из беднейших учеников».

Общее число всех освобождённых от платы за учение доходило до 120 человек, что составляло около 30% от общего числа учащихся. Кроме того, гимназия назначала из своих специальных средств пособия ученикам до тысячи рублей в год и освобождала от платы за завтраки 40 человек.Л. В. Собинов, у которого здесь учились сыновья, устраивал благотворительные концерты в пользу учащихся.Учебные программы этой мужской гимназии вошли в основу открывшейся в 1906 году гимназии для девочек Н. П. Хвостовой в Кривоарбатском переулке (дом № 15).

Около 1912 года директором гимназии становится Сергей Николаевич Эверлинг вместо снятого «за либеральность» В. П. Недачина.Гимназия Медведниковых перестала существовать весной 1918 года; её бывший директор В. П. Недачин вскоре эмигрировал и создал в 1920-х годах русскую гимназию в Париже (Недачин собрал в ней лучших своих педагогов, привлёк бывшую профессуру Московского университета и возродил в новых сложных условиях славные традиции Медведниковской гимназии. Не удивительно, что именно эта гимназия просуществовала дольше всех учебных заведений эмиграции).Было введено совместное обучение: часть учеников перевели в бывшую женскую гимназию Ломоносовой, а часть учениц оттуда перевели в Медведниковскую гиманзию.

Среди учеников школы (после революции) - академики С. С. Аверинцев, В. И. Арнольд, В.П. Маслов, Ю.А. Рыжов (два последних учились в одном классе), В.П. Мясников, политик и писатель В. К. Буковский, биофизик А. М. Жаботинский, основатель компании «Вымпел-Коммуникации» («Билайн») Д. Б. Зимин, фотожурналист Борис Кауфман, философ и культуролог Г. С. Померанц, протоиерей Александр Салтыков, актёр В. С. Шалевич. В школе учились также археолог Н. Я. Мерперт, актер Р. Я. Плятт, писатель-фантаст Кир Булычёв, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв, писатель М. П. Шишкин и др.

Московская гимназия имени И. и А. Медведниковых (1901-1917)

История возникновения гимназии такова.

Александра Медведникова, вдова коммерции советника Ивана Мед- ведникова, завещала огромные суммы на пользу людям. Среди других добрых дел еще при своей жизни дарительница обсуждала вопрос о создании хорошей школы. После ее смерти за это дело взялся ее душеприказчик Н. А. Цветков, который и стал учредителем гимназии. В своем ходатайстве об учреждении гимназии он поставил условие о присвоении этой гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых. Так гимназия стала памятником добрых дел.

Разрешение Министерства просвещения на создание гимназии в Москве было получено, и началась энергичная работа по строительству здания, оснащению кабинетов и т.п. Все это было сделано на завещанные средства.

Организация школьной жизни. Плата за обучение - по 100 руб. в год с каждого ученика гимназии или подготовительных классов. Стоимость же обучения каждого - 290 руб. в год. От платы за обучение освобождались 30 беднейших учеников (из 280), они считались стипендиатами им. И. и А. Медведниковых. Они освобождались и от платы за завтраки (25 руб. в год).

В классах было по 47-50 учащихся.

Распределение учащихся по вероисповеданию и сословиям (общее число учащихся - 279)

Четырехэтажное каменное здание, построенное для гимназии, было светлым и просторным. Кроме 12 классных комнат было четыре зала: актовый, музыкальный, гимнастический и рекреационный; четыре кабинета: физический, естественный, исторический и географический; три кабинета врача; а также класс ручного труда, лепки, рисования; библиотека, канцелярия, два буфета. На физическое состояние учащихся обращалось особое внимание, за их здоровьем наблюдал врач. Спорт, гимнастика, подвижные игры были введены в обиход школьной жизни, что было нетипично.

В гимназии было хорошо организовано и питание гимназистов, все получали горячие завтраки.

Обучение гимназистов. Обучение детей было так же тщательно продумано и хорошо организовано, как и физическое развитие. При гимназии имелись обширная библиотека и замечательные коллекции наглядных пособий.

Учителя применяли новые методы преподавания. Так, в старших классах часто читались лекции, сопровождавшиеся показом наглядных пособий, что для того времени было редкостью. Наглядность в преподавании использовалась почти по всем предметам. Хорошо был поставлен курс рисования и лепки. Гимназия располагала прекрасно оборудованными мастерскими, рисовальными классами.

Уроки дополнялись внеклассными занятиями. Талантливо и умело учащиеся привлекались к деятельности драматического кружка. Под руководством преподавателя русского языка и литературы они ставили старинные русские пьесы.

Занятия рисованием, лепкой, пением, ручным трудом проводились как в урочное, так и во внеурочное время. Пению обучались все. Занятия музыкой, лепка, работы по дереву были для желающих. Ученические спектакли, литературные вечера, гимназический оркестр и хор были также средствами художественного и нравственного воспитания.

Несколько раз в году, преимущественно в середине первого полугодия и на масленицу, проводились балы, литературные и музыкальные вечера; устраивалась рождественская елка.

Организовывались и платные постановки ученического театра «в пользу Общества вспомоществования недостаточным учащимся» - результат деятельности наиболее прогрессивно и демократически настроенных педагогов. Для помощи в постановке спектаклей часто привлекались профессиональные актеры и режиссеры. Характерно, что в большинстве случаев они работали бесплатно, принося свои знания и умения в дар гимназии.

Воспитание гимназистов. Наказанием в гимназии было лишение права ее посещать. К этому приходилось прибегать не часто, но всегда за серьезные проступки и по договоренности с родителями. Родители действовали сообща с воспитателями.

Большое внимание уделялось развитию духа товарищества и взаимопомощи, дружбы. Доносы, жалобы не поощрялись. Детям постоянно внушалась мысль, что позорно обижать младших и слабых. Болес сильные в учении с самого первого класса всегда помогали слабым.

В то же время развивалась ответственность за себя, самостоятельность. Самостоятельное выполнение учебных заданий, забота о чистоте и опрятности, о своих вещах, учебных пособиях, классной мебели необходимы были для каждого гимназиста. Дежурные в фартуках со щетками и тряпками ежедневно убирали классы, постоянно и педантично следили за чистотой. Не было случая, чтобы кто-нибудь испортил свой стол.

Нравственное воспитание было положено в основу всей работы гимназии. Нравственно совершенная личность рассматривалась как носительница идеалов истины, добра и красоты; для успеха воспитания необходимо было опираться на лучшие стороны души ребенка.

Отношения в гимназии между учащимися и учителями установились простые и сердечные. Воспитатели стремились строить свои отношения на доверии, правдивости и искренности, старались внушить ученикам любовь и уважение к себе и к школе и сами бережно относились к их чувству человеческого достоинства.

Большое внимание педагоги уделяли изучению индивидуальности ребенка, развитию его задатков и наклонностей.

Важной частью всей работы гимназии им. Медведпиковых была связь с родителями. Традиционно между родителями и школой бытовали враждебные отношения. В русском обществе установилась печальная привычка унижать школу, относиться к ней с озлоблением - и все это на глазах детей. Здесь все было иначе.

Отношения с родителями. На нервом родительском собрании попечитель гимназии выразил искреннюю благодарность родителям за доверие и внимание к интересам и задачам школы. А директор гимназии обратился к родителям с предложением решить, нужны ли собрания и как, когда и но каким поводам их проводить. При этом были оглашены 11 вопросов, четко сформулированных для дискуссии (желательны ли и полезны родительские собрания; нужны ли общие собрания или классные и т.п.). После оживленного обмена мнениями было принято решение устраивать один раз в году общее собрание и два раза - классные. Классные собрания решено было проводить по-семейному, за чашкой чая, но заранее всем участникам собрания должны были сообщить вопросы для обсуждения, чтобы осталось время подумать над ними и принять на собрании взвешенное постановление. Вопросы для обсуждения предлагались директором: хорошо ли составлено расписание уроков? Какой день для ученика самый тяжелый? Какие предметы даются трудно? Как помогать готовить уроки?

В начале каждого родительского собрания директор благодарил родителей за их приход на собрание и т.п. По наиболее важным вопросам мнение родителей выяснялось с помощью опросного листа; решение принималось лишь после подведения итогов опроса.

Итак, в гимназии им. Медведниковых было принято, чтобы педагоги вели себя с родителями с полной откровенностью, ничего не замалчивая, не утаивая. На собраниях разъяснялись смысл и значение многих действий или предъявляемых к родителям требований. Добрые и доверчивые отношения, возникавшие при близком общении педагогов и родителей, вели к солидарности в деле достижения поставленных целей. Кроме того, от такого сотрудничества многое получала школа, так как она могла корректировать работу, опираясь на наблюдения родителей над своими детьми.