Выдают ли инвалидам автомобили. Льготы для авто со знаком «Инвалид

Гражданам с инвалидностью государство предоставляло право получить автомобиль в соответствии с Постановлением Правительства №244 от 14.03.1995 года. Для этого необходимо было встать в очередь до 2005 года в органах социальной защиты.

Ранее машины для инвалидов марок «Ока» и «Таврия» предоставлялись на срок семь лет. При этом не было предусмотрено право проводить капитальный ремонт. После окончания данного периода автомобиль подлежал замене. Региональные власти могли предложить другие марки, в соответствии со своими финансовыми возможностями и состоянием дорожных коммуникаций.

Выдача автомобилей инвалидам производилась в 2008 и 2009 годах. При этом подразумевался переход транспортного средства в собственность. Вместо транспортного средства инвалид мог оформить денежную компенсацию. Ее размер составлял 100 тысяч рублей.

Мотоколяски и авто с ручным управлением могли получить и боевых действий, бывшие несовершеннолетние заключенные концлагерей, получившие инвалидность, реабилитированные граждане, инвалиды с детства, лица, пострадавшие в результате действия радиации. Основным условием здесь является наличие показаний и нуждаемость в машине как в средстве реабилитации.

Транспортный налог в 2019 году

Если автомобиль оснащен для нужд инвалида или был приобретен за счет средств, выданных службой соцзащиты, то данное транспортное средство освобождается от уплаты налога. Сведения о том, что автомобиль был переоборудован, заносятся в техпаспорт. Только в таком случае можно получить льготу по налогообложению.

Льготы на транспортный налог инвалидам также фиксируются на уровне. В зависимости от субъекта РФ данная категорий граждан полностью освобождается от данного налога, выплачивает только его часть или полностью производи уплату необходимых средств.

Величина льготы зависит от группы инвалидности и мощности автомобиля, который находится в собственности (чаще всего до 100-150 л.с. ).

Чтобы узнать о наличие льготы, следует обратиться к региональным законам , где указывается ее величина и правила предоставления.

Для оформления льготы инвалидам предусмотрен особый порядок . Он подразумевает подачу заявления в налоговую службу, которая произведет перерасчет. Также нужно предоставить документ, подтверждающий инвалидность и присвоенную группу.

Социальное такси для инвалидов

Социальное такси позволяет инвалиду воспользоваться услугами транспортного средства на льготной основе. Транспортировка возможна до определенных мест назначения в пределах города:

  • вокзалы, аэропорты;
  • дачи, санатории;
  • социальные, пенсионные, страховые службы, органы управления;
  • образовательные учреждения;
  • места ведения трудовой деятельности.
  • медицинские заведения, центры реабилитации.

Услуга положена как самим инвалидам, так и лицам, которые их сопровождают. Чтобы воспользоваться услугами социального такси, нужно предоставить документы в подразделение Всероссийского общества инвалидов: удостоверение личности, подтверждение инвалидности, восстановительная программа, разрабатываемая индивидуально.

Социальный транспорт содержит все необходимые приспособления, включая подъемные и крепежные устройства. Оплата производится согласно стоимости одного часа использования (в Москве, к примеру, стоимость составляет 210 рублей/час )

Услуга социального такси появилась в 2008 году в Москве с целью социальной поддержки инвалидов. Оплата такси производится специальной картой или талонами, которые приобретаются заранее. Сегодня услуга доступна во многих регионах.

Заключение

  1. Социальное такси помогает лицам с инвалидностью добраться до места назначения в пределах города.
  2. Для снижения ставки налога инвалидам следует обращаться в налоговые органы.
  3. Региональные льготы по налогу обычно распространяются на автомобили с малой мощностью.
  4. Узнать, как получить налоговую льготу инвалиду, можно в законодательных актах субъектов РФ.
  5. Льготы инвалидам на транспортный налог зависят от региональных властей.
  6. Вместо транспортного средства инвалиды могли получить определенную денежную сумму.
  7. Автомобиль предоставлялся гражданам с инвалидностью, вставшим в очередь до 2005 года.
  8. Услугами социального такси могут воспользоваться инвалиды и сопровождающие лица.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по автомобилю для инвалида

Вопрос: Я являюсь , и мне часто приходится посещать больницы, машины у меня нет. Я слышал, что планируется выдавать автомобили инвалидам 2017 году, так ли это?

Ответ: Осенью 2016 года была выдвинута данная инициатива, однако решение о введении такой меры принято не было. В Госдуму поступил законопроект, по которому инвалидам могут быть предоставлены средства передвижения за счет бюджетных средств. Помимо машины, в законопроекте предлагалось обеспечивать инвалидов техническими средствами для переоборудования машин. Но, скорее всего, в 2017 году на автомобили инвалидам рассчитывать не стоит.

Положен ли инвалиду автомобиль по льготам? И какова процедура его получения?

За последние годы законодательные меры социальной поддержки инвалидов, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, претерпели существенные изменения. В рамках обеспечения инвалидов льготными автомобилями государством было принято множество постановлений и законов, которые впоследствии нормативными актами были отменены.

КАК ЭТО БЫЛО И КОГДА ОТМЕНИЛИ:
Льготы в области транспортных средств инвалидам , имеющим соответствующие медицинские показания (заключение бюро МСЭ), предоставлялись до 2005 года в виде:

Обеспечения их специальными автомототранспортными средствами;
- возмещения расходов на капитальный ремонт специальных транспортных средств (кроме автомобилей);
- получения специальных кресел-велоколясок;
- компенсации на горючее;
- ремонт и техническое обслуживание специальных транспортных средств.

Эти гарантии были закреплены в следующих документах:
- Постановление Совета Министров СССР от 4 апреля 1983 года "Об обеспечении транспортными средствами инвалидов из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидов с детства";
- Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 февраля 1993 года № 156 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами";
- Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 года № 356 "О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах (с изменениями на 26 июня 1995 года).

Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" было принято решение о предоставлении инвалидам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на бесплатное получение автомобиля, вместо автомобиля марки "Запорожец" (в связи с прекращением его выпуска) автомобилей марки "Ока" и "Таврия", выдаваемые сроком на семь лет. Органы исполнительной власти регионов получили право осуществлять предоставление инвалидам автомобилей других марок исходя из своих финансовых возможностей, состояния дорожно-транспортных коммуникаций, наличия сети технического обслуживания автомобилей.

Автомобиль "Запорожец" или "Ока" выдавались на семь лет без права капитального ремонта. По истечении этого времени автомобиль должен был быть заменен. Капитальный ремонт мотоколяски производился один раз в пять лет по фактической стоимости, но не более 50% стоимости мотоколяски на момент ремонта инвалидам общего заболевания и других причин, а также инвалидам детства на условиях, определенных Постановлением Правительства РФ N 156 от 22.02.93 г. "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами".

Автомобили "Таврия" или "Ока" с ручным управлением и мотоколяски предоставлялись бесплатно лишь нуждающимся в них инвалидам ВОВ, инвалидам, приравненным к ним, а также другим инвалидам из числа военнослужащих при наличии медицинских показаний .

Автомобили (мотоколяски), ранее полученные инвалидами бесплатно, подлежали возврату органам социального обеспечения, а приобретенные за плату (в том числе со скидкой к их стоимости) возврату органам социальной защиты населения не подлежали. После смерти инвалида полученный им бесплатно автомобиль (мотоколяска) возвращался органам социальной защиты населения. Автомобиль (мотоколяска), приобретенная инвалидом за плату (в том числе со скидкой к ее стоимости), наследовалась в установленном законом порядке.

Инструкция о порядке выдачи, замены и продажи автомобилей с ручным управлением (утратила силу лишь в 2008 году) определяла, что инвалиду выдается автомобиль с ручным управлением.

Постановление Правительства РФ от 28.05.92 г. № 356 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах», которое гарантировало обеспечение всех инвалидов специальными транспортными средствами при условии, что у них имеются медицинские показания на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствуют противопоказания, которые могли бы препятствовать допуску к управлению ими, с 03.02.2008 г. утратило силу на основании постановления Правительства РФ от 19.01.2008 № 15 "О признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами", равно как и другие основополагающие нормативные акты по порядку обеспечения инвалидов транспортными средствами.

С 1 января 2005 года в Российской Федерации осуществлен переход к новому правовому регулированию обеспечения социальной поддержки отдельных категорий населения, в том числе и по обеспечению транспортными средствами. Федеральный Закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2005 г., отменил:
- Бесплатное получение инвалидами транспортных средств в качестве средства реабилитации;
- Выплату вместо автомобиля денежной компенсации;
- Замену автомобилей для тех, кто получил их ранее;
- Денежную компенсацию за бензин, запчасти, ремонт, техобслуживание выданных бесплатно транспортных средств.
То есть все ранее действовавшие законы, касающиеся обеспечения инвалидов транспортными средствами, утратили силу.

В целях реализации норм Федерального закона № 122-ФЗ в части обеспечения отдельных категорий граждан транспортными средствами Правительством Российской Федерации принято постановление от 6 сентября 2007 года № 561 «Об обеспечении транспортными средствами за счет федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами».

6 мая 2009 года, в преддверии празднования Дня победы, а также в целях выполнения длящихся обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации инвалидами, которые на 1 января 2005 года состояли на учете (очереди) в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, вышел Указ Президента Российской Федерации N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов". В соответствии с данным Указом Правительством РФ было принято Постановление от 12 сентября 2008 г. N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями".
По словам министра здравоохранения и социального развития РФ, коим на тот момент являлась Татьяна Голикова, на эти цели из федерального бюджета планировалось дополнительно выделить более 4 млрд. рублей.
По информации Минздравсоцразвития России, большинство инвалидов Великой Отечественной Войны, которым, к слову сказать, почти всем на тот момент уже было за 80 лет, предпочитали получить денежную компенсацию вместо машины. Данный документ предусматривал следующий порядок обеспечения легковыми автомобилями и выплаты компенсации: Легковые автомобили предоставлялись:
- в 2008 году - инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
- в 2009 году - гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидам из числа реабилитированных лиц. Компенсация выплачивалась:
- в 2008 году - инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, изъявившим желание получить компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля;
- в 2009 году - гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, и инвалидам из числа реабилитированных лиц, изъявившим желание получить компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля, а также инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам. Для получения автомобиля инвалид (лицо, представляющее его интересы) должен был подать в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации по месту своего жительства соответствующее заявление и документ, удостоверяющий личность; для получения компенсации инвалид (лицо, представляющее его интересы) должен был подать в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации по месту своего жительства соответствующее заявление (с указанием почтового адреса инвалида или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации) и документ, удостоверяющий личность. Принятие решения о предоставлении автомобиля либо о назначении данной компенсации и ее выплате инвалидам осуществлялись органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. В своей деятельности органы социальной защиты населения руководствуются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированными в установленном порядке, а также решениями судебных органов, вынесенными в их адрес. На основании Постановления Правительства РФ от 12 июля 2010 г. N 508 "О передаче инвалидам в собственность легковых автомобилей" легковые автомобили предоставляются инвалидам в собственность. Действовавший ранее закон о замене транспорта на новый после истечения 7 лет его эксплуатации отменен.
Согласно данному постановлению № 508 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации приказом от 13 декабря 2010 года №
1101н/849 утвержден порядок оформления в собственность автомобилей, ранее выданных инвалидам за счет средств федерального бюджета. Размер компенсации составил 100 тысяч рублей.
Инвалиды, получившие компенсацию, снимаются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации с учета для обеспечения транспортными средствами. Постановление Правительства № 670 от 12 сентября 2008 г. содержит положение о признании утратившим силу ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 561 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами". Нормы законов, предусматривавшие обеспечение инвалидов транспортными средствами при наличии у них соответствующих медицинских показаний, а также бесплатную замену транспортного средства также утратили силу, в
связи с чем правовые основания для бесплатной замены транспортного средства по истечении срока его эксплуатации, к сожалению, отсутствуют. Данный закон действует в отношении инвалидов всех групп и категорий. Те, кто не стоял в очереди на получение автомашины до 1 января 2005 года, получить её не смогут. Инвалидам по общему заболеванию, трудовому увечью, инвалидам с детства и детям-инвалидам положена лишь денежная компенсация - 100 тысяч рублей. На сегодняшний день считается, что существовавшая на 1 января 2005 года очередь инвалидов на получение бесплатного автотранспорта исчерпана. Из отчёта Счётной палаты Российской Федерации № 11 (155) от 2010 г. "О результатах контрольного мероприятия "Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных для предоставления инвалидам легковых автомобилей и на выплату соответствующей единовременной денежной компенсации в 2008-2009 годах":
Общая численность отдельных категорий граждан (с учетом судебных решений), которым должны были предоставить транспортные средства или выплатить единовременную денежную компенсацию, составила в проверяемом периоде 91 491 человек, из них 62 215 человек (68,0 %) - получатели единовременной денежной компенсации.
Общий объем средств, выделенных из федерального бюджета на выполнение расходных обязательств государства перед льготными категориями граждан по обеспечению их транспортными средствами и выплате единовременной денежной компенсации в 2008-2009 годах, составил 11 149 993,4 тыс. рублей:
- на приобретение транспортных средств - 4 834 326,7 тыс. рублей;
- на выплату единовременной компенсации - 6 315 666,7 тыс. рублей, в том числе:
- в 2008 году - 6 302 393,4 тыс. рублей (на приобретение транспортных средств - 4 734 850,0 тыс. рублей, на выплату единовременной компенсации - 1 567 543,4 тыс. рублей);
- в 2009 году - 4 847 600,0 тыс. рублей (на приобретение транспортных средств - 99 476,7 тыс. рублей, на выплату единовременной компенсации - 4 748 123,3 тыс. рублей). В проверяемом периоде расходы федерального бюджета на предоставление инвалидам легковых автомобилей и на выплату соответствующей единовременной денежной компенсации составили 11 046 659,2 тыс. рублей, или 99,1% от утвержденных бюджетных назначений, в том числе: на приобретение транспортных средств - 4 825 751,7 тыс. рублей, или 99,8 % от утвержденных бюджетных назначений; на выплату единовременной денежной компенсации - 6 220 907,5 тыс. рублей, или 98,5 % от утвержденных бюджетных назначений. Этот же отчёт содержит следующий вывод:
Обеспечение автомобильным транспортом инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, завершено в 2008 году. Обеспечение автотранспортом других категорий инвалидов осуществлено в 2009 году. В 2008-2009 годах Минздравсоцразвития России перечислено органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации 6 220 907,5 тыс. рублей (с учетом оплаты банковских услуг и услуг почтовой связи, а также возвратов неиспользованных остатков средств федерального бюджета субъектами Российской Федерации по 923 получателям компенсации) на выплату единовременной денежной компенсации 61 292 инвалидам, в том числе: в 2008 году - 15 443 гражданам на 1 567 464,5 тыс. рублей; в 2009 году - 45 849 гражданам на 4 653 443,0 тыс. рублей. В 2008-2009 годах инвалидам предоставлено 29 276 автомобилей на общую сумму 4 825 751,7 тыс. рублей. В 2008 году расходы федерального бюджета на предоставление инвалидам легковых автомобилей и на выплату соответствующей единовременной денежной компенсации составили 6 297 101,4 тыс. рублей, или 99,9% от утвержденных бюджетных назначений, в том числе: на приобретение транспортных средств - 4 729 636,9 тыс. рублей, или 99,9 % от утвержденных бюджетных назначений; на выплату единовременной денежной компенсации - 1 567 464,5 тыс. рублей, или 99,9 % от утвержденных бюджетных назначений.
В 2009 году указанные расходы составили 4 749 557,8 тыс. рублей, или 97,9 % от утвержденных бюджетных назначений, в том числе: на приобретение транспортных средств - 96 114,8 тыс. рублей, или 96,6% от утвержденных
бюджетных назначений; на выплату единовременной денежной компенсации - 4 653 443,0 тыс. рублей, или 98,0 % от утвержденных бюджетных назначений. Из отчёта следует, что обязательства по выдаче легкового автомобиля или единовременной денежной компенсацией в размере 100 тыс. рублей взамен автомобиля в соответствии с Указом государством в 2008-2009 годах выполнены. В настоящее время обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статья 11.1. главы 3 данного закона определяет перечень технических средств реабилитации инвалидов. Спецавтотранспорт в этот перечень не входит. Вывод: на сегодняшний день обеспечение инвалидов транспортными средствами законодательно не предусмотрено.

Более 17 лет в России в рамках реализации Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» существует программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Спонсирует данные мероприятия Фонд социального страхования.

С 2001 по 2015 гг. расходы Фонда на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших составили 65 625 млн руб. На сегодняшний день число пострадавших от производственных травм и профессиональных заболеваний, получающих страховое обеспечение, составляет 478 тыс. человек.

Программа реабилитации пострадавших на производстве граждан предусматривает ежемесячные денежные выплаты, санаторно-курортное лечение, обеспечение медикаментами и техническими средствами реабилитации (коляски, протезы, ортопедическая обувь), а также выдачу специальных транспортных средств. На обеспечениетранспортными средствами пострадавших на производстве в 2015 г. потратили около 454 млн рублей.

Для получения автомобиля необходимо написать заявление в ФСС. Обязательное условие для получателя - это наличие прав и рекомендация МСЭ (медико-социальная экспертиза). Право на вождение автомобиля должно быть зафиксировано в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) пострадавшего. На основании этого на него и заказывают автомобиль.

Перечень медицинский показаний к выдаче машина довольно обширен. В первую очередь, она выдается пострадавшим с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Автомобили предоставляется бесплатно. Они оснащены либо автоматической коробкой передач, либо ручным управлением. Кроме того, ФСС частично возмещает расходы на горюче-смазочные материалы, текущий ремонт. Капитальный ремонт оплачивают один раз в размере до 30% от стоимости машины. Каждые семь лет автомобиль меняют на новый , если его необходимость пострадавшему подтверждает МСЭ. К сожалению, при серьезном повреждении автомобиля в результате ДТП досрочной выдачи нового автотранспортного средством, либо ремонт за счет средств ФСС не происходит.

Кроме того, у заявившего не должно быть медицинских противопоказаний для управления автомобилем. Водительские права должны быть в обязательном порядке. Но что делать тем людям, которые до получения инвалидности не умели водить машину? Специализированные автошколы практически отсутствуют. Теорию еще можно выучить самому, а вот для практики нужен парк спецмашин, опытные инструкторы, лицензия на подготовку определенной категории граждан и согласование маршрутов учебной езды с ГИБДД.

Машины какой марки вручают пострадавшим? Изначально пострадавших обеспечивали автомобилями марки «Ока», потом LADA 2105 и LADA 2107. Сейчас россиянам вручают автомобили LADA GRANTA.

Стоит отметить, что также существует возможность самостоятельного приобретения автомобиля и другой марки. ФСС компенсирует часть расходов в пределах стоимости автомобиля, определенного в государственном контракте.

С какими трудностями можно столкнуться при оформлении автотранспортной льготы? В первую очередь, это незыблемая проблема российских очередей. В регионах электронная система очередей в реальности применяется еще не так активно, либо терминалы часто ломаются. Всем известно, что пребывать в очереди в поликлинике более-менее здоровым людям нелегко, что уж говорить о людях с ограниченным физическими возможностями. В некоторых городах вообще отсутствует само бюро МСЭ, с определенной периодичностью приезжают эксперты с областных отделений МСЭ для проведения экспертиз. Бывает, что эксперты не соглашаются с решениями лечащих врачей, игнорируют их рекомендации по оформлению ИПР.

В состав экспертной комиссии входит 3 эксперта. Лишь один из них специализируется по медико-социальным вопросам. К сожалению, из требований убрали уточнения о специализации врача. Ведь каким бы грамотным ни был врач по МСЭ, хорошо разбираться в разных формах диагнозов достаточно трудно.

В прошлом году в администрацию президента поступило около 130 тысяч жалоб на работу медико-социальной экспертизы: на необъективность специалистов, коррупцию и допущенные ошибки.

Отметим что, раньше в России бесплатные автомобили получали не только пострадавшие на производстве, но и все люди, получившие инвалидность. Существовала очередь на получение машины. Но январская реформа 2005 года исключила автомобиль из перечня технических средств реабилитации, а льгота монетизировалась. Вместо автомобиля инвалидам дали ежемесячную денежную прибавку к пособию. Сейчас изредка автомобиль даётся инвалидам в индивидуальном порядке при содействии органов власти, либо после прямых линий трансляции с президентом или премьер-министром РФ.

Полученные тяжелые травмы разделяют жизнь человека на «до» и «после». Поэтому автомобиль становится ощутимой поддержкой, облегчает решение бытовых вопросов и дает возможность оставаться востребованными в трудовой деятельности.

В феврале 2016 года было официально опубликовано и вступило в силу Постановление Правительства РФ № 23 от 21 января 2016 года «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации». Этот документ радикально изменил порядок парковки инвалидов и лиц, осуществляющих перевозку инвалидов. Отныне им необходимо иметь на своем транспортном средстве не только специальный знак, но и документ, подтверждающий инвалидность.

Как было раньше

До недавнего времени в нормативных документах имелись определенные упущения, позволявшие недобросовестным водителям пользоваться не предназначенными для них льготами. В ПДД, в частности, говорилось, что при наличии таблички 8.17 действие знака 6.4 «Парковка (парковочное место)» распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид». Другими словами, установив такой знак, водитель мог парковаться в местах, предназначенных для инвалидов. Независимо от того, является ли водитель инвалидом или нет!

Без знака «Инвалид» право на льготную парковку не возникало, хотя для движения такой знак не был обязательным. В «Основных положениях по допуску ТС…» было сказано, что по желанию водителя на ТС может быть установлен опознавательный знак «Инвалид» «в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета – спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов».

В этом тексте нет упоминания о том, что установка знака «Инвалид» разрешается только водителям-инвалидам. Этот знак можно было устанавливать на любой машине, в которой «перевозят инвалидов» – систематически или эпизодически. И не было ни слова о справке об инвалидности.

В то же время каждого, кто остановился на парковке, предназначенной для инвалидов, инспектор ДПС мог наказать независимо от того, есть ли у водителя справка об инвалидности или нет. Хотя вот парадокс: по закону инспектор даже не имел права требовать у водителя эту справку.

Список предъявляемых документов, которые водитель должен иметь при себе (п. 2.1.1 ПДД) не включал такую справку. А штраф за парковку на месте инвалида до 2011 года равнялся всего 200 рублям. Понятно, что такая сумма не могла остановить мошенников, поэтому список документов расширили, включив в него справку об инвалидности, а административное взыскание увеличили в разы.

Новые правила парковки для инвалидов

Итак, теперь, согласно п. 2.1 ПДД, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид».

То есть воспользоваться дополнительными «льготами» при постановке автомобиля на стоянку и проезд под знаки 3.2 «Движение запрещено» и 3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено» с февраля 2016 года можно только в том случае, если на автомобиле установлен опознавательный знак "Инвалид".

Если автомобиль используется несколькими водителями, и не все из них инвалиды, нужно приобрести быстросъемный опознавательный знак, например – на присосках. И не стоит забывать, что в соответствии с ПДД, льготы распространяются только на инвалидов I и II групп, а также для любой группы при перевозке детей-инвалидов.

Конечно, физически здоровый, но нечестный водитель и сейчас может спокойно приобрести знак «Инвалид» и установить его на своем автомобиле. Но спокойно останавливаться на инвалидных парковках он уже не сможет. Во всяком случае, в теории. Инспектор ГИБДД вправе потребовать, чтобы водитель предъявил справку об инвалидности, не обязательно свою. Если таковая имеется, то штраф водителю не выписывается.

А как на практике?

Правда, возникли вопросы, ответы на которые может дать только правоприменительная практика. Если на автомобиле действительно перевозят инвалида, то может ли водитель оставить авто на парковке, обозначенной знаком 6.4 с табличкой 8.17. Похоже, что тут возможны варианты. Ведь даже если водитель по праву занимает парковочное место для инвалидов, то ему теперь необходимо всегда иметь при себе удостоверение либо медицинскую справку, поскольку наклеенный на стекло предупреждающий знак «Инвалид» не является доказательством права на парковку.

Привезли, скажем, инвалида в поликлинику, где ему, возможно, придется предъявлять врачам свое удостоверение или справку. Если водитель остался в машине, то у него нет документа, подтверждающего право на парковку. Поэтому лучше покинуть автомобиль и вернуться за руль только вместе с инвалидом. А если инвалиду не нужна справка, например, в торговом центре? Вправе ли он передать документ водителю? И не возникнут ли у инспектора сомнения, что на машине действительно возят инвалида, а не только его бумаги?

Это, пожалуй, практически неразрешимая проблема. Водитель привез инвалида на вокзал, припарковался на стоянке для инвалидов и пошел провожать его, чтобы помочь сесть в поезд. По возвращении инспектор просит его предъявить документы, но инвалид уже уехал на поезде. Если на автомобиле установлен знак «Инвалид», то водителю грозит наказание, так как у него нет документов, подтверждающих инвалидность. А если знак снят, то автомобиль могут эвакуировать. Поэтому придется позаботиться о втором сопровождающем либо после высадки инвалида снять знак и переставить автомобиль на общую парковку.

Многие спрашивают, нельзя ли в такой ситуации иметь при себе нотариально заверенную копию документов об инвалидности. Но юристы лишь сокрушенно качают головой. Увы, согласно ПДД, сотрудникам полиции нужно передавать для проверки «документ, подтверждающий факт установления инвалидности», а не его копию. Ведь копий, даже нотариально заверенных, можно сделать много, а перевозить инвалида можно лишь на одной машине.

Таким образом, приходится констатировать:

Водитель может повесить знак «Инвалид» и пользоваться льготами только в случае, если инвалид находится рядом и согласен передать водителю документ, подтверждающий инвалидность.

Людям с ограниченными возможностями, но без явных признаков инвалидности, надо иметь в виду, что их теперь инспекторы ГИБДД будут просить подтвердить свой статус. Если при себе документов не оказалось, то после наложения административного взыскания доказывать свои специальные права в суде бессмысленно. Чтобы иметь право парковаться, справка должна быть именно при себе.

Непонятно также, почему знак 6.4 вместе с табличкой 8.17 распространяет своё действие только на мотоколяски и автомобили. Если водитель является инвалидом I и II группы или перевозит инвалидов на мотоцикле или, скажем, квадроцикле, то пользоваться привилегиями он не вправе.

Что грозит за поддельную справку?

Как быть с теми, кто приобрел поддельные справки или удостоверения об инвалидности? Такие «липовые» бумажки до сих пор можно купить в подземном переходе или у вокзала. Скорее всего, инспектор не будет «пробивать» ваши документы по базе данных. Но если у него возникнут сомнения и он захочет проверить подлинность представленных справок, то водителю грозит не только административный штраф.

Сам штраф, причем не за отсутствие документов, а за незаконную установку знака «Инвалид» и за управление транспортным средством с таким знаком, составляет для граждан 5 000 рублей. Но более серьезное наказание за использование заведомо подложных документов предусмотрено Уголовным кодексом РФ – крупный штраф или даже арест на срок до шести месяцев.

Частые случаи на частных стоянках

Увы, но возникают проблемы и у настоящих инвалидов. Так, на негосударственных парковках места для инвалидов предусмотрены законом «О социальной защите инвалидов в РФ». В столице также действует Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (с изменениями от 21 ноября 2007 г.).

В нем, в частности, сказано: «На автостоянках и в местах парковки транспортных средств, независимо от форм собственности стоянок, должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а также лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно».

Однако поступают жалобы, что при въезде в торговый центр водителю предлагают взять парковочную карту, а при выезде оказывается, что электронный автомат не умеет распознавать документы об инвалидности, а охранники вообще не знают, что у инвалидов есть право на бесплатную парковку…

Особенности столичной жизни

Есть особенности при использовании парковочных мест, предназначенных для парковки транспортных средств инвалидов, в зонах платной парковки, которые организованы в Москве и в Санкт-Петербурге. В Москве, например, дополнительно нужно получить льготное парковочное разрешение инвалида (см. Справку). Оно оформляется в МФЦ (многофункциональных центрах) или на сайте портала Государственных услуг Москвы. При этом данные автомобиля инвалида вносятся в парковочный реестр.

Контроль оплаты за парковку в Москве производится мобильными комплексами фото- и видеофиксации, которые курсируют вдоль городских парковок. Они в онлайн-режиме могут проверять, внесены ли данные об автомобиле, стоящем на месте для инвалидов, в Парковочный реестр как авто инвалида. Если нет – автоматически формируется штраф.

Парковочные разрешения инвалида дают право бесплатной круглосуточной парковки на местах, отмеченных знаком 8.17 «Инвалиды», а также разметкой 1.24.3. На всех остальных парковочных местах парковка осуществляется на общих основаниях (за плату).

Наша справка

Парковочные разрешения инвалида могут быть оформлены на автомобиль:

  • находящийся в собственности инвалида/законного представителя ребенка-инвалида;
  • выданный ранее в соответствии с медицинскими показаниями бесплатно в безвозмездное пользование органами социальной защиты;
  • принадлежащий иным лицам, перевозящим инвалидов, за исключением транспортных средств, используемых для оказания платных услуг по перевозке пассажиров, если у инвалида есть противопоказания к управлению.

Для оформления Парковочного разрешения нужно представить:

  • заявление;
  • паспорт (свидетельство о рождении для детей-инвалидов, не достигших 14 лет);
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).

В случае, если место жительства инвалида находится не на территории города Москвы и если он ранее не обращался в Департамент социальной защиты населения города Москвы, то ему необходимо предъявить документ, удостоверяющий право инвалида на льготу (справка медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности или выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом).

<a href="http://polldaddy.com/poll/9314059/">Вы когда-нибудь парковались на инвалидных местах?</a>