Возможные ошибки при наложении транспортных шин. Правила наложения шин

Декабрь, 02 2017 Комментарии к записи Некоторые ошибки при наложении шины отключены

Давайте представим, что Вы собрались в поход. Всё у Вас спланировано и хорошо, повезло с погодой, да и компания отличная.

И вдруг, случился несчастный случай. Это может быт всё, что угодно:

  1. Вы оступились.
  2. На Вас упало дерево.
  3. Случился обвал или Вы поскользнулись.
  4. Другие неприятности.

В результате несчастного случая, кто-то из Ваших коллег получил перелом руки или ноги, или Вы только подозреваете, что это произошло.

Что делать?

Конечно же, мы все читали и знаем, что нужно обеспечить покой травмированной конечности, постараться наложить шину. Может кото то и берет в поход, кроме лекарств, еще и травматологическое оборудование, например, шину Беллера или петлю Глиссона , но как правило, простые фиксаторы изготавливают из подручных материалов.

Так многие из нас и делают, но при этом допускают массу ошибок, которые только ухудшают состояние больного.

В этой статье мы попробуем рассказать о некоторых неточностей, которые возможны при наложении шины.

1. На голое тело шину не накладывают, желательно, чтобы между кожей и шиной была какая-либо мягкая прокладка: ткань, вата, обрезки рубашки и т.д.

2. Шину накладывают не только на место перелома, но и на здоровые участки, расположенные выше и ниже травмированного участка, стараются «захватить» несколько суставов.

3. Если Вы никогда этим не занимались такой доврачебной помощью, то лучше этого не делать. Нужно обязательно все понимать и знать. Незнание как приподнимать или поворачивать сломанную конечность, опускать её, может только усугубить последствия, плюс - это лишний травматизм для больного. Поэтому лучше оставить всё как есть, вызвать скорую или спасательную бригаду.

4. При травме пальцев, их фиксацию производят, предварительно вложив в ладонь какой-нибудь сверток, чтобы пальцы были в полусогнутом состоянии.

5. При переломах стопы, пальцев, предплечья – витки бинта или ткани должны начинаться с дистальных (нижних) участков.

6. Если сломана нога, а под рукой нет шины, можно одну ногу прибинтовать к другой, стараясь избегать смешений костных отломков.

7. Шину нужно прибинтовывать достаточно прочно, но не туго. После наложения не должно возникать спонтанных движений конечности.

При шинировании часто допускают следующие ошибки:

  • 1. Под шину не помещают мягкую прокладку, что приводит к давлению на костные выступы и вызывает боль; возможно образование пролежней.
  • 2. Шина коротка, и кисть или стопа свисают.
  • 3. Отсутствует ватно-марлевый валик, на котором фиксируют кисть.
  • 4. Шина фиксирована непрочно.
  • 5. Иммобилизацию руки не завершают ее подвешиванием на косынке.

Правила наложения шин

  • 1. Следует обеспечить неподвижность по крайней мере 2 суставов - одного выше, другого ниже места перелома, а при переломе крупных костей, даже 3;
  • 2. Центр шины должен находиться у места перелома;
  • 3. Шинная повязка не должна сдавливать крупные сосуды, нервы и выступы костей; на выступы костей подложить мягкую ткань;
  • 4. Шину прочно фиксируют бинтом, косынкой, поясным ремнем, лямками на всем протяжении, а не только на уровне поврежденного сегмента.
  • 5. К месту перелома необходимо прикладывать "холод" (пузырь со льдом, колодной водой, холодные примочки и т.д.) для уменьшения болей, а также дать пострадавшему обезболивающее средство.

Дальнейшее лечение

Дальнейшее лечение большинства закрытых и всех открытых переломах проводиться в больничных условиях. Здесь вправление отломков производят, при необходимости, с помощью особых приспособлений, а лечебную иммобилизацию осуществляют различными способами - гипсовой повязкой, постоянным вытяжением или с помощью особой компрессионно-дистракционной аппаратуры, которая не только удерживает отломки в правильном положении, но и прижимает их друг к другу. Иногда приходится прибегать к операции, скрепляя отломки металлическими пластинками, стержнями, шурупами и пр. При некоторых закрытых П. (напр., пальцев, отдельных костей кисти, стопы, одной из костей предплечья и др.) назначают амбулаторное лечение в поликлинике, травматологическом пункте. В этих случаях пострадавший должен знать, что правильно наложенная врачом гипсовая повязка может через несколько часов оказаться тесной, т.к. увеличится припухлость на месте переломов. При появлении признаков сдавления (болей, бледности или синюшности пальцев) нужно тотчас обратиться к врачу, не путаясь надрезать повязку. Нужно помнить также, что при лечении переломов иммобилизации полный покой конечности не только не обязательно, но вреден, т.к. ведёт к ослаблению мышц, трудоподвижности суставов, замедляет сращение. Поэтому необходимо дома заниматься лечебной гимнастикой, выполняя, по указанию врача, движения при которых не нарушается неподвижность отломков (например, движения пальцами руки при переломе плеча, предплечья, движения в локте при переломе. кисти и т.п.). Лечение в больничных условиях также включает занятия лечебной физкультурой, массаж, физиотерапевтические процедуры и т.д. Не менее важно правильно проводить лечение после сращения перелома и снятия иммобилизации. Проводиться оно должно под контролем врача. Часто в процессе лечения переломов костей нижних конечностей больные пользуются костылями. Деталь это можно только по разрешению врача. Костыли необходимо подгонять по росту больного так, чтобы при пользовании ими большая часть веса тела приходилась на руки, а не на подмышечные впадины.

При лечении переломов большое значение имеет рациональное питание. Пища должна быть лёгкоусваемой, полноценной по калорийности и составу. Особую ценность имеют насыщенные витаминами и минеральными солями свежие фрукты и овощи.

Профилактика переломов заключается в строжайшем соблюдении правил техники безопасности на производстве, в сельском хозяйстве, на транспорте, при занятиях спортом.

Первая помощь при переломах конечностей

Тема переломов актуальна для любого времени года. Но, как отмечают мои коллеги-травматологи, зимой, особенно в гололед, в травмопунктах и приемных отделениях больниц происходит настоящий «фестиваль» таких травм. И чаще всего туда обращаются с переломами конечностей. Поэтому и начнем мы именно с этого.

Переломы бывают открытые и закрытые, со смещением отломков и без смещения. Закрытые переломы потому так и называются, что происходят без нарушения кожного покрова. При открытом переломе отломки кости разрывают мягкие ткани, кровеносные сосуды, кожу и торчат наружу. Такая рана становится входными воротами для инфекции. Именно из-за этого открытый перелом опаснее закрытого.

Ну, а теперь я опять обращаюсь к вашему воображению. Представьте себе, что у вас на глазах пожилая женщина споткнулась или поскользнулась и упала. Теперь она лежит на земле и стонет от боли. Ситуация стандартная и случиться она может где угодно - в городе, в лесу, на даче. Пройти равнодушно мимо пожилого человека, оказавшегося в таком положении, невозможно, и вы тоже постараетесь ей помочь. Начнете её поднимать, чтобы поставить на ноги, а она сопротивляется и уже со слезами на глазах жалуется на боль в ноге. Попутно хочу заметить, что у пожилых людей из-за недостатка кальция очень хрупкие кости, которые легко ломаются. Если дело происходит зимой, да ещё женщина умудрилась упасть на проезжей части, то провести визуальный осмотр будет затруднительно. Но по совокупности признаков - женщина упала, жалуется на боль, в сознании - вам следует заподозрить у неё перелом. Конечно, есть истероидные особы, которые и из занозы в пальце делают трагедию, но пусть лучше вы ошибетесь, перестрахуетесь, чем оставите человека без помощи. И для начала вам надо расспросить её, где именно болит нога. Если произошел перелом голени, то женщину можно поднять и перенести в какое-нибудь ближайшее помещение или, в конце концов, на тротуар. С переломом голени человека можно даже посадить. Гораздо хуже, если это перелом бедра. Поднимать и переносить женщину без иммобилизации нельзя, так как есть риск смещения отломков и дальнейшего травмирования мягких тканей, что впоследствии грозит пострадавшей тромбоэмболией. И в то же время оставить её лежать на проезжей части тоже рискованно. Найдется какой-нибудь лихач и наедет на неё. Помощь в этом случае мне это представляется так: надо попросить кого-нибудь придерживать сломанную ногу, а самой прямо за ворот, волоком, утащить пострадавшую с проезжей части. А вот когда женщина оказалась в безопасности, можно вызвать скорую.

Теперь представьте себе другую ситуацию. Вы с друзьями поехали в лес по грибы. Ходите по лесу и вдруг слышите детский голос, который зовет на помощь. Идете на голос и обнаруживаете рыдающего мальчика. Оказывается, он с дедушкой тоже пошёл за грибами, да только с дедушкой случилось несчастье. Не заметил старик пенек подо мхом, зацепился за него и упал. Да так неудачно упал, что поранился торчащим сучком и теперь у него течет кровь и очень болит нога. На этом ваше собирание грибов закончилось. Вызвать скорую в лес нереально, надо оказывать помощь самим. Осматриваете ногу пострадавшего. Голень неестественно изогнута, отечна, в предполагаемом месте перелома образовалась гематома. Когда вы осторожно пытаетесь ощупать ногу, мужчина начинает стонать от боли. Выше предполагаемого места перелома рваная рана, из которой течет темная кровь. Темная кровь, как вы уже читали, - этовенозное кровотечение и останавливается такое кровотечение тампонадой. Бинтов, естественно, ни у кого нет. Используете для тампонады подручные средства, то есть детали одежды. Дальше пострадавшему надо провести иммобилизацию, то есть зафиксировать два сустава выше и ниже перелома, чтобы отломки не сместились. Шины, я так полагаю, не только в лес никто не носит, но даже и в обиходе их не имеет, поэтому есть две возможности. Первая - это привязать поврежденную ногу к здоровой, и вторая - это зафиксировать суставы подходящими палками. И в первом, и во втором случае такая иммобилизация будет ненадежной, хотя я более склоняюсь к первому варианту. После всего этого надо вытащить пострадавшего на дорогу и уже туда вызвать скорую или самим отвезти мужчину в ближайшую больницу.

Правила и способы наложения шин


А теперь я повторю признаки перелома. О переломе может говорить деформация конечности и ненормальная подвижность нижнего сегмента конечности (например, часть голени может "болтаться" ниже зоны перелома). В месте перелома очень быстро, прямо на глазах, образуется отек и гематома (кровоизлияние). Двигать конечностью больно. Движение конечности резко ограничено и если вы все-таки попытаетесь двигать ею, то пострадавший будет вам в этом мешать. Сильная боль при ощупывании конечности.

При открытом переломе ни в коем случае нельзя вправлять отломки. Надо прямо на месте наложить на рану стерильную давящую повязку. Эта повязка не только защитит рану от инфицирования, но и остановит кровотечение. Необходимость в наложении кровоостанавливающего жгута возникает редко.

Правило наложения шины при переломе плеча

При наличии у больного перелома надо приступить к иммобилизации, т.е. к обездвижить конечность. Ваша задача - создать покой в зоне перелома. При иммобилизации соблюдают следующие правила:

* шина должна фиксировать не менее двух суставов, а при переломе бедра - все суставы нижней конечности. Это правило часто нарушают даже практикующие врачи, но следствием подобной ошибки является обычно смещение отломков во время транспортировки пациента. Если у пострадавшего перелом голени, то шина должна фиксировать голеностопный и коленный суставы. Если сломано бедро,то фиксируется голеностопный, коленный и тазобедренный суставы. При переломах предплечья фиксируют лучезапястный и локтевой суставы, плеча - локтевой и плечевой суставы;
* перед наложением шины ее необходимо подогнать под размер поврежденной конечности. Подгонку шины проводят на себе, чтобы не нарушать положение травмированной части тела;
* шину накладывают поверх одежды и обуви, которые при необходимости разрезают;
* для предупреждения сдавливания тканей в местах костных выступов накладывают мягкий материал;
* шину нельзя накладывать с той стороны, где выступает сломанная кость.

Фиксирование руки при переломе плеча

Иммобилизацию обычно проводят вдвоем - один из оказывающих помощь осторожно приподнимает конечность, не допуская смещения отломков, а другой - плотно и равномерно прибинтовывает шину к конечности, начиная от периферии. Концы пальцев, если они не повреждены, оставляют открытыми для контроля за кровообращением. При ограниченном количестве перевязочных средств шины фиксируют кусками бинта, веревки, ремнями.

Но если под рукой нет ничего такого, из чего бы можно было сделать хоть какое-то подобие шины, а иммобилизацию сделать надо, то можно использовать такие приемы:

* При переломе лопатки подвесить руку на шарфе или платке.
* При переломе ключицы - привязать руку к туловищу.
* При переломах верхнего конца плечевой кости руку подвешивают на шарфе, а при сильной боли привязывают к туловищу.
* При переломах нижнего конца плечевой кости руку аккуратно сгибают в локте под прямым углом и накладывают шину из подручных материалов. Это могут быть любые деревяшки и даже лыжи. То же самое делают при переломах кости предплечья.

Пострадавшему надо дать обезболивающее.

И совет напоследок. Выезжая за город, не забывайте брать с собой хоть минимальную аптечку. Ведь в жизни всякое может случиться.

Шины: вакуумные, одноразовые, Крамера, Дитерихса

Правила наложения транспортных шин

1. Шину необходимо наложить так, чтобы она надежно
иммобилизировала два соседних с местом повреждения
сустава (выше и ниже повреждения), а при некоторых
повреждениях и три сустава (при переломе бедра или плеча),

2. При иммобилизации конечностей желательно придать
физиологически правильное положение.

3. При закрытых переломах (особенно нижних конечностей)
необходимо произвести легкое и осторожное вытяжение
поврежденной конечности по оси, которое следует
продолжать до окончания наложения иммобилизирующей
повязки.

4. При открытых переломах, когда из раны выступают наружу
отломки кости, при оказании первой помощи вправлять их
не следует. Наложив стерильную повязку, конечность без
предварительного подтягивания и вправления отломков
фиксируют в том положении, в каком она находится.

1. С пострадавшего не следует снимать одежду и обувь, так как
это может причинить ему лишнюю боль. Кроме того, одежда,
оставленная на пострадавшем, обычно служит в области
повреждения дополнительной прокладкой для шин.

6. Нельзя накладывать жесткую шину непосредственно на
голое тело. Предварительно ее необходимо выстлать мягкой
подкладкой (ватой, полотенцем, сеном и т.д.). Нужно
следить за тем, чтобы концы шин не врезались в кожу и не
сдавливали кровеносные сосуды или нервы, проходящие
вблизи костей, а также за тем, чтобы кожа не была сдавлена
в тех местах, где имеются костные выступы.

7. При всех открытых повреждениях, прежде чем приступить к
иммобилизации, нужно наложить на рану асептическую
повязку.

При повреждениях суставов для транспортной
иммобилизации применяют те же средства и способы, что
и при повреждении костей.

8. Во время наложения иммобилизирующих повязок и
перекладывания пострадавшего на носилки необходимо
чрезвычайно бережно обращаться с частью тела, которую
должен поддерживать специальный помощник.

9. Шина должна быть тщательно прикреплена к поврежденной
конечности, составляя с ней единое целое.

Неправильная иммобилизация может оказаться не только
бесполезной, но и вредной.

Возможные ошибки при наложении транспортных шин

1. Применение необоснованно коротких шин нарушает правило
иммобилизации.

2. Наложение жестких стандартных шин без предварительного
обертывания их ватой и марлей.

3. Неправильное моделирование шины в соответствии с
анатомической локализацией области повреждения.

4. Недостаточная фиксация шины к поврежденной конечности
бинтом.

5. Недостаточное утепление иммобилизированной конечности в зимнее время ведет к отморожению, особенно при кровотечении.

Подготовительный этап ремонта является крайне ответственным, но часто выпадает из зоны внимания мастеров. От того, как будет подготовлена ремонтная поверхность, зависит успех всего ремонта.

  • При зачистке резины абразивным камнем обороты пневмодрели не должны превышать 2500–5000 в минуту. Инструмент с большим количеством оборотов можно применять только для обработки металлокорда специальными твердосплавными бурами. Использование высокооборотистой пневмодрели с абразивным камнем может вызвать расплавление верхнего слоя резины, и при дальнейшей эксплуатации шины подгоревшая резина начнет вести себя как пластилин: чем сильнее нагревается шина, тем мягче и слабее становится поврежденный участок. Признаком необратимых изменений в резине является появление дыма при зачистке.
  • Не допускайте попадание конденсата и масла на зачищенную поверхность. При работе пневмоинструментом, особенно в холодное время года и в условиях повышенной влажности, происходит образование большого количества конденсата, смешанного с маслом. Чтобы обезопасить зачищенную поверхность, необходимо надевать на шлифмашинку отрезок велосипедной камеры для отвода отработанного воздуха за пределы рабочей зоны.
  • Используйте для финишной зачистки под пластырь карбидные фрезы в форме полусферы. Они позволяют обработать резину быстрее и значительно равномернее, чем дисковые фрезы. Используя дисковые фрезы, вы постоянно рискуете оставить неровности, в которых под пластырем будет оставаться воздух.
  • Зачищать место ремонта необходимо под углом не менее 120° в боковой зоне шины и 90° на беговой дорожке. Края пореза следует обрабатывать как можно тщательнее, не оставляя изломов и мест концентрации напряжения. Никогда не оставляйте под пластырем разрывов с необработанными краями. В таких местах проблемы возникают в первую очередь. Сперва лопнет декоративная резина, а затем протрется и пластырь.
  • Всегда обеспечивайте сырой резине, используемой для косметического ремонта внешней стороны шины, возможность попасть внутрь пореза и соединиться с химическим слоем пластыря.
  • При ремонте шин, в которые раньше был залит герметик проколов, или шин, которые накачивались путем воспламенения бензина, требуется полное удаление гермослоя в зоне ремонта.

2. Ошибки при обезжиривании



Всегда предварительно обезжиривайте ремонтную поверхность перед началом зачистки.

Не используйте в качестве обезжиривателя составы, которые потенциально могут ухудшить свойства клея (например, автомобильный бензин).

Обезжиривать место ремонта следует только специальным буферным очистителем, совместимым с клеем. Кроме своей непосредственной функции, буферный очиститель выполняет еще одну, вспомогательную: он размягчает верхний, грязный слой резины и облегчает работу скребком.

3. Неправильное использование клея

Отслоение пластыря по клеевому слою – это самая распространенная причина брака. Этот дефект чаще всего проявляется из-за нарушения правил работы с клеем:

Не используйте загустевший клей.

Загустение клея происходит при испарении растворителя, который разрыхляет верхний слой резины и облегчает проникновение клея внутрь. Таким образом, когда вы используете загустевший клей, следует понимать, что в нем уже недостаточно активных компонентов для эффективного сшивания пластыря с поверхностью шины. Поэтому хранить быстросохнущий клей лучше в холодильнике и доливать в расходную банку по мере необходимости. Расходная банка должна быть широкой и низкой, с узким горлышком.

Будьте осторожны со «старым» клеем.

При несоблюдении условий хранения клея (температура не выше +23°С, темное помещение) и в случае попадания в банку посторонних веществ происходит его сворачивание. Такой клей нельзя использовать для «холодной» вулканизации, однако он пригоден при "горячем" одноэтапном ремонте, когда под действием температуры и давления остаточная химическая активность клея резко возрастает.

Избежать старения и сворачивания клея можно, если кисточку из банки не использовать для промазывания пластырей перед установкой, так как их химический слой содержит вещества, вызывающие загустение клея.

Клей пересушен.

Часто случается так, что мастер откладывает промазанную клеем шину на просушку и забывает о ней, а в это время клей успевает пересохнуть.

В этом случае при установке не произойдет плотного прилегания пластыря к клею и химическая вулканизация будет протекать медленно и не по всей площади. Если ремонт выполняется двухэтапным «холодным» методом, то пересушенную ремонтную поверхность необходимо повторно промазать клеем. При одноэтапном методе эта мера не требуется, так как при нагревании пластыря под давлением пересохший клей активизируется и качество ремонта не снижается.

Клей недосушен.

В случае установки пластыря на непросохший клей, возможно его сползание от центра повреждения и, как следствие, появление вздутия на шине после ремонта.

Причин неравномерного высыхания клея может быть несколько:

  1. густой клей
  2. низкая температура воздуха
  3. холодная шина
  4. слишком толстый слой клея
  5. грубая зачистка ремонтной поверхности
  6. неравномерное нанесение клея из-за жесткой/изношенной кисти.*
* Наша компания проводит испытания материалов РОССВИК на совместимость с клеями ведущих производителей, представленных в России. По результатам многолетних наблюдений, с ремонтными материалами РОССВИК мы рекомендуем использовать клеи Maruni и Tip-top.

Для ремонта всех видов шин ведущие производители расходных материалов рекомендуют использовать тяжелые клеи, изготовленные на основе более активных растворителей. Клеи ROSSVIK, Maruni, Tip-Тop относятся к тяжелым негорючим клеям. Тяжелые клеи не боятся перегрева во время эксплуатации шины, они более густые и прочные.

Отличить легкий и горючий клей от тяжелого и теплостойкого можно по весу, материалу упаковки (тяжелый клей разливается только в металлические банки) и значку «огнеопасно» на этикетке.

Следует помнить, что при переходе на клей другого производителя необходимо найти правильный режим сушки.

4. Использование старых пластырей

Будьте внимательны при установке пластырей со следами старения и прикосновений. В местах касания химического слоя пластыря руками образуется потожировая пленка, которая снижает клейкость адгезива. Чтобы удалить эту пленку и «освежить» химический слой, достаточно пластырь перед установкой промазать клеем и просушить.

5. Использование пластырей с подвулканизированным химическим слоем.

Все расходные материалы для "холодной" вулканизации должны храниться в темном месте при температуре не выше 23°С.

Если не соблюдать рекомендованные условия хранения, химический слой будет быстро стареть и самовулканизироваться. Для проверки состояния химического слоя расходник нужно согнуть пополам. Химический слой должен слегка слипаться, а после разгибания чуть «волниться» на месте сгиба. Если есть сомнения в годности химического слоя, то такие пластыри следует устанавливать только одноэтапным методом на прослоечную резину, предварительно зачистив подвулканизированный химический слой текстурной щеткой.

6. Зашивание пореза нитками

Часто приходится выслушивать доводы шиноремонтников в пользу прошивания пореза нитками. Некоторые из них уверены в пользе шитья, так как при этом не возникает вздутий на шине после ремонта. Им мы предлагаем найти первопричину появления грыжи после установки пластыря.

В 90% случаев вздутия появляются при выполнении ремонта на С-образном вулканизаторе. Нагревательные элементы С-образного вулканизатора имеют плоскую и жесткую поверхность и слабо прижимают покрышку в зоне ремонта, поэтому сырая резина при зажимании вулканизатора проникает в порез и раздвигает его слабосжатые края. В итоге порез вулканизируется в раздвинутом состоянии и после ремонта на этом месте образуется вздутие грыжа.

В стремлении избежать вздутия ремонтники накладывают меньше сырой резины или уменьшают давление вулканизатора. В результате вулканизации при недостаточном давлении резина получается пористой и непрочной, а работу приходится переделывать.

Мы рекомендуем проводить ремонт на двухстоечном вулканизаторе «Термопресс», у которого такой проблемы не существует, так как порез перед вулканизацией уже зафиксирован пластырем, и обжим места ремонта происходит равномерно по всей площади профильного лекала без деформации каркаса шины.

Вывод

Перечисленные ошибки могут быть допущены любым шиноремонтником, но возможность нейтрализовать их последствия будет только у того, кто на последней стадии ремонта завулканизирует повреждение одновременно с пластырем, то есть применит одноэтапную технологию ремонта. И наоборот, при «холодной» двухэтапной вулканизации все перечисленные ошибки будут напрямую снижать качество ремонта и приведут к браку.