Неудобная история бернадетты субиру. Бернадетта Субиру: биография, история чуда, местонахождение мощей Изменение позиции церкви

Бернадетта - ее ласковое, уменьшительное прозвище. С 11 февраля по 16 июля 1858 года в пещере под Лурдом она восемнадцать раз видела юную и красивую женщину (Бернадетта говорила “с меня ростом”), которая о себе сказала одно: “Я - Непорочное Зачатие”, причем сказала на местном диалекте - "патуа" (“Qey soy era Immaculado Conceptiou”). Во Франции тогда господствовало враждебное отношение к Церкви - во всяком случае, среди властей - и Бернадетту неоднократно допрашивали, пытаясь разоблачить как обманщицу и истеричку. Ей даже сообщили, что Бог и Матерь Божия не могут говорить на патуа, на что она ответила: "Если бы они не знали его, как бы мы его знали? И если бы они не понимали его, как бы понимали его мы?" Отдельные моменты видений так и остались загадочными - например, Дева велела Бернадетта поесть траву, которая росла на месте видения, и та поела. Над ней издевались, а она отвечала, что траву едят не только животные, но и люди - салат!

Некоторые из видений происходили уже при большом стечении народа, но никто, кроме Бернадетты, не заявлял, что видит или слышит нечто. Матерь Божия говорила о простых вещах: о покаянии, о молитве Своему Сыну. На месте видений забил источник. Потом видения оборвались, и больше во всю свою жизнь Бернадетта ничего подобного не испытывала. В 1866 г. её приняли в монастырь в Невере, где она, по ее собственному выражению, "работала". Когда её спрашивали, в чем эта работа заключается, она отвечала: "Я болею". У неё была астма, от которой она вскоре и умерла. Тогдашние врачи считали, от нюханье табака помогает при этой болезни , поэтому одна из реликвий, сохраняющихся в Лурде, - табакерка Бернадетты, пускай даже это несколько снижает образ нежной девочки.

Когда в 1870 году прусская армия вошла во Францию, она писала отцу:

"Говорят, враг подходит к Неверу. Я бы охотно обошлась без того, чтобы увидеть пруссаков, но Бог повсюду, даже посреди пруссаков. Я вспоминаю, как, будучи ещё совсем маленькой, после проповеди господина кюре я услышала, как люди говорили: "А, он выполняет своё ремесло". Я думаю, что пруссаки тоже выполняют своё ремесло".

Это редкий образец очень сложно скомпованной шутки: Бернадетта смеётся над теми, кто не верил в искренность кюре, показывая вздорность их насмешки через перенося её на тех, кто эти насмешники считали искреннейшими злодеями, и даёт понять, что считает пруссаков обычными людьми, которых к тому же Бог избрал, чтобы призвать к покаянию именно тех, кто насмешничает над Богом и Его служителями.

Лурд стал величайшим из центров паломничества, разразилась эпидемия лжевидений (куда более величественных, чем у Бернадетты, и переживавшие их отнюдь не собирались уходить в тень). Но все это происходило без какого-либо её участия. Скептики считали, что духовенство “упрятало” ее, чтобы она не мешала врать о видении и “делать бизнес” на чудесах. Однако, самые злобные скептики не в силах указать на какие-либо искажения в том, что говорила в 1858 г. сама Бернадетта и что было зафиксировано как верующими, так и неверующими наблюдателями. Разговоры о “торговле чудесами” были лишь частным проявлением неприятия Церкви как организации. Просто Бернадетта старалась избегать любопытных, и на примере космонавтов ХХ века хорошо известно, как без такой предосторожности человек, чем-то прославившийся, может погубить свою душу. Другое дело, что “подвиг космонавтов” волновал людей лишь несколько лет, и теперь Лурд вновь много интереснее Луны. А побывать в Лурде, конечно, Бернадетта хотела, она же была живая душа, и говорила: “Если бы только я могла увидеть, как там, только чтобы меня не видели”. Ее канонизировали в 1933 г. не за видения, а за смиренную простоту и глубокую веру, явленные всей ее жизнью.

Есть на земле места, посетив которые, путешественник испытывает особые чувства. Их трудно описать: просветление, очищение , переоценка ценностей – любое определение может оказаться подходящим. И старинный французский город Лурд – одно из таких мест. Сюда съезжаются паломники со всего мира, разных национальностей, цвета кожи и конфессий. Сюда в качестве паломника приходил даже Далай-лама 14:

"Я твердо убежден, что мы сможем предпринять необходимые шаги, чтобы прийти к взаимопониманию и гармонии в отношениях между религиями, тем самым, способствуя миру и безопасности на земле. Один из важных способов достижения этой цели -расширение взаимодействия между религиями, чему может способствовать, в том числе, и посещение святых мест других вероисповеданий. Если возможно, представители разных религий могут вознести там совместную молитву. Если нет, просто предаться безмолвному созерцанию. Подобные паломничества – чрезвычайно ценное и глубокое переживание. Однажды мне довелось посетить Лурд на юге Франции не в качестве туриста, но в качестве паломника. Я пил святую воду, стоял у изваяния Девы Марии и думал о том, что здесь, этом месте, миллионы людей обретают благословение и покой. Когда я созерцал изваяние Девы Марии, во мне родилось восхищение и благодарность христианской вере просто за то, что она помогает миллионам людей. Пусть у христианства и иная философия , но ценность той помощи и того блага, которое эта религия приносит другим, очевидна".

С 1864 года город обретает официальный статус у Рима как место, в котором произошло 18 явлений Девы Марии.

1873 – год начала массового паломничества в Лурд. Медицинская комиссия постоянно регистрирует происходящие здесь случаи исцеления - сотни тысяч больных находят здесь избавление от различных болезней. Что касается ЧУДЕСНОГО исцеления от НЕИЗЛЕЧИМЫХ недугов, то на сегодняшний момент Католической церковью официально признано 66 случаев - т.е. невероятных, не поддающихся никакой логике и здравому смыслу. На признание каждого такого случая требуется не менее 15 лет – в течение этого времени состояние излечившегося постоянно контролируется, и только отсутствие рецидивов позволяет признать это ЧУДОМ. Один такой случай произошел с больной (в течение 3-х лет) рассеянным склерозом 34-летней Алис Куто из французского города Буй-Лоретц. Во время процессии Святого причастия 15 мая 1952 года она внезапно почувствовала, что должна подняться с постели. На следующий день ее обследовали врачи Лурда, которые констатировали полное выздоровление. Годы спустя церковь объявила излечение Алис чудесным.

Ежегодно одних только больных, надеющихся на исцеление, в Лурде бывает не менее 100 тысяч. А вообще город посещает более 6 миллионов посетителей каждый год. Все рассчитано на прием такого количества людей - огромный вокзал, 2 госпиталя на 1500 мест каждый, подземная базилика The Basilica of St-Pius X на 25 тысяч посадочных и 30 тысяч стоячих мест и т.п. Лурд занимает второе место во Франции после Парижа по количеству отелей.

PS от Марты: от себя лично могу добавить, что с моей точки зрения вода в источнике действительно обладает чудесными свойствами. В Лурде я со своим сыном была, когда у него поднялась высокая температура на фоне острой ангины, его лихорадило и трясло. Мы уже хотели ехать обратно, но решили всё таки хоть воды набрать и умыться, то есть обойтись без посещения церкви и грота. Но там у него всё как рукой сняло, моя мама тому была свидетелем. Ну и ещё вода там обладает удивительной прозрачностью при замораживании и кипячении. Вы скажете, что это не показатель. А я отвечу вам – ещё какой показатель! Дело в том, что практически вся горная пиренейская вода содержит большое количество минералов и каждый раз, заваривая воду для чая, вы наблюдаете глубокий снежный покров минерального осадка, а чай пьёте с теми же минеральными хлопьями. А если вскипятить воду из источника – нет даже намёка на осадок. Вам может быть смешно, а для меня это – ещё одно доказательство необычных свойств воды из грота Св. Бернадетты в Лурде.

Удивительно! Даже её ногти в чудесном состоянии! Она похожа на просто спящую девушку!

Случается множество необъяснимых явлений, которые наука не может объяснить, в том числе и нетленность святых.

Эта девушка умерла 135 лет назад. Сейчас она лежит в стеклянном гробу. Тень смерти не коснулась ее лица. Кажется, она спит крепким, спокойным сном и, как спящая царевна, ожидает своего принца, чтобы он разбудил ее нежным поцелуем.

Мария Бернарда (или Бернадетта) Субиру родилась 7 января 1844 года в деревушке под французским городом Лурдом в бедной семье. Ее отец был мельником, а мать — прачкой. Бернадетта была старшей из пятерых детей, выживших в детстве. Они жили в такой нужде, что девочка не сумела получить никакого образования, а в 12 лет была вынуждена наняться служанкой.

11 февраля 1858 года Бернадетта пошла с сестрой и подругой за хворостом. Вдруг она услышала легкий шум и увидела, что находящийся рядом грот озарен нежным, живым светом, а куст шиповника у входа колышется, как будто от ветра. В освещенном гроте девушке явилось «что-то белое, похожее на барышню» (спутницы ее ничего не заметили).

За последующие полгода «белая барышня» показывалась Бернадетте еще 17 раз. Во время 11 явлений она не говорила ничего, потом призвала к покаянию и молитве за грешников и велела построить на этом месте часовню.

После нескольких настойчивых просьб Бернадетты назвать свое имя «барышня», наконец, ответила: «Я — Непорочное Зачатие». Этот ответ привел в замешательство местного священника: неграмотная девочка, которой не давался даже катехизис, не могла знать о провозглашенном за четыре года до этого папой Пием IX догмате о Непорочном зачатии Девы Марии, и, стало быть, она ничего не выдумала.

«Барышня» велела Бернадетте выкопать в углу грота ямку, из которой потом пробился родник с целебной водой. В Лурд повалили толпы паломников, жаждущих исцеления.

В 1868 году Бернадетта поступила в монастырь в Невере, где ухаживала за больными и занималась рукоделием. Она считала, что нет никаких ее собственных заслуг в том, что к ней являлась Богородица: «Я не имела никакого права на эту милость. Пресвятая Дева взяла меня, как поднимают камушек с дороги… Если Пресвятая Дева избрала меня, то это потому, что я была самой невежественной. Если бы она нашла какую-нибудь еще более невежественную, чем я, она избрала бы ее».

Чудо святой Бернадетты

16 апреля 1879 года Мария Бернарда умерла от туберкулеза, прожив всего 35 лет. 19 апреля ее погребли в дубовом оцинкованном гробу.

А между тем молва о бедной девочке, к которой явилась Богоматерь, и о чудодейственной силе Лурдского источника распространилась по всей Франции, и встал вопрос о канонизации Марии Бернарды. Для этого было необходимо осуществить каноническое обследование тела усопшей.

22 сентября 1909 года была произведена эксгумация. Подробный официальный отчет об этом находится в архиве монастыря Сен-Жильдар. В нем говорится, что в 8:30 утра гроб был открыт в присутствии монсеньора Готье, епископа Не-верского, а также членов епархиального трибунала.

По снятии крышки гроба было найдено идеально сохранившееся тело Бернадетты. Ее лицо лучилось девичьей красой, очи были сомкнуты, словно она была погружена в спокойный сон, а уста приоткрыты. Голова слегка клонилась влево, руки были сложены на груди и обвиты сильно заржавевшими четками; ее кожа, из-под которой просвечивали прожилки, в идеальном состоянии прилегала к тканям; равно и ногти на руках и ногах находились в превосходном состоянии.

Подробный осмотр тела производили двое врачей. По снятии облачений все тело Бернадетты выглядело как живое, было эластичным и неповрежденным в каждой своей части. После исследования был составлен протокол с подписями врачей и свидетелей. Сестры-монахини обмыли и одели тело в новые облачения, а затем положили его в новый, двойной гроб, который был закрыт, запечатан и вновь помещен в прежнюю гробницу.

Люди, живущие рядом со святыми, не только не замечают их святости пока не случится явного чуда, но и нередко не хотят видеть ничего святого в тех, чья святость будет очевидна для потомков и тогда, когда чудо происходит. Когда 11 февраля 1858 года «нежный, живой свет» озарил грот возле горы Масабель и Святая Дева, «прекрасная барышня», явилась бедной девочке из Лурда, в подлинность этого события не поверил никто.

Святая Мария Бернарда Субиру, или как её называли дома, Бернадетта, родилась 7 января 1844 года во французских Пиренеях в бедной семье, где была старшей из тех пяти детей, которые выжили. Она была слабой и болезненной, была неграмотна и в 14 лет ещё не была у Первого Причастия, хотя и очень этого желала. Семья Субиру очень бедствовала, и в 12 лет Бернадетте пришлось, несмотря на слабое здоровье наняться в служанки, где она работала за еду и за то, что хозяйка обещала учить её Катехизису, но вскоре взяла это обещание назад, утверждая, что девочка слишком глупа. Бернадетта продолжала мечтать о Первом Причастии, и с ней стал заниматься приходской священник, но и он считал её недостаточно умной. Эти обвинения в тупости и негодности, в отсутствии всяких способностей Бернадетта будет ещё много раз слышать в течение своей короткой жизни.

11 февраля 1858 года Бернадетта с сестрой и её подругой отправились к горе Масабель собирать хворост. Они дошли до места, где надо было перейти вброд через канал, и Бернадетта остановилась, чтобы снять чулки, прежде чем входить в воду, а девочки ушли немного вперёд. Услышав шум, какой возникает от порыва ветра, она оглянулась и увидела, как грот неподалёку осветился светом, который, рассказывая впоследствии о происшествии, она назвала «нежным и живым» и она увидела девушку в белом. Наверное, Бернадетта испугалась, потому что попыталась читать розарий, но пока не перекрестилась прекрасная девушка, не могла начать молитву. Наконец, она начала молиться, и «девушка» молилась вместе с ней, перебирая свои чётки. Затем, видение позвало Бернадетту подойти ближе, но девочка испугалась. «Барышня», как потом назвала её Бернадетта, исчезла. Когда Бернадетта заговорила о «барышне в белом» с сестрой и её подружкой, те не поняли о чём речь – они никого не видели. Вернувшись, девочки рассказали, что Бернадетта видела возле грота призрак.

Начались разговоры и догадки. Кто-то предположил, что это могла быть Пресвятая Дева, девочку расспрашивали, но Бернадетта говорила только: «Это было что-то в белом, похожее на барышню».Никто из так называемых «просвещённых людей» не поверил Бернадетте, не поверили ей и близкие. Её рассказ приписывали болезненному состоянию, чрезмерно развитому воображению, желанию привлечь к себе внимание, чему угодно, только не сверхъестественным причинам. Её ругали, даже наказывали, запретили ходить к гроту, но обычно очень послушная, здесь Бернадетта проявила удивительную настойчивость.С 11 февраля, до 16 июля 1858 года Пресвятая Дева являлась Бернадетте 18 раз. Сопровождавшие её к гроту не видели и не слышали того, что видела и слышала Бернадетта, но видели, что она охвачена экстазом, что она видит и слышит что-то удивительное. Её заставляли «проверять» видение: кропить грот святой водой, произносить заклинания и даже просить «барышню» написать своё имя на листке бумаги. В ответ на эту просьбу, выраженную очень вежливо, «барышня» попросила Бернадетту приходить к гроту в течение ближайших 15 дней. Во время этих встреч Святая Дева говорила о необходимости покаяния, а также сказала, что хочет, чтобы к гроту пришла процессия и чтобы возле него построили церковь. Тогда же, наблюдавшие за этими событиями очевидцы, видели, как Бернадетта, повинуясь тому, что она слышала, в знак покаяния ползёт к гроту на коленях и ест горькие травы. Тогда же, по приказу Святой Девы, она стала раскапывать руками лужу в глубине грота, и вскоре оттуда забил мощный источник чистой воды. Быстро распространились слухи о том, что этот источник чудесным образом исцеляет тех, кто пьёт из него или умывается его водой. Немедленно нашлись желающие объяснить исцеления естественными причинами, и в их числе мэр Лурда, возмечтавший превратить Лурд в модный курорт. Был сделан химический анализ воды, который показал, что она не имеет никаких целебных свойств и не отличается по химическому составу от воды любого родника в горах. Исцеления продолжались, а вскоре начались и обращения – те, кто уже давно перестал ходить в церковь, вновь приступали к исповеди.

Между тем, на Бернадетту оказывалось чудовищное давление, целью которого было заставить её признаться в том, что она ничего на самом деле не видела и придумала и «барышню», и её поручения. Её пытались запутать, заставить подписать лживые показания, записанные якобы с её слов, угрожали ей и даже собирались поместить в сумасшедший дом, но эта девочка, не умевшая читать и писать, с удивительной твёрдостью, силой духа и простотой настаивала на том, что видела и слышала, не позволяя никому из этих взрослых, образованных и очень житейски опытных людей сбить себя с толку.

25 марта, в Торжество Благовещения Бернадетта вновь просила «госпожу» открыть ей своё имя, и Дева Мария сказала ей: «Я – Непорочное Зачатие». Бернадетта не поняла значения этих слов, но, повторяя их беспрестанно, чтобы не забыть, побежала к дому священника, где повторила услышанное. Священник, который хорошо знал Бернадетту, не мог не понимать, что неграмотная девочка, не знавшая не только латыни, но и французского, всю жизнь говорившая только на диалекте, выдумать этого не могла. Догмат о Непорочном Зачатии был провозглашён Папой Пием IX всего за четыре года до событий в Лурде.

Спустя четыре года, в 1862 году явления в Лурде были официально признаны Церковью, и Лурд стал местом массового паломничества верующих. Многие искали встречи с Бернадеттой. Одних вела вера, других – любопытство, можно сказать, что бедная девочка стала знаменитостью, но ей было очень тягостно внимание к своей персоне, и она старалась всячески его избежать. Она выполнила то, что ей поручила Богородица – передала её весть о необходимости покаяния, у грота была построена церковь, и процессии, о которых говорила Святая Дева, теперь шли к гроту одна за другой. Теперь, считала Бернадетта, она больше не нужна, как метла, которую после уборки дома ставят за дверь. Она искренне повторяла, что в том, что с нею случилось, нет никакой её заслуги. Её простое и чистое сердце подсказывало ей, что Дева Мария выбрала её за её слабость, как мать выбирает самого слабого из своих детей, в то время, как большинство окружающих смотрели на неё как на особенное существо, одни с почтением, другие с завистью. Она говорила: «Я не имела никакого права на эту милость. Пресвятая Дева взяла меня, как поднимают камушек с дороги...".

Чтобы избежать назойливого внимания к себе, в 22 года она вступила в монастырь милосердных и школьных сестёр в Невере, но и здесь ей было нелегко. Даже в монастыре её преследовали любопытные. Невольно, сёстры искали в ней каких-то особых способностей, которых она не имела. Сама о себе она говорила, что «умеет только хворать». Её определили в лазарет, где она ухаживала, пока была в силах, за другими больными. Здоровье её становилось всё хуже и хуже, туберкулёз, которым она заболела в 14 лет, разрушал её тело, в последние годы опухоль на ноге почти не давала ей ходить. 16 апреля 1879 года, в среду на Пасхальной неделе она умерла со словами: «Боже мой, я люблю Тебя…Святая Мария, Матерь Божия, молись за меня, бедную грешницу!». Тело её, оставшееся нетленным, покоится в Неверском монастыре, где она провела последние 13 лет.

В 1933 году Мария Бернарда Субиру причислена к лику святых. В статье, посвящённой ей в одной из католических энциклопедий, говорится, что она святая не потому, что видела Пречистую Деву, а потому, что вся её жизнь была примером глубокой веры, молитвы и необычайного смирения.

Для католиков святая Бернадетта живее всех живых. Фото с сайта www.wikipedia.org

В детстве Бернадетте являлась Дева Мария, после смерти останки женщины, ставшей монахиней, трижды эксгумировали, и каждый раз фиксировалось, что тело абсолютно не подвержено тлению. Сейчас она почитается Католической церковью как святая, ее можно увидеть в прозрачном реликварии в капелле святой Бернадетты в городе Невере на востоке Франции. В отличие от нетленных мощей других христианских подвижников, тело Сибиру сохранилось лучше всего. Кажется, что она просто спит, как сказочная принцесса. В чем секрет неразрушающегося тела и какие есть объяснения этому явлению?

Мария Бернарда Сибиру, или Бернадетта, родилась в 1844 году в бедной семье во французском городе Лурд. Отец был мельником, мать - прачкой. Детство будущей святой было крайне тяжелым. Финансовые дела родителей с каждым годом ухудшались. Со временем отец из владельца мельницы превратился в обычного подмастерья. Семья вынуждена была поселиться на первом этаже бывшей тюрьмы. У главы семейства начались сложности с поиском работы. В такой ситуации девочка не имела возможности получить образование. Стоит отметить, что у девочки были проблемы с прохождением катехизации. Хозяйка и местный священник считали ее слишком невежественной и неспособной понять основы христианской веры. «Она даже не знает, что существует тайна Троицы!» – восклицал священник.

11 февраля 1858 года Бернадетта пошла вместе с сестрой и подругой собирать дрова и кости, которые потом нужно было отнести к старьевщику. Неожиданно она заметила в расположенном рядом гроте свет. Находящийся у входа в пещеру куст шиповника закачался, словно от ветра. В гроте девочка увидела даму в белом. Бернадетта рассказала об этом сестре и подруге, когда те подошли к ней, но оказалось, что те не видели таинственную незнакомку.

Вскоре о видении дочери узнали родители, усмотревшие в этом плод разыгравшегося воображения. Более того, новость была воспринята враждебно. У отца и матери было и без того множество проблем и хлопот, они не желали наблюдать чудачества ребенка. Согласно некоторым источникам, родители побили Бернадетту, когда впервые узнали о ее видении. Несмотря на это, девочка продолжила ходить к гроту и наблюдать женщину в белом.

Вскоре весть о ее видениях начала распространяться сначала по городу, затем по всей Франции. Жители высказывали самые разные мнения об этом. Одни считали видения проявлением «нечистой силы», другие – призраком недавно умершей девушки, третьи – явлением Девы Марии. Многие, конечно, были уверены, что Сибиру все придумывает, чтобы привлечь к себе внимание, либо страдает расстройством рассудка.

Однако мнение, что загадочная леди может быть Богородицей, стало набирать популярность, и у Бернадетты появились сторонники, число которых постепенно увеличивалось. Даже родители в итоге поменяли свою позицию и поверили в видения дочери. При этом народ, приходивший вместе с Сибиру к пещере, никого ни разу там не наблюдал, тем не менее сторонники доверяли словам и утверждениям ребенка. Согласно заявлениям девочки, дама в белом улыбалась ей, давала указания. Однажды «по повелению» таинственной леди Бернадетта вырыла канаву в одном из углов грота и пила оттуда грязную воду. Затем в этом месте якобы забил родник с чистой водой, считавшийся с тех пор целебным. В другой раз Сибиру по поручению загадочной леди ела траву ради покаяния грешников.

В начале марта дама сказала девочке: «Иди к священникам и скажи им, чтобы они пришли сюда с процессией и построили здесь часовню». Задание оказалось трудноисполнимым, представители городского духовенства отрицательно относились к свидетельствам Бернадетты. К тому же против Сибиру активно выступали комиссар полиции Жакоме, королевский прокурор Виталь Дутюр. Они пытались сделать все возможное, чтобы девочка перестала ходить с группой последователей к гроту и утверждать, что видит там некую женщину. Юной духовидице устраивали допросы, пугали тюрьмой, пытались объявить сумасшедшей. Но ничто не заставило ее отказаться от визитов к пещере.

16 июня незнакомка в белом являлась Бернадетте 18 раз. Но девочка, рассказывая о видениях, не утверждала, что лицезрела Деву Марию. Когда у нее спрашивали, кого она наблюдает, ребенок говорил: «Что-то похожее на даму». Одежду созерцаемой женщины Сибиру описывала следующим образом: «У нее белое платье, с голубым поясом, белое покрывало на голове, и на каждой ступне – желтая роза…» Убеждение в том, что маленькая визионерка видит именно Богородицу, высказывали только ее ярые последователи. Девочка же это отрицала.

По многочисленным просьбам «духовидица» пыталась спрашивать у леди в белом, как ее зовут, но ответа не получала. Лишь однажды объект видения назвал себя: «Я – Непорочное зачатие!» Сибиру сообщила об этом людям и духовенству, при этом добавила, что не знает значения имени незнакомки. Священникам же был известен смысл этих слов, что их сильно озадачивало. В 1854 году папа Пий IX объявил догмат о непорочном зачатии Девы Марии, согласно которому Мария с того момента, как ее зачала святая Анна, не несла на себе первородного греха благодаря особой благодати. Предполагали, что неграмотная девочка не могла знать о булле папы, посвященной непорочному зачатию Девы Марии. Пока священники раздумывали над этой загадкой, скептики предложили свое объяснение. Бернадетта могла на мессе или на улице случайно услышать про непорочное зачатие. Девочка не запомнила этот эпизод, поскольку не понимала значение понятия, которое невольно услышала. Однако само выражение позднее всплыло в памяти.

После 1858 года Бернадетта больше никогда не видела даму в белом. Католическая церковь постепенно перестала относиться к лурдским событиям с враждебностью и скептицизмом или вовсе их игнорировать. Лурд стал местом массового паломничества, люди желали взять воду из родника в надежде на исцеление (со временем вокруг знаменитого грота стали возводить комплекс религиозных сооружений, ныне известный как Санктуарий). В 1863 году «духовидицу» принял епископ Теодор-Огюстен Форкад. В 1868 году Сибиру постриглась в монастырь сестер милосердия в Невере. В 1879 году она умерла от туберкулеза в возрасте 35 лет.

В первой половине XX века тело Бернадетты трижды эксгумировали, поскольку рассматривался вопрос о ее канонизации. Первый раз останки выкопали в 1909 году, верующим сообщили, что отсутствовали следы разложения, кожа и ногти были абсолютно невредимы. Создавалось впечатление, что покойная мертва несколько часов, а не 30 лет, говорили католикам. В 1919 году была произведена вторая эксгумация, на теле якобы по-прежнему отсутствовали следы разрушения. В 1925 году извлечение тела проводится в третий раз, и снова признаков тлена не обнаруживается. Впрочем, по другим свидетельствам, лицо покойной начало разрушаться. После этого останки переносят в реликварий. В том же году совершается беатификация Бернадетты, ее причисляют к лику блаженных. 8 декабря 1933 года лурдскую «духовидицу» канонизируют.

Помимо Сибиру, в истории католицизма были случаи, когда человеческие тела невероятным образом избегали действия времени. Нетленны мощи святых: Дон Ореоне, Шабраль Маклуф, Катарина Лабур, Беата Маргарита, Тереза Маргарита. Однако Бернадетта выделяется тем, что нетленные мощи остальных святых не имеют столь идеального вида. Несмотря на то что останки не подверглись разрушению, они выглядят как мертвые тела. Сибиру же похожа на спящую красавицу в монашеской одежде. Создается впечатление, будто она вот-вот откроет глаза.

Скептики и ученые никогда не были согласны с тем, что нетленность Бернадетты можно объяснить лишь с позиции чуда. Они искали способ разгадать секрет «спящей» монахини. Первоначально предполагалось, что до эксгумаций останки избежали разложения за счет благоприятных условий захоронения. Если бы эта теория была верна, то предметы, находившиеся у покойной, тоже не должны были пострадать. Однако четки заржавели, крестик потемнел. Тогда скептики выдвинули новую гипотезу – тело подвергли бальзамированию до погребения, процедуру провели тайно.

Скептики выдвигали еще одну версию. Допустим, тело по неизвестным пока науке причинам избежало разложения в могиле, но после третьей эксгумации применили восковое покрытие тела. С лица Сибиру сняли отпечаток, на основе которого создали очень тонкую восковую маску. Затем маску аккуратно наложили на лицо покойной. Существуют расхождения мнений касательно рук святой. Одни считают, что руки тоже покрыты воском, другие не спешат делать выводы, мол, загадка нетленности верхних конечностей разрешится в будущем. Версия с восковой маской на сегодняшний день день наиболее распространена.

Существует четвертая гипотеза. Подозревают, что в реликварии находится восковая кукла, а не тело женщины. В прозрачной раке «духовидица» выглядит лучше, чем при жизни. Неужели в могиле останки не только полностью избежали тления, но и смогли преобразиться? Согласно этой версии, настоящие мощи святой никогда публично не выставлялись. Возможно, при эксгумации тело выглядело не идеально либо после трехкратных извлечений начало увядать. Поэтому пришлось сделать очень качественную восковую куклу и выдавать ее за мощи, избежавшие разложения. Приверженцы данной теории не могут ее подтвердить, ведь у них нет возможности изъять мощи из прозрачного саркофага.

Спящая красавица в монашеском облачении продолжает своим видом бросать вызов законам природы. По крайней мере для тех, кто готов беззаветно верить хранителям мощей.


Немало людей были причислены к лику святых лишь потому, что их останки не разложились так, как это положено было самой природой и законами физики и биологии. Церкви повидали мощи святых в различных стадиях мумификации - но это тело поразило всех. Когда, через 30 лет после смерти Бернадетты, ее могила была вскрыта, исследователям предстали мощи девушки необыкновенной красоты. Это даже сложно было назвать мощами - казалось, женщина просто уснула...

Католическая святая Бернадетта стала известна благодаря тому, что, по её уверениям, ей являлась Дева Мария. Явления были признаны Католической церковью подлинными и превратили Лурд в место массового паломничества.

Дочь мельника и прачки

Бернадетта Субиру родилась 7 января 1844 года в городе Лурд. Мария Бернарда, или как её называли, Бернадетта, была старшей из пяти детей семьи, выживших в детстве. Её отец был мельником, а мать прачкой.

Семья была чрезвычайно бедной, девочка не получила никакого образования, в 12 лет она начала работать служанкой.

Явление белой барышни

11 февраля 1858 года Бернадетта собирала дрова и кости для старьёвщицы неподалёку от Лурда, когда вдруг заметила, что находящийся рядом грот озарён светом, а куст шиповника у входа колышется, как будто от ветра. В освещённом гроте Бернадетта увидела, как она говорила впоследствии «что-то белое, похожее на барышню».

В последующие несколько месяцев вплоть до 16 июля Бернадетта ещё 17 раз лицезрела видение в гроте. Во время одиннадцати явлений являвшаяся Бернадетте фигура не говорила ничего, потом она, по словам Бернадетты, призвала к покаянию и молитве за грешников и велела построить на месте явлений часовню.

В ответ на настойчивые просьбы девочки назвать своё имя «барышня», как её называла Бернадетта, ответила «Я - Непорочное Зачатие». Ответ привёл в недоумение местного священника, поскольку, как он полагал, неграмотная девочка с трудом знавшая даже основы веры, не могла знать о провозглашённом за четыре года до этого папой Пием IX Догмате о Непорочном зачатии Девы Марии.

Открытие родника

По велению явившегося образа Бернадетта на глазах свидетелей ела траву и пила грязную воду в углу грота, как символ покаяния за обращение грешников.

В углу грота впоследствии открылся мощный родник с чистой водой, который почитается в Католической церкви, как исцеляющий.

Сомнения: чудо или каталепсия?

Рассказы Бернадетты о явлениях Девы Марии сначала были восприняты с полным недоверием, тем более, что никто кроме Бернадетты не видел чудесного образа. Местные власти и священник устраивали ей многочасовые допросы и пугали тюрьмой, требуя признаться, что она лжёт, местная газета писала о «девочке, по всем признакам, подверженной каталепсии, будоражащей любопытство лурдского населения».

По словам Бернадетты, явившийся ей образ говорил по-окситански, что только усиливало недоверие и неприязнь, поскольку в глазах образованных людей того времени «диалект», то есть окситанский язык был языком низших слоёв населения.

Признание церковью

Однако впоследствии отношение церкви к лурдским явлениям начало меняться, в 1862 году они были официально признаны. На рубеже 60-х - 70-х годов XIX века ко гроту и источнику в нём начались паломничества.

Нарастающее внимание к ней было неприятно Бернадетте, она подчёркивала, что её собственных заслуг, в том, что ей явилась Богородица, нет никаких. Она говорила: "Я не имела никакого права на эту милость. Пресвятая Дева взяла меня, как поднимают камушек с дороги… Если Пресвятая Дева избрала меня, то это потому, что я была самой невежественной. Если бы она нашла какую-нибудь ещё более невежественную, чем я, она избрала бы её".

В 1868 году Бернадетта поступила в монастырь сестёр милосердия в Невере, где провела остаток дней, ухаживая за больными и занимаясь рукоделием.

Нетленные мощи

Тело святой Бернадетты эксгумировалось трижды. В первый раз это было сделано в 1909 году, останки найдены нетленными, что послужило дополнительным аргументом для канонизации.

В силу обязательных церковных правил, необходимо было осуществить так называемое каноническое обследование тела усопшей, которое состоялось 22 сентября 1909 г. Подробный официальный отчет о первой эксгумации находится в архиве монастыря Сен-Жильдар.

Там значится, что в 8.30 утра гроб был открыт в присутствии монсеньора Готье, епископа Неверского, а также членов епархиального трибунала. По снятии крышки гроба было найдено идеально сохранившееся тело Бернадетты.

Ее лицо лучилось девичьей красой, очи были сомкнуты, словно она была погружена в спокойный сон, а уста приоткрыты. Голова слегка клонилась влево, руки были сложены на груди и обвиты сильно заржавевшими четками; ее кожа, из-под которой просвечивали прожилки, в идеальном состоянии прилегала к тканям; равно и ногти на руках и ногах находились в превосходном состоянии.

Подробный осмотр тела производили двое врачей. По снятии облачений все тело Бернадетты выглядело, как живое, было эластичным и неповрежденным в каждой своей части. После исследования был составлен протокол с подписями врачей и свидетелей. Сёстры-монахини обмыли и одели тело в новые облачения, а затем положили его в новый, двойной гроб, который был закрыт, запечатан и вновь помещен в прежнюю гробницу.

С научной точки зрения, факт полного сохранения тела Бернадетты после 30 лет пребывания в сырой гробнице – что должно было способствовать его быстрому разложению, тем более, что при жизни Бернадетта страдала от многих болезней, – является чрезвычайным и необъяснимым.

Второй раз тело было эксгумировано в 1919. Обследование тела Бернадетты состоялось 3 апреля 1919 г. в присутствии епископа Неверского, комиссара полиции, представителей местного совета и членов епархиального трибунала. Обследование производилось с той же тщательностью, что и десятью годами ранее, с той только разницей, что каждый из двоих врачей, Талон и Конт (Comte), составляли свои рапорты каждый в отдельности и без взаимных консультаций. Оба их отчета полностью согласуются между собой, а также с предыдущим медицинским заключением, составленным за 10 лет до того врачами Давидом и Жорданом (Jordan).

В 1923 г. Папа Римский Пий XI вынес заключение о «героической степени добродетелей» Бернадетты Субиру, открывая тем самым путь к ее беатификации. Было необходимо осуществить третье и последнее обследование тела, которое было произведено 18 апреля 1925 г., т. е. через 46 лет и два дня после смерти Бернадетты.

При этом присутствовали: епископ Невера, комиссар полиции, мэр города и врачебная комиссия. После принятия требуемой присяги, гроб перенесли в часовню св. Елены и открыли.

День памяти и места паломничества

Место явления Богородицы св. Бернадетте превратилось в один из главных центров католического паломничества. Ежегодно в Лурд приезжает до пяти миллионов паломников. Источники католической церкви утверждают, что только за первые 50 лет паломничества получили полное излечение от самых различных болезней минимум 4000 человек.

На месте грота явления воздвигнут санктуарий, храм Нотр-Дам де Лурд.

Святая Бернадетта в искусстве

В 1942 году известный австрийский писатель Франц Верфель написал роман «Песнь Бернадетты», посвящённый Бернадетте Субиру. Годом позже по книге был снят одноимённый фильм, главную роль в нём сыграла Дженнифер Джонс.