Бэкон философия опыта. Идеи философии фрэнсиса бэкона

Фрэнсис Бэкон является крупнейшим представителем философии Нового времени, признанным родоначальником английского эмпиризма и опытной науки. Получил образование в Кембридже. Был депутатом английского парламента, затем лордом-хранителем печати и лорд-канцлером. В 1621 году в результате дворцовых интриг был отстранен от должности и осужден, но вскоре помилован королем. Последние годы жизни Бэкон, отставленный от государственной службы, посвятил научной и литературной работе.

Главной заслугой Бэкона как философа стала пропаганда опытной науки, дающей человеку власть над природой, увеличивающей его могущество и улучшающей его жизнь. Ему принадлежит знаменитый лозунг «Знание – сила!». Основные произведения Бэкона: «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида».

Критика научного и философского наследия Античности, Средневековья и Возрождения. Бэкон резко отрицательно относился к культурному наследию прошлого – будь то наука или философия. Он критикует представления о науке магов и алхимиков, считавших, что знание доступно лишь избранным, посвященным. В частности, алхимики «находят общий язык между собой во взаимном обмане и хвастовстве, и если… находят что-нибудь полезное, то это происходит по чистой случайности, а не благодаря методике, которой они следуют». Истинное знание, по его мнению, является результатом точных экспериментов и должно излагаться общедоступным, ясным языком. Резкой критике подвергает Бэкон и философов прошлого, как античных, так и философов средневековья и Возрождения. Общая вина их в том, что «уважительному отношению к реальности» они противопоставляли «хитрость ума и неясность слов», то есть, говоря современным языком, непредвзятое опытное изучение природы они подменяли спекулятивными философскими рассуждениями. Так, в отношении Аристотеля Бэкон задает вопрос: «Не слышится ли вам в его физике и метафизике чаще голос диалектики, нежели голос природы? Чего можно ожидать от человека, который сконструировал мир, так сказать, из категорий? Многие… его качества более типичны для школьного учителя, нежели для искателя истины».

Особой критике подверг Бэкон аристотелевскую логику (силлогистику) как бесполезное для науки учение: «Как науки, которые теперь имеются, бесполезны для новых открытий, так и логика, которая теперь имеется, бесполезна для открытия знаний… Логика, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению заблуждений, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому она более вредна, чем полезна». Бэкон полагал (с современной точки зрения – ошибочно), что аристотелевская логика пригодна лишь для подтверждения уже известных истин, но не может способствовать получению новых знаний.

Индуктивный метод

В противовес аристотелевской дедуктивной логике, которая, по его мнению, допускает лишь движение мысли от общего к частному, Бэкон выдвигает собственную, индуктивную логику. «Единственная надежда – в истинной индукции» – заявлял он, понимая под индукцией широко распространенный в опытной науке метод получения общих знаний из частных случаев путем обобщения последних. Индукция, писал Бэкон, «от чувств и частного приводит к аксиомам, постепенно и непрерывно поднимаясь по ступеням лестницы обобщения до тех пор, пока не подведет к аксиомам самого общего характера; это самая верная дорога». Индукция для Бэкона – это единственный верный метод исследования.

Учение об идолах

Однако на пути к получению опытного знания человека подстерегают его предрассудки и укоренившиеся в разуме заблуждения, названные Бэконом идолами. Он насчитывал четыре вида идолов:

Идолы рода – находят основание в самой природе человека, в племени или самом роде людей, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Между тем люди имеют привычку судить об окружающей природе по аналогии с жизнью людей. Так, они нередко приписывают животному миру свои собственные цели, желания, влечения (вспомним, каким коварным выглядит волк в детских сказках и баснях, хотя это обычный хищник со всеми характерными для хищников особенностями). Все это приводит к серьезным искажениям в понимании окружающего мира: «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».

Идолы пещеры – заблуждения, вытекающие из индивидуальных особенностей человека, его воспитания, образования, темперамента и т.п. У каждого «есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы». Скажем, одни люди склонны больше видеть различия между предметами, а другие – сходство; одни – безудержные новаторы, а другие – излишне консервативны и догматичны. Одни верят в непререкаемый авторитет древних мыслителей, другие склонны считать, что человеческая история начинается с них самих.

Идолы площади (рынка) – заблуждения, вытекающие из неточного употребления слов, навязываемого разумениями толпы. Они крайне пагубно влияют на разум: «плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум… Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и столкновениям». Особенно опасно для науки использование имен несуществующих вещей, ведущее к своеобразному словесному фетишизму: «Имена… «судьба», «перводвигатель», «круги планет», «элемент огня» и другие выдумки такого же рода… проистекают из пустых и ложных теорий».

Идолы театра – заблуждения, связанные с общепринятыми, чаще всего ложными, системами мышления, завлекающими людей подобно пышным театральным постановкам. В первую очередь Бэкон имел в виду систему мышления Аристотеля и схоластов, но также «многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».

Для успешного развития науки следует решительно изживать в себе все перечисленные заблуждения: «Все они должны быть отвергнуты и отброшены твердым и торжественным решением, и разум должен быть совершенно освобожден и очищен от них. Пусть вход в царство человека, основанное на науках, будет почти таким же, как вход в царство небесное, «куда никому не дано войти, не уподобившись детям».

О роли опыта в познании. Бэкон был убежден в том, что опыт, эксперимент дает лучшее из всех доказательств научных положений, и только он позволяет проникать в тайны природы: «Никоим образом не может быть, чтобы аксиомы, установленные рассуждением, имели силу для открытия новых дел, ибо тонкость природы во много раз превосходит тонкость рассуждений». Только познание, «извлеченное из вещей», имеет право называться «истолкованием природы». Вместе с тем не все опыты равноценны. Он предлагал различать «плодоносные» опыты, направленные на ближайшие результаты и упускающие знание причин изучаемых явлений, и «светоносные», которые хотя «сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом» и которые способны стать источником новых открытий и изобретений. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что Бэкон понимал важность в науке теоретических постулатов, но не умозрительного, спекулятивного характера, а тех, которые получены в результате последовательно применяемого индуктивного метода.

О роли науки в жизни общества. Уже после смерти Бэкона была опубликована его книга «Новая Атлантида», представляющая своеобразную социальную утопию. В ней он изобразил общество людей, всецело увлеченных развитием науки и использованием научных достижений в повседневной жизни. На фантастическом острове Бенсалем живет добрый крестьянский народ, главным учреждением у которого является «Дом Соломона» – своеобразный музей научных достижений человечества. Бэкон подробно описывает многие технические усовершенствования жителей Бенсалема – огромные башни для наблюдения за явлениями природы и использования солнечного тепла, помещения для сохранения удаленных органов человеческого тела, лодки для плавания под водой, устройства для передачи звуков на большие расстояния, аналоги микроскопов и т.п. Видимо, на закате своей жизни Бэкон всерьез надеялся, что разнообразные научные открытия помогут разрешить противоречия английского полуфеодального общества, укрепить положение буржуазии и нового дворянства, побудить монархию развивать в стране капиталистические отношения.

Философское учение Бэкона оказало огромное влияние на последующее развитие науки и философии. Несомненное влияние Бэкона испытали более поздние представители английской философской мысли – Т.Гоббс, Д.Локк и Д.Юм. Бэконовский индуктивный метод развил и существенным образом усовершенствовал в XIX в. Дж.Ст.Милль. Призыв Бэкона к экспериментальному изучению природы нашел самый горячий отклик в среде ученых Англии, способствовал созданию такой научной организации, как Лондонское королевское общество. Классификация наук, проделанная Бэконом, легла в основу разделения наук, предложенного более чем через столетие французскими энциклопедистами.

3.Теория познания Ф. Бэкона6

4.Заключение8

Введение

Гносеология - теория познания, раздел философии, в рамках которого изучаются такие проблемы, как природа знания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем.

Главной целью любого познания является получение истинного знания . Поэтому в наиболее общем плане гносеология есть философское учение об истине и путях ее достижения.

Две установки относительно познания: пессимистическая (агностицизм) и оптимистическая (реализм).

Агностицизм (от греч. агностос - непознаваемый) - позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческому познанию.

Неверно: позиция, отрицающая возможность познавательной деятельности вообще (И.Кант). Мы можем познавать лишь явления вещей, а не их сущность. Поскольку вещи даны нам в формах нашего человеческого опыта, каковы же они вне этой субъективной данности - знает лишь Господь Бог.

А для нас они - вещи-в-себе. Частный случай - скептицизм. От греч. скептикос - рассматривающий, познающий. Отрицание возможности достижения истинного, т.е. доказательного и всеобщего знания и в признании того, что относительно любого суждения можно высказать прямо ему противоположное, не менее обоснованное. Реализм выводит знание из реального, независящего от нас и активно на нас воздействующего внешнего мира.

Ф. Бэкон

Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году .

В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого быть использованным человеком. Бэкон создал двухбуквенный шифр , называемый теперь шифр Бэкона .

Родоначальник английского материализма, последовательно отстаивающим идеи таких “стихийных” материалистов-диалектиков Древней Греции, как Левкипп, Демокрит, Фалес и др.

Заложил основы нового направления философской мысли, которое впоследствии получило название “философия науки”. Разрабатывал кардинальные вопросы методологии научного познания. Наиболее известные его работы: “О достоинстве и приумножении наук”, “Новый Органон” и утопический социальный роман “Новая Атлантида”, где Ф. Бэкон размышляет о принципиальной возможности создания гармоничного и справедливого общества, основой экономического могущества которого была бы наука и техника.

В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила».

Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания:

1) познание добра и зла,

2) познание сотворенных Богом вещей.

Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума.

Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

Теория познания Ф. Бэкона

Философия Нового времени сделала крупный шаг в развитии теории познания (гносеологии). Главными стали проблемы философского научного метода, методологии познания человеком внешнего мира, связи внешнего и внутреннего опыта. Ставилась задача получения достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление двух основных гносеологических направлений - эмпиризма и рационализма.
Основоположником эмпирического метода познания явился Ф. Бэкон, который придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности он видел в опыте. Рассматривая познание как отображение внешнего мира в сознании человека, он подчеркивал решающую роль опыта в познании. Однако философ не отрицал и роль разума в познании.

Разум должен перерабатывать данные чувственного познания и опыта, находить коренные причинные связи явлений, раскрывать законы природы. Он подчеркивал определенное единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, которые недооценивали роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности.
В «Новом органоне» Бэкон писал: «Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознании нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме».

Сам себя Бэкон называл «пчелой, а не муравьем-эмпириком» и не «пауком-рационалистом».

Ф. Бэконом дана интересная и глубоко содержательная критика схоластики. Он заявлял, что новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных от прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами. Эти предвзятые идеи Ф. Бэкон называет «идолами» или «призраками». Он делит их на четыре рода:

1. «Идолы рода», т.е. ложные представления о вещах, обусловленные несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума;

2. «Идолы пещеры» - искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам;

3. «Идолы рынка» - ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях;

4. «Идолы театра» - искаженные, неправильные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем.

Своим учением об «идолах» Ф.Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных прежде всего на опытном изучении природы.

Заключение

Английский монах-францисканец Роджер Бэкон (1210-1294), будучи сам богословом и философом, беспощадно преследовался своими коллегами по ордену за трезвый ум и уважение научных знаний. Наблюдательный Роджер Бэкон писал: "Везде царит полнейшая испорченность... святой престол стал добычей обмана и лжи... Нравы там развращены, там царствует гордыня, процветает стяжательство, зависть гложет людей... Все духовенство предано гордости, роскоши, жадности." Бэкон был большим приверженцем науке. Это ему принадлежит общеизвестный сейчас лозунг: "Знание - это сила". О современных ему богословах он писал: "Математику ошибочно считают наукой трудной, а иногда даже подозрительной, только потому, что она имела несчастье быть неизвестной отцам церкви". Глава ордена францисканцев Бонавентура сначала на 10 лет засадил Роджера Бэкона в монастырскую тюрьму, в которой ученый "от нечего делать" написал свое главное философское произведение "Главное дело" (Opus majus).

Как материалист и основоположник гносеологического принципа эмпиризма, Бэкон критикует средневековую схоластику и, по существу направляет свою философию против религиозно-идеалистического мировоззрения, которое, по его мнению, мешало развитию естественных наук и умножало бессилие человека. Он сознавал, что в то время, как в области знания и природе о природе произошли крупнейшие открытия, в философии всё ещё царствовала теология и схоластика.
Бэкон подчёркивал огромное значение развития естествознания, но для этого нужно было научиться правильному мышлению, а значит освободиться от «идолов», т.е. заблуждений, которые обволакивают ум человека и мешают познанию природы, препятствуют правильному человеческому мышлению.

Список использованной литературы

1.Алексеев, П.В. Философия: учебник / А.П. Алексеев, А.В. Панин. - 4-е изд., перер. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 592 с.

2. Барановский В. Е. София ; 2009 г., 640 стр.

5.Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. 2-е изд., стер. - М.: Гардарики, 2009. - 736 с.

6. Чусов А. В. Начала предметного анализа методов. На примере метода Ф. Бэкона: - МАКС Пресс ; 2009 г., 80 стр.

Введение

Цель данной работы -- анализ научного метода познания, предложенного Ф.Бэконом.

Новое время -- это эпоха, которая охватывает в истории человечества XVII, XVIII, XIX века. Условно началом Новой истории считается Английская буржуазная революция 1640 года (есть и другие точки зрения на начало Новой истории), которая ознаменовала собой начало нового периода -- эры капитализма или буржуазных отношений, которые приводят к изменению сознания людей. Человек становится менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, а к преобразованию и увеличению своего уровня комфортности. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука.

В Новое время философия главным образом опирается на науку (в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения -- с искусством). Поэтому соотношение чувственного и рационального, опытного и теоретического компонентов знания -- вторая после проблемы познаваемости мира гносеологическая проблема, проходящая через всю историю философии. Ойзерман Т.И. (ред.) - М.: Наука. - 584 с. Философия эпохи ранних буржуазных революций, 1983 г.; Раздел второй. Новая гносеология и логика

На мой взгляд, выбранная мною тема является актуальной, так как постепенно, с древних времен складывалась методология познания, и формировались методы научного и социального познания. Со временем эти методы конкретизировались каждой эпохой, одним из таких периодов является философия Ф.Бэкона.

Объект работы -- философия

Предмет работы -- философия Ф.Бэкона. Научный метод познания.

Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.

Фрэнсис Бэкон и его основные идеи

Биография Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон родился в Лондоне 22 января 1561 года. Его отец, сэр Николае Бэкон, служил лордом-хранителем Большой государственной печати при королеве Елизавете, и потому Фрэнсис еще мальчиком был представлен ко двору.

Учился в Тринити-колледже Кембриджского университета в течение двух лет, затем три года провел во Франции в свите английского посла. После смерти отца в 1579 году остался практически без средств к существованию, но в 1582 году стал барристером, а в 1584 году членом парламента. Время от времени он составлял послания королеве Елизавете, в которых стремился беспристрастно подойти к насущным политическим вопросам. При Елизавете Ф.Бэкон так и не поднялся до сколько-нибудь высоких постов, однако после того, как в 1603 году на трон взошел Яков I Стюарт, быстро продвинулся по службе. В этом же году Ф.Бэкону было пожаловано звание рыцаря, а в 1618 году он был возведен в титул барона Веруламского и виконта Сент-Олбанского в 1621 году. Позднее Ф.Бэкон был обвинен в получении взяток. Он признал получение подарков от людей, дела которых разбирались в суде, однако отрицал, что это как-либо повлияло на его решение. Ф.Бэкона лишили всех постов и запретили появляться при дворе. Оставшиеся до смерти годы он провел в уединении.

Несмотря на занятия Ф.Бэкона политикой и юриспруденцией, главным делом его жизни были философия и наука, и он величественно провозгласил: «Все знание -- область моего попечения». Иванцов, Н. А. Франциск Бэкон и его историческое значение / Н. А. Иванцов // Вопросы философии и психологии. - М., 1899. - Год X, кн. 49 (IV). - С. 560-599 ; год X, кн. 50 (V). - С. 794-860 В 1620 году он опубликовал свой наиболее известный труд «Новый Органон», который, по замыслу автора, должен был заменить «Органон» Аристотеля и задуманный как вторая часть труда «Великое восстановление наук». В 1623 году выходит в свет обширное произведение Ф.Бэкона «О достоинстве и приумножении наук» (первая часть «Великого восстановления наук») во многих отношениях исключительно современна. В незаконченной повести «Новая Атлантида» (опубликована в 1627 году) Ф.Бэкон описывает утопическое сообщество ученых, занимающихся собиранием и анализом данных всякого рода согласно схеме третьей части великого плана восстановления.

Борьба Ф.Бэкона против авторитетов, выдвижение нового метода познания и убеждение в том, что исследование должно начинаться с наблюдений, а не с теорий, ставят его в один ряд с важнейшими представителями научной мысли Нового времени. Впрочем, он не получил сколько-нибудь значительных результатов -- ни в эмпирическом исследовании, ни в области теории, а его метод индуктивного познания через исключения, который, как он полагал, будет продуцировать новое знание «подобно машине», не получил признания в экспериментальной науке.

В марте 1626 года он экспериментировал с курицей, однако при этом простудился. Умер Ф.Бэкон в Хайгейте близ Лондона 9 апреля 1626 года. Бэкон Ф. Сочинения , тт. 1-2. М., 1977-1978

Главные идеи философии Фрэнсиса Бэкона

Деятельность Ф.Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки, на указание её первостепенного значения в жизни человечества, на выработку нового целостного взгляда на ее строение, классификацию, цели и методы исследования. Идея Великого Восстановления Наук пронизывала его философские сочинения, провозглашалась им с многозначительностью, завидной настойчивостью и энтузиастом.

Ф.Бэкон, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние века. Цель научного знания -- в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Ему принадлежит знаменитый афоризм: «Знание -- сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки.

Знание есть реальная сила, почему тот, кто владеет знаниями, будет могущественным: «Мы столько можем, сколько мы знаем. Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно». Френсис Бэкон. Новый Органон. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938. Ф. Бэкон не отождествлял полностью истину и пользу, знание и успех, он стремится подчеркнуть их взаимозависимость и взаимодействие. Кажется, Ф.Бэкон хотел одним ударом решить эту извечную проблему истины и пользы -- что в действии наиболее полезно, то в знании наиболее истинно. Таким образом, знание замыкается на действие, а действие -- на знание. Знания нет без науки, особенно фундаментальной, а действия, поскольку оно опирается на науку, нет без эксперимента.

Кто он: философ или учёный? Фрэнсис Бэкон - великий мыслитель эпохи Возрождения Англии. сменивший много должностей, повидавший несколько стран и высказавший не одну сотню которыми руководствуются люди и до сих пор. Стремление к познанию и ораторские способности Бэкона с ранних лет сыграли главную роль в реформации философии того времени. В частности, схоластика и учения Аристотеля, которые основывались на культурных и духовных ценностях, были опровергнуты эмпиристом Фрэнсисом во имя науки. Бэкон утверждал, что только научно-технический прогресс может поднять цивилизацию и тем самым обогатить человечество духовно.

Фрэнсис Бэкон - биография политика

Бэкон родился в Лондоне 22 января 1561 года, в организованной английской семье. Его отец служил при дворе Елизаветы I хранителем королевской печати. А мать была дочерью Антони Кука, который воспитывал короля Образованная женщина, знающая древнегреческий и латынь, привила юному Фрэнсису любовь к знаниям. Он рос умным и смышлёным мальчиком, испытывающим большой интерес к наукам.

В 12 лет Бэкон поступил в Кембриджский университет. После его окончания философ много путешествует. Политическая, культурная и социальная жизнь Франции, Испании, Польши, Дании, Германии и Швеции оставили свой отпечаток в заметках «О состоянии Европы», написанных мыслителем. После смерти отца Бэкон вернулся на родину.

Свою политическую карьеру Фрэнсис сделал, когда на английский престол взошёл I. Философ был и генеральным прокурором (1612), и хранителем печати (1617), и лорд-канцлером (1618). Однако быстрый взлёт закончился стремительным падением.

По следам жизненного пути

В 1621 году Бэкон был обвинён королём во взяточничестве, заключён в тюрьму (правда, на два дня) и помилован. Вслед за тем карьера Фрэнсиса как политического деятеля закончилась. Все последующие годы жизни он занимался наукой и экспериментами. Умер философ в 1626 году от простуды.

  • "Опыты и наставления" - 1597 г. - первое издание. Далее книга много раз дополнялась и переиздавалась. Работа состоит из кратких очерков и эссе, где мыслитель рассуждает о политике и морали.
  • "О значении и успехе знания, божественного и человеческого" - 1605 г.
  • "О мудрости древних" - 1609 г.
  • Описания интеллектуалов мира.
  • "О высокой должности", в которой автор рассказал о преимуществах и недостатках высоких чинов. «На высоком месте трудно устоять, но нет и пути назад, кроме падения или, по крайней мере, заката...».
  • "Новый Органон" - 1620 г. - культовая книга того времени, посвящённая её методам и приёмам.
  • "О достоинстве и приумножении наук" - это первая часть «Великого Восстановления Наук», самого объёмного сочинения Бекона.

Призрачная утопия или взгляд в будущее?

Фрэнсис Бэкон. «Новая Атлантида». Два термина в философии, которые можно считать синонимами. Произведение хоть и осталось незаконченным, однако впитало в себя всё мировоззрение своего автора.

«Новая Атлантида» была опубликована 1627 году. Бэкон перемещает читателя на далёкий остров, где процветает идеальная цивилизация. Всё благодаря научно-техническим достижениям, невиданным на то время. Бэкон словно заглянул на сотни лет в будущее, ведь в Атлантиде можно узнать о микроскопе, синтезе живых существ, а также об излечении от всех болезней. Кроме того, в ней имеются описания разных, ещё не открытых, звуковых и слуховых приспособлений.

Островом руководит общество, объединяющее главных мудрецов страны. И если предшественники Бэкона затрагивали проблемы коммунизма и социализма, то данное произведение носит полностью технократический характер.

Взгляд на жизнь глазами философа

Основоположником мышления поистине является Фрэнсис Бэкон. Философия мыслителя опровергает схоластические учения и на первое место ставит науку и знания. Познав законы природы и обратив их себе во благо, человек способен не только обрести власть, но и вырасти духовно.

Фрэнсис отмечал, что все открытия были сделаны случайно, ведь мало кто владел научными методами и приёмами. Бэкон впервые попытался классифицировать науку на основе свойств ума: память - это история, воображение - это поэзия, рассудок - это философия.

Главным на пути к знаниям должен быть и опыт. Всякие исследования нужно начинать с наблюдений, а не теории. Бекон считает, что успешным будет только тот эксперимент, для проведения которого постоянно меняются условия, время и пространство, а также обстоятельства. Материя всё время должна быть в движении.

Фрэнсис Бэкон. Эмпиризм

Сам ученый и его философия в конечном результате привели к появлению такого понятию, как «эмпиризм»: познание лежит через опыт. Только имея достаточно знаний и опыта, можно рассчитывать на результаты в своей деятельности.

Бэкон выделяет несколько путей получения знаний:

  • "Путь паука" - знания получают из чистого разума, рациональным способом. Другими словами, паутина плетётся из мыслей. Конкретные факторы не берутся во внимание.
  • "Путь муравья" - знания получают через опыт. Внимание сконцентрировано только на сборе фактов и доказательств. Однако остаётся непонятной суть.
  • "Путь пчелы" - идеальный способ, который соединяет в себе хорошие качества и паука и муравья, но в то же время лишён их недостатков. Следуя этим путём, все факты и доказательства необходимо пропустить через призму своего мышления, через свой разум. И только тогда раскроется истина.

Препятствия на пути к знаниям

Не всегда легко познавать новое. Бэкон в своих учениях говорит о препятствиях-призраках. Именно они мешают настроить свой разум и мысли. Есть препятствия врождённые и приобретённые.

Врождённые: «призраки рода» и «призраки пещеры» - так их классифицирует сам философ. «Призраки рода» - познанию мешает культура человека. «Призраки пещеры» - познанию мешает влияние конкретных людей.

Приобретённые: «призраки рынка» и «призраки театра». Первые подразумевают неправильное употребление слов и дефиниций. Человек всё воспринимает буквально, а это мешает правильному мышлению. Второе препятствие - это влияние на процесс познания существующей философии. Только отрёкшись от старого можно постичь новое. Опираясь на старый опыт, пропуская его через свои мысли, люди способны достигнуть успехов.

Великие умы не умирают

Одни великие люди - спустя века - порождают других. Бэкон Фрэнсис - художник-экспрессионист нашего времени, а также далёкий потомок философа-мыслителя.

Фрэнсис-художник почитал труды своего пращура, он всячески следовал его наставлениям, оставленным в «умных» книгах. Фрэнсис Бэкон, биография которого закончилась не так давно, в 1992 году, оказал большое влияние на мир. И когда философ осуществлял это словами, то его далёкий внук - красками.

За свою нетрадиционную ориентацию Фрэнсис-младший был изгнан из дома. Скитаясь по Франции и Германии, он удачно попал на выставку в 1927 году. Она оказала огромное влияние на парня. Бэкон возвращается в родной Лондон, где приобретает небольшой гараж-мастерскую и начинает творить.

Фрэнсиса Бэкона считают одним из мрачных художников современности. Его картины - яркое тому доказательство. Размытые, полные отчаяния лица и силуэты угнетают, но в то же время заставляют задуматься о смысле жизни. Ведь в каждом человеке спрятаны такие размытые лица и роли, которые он использует на разные случаи жизни.

Несмотря на свою мрачность, картины пользуются большой популярностью. Великий ценитель искусства Бэкона - Роман Абрамович. На аукционе он приобрёл полотно «Ориентир канонического XX века» стоимостью 86,3 млн долларов!

Словами мыслителя

Философия - вечная наука о вечных ценностях. Каждый, кто способен немного думать - «немного» философ. Бэкон свои мысли записывал всегда и везде. И множество его цитат люди употребляют каждый день. Бэкон превзошёл даже величие Шекспира. Так считали его современники.

Фрэнсис Бэкон. Цитаты на заметку:

  • Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
  • В мире мало дружбы - и меньше всего среди равных.
  • Нет ничего страшнее самого страха.
  • Самое страшное одиночество - не иметь истинных друзей.
  • Скрытность - прибежище слабых.
  • В темноте - все цвета одинаковы.
  • Надежда - хороший завтрак, но плохой ужин.
  • Добро есть то, что полезно человеку, человечеству.

Знание есть сила

Сила есть знание. Только абстрагируясь от всех и всего, пропуская свой опыт и опыт своих предшественников через собственный разум, можно постичь истину. Недостаточно быть теоретиком, нужно стать практиком! Не нужно бояться критики и осуждений. И кто знает, может, самое большое открытие за вами!

англ. Francis Bacon

английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма

Краткая биография

Английский философ, политик, историк, основоположник английского материализма, эмпиризма, появился на свет в семье лорда Николаса Бэкона, хранителя королевской печати, виконта, которого считали одним из известнейших юристов своего времени. Произошло это 22 января 1561 г. в Лондоне. Физическая слабость, болезненность мальчика сочеталась с чрезвычайной любознательностью и выдающимися способностями. В 12 лет Фрэнсис уже учащийся Тринити-колледжа в Кембридже. Получая образование в рамках старой схоластической системы, юный Бэкон уже тогда приходил к мысли о необходимости реформирования наук.

Окончив колледж, новоиспеченный дипломат в составе английской миссии работал в разных европейских странах. В 1579 г. ему пришлось вернуться на родину из-за смерти отца. Не получивший большого наследства Фрэнсис вступил в юридическую корпорацию Грейс-Инн, активно занимался юриспруденцией и философией. В 1586 г. он возглавляет корпорацию, но ни это обстоятельство, ни назначение на пост экстраординарного королевского адвоката не могли удовлетворить честолюбивого Бэкона, который стал искать все возможные пути для получения при дворе выгодной должности.

Ему было всего 23 года, когда он был избран в палату общин парламента, где снискал славу блестящего оратора, на некоторое время возглавил оппозицию, из-за чего потом оправдывался перед сильными мира сего. В 1598 г. было опубликовано произведение, которое сделало Фрэнсиса Бэкона известным, - «Опыты и наставления, нравственные и политические» - сборник эссе, в которых автор поднимал самые разные темы, например, счастья, смерти, суеверий и т.д.

В 1603 г. на престол вступил король Яков I, и с этого момента политическая карьера Бэкона начала стремительно идти в гору. Если в 1600 г. он был штатным адвокатом, то уже в 1612 г. ему досталась должность генерального прокурора, в 1618-ом он стал лорд-канцлером. Этот период биографии был плодотворным не только в плане завоевания позиций при дворе, но и с точки зрения философско-литературного творчества. В 1605 г. увидел свет трактат под названием «О значении и успехе знания, божественного и человеческого», который был первой частью его масштабного многоэтапного замысла «Великое Восстановление наук». В 1612 г. было подготовлено второе издание, существенно переработанное и дополненное, «Опытов и наставлений». Второй частью главного труда, так и оставшегося незаконченным, стал написанный в 1620 г. философский трактат «Новый органон», считающийся одним из лучших в его наследии. Главной мыслью является безграничность прогресса в человеческом развитии, превозношение человека как главной движущей силы этого процесса.

В 1621 г. у Бэкона как политика и общественного деятеля были очень крупные неприятности, связанные с обвинением во взяточничестве и злоупотреблениях. В итоге он отделался всего лишь несколькими днями тюрьмы и был оправдан, однако на его карьере политика отныне был поставлен жирный крест. С этого времени Фрэнсис Бэкон полностью посвятил себя исследованиям, экспериментам, другой творческой работе. В частности, был составлен свод английских законов; он трудился над историей страны при династии Тюдоров, над третьим изданием «Опытов и наставлений».

На протяжении 1623-1624 гг. Бэкон писал утопический роман «Новая Атлантида», который остался неоконченным и был опубликован после его смерти в 1627 г. В нем писатель предвосхитил многие открытия будущего, например, создание подводных лодок, улучшение пород животных, передачу на расстояние света и звука. Бэкон был первым мыслителем, в основе философии которого лежало опытное знание. Именно ему принадлежит известная фраза «Знание – сила». Кончина 66-летнего философа стала логическим продолжением его жизни: он очень сильно простудился, желая поставить очередной эксперимент. Организм не выдержал болезни, и 9 апреля 1626 г. Бэкона не стало.

Биография из Википедии

Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon, (/ˈbeɪkən/); (22 января 1561 - 9 апреля 1626) - английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма. Один из первых крупных философов Нового времени, Бэкон был сторонником научного подхода и разработал новый, антисхоластический метод научного познания. Догматической дедукции схоластов он противопоставил индуктивный метод, основанный на рациональном анализе опытных данных. Главные произведения: «Опыты, или наставления нравственные и политические», «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида».

С 20 лет заседал в парламенте. Крупный государственный деятель при короле Якове I, благоволившем Бэкону и даже доверившем ему управлять государством на время своего отъезда в Шотландию. С 1617 года лорд-хранитель Большой печати, затем лорд-канцлер и пэр Англии - барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 году привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, приговорён к заключению в Тауэр, выплате 40 тысяч фунтов штрафа, а также лишён права занимать государственные должности, участвовать в заседаниях парламента и быть при дворе. Однако за свои заслуги был помилован королём Яковом I и через два дня выпущен из Тауэра, избежав более длительного заключения; от штрафа его также освободили. Бэкон питал надежду вернуться в большую политику, однако высшая власть имела другое мнение, и государственная деятельность его была закончена. Он удалился в своё поместье и последние годы жизни посвятил исключительно научной и литературной работе.

Ранние годы

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в английской дворянской семье, через два года после коронации Елизаветы I, в особняке Йоркхаус, лондонской резиденции своего отца, одного из самых высокопоставленных вельмож страны - лорда-канцлера, лорда-хранителя Большой печати сэра Николаса Бэкона. Мать Фрэнсиса, Энн (Анна) Бэкон (ур. Кук), дочь английского гуманиста Энтони Кука, воспитателя короля Англии и Ирландии Эдуарда VI, была второй женой Николаса, и, помимо Фрэнсиса, они имели старшего сына Энтони. У Фрэнсиса и Энтони были ещё три брата по отцу - Эдвард, Натаниэль и Николас, дети от первой жены отца - Джейн Фернли (ум. 1552).

Энн была хорошо образованным человеком: владела древнегреческим и латынью, а также французским и итальянским языками; являясь ревностной пуританкой, лично знала ведущих кальвинистов-теологов Англии и континентальной Европы, переписывалась с ними, переводила на английский язык различную богословскую литературу; она, сэр Николас и их родственники (Бэконы, Сесили, Расселы, Кавендиши, Сеймуры и Герберты) принадлежали к «новой знати», преданной Тюдорам, в отличие от старой строптивой родовой аристократии. Своих детей Энн постоянно побуждала к строгому соблюдению религиозных обрядов, наряду с тщательным изучением теологических доктрин. Одна из сестёр Энн - Милдред, была замужем за первым министром елизаветинского правительства, лордом-казначеем Уильямом Сесилом, бароном Берли, к которому Фрэнсис Бэкон впоследствии часто обращался за помощью в своём карьерном продвижении, а после кончины барона - к его второму сыну Роберту.

О детских годах Фрэнсиса известно очень мало; крепким здоровьем он не отличался, и, вероятно, учился в основном дома, атмосфера которого была заполнена разговорами об интригах «большой политики». Сочетание личных дел с государственными проблемами с детства отличало жизненный уклад Фрэнсиса, что позволило А. И. Герцену заметить: «Бэкон изощрил свой ум общественными делами, он на людях выучился мыслить» .

В апреле 1573 года он поступил в колледж Святой Троицы в Кембридже, и обучался там три года, вместе со своим старшим братом Энтони; их персональным преподавателем был доктор Джон Уитгифт, будущий архиепископ Кентерберийский. На способности и хорошие манеры Фрэнсиса обратили внимание придворные, а также и сама Елизавета I, которая часто беседовала с ним, и в шутку называла юным лордом-хранителем. Покинув колледж, будущий философ унёс с собой неприязнь к философии Аристотеля , которая, по его мнению, была хороша для отвлечённых диспутов, но не для пользы человеческой жизни.

27 июня 1576 года Фрэнсис и Энтони вступили в общество учителей (лат. societate magistrorum) в Грейс-Инне. Через несколько месяцев, благодаря протекции отца, который таким образом хотел подготовить сына к служению государству, Фрэнсиса отправили за границу, в составе свиты Сэра Эмиаса Паулета, английского посла во Франции, где, помимо Парижа, Фрэнсис был в Блуа, Туре и Пуатье.

Франция тогда переживала очень неспокойные времена, что дало богатые впечатления юному дипломатическому работнику, и пищу для размышлений. Некоторые считают, что результатом явилась работа Бэкона «Заметки о состоянии Христианского мира» (англ. Notes on the state of Christendom), которая обычно входит в состав его сочинений, однако издатель трудов Бэкона Джеймс Спеддинг показал, что приписывать эту работу Бэкону мало оснований, но более вероятно, что «Заметки…» принадлежат одному из корреспондентов его брата Энтони.

Начало профессиональной деятельности

Скоропостижная кончина отца в феврале 1579 года заставила Бэкона вернуться домой, в Англию. Сэр Николас отложил значительную сумму денег для покупки ему недвижимости, но не успел выполнить своё намерение; в результате Фрэнсису досталась только пятая часть из отложенной суммы. Для него этого оказалось недостаточно, и он начал брать деньги взаймы. Впоследствии долги всегда висели над ним. Также, необходимо было найти работу, и Бэкон выбрал право, обосновавшись в 1579 году в своей резиденции в Грейс-Инне. Таким образом, Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен также и как политик, писатель и философ, защитник научной революции.

В 1580 году Фрэнсис предпринял первый шаг в своей карьере, подав, через своего дядю Уильяма Сесила, прошение о назначении его на какую-либо должность при дворе. Королева благосклонно приняла эту просьбу, однако не удовлетворила её; подробности этого дела остались неизвестны. И впоследствии её величество была расположена к философу, консультировалась с ним по правовым и другим вопросам государственной службы, милостиво беседовала, но это не выливалось ни в материальное поощрение, ни в карьерное продвижение. Проработав после этого два года в Грейс-Инне, в 1582 году Бэкон получил должность младшего барристера (англ. outer barrister).

Парламентарий

В Палате общин Бэкон заседал постоянно, начиная с 1581 года и до его избрания в Палату лордов. В 1581 году состоялась первая сессия в парламенте с участием Фрэнсиса. Своё место там от избирательного округа Боссини он получил путём довыборов, и, без сомнения, не без помощи своего крёстного отца. Заседал не полный срок; в парламентских журналах не осталось никакого упоминания о деятельности Бэкона в тот период. В 1584 году Бэкон занял место в парламенте от округа Мелкомб в Дорсетшире, в 1586 году - от округа Тонтон, в 1589 - от округа Ливерпуль, в 1593 - от Мидлсекса, в 1597, 1601 и 1604 годах - от Ипсвича, и в 1614 году - от Кембриджского университета.

9 декабря 1584 года Бэкон говорил о законопроекте, касающемся парламентских палат, а также был назначен в комитет по информаторам. Во время своего третьего пребывания в парламенте, 3 ноября 1586 года, Бэкон выступал за наказание Марии Стюарт,королевы Шотландии, и 4 ноября участвовал в комитете по составлению ходатайства о суде над ней.

Парламентская сессия 1593 года началась 19 февраля. Созыв парламента был обусловлен потребностью королевы в денежных средствах перед лицом военной угрозы со стороны Испании. Лорды, как представители Верхней палаты, выдвинули предложение о выплате трёх субсидий за три года, затем смягчили до четырёх лет, при обычной практике уплаты одной субсидии за два года, а Бэкон, как представитель Нижней палаты, отстаивающей своё право определять суммы субсидий для королевского двора независимо от лордов, выступил против, говоря, что предложенная двором и лордами подать велика, ляжет непосильным бременем на плательщиков, вследствие чего «…джентльмены должны продать свою серебряную посуду, а фермеры - медную» и всё это в результате принесёт больше вреда, чем пользы. Фрэнсис был выдающимся оратором, его выступления производили впечатление на современников; характеризуя его как оратора, английский драматург, поэт и актёр Бен Джонсон отметил: «Никогда ни один человек не говорил глубже, весомей или допускал меньшую суетность, меньшую ветреность в своей речи… Каждый, кто слушал его, опасался лишь того, что речь закончится» .

В процессе дебатов Бэкон вступил в оппозицию сначала с Палатой лордов, а затем, фактически, и с самим двором. Что он предлагал конкретно сам, неизвестно, но планировал распределить выплату субсидий на шесть лет, с пометкой, что последняя субсидия является внеочередной. Роберт Берли, как представитель Палаты лордов, просил объяснений у философа, на что тот заявил, что имеет право говорить согласно своей совести. Тем не менее, запрос лордов был удовлетворён: выплату утвердили равной трём субсидиям и сопутствующим шести пятнадцатым за четыре года, а философ впал в немилость у двора и королевы: ему пришлось оправдываться.

Парламент 1597-1598 годов был собран в связи с тяжёлым социальным и экономическим положением в Англии; Бэкон инициировал два билля: об увеличении пахотных земель и о росте сельского населения, которые предусматривали перевод пахотных земель, обращённых в пастбища в результате проведения политики огораживаний, снова в пашни. Это соответствовало устремлениям английского правительства, которое хотело сохранить в деревнях страны крепкое крестьянство - йоменри, являющееся существенным источником пополнения королевской казны за счёт уплаты налогов. Одновременно, с сохранением, и даже ростом сельского населения должен был уменьшиться накал социальных конфликтов. После горячих дебатов и многочисленных совещаний с лордами были приняты полностью переработанные билли.

Первый парламент, созванный при Якове I, действовал без малого 7 лет: с 19 марта 1604 по 9 февраля 1611 года. Фрэнсиса Бэкона представители палаты общин назвали среди имён вероятных кандидатов на пост спикера. Однако по традиции претендента на данный пост выдвигал королевский двор, и на этот раз он настоял на своей кандидатуре, и спикером палаты общин стал землевладелец сэр Эдвард Филипс.

После того, как в 1613 году Бэкон стал генеральным прокурором, парламентарии объявили, что в будущем генеральный прокурор не должен заседать в палате общин, однако для Бэкона было сделано исключение.

Дальнейшая карьера и научная деятельность

В 1580-х годах Бэкон написал недошедшее до нашего времени философское эссе «Величайшее порождение времени» (лат. Temporis Partus Maximus), в котором наметил план всеобщей реформы науки и описал новый, индуктивный метод познания.

В 1586 году Бэкон становится старшиной юридической корпорации - бенчером (англ. Bencher), не в последнюю очередь благодаря содействию своего дяди, Уильяма Сесила, барона Берли. Затем последовало назначение его экстраординарным королевским адвокатом (правда, эта должность жалованием обеспечена не была), и, в 1589 году, Бэкона зачислили кандидатом на место регистратора Звёздной палаты. Это место могло бы принести ему 1.600 фунтов в год, но занять его можно было только через 20 лет; в настоящее время польза была только в том, что теперь брать взаймы стало проще. Неудовлетворённый своим продвижением по службе, Бэкон неоднократно обращается с просьбами к своим родственникам Сесилям; в одном из писем к лорду-казначею, барону Берли содержится намёк на то, что продвижению его карьеры тайно препятствуют: «И если ваша светлость подумает сейчас или когда-нибудь ещё, что я ищу и добиваюсь должности, в которой вы сами заинтересованы, то вы можете назвать меня самым бесчестным человеком» .

В молодые годы Фрэнсис увлекался театром: так, в 1588 году при его участии студентами Грейс-Инн был написан и поставлен спектакль-маска «Беды короля Артура» - первая обработка для сцены английского театра истории о легендарном короле бриттов Артуре. В 1594 году, на Рождество в Грейс-Инн был поставлен другой спектакль-маска с участием Бэкона, как одного из авторов - «Деяния грейитов» (лат. Gesta Grayorum). В этом спектакле Бэконом были выражены идеи «покорения творений природы», открытия и исследования её тайн, позднее получившие развитие в его философских трудах и литературно-публицистических эссе, например, в «Новой Атлантиде».

В конце 1580-х годов Бэкон знакомится с Робертом Деверё, 2-м графом Эссекса (или просто - граф Эссекс), у которого брат философа Энтони служил секретарём. Завязываются отношения, их можно охарактеризовать формулой «дружба-патронаж», иными словами, граф, являясь одним из фаворитов королевы, становится покровителем юриста-философа: старается продвинуть его по службе, употребляя для этого всё своё влияние. Также, и сам Бэкон продолжает обращаться за помощью в продвижении своей карьеры к Сесилям. Но пока ни то, ни другое не приносит результатов. Бэкон, в свою очередь, делится с графом Эссексом профессиональными навыками и познаниями: пишет для него различные проекты и предложения, которые тот уже от своего имени подаёт на рассмотрение королеве Елизавете.

В 1594 году Бэкон, при поддержке графа Эссекса, попробовал получить должность генерального прокурора, однако при дворе вспомнили оппозиционную речь философа во время парламентской сессии 1593 года, в результате через год эту должность получил юрист Эдвард Кок, освободив занимаемый им пост генерального адвоката короны. Бэкон попытался получить освободившийся адвокатский пост, однако, несмотря на заверения в верноподданничестве, также безрезультатно. Ходатайства графа Эссекса при этом могли сыграть и отрицательную роль из-за ухудшающихся отношений графа с королевой Елизаветой I.

С этого времени Кок и Бэкон становятся соперниками, так, что их противостояние назвали «одним из постоянных факторов английской политической жизни на протяжении 30 лет» . Положение усугубила и неудача философа в личной жизни: богатая вдова леди Хаттон, за которой он ухаживал, отдала предпочтение Эдварду Коку, и вышла за него замуж.

Чтобы скрасить неудачи, граф Эссекс дарит философу земельный участок в Туикенемском лесопарке, который Бэкон впоследствии продал за 1.800 фунтов стерлингов.

В 1597 году философ публикует свой первый литературный труд «Опыты и наставления нравственные и политические», которые в последующие годы неоднократно переиздавались. В посвящении, адресованном брату, автор опасался, что «Опыты» «будут подобны… новым полупенсовым монетам, которые, хотя серебро в них и полноценно, очень уж мелки» . Издание 1597 года содержало 10 коротких эссе; впоследствии, в новых редакциях изданий, автор увеличил их число и разнообразил тематику, при этом заметнее акцентируя политические аспекты - например, в издании 1612 года содержалось уже 38 эссе, а в издании 1625 года - 58. Всего при жизни автора вышло три издания «Опытов». Книга нравилась публике, была переведена на латинский, французский и итальянский языки; слава автора распространялась, но его финансовое положение оставалось затруднительным. Дошло до того, что он был задержан на улице и препровождён в полицию по жалобе одного из золотых дел мастеров из-за долга в 300 фунтов стерлингов.

8 февраля 1601 года граф Эссекс вместе со своими сподвижниками выступил против королевской власти, выйдя на улицы Лондона и направившись в Сити. Не получив поддержки от горожан, он и другие лидеры этого выступления той же ночью были арестованы, заключены в тюрьму и затем предстали перед судом. В состав судей власти включили и Фрэнсиса Бэкона. Графа признали виновным в государственной измене и приговорили к смертной казни. После приведения приговора в исполнение Бэкон пишет Декларацию о преступных деяниях Роберта, «бывшего графа Эссекса». Перед её официальной публикацией первоначальный вариант подвергся значительной правке и изменениям, сделанными королевой и её советниками. Определённо неизвестно, как был принят современниками этот документ, автор которого обвиняет своего друга, но, желая оправдаться, философ в 1604 году пишет «Апологию», описывающую его действия и отношения с графом.

Царствование Якова I

В марте 1603 года скончалась Елизавета I; на трон взошёл Яков I, он же король Шотландии Яков VI, ставший с момента воцарения в Лондоне правителем сразу двух независимых государств. 23-го июля 1603 года Бэкон получил титул рыцаря; этого же титула были удостоены ещё почти 300 прочих персон. В результате, за два месяца при Якове I в рыцари посвятили столько же людей, сколько за последние десять лет правления Елизаветы I.

В промежутке времени до открытия первого парламента при Якове I, философ занимался литературной работой, стремясь заинтересовать короля своими как политическими, так и научными идеями. Представил ему два трактата: об англо-шотландской унии и о мерах по умиротворению церкви. Сторонником унии Фрэнсис Бэкон выступил и в парламентских дебатах 1606-1607 годов.

В 1604 году Бэкон получает должность штатного королевского адвоката, а 25 июня 1607 года занимает пост генерал-солиситора с доходом около тысячи фунтов в год. В то время Бэкон ещё не является советником Якова I, а доступ «к уху» государя имеет его кузен Роберт Сесил. В 1608 году, в качестве солиситора, Бэкон решил вопрос об «автоматической» взаимной натурализации шотландцев и англичан, родившихся после коронации Якова I: и те и другие становились гражданами обоих государств (Англии и Шотландии) и приобретали соответствующие права. Аргументацию Бэкона признали 10 судей из 12.

В 1605 году Бэкон выпустил своё первое значительное философское произведение: «Две книги о восстановлении наук», явившееся наброском вышедшего через 18 лет труда «О достоинстве и приумножении наук». В предисловии к «Двум книгам…» автор не скупился на обильные восхваления Якова I, что было обычным явлением для тогдашней литературной практики гуманистов. В 1609 году выходит работа «О мудрости древних», представляющая собой сборник миниатюр.

В 1608 году философ становится регистратором Звёздной палаты, заняв то место, кандидатом на которое он был назначен ещё при Елизавете I, в 1589 году; в результате его годовой доход, поступающий от королевского двора, составил сумму 3.200 фунтов.

В 1613 году появилась, наконец, возможность более значительного карьерного продвижения. После кончины сэра Томаса Флеминга освободилась должность главного королевского судьи, и Бэкон предложил королю перевести Эдварда Кока на это место. Предложение философа было принято, Кока перевели, его место в суде общей юрисдикции занял сэр Генри Хобарт, а сам Бэкон получил должность генерального прокурора (генерал-атторнея) (англ. attorney-general). Тот факт, что король внял совету Бэкона, и выполнил его, говорит об их доверительных отношениях; современник Джон Чемберлен (1553-1628) по этому поводу отметил: «Имеется сильное опасение, что … Бэкон может оказаться опасным орудием.». В 1616 году, 9 июня, Бэкон становится членом тайного совета, не без помощи молодого фаворита короля Джорджа Вильерса, впоследствии герцога Бэкингема.

Период с 1617 по начало 1621 года явился самым плодотворным для Бэкона как в карьерном продвижении, так и в научной работе: 7 марта 1617 года он становится Лордом-хранителем Большой печати Англии, 4 января 1618 года его назначили на высший пост в государстве - он стал лордом-канцлером; в июле того же года ввели в круг пэров Англии присвоением титула барона Веруламского, а 27 января 1621 года возвели на следующую ступень пэрства, сделав виконтом Сент-Олбанским. 12 октября 1620 года опубликована одна из самых знаменитых его работ: «Новый Органон», вторая, по замыслу философа, часть незавершённого генерального труда - «Великое Восстановление Наук». Этот труд явился завершением большой многолетней работы; перед опубликованием окончательного текста было написано 12 вариантов.

Обвинение и уход из политики

Нуждаясь в субсидиях, Яков I инициировал созыв парламента: в ноябре 1620 года его сбор был назначен на январь 1621-го. Собравшись, депутаты выразили недовольство ростом монополий, при раздаче и последующей деятельности которых возникало много злоупотреблений. Это недовольство имело практические последствия: парламент привлёк к ответственности ряд предпринимателей-монополистов, после чего продолжил расследование. Специально назначенная комиссия нашла злоупотребления и наказала некоторых чиновников государственной канцелярии. 14-го марта 1621 года некто Кристофер Обри в суде палаты общин обвинил во взятке самого канцлера - Бэкона - а именно, в получении от него некоторой суммы денег во время слушания дела Обри, после чего решение было вынесено не в его пользу. Письмо Бэкона, написанное по этому случаю, показывает, что он понимал обвинение Обри как часть заранее подготовленного заговора против него. Почти сразу после этого возникло второе обвинение (дело Эдварда Эгертона), которое парламентарии изучили, нашли справедливым и требующим наказания канцлера, после чего назначили на 19-е марта встречу с лордами. В назначенный день Бэкон по болезни прийти не смог, и отправил лордам извинительное письмо с просьбой назначить другую дату для своей защиты и личной встречи со свидетелями. Обвинения продолжали накапливаться, но философ всё ещё надеялся оправдаться, заявляя об отсутствии в своих действиях злого умысла, однако допуская нарушения, сделанные им согласно практике того времени всеобщего взяточничества. Как писал он Якову I: «…я могу быть нравственно неустойчивым и разделять злоупотребления времени. … я не буду обманывать относительно моей невиновности, как я уже писал лордам, … но скажу им тем языком, которым говорит мне моё сердце, оправдывая себя, смягчая свою вину и чистосердечно признавая её» .

Со временем, во второй половине апреля, Бэкон понял, что защитить себя не получится, и 20 апреля отправил лордам общеепризнание своей вины. Лорды посчитали это недостаточным и направили ему список из 28 обвинительных позиций, требуя письменного ответа. Бэкон ответил 30 апреля, признавая свою вину, и надеясь на справедливость, великодушие и милость суда.

1-го мая 1621 года комиссия из четырёх человек, назначенных королём, посетила Бэкона в его особняке и изъяла Большую печать, на что он заметил: «Господь дал мне её, а теперь по своей вине я её потерял» , прибавив то же самое по-латински: «Deus dedit, mea culpa perdidit» .

3-го мая 1621 года, после тщательного обсуждения, лорды вынесли приговор: штраф 40.000 фунтов, заключение в Тауэр на срок, определённый королём, лишение права занимать какие-либо государственные должности, заседать в парламенте и бывать при дворе. Было также предложение подвергнуть философа бесчестию - в данном случае лишить его титулов барона и виконта, но оно не прошло из-за двух голосов против, один из которых принадлежал маркизу Бэкингему.

Приговор был исполнен только в малой степени: 31-го мая Бэкона заключили в Тауэр, но через два-три дня король выпустил его на волю, впоследствии также простив и штраф. Затем последовало общее прощение (хотя и не отменяющее приговор парламента), и долгожданное разрешение бывать при дворе, данное, вероятно, не без помощи фаворита короляБэкингема. Однако в парламенте Бэкон уже больше никогда не заседал, и его карьера государственного деятеля закончилась. Своей судьбой он подтвердил верность своих же слов, сказанных в эссе «О высокой должности»: «На высоком месте нелегко устоять, но нет и пути назад, кроме падения или по крайней мере заката…» .

Последние дни

Бэкон умер после того, как простудился во время одного из физических опытов - он собственноручно набил снегом тушку курицы, которую купил у одной бедной женщины, чтобы проверить влияние холода на сохранность мясных припасов. Уже тяжелобольным, в последнем письме к одному из своих друзей, лорду Эренделу, он с торжеством сообщает, что этот опыт удался. Учёный был уверен в том, что наука должна дать человеку власть над природой и тем улучшить его жизнь.

Вероисповедание

Ортодоксальный англиканин, считал себя учеником Джона Уитгифта; написал ряд религиозных сочинений: «Исповедание веры», «Священные размышления» (1597), «Перевод некоторых псалмов на английский» (1625). Также, в работе «Новая Атлантида» имеется много подразумеваемых отсылок к Библии, а труд «Великое восстановление наук» является, как считает англо-ирландский учёный Бенджамин Фаррингтон, намёком на «Божественное обетование человеческого господства над всеми созданиями». В своих «Опытах…» Бэкон, среди прочего, рассуждает о различных вопросах религии, критикует суеверия и атеизм: «… поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии» .

Личная жизнь

В 1603 году Роберт Сесил представил Бэкона вдове лондонского старейшины Бенедикта Бэрнема, Дороти, вторично вышедшей замуж за сэра Джона Пэкингтона, матери будущей жены философа Алисы Бэрнем (1592-1650). Свадьба 45-летнего Фрэнсиса и 14-летней Алисы состоялась 10 мая 1606 года. Детей у Фрэнсиса и Алисы не было.

Философия и работы

Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки, а также человека и общества Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В этом трактате он поставил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого - быть использованным человеком.

Бэкон создал двухбуквенный шифр, называемый теперь шифр Бэкона.

Существует непризнанная научным сообществом «бэконианская версия», приписывающая Бэкону авторство текстов, известных под именем Шекспира .

Научное познание

В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание - сила» (лат. Scientia potentia est).