Виды социальной информации, ее классификация. Понятие социального управления Понятие и виды социальной информации

Информация – одно из самых употребительных понятий. Термин появился в 19 в. Первоначально называлось учение наставления, а информаторами называли домашних учителей, с лат. разъяснение, изложение.

В 19-20 в. Этот термин начал использоваться в журналистике как новость, сообщение. В кон 20 века философы стали рассматривать информацию как всеобщее свойство материи, как категорию отражения, но по сей день нет единого понятия.

1. Атрибутисты утв., что информация присуща всем уровням материи (жив. и нежив.)

2. Функционалисты утв., что информация присуща только живой материи.

С сер. 20 века обозначился кибернетический подход к феномену информации. Она рассматривается как сигнал, как управляемое воздействие, которое дается по системе связи. Автор теории информации – Шеннон рассматривал информацию как снятие неопределенности. Ученые пришли к выводу, что невозможно дать единого определения информации.

Информация – общенаучное понятие. Включает:

a) Обмен сведениями между людьми

b) Между человеком и автоматос

c) Обмен сигналами в животном и растительном мире

d) Передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

Исходя из этого определения, выделяют 3 типа информации:

a) Социальная информация

b) Механическая информация (на уровне передачи сигнала)

c) Биологическая информация

Социальная информация – передается в процессе общения людей и отражает знания, эмоции, волевые и управленческие возможности, т.е. вся информация, которая рождается в обществе – социальная.

Виды социальной информации:

Ø От способа передачи: вербальная или устная; визуальная; документальная (любая и. зафиксированная на носителе)

Ø В зависимости от востребованности:

· Личная И. – передается от чел. К чел. И касается узкого круга лиц

· Специф.И. – адресована отдельным соц.группам, которые вырабатывают свою знаковую систему.

· Массовая И. – рождается в масс.аудитории, которая распространяется по инф.каналам и потребляется по инф.каналам аудитории. Бывает: обыденная (выражает общ.мнение, соц-псих. чувства и настроения, рассматривает поведение членов общества и ориентирует их в соц.среде – например, субкультура, нормы, обчаи), публицистическая (распространяется через СМИ), художественно-эстетическая. (канал распространения – ис-во, воздействует на эмоц.сферу чел.)

Специфика эстетической информации:

· используется особая знаковая система, которая воздействует на эмоции

· не поддается старению

· всегда субъективна, всегда художник присутствует при творчестве

· не поддается конспектированию и др.способам микроаналитическому свертыванию

· тематична, неисчерпаема

Свойства Социальной информации:

a) Семантический хар-р (семантика – смысл, значения)

b) Аксиологический хар-р (аксиос - ценный)

c) Достоверность (мы д.знать источники И.)

d) Кумулятивность – способность И. к уплотнению

Исследователи:

Урсул – вопросы соц.информации

Абдеев – философия информ. цивилизации

Соколов - Введение в социальную коммуникацию

Социальная информация – это совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.

С позиций информационного подхода к социальной информации следует относить информационные модели, которые определяют хотение, опасение, намерения, информационные и реальные действия отдельных людей по отношению к человеческому (социальному) окружению; интеграция этих моделей в социальных системах различной величины и сложности; отражение интегрированной сложности общественной модели в индивидуальном сознании. Далее следует коррекция социальных моделей, как на нижнем, так и на верхнем, уровнях информации - люди меняют своё поведение в зависимости от смены идей, законов, правил, а смена идей, законов, правил происходит с учётом изменившегося поведения людей.

Поскольку люди объединены в группы, то существует групповая социальная информация - социальная информация семьи, нации и общечеловеческая социальная информация. Соответственно существует хотение, опасение, намерение информационное и реальное действие семьи, нации, человечества в целом.

Собственно хотение, опасение, намерение, информационное и реальное действие являются социальной информацией в описании с помощью тех или иных информационных средств. В своём реальном бытии эти феномены получают иной и различный статус как информационный акт вида: «модель - реальность - ответ (ДА или НЕТ)».

Виды социальной информации

Сфера социальной деятельности

Вид социальной информации

Промышленное и сельскохозяйственное производство

Производственная, техническая

Искусство и художественное творчество

Эстетическая

Спортивная

Политика

Политическая

Массовое информирование и пропаганда

Массовая, популярная, публицистическая

Образование

Педагогическая

Управление

Управленческая

При этом для общества можно выделить некоторую информацию, имеющую для его членов наибольшее значение. Такая информация называется социально значимой .

Социально значимая информация – это информация, включающая в себя помимо всего следующие сведения:

О состоянии экономической сферы;

Об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом;

О деятельности политических партий и движений, лидеров общества и государства;

О рынке труда и капитала и т.д.

В общем виде социально-психологическая информация – это преломленная в субъективном пространстве сознания социально значащая тема, ставшая социально-психологическим феноменом, объединяющим семантику, эстетику и энергетику. Социально-психологическая информация имеет свое собственное информационное пространство, сформированное из специфических информационных полей, коррелирующее с иными пространствами и полями (социальными и психологическими).

«Информационный обмен в социальных системах основан на взаимодействии, т.е. на процессе взаимного (совместного) воздействия – непосредственного или опосредованного – объектов (субъектов) друг на друга, порождающего их взаимную обусловленность и связь».

На уровне социальной информации психологическая информация трансформируется во взаимодействие многих, по крайней мере, - двух индивидов, и получает иные обозначения величин социального действия, иную размерность и иной язык описания, хотя «на стыке» этих разных наук возможно взаимопроникновение терминов. Большинство людей руководствуется в социальных взаимодействиях «здравым смыслом», в составе которого научная социальная информация занимает очень скромное место. Собственно «здравый смысл» и следует понимать как подлинную социальную информацию, поскольку всё течение жизни людей определяется ею, а не степенью приобщённости к научному знанию, даже там, где научное знание составляет значительную компоненту «здравого смысла».

Внутри каждой группы социальная информация имеет различный потенциал «напряжённости» информационных процессов - члены семьи имеют различный статус и субординацию с разной мерой ответственности; нация делится на социальные слои со своей специфической информацией; общечеловеческая информация оказывается интегрированной, составленной из национальных информационных блоков; и вся эта конструкция пронизана индивидуальной человеческой информацией с индивидуальным потенциалом хотения, опасения, намерения и действия.

Социальная информация , находящаяся в информационных центрах различных по уровням всеобщего, является «слепком» с интегрированной информации, включающей в себя все нижележащие уровни социальной информации, и одновременно подверженной воздействию общечеловеческого уровня социальной информации. Этот слепок может быть самой разной степени «чёткости».

Отдельный человек обладает своим собственным социальным опытом, то есть индивидуальным массивом информации, и сведениями о социальном опыте группы, к которой он принадлежит, нации, к которой он принадлежит, сведения о социальном опыте всего человечества. Индивидуальный социальный опыт может быть оценен как энтропия, как культурный феномен, и измерен, то есть, оценен как количество информации большее или меньшее в сравнении с социальным опытом другого человека в группе, нации, во всём человечестве. Оценка культурного (информационная энтропия) потенциала отдельного человека происходит без детализации, интуитивно, - результат выражается в виде полярной оценки: «свой-чужой».

Роль информации в современном мире трудно переоценить. И в России, и за рубежом однозначно признается, что информация превращается в важнейший ресурс, определяющий прогресс общества. "Жизнедеятельность человека осуществляется в специфической, присущей человеческому обществу информационной среде, имеющей свои закономерности, особенности развития и функционирования. Многочисленными исследованиями установлено, что без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование социальных групп и общества в целом" (Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 304 с. (с.7)

Информация - одно из сложных, дискуссионных понятий, имеющих несколько толкований, о чем изначально заявляют ученые. Так, в одном из словарей приводится три трактовки информации:

  • 1) коммуникативная (сфера сообщений, общенаучное средство рефлексии);
  • 2) функционально-кибернетическая (свойство самоорганизующихся систем, связанное с упорядочением и обменными процессами, с адекватным реагированием на существующие изменения);
  • 3) атрибутивная (мера неоднородности, распределения материи и энергии, свойство материальных систем, фиксирующее изначальную неоднородность мира) [Социальная работа: словарь-справочник / сост.е.П. Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович и др; под ред.В.И. Филоненко. - М.: Контур, 1998. - 440 с, с.101].

Современный экономический словарь дает четыре подхода к пониманию информации, которые существенно отличаются от приведенных и подчеркивают ее экономический аспект:

  • 1) любое сообщение о чем-либо;
  • 2) сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении;
  • 3) один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов, в связи с чем эти затраты следует включать в издержки производства и обращения;
  • 4) одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего знания, образы [Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 496 с., с.135].

Философский словарь тоже содержит четыре варианта толкования термина "информация", но они носят более обобщенный, междисциплинарный характер:

  • 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми;
  • 2) уменьшаемая, системная неопределенность в результате получения сообщений;
  • 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик;
  • 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы) [Философский энциклопедический словарь / редкол.С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с., с.222]. Перечисления существующих подходов к пониманию информации на этом не исчерпываются, однако в самом общем виде под информацией обычно понимают передачу сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней.

В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" закреплено следующее определение понятия "информация": "Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" (…)

Столь сложный и интересный феномен, как информация, в ХХ веке стал объектом научных исследований, результатом которых явилась теория информации. В 20-30-е годы информация рассматривалась в основном на качественном уровне без введения формализованных понятий и процедур. В научных трудах обсуждалась сущность информации, ее источники, виды, влияние на потребителей, некоторые свойства.

К середине века сформировалась математическая теория информации (К. Шеннон, У. Уивер), в которой использовались вероятностные методы для измерения количества информации и была предложена абстрактная схема связи, состоящая из шести компонентов (источника информации, передатчика, линии связи, приемника, адресата и источника помех), а также теоремы о пропускной способности, помехоустойчивости, кодировании и т.д. В вероятностной теории под информацией понимались лишь те сведения, которые уменьшают неопределенность у ее получателя. Неопределенность существует тогда, когда из-за неполноты информации необходим выбор одной из двух или большего числа возможностей. Такие ситуации характерны не только в коммуникациях, но и в управлении, познании. (ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ Морозова Е.А.)

Наряду с вероятностным вариантом математической теории информации в науке появились и другие ее варианты: топологический, комбинаторный, "динамический", алгоритмический и т.д. Но все математические концепции описывают лишь знаковую структуру сообщений и поэтому могут быть охарактеризованы как синтаксические теории. Содержательный и аксиологический (ценность, полезность) аспекты информации исследуются в семантических и прагматических теориях. Понятие информации широко используется в кибернетике. Представители кибернетической теории (Н. Винер, Б.Н. Петров, А.Н. Колмогоров) в 60-70-е годы заложили основу "информационной теории управления", считая информацию одной из центральных категорий наряду с понятиями связи и управления. Во второй половине ХХ века понятие информация приобрело общенаучный статус, а информационный подход стал считаться общенаучным средством исследования. (МАНОЙЛО А.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Монография М.: МИФИ, 2003, С. 31)

В последние годы активное развитие получил такой раздел науки, как информатика. И.В. Соколова считает, что среди большого числа определений информатики наиболее адекватным изучению социальных аспектов информатизации общества является следующее: информатика - это система знаний, относящихся к производству, переработке, хранению и распространению всех видов информации в обществе, в природе и технических устройствах. Но поскольку в общественном мнении утвердился преимущественно технократический подход к пониманию информатики, сформировалось специальное научное направление "социальная информатика", которая нацелена на решение актуальных и сложных проблем информатизации общества. Автор считает, что, кроме названных, необходимо развивать и другие теории, изучающие аспекты информатизации общества, например социологию информатики [Соколова И.В. Информатизация российского общества: социологические подходы // Социальная политика и социология. - 2000. - № 2. - С.72-77., с. 72-73].

Среди основных свойств и характеристик информации исследователи называют количество, ценность, содержание, правдивость, достоверность, полноту, глубину, точность, убедительность, доказательность, новизну, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность, выразительность, актуальность, доступность для восприятия, логичность, неподверженность физическому износу, возможность использования при решении различных задач, минимальность затрат при репродуцировании, возрастание социально-экономической эффективности с ростом частоты и фронта использования, практическую однородность с точки зрения технологии обработки, идеальный характер, воспроизводимость, относимость, допустимость и др. [МАНОЙЛО А.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Монография М.: МИФИ, 2003, С.32].

Выделяют различные виды информации: первичную (исходную), производную (промежуточную) и итоговую; статическую (постоянную) и динамическую (переменную); полную и выборочную; чрезмерную и недостаточную; полезную и ошибочную; информирующую и предназначенную для управления какими-либо процессами [Словарь социального педагога и социального работника / под ред.И. И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. - 2-е изд. - Минск: БелЭн, 2003. - 256 с., с.80]. Можно говорить об открытой и закрытой (конфиденциальной) информации; внутренней и внешней и т.д. По содержанию информация может быть экономической, правовой, политической и другой. [Социальная политика: толковый словарь. - Изд. 2-е, перераб. и доп. / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Н.А. Волгина; отв. ред. д-р экон. наук, проф. Б.В. Ракитский. - М.: РАГС, 2002. - 456 с., с. 167].

По предназначению информация в социальных системах подразделяется на: массовую; групповую; индивидуальную.

Массовая информация представляет собой сведения, предназначенные для неограниченного круга лиц. Как правило, форма представления массовой информации - это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Групповая информация ориентирована на использование вполне определенным кругом лиц, имеющих отношение к содержащимся в ней сведениям.

Индивидуальная информация ориентирована на конкретного человека. МАНОЙЛО А.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Монография М.: МИФИ, 2003, С. 33]

С точки зрения способа фиксации информации существуют различные виды документированной информации - т.е. зафиксированной на каком-либо материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Под носителем информации в общем случае понимается физическое лицо, или материальный объект, в том числе физическое поле, в котором информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. По действующему законодательству Российской Федерации документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Документированная информация при ее изучении и анализе называется также документальными источниками. Классификация документальных источников возможна по разным критериям: по способу фиксирования информации, по целевому назначению, по степени персонификации, по статусу, по источнику информации и т.д. (МАНОЙЛО А.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Монография М.: МИФИ, 2003, С. 35]

С появлением электронно-вычислительных машин возник такой вид информации, как информация компьютерная - идентифицируемый, имеющий собственника элемент информационной системы.

Одно из первых определений компьютерной информации принадлежит Н. Винеру. Компьютерная информация - это информация, которая передается, обрабатывается и хранится с использованием электронно-вычислительной техники. Она может быть перенесена в пространстве, сохранена во времени, передана другому субъекту или техническому устройству, подвергнута иным операциям. Существуют и другие определения для данного термина (МАНОЙЛО А.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Монография М.: МИФИ, 2003, С. 37]

В ряде случаев вместо термина "компьютерная информация" используется термин "машинная информация", под которой, как правило, понимают информацию, циркулирующую в вычислительной среде, зафиксированную на физическом носителе в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающуюся по телекоммуникационным каналам; сформированную в вычислительной среде и пересылаемую посредством электромагнитных сигналов из одной ЭВМ в другую, из ЭВМ на периферийное устройство, либо на управляющий датчик оборудования. (МАНОЙЛО А.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Монография М.: МИФИ, 2003, С.39]

Особое место в контексте исследуемой проблематики занимает социальная информация. По мнению ученых, данный термин возник, чтобы оттенить проблемы информационного взаимодействия в социальных (общественных) системах от тех информационных процессов, которые протекают в физических и технических системах.

Информация, циркулирующая в обществе, то есть социальная информация, имеет очень сложную структуру, сопоставимую со сложностью самого общества, и представляет собой актуальные знания, сообщения, сведения о социальном и природном мире, которые необходимы социуму для его полноценного функционирования. Главным в её содержании являются отношения людей, их взаимодействия, их потребности, их интересы и именно в этом качестве она является субстратом коммуникативных процессов социальных систем. (МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ, Г.В. ИВАЩЕНКО, Т.В. НАУМЕНКО, CREDO NEW: теоретический журнал: электронный журнал. - 2000. - № 3. - http://credonew.ru

Анализ трактовок социальной информации показал, что авторы объясняют "социальность" информации, опираясь на разные основания. Так, одни считают социальной ту информацию, которая содержит сведения о социальных системах, объектах, процессах [Социологический справочник / под общ. ред.В.И. Воловича. - Киев: Политиздат Украины, 1990. - 382 с., с.31], вторые - ту, которая используется в социальной сфере [Словарь социального педагога и социального работника / под ред.И. И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. - 2-е изд. - Минск: БелЭн, 2003. - 256 с., с.67], третьи - ту, носитель или получатель которой - социальный субъект [Социологический словарь / сост.А.Н. Елсуков, К.В. Шульга; науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко; редкол. Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Университетское, 1991. - 528 с., с.230]. На взгляд Морозовой Е.А. (…) ближе к истине те исследователи, которые объединили в одном определении все три признака социальности информации: "Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений"

Социальная информация выполняет ряд функций: управленческую, организационную, идеологическую, воспитательную, коммуникативную, отражательную, которые тесно связаны между собой. На современном этапе социальная информация все активнее проявляет структурообразующее свойство, которое заключается во взаимном влиянии накопления информации и информационных процессов на структурные характеристики ключевых социальных систем. (Морозова Е.А. ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6;: www.science-education.ru/100-5111)

Группа ученых разделяет социальную информацию в зависимости от общественно-политического назначения на массовую (предназначена для всех членов общества) и специальную (для специалистов в отраслях науки, техники и производства). В массовой информации различают: общественно-политическую как совокупность сведений об актуальных проблемах внутренней и внешней политики государства, международной жизни; обычную, основная задача которой - ориентация и регламентация поведения членов общества в социальной среде; эстетическую, которая воздействует на эмоциональную сферу человека с помощью художественных образов. В специальной информации выделяют также: информацию научно-техническую (по разным направлениям наук, отраслям народного хозяйства), экономическую (совокупность сведений о процессах производства, обмена и потребления материальных благ) и социологическую (на ее основе делаются выводы и предложения для науки и практики) [Словарь социального педагога и социального работника / под ред.И. И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. - 2-е изд. - Минск: БелЭн, 2003. - 256 с., с.80-81].

Информацию также "подразделяют на социально изменчивую и инвариантную. Социально изменчивая информация несет в себе следы идеологических стереотипов, национальных, политических, экономических и других отношений, отражает нужды, интересы и психологические характеристики социальных групп и коллективов" [Социальная работа: словарь-справочник / сост.е.П. Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович и др; под ред.В.И. Филоненко. - М.: Контур, 1998. - 440 с., с.102-103].

В работе Соколова А.В. (А.В. Соколов ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ) дано определение социальной информации, получаемой в результате информационного подхода к социальной коммуникации. "Социальная информация - это осмысленное коммуникационное сообщение в свете информационного подхода". Эта дефиниция подразумевает, что осмысленное сообщение может быть носителем знаний, эмоций, побуждений (все это - смыслы), и значит, последние попадают в содержание социальной информации. Другими словами: социальная информация - это сообщение, имеющее смысл.

Соколов А.В. Выделил виды социальной коммуникации по общественному назначению.

Массовая информация - это коммуникационные (информационные) сообщения о знаниях, эмоциональных настроениях, волевых воздействиях, которые необходимы или важны, полезны или интересны для всех членов общества. Массовая информация адресована и доступна любому человеку, поэтому она называется массовой. Массовые коммуникации делятся на три взаимно пересекающиеся, но тем не менее отличающиеся друг от друга вида: публицистическая, художественная, обыденная коммуникации. Каждому виду соответствует свое понимание информации.

Публицистическая информация - массовая социальная информация, нацеленная на утверждение в общественном сознании определенных духовных ценностей и идейное воспитание членов общества. Ярко выраженная идейно-политическая и социально-воспитательная направленность отличительная особенность публицистической информации. Содержание публицистической информации затрагивает все стороны общественного бытия и общественного сознания - политику, экономику, международную жизнь, образование, науку, культуру, мораль, искусство и т.д. Средствами распространения публицистической информации являются пресса, радиовещание, телевидение, кинохроника. Эти средства называются средствами массовой коммуникации (информации и пропаганды).

Эстетическая (художественная) информация - специфический вид массовой социальной информации, обладающий свойством воздействовать на эмоциональную сферу человека при помощи художественных образов. Эстетическая информация характерна для искусства, которое можно рассматривать в качестве коммуникационного канала, первым звеном которого является художник (отправитель художественной информации), вторым звеном - художественное произведение (информационное сообщение), третьим звеном - воспринимающие искусство люди (потребители эстетической информации). Благодаря этому каналу происходит обмен мыслями, чувствами, устремлениями людей, обобществление индивидуальной духовной жизни. Искусству присуща многофункциональность. Однако все многочисленные функции искусства (познавательная, воспитательная, гедонистическая, т.е. способность возбуждать чувство эстетического наслаждения) реализуются через коммуникативную функцию. Произведения искусства адресованы, обществу в целом (не только современникам, но и последующим поколениям), поэтому эстетическая информация относится к категории массовой социальной информации. Способностью воздействовать на эмоциональную сферу человека обладают все виды социальной информации (например, всех волнуют события политической жизни, многих - результаты спортивных состязаний и курс рубля по отношению к доллару), но эстетической информации присущи особые средства эмоционального воздействия - образно-художественная форма, особые знаковые системы, и в этом заключается ее специфичность.

Обыденная (бытовая) информация - массовая социальная информация, выражающая общественное мнение, социально-психологические чувства и настроения, регламентирующая поведение членов общества и ориентирующая их в социальной среде. К обыденной информации относятся образцы поведения, свойственные членам данной социальной группы; так называемые "донаучные знания", позволяющие пользоваться различными техническими приборами, не имея представления о принципах их работы; сведения, выдаваемые городской справочной службой, расписание движения транспорта и т.д. ((А.В. Соколов ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ)

Специальная информация - это коммуникационные (информационные) сообщения о знаниях и управляющих воздействиях, адресованные не всем членам общества, а целевым социальным группам. Целевые группы сформировались в результате разделения труда для решения определенных общественных задач. В этих группах вырабатывается формальная структура, которая характеризуется функциональной специализацией членов группы, созданием иерархии социальных ролей и аппарата управления. Примеры целевых групп: научное сообщество, объединяющее научных работников, сообщество инженерно-технических работников, аппарат экономического управления, политическая партия, армия, священнослужители определенной конфессии и т.д. Для решения задач, стоящих перед группой, необходима мидикоммуникация (специальная коммуникация), служащая для передачи специальных знаний и управляющих воздействий (методик, нормативов, рекомендаций и т.п.). Целевые группы обычно вырабатывают собственные знаковые системы (терминологию, условные обозначения), понятные только членам данной группы. Именно поэтому научно-техническая литература недоступна для неспециалистов и данной отрасли знания. Видов специальной информации можно выделить столько, сколько существует целевых социальных групп. Охарактеризуем некоторые виды специальной социальной информации.

Г.И. Осадчая выделила еще ряд критериев для классификации социальной информации: по масштабу отражаемого объекта - федеральная, региональная, муниципальная, местная; по отраслям социальной сферы - образование, медицина, жилье и т.д.; по структурированности - систематизированная (по составу показателей, адресности, периодичности, срокам передачи, форме представления) и несистематизированная; по отношению к конкретному социальному министерству и органу управления - внешняя, внутренняя, организационно-распорядительная, информация состояния, информация согласования, отчетная; по характеру носителя информации - документированная, компьютерная, вербальная; по характеру хранения - фиксированная, допускающая многократное использование и не фиксированная; по характеру использования - универсальная и функциональная [Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. - М.: Союз, 1999. - 279 с., с.187-198].

Таким образом, к социальной информации относится любая информация, циркулирующая в обществе, которая обеспечивает выполнение им функций именно как социальной системы. При этом для общества можно выделить некоторую информацию, имеющую для его членов наибольшее значение. Такая информация называется социально значимой.

Социально значимая информация - это информация, отвечающая актуальным потребностям пользователей. Она способствует обеспечению качества и безопасности жизни человека, реализации его социальной активности. Сюда входят вопросы, связанные с деятельностью государственных и муниципальных органов, участием граждан в системе местного самоуправления, социальной защитой граждан, состоянием окружающей среды, потребительской информацией, организацией здравоохранения и др. (МАНОЙЛО А.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Монография М.: МИФИ, 2003, С.40)

В настоящее время объемы информации удваиваются каждые три года. Общество переживает информационный бум. Любая организация, также как и каждый человек в отдельности, может существовать, только обмениваясь информацией. В нынешних условиях очень важно вовремя получить нужную информацию в необходимом объеме. Другими словами, кто владеет информацией, тот владеет ситуацией.

Социальная информация ‒ это те сведения и сообщения, которые передаются в процессе общения. Это совокупность эмоциональных и иных воздействий, передаваемых участниками коммуникационного процесса. Это знания и эмоциональные посылы, передаваемые людьми последующим поколениям.

Что представляет собой социальная информация

Существуют различные каналы передачи подобных сообщений, несущих просветительную и образовательную функции. Например, наиболее ярко невербальные социальные сообщения передаются посредством традиционной культуры. В современном обществе важным каналом обмена такими данными являются

Понятия "информация" и "социальная информация" неразрывно между собой связаны. Только, в отличие от первой, являющей собой знания об обществе, вторая отличается своей динамичностью и в полной мере отражает процессы, происходящие при социальной коммуникации. В процессе эволюционного развития общества произошло усложнение структурной части социальной информации. Если раньше поведение человека регулировалось выработанными поколениями генетическими знаниями, то в настоящее время общество предпочитает оперативную информацию, отличающейся своим многообразием и оперативностью.

Виды общественной информации

С точки зрения информацию данного типа можно классифицировать на следующие виды:

  • специальная;
  • массовая.

Другой способ деления основан на том, при помощи какого способа она отражается в сознании человека. Различают эстетическую и логическую составляющие социальной информации.

Помимо этого, существуют виды социальной информации, основанные на чувственном восприятии поступающих к человеку данных от окружающего мира. В соответствии с этим различают тактильный, аудиальный, вкусовой и другие виды.

Методы систематизации

Социальная информация ‒ это данные, которые нуждаются в периодическом сборе и систематизации. Например, социальная информация может быть получена следующими методами:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • анализ;
  • экспертный опрос;
  • социальный эксперимент и др.

Наибольшее распространение получил метод социологического наблюдения, подразумевающий проведение и взятие интервью. Данные методы позволяют получить максимально актуальные, надежные и достоверные сведения.

Как осуществляется сбор социальных сведений

Сбор данных является важным этапом любого социологического исследования. При этом сбор социальной информации осуществляется комплексно, с применением сразу нескольких методов. Например, анализ документов является традиционным и достаточно надежным методом, который часто выступает в качестве формализованного и дополнительного способа получения нужных социологических данных. Универсальным и часто используемым методом является опрос, который может проходить в форме прессового или раздаточного анкетирования, в форме стандартизированного интервью, а также свободного, лишенного формальностей интервью. Социологическое наблюдение — метод сбора первичной социологической информации, который осуществляется путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования.

Цели и задачи

Социальная информация ‒ это все накопленные знания о мире, которые используются человечеством в самых различных сферах их жизнедеятельности. Отсюда можно выделить следующие функции:

  • научно-познавательная;
  • идеологическая;
  • управленческая;
  • коммуникативная и др.

Каждая из этих функций строго специфична, однако целесообразно рассматривать их в комплексе. Некоторые пары функций неразрывно связаны между собой, как, например, коммуникативная и управленческая. Примечательно, что социальная информация никогда не перестает быть ценной. Даже в том случае, если теряется ее актуальность, она остается незаменимым источником различных исторических фактов.

Социальная информация - это прекрасная возможность хорошо ориентироваться в окружающем каждого человека реальном мире, а также максимально объективно эту реальность воспринимать. Возможность наблюдать за окружающей обстановкой и принятыми в том или ином коллективе нормами дает возможность индивиду правильно ориентироваться в окружающей обстановке, а также строить свое поведение таким образом, чтобы оно органично вписывалось в уже существующие правила.

Каналы передачи

Человек получает необходимую для него информацию при помощи различных социокультурных институтов, в качестве которых могут выступать: семья, образование и средства массовой коммуникации. Семья выступает в качестве первого социокультурного института, откуда человек получает самое первое представление об окружающем его мире. Поэтому сложно переоценить роль семьи в формировании и передаче социальной информации последующим поколениям. Телевидение и интернет позволяют получать самые различные знания о мире и о нормах коммуникации в нем.

Наконец, образовательно-просветительные институты, а также система непрерывного образования обеспечивают современного человека достоверной и актуальной информацией. Немаловажное значение имеет непосредственное общение между людьми. Они при помощи устных или письменных сообщений участвуют в обмене социальной информацией. Однако наибольшее распространение в настоящее время получила общественная информация из интернета. Для большинства современных людей это наиболее простой и быстрый способ получения сведений в текстовой форме, а также в форме аудио- или видеофайла.

Она дает нам общее представление о том, в каком состоянии в настоящее время находится социально-педагогическая система, а также о том, каким образом обеспечиваются потребности в информационных ресурсах в образовательном процессе. Она является важнейшим интеллектуальным ресурсом, активно используемым современным обществом.

Социально-педагогическую информацию невозможно представить без использования информационных технологий, позволяющих существенно ускорить процессы сбора, переработки и хранения ресурсов. Она является важной частью общественной интеллектуальной собственности. Более того, с каждым годом ее значение все более возрастает. Достоверные данные такого типа необходимы в процессах управления. Социальная информация позволяет принимать правильные управленческие решения, а также корригировать ранее принятые решения. Собирать, систематизировать и применять данную информацию крайне целесообразно во всех сферах жизни и во всех видах человеческой деятельности, так как это способствует принятию обоснованных, адекватных текущей ситуации действий.

Обобщение полученных исследовательских данных

Затрагивая различные сферы общественной жизни, социальная информация может классифицироваться на экономическую, политическую, социальную. Различают также бумажную, электрическую и электронную в зависимости от того, какой именно материальный носитель используется для ее передачи. Формально в качестве носителей информации применяются печатные издания, радио и телевидение. В зависимости от поставленных целей социальная информация может быть представлена качественно или количественно. Рассматривая поступление данных от объекта к субъекту и наоборот, можно выделить прямой и обратный тип передачи данных.

Из социальных данных может быть сформирована справочная информация, включающая в себя нормативные сведения, или же Последняя обладает переменным периодом использования и характеризуется быстрыми сроками сбора. В зависимости от того, к каким именно функциям управления относится социальная информация, она классифицируется на следующие виды:


Методы сбора социально-педагогической информации

Анализ документов позволяет получить данные о тех событиях, наблюдение за которыми уже не представляется возможным. Однако доклады, протоколы, публикации и другие источники могут предоставить ценную статистическую социальную информацию. Архивные исследования предоставляют уникальную возможность изучить то или иное социальное явление, затрагивая более широкий временной интервал. Архивное исследование предполагает работу с данными переписи населения, фольклором, личными письмами, а также газетными материалами и различными статистическими отчетами.

Другим, не менее важным методом социальной информации является наблюдение, в процессе которого собираются первичные эмпирические сведения. Главным достоинством данного метода является независимость и максимальная объективность получаемых данных, а также возможность запечатления самого процесса человеческого общения и его элементов. Эксперимент является наиболее ценным и в то же время наиболее сложно выполнимым методом сбора социальной информации. В совокупности все существующие методы поведения человека направлены на познание и улучшение коммуникативного процесса. В этом заключается главная функция социальной информации.

1. Виды социальной информации и их характеристика

2. Формальные и неформальные коммуникации. Их достоинства и недостатки

4. Типообразующие признаки документов

5. Основные исторические этапы документирования информации

6. Определение понятия документ, основные свойства документов и их отличительные признаки.

7. Разновидности документов по особенностям знаковой формы закрепления информации.

8. Разновидности документов по способу распространения в обществе

9. Разновидности документов в зависимости от отношения к фиксируемой информации. 10). Классификация электронных документов.

1 1. Типо-видовая структура документальных потоков. Типы литературы.

12. Основные виды научных документов

13. Основные виды производственно-практических документов

14. Основные виды справочных документов I 5. Основные виды учебных документов

16. Основные виды официальных документов 1 7. Основные виды патентной документации

18. Стандарты. Их классификация и особенности функционирования в системе технических коммуникаций.

19. Особенности научно-популярной литературы

20. Деловые документы и их разновидности

21. Артефактные документы, их виды и особенности

22. Ценностные свойства документов

23. Социально-экономические факторы, определяющие значимость ПД

24. Формирование документального шлейфа в процессе научной деятельности

25. Создание и распространение документов на этапе конструкторской деятельности

26. Документальный ноток, сопровождающий производственную деятельность

27. Рост объема документального потока

28. Старение информации и документов

29. Полупериод жизни документов (определение понятия, методика расчета) 30.Концентрация и рассеяние документов в документальном потоке

3 1. причины вызывающие рассеяние статей из периодических изданий.

32. Информационно активные и информационно пассивные области науки и отрасли

техники (определение и примеры)

33.Цели изучения документального потока

34. Библиографические исследования документального потока и сферы их применения

35. Индикаторы, используемые в ходе информационных исследований .

36. Информационная база информационных исследований

37. Информационные исследования документального потока и цели их применения в информационно-библиотечной сфере.

38. Информационные исследования документального потока и цели их проведения в социальных , гуманитарных и естественных науках.

39. Методы проведения библиографических исследований

40. Вторичный документальный поток и особенности его формирования.
1. Виды социальной информации и их характеристика

1) Биологическая

2) Машинная

3) Социальная

Данные – неупорядоченный массив

Информация – осмысленные данные

Знания – принадлежит только человеку .

2. Формальные и неформальные коммуникации . Их достоинства и недостатки

В зависимости от канала передачи инф - ции коммуникации делятся на :

Формальные (документальные ) – используют систему печатных изданий .

Не формальные (не док .) – устанавливаются между участниками путём личного контакта


Свойство коммуникации

Док

Не док

Доступность

+

-

Доказательность , доступность , точность сведений

+

-

Сохранность авт . права .

+

-

Сохранность во времени и передача в пространстве

+

-

Возм . многократного использования

+

-

Избирательность , адресность сообщения , выбор стратегии в соответствии с уровнем подготовленности пользователя

-

+

Возможность обратной связи

-

+

Оперативность передачи

-

+

Эмоц . окрашенность

-

+

3. Функции документа в обществе .

1) Функция памяти – закрепление , хранение и передача во времени и пространстве знаний , соц . опыта и культурных традиций

2) Коммуникативная функция – общение автора документа и его пользователя

3) Правовая – способность документа предоставить информацию необходимую для подтверждения каких - либо фактов или событий .

4. Типообразующие признаки документов

Широта или узость тематики док - та

1) макро док - ты

2) микро док - ты

3) средняя широта охвата тематики

Структура док - та

1) со свободной структурой

2) с жесткой структурой

3) полужесткая

Сложность языка

1) сложный

2) простой

3) средний

5. Основные исторические этапы документирования информации

1) Предметный этап – предметы окружающие первобытного человека символизировали окружающие понятия и даже выражали мысли .

2) Пиктографический этап – упрощение , систематизация рисунков и превращение их в орфографические знаки .

3) Иероглифическое документирование – сохраняется только отдаленное сходство с самим предметом

4) Фонетическое документирование – соответствие каждой фонеме или звука определённой графемы или знака .

6. Определение понятия документ , основные свойства документов и их отличительные признаки .

Документ (ИСО ) – любая записанная информация , которая может быть использована как единица в документальном процессе . В информационной сфере – документ – этосоц . информация , зафиксированная на любом носителе , в целях её хранения , преобразования распространения и использования .

Св - ва док - тов :

1) Атрибутивность – наличие неотъемлемых слогаемых , без которых документ существовать не может . Слогаемые – единство материального носителя и заключённой в нём информации .

2) – предназначенность для передачи информации во времени и пространстве .

3) Структурность – наличие в документе взаимосвязанных элементов .

7. Разновидности документов по особенностям знаковой формы закрепления информации .

1) Читаемые документы – произведения письменности на естесств . и искусств . языках

2) Иконические док - ты – документы несущие образы

3) Идеографические док - ты – документы использующие условные обозначения .

4) Символьные док - ты – существующие в 3 х измерениях

5) Аудиальные – аудио

6) Визуальные – фильмы

8. Разновидности документов по способу распространения в обществе

1) Опубликованные – прошли редакционно издательский цикл и изданы сравнительно большим тиражем .

2) Не опубликованные – не проходили ред . издательский цикл и изданы в небольшом кол - ве экземпляров .

3) Промежуточные – препринты – предварительные публикации рассылаемые специалистами тем коллегам , в мнении которых они заинтересованы . Репринты – копия публикации , которую учёный рассылает по просьбе своих коллег .

4) Непубликуемые – для узкого круга пользователей и как правило , имеющие распространение в рамках отдельных организаций и фирм .

9. Разновидности документов в зависимости от отношения к фиксируемой информации .

1) Первичные – непосредственно фиксируют результаты проф . деятельности в новые знания .

2) Вторичные – результат аналитико - синтетической переработки содержания первичных док - тов

3) Смешанные – аналитические обзоры – результат анализа и синтеза информации заимствованной из чужих первичных элементов и проф . деятельности его афтора .

10. Классификация электронных документов .

По наличию печатного эквивалента :

1) Эл . издание воспроизводящее соотв . печатное издание .

2) Не имеющее печатного эквивалента

По технологии распространения

1) Локальное эл издание , выпускающееся в виде определённого количества идентичных экземпляров на переносимых машиночитаемых носителях

2) Сетевое эл издание , доступное потенциально неограниченному кругу пользователей

(через коммуникационные сети )

По хар - ру взаимодействия пользователя и эл . издания

1) Детерминированное : параметры , содержание и способ взаимодействия определён издателем и не может быть изменён пользователем .

2) Недетерминированное (интерактивное ): параметры , содержание и способ взаимодействия прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами , целью , уровнем подготовки и тп . на основе информации и с помощью алгоритмов определённых издателем .

11. Типо - видовая структура документальных потоков . Типы литературы .

Тип лит - ры – исторически сложившаяся совокупность произведений , кот . отличаются от других по характеру материала , стилистическим особенностям языка и по композиции .

Каждому типу лит - ры соответствуют свои виды док - тов .

Вид док - та – это форма представления в нём информации .

6 основных типов литературы :

1) Официально - документальная

2) Научная

3) Производственно - практическая

4) Учебная

5) Справочная

6) Научно популярная