Страны в которых действует монархия. Кто нынче считается с монархами европы

Современные европейские монархии — это, пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем, касаемых Европы. Кто-то радуется сохранившимся традициям управления и соответственно стоит горой за монархии в ЕС, а кто-то весьма недоволен и называет царствующие фамилии бутафорией и ничем иным. И вторые во многом правы: монаршие особы позабыли о своих обязанностях.

Александр Закатов: Монарх - как дирижер

В обществе до сих пор идут споры по поводу положения так называемых царствующих монарших особ Европы. Одни утверждают, что европейские монархи нашего времени не имеют никакой реальной власти, являясь фигурами декоративными и олицетворяющими собой только символ национальных традиций и былого величия; другие же считают, что монархи ниспосланы свыше для благих целей.

Количество или качество?

В мире существует более 230 государств. Из них лишь 41 страна имеет монархическую форму правления. Сегодня монархия — это очень гибкая и многоликая система, начиная от родоплеменной формы, действующей в арабских государствах, до монархического варианта демократических стран Европы. Европа занимает второе место в мире по численности монархических государств. Здесь расположено 12 монархий. Монархия здесь представлена в ограниченной форме — в странах, которые считаются лидерами в ЕС (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и др.), а также абсолютной формой правления — в маленьких государствах: Монако, Лихтенштейне, Ватикане. Качество жизни в этих странах разное. Также различно влияние монархов на управление страной.

Монархия: благо или зло?

Монархия — это не только форма правления, это совокупность определенных идей государственного, духовного и общественного порядка. Монархия характерна принципами единоначалия, наследственной власти и первенством нравственного начала. В православии монарха воспринимали как человека, посланного Богом для служения своему народу. К этому можно добавить, что монархия представляет собой универсальную форму организации нации, которая, по сути, может сосуществовать с большинством современных общественно-экономических и социально-политических моделей. Но на протяжении десятилетий либералами и социалистами планомерно проводится мысль, что монархия — это отжившая и устаревшая форма правления, которую должна сменить республиканская, более совершенная форма.

В доказательство этому высказываются различные соображения. Во-первых, многие государства мира уже отказались от монархии или сохраняют её по инерции. Монархи в подобных странах являются только "красивой традицией", не играя никакой существенной роли во внутренней и внешней политике своих государств. Во-вторых, доказательством "регрессивности" монархии служит тот факт, что после её падения не было никаких попыток вернуться к ней. У этих теорий много приверженцев. Но нельзя однозначно сказать, что монархия — это зло, поскольку многие европейские монархии занимают лидирующие позиции в мире.

Нравственная составляющая современных монархов

Некоторые эксперты, обсуждая пользу и вред монархии, приводят в пример Англию, Испанию, Швецию и Норвегию. Эти страны сохранили нормальный монархический режим, а монархи в них не являются только символическими фигурами, действительно управляя государством. Сторонники того, что в этих странах монархи обладают реальным авторитетом, ссылаются на основные законы государств, согласно которым монархи обладают серьезными властными полномочиями. Так, например, королева Великобритании назначает правительство, имеет право распустить парламент, ни один законопроект, который был принят парламентом, не считается действительным без подписи монарха. Их оппоненты заявляют в ответ, что все эти положения — не более чем формальность, поскольку власть в действительности находится в руках партийной олигархии. Монархи же должны нести в народ высокую нравственность и быть авторитетами в обществе.

Отвечают ли современные монархи Западной Европы требованиям нравственного идеала? В большинстве случаев на этот вопрос (исключая Люксембург и Лихтенштейн) следует уверенно ответить — нет. Более того, монархии не только не отвечают нравственным ценностям в сознании народа, но даже потворствуют пропаганде бездуховности. В данных монархических государствах процветает содомия, разврат, нация вырождается, авторитет Церкви достиг самого низкого уровня.

Так, к примеру, в Великобритании вот уже 35 лет по лондонским улицам проходят гей-парады, зачастую при поддержке правительства. Три года назад в лондонском гей-параде приняло участие около полмиллиона человек, а следило за ходом действа примерно 800 тысяч лондонцев. Уже традиционно в параде участвуют организованные колонны сотрудников разных британских министерств, спасательных служб и профсоюзов.

Такая поддержка официальных структур является лучшим показателем отношения британцев к гомосексуалистам. Сами политики-геи сегодня открыто заявляют о своей нетрадиционной ориентации: Бен Брэдшоу, министр культуры, спорта и СМИ; Крис Брайант, замминистра иностранных дел; Ник Херберт, "теневой министр" окружающей среды. Не в лучшем положении находится и англиканская церковь. Активно сдаются в аренду ее залы, причем не только для свадебных мероприятий, но и для языковых курсов, различных спортивных состязаний либо клубов по интересам.

В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской короны.

Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своем принадлежат к третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы.

Зачастую созданные по колониальным административным границам, эти государства являются очень неустойчивыми образованиями. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например, в Ираке. Они охвачены непрекращающимися конфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств.

Сегодня монархия – это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах.

Вот список государств с монархическим строем и территорий под их короной:

Европа

    Андорра - со-князья Николя Саркози (с 2007) и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья (c 2003)

    Бельгия - король Альберт II (с 1993)

    Ватикан - папа римский Бенедикт XVI (с 2005)

    Великобритания - королева Елизавета II (с 1952)

    Дания - королева Маргрете II (с 1972)

    Испания - король Хуан Карлос I (с 1975)

    Лихтенштейн - князь Ханс-Адам II (с 1989)

    Люксембур г - великий герцог Анри (с 2000)

    Монако - князь Альберт II (с 2005)

    Нидерланды - королева Беатрикс (с 1980)

    Норвегия - король Харальд V (с 1991)

    Швеция - король Карл XVI Густав (с 1973)

Азия

    Бахрейн - король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в 1999-2002)

    Бруней - султан Хассанал Болкиах (с 1967)

    Бутан - король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)

    Иордания - король Абдалла II (с 1999)

    Камбоджа - король Нородом Сиамони (с 2004)

    Катар - эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)

    Кувейт - эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)

    Малайзия - король Мизан Зайнал Абидин (с 2006)

    Объединённые Арабские Эмираты ОАЭ - президент Халифа бен Зайд ан-Нахайян (с 2004)

    Оман - султан Кабус бен Саид (с 1970)

    Саудовская Аравия - король Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд (с 2005)

    Таиланд - король Пумипон Адульядет (с 1946)

    Япония - император Акихито (с 1989)

Африка

    Лесото - король Летсие III (с 1996, первый раз в 1990-1995)

    Марокко - король Мухаммед VI (с 1999)

    Свазиленд - король Мсвати III (с 1986)

Океания

    Тонга - король Джордж Тупоу V (с 2006)

Доминионы

В доминионах, или королевствах Содружества, главой является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором.

Америка

    Антигуа и Барбуда Антигуа и Барбуда

    Багамские Острова Багамы

    Барбадос

  • Сент-Винсент и Гренадины

    Сент-Китс и Невис

    Сент-Люсия

Океания

    Австралия

    Новая Зеландия

    Папуа - Новая Гвинея

    Соломоновы Острова

Первое место

Первое место по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира – Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации – Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще – Таиланд, Камбоджа, Бутан.

Второе место

Второе место принадлежит Европе. Монархия здесь представлена не только ограниченной формой – в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления – в государствах-«карликах»: Монако, Лихтенштейне, Ватикане.

Третье место

Третье место – за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен «туристических».

Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных местных монархических или родоплеменных образований, и даже закреплять их права в конституции. К ним нужно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны как Индия и Пакистан, упразднившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

Стабильность и благосостояние

Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы. Но, тем не менее, она может предоставить известную долю стабильности и равновесия в политической, социальной и национальной структуре общества. Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем, Канада или Австралия.

Политическая элита этих стран в большинстве своём понимает, насколько важно для равновесия в обществе, чтобы верховная власть была a priori закреплена в одних руках и политические круги не вели за неё противостояние, а работали во имя интересов всей нации.

Более того, исторический опыт показывает, что лучшие в мире системы социального обеспечения построены именно в монархических государствах. И речь идет не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант «социализма с человеческим лицом». Такая система выстроена в современных странах Персидского залива, где нефти зачастую намного меньше, чем на некоторых месторождениях РФ.

Несмотря на это, за 40-60 лет со времени обретения независимости странами Персидского залива, без революций и гражданских войн, проведения либерализации всего и вся, без утопических социальных экспериментов, в условиях жесткой, порой абсолютистской, политической системы, при отсутствии парламентаризма и конституции, когда все недра страны принадлежат одной правящей семье, из бедных бедуинов, пасущих верблюдов, большинство подданных ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и других сопредельных государств, превратились в вполне состоятельных граждан.

Не углубляясь в бесконечные перечисления преимуществ арабской социальной системы, можно привести всего несколько штрихов. Любой гражданин страны имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и ту, которая оказывается в любой, даже самой дорогой, клинике, расположенной в какой угодно стране мира.

Также любой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение, вкупе с бесплатным содержанием, в любом высшем учебном заведении мира (Кембридж, Оксфорд, Йель, Сорбонна). Молодым семьям за счёт государства предоставляется жилье. Монархии Персидского залива являют собой подлинно социальные государства, в которых созданы все условия для поступательного роста благосостояния населения.

Обратившись из цветущего Кувейта, Бахрейна и Катара на их соседей по Персидскому заливу и Аравийскому полуострову, отказавшихся в силу целого ряда причин от монархии (Йемен, Ирак, Иран), мы увидим разительное отличие во внутреннем климате этих государств.

Кто в монархиях скрепляет единство народа?

Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с монархией. Это мы видим в прошлом, на примере Российской империи, Австро-Венгрии, Югославии, Ирака. Приходящий на смену монархическому режим, как это было, к примеру, в Югославии и Ираке, уже не обладает тем авторитетом и вынужден прибегать к жестокостям, которые были не свойственны монархической системе управления.

При малейшем ослаблении этого режима, государство, как правило, обречено на распад. Так было с Россией (СССР), это мы наблюдаем в Югославии и Ираке. Упразднение монархии в ряде современных стран неминуемо привело бы к прекращению их существования как многонациональных, единых государств. Это в первую очередь относится к Соединенному Королевству Великобритания и Северная Ирландия, Малайзии, Саудовской Аравии.

Так 2007-й год ясно показал, что в условиях парламентского кризиса, возникшего из-за национальных противоречий фламандских и валлонских политиков, только авторитет Короля Бельгийцев Альберта II удержал Бельгию от распада на два или даже больше самостоятельных государственных образований. В многоязыкой Бельгии даже родилась шутка, что единство ее народа скрепляют всего три вещи – пиво, шоколад и король. Тогда как отмена монархического строя в 2008 г. в Непале ввергло это государство в цепь политических кризисов и перманентного гражданского противостояния.

Вторая половина XX-го столетия даёт нам несколько успешных примеров возвращения народов, переживших эру нестабильности, гражданских войн и иных конфликтов, к монархической форме правления. Самый известный и, несомненно, во многом удачный пример – это Испания. Прошедшая через гражданскую войну, экономический кризис и правую диктатуру, она вернулась к монархической форме правления, заняв достойное место среди семьи европейских народов.

Других примером явилась Камбоджа. Также монархические режимы на местном уровне были восстановлены в Уганде, после падения диктатуры маршала Иди Амина (1928-2003), и в Индонезии, которая после ухода генерала Мохаммеда-Ходжа Сукарто (1921-2008) переживает настоявший монархический ренессанс. Один из местных султанатов был восстановлен в этой стране спустя два столетия, после того как он был уничтожен голландцами.

Реставраторские идеи довольно сильны и Европе, прежде всего это относится к балканским странам (Сербии, Черногории, Албании и Болгарии), где многим политикам, общественным и духовным деятелям постоянно приходиться высказываться по данному поводу, а в ряде случаев и оказывать поддержку главам Королевских Домов, бывшим в изгнании.

Это доказывает опыт короля Албании Леки, чуть было не свершившего в свой стране вооруженный переворот, и потрясающие успехи царя Болгарии Симеона Второго, создавшего собственное национальное движение, названное его именем, сумевшего стать премьер-министром страны и являющегося в настоящий момент лидером самой крупной оппозиционной партии в парламенте Болгарии, вошедшей в коалиционное правительство.

Среди ныне существующих монархий немало откровенно абсолютистских по своей сути, хотя и вынужденных, принося дань времени, рядиться в одежды народного представительства и демократии. Европейские монархи в большинстве случаев не используют даже данные им конституцией права.

И здесь особое место на карте Европы занимает княжество Лихтенштейн. Еще шестьдесят лет назад оно представляло собой большую деревню, по нелепой случайности получившую независимость. Однако сейчас, благодаря деятельности князя Франца Иосифа II и его сына и преемника князя Ханса Адама II, это один из крупнейших деловых и финансовых центров, сумевший не поддаться на посулы о создании «единого европейского дома», отстоять свой суверенитет и самостоятельный взгляд на собственное государственное устройство.

Стабильность политической и экономической систем большинства монархических стран делает их не только не устаревшими, но прогрессивными и привлекательными, заставляет равняться на них по ряду параметров.

Так что монархия – это не приложение к стабильности и достатку, а дополнительный ресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать от политических и экономических невзгод.

«Без царя в голове» (бывшие монархии)

В мире довольно распространена ситуация, когда монархии в стране нет, а монархи есть (иногда они находятся за пределами страны). Наследники царственных родов или претендуют (пусть даже формально) на престол, утерянный их предками, или, потеряв официальную власть, сохраняют реальное влияние на жизнь страны. Вот список таких государств.

    Австрия . Монархия прекратила существование в 1918 году после распада Австро-Венгерской империи. Претендент на престол - эрцгерцог Отто фон Габсбург, сын свергнутого императора Карла.

    Албания . Монархия прекратила существование в 1944 году после прихода к власти коммунистов. Претендент на престол - Лека, сын свергнутого короля Зога I.

    Андорра Княжество . Номинальными соправителями которого считаются президент Франции и епископ Урхельский (Испания); некоторые обозреватели считают необходимым причислять Андорру к монархиям.

    Афганистан . Монархия прекратила существование в 1973 году после свержения короля Мухаммеда Захир Шаха, который в 2002 году вернулся в страну после многолетнего пребывания в Италии, но не стал активно участвовать в политической жизни.

    Бенин Республика . Важную роль в жизни которой играют традиционные короли (ахосу) и вожди племен. Наиболее известен ныне правящий король (ахосу) Абомея - Аголи Агбо III, 17-й по счету представитель своей династии.

    Болгария . Монархия прекратила существование после свержения в 1946 году царя Симеона II. Декрет о национализации земель, принадлежащих царской семье, был отменен в 1997 году. С 2001 года бывший царь занимает пост премьер-министра Болгарии под именем Симеона Сакскобургготского.

    Ботсвана . Республика с момента провозглашения независимости в 1966 году. В число депутатов одной из палат парламента страны - палаты вождей - входят вожди (кгоси) восьми крупнейших племен страны.

    Бразилия . Республика с момента отречения императора Дона Педро II в 1889 году. Претендент на престол - праправнук отрекшегося императора принц Луис Гастао.

    Буркина-Фасо . Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны находится большое количество традиционных государств, наиболее значительным из которых является Вогодого (на территории столицы страны Уагудугу), где в настоящее время на престоле правитель (моого-нааба) Баонго II.

    Ватикан . Теократия (некоторые аналитики считают ее одной из форм монархии - абсолютной теократической монархией,- однако следует учитывать, что она не является и не может являться наследственной).

    Венгрия . Республика с 1946 года, до этого с 1918 года была номинальной монархией - регент правил в отсутствие короля. До 1918 года входила в состав Австро-Венгерской империи (императоры Австрии были также королями Венгрии), поэтому потенциальный претендент на венгерский королевский престол тот же, что и в Австрии.

    Восточный Тимор . Республика с момента провозглашения независимости в 2002 году. На территории страны находится ряд традиционных государств, правители которых имеют титулы раджей.

    Вьетнам . Монархия на территории страны окончательно прекратила существование в 1955 году, когда по результатам референдума в Южном Вьетнаме была провозглашена республика. Ранее, в 1945 году, последний император Бао Дай уже отрекался от престола, но французские власти вернули его в страну в 1949 году и предоставили ему пост главы государства. Претендент на престол - сын императора принц Бао Лонг.

    Гамбия . Республика с 1970 года (с момента независимости в 1965 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). В 1995 году Ивонна Приор, голландка из Суринама, была признана реинкарнацией одного из королей древности и провозглашена королевой народа мандинго.

    Гана . Республика с 1960 года (с момента независимости в 1957 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). Конституция Ганы гарантирует право традиционных правителей (иногда их называют королями, иногда вождями) на участие в управлении делами государства.

    Германия . Республика с момента свержения монархии в 1918 году. Претендент на престол - принц Георг Фридрих Прусский, праправнук кайзера Вильгельма II.

    Греция. Монархия официально прекратила существование в результате референдума 1974 года. Бежавший из страны после военного переворота 1967 года король Греции Константин в настоящее время проживает в Великобритании. В 1994 году правительство Греции лишило короля гражданства и конфисковало принадлежавшую ему собственность в Греции. В настоящее время королевская семья оспаривает это решение в Международном суде по правам человека.

    Грузия . Республика с момента провозглашения независимости в 1991 году. Претендент на престол грузинского царства, потерявшего независимость в результате присоединения к России в 1801 году,- Георгий Ираклиевич Багратион-Мухранский, князь Грузинский.

    Египет . Монархия существовала до свержения короля Египта и Судана Ахмада Фуада II в 1953 году. В настоящее время бывший король, которому в момент потери трона было чуть более года от роду, проживает во Франции.

    Ирак . Монархия прекратила существование в 1958 году в результате революции, в ходе которой был убит король Фейсал II. Претензии на иракский престол высказывают принц Раад бен Зейд, брат короля Ирака Фейсала I, и принц Шариф Али бен Али Хусейн, внучатый племянник этого же короля.

    Иран . Монархия прекратила существование в 1979 году после революции, в результате которой был свергнут шах Мохаммед Реза Пахлави. Претендент на престол - сын свергнутого шаха наследный принц Реза Пахлави.

    Италия . Монархия прекратила существование в 1946 году в результате референдума, король Умберто II вынужден был покинуть страну. Претендент на престол - сын последнего короля наследный принц Виктор Эммануил, герцог Савойский.

    Йемен . Республика возникла в результате объединения Северного и Южного Йемена в 1990 году. На территории Северного Йемена монархия прекратила существование в 1962 году. Султанаты и княжества на территории Южного Йемена были ликвидированы после провозглашения его независимости в 1967 году. Претендент на престол - принц Ахмат аль-Гани бен Мухаммед аль-Мутаваккиль.

    Камерун . Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны находится большое количество традиционных султанатов, главы которых нередко занимают высокие государственные должности. Среди наиболее известных традиционных правителей - султан Бамуна Ибрагим Мбомбо Нджойя, султан (баба) королевства Рей Буба Буба Абдулайе.

    Конго (Демократическая Республика Конго, бывший Заир) . Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны существует ряд традиционных королевств. Наиболее известны: королевство Куба (на престоле король Квете Мбоке); королевство Луба (король, иногда также называемый императором, Кабонго Жак); государство Руунд (Луунда), во главе которого стоит правитель (мваант яав) Мбумб II Мутеб.

    Конго (Республика Конго) . Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. В 1991 году власти страны восстановили институт традиционных вождей (пересмотрев свое решение 20-летней давности). Наибольшей известностью из числа вождей пользуется глава традиционного королевства Теке - король (оонко) Макоко XI.

    Корея . (КНДР и Республика Корея) Монархия прекратила существование в 1945 году в связи с капитуляцией Японии, в 1945-1948 годах страна находилась под управлением союзных держав, победивших во второй мировой войне, в 1948 году были провозглашены две республики на территории Корейского полуострова. В связи с тем что с 1910 по 1945 год правители Кореи были вассалами Японии, их принято причислять к японской императорской фамилии. Претендент на корейский престол - представитель этой фамилии принц Кью Ри (иногда его фамилия пишется как Ли). На территории КНДР де-факто существует наследственная форма правления, однако де-юре она не оговорена в законодательстве страны.

    Кот-д`Ивуар . Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны (и частично на территории соседней Ганы) находится традиционное королевство Абронс (правит король Нанан Аджумани Куасси Адингра).

    Лаос . Монархия прекратила существование в 1975 году в результате коммунистической революции. В 1977 году все члены королевской семьи были направлены в концлагерь («лагерь перевоспитания»). Двое сыновей короля - принц Суливонг Саванг и принц Даньявонг Саванг - смогли в 1981-1982 годах бежать из Лаоса. О судьбе короля, королевы, наследного принца и других членов семьи никаких официальных сведений нет. По неофициальным, все они скончались от голода в концлагере. Принц Суливонг Саванг, как старший из оставшихся в живых мужчин рода, является формальным претендентом на престол.

    Ливия . Монархия прекратила существование в 1969 году. После переворота, организованного полковником Муамаром Каддафи, король Идрис I, находившийся во время переворота за границей, вынужден был отречься. Претендент на престол - официальный наследник короля (приемный сын его двоюродного брата) принц Мухаммед аль-Хасан аль-Рида.

    Малави . Республика с 1966 года (с момента провозглашения независимости в 1964 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). Важную роль в политической жизни страны играет верховный вождь (инкоси я макоси) Ммбелва IV из династии Нгони.

    Мальдивские острова . Монархия прекратила свое существование после референдума в 1968 году (в период британского владычества, то есть до провозглашения независимости в 1965 году, страна однажды уже становилась республикой на непродолжительное время). Формальный претендент на престол, впрочем никогда не заявлявший о своих претензиях,- принц Мухаммед Нуреддин, сын султана Мальдивских островов Хасана Нуреддина II (правил в 1935-1943 годах).

    Мексика . Монархия прекратила существование в 1867 году после расстрела революционерами правителя провозглашенной в 1864 году империи эрцгерцога Максимилиана Австрийского. Ранее, в 1821-1823 годах, страна уже однажды была независимым государством с монархической формой устройства. Представители династии Итурбиде, чей предок был мексиканским императором в этот период, являются претендентами на мексиканский престол. Глава семейства Итурбиде - баронесса Мария (II) Анна Танкл Итурбиде.

    Мозамбик . Республика с момента провозглашения независимости в 1975 году. На территории страны находится традиционное государство Маньика, чьим правителем (мамбо) является Мутаса Пафива.

    Мьянма (до 1989 года Бирма) . Республика с момента провозглашения независимости в 1948 году. Монархия прекратила существование в 1885 году после присоединения Бирмы к британской Индии. Претендент на престол - принц Хтейктин Тау Пайя, внук последнего короля Тхибау Мина.

    Намибия . Республика с момента провозглашения независимости в 1990 году. Рядом племен управляют традиционные правители. О роли традиционных вождей говорит хотя бы тот факт, что Хендрик Витбуи несколько лет занимал должность заместителя главы правительства.

    Нигер . Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. На территории страны находится ряд традиционных государств. Их правители и старейшины племен выбирают своего политического и религиозного лидера, который носит титул султана Зиндера (титул не передается по наследству). В настоящее время титул 20-го султана Зиндера носит хаджи Мамаду Мустафа.

    Нигерия . Республика с 1963 года (с момента независимости в 1960 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). На территории страны находится около 100 традиционных государств, правители которых носят как привычно звучащие титулы султан или эмир, так и более экзотические: аку ука, олу, игве, аманьянабо, тор тив, алафин, оба, оби, атаоджа, ородже, олубака, охимеге (чаще всего это означает в переводе «вождь» или «верховный вождь»).

    Палау (Белау) . Республика с момента провозглашения независимости в 1994 году. Законодательную власть осуществляет палата делегатов (совет вождей), в состав которой входят традиционные правители 16 провинций Палау. Наибольшим авторитетом пользуется Ютака Гиббонс, верховный вождь (ибедул) Корора, главного города страны.

    Португалия . Монархия прекратила существование в 1910 году в результате побега из страны короля Мануэла II, опасавшегося за свою жизнь в связи с вооруженным восстанием. Претендент на престол - дом Дуарте III Пио, герцог Брагансский.

    Россия . Монархия прекратила свое существование после Февральской революции 1917 года. Хотя существует несколько претендентов на российский престол, большинство монархистов признает законной наследницей великую княгиню Марию Владимировну, праправнучку императора Александра II.

    Румыния . Монархия прекратила существование после отречения короля Михая I в 1947 году. После краха коммунизма бывший король несколько раз посещал родную страну. В 2001 году румынский парламент предоставил ему права бывшего главы государства - резиденцию, личный автомобиль с шофером и зарплату в размере 50% зарплаты президента страны.

    Сербия . Наряду с Черногорией входила в состав Югославии до 2002 года (остальные республики вышли из состава Югославии в 1991 году). В Югославии монархия окончательно прекратила существование в 1945 году (с 1941 года король Петр II находился за пределами страны). После его смерти главой королевского дома стал его сын - престолонаследник принц Александр (Карагеоргиевич).

    Соединенные Штаты Америки . Республика с момента провозглашения независимости в 1776 году. На Гавайских островах (присоединены к США в 1898 году, обрели статус штата в 1959 года) до 1893 года существовала монархия. Претендент на гавайский престол - принц Квентин Кухио Кавананакоа, прямой потомок последней гавайской королевы Лилиуокалани.

    Танзания . Республика образовалась в 1964 году в результате объединения Танганьики и Занзибара. На острове Занзибаре незадолго до объединения была свергнута монархия. 10-й султан Занзибара Джамшид бен Абдулла вынужден был покинуть страну. В 2000 году власти Танзании объявили о реабилитации монарха и о том, что он имеет право вернуться на родину в качестве обычного гражданина.

    Тунис . Монархия прекратила существование в 1957 году, на следующий год после объявления независимости. Претендент на престол - наследный принц Сиди Али Ибрагим.

    Турция . Провозглашена республикой в 1923 году (султанат упразднен годом ранее, а халифат годом позже этой даты). Претендент на престол - принц Осман VI.

    Уганда . Республика с 1963 года (с момента независимости в 1962 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). Некоторые традиционные королевства на территории страны были ликвидированы в 1966-1967 годах и почти все восстановлены в 1993-1994 годах. Другим удалось избежать ликвидации.

    Филиппины . Республика с момента провозглашения независимости в 1946 году. На территории страны находится много традиционных султанатов. 28 из них сосредоточены в районе озера Ланао (остров Минданао). Филиппинское правительство официально признает конфедерацию султанов Ланао (Ранао) как политическую силу, представляющую интересы определенных слоев населения острова. На престол султаната Сулу (расположенного на одноименном архипелаге) претендуют как минимум шесть человек, представляющих два рода, что объясняется различными политическими и финансовыми выгодами.

    Франция . Монархия упразднена в 1871 году. На французский престол претендуют наследники различных родов: принц Генрих Орлеанский, граф Парижский и герцог Франции (орлеанистский претендент); Луис Альфонс де Бурбон, герцог Анжуйский (легитимистский претендент) и принц Карл Бонапарт, принц Наполеон (бонапартистский претендент).

    Центральноафриканская Республика . После обретения независимости от Франции в 1960 году была провозглашена республика. Пришедший к власти в 1966 году в результате военного переворота полковник Жан-Бедель Бокасса в 1976 году провозгласил страну империей, а себя императором. В 1979 году Бокасса был свергнут, и Центральноафриканская империя вновь стала Центральноафриканской Республикой. Претендент на престол - сын Бокассы наследный принц Жан-Бедель Жорж Бокасса.

    Чад . Республика с момента провозглашения независимости в 1960 году. Среди многочисленных традиционных государств на территории Чада следует выделить два: султанаты Багирми и Вадари (оба были формально ликвидированы после провозглашения независимости и восстановлены в 1970 году). Султан (мбанг) Багирми - Мухаммад Юсуф, султан (колак) Вадари - Ибрагим ибн-Мухаммад Урада.

    Черногория . См. Сербия

    Эфиопия . Монархия прекратила существование в 1975 году после упразднения поста императора. Последним из правящих императоров был Хайле Селассие I, принадлежащий к династии, основателями которой принято считать Менелика I, сына Соломона, царя Израиля, от царицы Савской. В 1988 году в рамках частной церемонии в Лондоне новым императором Эфиопии (в изгнании) был провозглашен сын Хайле Селассие - Амха Селассие I.

    Южно-Африканская Республика . С 1961 года (с момента независимости в 1910 году до провозглашения республики главой государства была королева Великобритании). В жизни страны важную роль играют вожди племен (амакоси), а также правитель традиционного королевства Квазулу Гудвил Звелитини КаБекузулу. Отдельно стоит выделить верховного вождя племени тембу Баелекхая Далиндьебо а Сабата, который в соответствии с обычаями племени считается племянником экс-президента ЮАР Нельсона Манделы. Вождем племени является также известный политик, лидер Партии свободы «Инката» Мангосуту Гатши Бутелези из племени бутелези. В период апартеида власти ЮАР создали десять «автономных» образований по племенному признаку, которые назывались бантустаны (хоумленды).

В настоящее время монархии (речь идет о конституционных формах правления) существуют во многих европейских странах, включая наиболее развитые из них. Например, во всех Скандинавских странах есть царствующие правители: в Швеции - Карл XVI Густав, в Норвегии - Харальд V, в Дании - королева Маргарита II. Один из наиболее высоких уровней жизни - в Люксембурге, который, вообще-то, тоже по форме правления конституционная монархия. В Люксембурге ВВП на душу населения превышает 100 000 долларов. Кроме названных стран монархия также сохраняется в Испании, Великобритании, Бельгии, Нидерландах и некоторых карликовых государствах - Андорре, Лихтенштейне, Монако. Занимательно, что еще один новый монарх появился не так давно - это новоизбранный президент Франции Эммануэль Макрон. Так произошло потому, что еще со времен эпохи Средних веков французский правитель получает титул князя-соправителя Андорры, которым и стал Макрон.

Эволюция европейских монархий

Монархии начали массово исчезать в Европе в XX веке. Если мы посмотрим на Европу начала прошлого века, то увидим, что почти все страны того времени имели монархическую форму правления - исключением была только Французская республика (на тот момент уже Третья, в настоящее время во Франции Пятая республика). Еще в XIX веке шли споры о том, кем же являются французы - монархистами или республиканцами. Эти взгляды менялись вместе с формой правления во Франции: после плебисцит провозгласил императором Наполеона, после него была Реставрация и недолгое возобновление правления династии Бурбонов, которое пережило еще одну революцию.

В 1848 году во Франции опять восстановили республику, но избранный президентом племянник Наполеона решил вернуть своей семье императорскую власть. Однако поражение во Франко-прусской войне и другие проблемы привели к очередной смене государственного строя в пользу республики. В настоящее время внешние символы Французской республики сугубо революционные: знамя, марсельеза, Марианна. Хотя форма у гвардейцев наполеоновская. Это довольно важное отличие. Потомки Наполеона живы во Франции и поныне, хоть некоторые из них придерживаются социалистических взглядов.


Королева Елизавета II и премьер-министры государств Содружества наций, май 1960 г.

// wikipedia.org

Самая известная из современных монархий, конечно, британская. В Англии периодически вспыхивают разговоры о том, что монархию надо упразднить и ввести республику. Но англичанам нравится монархия, это своего рода символ страны. Жителям республик в этом смысле может быть сложно понять тех, кто живет в королевствах: они не понимают, зачем вообще нужна монархия. Действительно, наличие конституционных монархий в современном мире, в современной Европе кажется чем-то почти абсурдным: у короля, например, в Швеции абсолютно никакой власти, но все чтут и уважают его, несмотря на то что он страдает дислексией.

Король и закон

Современные монархи также нарушают сложившиеся традиции при заключении браков. Скажем, нынешний король Норвегии, Харальд V, не стал искать себе невесту среди особ королевской крови. Будучи еще наследным принцем, он влюбился в Соню Харальдсен, с которой он тайно встречался на протяжении девяти лет. Соня происходила из богатой семьи, занималась дизайном, но по тогдашним законам Харальд не мог на ней жениться. Когда он пригрозил отказаться от престола ради женитьбы на ней, в правительстве Норвегии решили пересмотреть закон о престолонаследии. В итоге Харальд женился на своей избраннице в 1968 году. За ним последовал и шведский король Карл XVI Густав, который сделал своей королевой Сильвию Зоммерлат немецко-бразильского происхождения.

С шведской королевской семьей связан другой юридический прецедент: королева Сильвия сначала родила дочь Викторию, а принц Карл Филипп появился на свет вторым. Согласно тогдашним шведским законам, у Карла Филиппа должно быть первоочередное право на престол. Но так как сначала наследной принцессой провозгласили Викторию, после рождения принца развернулись серьезные дебаты на тему того, передавать ли звание наследника новорожденному мальчику или оставить его за Викторией. Победила более либеральная точка зрения, так что сейчас Виктория - первая в очереди на шведский престол (к слову, в 2010 году она вышла замуж за своего фитнес-тренера).


Король Швеции Карл XVI Густав и королева Сильвия на празднике в честь 40 лет со дня коронации, 15 сентября 2013 года

// wikipedia.org

Сейчас визиты королей и членов их семей в другие страны, в том числе в Россию, - важный повод для укрепления международных связей, особенно в бизнесе. Для многих бизнесменов и представителей компаний большое значение имеют встречи на уровне глав государств, коими формально являются короли Швеции, Норвегии и королева Дании.

Норвегия - это более демократичная страна, ее жители нечасто вспоминают о короле, и даже наследник престола Хокон во время учебы в военно-морской школе не особо афишировал свое происхождение, жил среди остальных студентов, и его и не узнавали, пока не прошел слух о том, что он из королевской семьи. После окончания учебы в Беркли он и вовсе хотел отказаться от престола, к тому же у него были все данные для хорошего старта в обычной жизни: образование, капитал, возможность устроиться на хорошую работу. В современном мире масса формальностей, отягощающих жизнь королевских семей, кажется чем-то совсем ненужным, и при этом они не дают реальных полномочий. Естественно, порой велик соблазн отказаться от короны. Однако принца уговорили не оставлять трон: все-таки долг перед родиной. Тем не менее он, как и его «коллеги», женился на девушке некоролевских кровей, чья биография к тому же была предметом широких обсуждений: к моменту помолвки она успела родить ребенка, чей отец в то время сидел в тюрьме за распространение наркотиков, и сама она признавалась в их употреблении. Тем не менее после раздумий правительство согласилось на этот брак, но ее сын не получил дворянского титула.

Образ жизни монархов

Королевская семья не полностью, а только частично, как правило, содержится за счет государственного бюджета. Есть, конечно, так называемый цивильный лист - сумма, выделяемая из бюджета на содержание монарха, его семьи, дома, двора, а также расходы на искусство и благотворительность. Иногда эта сумма может быть довольно большой. В Великобритании в 2012 году цивильный лист был отменен и заменен королевским грантом, который отныне ежегодно утверждается заново. Это связано с тем, что в Англии сумма цивильного листа обычно утверждалась на весь период правления монарха, но за последние десятилетия фунт стерлингов заметно обесценился.


Букингемский дворец, официальная резиденция британских монархов

// wikipedia.org

В Швеции размер цивильного листа утверждает риксдаг. Но кроме того, у короля есть, например, своя ферма. И самый распространенный вид бизнеса для королевских семей - это эксплуатация собственного титула и образа королевской семьи. В большом количестве выпускаются открытки, книги, брошюры, всякого рода сувенирная продукция, которая в итоге приносит семьям весомый доход. Издания о новорожденных в королевской семье выходят чуть ли не каждый год - вся страна может следить за взрослением наследника. У королевской семьи обычно есть свой фотограф, который имеет право устраивать им фотосессии для таких сувенирных изданий. Такого рода продукция обычно очень популярна у туристов и в целом работает на поддержание образа монархии.

Символизм монархии находит отражение во многих государственных знаках, в частности на государственных деньгах. Сами правители принимают в этом участие: например, в Дании на монетах традиционно изображалась королева Маргрете II времен ее молодости, и, когда встал вопрос о том, чтобы сделать ее изображение более актуальным, отобразить возрастные изменения, она сама высказалась в пользу этого.

У той же датской королевы супруг - француз некоролевского происхождения, поэтому титул у него только принц-консорт. При этом ни у королевы, и ни у принца-консорта нет реальной власти. Они могут участвовать в открытии заседания парламента, формально утвердить состав правительства - все же королева формально глава исполнительной власти. Это все символы королевской власти. И даже леворадикальные партии не так уж активно выступают за введение республики - настолько привычен и важен образ монархии.


Королева Дании Маргрете II и принц-консорт Хенрик Датский в Стокгольме, на свадьбе шведской принцессы Виктории, 2010 год

// wikipedia.org

Монархии во время Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны, когда Дания и Норвегия были оккупированы немцами, норвежский король успел эмигрировать в Англию. Тем не менее он считался главнокомандующим вооруженными силами Норвегии, которые сопротивлялись немцам, и говорил, что борьба не прекращается, пока на территории Норвегии есть хоть один оккупант. Его жена и сын в тот момент были в Швеции, а Норвегия фактически сдалась немцам в июне 1940 года. Немцы планировали объявить правителем четырехлетнего принца и назначить регентов, поэтому было необходимо вывезти из Швеции норвежскую королевскую семью. Это удалось сделать при помощи спецслужб через территорию Финляндии, примыкавшую к океану. Потом их переправили в Америку.

Королевская семья и маленький принц стали символом сопротивления, его даже зачислили в норвежские военно-воздушные силы, которые базировались в Канаде. Повсюду распространялись фотографии маленького мальчика в военной форме. Датский же король оказался под домашним арестом в Копенгагене. Тем не менее он совершал различные символические действия: выезжал на коне, прогуливался без охраны. Вокруг него часто собирались толпы - это был такой знак датского сопротивления мягкой поначалу немецкой оккупации. После войны в Северной Европе уже особо не было республиканских настроений. Сейчас королевские семьи в этих странах - важный символ.

От абсолютной к конституционной монархии: пример Швеции

Переход от абсолютных монархий к конституционным происходил постепенно. В Англии это произошло в начале XVIII века, а до этого, как известно, там была . В Швеции начиная с XVI века правила династия Ваза (до этого страна находилась под контролем Дании), и с этого момента они и отсчитывают свою новую историю. У них была так называемая смешанная монархия: был король, была аристократия, был и парламент - риксдаг. И каждый считался источником власти, поэтому между ними шла постоянная борьба. Более того, риксдаг включал в себя четыре сословия: дворянство, духовенство, бюргерство и крестьян, чего не было в других странах. Поэтому внутренняя политическая история Швеции долгое время была похожа на перетягивание каната: например, в 1632 году король погиб, королевой осталась его шестилетняя дочь Кристина, при которой тут же был создан регентский совет, аристократы начали опустошать казну, отписывать себе владения и так далее. Впрочем, когда королева повзрослела и достигла совершеннолетия, им пришлось остановиться. Кристина была сильной правительницей, очень образованной, но вскоре она устала от власти и в 1654 году отреклась от трона, завещав правление своему супругу Карлу Густаву Пфальцскому. После него королевскую власть и абсолютизм успешно развивал Карл XI, а затем Карл XII, хорошо известный в России благодаря .


Карл XII, король Швеции с 1697 по 1718 год

// wikipedia.org

Примечательно, что в Дании и Швеции в тот момент был так называемый конституционный абсолютизм, как бы противоречиво это ни звучало. В законах было прописано, что вся власть принадлежит королю. Карл XII был уже абсолютным монархом, хотя при нем сохранялся риксдаг, но государственный совет стал королевским с совещательными функциями. Но, как нам известно, Карл XII посвятил себя внешней политике и войнам и потому не оставил наследников. Более того, уехав из Стокгольма в 1700 году, он больше туда не возвращался. Его военные кампании сильно подкосили финансовое состояние страны. Кроме того, шведским дворянкам банально не за кого было выходить замуж: вся молодая знать пошла воевать с королем, многие погибли. Многим пришлось выходить замуж за простолюдина и терять свой дворянский статус.

Карл XII погиб во время похода на Норвегию. Его смерть долго была предметом споров и всевозможных конспирологических теорий: убили ли его враги или свои, которым надоело воевать, или же вовсе англичане? В результате после его смерти остались две его сестры, одна из которых, Ульрика Элеонора, жена гессенского принца, стала королевой. Но ее заставили подписать множество условий, в результате чего она практически лишилась власти.

Этот период, связанный с увеличением гражданских прав, продлился до 1772 года и получил название «эра свободы». В 1772 году король Густав III совершил переворот и на время восстановил абсолютизм, став одним из просвещенных правителей Европы. Примечательно, что он довольно много общался и переписывался с Екатериной II (не так давно издали их полную переписку - на французском, естественно, языке; любопытно, что обсуждали они в основном не политику, а воспитание детей и прочие житейские вопросы). Но в 1792 году его убили в опере. Престол занял его сын, Густав IV, которого свергли в 1809 году. На трон взошел его дядя, брат Густава III, герцог Карл Сёдерманландский, который вошел в историю под именем Карла XIII. Но он был уже в возрасте и не имел законных наследников. Его правление пришлось на эпоху Наполеоновских войн. Все происходящее окончилось тем, что к власти пришел наполеоновский маршал Жан-Батист Жюль Бернадот, который и основал новую династию, правящую в Швеции по сей день. Потомки Жан-Батиста в последнюю четверть XIX века провели ряд реформ, способствовавших расширению полномочий риксдага, в результате чего Швеция окончательно стала конституционной монархией.

Современные европейские монархии — это, пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем, касаемых Европы. Кто-то радуется сохранившимся традициям управления и соответственно стоит горой за монархии в ЕС, а кто-то весьма недоволен и называет царствующие фамилии бутафорией и ничем иным. И вторые во многом правы: монаршие особы позабыли о своих обязанностях.

Александр Закатов: Монарх - как дирижер

В обществе до сих пор идут споры по поводу положения так называемых царствующих монарших особ Европы. Одни утверждают, что европейские монархи нашего времени не имеют никакой реальной власти, являясь фигурами декоративными и олицетворяющими собой только символ национальных традиций и былого величия; другие же считают, что монархи ниспосланы свыше для благих целей.

Количество или качество?

В мире существует более 230 государств. Из них лишь 41 страна имеет монархическую форму правления. Сегодня монархия — это очень гибкая и многоликая система, начиная от родоплеменной формы, действующей в арабских государствах, до монархического варианта демократических стран Европы. Европа занимает второе место в мире по численности монархических государств. Здесь расположено 12 монархий. Монархия здесь представлена в ограниченной форме — в странах, которые считаются лидерами в ЕС (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и др.), а также абсолютной формой правления — в маленьких государствах: Монако, Лихтенштейне, Ватикане. Качество жизни в этих странах разное. Также различно влияние монархов на управление страной.

Монархия: благо или зло?

Монархия — это не только форма правления, это совокупность определенных идей государственного, духовного и общественного порядка. Монархия характерна принципами единоначалия, наследственной власти и первенством нравственного начала. В православии монарха воспринимали как человека, посланного Богом для служения своему народу. К этому можно добавить, что монархия представляет собой универсальную форму организации нации, которая, по сути, может сосуществовать с большинством современных общественно-экономических и социально-политических моделей. Но на протяжении десятилетий либералами и социалистами планомерно проводится мысль, что монархия — это отжившая и устаревшая форма правления, которую должна сменить республиканская, более совершенная форма.

В доказательство этому высказываются различные соображения. Во-первых, многие государства мира уже отказались от монархии или сохраняют её по инерции. Монархи в подобных странах являются только "красивой традицией", не играя никакой существенной роли во внутренней и внешней политике своих государств. Во-вторых, доказательством "регрессивности" монархии служит тот факт, что после её падения не было никаких попыток вернуться к ней. У этих теорий много приверженцев. Но нельзя однозначно сказать, что монархия — это зло, поскольку многие европейские монархии занимают лидирующие позиции в мире.

Нравственная составляющая современных монархов

Некоторые эксперты, обсуждая пользу и вред монархии, приводят в пример Англию, Испанию, Швецию и Норвегию. Эти страны сохранили нормальный монархический режим, а монархи в них не являются только символическими фигурами, действительно управляя государством. Сторонники того, что в этих странах монархи обладают реальным авторитетом, ссылаются на основные законы государств, согласно которым монархи обладают серьезными властными полномочиями. Так, например, королева Великобритании назначает правительство, имеет право распустить парламент, ни один законопроект, который был принят парламентом, не считается действительным без подписи монарха. Их оппоненты заявляют в ответ, что все эти положения — не более чем формальность, поскольку власть в действительности находится в руках партийной олигархии. Монархи же должны нести в народ высокую нравственность и быть авторитетами в обществе.

Отвечают ли современные монархи Западной Европы требованиям нравственного идеала? В большинстве случаев на этот вопрос (исключая Люксембург и Лихтенштейн) следует уверенно ответить — нет. Более того, монархии не только не отвечают нравственным ценностям в сознании народа, но даже потворствуют пропаганде бездуховности. В данных монархических государствах процветает содомия, разврат, нация вырождается, авторитет Церкви достиг самого низкого уровня.

Так, к примеру, в Великобритании вот уже 35 лет по лондонским улицам проходят гей-парады, зачастую при поддержке правительства. Три года назад в лондонском гей-параде приняло участие около полмиллиона человек, а следило за ходом действа примерно 800 тысяч лондонцев. Уже традиционно в параде участвуют организованные колонны сотрудников разных британских министерств, спасательных служб и профсоюзов.

Такая поддержка официальных структур является лучшим показателем отношения британцев к гомосексуалистам. Сами политики-геи сегодня открыто заявляют о своей нетрадиционной ориентации: Бен Брэдшоу, министр культуры, спорта и СМИ; Крис Брайант, замминистра иностранных дел; Ник Херберт, "теневой министр" окружающей среды. Не в лучшем положении находится и англиканская церковь. Активно сдаются в аренду ее залы, причем не только для свадебных мероприятий, но и для языковых курсов, различных спортивных состязаний либо клубов по интересам.

№ п/п Регион Страна Форма правления
Е В Р О П А Великобритания (Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии) КМ
Испания (Королевство Испания) КМ
Бельгия (Королевство Бельгия) КМ
Нидерланды (Королевство Нидерландов) КМ
Монако (княжество Монако) КМ
Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн) КМ
Швеция (Королевство Швеция) КМ
Норвегия (Королевство Норвегия) КМ
Дания (Королевство Дания) КМ
Люксембург (Великое Герцогство Люксембург) КМ
Андорра (Княжество Андорра) КМ
Ватикан АТМ
А З И Я Бруней (Бруней Даруссалам) АТМ
Саудовская Аравия (Королевство Саудовская Аравия) АТМ
Катар (Государство Катар) АМ
Оман (Султанат Оман) АМ
Кувейт (Государство Кувейт) КМ
Бахрейн (Государство Бахрейн) КМ
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) КМ
Бутан (Королевство Бутан) КМ
Камбоджа (Королевство Камбоджа) КМ
Таиланд (Королевство Таиланд) КМ
Малайзия (Федерация Малайзия) КМ
Япония КМ
Иордания (Иорданское Хашимитское Королевство) КМ
АФРИКА Марокко (Королевство Марокко) КМ
Свазиленд (Королевство Свазиленд) КМ
Лесото (Королевство Лесото) КМ
Океания Тонга (Королевство Тонга) КМ

Примечание: КМ – конституционная монархия;

АМ – абсолютная монархия;

АТМ – абсолютная теократическая монархия.

Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение получила в периоды новой и новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. При этом различают президентскую, парламентскую и смешанную республики.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.

Отличительные черты такой формы правления:

· внепарламентский метод избрания президента (либо населением - Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков - США),



· внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,

· в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная - президенту, судебная - Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские.

Парламентская (парламентарная) республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность.

В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внутренней, внешней и оборонной политики государства.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Тем не менее, глава государства обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Необходимо заметить, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Смешанная республика (также называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) - форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики. Из современных к смешанным относятся пятая республика во Франции (после 1962 г.), Португалия, Армения, Литва, Украина и Словакия.

Особая форма государственного правления - социалистическая республика (которая возникла в XX в. в ряде стран в результате победы социалистических революций). Ее разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (бывший СССР, страны Восточной Европы до 1991 г, а также Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, которые остаются социалистическими республиками и ныне).

Республиканскую форму правления можно считать наиболее прогрессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще в прошлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, а также африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 60-70-е годы XX в. и даже позже.

Вместе с тем надо иметь в виду, что столь прогрессивная форма правления отнюдь не унифицирует республики. Они довольно существенно отличаются друг от друга в политическом, социальном и в иных отношениях.

Следует отметить своеобразную форму правления - межгосударственные объединения: Содружество, возглавляемое Великобританией (Commonwealth) и Содружество Независимых Государств (СНГ, в состав которого входит Россия).

Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы - Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После Второй мировой войны и крушения британской колониальной империи в состав Содружества вошло абсолютное большинство бывших владений Британии - около 50 стран с общей территорией более 30 млн. км 2 и населением свыше 1,2 млрд. человек, расположенных во всех частях света.

Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Мьянма (Бирма), Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах.

В государствах, входящих в Содружество, которые имеют республиканскую форму правления, королева Великобритании провозглашена «главой Содружества... символом свободной ассоциации независимых государств - его членов». Часть членов Содружества - Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа- Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Ямайка и некоторые другие - официально именуются как «государства в составе Содружества». Верховная власть в этих странах формально продолжает принадлежать британскому монарху, который представлен в них генерал-губернатором, назначаемым по рекомендации правительства данного государства. Высший орган Содружества- конференции глав-правительств.

В 1991 г., одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР, было принято решение о создании Содружества Независимых Государств (Россия, Украина, Белоруссия). Впоследствии к СНГ присоединились все бывшие республики СССР, кроме трех государств Балтии. Цели: способствовать интеграции стран-членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между народами, государственными институтами стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоединения других стран. В разные годы в рамках СНГ возникли субрегиональные объединения: Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, в качестве наблюдателей приняты Россия, Грузия, Турция и Украина) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). В 1996 г. был создан Таможенный Союз, объединивший экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии (впоследствии к ним примкнул Таджикистан. В октябре 2000 г. на базе таможенного союза было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Продолжают формироваться среди стран-членов СНГ и военно-политические объединения (например, Договор о коллективной безопасности). В сентябре 2008 года после конфликта в Южной Осетии Грузия заявила о желании выйти из состава содружества.

Форма государственного устройства (административно-территориальное устройство государств) – важный элемент политической карты мира. Она непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения, историко-географические особенности формирования страны.

Различают две главные формы административно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире - подавляющее большинство.

Федерация - форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Характерные признаки федерации:

Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов - в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; провинций - в Аргентине, Канаде; кантонов - в Швейцарии; земель - в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований (автономных округов, краев, областей - в России);

Субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций;

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;

Каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц;

Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет.

В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

Однако во многих современных федеративных государствах роль общефедеральных органов настолько велика, что их по существу можно рассматривать как унитарные, а не федеративные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария не признают за членами федерации права на выход из нее.

Федерации строятся по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) и национальному признакам (Россия, Индия, Нигерия и др.), которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США, где из конфедерации, учрежденной в 1781 г., была образована федерация штатов, закрепленная Конституцией США 1787 г.).

Большинство государств мира унитарные. Федерациями являются сегодня только 24 государства (таблица 4).