Кратко о философии ницше. Философия фридриха ницше

Имя: Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche)

Возраст: 55 лет

Рост: 173

Деятельность: мыслитель, филолог, композитор, поэт

Семейное положение: не был женат

Фридрих Ницше: биография

Фридрих Ницше – немецкий философ, мыслитель, поэт и даже композитор. Его неакадемическое учение получило широкое распространение не только в научно-философском сообществе, но и далеко за его пределами. Ницше поставил под сомнение ключевые принципы общепринятых в XIX-XX веках норм культуры и морали, общественных и политических отношений. Концепция философа и по сей день вызывает много споров и разногласий.

Детство и юность

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.


Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.

В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» . Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.


Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.

Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.


Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.

Философия

Первая книга Фридриха Ницше была опубликована в 1872 году и носила название «Рождение трагедии из духа музыки». До этого философ отправлял на публикацию ряд научных статей, но полноценных книг еще не издавал. Его первое серьезное произведение состоит из 25 глав.


В первых 15 Ницше пытается установить, что являет собой греческая трагедия, а в последних 10 – рассказывает и рассуждает о Вагнере, с которым он познакомился и дружил на протяжении некоторого времени (пока композитор не принял христианство).

«Так говорил Заратустра»

Ни одно другое произведение философа не может претендовать на уровень популярности книги «Так говорил Заратустра». Основные идеи для своего знаменитого труда Фридрих Ницше получил благодаря поездке в Рим в конце XIX века. Там он познакомился с писательницей, врачом-терапевтом и философом Лу Саломе. Ницше нашел в ней приятного слушателя и был очарован гибкостью ее ума. Он даже попытался сделать ей предложение, но Лу Саломе предпочла браку дружбу.


Вскоре Ницше и Саломе поссорились и больше не общались никогда. После этого Фридрих написал первую часть труда «Так говорил Заратустра», в которой современные исследователи безошибочно угадывают влияние душевной подруги философа и представлений об их «идеальной дружбе». Вторая и третья части работы увидели свет в 1884 году, а четвертая появилась в печатном варианте в 1885 году. Ее Ницше издал в количестве 40 штук на свои средства.


Стиль этого произведения меняется по мере повествования: он оказывается то поэтическим, то комическим, то вновь близким к поэзии. В книге Фридрих впервые ввел такой термин, как сверхчеловек, а также начал развивать теорию воли к власти. На тот момент эти идеи были проработаны слабо, и впоследствии он развил свою концепцию в работах «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали». Четвертая книга произведения посвящена истории о том, как Заратустра высмеивал ненавистных ему почитателей собственного учения.

Воля к власти

Практически через все сочинения философа проходит мораль о воли к власти как о базовой концепции его теории. По мнению Ницше, властвование представляет собой первопричинную природу, первооснову сущего, а также способ существования. В этом плане Фридрих противопоставлял волю к власти постановке целей. Он говорил о том, что выбор цели и движение к ней уже можно назвать полноценным актом властвования.

Смерть Бога

Фридрих Ницше активно интересовался вопросами религии и смерти. «Бог умер» - один из его известных постулатов. Это высказывание философ объяснял как возрастание нигилизма, ставшее следствием обесценивания сверхчувственных оснований жизненных направлений.


Ученый также критиковал христианство за то, что жизни в реальном мире эта религия предпочитает бытие в мире загробном. Этой теме автор посвятил книгу «Антихрист. Проклятие христианству». Впервые свою нигилистическую позицию Фридрих Ницше выразил в книге «Человеческое слишком человеческое», увидевшей свет в 1876 году.

Личная жизнь

Фридрих Ницше неоднократно менял свои взгляды на женский пол, поэтому популярность его цитаты «Женщины – источник всей глупости и неразумия в мире» не отражает в полной мере его взгляды. Так, философ успел побывать и женоненавистником, и феминистом, и антифеминистом. При этом его единственной любовью, вероятно, была Лу Саломе. Об отношениях философа с другими женщинами сведений нет.


На протяжении многих лет биография философа была тесно связана с жизненным путем его сестры Элизабет, которая заботилась о брате и помогала ему. Однако постепенно в этих отношениях начался разлад. Мужем Элизабет Ницше стал Бернард Ферстер, один из идеологов антисемитского движения. Она даже уехала вместе с мужем в Парагвай, где сторонники этого движения намеревались создать немецкую колонию. Из-за денежных затруднений Ферстер в скором времени покончил с собой, и вдова вернулась в родную страну.


Ницше не разделял антисемитские взгляды сестры и критиковал ее за подобную позицию. Отношения между братом и сестрой наладились только к концу жизни последнего, когда ему, ослабленному болезнями, нужна была помощь и уход. В результате Элизабет получила возможность распоряжаться литературными произведениями брата. Она отправляла труды Ницше на публикацию только после внесения своих правок, в результате которых некоторые положения учения философа искажались.


В 1930 году Элизабет Ферстер-Ницше поддержала нацистскую власть и пригасила стать почетным гостем музея-архива Ницше, который она создала. Вождь фашистского движения остался доволен визитами и назначил сестре философа пожизненную пенсию. Это отчасти стало причиной того, что Ницше нередко ассоциируется в умах обывателей с фашистской идеологией.

Смерть

Философ нередко оказывался непонятым как близкими людьми, так и широкой общественностью. Его идеология начала набирать популярность лишь в конце 1880-ых годов, а в начале XX века его труды были переведены на многие языки мира. В 1889 году творческая работа Фридриха Ницше прекратилась из-за помутнения рассудка.


Существует мнение, что философа шокировала сцена избиения лошади. Этот припадок и стал причиной прогрессирующего психического недуга. Последние месяцы своей жизни писатель провел в базельской психической больнице. Через некоторое время престарелая мать забрала его в родительский дом, однако вскоре она скончалась, из-за чего философ получил апоплексический удар.

Библиография

  • «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм»
  • «Несвоевременные размышления»
  • «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов»
  • «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках»
  • «Весёлая наука»
  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»
  • «К генеалогии морали. Полемическое сочинение»
  • «Казус Вагнер»
  • «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
  • «Антихрист. Проклятие христианству»
  • «Ecce Homo. Как становятся сами собою»
  • «Воля к власти»

Одной из самых таинственных фигур в истории европейской неклассической мысли является Фридрих Ницше. Философия жизни, основоположником которой он считается, родилась в эпоху кризиса девятнадцатого века. В те времена многие мыслители начали восставать против традиционного рационализма, отрицая самую его основу - разум. Появляется разочарование в идее прогресса. Существующие способы и методы познания подвергаются серьезной критике как ненужные для человека и не имеющие значения для смысла его жизни. Происходит своеобразный «бунт против разума». В качестве критерия философствования выдвигается принцип связи с личностью, с ее чувствами, настроениями, переживаниями, с безвыходностью и трагичностью ее существования. Отношение к разуму и рационалистическим системам становится негативным, поскольку в их сторону выдвигается обвинение в невозможности ориентировать человека как в жизни, так и в истории. Такой стиль мышления начинает доминировать в Западной Европе. Философия жизни Ницше (кратко мы познакомимся с ней в этой статье) является ярким тому примером.

Биография мыслителя

Родился Фридрих Ницше в маленьком городке недалеко от Лейпцига, в многодетной семье протестантского пастора. Он учился в классической гимназии, откуда вынес любовь к истории, античным текстам и музыке. Его любимыми поэтами были Байрон, Гельдерлин и Шиллер, а композитором - Вагнер. В Боннском и Лейпцигском университетах юноша изучал филологию и богословие, но уже тогда однокурсники его не понимали. Зато он был настолько способным, что уже в двадцать четыре года его пригласили быть профессором. Он занял должность на кафедре филологии в Базельском университете. Много лет он дружил с Вагнером, пока не разочаровался в последнем. К тридцати годам он сильно заболел и стал жить на пенсию по состоянию здоровья. Именно это время является самым плодотворным в его жизни. Однако даже самые близкие постепенно переставали понимать его писания. И только в восьмидесятых годах девятнадцатого века работы Ницше стали по-настоящему популярными. Но ему не суждено было этого увидеть. Он не получал никаких доходов от публикации своих произведений. Даже друзья не понимали его до конца. Со второй половины восьмидесятых годов у философа начинается помутнение рассудка, затем безумие. Некоторое время он проводит в психиатрической лечебнице и в конце концов умирает от апоплексического удара в городе Веймаре.

Революционное учение

Итак, что же такое философия жизни Ницше? Прежде всего следует сказать, что это очень противоречивое учение. При этом оно часто подвергалось различным искажениям, в том числе и со стороны ведущих политиков. Родилось оно под влиянием теории Шопенгауэра и музыки Вагнера. Главными произведениями философа, где эта теория изложена, можно назвать «Утреннюю зарю», «По ту сторону добра и зла» и «Так говорил Заратустра». Для Ницше очень характерны многозначные понятия и символы. В западноевропейской философской традиции теория Ницше признана революционной по своей структуре и поднимаемым проблемам. Хотя с радикальной политикой она вообще никак не была связана. Просто она предлагает уникальный подход ко всему достоянию человечества.

Критика культуры

Философ очень тосковал по мифическим временам, когда действовали боги и герои, и поэтому начал развивать свои идеи с анализа античной трагедии. В ней он различал два начала, которые назвал дионисийским и аполлоновским. Эти термины очень важны для Ницше. Основные идеи его в области культуры связаны именно с этими понятиями. Дионисийское начало - это необузданное, страстное, иррациональное, не слушающееся никаких закономерностей и не ограниченное рамками стремление, идущее из недр самой жизни. Аполлоновское - это желание измерить, придать всему форму и гармонию, упорядочить хаос. Идеальной культурой, как полагал философ, является та, в которой эти тенденции находятся между собой в гармоничном взаимодействии, когда существует своего рода равновесие. Таким образцом, согласно мысли Ницше, является досократовская Греция. Затем настала диктатура разума, аполлоновское начало затмило все и сделалось рассудочно-логичным, а дионисийское вообще было изгнано вон. С тех пор культура идет семимильными шагами к гибели, цивилизация загнивает, духовные ценности не имеют смысла, а все идеи утратили свое значение.

О религии: критика христианства

Многие популярные сегодня фразы принадлежат именно Ницше. Высказывания его, такие как «Бог умер», и теперь цитируются и в литературе, и в полемике, и даже в повседневной жизни. Но в чем смысл отношения философа к религии? В различных своих произведениях, в том числе и в памфлете «Антихристианин», Ницше упрекает именно эту религию в смерти Бога. Современные церкви, говорит он, сделались Его гробницами. Виновато во всем христианство с его апологией слабых. Проповедуемое им сочувствие убивает волю к жизни. Оно извратило заповеди Христа. Вместо того чтобы учить людей поступать так, как Учитель, оно требует от них только верить. Христос требовал не судить людей, а его последователи все время поступают совершенно наоборот. Оно излучает жизнененавистничество. Оно породило принцип равенства перед Богом, который теперь социалисты пытаются внедрить на земле. Все христианские ценности - это пороки, ложь и лицемерие. На самом деле между людьми существует принципиальное неравенство - одни из них по природе господа, а другие - рабы. Христос в современном обществе прослыл бы идиотом. При этом нельзя сказать, что Ницше беспощаден был к другим религиям. Например, буддизм он считал образцом успешного учения. Впрочем, многие современные исследователи полагают, что мыслитель критиковал не столько основы христианства, сколько современную институализированную его форму.

Собственно философия жизни Ницше

Кратко эти идеи можно изложить следующим образом. Центральное понятие всех его теорий - это стихийно становящееся Бытие. Его сущностью является «воля к власти», представляющая собой космическое начало, не зависящее от субъекта, игра сил, энергий и страстей. Все это возникло из небытия. Но эта игра никуда не ведет, она бессодержательна, лишена смысла. Человек как существо социальное ищет закрепления присущей ему «воли к власти», постоянства, верит в то, что это возможно. Но это беспочвенные надежды. Ничего постоянного ни в природе, ни в обществе нет. Сам наш мир - это ложь, которая все время изменяется. Это трагическое противоречие и раскрывает Ницше. Философия жизни основана также и на том, что людям нужна иллюзия. Слабым, для того чтобы выжить, а сильным - чтобы властвовать. Философ часто подчеркивает этот момент. Жизнь это не просто существование. Это рост, наращивание сил, укрепление. Если воля к власти отсутствует, любое живое существо деградирует.

Об истории

Философ доказывает этот тезис, рассматривая общественное развитие. Ницше, высказывания которого очень ярки и точны, и поэтому часто превращались в афоризмы, пришел к выводу о том, что цивилизация надела на людей оковы. Это, а также общественная мораль и господствующая христианская традиция превратили человека из сильного, волевого существа в какого-то захиревшего паралитика. В то же время Ницше подчеркивает загадочность истории как науки. Это явление предстает у него как нечто противоположное жизни и воле, и даже опасное для них. Но это и необходимый феномен. Такая опасность может парализовать человека, а может и стимулировать его развитие. Существует несколько видов понимания истории. Один из них философ называет монументальным. Он пользуется поверхностными аналогиями с прошлым и может сделаться опасным оружием в руках политиков. Второй - «антикварный». Он состоит в тенденциозном подборе фактов, далеком от анализа настоящего смысла событий. И только третий - критический - является реальным и практичным методом. Он борется с прошлым, которое всегда достойно осуждения. Эти слова Ницше о жизни всего человечества могут показаться ужасными. Но он всего лишь предлагает спор с прошлым как с равноправным оппонентом. Эта дискуссия позволит «овладеть» историей и поставить ее на службу жизни. Тогда можно будет и чтить традицию, и пытаться освободиться от нее.

Об этике

Ницше часто называют основателем нигилизма. В этом есть правда. Однако не стоит слишком упрощать Ницше. Философия жизни предполагает, что на одном нигилизме ничего не построишь. Нужно чем-то его заменить. Основа жизни человека - это воля. Так полагал еще Шопенгауэр. Однако у него понятие воли означает нечто всемирное, абстрактное. Ницше же имеет в виду конкретного индивидуума. А главной движущей силой человека является все та же «воля к власти». Именно ее наличием можно объяснить поведение большинства людей. Эта основа поведения является не психологическим, а, скорее, онтологическим феноменом.

На этом базируется учение философа об идеале, или же о сверхчеловеке. Если жизнь обладает безусловной ценностью, то наиболее достойны ее сильные люди, в которых лучше всего реализуется воля к власти. Такой человек является естественным аристократом, и поэтому он свободен от навязанных ему эпохой и традициями ложных ценностей, которые представляют собой добро и зло. Ницше описал свой идеал в знаменитом труде «Так говорил Заратустра». Такому человеку все дозволено. Ведь Бог умер, как часто утверждал Ницше. Философия жизни, тем не менее, не дает оснований полагать, что у сверхчеловека отсутствует этика. Просто у него свои правила. Это человек будущего, который преступает обычную природу и способен основать новый гуманизм. С другой стороны, философ был очень критически настроен по отношению к ближайшему столетию и пророчествовал, что «ему предстоят такие колики, по сравнению с которыми Парижская коммуна - всего лишь легкое несварение желудка».

О вечном возвращении

Ницше был уверен, что эпохи, когда могли проявить себя такие идеальные люди, уже существовали в истории. Прежде всего, это «Золотой век» досократовской античности и итальянского Ренессанса. В этом видна и польза истории для жизни. В чем же она состоит? Ведь, как полагает философ, она ведет общество к деградации. Но история является гарантом «вечного возвращения» тех самых «золотых эпох», которые, казалось бы, давно канули в прошлое. Ницше был сторонником так называемого мифологического времени, которое предполагает повторение каких-либо знаковых событий. Сверхчеловек - это бунтарь и гений, который разобьет старую мораль рабов. Но созданные им ценности снова скует лед категорий и институций, и на смену ему придет эра дракона, который опять будет господствовать над новым человеком. И так будет повторяться до бесконечности, но между этими двумя крайностями хоть какое-то время просуществует «золотая эпоха», ради которой и стоит жить.

Стиль и популярность

Для этого просто стоит почитать Ницше. Цитаты этого удивительного философа-пророка потому так притягательны, что он пытается разбить устаревшие, с его точки зрения, моральные устои, пересмотреть общепринятые ценности, апеллирует к чувствам, интуиции, жизненному опыту, исторической действительности. Конечно, в его произведениях много бравады, рассчитанной на внешний эффект. Поскольку он был филологом, то его очень заботил литературный аспект его произведений. Они очень емкие, четкие, а его высказывания часто провокационные и непредвиденные. Это очень эпатажный и «литературный» философ. Но слова Ницше, цитаты которого (наподобие «Если идешь к женщине, не забудь плеть», «Падающего толкни» и другие) вырваны из контекста, не следует понимать буквально. Этот философ требует усиленного понимания и настроя на совершенно другой универсум, чем тот, к которому мы привыкли. Именно эта революционность изложения принесла произведениям Ницше такую удивительную популярность. Его радикальное вопрошание о ценностях и объективности истины вызвало множество яростных дискуссий и комментариев еще при жизни мыслителя. Метафористичность и иронию его высказываний и афоризмов трудно было превзойти. Однако многие современники, особенно российские философы, не поняли Ницше. Они критиковали его, редуцируя идеи мыслителя исключительно к проповеди гордыни, атеизма и своеволия. В советское время была распространена тенденция считать Ницше человеком, способствовавшим возникновению идеологии национал-социализма. Но все эти упреки в сторону мыслителя не имеют под собой ни малейших оснований.

Последователи

Философия жизни Фридриха Ницше была изложена в сумбурных, беспокойных писаниях. Но второе дыхание она получила, как это ни странно, в систематизированных логических рассуждениях и четких выводах Вильгельма Дильтея. Именно он поставил философию жизни, основанную Ницше, в один ряд с академическими школами и заставил считаться с нею ведущих ученых. Он привел все эти сумбурные идеи в систему. Переосмыслив теории Шопенгауэра, Ницше и Шлейермахера, Дильтей соединил философию жизни с герменевтикой. Он добавляет новые значения и интерпретации, выработанные немецким трагическим гением теории. Дильтей и Бергсон использовали философию жизни для создания альтернативной рационализму картины мира. А его идеи об индивидуальном преодолении ценностей, структур и контекста имели сильное воздействие на мыслителей конца двадцатого и начала XXI века, которые использовали его концепции в качестве отправной точки для собственных теорий.

Основные идеи Ф. Ницше, основоположника философии жизни, кратко изложенные в этой статье.

Основные идеи Ницше

(1844-1900 годы) – это европейский философ. Имя мыслителя известно каждому. Его мировоззрение развивалось под влиянием трудов Шопенгауэра и теории Дарвина. Фридрих Ницше основал философию о жизни, провозгласив ценностью ту реальность, которую необходимо постичь.

Ницше основные идеи изложил в трудах:

  • Смерть бога
  • Воля к власти
  • Переоценка ценностей
  • Нигилизм
  • Сверхчеловек

Рассмотрим самые распространенные идеи великого мыслителя.

  • Воля к власти

Ницше стремился к господству и власти. Это его главная жизненная цель и смысл существования. Для философа воля представляла основу мира, состоящую из множества случайностей и наполненная беспорядком и хаосом. Воля к власти привела Ницше к идее создания «сверхчеловека».

  • Философия жизни

Жизнь, согласно философу, является уникальной и отдельной реальностью для каждого человека. Она жестко критикует учения и выражения, которые касаются мыслей как показателя человеческого существования. Также жизнь не стоит отождествлять с понятием разума. Ницше считает, что жизнь – это постоянная борьба, главным качеством которой выступает воля.

  • Сверхчеловек

Ницше философия основные идеи коснулись и мыслей касательно идеального человека. Он крушит все правила, идеи и нормы, предписанные людьми. Ницше как бы напоминает, что все это фикция, которую навязало нам христианство. Кстати, философ рассматривал христианство как инструмент, навязающий людям качества, которые создают рабское мышление, из сильных личностей делают слабых. Религия при этом слишком идеализирует слабого человека.

  • Истинное бытие

Проблемы бытия Ницше освещает вкратце. Философ уверен, что противопоставить эмпирическое и истинное не можно. Отрицание реальности способствует отрицанию декадансу и человеческой жизни. Мыслитель уверен, что абсолютного бытия не существует. Есть всего лишь круговорот жизни, в котором постоянно повторяется то, что когда-то уже было.

Кроме того, Фридрих Ницше критикует религию, нравственность, науку, разум. Он уверен, что большая часть людей на планете неразумные, жалкие и неполноценные личности. Единственный способ управления ими – это военные действия.

Мыслитель также агрессивен по отношению к женщинам. Он отождествлял их с коровами, кошками и птицами. Единственная роль женщины – это вдохновлять мужчину, а он, в свою очередь должен ее держать в строгости и применять физические наказания.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Ницше.

Фридрих Вильгельм Ницше, первый сын священника, лютеранского пастора Карла Людвига Ницше и Франциски Ницше, урождённой Элер, родился 15 октября в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. День рождения совпал с Днем рождения короля – Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь. Ницше рос в глубоко верующей семье, и вера составляла основу его мироощущения в детские годы.

Отец его умер после года безумия и изнурительных страданий. 4 января 1850 года умирает маленький брат от нервного припадка. Трагизм пережитых дней надолго остается в сознании Ницше. В отрочестве Ницше пользуется престижем у товарищей по гимназии, учится игре на рояле, совершает первые пробы стихотворчества и музыкальных композиций. Однажды, за 12 дней он пишет историю своего детства.

6 октября 1858 года Ницше поступает в знаменитую школу Пфорта (под Наумбургом). Он переживает сильное желание стать музыкантом вопреки осуществлявшейся им подготовке к гуманитарной научной деятельности. Уже в это время его занимают философские, этические проблемы. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гёльдерлин.

С 1862 года Ницше начинает мучиться регулярными головными болями, не мешающими, однако, усиленным занятиям в школе и в свободное время. Он пишет стихотворение “Эрманарих” и три статьи: “Фатум и история”, “Свобода воли и фатум”, “О христианстве”. Его восторгает опыт его творчества.

В середине октября 1862 года Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет, где изучает теологию и филологию. Затем переезжает продолжать обучение филологии в Лейпцигский университет (к профессору Ричлю). Первое чтение Шопенгауэра, сопровождается для Ницше глубокими внутренними потрясениями, он даже называет Шопенгауэра отцом. Ницше стремится глубже изучить искусство и философские системы гениального античного мира.

С 1867 по 1888 гг. Ницше создает все свои выдающиеся труды, занимается преподавательской деятельностью – все это сопровождается неуклонным ухудшением здоровья. Ницше теряет зрение, прогрессируют головные боли. После выхода статьи «Публика и популярность» Вагнера – кумира и учителя Ницше, содержащей (впрочем, без упоминания имени) резкие нападки на Ницше, происходит резкое ухудшение здоровья. Этим подтверждается очевидный факт – состояние здоровья Ницше напрямую связано с его душевным состоянием, которое в свою очередь сильно зависело от признания его творчества. Однако ни один его труд в этот период не принимается одобрительно.

Ницше воплотил в своем творчестве, довел до предела то, что в философии всегда присутствовало как одна из ее характерных черт - разрушение. Философия всегда разрушала.

«Посмотри на добрых и праведных! Кого ненавидят они больше всего? Того, кто разбивает их скрижали ценностей, разрушителя, преступника - но это и есть созидающий. Посмотри на правоверных! Кого ненавидят они больше всего? Того, кто разбивает их скрижали ценностей, разрушителя, преступника - но это и есть созидающий. Спутников ищет созидающий, а не трупов, а также не стад и не верующих. Созидающих так же, как он, ищет созидающий, тех, кто пишут новые ценности на новых скрижалях» .

Она разрушала существующие убеждения, принципы, систему ценностей. Но философия не только разрушала, она, как правило, на месте разрушенного строила нечто новое, предлагала новые идеи и принципы, которые ложились в фундамент новой культуры. Философия - это стремление к системе, к дисциплине, к упорядоченности бытия. Именно это преобладает в немецкой классической философии от Канта до Гегеля.

С. Цвейг в биографической повести о Фридрихе Ницше, писал: «Ницше вторгается в немецкую философию, как флибустьеры XVI века в Испанию, орда необузданных, неустрашимых, своевольных варваров, без вождя, без короля, без знамени, без дома и родины. Он разрушитель всякого покоя и жаждет только одного: разорять, разрушать всякую собственность, громить обеспеченный, самодовольный покой. Неустрашимо совершает он свои набеги, врывается в крепости морали, проникает сквозь частоколы религии, никому и ничему не дает он пощады, никакие запреты церкви и государства не останавливают его».

Один из современников Ницше писал, что его книги «увеличили независимость в мире». Цвейг отмечает, что, входя в его книги, мы ощущаем озон, стихийный, очищенный от всякой затхлости, спертости, чистый воздух. Свободный кругозор открывается в этом героическом пейзаже, И веет в нем безгранично прозрачный, острый как нож воздух, воздух для сильного сердца, воздух свободного духа.

Ницше принимает основную мысль Шопенгауэра, выраженную в книге «Мир как воля и представление»: воля - основа мира. Уже в первой своей работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872 г.) он развивает ряд идей, которые противоречили устоявшимся представлениям. Книга была встречена враждебно.

Почти все труды Ницше - «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Так говорил Заратустра» (1883-1884) трудно издаются, практически не раскупаются, их никто не читает. «Меня поймут после европейской войны», - предсказывал Ницше.

С точки зрения профессиональной, академической философии Ницше не философ, или, по крайней мере, не совсем философ. Он философ - поэт. Его философия воплощена не в логике и строгой системе, а в художественных образах. Ницше как бы пытается снова соединить философию и поэзию, чтобы сбросить с нее покрывало академизма и профессорской учености, делающее философию для многих недоступной. В середине XIX века в Германии все еще господствует философия Гегеля, которая является «философией духа». Мир для нее - различные стадии воплощения познающего себя разума: «Все действительное разумно, все разумное действительно». Мир разумен, в его основе - абсолютный дух. Это философский идеализм, которому традиционно противостояла материалистическая философия.

В философии были разведены и противопоставлены друг другу активное, действующее, нематериальное начало - разум, дух и начало инертное, пассивное - материя. Дух - субъект, материя - субстанция. Проблема философии ХVIII- начала XIX века - как совместить субстанцию и субъект, материю и разум, если они изначально кажутся несовместимыми. Гегель представил субстанцию, материю как «инобытие» духа, как овеществленный разум. Разум поглотил материю.

Философия Ницше - попытка преодолеть односторонность идеализма и материализма. Мир - не дух и не материя, В его основе - активная жизненная сила. С точки зрения Шопенгауэра и Ницше - это воля. Она не разумна, не рациональна, представляет собой слепую, стихийную активность. Мир какбы сбрасывает с себя ореол порядка, добропорядочности, разумности и превращается в дикую игру сил и стихий. Страсть, необузданность, отвага, мужество, сила занимают в этом мире достойное место, рассматриваются как изначальные свойства жизни. Все, что их сдерживает и подавляет, есть признак слабости и болезни. Естественно, мораль, религия, разум - то, что больше всего ценила прежняя философия, - попадают в разряд антиценностей. В философии Ницше разум из мирового упорядочивающего начала превращается в жалкий и призрачный человеческий интеллект, возомнивший себя способным управлять мировой стихией.

Ницше подвергает резкой критике всю прежнюю философию. Он как бы говорит философам: вы создаете идеи, конструируете теоретические миры, но задумывались ли вы, что выражают ваша теоретические миры? Вы считаете, что открываете истину. На самом деле ваша «истина» разума есть только маска воли. Ваш разум не является чем-то независимым от тела, господином самого себя. Его господином является слепая сила, воля, глубинные стремления, инстинкты вашего тела. Разум, сам того не зная, только обосновывает, оправдывает намерения воли. Чтобы понять теоретические конструкции разума, недостаточно знать, что он сам об этом говорит, какие цели он сознательно стремится достичь. Надо снять маску, раскрыть скрытые, глубинные мотивы, направляющие работу разума. Разум - марионетка воли, хотя часто считает себя ее хозяином.

Ницше поставил проблему взаимосвязи сознания и подсознания. Именно подсознание, глубинные жизненные стремления, по его мнению, определяют содержание вашего сознания.

Глубинная жизненная сила - стремление к господству, воля к власти. Именно она заставляет философов создавать определенные идеи и навязывать их миру. Но философы об этом не подозревают. Они считают себя открывателями вечных истин. Вот почему философия, по мнению Ницше, есть нечестная игра. Она является нечестной не потому, что философы обманывают сознательно, подобно фокусникам на сцене. Они сами обманываются и обманывают других, не понимая истинного смысла того, что говорят. Философ видимость принимает за реальность, подобно тому, как люди когда-то принимали за реальность движение солнца вокруг земли. Должен был прийти Коперник, чтобы открылось истинное положение вещей. Ницше проделывает с духом, сознанием примерно то же, что Коперник проделал с Землей. Он лишает дух центрального, господствующего положения и делает его игрушкой воли

Теперь не разум правит миром, как считал Гегель, миром никто не правит. Он есть воля, темная слепая сила. «Прежняя философия считала, что человек может и должен подчинить волю разуму и морали. Надо отбросить эти иллюзии. Мораль определяется волей, а не наоборот».

Введение

Политико-правовой аспект философского учения Ф. Ницше одно из самых сложных и противоречивых в современной науке. Актуальность данной проблематики заключается в возросшей популярности философа. В произведении «Так говорил Заратустра» он описал себя как философа послезавтрашнего дня. Действительно, Ницше опередил свое время, и, кажется, только теперь его взгляды и умозаключения начинают понимать. Самым большим опасением исследователей на сей день является то, что философия Ницше развращает умы молодежи, на которую всегда производила большое впечатление. Повышенный радикализм и ультраправые настроения в обществе черпают из его учения главные тезисы своих уставов.
Целью моей работы было осветить главные положения учения Ницше, подробно остановившись на политико-правовом аспекте, и показать влияние данного учения на общество. Также я попыталась рассмотреть Ницше как философа витализма, чьей главной ценностью является жизнь, т.о. сразу входит в противоречие с надуманным массами радикализмом Ницше. Большая часть трудов, переработанных мною, - критика зарубежных авторов его учения. Напротив, советский автор Одуев произвел отрицательное впечатление, а его книга показала себя в качестве пропагандистской, в которой Ницше незаслуженно был назван фашистом.

Основные положения учения Ницше.

Нигилизм.

Что такое нигилизм? - То, что высшие ценности теряют свою ценность.
Мораль - это высшее заблуждение и неправда. Мораль зиждется на вере, бытие - более объективная и стабильная, однако во многом расхожая с моралью категория. Ницше в начале "Воли к власти" пишет о том, что период нигилизма в истории неминуем, что вскоре человечество сродни Фаусту отчается в поиске смысла за пустыми оценочными категориями, не несущими никакого смысла и осознает тщетность восхождения по лестнице нравственности, которое, являясь целью, ничего не дает в конце. Утрата веры в систему, Абсолюта, причастность к целостному также порождает нигилизм. Самой последней его стадией является неприятие человеком ни реального, ни созданного им самим миров - разрыв и путаница объективной реальности и оценочных категорий человека, порождаемых его собственное понимание действительности.
Морализм без религии - прямой путь к нигилизму, он основан на слепой вере в Абсолютного Творца, без нее мораль подскажет всем то, что каждый из нас, по сути, Творец. Морализм в совокупности с религией - левиафан еще больший. Так как истоком европейской морали было христианство, Ницше в своих трудах отождествляет мораль европейскую с моралью христианской.
Мораль – это защита и броня для «недоросшего» человека, «доросший» же человек обладает способностью нападать.
Ницше не нигилист, он не отрицает ценностей. Он страшится прихода нигилизма и видит выход только в переоценке ценностей. Начало его он рассматривает как предвестник грядущего упадка общества. "Если он когда-либо и считал себя пророком нигилизма, то он возвещал о его наступлении не как о чем-то, что следует праздновать, но в том смысле, в каком Иеремия был пророком разрушения Иерусалима".
Столкновение воли «господ» и воли «рабов» порождает нигилизм и непонимание между ними.
Причина нигилизма - в отсутствии высшего вида человека (как Наполеон или Цезарь), в падении мира, т.к. им начинает управлять стадо, масса, общество.
Ницше презирает истину и считает ее безобразной. Он не нигилист, но просто отворачивается от многих вещей, что его окружают: религия, мораль, нравы, политика...

Христианство.

Ницше смеется над христианами и осуждает их за слепоту. По его словам, они создали культ добра, "доброго человека", который продолжает вести ту же самую войну, что и человек "плохой". Нет абсолютного зла и абсолютного добра, отказываясь от зла, человек отрицает жизнь. Природа человека такова, что любовь и ненависть, доброта и гнев неразрывно связаны друг с другом. Из этого Ницше делает вывод о том, что мораль неестественна природе человека. "Я объявил войну худосочному христианскому идеалу не с намерением уничтожить его, а только, чтобы положить конец его тирании и очистить место для новых идеалов, для более здоровых и сильных идеалов...". Работа "Антихрист" Ф. Ницше была написана им, дабы обличить христианство и его мораль. Нужно воспринимать его антихристианские идеи в контексте того времени. Те качества, что он воспитывает в читателе: презрение, гордость, самоуважение - нужны чтобы избавится от затхлых идеалов, которые лишь являются лишним стагнирующим фактором для дальнейшего развития общества. Он понимал, что без достаточного презрения человек конца 19 века не сможет отказаться от столь заманчивых идолов, которые дают надежду на светлое будущее, которого, по его мнению, не будет, если не произойдет переоценка ценностей. Христианство изжило себя, оно должно уступить по праву место сверхчеловеку. Оно культивирует слабость и сочувствие, которые сильным людям не свойственны.
Часто заблуждаются в том, что Ницше атеист, это не так. Его фраза "Бог умер" далеко не атеистическая, она лишь говорит о том, что идол умер, что общество уже готово принять нового. Он видит последствия смерти Бога и ужасается тому, что этот кумир когда-нибудь окончательно падет, что будет невозможно контролировать массы. Для Ницше не важно, существует Бог или нет, для него важно верим мы в него или нет. Он сам осознал, что Бог для него мертв, опередив тем самым общество и предсказав гибель христианской морали. Европа сейчас воспринимает христианство уже не как связующее звено в обществе, а как историческое и культурное наследие, которое все более становится атавизмом.

Воля к власти.

Природа власти также дуалистична, как и природа человека. Власть не только приносит пользу, но и вредит. Как всякая воля, она стремится к максимизации. Сильные волей люди должны как повелевать, так и повиноваться. Повиновение - это не отказ от собственной власти, в нем заключено противодействие, это, такая же, как и приказывание, форма борьбы.
Власть - это захват, присвоение, увеличение своего потенциала за счет другого, наращение сил. Воля к власти появляется, когда она находит сопротивление. Ницше восхвалял войну: "Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир - больше, чем долгий... Вы говорите, что благая цель освещает войну? Я же говорю вам, что благо войны освещает всякую цель". Война ценна тем, что она раскрывает потаенные добродетели человека и самые главные - храбрость и благородство, война делает людей ближе к их естеству. Воля к власти - это воля к жизни. Ницше - представитель витализма, он соизмеряет все не в соответствии с добром и злом, а с тем, что естественно жизни. Жизнь - это высшая человеческая ценность, реализовать ее возможно только через волю к власти.

Идея о сверхчеловеке.

Идея о сверхчеловеке или "белокурой бестии" занимает ядро ницшеанского учения. Очень часто путают Заратустру Ницше с его Сверхчеловеком. Заратустра только говорит о будущей белокурой бестии, он его предтеча и пророк, пришел, чтобы подготовить почву для новой расы людей. Всего содержатся три главных идеи о Сверхчеловеке в "Так говорил Заратустра": первая - оставаться верными земле, не верить тем, кто говорит о надземных надеждах, вторая - идея о вечном возвращении, сверхчеловек - это не новый этап в эволюции, хотя и имеет сходные с человеком внешние признаки, и третья - о Воли к Власти, о Бытие и сущности жизни. Сверхчеловек принимает философию "Вечного Возвращения". Это идея о мире, вечность которого обусловлена бесконечным повторением.
Сверхчеловек Ницше по ту сторону добра и зла, он имеет иные ценности и установки, в отличие от представителя христианской культуры, он отрицает мораль как сдерживающий фактор проявления своей воли. Сверхчеловек сам порождает ценности. Это раса сильных (в культурном, а не антропологическом значении слова "раса"). При этом принцип наследственности отсутствует. Самое большое искушение - сострадание - не свойственно ему. «...индивидуализм или, другими словами, эгоизм, имморализм остаются достоянием избранника: «Эгоизм присущ только существу, обладающему благородной душой, т.е. тому, кто непоколебимо убежден, что подобным ему существам остальные должны подчиняться и приносить себя в жертву. По отношению к низшим существам все дозволено и во всяком случае выходит из категории добра и зла».

Государство и право в учении Ницше.

Роль права и государства для Ницше является второстепенной по отношению к самой идее, это лишь средства, инструменты культуры, в которой сталкиваются воли, и выигрывает та, которая сильнее. Вся история - это столкновение двух типов воль: воли господ и воли рабов.

Государство.

Ницше восхищается правовыми институтами Древней Греции, законодательством Ману, законом кастового строя, а точнее - двумя эпохами - классической древностью и языческим Возрождением. Разделяя типы государственности на два основных: демократический и аристократический - воспевает последний. Если «аристократия воплощает веру в элитное человечество и высшую касту, демократия воплощает неверие в великих людей и элитное сословие: «Каждый равен каждому». «В сущности, мы все скопом своекорыстные скоты и чернь». Демократия или «господство толпы» ведет к декадансу, вырождению культуры, власть должна принадлежать аристократии, избранным, меньшинству. Демократия наравне с социализмом только поддерживает идеалы христианской морали - смирение, подчинение, сочувствие, пассивность, что враждебно волевому потенциалу человека. Только тогда государство будет «здорово» и будет раскрывать потенциал человека, когда оно будет подчинено жесткой иерархии.
Рабство, по мнению Ницше, необходимо. Его роль велика - нужен ресурс, для поддержания немногочисленной аристократии. Вместе с тем Ницше не хочет, чтобы рабы были бесправны, например он наделяет их правом на восстание. "Восстание - это доблесть раба". Только бунт, считает он, может проявить изъяны в государстве, и если он произошел, нужно не наказывать бунтарей, а наоборот облагодетельствовать их.
Ницше не был сторонником какой-либо определенной теории возникновения государства и права, его взгляды можно охарактеризовать как смесь естественно-правовой теории и теории насилия. Государство возникло в ходе насильственной борьбы сильных и слабых. Ницше, как бывший дарвинист, считает, что прогрессу общества больше способствует борьба за первенство, чем борьба за существование. Он возвеличивает роль личности в истории и дарует ей право жертвовать массами для создания нового вида человека.
Ж. Бурдо дает оценку политико-правовой идее Ф. Ницше: «Государство - враг цивилизации. Оно приносит пользу только тогда, когда во главе его стоит тиран, «антилиберальный до жестокости». Единственное, подходящее положение в государстве для высшего человека - это положение диктатора». «Благодаря демократической морали, т.е. благодаря филантропии и гигиене, слабые, болезненные выживают, множатся и портят расу (таково мнение Спенсера). Прежде чем улучшать людей воспитанием, их надо переродить путем подбора. Нас может спасти только новая аристократия, класс господ, приближающихся к типу сверх-человека. Европа целиком должна управляться этими людьми, им надо приносить в жертву массы, и это поведет человечество к прогрессу».
Ницше также не был анархистом. Анархизм, как он пишет в "Воле к власти", лишь агитационное средство социализма, которое не свойственно жизни. «Сама жизнь не желает признавать никакой солидарности, никаких равных прав между живыми и вырождающимися частями организма: последние надобно вырезать - иначе весь организм погибнет». Равенство прав противоречит природе, мы все изначально неравны, поэтому социализм, анархизм и демократия - глубочайшая несправедливость и противоестественность.

Ницше писал в своих работах о том, что права не существует с точки зрения воли к власти. Когда сталкивается воля, то в итоге побеждает тот, чья воля сильнее. Право завоевывает сильный.
Великому человеку разрешается совершать преступления. Его воля - это воля природы, воля «сильных» от рождения, которая завоевывается и поэтому оправдана. Ницше не выступает за наказание, но за подавление. «Преступление - это бунт против общественного порядка». Оно указывает на проблемы в обществе. Если этот бунт массовый, то восставших следует вознаградить. Вместе с тем "единичный" бунт требует частичного или полного тюремного заключения. Преступник – это человек мужественный, т.к. он рисковал всем: жизнью, честью, свободой. Ницше говорит о том, что нравы меняются: раньше наказание очищало человека, теперь - оно обрекает его на изоляцию, преступник предстает перед обществом как враг, что Ницше считает неправильным.
Право на уголовное наказание – недоразумение, по сути. Право должно приобретаться договором, только в связи с его нарушением права и обязанности могут быть истребованы. Самооборона и самозащита, т.е. уголовное наказание, по Ницше – это право слабых, потому что слабые не способны защитить себя сами, на это и нужна дополнительная поддержка от государства. Вообще общество, которое отрицает войну и силу, – упадническое. Мир – это лишь перерыв и отдых между войнами.
Философию права Ницше считал еще не достаточно развитой правовой наукой. Он осуждал многих теоретиков за недостаточную аргументацию и идею, взятую в основу. Сам он считал, что нужно брать во внимание культурный и исторический аспект, в чем был близок к цивилизационному подходу.

Влияние Ницше на общество.

На обычных людей и на государственных и общественных деятелей произвели огромное впечатление труды Ницше, возникло много как сторонников, так и противников, что говорит о трудности в понимании его учения. Очень часто неверно трактуют его слова о Сверхчеловеке, о противостоянии воль. Это оказывает тлетворное влияние на отдельных индивидуумов, к примеру: один молодой человек убил свою невесту, чтобы показать, что он силен своей волей. Он считал, что это говорит ему учение Ницше. Как следствие можно предположить, что люди с низкой волей видят в его словах лишь насилие и подавление, раскрытие животных инстинктов в сторону деструктивности. Ницше пишет о воле господ и воле рабов, он лишь констатирует факт, но не стремится, чтобы каждый показывал или множил свою «волю господина». Не всегда мысли и идеи нужно претворять в жизнь, переход из «эйдоса» в практику может даже сместить первоначальную идею в ту или иную крайность, здесь очень важна соразмерность. Жорж Батай - единственный человек, который претворил в жизнь учение Ницше, более того он посвятил ему всю свою жизнь. Он заслужил мировое признание как человек, который «понял» Ницше. Ему принадлежат слова о Ницше: «Никто не может достоверно прочитать Ницше, не «став» Ницше».
Ницше произвел эффект не только на обычных людей, но и на целые партии и движения: социалисты, не смотря на ярые антисоциалистические протесты Ницше, признали его своим. Его учение было воспринято всем обществом и закрепилось в истории через А. Гитлера, Б. Муссолини и их сторонников.
Но были ли верно истолкованы его слова фашистским и нацистским движениями начала 20 века? Гитлер читал Ницше, многие историки подтверждают этот факт. Сестра Ницше всячески содействовала признанию Ницше как идеолога национал-социализма. Муссолини также признавал и ставил его выше всех философов. Несмотря на различия, в их идеологиях можно найти сходства с ницшеанством. Национал-социалисты заимствовали многое из его учения: идея о сверхчеловеке, жесткая иерархия, идея о неравенстве людей, футуризм, построение нового общества, замена бога на расовую избранность, замена креста в церквях на свастику, антисоциализм, "переоценка ценностей", индивидуализм. Хоть партия Гитлера и называлась национал-социалистической, от социализма осталось только название, это была партия «бюргеров», капиталистов. Если сравнивать движения Муссолини и Гитлера, то партия последнего была более всего приближена к ницшеанскому идеалу. К тому же, война как средство мира - один из основных мотивов доктрины Гитлера.

Заключение
Политико-праовой аспект учения Ф. Ницше рассмотрен с точки зрения основных тезисов, затронуты в большей степени его суждения о политике и праве. Рассмотрена концепция противостояния воль, идеальное государство Ницше (хоть он и не считал себя утопистом, но его идеи на сегодняшний день еще трудноосуществимы). Ницше уникален, нет ни одного философа хотя бы и напоминающего его. Все его книги – бунт против существующего порядка. Он блещет стилем. Многие критики утверждают, что за стилем он забывает об идее, но это не так. Его философия отличается тем, что он не имеет четкой структуры и форм, как это принято в классической немецкой школе философии, но его идеи заставляют думать читателя, и каждый в них находит свое понимание. Моей целью было не столько осветить мое понимание Ницше, сколько понять и донести то, какой он есть на самом деле – без идеологии и пропаганды.

Рецензии

Замечательно, что вы задались целью попробовать понять философа таким, какой он есть, то есть в отрыве от навешанных на него как отдельными авторами, так и массами ярлыков. Плохо только, что у вас не очень получилось. Вы пишите:

"...Самое большое искушение - сострадание - не свойственно ему [сверхчеловеку]. «...индивидуализм или, другими словами, эгоизм, имморализм остаются достоянием избранника: «Эгоизм присущ только существу, обладающему благородной душой, т.е. тому, кто непоколебимо убежден, что подобным ему существам остальные должны подчиняться и приносить себя в жертву. По отношению к низшим существам все дозволено и во всяком случае выходит из категории добра и зла"

Одно только это - уже фашизм. По крайней мере, отталкиваясь от принимаемой на веру истинности этого положения можно вывести и "оправдать" всю фашистскую идеологию, которая сводится к ничем не ограниченному диктату "высшего" над "низшим".

Еще вы писали в начале, что радикализм Ницше является лишь мифом, порожденным сознанием масс, а потом ниже мы читаем: "Ницше, как бывший дарвинист, считает, что прогрессу общества больше способствует борьба за первенство, чем борьба за существование. Он возвеличивает роль личности в истории и дарует ей право жертвовать массами для создания нового вида человека". И это не радикализм?

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.