Социальные и духовные проблемы пациента. Психологические проблемы пациента

Цель сестринского процесса

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма.

Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:
создание базы информационных данных о пациенте;
выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;
обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;
составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;
определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента.

Этапы сестринского процесса

В соответствии с решаемыми задачами сестринский процесс подразделяется на пять этапов:

Первый этап - сестринское обследование.

Сестринское обследование проводится двумя методами:
субъективным.
объективным.
Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.
Подробнее о сестринском обследовании

Второй этап - сестринская диагностика.

Цели второго этапа сестринского процесса:
анализ проведенных обследований;
определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;
определить направление сестринского ухода.
Подробнее о сестринской диагностике

Третий этап - планирование сестринского вмешательства.

Цели третьего этапа сестринского процесса:
исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;
разработать стратегию достижения поставленных целей;
обозначить срок достижения данных целей.
Подробнее о плане сестринского вмешательства

Четвертый этап - сестринское вмешательство.

Цель четвертого этапа сестринского процесса:
сделать все необходимое для выполнения намеченного плана ухода за пациентом идентично общей цели сестринского процесса.



Существуют три системы помощи пациенту:
полностью-компенсирующая;
частично-компенсирующая;
консультативная (поддерживающая).
Подробнее о сестринском вмешательстве

Пятый этап - определение степени достижения цели и оценка результата.

Цель пятого этапа сестринского процесса:
определить, в какой степени достигнуты поставленные цели.

На этом этапе медсестра:
определяет достижение цели;
сравнивает с ожидаемым результатом;
формулирует выводы;
делает соответствующую отметку в документах (сестринской истории болезни) об эффективности плана ухода.

ПОДРОБНЕЕ:

1 Этап Сестринское обследование проводится двумя методами:
субъективным;
объективным.

Субъективное обследование:

Расспрос пациента;
беседа с родственниками;
беседа с работниками скорой помощи;
беседа с соседями и т. д.

Расспрос

Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.

Расспрос играет огромную роль в:
предварительном заключении о причине болезни;
оценке и течении заболевания;
оценке дефицита самообслуживания.

Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин.

Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.

Расспрос складывается из пяти частей:
паспортная часть;
жалобы пациента;
anamnesis morbe;
anamnesis vitae;
аллергические реакции.

Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу.

Из жалоб пациента выделяют:
актуальные (приоритетные);
главные;
дополнительные.

Главные жалобы - это те проявления заболевания, которые больше всего беспокоят пациента, более резко выражены. Обычно главные жалобы и определяют проблемы пациента и особенности ухода за ним.

Anamnesis morbe

Anamnesis morbe – первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому:
уточняют начало заболевания (острое или постепенное);
далее уточняют признаки заболевания и те условия в которых они возникли;
затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения;
уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты;
следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии;
уточняют время наступления ухудшения.

Anamnesis vitae

Anamnesis vitae – позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.

Anamnesis vitae собирается по схеме:
1. биография пациента;
2. перенесенные заболевания;
3. условия труда и быта;
4. интоксикация;
5. вредные привычки;
6. семейная и половая жизнь;
7. наследственность.

Объективное обследование:

Физическое обследование;
знакомство с медицинской картой;
беседа с лечащим врачом;
изучение медицинской литературы по уходу.

Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.

Осмотр проводится по определенному плану:
общий осмотр;
осмотр определенных систем.

Методы обследования:
основные;
дополнительные.

К основным методам обследования относятся:
общий осмотр;
пальпация;
перкуссия;
аускультация.

Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.

Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.

Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.

После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.

Дополнительные исследования – исследования, проводимые другими специалистами (пример: эндоскопические методы обследования).

При общем осмотре определяют:
1. общее состояние пациента:
крайне тяжелое;
средней тяжести;
удовлетворительное;
2. положение пациента в постели:
активное;
пассивное;
вынужденное;
3. состояние сознания (различают пять видов):
ясное – пациент конкретно и быстро отвечает на вопросы;
помрачненное – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием;
ступор – оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно;
сопор – патологический сон, сознание отсутствует;
кома – полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов.
4. данные антропометрии:
рост,
вес;
5. дыхание;
самостоятельное;
затрудненное;
свободное;
кашель;
6. наличие или отсутствие одышки;
различают следующие виды одышки:
экспираторная;
инспираторная;
смешанная;
7. частоту дыхательных движений (ЧДД)
8. артериальное давление (АД);
9. пульс (Ps);
10. данные термометрии и т. д.

Артериальное давление - давление, оказываемое скоростью тока крови в артерии на ее стенку.

Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.

Пульс – периодические толчкообразные колебания (удары) стенки артерии при выбросе крови из сердца при его сокращении, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в сосудах в течение одного сердечного цикла.

Термометрия – измерение температуры тела термометром.

Одышка (диспное) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания с ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.

Цель первого этапа сестринского процесса – создание информационной базы о пациенте.

Цели 2 этапа сестринского процесса:
1. анализ проведенных обследований;
2. определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;
3. определить направление сестринского ухода.

Все проблемы пациента делятся на:
потенциальные;
актуальные;
первичные - требующие оказания неотложной помощи;
промежуточные – неопасные для жизни;
вторичные – не имеющие отношения к данному заболеванию или прогнозу.

Каждая из проблем может быть:
соматической;
психологической;
социальной.

Проблема пациента (сестринский диагноз)

Проблема пациента (сестринский диагноз) – это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медицинской сестры.

3 этап Цели третьего этапа сестринского процесса:
1. исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;
2. разработать стратегию достижения поставленных целей;
3. обозначить срок достижения данных целей.

Потребность – это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный на восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни.

Неудовлетворенные потребности пациента - это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем, которые требуют вмешательства со стороны.

Эмоции – это индикаторы потребностей, которые являются положительными или отрицательными реакциями на удовлетворение потребностей.

Для каждой приоритетной проблемы записывается конкретная цель, а для каждой конкретной цели подбирается конкретное сестринское вмешательство.

Цели делят на:
долгосрочные (стратегические);
краткосрочные (тактические).

Структура цели:
действие – исполнение цели;
критерий – дата, время и т.д.;
условие – с помощью кого или чего можно достигнуть результата.

План сестринского вмешательства – это письменное руководство к действиям медсестер. Составляющие плана: цели и задачи.

Для составления плана медсестре необходимо знать:
жалобы пациента;
проблемы и потребности пациента;
общее состояние пациента;
состояние сознания;
положение пациента в постели;
дефицит самообслуживания.

Из жалоб пациента медсестра узнает:
что беспокоит пациента;
составляет представление о личности пациента;
составляет представление об отношении пациента к болезни;
локализацию патологического процесса;
характер заболевания;
выделяет актуальные и потенциальные проблемы пациента и определяет его потребности в профессиональном уходе;
составляет план по уходу за пациентом.

4 этап Цель сестринского вмешательства - сделать все необходимое для выполнения намеченного плана ухода за пациентом идентично общей цели сестринского процесса.

Существуют три системы помощи пациенту:

1. Полностью-компенсирующая:
в ней нуждаются три типа пациентов:
пациенты, которые не могут выполнить ни каких действий, находясь в бессознательном состоянии;
пациенты, находящиеся в сознании, которые не могут или которым не разрешено двигаться;
пациенты, которые не в состоянии принимать решения самостоятельно;

2. Частично-компенсирующая:
распределение задач зависит от степени ограничения двигательных способностей, а также от готовности пациента усваивать и выполнять определенные действия;

3. Консультативная (поддерживающая):
пациент может осуществлять само уход и обучаться соответствующим действиям, но при наличии помощи медсестры (амбулаторное обслуживание).

Виды сестринских вмешательств:

Зависимые сестринские вмешательства – действия медсестры, выполняемые по назначению врача, но требующие знания и умения среднего медперсонала (забор биологических жидкостей);

Независимое сестринское вмешательство – действия медсестры, осуществляемые в меру ее компетентности; медсестра руководствуется собственными соображениями (подача утки в постель);

Взаимозависимые сестринские вмешательства – совместные действия медсестры с другими специалистами.

Как только медицинская сестра приступила к анализу полученных в ходе обследования данных, начинается второй этап сестринского процесса - установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.

Проблемы пациента - это проблемы, которые существуют у пациента и препятствуют ему в достижении состояния оптимального здоровья в любой сложившейся ситуации, включая состояние болезни и процесс умирания. На данном этапе формулируется клиническое суждение медицинской сестры, в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь.

Целью сестринской диагностики является разработка индивидуального плана ухода за больным для того, чтобы пациент и его семья могли адаптироваться к изменениям, возникшим из-за проблем со здоровьем. В начале данного этапа медицинская сестра выявляет потребности, удовлетворение которых у данного пациента нарушено. Нарушение потребностей приводит к возникновению у пациента проблем.

По характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние различают сестринские диагнозы:

1) физиологические , например, недостаточное или избыточное питание, недержание мочи;

2) психологические , например, тревога о своём состоянии, дефицит общения, досуга или семейной поддержки;

3) духовные, проблемы связанные с представлениями человека о его жизненных ценностях, с его вероисповеданием, поисками смысла жизни и смерти;

4) социальные , социальная изоляция, конфликтная ситуация в семье, финансовые или бытовые проблемы, связанные с выходом на инвалидность, переменой места жительства.

В зависимости от времени проблемы подразделяются на существующие и потенциальные . Существующие проблемы имеют место в данный момент, это проблемы «здесь и сейчас». Например, головная боль, отсутствие аппетита, головокружение, страх, беспокойство, дефицит самоухода и т.п. Потенциальные проблемы не существуют в настоящее время, но могут появиться в любой момент. Возникновение этих проблем необходимо предвидеть и предотвратить усилиями медицинского персонала. Например, риск аспирации рвотными массами, риск инфицирования, связанный с оперативным вмешательством и снижением иммунитета, риск развития пролежней и т.п.

Как правило, у пациента одновременно регистрируется несколько проблем, поэтому существующие и потенциальные проблемы могут быть подразделены на приоритетные - наиболее значимые для жизнедеятельности пациента и требующие первоочерёдного решения, и второстепенные - решение которых может быть отсрочено.

Приоритетными являются:

1) неотложные состояния;

2) проблемы, наиболее тягостные для пациента;


3) проблемы, способные привести к ухудшению состояния пациента или развитию осложнений;

4) проблемы, решение которых приводит к одновременному решению других имеющихся проблем;

5) проблемы, ограничивающие способность пациента к самоуходу.

Приоритетных сестринских диагнозов должно быть немного (не более 2-3).

Диагностирование призвано установить проблемы, возникающие у пациента, факторы, способствующие или вызывающие эти проблемы.

Когда информация собрана, её следует проанализировать и определить явные и скрытые неудовлетворённые потребности пациента в уходе. Необходимо определить возможности пациента в плане оказания самопомощи, помощи на дому или необходимости сестринского вмешательства. Для этого медицинский сестре нужны определённый уровень профессиональных знаний, умение формулировать сестринский диагноз.

Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и своё состояние (проблемы) с указанием причин такой реакции, и которое медсестра может самостоятельно предупредить или разрешить.

В период восстановления после лечения дома или в стационаре, а также при потере трудоспособности больные нуждаются в квалифицированной помощи и поддержки. При этом основные проблемы пациента затрагивают не только физиологические, но и психологические потребности. Поддержка со стороны опытной медсестры имеет чрезвычайно позитивное влияние на человека и ведет к его быстрому выздоровлению. Приоритетные проблемы пациента – это прежде всего необходимость в тщательном уходе, выполнения врачебных предписаний. Наличие сестринского ухода в данном случае выступает гарантией того, что больной не окажется беспомощным в сложных ситуациях или при отсутствии родственников.

Основные проблемы пациента

Основная масса неподвижных пациентов в первую очередь испытывает дискомфорт из-за ограниченной подвижности тела. Отсюда следует и дефицит самоухода, изменение привычного питания. Результатом вышеупомянутых проблем нередко становится развитие нарушений в функционировании органов и систем, в частности речь идет о появлении отеков, приступов головной боли, одышки, боли в суставах, сбоях сердечного ритма. В свою очередь психологические проблемы пациента выражаются в дефиците общения, в ощущении общего морального дискомфорта. Без поддержки со стороны медсестры или сиделки подобный дискомфорт может перерасти в апатию к окружающему миру. На фоне неподвижного состояния нередко возникают затяжные депрессивные состояния.

Приоритетные проблемы

Приоритетные проблемы пациента – это такие патологии и состояния:

  • отсутствие сознания;
  • недержание мочи и кала или запоры;
  • нарушение работы дыхательных органов;
  • перебои в сердечной деятельности.
  • Потенциальные проблемы

    На стадии реабилитации у человека с ограниченной подвижностью потенциально может возникнуть ряд трудностей. Без должного ухода за больным вероятно развитие пролежней и опрелостей. При длительном нахождении в лежачем положении пациент может страдать от гипотрофии мышечной ткани, что нередко переходит в остеопороз и сопровождается костными переломами.
    Помимо прочего, проблемы пациента настоящие и потенциальные - сказываются на повышении риска:

  • образование венозных тромбов;
  • развития пневмонии;
  • возникновение урологических инфекций;
  • проявления осложнений, которые сказываются на функционировании сердечно-сосудистой системы.
  • Основы плана сестринской помощи

    Сестринский уход должен основываться на следующих положениях. Для начала сиделки необходимо добиться выравнивания частей тела пациента, продумать, каким образом можно максимально аккуратно выполнять движения конечностей на сопротивление. Кроме того, сестре следует предупредить потерпевшего о возможной опасности выполнения наклонов и поворотов, разъяснить пациенту основные положения биомеханики. Особое значение имеет контроль питания больного. Для скорейшего восстановления рацион человека, прикованного к больничной койке, должен включать продукты, обогащенные белками, фосфором, кальцием. Поэтому питание здесь строится на употреблении бобовых, рыбы, мяса и печени, молочных продуктов.

    В каких случаях прибегают к сестринской помощи?

    Поддержка больного со стороны медработника или сиделки выглядит актуальной:

  • если пациент находится в состоянии комы;
  • при восстановлении после инсульта, инфаркта, прочих нарушений работы органов сердечно-сосудистой системы;
  • в период реабилитации, направленной на устранение серьезных последствий травм;
  • после оперативного вмешательства;
  • в случае развития у больного онкологических заболеваний;
  • при психологических расстройствах, психических заболеваниях, нервных отклонения;
  • в случаях, когда не могут быть самостоятельно реализованы основные потребности пациента;
  • при обслуживании немощных людей, лиц пожилого возраста.
  • Первый этап сестринского ухода – обследование

    Главной целью сестринского обследования пациента выступает сбор данных о состоянии его здоровья. Сначала медицинские работники собирают информацию для формирования истории болезни. Далее прибегают к физическому обследованию, в частности измерение температуры тела, артериального и глазного давления. В дальнейшем выполняют анализ крови и мочи, исследуют биохимические показатели телесных жидкостей.

    Второй этап сестринского ухода – выявление проблем пациента

    На следующем этапе сестринской помощи определяют потенциальные и существующие, а также приоритетные проблемы пациента. Это могут быть стрессовые состояния, страх перед оперативным вмешательством, дискомфорт из-за ограничения подвижности тела. Обычно медработники выявляют одновременно разные типы проблем пациента. В подобных ситуациях главной задачей выступает определение трудностей, устранение которых требует экстренного вмешательства. В качестве примера здесь стоит привести повышение артериального давления, стресс, развитие болевых синдромов. Наоборот, промежуточные проблемы не несут опасности для здоровья – наличие дискомфорта в послеоперационный период, дефицит самоухода, другое.

    Третий этап сестринского ухода – постановка целей

    Существует целый ряд задач, которые неизменно ставят перед сиделками при уходе за больным:

  • формирование информационной базы о пациенте;
  • выявление объективных потребностей больного в период реабилитации;
  • расстановка главных приоритетов в обслуживании;
  • разработка плана ухода за больным, учитывая проблемы пациента настоящие и потенциальные;
  • определение того, насколько эффективным в плане успешной реабилитации пострадавшего окажется составлен план мероприятий.
  • При этом отводится время для оценки каждой цели. Продолжительность оценки здесь зависит от этиологии заболевания, объективных проблем, состояния пациента.
    Сестринский уход предполагает реализацию нескольких целей: долгосрочные – больше 2 недель и краткосрочные – 1-15 недели. Например, при постановке целей медсестра может обучать больного в течение нескольких дней самостоятельно принимать лекарства, закапывать глазные капли без посторонней помощи. В конце отведенного срока сиделка должна определить, насколько эффективно пациент справляется с указанными действиями.

    Четвертый этап сестринского ухода – вмешательство

    Основной задачей сестринского вмешательства выступают мероприятия, направленные на реализацию ранее поставленных целей. Выделяют такие системы вмешательства медработника:

  • Компенсирующие (абсолютная) – в нем несколько категорий пациентов. В первую очередь пострадавшие, которые находятся в критическом или бессознательном состоянии. К обслуживанию пациентов, согласно представленной системе, прибегают и в случаях наличия врачебных предписаний, направленных на ограничение подвижности. Кроме того, подход применяется, если человек не может самостоятельно принимать осознанные решения.
  • Частично компенсирует – распределение действий между больным и медицинской сестрой зависит от степени ограниченности двигательных способностей потерпевшего, а также склонность последнего к учебе.
  • Поддерживающее – вмешательство система применяется в ситуациях, когда пациент способен самостоятельно обучаться уходу за собой и выполнять несложные задания. В то же время присутствие медсестры и контроль действий с ее стороны выступают обязательным условием ухода за больным.
  • Пятый этап сестринского ухода – оценка результатов

    Здесь могут возникать сестринские проблемы. Пациента необходимо как можно скорее привести в дееспособное состояние. Поэтому на данном этапе медицинскому работнику приходится оценивать степень реализации пунктов плана, сравнивать итоги проведенных мероприятий с желаемыми результатами. На завершение оценки результатов сестра формирует соответствующие выводы, делает отметку в истории болезни. В документации отмечается, насколько улучшилось или ухудшилось состояние пациента по итогам проведенных мероприятий. Если результаты сестринского ухода неудовлетворительные – выявляются допущенные ошибки. Ранее поставленные цели меняются на более реальные, достижимые в существующих условиях. В конечном итоге пересматривается план действий, вносятся коррективы в план сестринской помощи.

    заключение

    Как видно, приоритетные проблемы пациента – это физический и психологический дискомфорт, который возникает в ответ на ограниченную подвижность тела, необходимость длительного соблюдения постельного режима. Что касается сестринского ухода, подобные мероприятия не только способствуют быстрой реабилитации больного, но и адаптации родных пострадавшего к изменениям, которые возникли по причине проблем со здоровьем близкого человека. В целом же неудовлетворение потребностей пациента всегда вызывает возникновения тех или иных проблем.

    Дата публикации: 22.05.17

    В период восстановления после лечения на дому или в стационаре, а также при потере работоспособности больные нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке. При этом основные затрагивают не только физиологические, но и психологические потребности. Поддержка со стороны опытной медсестры оказывает чрезвычайно положительное воздействие на человека и ведет к его скорейшему выздоровлению.

    Приоритетные проблемы пациента - это прежде всего необходимость в тщательном уходе, выполнении врачебных предписаний. Наличие сестринского ухода в данном случае выступает гарантией того, что больной не окажется беспомощным в сложных ситуациях либо при отсутствии родственников.

    Основные проблемы пациента

    Основная масса неподвижных пациентов в первую очередь ощущает дискомфорт по причине ограниченной подвижности тела. Отсюда вытекает и дефицит самоухода, изменение привычного питания. Результатом вышеуказанных проблем нередко становится развитие нарушений в функционировании органов и систем, в частности речь идет о появлении отеков, приступов головной боли, одышки, боли в суставах, сбоях сердечного ритма.

    В свою очередь пациента выражаются в в ощущении общего морального дискомфорта. Без поддержки со стороны медсестры либо сиделки подобный дискомфорт может перерасти в апатию к окружающему миру. На фоне неподвижного состояния нередко возникают затяжные депрессивные состояния.

    Приоритетные проблемы

    Приоритетные проблемы пациента - это следующие патологии и состояния:

    • отсутствие сознания;
    • недержание мочи и кала либо запоры;
    • нарушение работы дыхательных органов;
    • сбои в сердечной деятельности.

    Потенциальные проблемы

    На стадии реабилитации у человека с ограниченной подвижностью потенциально может возникнуть ряд трудностей. Без должного ухода за больным вероятно развитие пролежней и опрелостей. При длительном нахождении в лежачем положении пациент может страдать от гипотрофии мышечной ткани, что нередко перетекает в остеопороз и сопровождается костными переломами.

    Помимо прочего, проблемы пациента - настоящие и потенциальные - сказываются на повышении риска:

    • образования венозных тромбов;
    • развития пневмонии;
    • возникновения урологических инфекций;
    • проявления осложнений, которые сказываются на функционировании сердечно-сосудистой системы.

    Основы плана сестринской помощи

    Сестринский уход должен основываться на следующих положениях. Для начала сиделке необходимо добиться выравнивания частей тела пациента, продумать, каким образом можно максимально аккуратно выполнять движения конечностей на сопротивление.

    Кроме того, сестре следует предупредить пострадавшего о возможной опасности выполнения наклонов и поворотов, разъяснить пациенту основные положения биомеханики.

    Особое значение имеет контроль питания больного. Для скорейшего восстановления рацион человека, прикованного к больничной койке, должен включать продукты, насыщенные белками, фосфором, кальцием. Поэтому питание здесь строится на употреблении бобовых, рыбы, мяса и печени, молочных продуктов.

    В каких случаях прибегают к сестринской помощи?

    Поддержка больного со стороны медработника либо сиделки выглядит актуальной:

    • если пациент находится в состоянии комы;
    • при восстановлении после инсульта, инфаркта, прочих нарушений работы органов сердечно-сосудистой системы;
    • в период реабилитации, направленной на устранение последствий серьезных травм;
    • после оперативного вмешательства;
    • в случае развития у больного онкологических заболеваний;
    • при психологических расстройствах, психических заболеваниях, нервных отклонениях;
    • в случаях, когда не могут быть самостоятельно реализованы пациента;
    • при обслуживании немощных людей, лиц старческого возраста.

    Первый этап сестринского ухода - обследование

    Главной целью сестринского обследования пациента выступает сбор данных о состоянии его здоровья. Вначале медицинские работники собирают информацию для формирования истории болезни. Далее прибегают к физическому обследованию, в частности измерению температуры тела, артериального и глазного давления. В последующем выполняют анализ крови и мочи, исследуют биохимические показатели телесных жидкостей.

    Второй этап сестринского ухода - выявление проблем пациента

    На следующем этапе сестринской помощи определяют потенциальные и существующие, а также приоритетные проблемы пациента. Это могут быть стрессовые состояния, страх перед оперативным вмешательством, дискомфорт ввиду ограничения подвижности тела.

    Обычно медработники выявляют одновременно различные типы проблем пациента. В подобных ситуациях главной задачей выступает определение трудностей, устранение которых нуждается в экстренном вмешательстве. В качестве примера здесь стоит привести повышение артериального давления, стресс, развитие болевых синдромов. Напротив, промежуточные проблемы не несут опасности для здоровья - наличие дискомфорта в послеоперационный период, дефицит самоухода, прочее.

    Третий этап сестринского ухода - постановка целей

    Существует целый ряд задач, которые неизменно ставят перед сиделками при уходе за больным:

    • формирование информационной базы о пациенте;
    • выявление объективных потребностей больного в период реабилитации;
    • расстановка главных приоритетов в обслуживании;
    • разработка плана ухода за больным, учитывая проблемы пациента настоящие и потенциальные;
    • определение того, насколько эффективным в плане успешной реабилитации пострадавшего окажется составленный план мероприятий.

    При этом отводится время для оценки каждой цели. Продолжительность оценки здесь зависит от этиологии заболевания, объективных проблем, состояния пациента.

    Сестринский уход предполагает реализацию нескольких целей: долгосрочные - более 2 недель и краткосрочные - 1-1,5 недели. Например, при медсестра может обучать больного на протяжении нескольких дней самостоятельно принимать лекарство, закапывать глазные капли без посторонней помощи. В конце отведенного срока сиделка должна определить, насколько эффективно пациент справляется с указанными действиями.

    Четвертый этап сестринского ухода - вмешательство

    Основной задачей выступают мероприятия, направленные на реализацию ранее поставленных целей. Выделяют следующие системы вмешательства медработника:

    1. Компенсирующее (абсолютное) - в нем нуждается несколько категорий пациентов. В первую очередь пострадавшие, которые находятся в критическом либо бессознательном состоянии. К обслуживанию пациентов, согласно представленной системе, прибегают и в случаях наличия врачебных предписаний, направленных на ограничение подвижности. Кроме того, подход применяется, если человек не может самостоятельно принимать осознанные решения.
    2. Частично-компенсирующее - распределение действий между больным и медицинской сестрой зависит от степени ограниченности двигательных способностей пострадавшего, а также предрасположенности последнего к обучению.
    3. Поддерживающее - система вмешательства применяется в ситуациях, когда пациент способен самостоятельно обучаться уходу за собой и выполнять несложные задачи. В то же время присутствие медсестры и контроль действий с ее стороны выступают обязательным условием ухода за больным.

    Пятый этап сестринского ухода - оценка результатов

    Здесь могут возникать сестринские проблемы. Пациента необходимо как можно скорее привести в дееспособное состояние. Поэтому на данном этапе медицинскому работнику приходится оценивать степень реализации пунктов плана, сравнивать итоги проведенных мероприятий с желаемыми результатами.

    В завершение оценки результатов сестра формирует соответствующие выводы, делает отметки в истории болезни. В документации указывается, насколько улучшилось либо ухудшилось состояние пациента по итогам предпринятых мероприятий.

    Если результаты сестринского ухода неудовлетворительны - выявляются допущенные ошибки. Ранее поставленные цели изменяются на более реальные, достижимые в существующих условиях. В конечном итоге пересматривается план действий, вносятся коррективы в план сестринской помощи.

    В заключение

    Как видно, приоритетные проблемы пациента - это физический и психологический дискомфорт, который возникает в ответ на ограниченную подвижность тела, необходимость длительного соблюдения Что касается сестринского ухода, подобные мероприятия не только способствуют скорейшей реабилитации больного, но и адаптации родных пострадавшего к изменениям, которые возникли по причине проблем со здоровьем близкого человека. В целом же неудовлетворение потребностей пациента всегда вызывает возникновение тех или иных проблем.

    Физиологические проблемы пациентов:

    · боль (в том числе и хроническая боль) локальная, генерализованная, иррадиирующая;

    · обезвоживание;

    · нарушение вкуса;

    · нарушение сна (сонливость, бессонница);

    · слабость;

    · утомляемость (непереносимость физической нагрузки);

    · нарушение глотания;

    · риск аспирации;

    · нарушение зрения;

    · спутанность сознания;

    · потеря сознания;

    · нарушение памяти;

    · нарушение кожной чувствительности;

    · патологическое состояние кожи;

    · нарушение целостности кожных покровов;

    · поражение слизистой оболочки рта;

    · увеличение лимфатических узлов;

    · задержка мочи;

    · учащенное и/или болезненное мочеиспускание;

    · недержание мочи;

    · риск осложнения беременности;

    · нарушение схемы тела (нарушение подвижности);

    · риск последствий неподвижности;

    · нарушение ходьбы;

    · снижение уровня гигиены (дефицит навыков самопомощи);

    · дефицит самообслуживания при мытье, уходе за частями тела, физиологических отправлениях, одевании, приёме пищи, питье.

    Психоэмоциональные проблемы пациента:

    · психологический стресс;

    · нарушение речевого общения;

    · нарушение самооценки, в том числе чувство вины;

    · нарушение личностной идентичности;

    · чувство заброшенности;

    · брезгливость по отношению к себе или окружающим;

    · высокий уровень тревожности;

    · страх заразить близких людей;

    · утрата контроля над ситуацией в профессиональном аспекте и других аспектах;

    · бессилие;

    · неэффективные механизмы совладения со стрессом (страх, апатия, депрессия);

    · потеря надежды;

    · чувство беспомощности;

    · трудность контроля эмоций;

    · дефицит общения;

    · недоверие к медицинскому персоналу;

    · страх смерти;

    · чувство ложного стыда;

    · зависимость от родственников, медработников и других лиц;

    · отрицание болезни;

    · несоблюдение требований режима;

    · чрезмерная обеспокоенность своим физическим здоровьем;

    · чрезмерная обеспокоенность своей внешностью;

    · риск самоповреждения;

    · реакция на смену обстановки.

    Социально-бытовые проблемы пациентов:

    · социальная изоляция;

    · ограничение прав (настоящее и потенциальное);

    · нарушение семейных коммуникаций, том числе отказ семьи от пациента (нарушение модели семейных отношений);

    · финансовые трудности, в том числе необходимость значительных, дополнительных затрат;

    · высокий риск заражения окружающих;

    · нарушение социальных коммуникаций.

    Вся информация о пациенте обязательно передаётся врачу, который оказывает больному помощь, в том числе и психологическую.

    Медсестра осуществляет вмешательства, которые фиксирует в карте сестринского ухода. Карта сестринского процесса может храниться в тумбочке больного, в ней сам больной или, ухаживающие за ним, лица могут записывать свои (его) проблемы, которые он обговаривает с сестрой. Проблемы больного медицинская сестра должна записывать на его языке, чтобы в дальнейшем легче было их с ним обсуждать.

    Например, пожилая женщина с диагнозом «хронический бруцеллёз, артрозо – артрит плечевых суставов» постоянно плачет. Оказывается, что беспокоит её до слёз не столько физическая боль в суставах, сколько невозможность из-за ограничения движений в правой руке молиться Богу. Медсестра записывает: «Не может перекреститься из-за боли и ограничений движений в правом плечевом суставе» и определяет нарушенные потребности женщины: хроническая боль в правом плече, ограничение движений, чувство беспомощности, чувство вины из-за невозможности соблюдать религиозные обряды в соответствии с православной верой.

    Карта сестринского процесса передаётся по кругу от одной дежурной сестры к другой медсестре (палатной, дежурной), и каждая медсестра, вновь приступившая к работе, подключается к сестринскому процессу и обсуждает с больным динамику его проблем, которые уже были записаны предыдущей сестрой. И каждая медсестра, устанавливая очередность сестринских вмешательств и рационально распределяя своё рабочее время, кроме всех настоящих проблем больного, записывает его приоритетные проблемы, которых не должно быть больше двух-трёх.

    Приоритетными могут быть как настоящие, так и потенциальные проблемы.

    К приоритетным проблемам относятся 1) все неотложные состояния, например, бред больного с острой печёночной недостаточностью, осложнившей течение вирусного гепатита В; 2) наиболее тягостные для пациента проблемы в настоящий момент, например, многократная диарея при сальмонеллёзе; 3) проблемы, которые могут привести к различным осложнениям и ухудшению состояния пациента, например, риск развития прободения кишечника у больного брюшным тифом; 4) проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем, например, снижение страха перед предстоящей колоноскопией кишечника улучшает настроение и сон пациента; 5) проблемы, ограничивающие способность пациента к самоуходу.

    § 5. Этап планирования помощи инфекционному больному

    План сестринского ухода – это подробное перечисление профессиональных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.

    Планировать сестринскую помощь необходимо вместе с пациентом, который должен дать согласие на все предлагаемые медсестрой мероприятия плана, которые должны быть ему понятны. Медсестра настраивает пациента на успех выздоровления. Она обосновывает ему необходимость постановки целей сестринского вмешательства и вместе с ним определяет пути их достижения.

    Цель – это ожидаемый конкретный положительный результат сестринского вмешательства по каждой из выявленных проблем пациента. Цель должна быть конкретной и реальной. Формулировать её необходимо так, чтобы она была понятна пациенту и его родственникам.

    Вначале медсестра с участием пациента или его родственников, участвующих в уходе за тяжёлым инфекционным больным, определяет первоочерёдность решения выявленных его проблем. Она определяет сроки достижения цели. По срокам достижения различают краткосрочные (меньше недели) и долгосрочные цели (недели, месяцы).

    Каждая из целей сестринского ухода содержит 1) исполнение или действие, 2) характеристику времени, места, расстояния, 3) условие (с помощью кого-либо, чего-либо).

    Например, приоритетная проблема инфекционного больного - удушье. Цель – (действие) обеспечить достаточное поступление кислорода в организм больного до восстановления функции дыхания (время) с помощью притока воздуха и жидкого кислорода (условие).

    Далее медсестра, опираясь на стандарты сестринской практики, выбирает пути решения поставленной цели и обосновывает их. Составление плана индивидуального ухода требует от медсестры гибкости в применении стандартов уходов на практике. Она может дополнить план действиями, не предусмотренными стандартом, если правильно аргументирует свою точку зрения.

    В результате составления плана составляется карта сестринского процесса.

    Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 5352 | Нарушение авторских прав


    | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 31 | | | | | | | | | | | | | | |